Биржа труда после сокращения

ImageFlow / .com

Данное пособие является формой поддержки безработных граждан. Выплачивается оно регулярно, но не постоянно, а в пределах определенного срока. И право на него имеют только признанные в установленном порядке безработными граждане.

Статус безработного

Чтобы гражданина признали безработным, он должен:

  • быть трудоспособным гражданином, не имеющим работы и заработка;
  • зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • искать работу и быть готовым приступить к ней.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется службой занятости по месту жительства. Решение о регистрации должны принять не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов.

К последним относятся:

  • паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности);
  • трудовая книжка или заменяющий ее документ (к примеру, дубликат трудовой книжки);
  • документы, удостоверяющие квалификацию гражданина (например, диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство о профессии рабочего либо иной документ, удостоверяющий присвоение разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения);
  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Впервые ищущие работу и не имеющие квалификации должны представить только паспорт и документы об образовании.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – закон о занятости).

В течение какого периода выплачивается пособие по безработице

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно, причем начисляется оно гражданам с первого дня признания их безработными. Исключение составляют граждане, которые потеряли работу в результате ликвидации компании или прекращения деятельности ИП либо в результате сокращения штата. Дело в том, что за ними сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев (ст. 178 ТК РФ). Таким гражданам пособие начинает выплачиваться после того, как прекратится выплата среднего заработка (п. 3 ст. 31 закона о занятости).

Пособие не может выплачиваться более 6 месяцев в течение 12 месяцев. Имеются в виду 12 месяцев не подряд, а суммарно. Те граждане, которые впервые ищущих работу, стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, или были уволены за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, а также те, кто был уволен по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоял в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, могут получать пособие по безработице не более, чем за три месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев (п. 4 ст. 31 закона о занятости).

Важно знать, что пособие выплачивается, только если гражданин регулярно проходит перерегистрацию. Ее сроки устанавливает служба занятости, но они не могут быть чаще, чем два раза в месяц (п. 6 ст. 31 закона о занятости).

Когда выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается

Выплата пособия по безработице может быть прекращена или приостановлена. Об этом решении обязательно уведомляется безработный.

Пособие прекращают выплачивать в случаях, если гражданин умер либо стал занятым, длительное время (более месяца) не являлся в службу занятости без уважительных причин, начал получать пенсию или осужден к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. При переезде безработного в другую местность пособие тоже перестают выдавать. Еще одно основание – отказ гражданина от помощи службы занятости в поисках работы (для этого он должен написать письменное заявление). Пособие также прекращают выплачивать, если гражданин начал проходить профессиональное обучение или получать дополнительное образование по направлению службы занятости с выплатой стипендии. Наконец, выплата пособия прекращается, если выяснится, что гражданин добился его получения обманным путем (п. 2 ст. 35 закона о безработице).

Во всех этих случаях одновременно с прекращением выплаты пособия лицо снимают с учета в качестве безработного.

Кроме того, выплату пособия могут приостановить на срок до одного месяца. Такое возможно, например, в случаях:

  • отказа от двух вариантов подходящей работы за один период безработицы;
  • отказа от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение. Это затрагивает тех, кто является безработным более месяца и при этом впервые ищет работу или хочет устроиться на работу после длительного (более года) перерыва;
  • явки в состоянии опьянения на перерегистрацию в качестве безработного;
  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации;
  • самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом. То же касается отчисления с места обучения, на которое гражданин был направлен службой занятости (п. 3 ст. 35 закона о занятости).

При этом следует учитывать, что период, на который выплата приостанавливается, засчитывается в период выплаты пособия по безработице.

Есть еще ряд случаев, когда пособие временно не выплачивают, но эти периоды, наоборот, в общую продолжительность выплаты не входят:

  • отпуск по беременности и родам;
  • выезд безработного из места постоянного проживания в связи с обучением по вечерней и заочной форме в учреждениях профессионального образования;
  • призыв безработного на военные сборы и привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, а также с исполнением государственных обязанностей (п. 4 ст. 35 закона о занятости).

Размер пособия по безработице

Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы.

