Организация работы учителя-логопеда
Категория: Методические материалы Дата публикации Федосова Марина Анатольевна, учитель-логопед
Автор-составитель: учитель-логопед Федосова М.А
Формирование правильной и чистой речи одна из важнейших задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с ростом и развитием ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в контакт с окружающими, он легко общается, задает вопросы, понятно выражает свои мысли. И, наоборот, если у ребенка есть какие-то речевые проблемы, то это затрудняет его общение с людьми, и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер и развитие, являясь серьезным психотравмирующим фактором. И если в дошкольном возрасте дети не ощущают свои речевые дефекты, не обращают на них внимание, то в 6-7 лет дети с дефектами речи становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми. Все это является результатом затруднений вербального общения. Если речевые проблемы во время не устранить, то они могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе.
Логопедическая работа необходима в дошкольном возрасте, так как:
без речи нет полноценного психического развития
нет вербального контакта с окружающими
без речи ребенок не может осознанно планировать, регулировать свое поведение
нарушение речи может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка, вызвать различные психологические проблемы
влияет на формирование знаний, умений и навыков
Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Основными задачами деятельности учителя-логопеда являются:
- обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи
- изучение речевого развития детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них
- систематическое проведение необходимой коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальным перспективным планом
- формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной речевой среды
- координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми
На логопедические занятия отбираются дети подготовительных групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года. Обследование звукопроизношения проводится 3 раза в год.
Цель- выявление детей с нарушением звукопроизношения для коррекционной работы, определение динамику развития речи после проведенной индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Время диагностики — начало учебного года (сентябрь), середина учебного года (январь), конец учебного года (май-июнь)
Коррекционная работа по преодолению нарушений звукопроизношения состоит из следующих разделов:
1.подготовительный (артикуляционная гимнастика, развитие фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук, выработка воздушной струи)
2. постановка звука
-по подражанию
-механический прием
-смешанный
3. автоматизация звука на уровне слога, слова, словосочетания, предложения, фразы
4. дифференциация звуков на уровне слогов, слов, словосочетаний, предложений, фразы.
5. подготовка к обучению грамоте
Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12-ти до 16-ти детей, от 20 до 25 детей в течение года. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.
На логопедические занятия зачисляются дети на основании -характеристики-направления поликлинического логопеда. Дети с фонетическим недоразвитием речи берутся в работу сроком до 6 месяцев, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи — на 1 год.
По мере исправления недостатков речи логопед выводит детей из списка и заменяет их другими. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи; и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.
Консультативно-пропагандистская деятельность.
Наряду с коррекционными мероприятиями проводит профилактическую работу в дошкольном образовательном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей. В начале учебного года учитель-логопед знакомит родителей и педагогов с результатами обследования звукопроизношения у детей.
В течение учебного года учитель-логопед проводит работу с педагогами дошкольного образовательного учреждения по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста (консультации, семинары, семинары-практикумы и другие формы, и виды работ), и родителями (законными представителями) (консультации, показ мини занятия, выступление на родительских собраниях).
Литература:
- Иванова Ю.В. «Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы», М., 2008
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида с нарушениями речи», М., 2009
Трудности при произношении могут коснуться не только ребенка, но и взрослого человека. И тогда на помощь приходят логопеды. Они исправляют речь пациентов любого возраста и помогают им обрести роскошь общения. Именно специалистам, которые возвращают людям радость вести беседу без речевых препятствий, и посвящен этот всемирный праздник.
Когда отмечают
Международный день логопеда отмечается ежегодно 14 ноября, начиная с 2004 года. Россия присоединяется к празднованию этой даты.
Кто справляет
Международный день логопеда в 2017 году по традиции отмечают логопеды, дефектологи и все, кто имеет отношение к данной сфере деятельности.
История праздника
Первые специалисты лечили только некоторые отклонения в речи. И только в конце XIX века, благодаря разработке новых способов понимания, анализа и передачи речи, логопедия вышла на новый уровень. Эти методы стали использовать в своей деятельности А. Мелвилл Белл и А. Грэхем Белл (отец и сын).
Период с 1945 по 1965 гг. был ознаменован разработкой новейших подходов в терапии, которые позволяли лечить психологические факторы, лежащие в основе расстройства речи.
С каждым годом научные представления о речевой деятельности совершенствовались, и в результате общество получило современную логопедию, которая основывается на педагогическом содержании. Благодаря психологии, физиологии, языкознанию, а также основам дефектологии, речь стала рассматриваться как системное образование, которое и влияет на психическое развитие.
Учитывая весомую роль логопедов в жизни пациентов, и был создан этот международный профессиональный праздник. Его цель – информирование человечества о существовании науки о нарушениях речи и способах их устранения посредством специального обучения.
О профессии
Логопеды работают в основном в школах, детских садах, центрах, но некоторые открывают и частную практику. Однако, их объединяет одна цель – борьба с нарушениями речи: отсутствием либо недоразвитием произношения, проблемами с тембром, темпом произносимой речи, различными отклонениями, появившимися в результате патологий нервной системы и так далее.
Логопед обязан обладать определенными профессиональными и личностными качествами: терпением (так как этот процесс может занять не один месяц), дипломатичностью (особенно у взрослых людей к моменту обращения к специалисту формируются комплексы), индивидуальным подходом. Каждый специалист должен быть еще психологом и педагогом, а великолепные теоретические знания помогут добиться лучшего результата.
Интересные факты
Массаж кистей рук у малышей способствует не только овладению навыками письма, но и развитию речи ребенка.
Коллектив МДОУ «Детский сад комбинированного вида №156» Поздравляет учителя-логопеда Талайкову Елену Владимировну с этим профессиональным праздником!