При этом обязательным является условие о том, что в течение 12 месяцев до безработицы гражданин состоял в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 календарных недель (п. 1 ст. 30 закона о занятости).

Для определения среднего заработка работника его средний дневной заработок умножается на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).

А средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В расчет берется заработок за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения (постановление Минтруда России от 12 августа 2003 г. № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»).

По общему правилу в первом (12-месячном) периоде выплаты пособие начисляется:

  • в первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие три месяца – в размере 60% заработка.

При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. (п. 1 ст. 33 закона о занятости).

В 2020 году минимальный размер пособия составляет 1500 руб., а максимальный – 12 130 руб. При этом, в связи со сложившейся сложной экономической обстановкой в 2020 году для некоторых категорий граждан установлены иные размеры пособия. Так, кто был уволен и признан безработными начиная с 1 марта 2020 года и имеет детей в возрасте до 18 лет, получит в апреле — августе 2020 года увеличенное пособие пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 руб. за каждого ребенка одному из родителей (приемных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) (постановление Правительства РФ от 27 марта 2020 г. № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год»). Тем, кому назначено пособие в размере минимальной величины, за май — июль 2020 г. получат его в размере 4500 руб. Для предпринимателй, прекративших свою деятельность после 1 марта 2020 г. и признанных безработными, пособие устанавливается в размере 12130 руб. на срок не более 3 месяцев, но не позднее 1 октября 2020 г. Тем же, кто утратил право на получение пособия в связи с истечением срока его выплаты, продлевается выплата пособия на срок не более трех месяцев, но не позднее 1 октября 2020 г.

Пособие по безработице в размере минимальной величины устанавливается для:

  • граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • направленных службой занятости на обучение и отчисленных за виновные действия (п. 2 ст. 30 закона о занятости).

Служба занятости ограничивает размер пособия на 25%, если безработный не явился без уважительной причины на собеседование с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости. Такое же последствие может наступить, если гражданин отказался без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение. В обоих случаях сумма пособия уменьшается на срок не более месяца (п. 5 ст. 35 закона о занятости).

Добавим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе в возрасте до 23 лет) имеют дополнительные гарантии. Если они ищут работу впервые и при этом зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных, им в течение шести месяцев выплачивается дополнительное пособие. Его размер приравнен к уровню средней заработной платы, сложившегося в регионе (ст. 34.1 закона о занятости).

С 1 января 2019 года дополнительная помощь оказывается и гражданам предпенсионного возраста, оставшимся без работы. Так,если они состояли в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, то пособие по безработице начисляется в следующем размере:

  • первые три месяца в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца в размере 60% такого заработка;
  • в дальнейшем в размере 45% такого заработка.

При этом размер пособия по безработице таким гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. В 2019 г. минимальный размер пособия для граждан предпенсионного возраста составлял 1 500 руб., максимальный — 11 280 руб. В 2020 году установлен единый максимальный размер пособия по безработице для всех граждан — 12 130 руб.

Особые условия предусмотрены для тех граждан, которые имеют страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно. Для них период выплаты пособия увеличивается сверх установленных 12 месяцев на 2 недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом, период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев. Аналогичное правило исчисления периода выплаты пособия действует для тех, кто имеет указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ст. 34.2 закона о занятости).

Материальная помощь безработным

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением допустимого периода выплаты, может оказываться материальная помощь. Ее также можно получить в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Матпомощь оказывают органы службы занятости.

Размер этой выплаты и условия ее предоставления устанавливаются регионами. К примеру, в Москве некоторые безработные (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, студенты, граждане моложе 30 лет и т. д.) могут рассчитывать на следующую материальную помощь:

1

Ежемесячная оплата к пособиям по безработице в размере минимального пособия по безработице.

2

Материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице. Она предоставляется на основании больничного и приравнена также к минимальному пособию по безработице.

3

Компенсация расходов на общественный транспорт, которая также предоставляется всем безработным. Ее размер составляет половину стоимости единого проездного на месяц.

4

Единовременная материальная помощь в случае смерти члена семьи безработного либо одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного. Эти обстоятельства нужно подтвердить свидетельством о смерти. Сумма материальной помощи в этом случае будет равна максимальному пособию по безработице (Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве», постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 г. № 47-ПП «Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан»).

Последняя актуализация: 26 июня 2020 г.

Моя
работа Центр занятости населения
города Москвы Личный кабинет Войти через госуслуги или

Отзывы

× Результаты отправлены Ок

СПИСОК ОТЗЫВОВ
Николай Петрович. 27.02.2020
Выражаю искреннюю благодарность специалисту отдела трудоустройства Устиновской Марине Александровне! Каким то невероятным образом Марина Александровна убедила меня, отчаявшегося в поиске работы предпенсионера, на встречу в Центре занятости для обсуждения моих неудач. Вместе с ней мы провели работу над ошибками. Исправили, в свете современных тенденций, резюме. Определили ресурсы на которых будем его размещать. Вообщем выработали довольно агрессивную стратегию продвижения. Результат не заставил себя ждать. С первого же дня пошли просмотры резюме и приглашения на собеседования. Звонки идут почти каждый день…… но они не успели… я уже на работе)). Четвертое собеседование получилось результативным.
Спасибо Марина Александровна! Вы настоящий профи!!!
Дюмин Дмитрий Андреевич. 27.02.2020
Хочу поблагодарить сотрудниц центра занятости населения г. Москвы отдела «Лосиноостровский» Грицай Викторию и Улькову Ирину за высочайший профессионализм, за ответственность, за их неравнодушие и желание помочь в поиске работы!
Кузнецова Надежда. 19.02.2020
«Хотела выразить огромную благодарность сотруднику цзн Солнцево Егоренковой Юлии Викторовне, за оказанную помощь и поддержку в поиске работы. Всегда, на протяжении всего срока поисков, очень поддерживала морально и давала советы, благодаря которым и удалось устроиться на работу. Безмерно благодарна ей, побольше бы таких сотрудников!)»
Бронникова Евгения. 12.02.2020
«Хочу оставить свой благодарный отзыв о сотруднице центра занятости населения г. Москвы на улице Щепкина д.38 стр.1 м. Проспект Мира – Валерко Екатерине Юрьевне. Профессиональна, вежлива и заряжает оптимизмом, что очень важно при поиске работы своей мечты! Искренне старается помочь всеми возможными и доступными способами при поиске нужной вакансии, при этом часто в ущерб себе, в свой технический перерыв, не обращая внимание на время, Екатерина Юрьевна внимательно и кропотливо подбирает вакансии, согласно моему образованию и опыту работы. Спасибо огромное Вам за ваш нелегкий труд, за порядочность, профессиональные советы и помощь при поиске лучшей вакансии для меня! Екатерина Юрьевна, от всего сердца желаю Вам здоровья, счастья, благополучия и карьерного роста. Именно таких профессиональных сотрудников надо представлять к награждению и повышать в должности!»
Мусатов Илья. 10.02.2020
«Обратился в центр занятости в городе Щербинка с целью поиска подходящей работы. Мой куратор, Меркулова Екатерина, предложила мне посетить мероприятие по содействию в самозанятости. Флагманскский центр занятости произвел на меня хорошее впечатление. Директор ЦЗН Роман Шкут был очень убедителен. Теперь я хочу организовать собственное дело. Хочется поблагодарить начальника отдела ЦЗН г. Щербинки за отлично подготовленных сотрудников. Отдельное спасибо инспектору Меркуловой Екатерине за понимание, отзывчивость и профессиональный подход к работе.»

Одной из задач Службы занятости населения является социальная поддержка безработных граждан, однако в Агентства занятости населения Санкт-Петербурга обращаются граждане, которые в соответствии со ст.2 и п.3 ст.3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» не могут быть признаны безработными и, соответственно, не имеют право на получение пособия по безработице.

В случаях выявления фактов получения социальных выплат обманным путем, специалисты службы занятости в соответствии с п.2 ст.35 Закона о занятости населения прекращают выплату пособия по безработице данному гражданину, снимают его с учета в качестве безработного и предлагают ему добровольно погасить задолженность.

В соответствии с п.5.2 приказа Федеральной службы по труду и занятости от 08.08.2005 № 302 «Об организации работы по предотвращению попыток получения либо получения пособия по безработице обманным путем» руководители службы занятости по всем выявленным случаям незаконного получения пособия обязаны передавать в правоохранительные органы соответствующие материалы, в том числе и в случаях возмещения безработными гражданами незаконно полученных сумм в добровольном порядке.

Получение социальных выплат незаконным способом путем введения в заблуждение специалистов службы занятости, сокрытия факта занятости, предоставления подложных документов и недостоверной информации влечет:

1. Взыскание с граждан всей суммы незаконно полученного пособия по безработице (ст.ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).

2. Административную ответственность:

Статья 7.27.1. Кодекса РФ об Административных правонарушениях «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием».

Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния — влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости причиненного ущерба, но не менее пяти тысяч рублей.

3. Уголовную ответственность:

Статья 159.2 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество при получении выплат».

Мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

Статья 327 Уголовного кодекса РФ «Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков».

Подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Подделка паспорта гражданина или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях их использования или сбыт таких документов наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Приобретение, хранение, перевозка в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, штампов, печатей или бланков наказываются ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.

Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, наказываются принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок.

Использование заведомо подложного документа, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

В рамках этой статьи рассмотрим три основания увольнения:

1) увольнение по собственному желанию без уважительных причин — по ст. 38 КЗоТ;

2) увольнение по собственному желанию при наличии уважительных причин, перечисленных в ст. 38 КЗоТ, а именно: переезд на новое место проживания, перевод мужа/жены на работу в другую местность, поступление в учебное заведение, невозможность проживания в данной местности, подтвержденная медицинским заключением, беременность, уход за ребенком до достижения им 14 лет или ребенком с инвалидностью, уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением или лицом с инвалидностью I группы, выход на пенсию, прием на работу по конкурсу и другие уважительные причины, указывающие на невозможность продолжать работу по заключенному трудовому договору (уважительность таких причин определяет работодатель);

3) увольнение по соглашению сторон — по п. 1 ч. 1 ст. 36 КЗоТ.

Теперь подробнее о самом походе в Центр занятости.

В центр занятости в карантин

Становимся на учет. Как и ранее, стать официально безработным можно, став на учет в Центр занятости. Обратиться за содействием в трудоустройстве можно в любое отделение этого органа, вне зависимости от зарегистрированного места жительства либо проживания.

Как и большинство учреждений в период действия карантина, Центры занятости по всей стране перешли на удаленный режим работы. Прямого контакта с посетителями нет. Однако у тех, кто собирается стать официально безработным в этот период, есть возможность стать на учет:

1) дистанционно. От вас понадобится подать 2 заявления (о предоставлении статуса безработного и назначении выплаты пособия по безработице);

На официальном сайте Центра занятости (dcz.gov.ua) размещена пошаговая инструкция о том, как это сделать. Электронные адреса Центров занятости также размещены на сайте.

2) подав заявления о предоставлении статуса безработного и назначении выплаты пособия по безработице лично. Для этого в отделениях Центра занятости расположены специальные ящики для корреспонденции, которые находятся в холле учреждения. Информацию о списке необходимых для постановки на учет документов, бланки и образцы заявлений, а также номера телефонов дежурных специалистов вы также сможете найти на стендах.

Отправив заявления, ожидайте связи со специалистом. Сейчас заявки обрабатываются ежедневно и очень оперативно, так что долго ждать звонка не придется.

После завершения карантина в течение 10 рабочих дней в Центр занятости нужно подать оригиналы документов, перечисленных в пп. 17 — 19 Порядка № 792*.

* Порядок регистрации, перерегистрации безработных и ведения учета лиц, ищущих работу, утвержденный постановлением КМУ от 19.09.2018 г. № 792.

В общем случае это паспорт, налоговый номер, трудовая книжка, документы об образовании, военно-учетный документ.

Назначение пособия. В период действия карантина присвоение статуса безработного осуществляется в день подачи заявления.

Назначение выплаты пособия по безработице также начинается со дня регистрации лица безработным.

При этом статья КЗоТ, по которой вас уволили с работы, значения не имеет. Будь то ст. 36 (увольнение по соглашению сторон) или ст. 38 (увольнение по собственному желанию), выплаты назначат с первого дня. Единственное условие — увольнение должно произойти в период действия карантина, начиная с 12.03.2020 г. и до дня его окончания (о том, если дата вашего увольнения вне этого периода, читайте дальше).

Размер будущего пособия напрямую зависит от заработанного страхового стажа.

Если страховой стаж за последние 12 месяцев до регистрации в Центре занятости превышает 6 месяцев, то размер выплат по безработице рассчитывается в процентном соотношении к средней зарплате, начисленной на прежнем месте работы, в зависимости от страхового стажа.

Так, если ваш стаж составляет от 6 месяцев до 2 лет, то размер пособия будет составлять 50 % средней зарплаты; от 2 до 6 лет — 55 %; от 6 до 10 лет — 60 %; более 10 лет — 70 %.

С течением времени такая сумма постепенно уменьшается, в зависимости от продолжительности безработицы. В первые 90 дней безработный получает 100 % назначенного ему денежного пособия (100 % от 50 %, 55 %, 60 % или 70 % — соответственно страховому стажу), в течение следующих 90 календарных дней — 80 % (80 % от 50 %, 55 %, 60 %, 70 %), а в оставшийся период выплаты составляют 70 %. Но в любом случае ее размер будет не менее минимального размера пособия по безработице, установленного для этой категории лиц (в 2020 году — 1800 грн).

Кроме этого, пособие по безработице не может превышать 4-кратного размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом.

В 2020 году максимальный размер пособия по безработице составляет:

— с 01.01.2020 г. — 8408 грн (2102 грн x 4);

— с 01.07.2020 г. — 8788 грн (2197 грн x 4);

— с 01.12.2020 г. — 9080 грн (2270 грн x 4).

Лицам, которые за последний календарный год имеют страховой стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в минимальном размере.

Для этой категории лиц на период действия карантина и в течение 30 календарных дней после его окончания установлен минимальный размер пособия по безработице — 1000 грн**.

** Утвержден постановлением правления Фонда по безработице от 08.04.2020 г. № 217.

Как долго будут платить? В общем случае продолжительность выплаты пособия по безработице составляет 360*** календарных дней в течение двух лет. Однако существует ряд нюансов, которые влияют на этот срок.

*** 720 дней — для лиц предпенсионного возраста (за 2 года до наступления права на пенсию согласно ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV).

Так, период выплаты пособия будет составлять:

— 360 дней — при увольнении с последнего места работы по собственному желанию при наличии уважительных причин (по ст. 38 КЗоТ);

— 270 дней (630 для предпенсионеров) — при увольнении с последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин (по ст. 38 КЗоТ), по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 36 КЗоТ).

Как видите, само по себе увольнение в период карантина дает шанс получить пособие по безработице незамедлительно, а вот увольнение по собственному желанию при наличии уважительных причин — еще и на более продолжительный период времени. Если же таковых нет, то, в принципе, не важно, по какой из двух статей вы уволитесь (38-й или 36-й) — продолжительность выплат будет одинаковой.

Когда карантин закончится

Теперь о том, как производится выплата пособия по безработице, если увольнение произошло не в период карантина. При этом в партнеры по поиску работы выбираете Центр занятости.

Становимся на учет. После окончания карантина Центры занятости вернутся к обычному режиму постановки безработных на учет. Обратиться за содействием в трудоустройстве можно будет в любое отделение этого органа, вне зависимости от зарегистрированного места жительства либо проживания, но сделать это можно будет только лично.

Назначение пособия. Здесь при назначении пособия решающую роль будет играть основание вашего увольнения с прежнего места работы.

При увольнении по соглашению сторон пособие устанавливается в размере 100 % определенной суммы. С течением времени такая сумма постепенно уменьшается (как это делают, см. выше). Начисляют пособие с 8-го дня после регистрации в качестве безработного.

Если увольнение происходит по собственному желанию при наличии уважительных причин, то при начислении пособия действуют такие же правила: пособие в размере 100 % определенной суммы (с последующим уменьшением) начисляют с 8-го дня после регистрации в качестве безработного.

А вот если имеем дело с увольнением по собственному желанию без уважительных причин, то пособие будет составлять только 80 % от возможного размера и начисляться на 91-й день после регистрации в Центре занятости.

Обратите внимание: если увольнение произошло до введения карантина (до 12.03.2020 г.), то при обращении в Центр занятости онлайн регистрация в качестве безработного и назначение пособия будут производиться в обычном режиме (указанном выше) — в зависимости от основания увольнения. Это же касается продолжительности выплат, о которой пойдет речь дальше.

Как долго будут платить? В общем случае продолжительность выплаты пособия по безработице не превышает 360 календарных дней в течение двух лет со дня назначения такого пособия.

Но уволенным по соглашению сторон и по собственному желанию без уважительных причин указанный срок сокращен на 90 календарных дней. То есть они могут получать пособие по безработице не более чем 270 календарных дней. При этом в случае увольнения по соглашению сторон сокращают последние дни от даты регистрации, а в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин — первые дни от даты регистрации. Отметим, что на такие первые дни как раз и приходится выплата пособия по безработице в размере 100 %. Поэтому пособие будет начисляться с 91-го дня после регистрации в Центре занятости и составлять только 80 % от возможного размера.

Для наглядности приведем изложенную информацию в таблице.

Пособие по безработице в послекарантинный период

Критерий

Основание для увольнения

по соглашению сторон

(п. 1 ч. 1 ст. 36 КЗоТ)

по собственному желанию

(ст. 38 КЗоТ)

при наличии уважительных причин

без уважительных причин

Размер пособия по безработице

100 % определенного размера*

100 % определенного размера

80 % определенного размера

Начало выплаты пособия по безработице

с 8-го дня после регистрации в качестве безработного

с 8-го дня после регистрации в качестве безработного

с 91-го дня после регистрации в качестве безработного

Продолжительность выплаты пособия по безработице

270 календарных дней

360 календарных дней

270 календарных дней

* С последующим уменьшением.

Как видите, самым удобным и выгодным вариантом будет увольнение по собственному желанию по уважительным причинам. Оно дает шанс получить пособие по безработице незамедлительно, в полном размере, и на более продолжительный период времени.

Если же вы не желаете связываться с этими уважительными причинами, то для вас может быть более привлекательным увольнение по соглашению сторон.

С выгодами разобрались. Теперь разберемся в том, как же оформляется то или иное увольнение.

Подаем заявление

По собственному, без уважительных причин. Предупредить работодателя о своем намерении уволиться нужно за две недели до желаемой даты увольнения. Для этого подаете заявление в письменной форме. Заметьте: предупредить работодателя об увольнении можно и в период отсутствия на работе (болезнь, отпуск, простой), который перекроет полностью или частично двухнедельный период.

По собственному, с уважительной причиной. Если у вас есть уважительные причины, перечисленные в ст. 38 КЗоТ (см. в начале статьи), то именно вы определяете дату своего увольнения. Работодатель должен уволить вас датой, о которой вы просите в заявлении. Самостоятельно изменить ее работодатель не может. Но он вправе потребовать документально подтвердить наличие уважительной причины.

Поэтому лучше сразу приложить к заявлению об увольнении соответствующие документы. В заявлении указывайте основание (ст. 38 КЗоТ), саму уважительную причину увольнения и желаемую дату увольнения.

По соглашению сторон. А тут уже как договоритесь с работодателем. КЗоТ не содержит ограничений в этом вопросе. Поэтому после подачи заявления об увольнении по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 36 КЗоТ) прекратить трудовой договор можно уже в этот день (если администрация согласна) или согласовать другую дату увольнения.

Статус – временно безработный

Прогнозы пока неутешительные

Итак, кого называют «временно безработный»? Чтобы получить этот статус, надо, как минимум, потерять работу. Это происходит по разным причинам. Работающий человек может попасть под увольнение по сокращению численности штатов, либо уволиться по собственному желанию, если его не устраивают условия работы и зарплата. Однако, уволившись с очередного места службы, человек легкомысленно считает, что теперь он временно безработный. По смыслу это, конечно, верно. Но совсем не соответствует реальной, законодательно обусловленной действительности.

Безусловно, ищущий работу человек сам решает, чем заниматься: на дядю пахать или предпринимательские способности развивать. С этой точки зрения временно безработный – это тот, у кого нет занятия, приносящего деньги. Каждый временно не работающий гражданин подпадает под действие закона. В нормативных актах и описывается их статус. В законодательстве страны закреплено, кого можно называть временно безработным. Это, как правило, трудоспособный человек, зарегистрированный специализированной, осуществляющей деятельность на государственной основе, службой.

Сегодня Забайкальский край – один из наиболее проблемных регионов. Российской Федерации. В 2016 году пессимистические прогнозы экспертов по уровню безработицы в нем подтверждаются: показатели колеблются в районе 13%, тогда как в среднем по стране – 6%.
С начала года число безработных в крае стремительно растет. А по оценкам специалистов, реальная безработица в крае почти в 20 раз превышает официальную статистику. Настоящий ее показатель приближается к отметке 300 000 человек.

Работы у нас в крае действительно очень мало. Стабильно функционирующих промышленных предприятий не так много. Некоторые из них в связи с экономическим кризисом вынуждены были пойти на непопулярные меры по сокращению численности работников.

Так, попрощались с работой сотрудники ряда железнодорожных предприятий, а, к примеру, Сретенский судостроительный завод перешел на неполную рабочую неделю. Между тем, бюджет края на 2016 год не предусматривает такого большого количества безработных. Кроме того, средняя заработная плата в Забайкалье меньше, чем в других регионах страны.

Впрочем, и на следующий год прогнозы неутешительные. Недавно глава Контрольно-счетной палаты Забайкальского края Светлана Доробалюк, выступая перед депутатами с докладом об анализе закона о бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов на очередном заседании Заксобрания, заявила, что бюджет на 2017 год рискованный, объем доходов будет ниже среднероссийских, в то время как потребительские цены установятся выше среднероссийских. По ее словам, прогнозируется, что уровень безработицы и уровень потребительских цен в Забайкалье будет выше среднероссийских, в то время как реальные доходы населения будут ниже среднероссийских.
Положение усугубляет и то, что Забайкальский край является самым криминальным регионом России. Причина — все в тойже безработице, а сопутствует всему этому пьянство.
Отрицательный отпечаток на это безрадостное положение накладывает и снижение численности работоспособного населения, а также ухудшение демографической ситуации.

Прежде всего, это связано с постоянным оттоком населения из нашего региона. Люди, особенно молодые, уезжают в другие края в поисках достойной работы и зарплаты. Мы уже не раз писали об этом в нашей газете. Многие, устроившись на работу в других регионах, не возвращаются на свою малую родину. Однако есть среди них и такие, кто, помыкавшись в поисках лучшей доли в более благополучных российских городах и не найдя ее, возвращаются в родные пенаты.

Где родился – не пригодился

Алексей С., приехав в Читу из глубинки, долго не мог найти работу. Решил попытать счастья в Москве, где благополучно обосновался его знакомый после службы в армии. Вначале Алексей устроился в автосервис, освоив специальность мойщика автомобилей. Жил здесь же, в общежитии. Но условия работы были невыносимыми. Владелец автосервиса экономил на подогреве воды, заставляя работников мыть машины ледяной. Через некоторое время Алексей уволился, так как стали болеть руки, да и зарплата оставляла желать лучшего, половина которой к тому же уходила на оплату различных штрафов.

После он устраивался на работу грузчиком на товарных складах, разносчиком листовок, живой рекламой в торговых центрах. Но эта работа не приносила ни удовлетворения, ни хорошей зарплаты.

Не принятый столицей, Алексей вернулся в Читу. Вскоре устроился на работу в фирму инкассатором. Платили по читинским меркам неплохо – до 25 тысяч рублей в месяц. Однако через два года он попал под сокращение численности работающих и встал на учет в службе занятости. Сейчас Алексей – вновь в поиске работы. Но пока нет подходящих вариантов для устройства на работу.

Наталья К. тоже стоит около года на учете по безработице в городской службе занятости. Работала корректором в газете и, как Алексей С., попала под сокращение численности работающих. Она регулярно, как на работу, ходит в службу занятости, но из предлагаемых ею вакансий Наталья пока ничего не нашла для себя. Высшее образование и профессия, сопряженная с интеллектуальным трудом, претят ей быть, к примеру, уборщицей помещений или мойщицей посуды. Свободной вакансии корректора, к сожалению, сейчас нет.

Будучи безработной. Наталья пробовала трудоустроиться самостоятельно. Однако ее длительные поиски не увенчались успехом. Однажды ей прислали СМС из некоего отдела кадров. Она пришла на собеседование, где ее встретили вежливо и заинтересованно. Затем пригласили посетить занятия, где шла речь о торговом маркетинге. Посетив пару таких занятий, куда приходили и другие временно не работающие читинцы, Наталья вскоре убедилась, что данная организация не что иное, как банальный лохотрон.

В следующий раз ее вновь ждало разочарование. Посетив одну фирму по продаже БАДов, она также быстро сообразила, что это – очередной развод.

Сейчас Наталья серьезно раздумывает о том, что ей надо приобрести новую профессию. Возраст – 35 лет – пока позволяет ей пройти обучение по профориентации. На этот счет у нее есть свои соображения. А почему бы не стать графическим дизайнером? Эта специальность сегодня востребована на рынке труда и сулит неплохую зарплату.

Возможно, Наталья примет правильное решение, обретя конкурентоспособную специальность. Тем более, что в 2017 году в Чите количество безработных граждан составит 1480 человек, что ниже уровня 2016 года, а вот средней уровень номинальной зарплаты вырастет с 34 тысяч 344 рублей до 36 тысяч рублей. С таким заявлением 6 декабря на общественных слушаниях по бюджету на следующий год выступил заместитель руководителя администрации города по экономике и финансам Максим Курьянов.

По данным ГУЗ «Центр занятости населения города Читы», за 9 месяцев 2016 года услугу по профессиональной ориентации получил 2381человек. И, хотя по сравнению с 2015 годом получивших услугу по профориентации стало больше, безработных среди этого числа стало меньше.

Это обусловлено уменьшением численности признанных безработных на 17, 3 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. При этом заметно увеличилось по срав­нению с соответствующим периодом прошлого года (с 2,3% до 6,1%) число поучивших услугу по профориентации граждан, имеющих инвалидность, что связано в первую очередь с усилением индивидуальной работы, проводимой с данной категорией. Молодежь в возрасте 14-29 лет по-прежнему составляет самую большую группу получателей данной услуги – 54,9%, из них подростки в возрасте 14-17 лет — 50%.

Как утверждает Центр занятости,сегодня преобладает спрос на профессии экономического и управленческого профиля, снижен интерес к профессиям материального производства и сферы услуг, транспорта, строительства, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, общественного питания.

Хотелось бы закончить эту статью на оптимистической ноте, однако реалии жизни таковы, что пока, как говорится, для радости нет оснований.

Так, как стало известно из федеральных СМИ, на заседании Российской трехсторонней комиссии, состоявшемся в конце октября, было заявлено, что пособия по безработице в следующем году останутся без изменений. Как и прежде, минимальная выплата составит 850 рублей, а максимальная — 4,9 тыс. рублей. Профсоюзы напомнили, что эти суммы не индексировались уже 6 лет, с 2010 года. Как ранее заявлял Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, уровень пособия по безработице в России находится на недопустимо низком уровне.

К сожалению, справедливость его слов подтверждают не в нашей стране, а за ее рубежами. Достаточно сказать, что в соседней Финляндии потерявший работу человек получает пособие по безработице в сумме тысячи евро. Вот так это государство заботится о своих гражданах. Как говорится, нам бы их заботы.

Биржа труда после сокращения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *