Государственно публичные образования

УДК 342

И. В. Зернов

магистрант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» И «ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА»

Аннотация. В статье проводится научный анализ соотношения понятий «публично-правовое образование» и «юридическое лицо публичного права». Показаны трактовки данных дефиниций с позиции ученых в области конституционного и гражданского права. Исследованы законы и подзаконные нормативно-правовые акты России, содержащие отдельные характеристики публично-правовых образований. Проанализированы нормы некоторых нормативно-правовых актов федерального значения, в которых органы государственной власти и органы местного самоуправления объявлены юридическими лицами. Показано взаимодействие публично-правовых образований с юридическими лицами публичного права. Установлено, что в современной системе законодательства публично-правовое образование является субъектом публичного и частного права, однако в имущественных отношениях оно представлено своими органами — юридическими лицами публичного права. Автор статьи аргументирует родственную связь понятий «публично-правовое образование» и «юридическое лицо публичного права», а также указывает на необходимость введения в отечественный правопорядок последнего термина.

Ключевые слова: юридическая категория, публичное право, гражданское право, субъект права, публично-правовое образование, юридическое лицо публичного права.

I. V. Zernov

Master student

Penza State University, Penza, the Russian Federation

ABOUT THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS OF «PUBLIC ENTITY» AND «LEGAL ENTITY OF PUBLIC LAW»

Key words: legal category, public law, civil law, subject of law, public legal education, legal entity of public law.

В отечественной юридической науке на протяжении двух десятилетий идет активное осмысление таких понятий, как «юридическое лицо публичного права» и «публично-правовое образование». Однако отдельных целевых исследований по поводу анализа соотношений этих двух терминов на сегодняшний день нет. Для того чтобы разобраться в соотношении указанных понятий, рассмотрим сначала их смысл с научной и практической стороны.

Одним из первых российских ученых-правоведов, занимавшихся углубленными исследованиями в области публично-правовых образований, является В.Е. Чиркин. Он сформулировал доктринальное определение понятия. Так, под публично-правовым образованием следует понимать «форму организации публичного коллектива на определенной территории, имеющую публичную власть и использующую её для регулирования общественных отношений данного публичного коллектива, являющуюся юридическим лицом публичного права и несущую ответственность за действия (бездействия) своих органов и должностных лиц» . Из данного определения видно, что В.Е. Чиркин сформулировал данное понятие в весьма широком смысле, не заостряя внимание на конкретные разновидности публично-правовых образований.

С. Слесарев полагает, что публично-правовое образование — это государственное или муниципальное образование, наделенное публичными властными полномочиями и выступающее в гражданском обороте в качестве особого субъекта . В данном случае ученый дает четкую градацию публично-правовых образований на две категории — государственную и муниципальную (в достаточно узком смысле).

Характеризуя сущность публично-правового образования, В.Е. Чиркин выделяет три стороны. «Во-первых, это естественно сложившееся образование — территориальный публичный коллектив, сообщество жителей, своего рода гражданское или мини-гражданское общество. Разумеется, оно подвергается регулированию — и государственному, и со стороны иной публичной власти (например, муниципальное образование — со стороны субъекта федерации). Во-вторых, это определенная организация (существуют различные виды публично-правовых образований). В-третьих, публично-правовое образование — властвующая, управляющая структура (представленная его органами, институтами непосредственной демократии (например, референдумами)). В существовании таких органов и институтов, в их деятельности, в территориальном устройстве и находит, по существу, свое проявление организационная сторона публичного образования, являющегося де-юре или де-факто юридическим лицом публичного права» .

В российском праве содержатся отдельные положения по поводу характеристики публично-правового образования. Так, в главе 5 ГК РФ устанавливается порядок участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Согласно ст. 125 ГК от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной нормативными актами, определяющими статус этих органов. Для муниципальных образований такими правами наделены органы местного самоуправления в соответствии с актами, устанавливающими их компетенцию. Кроме этого, в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане .

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.05.2015 говорится о том, что публично-правовое образование (а именно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства. Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к

органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе .

В отечественной системе права и правоприменительной практике отсутствует определение понятия «юридическое лицо публичного права». Поэтому рассмотрим смысл данной дефиниции на примере доктринального толкования . Например, О.А. Ястребов считает, что под юридическим лицом публичного права понимается организация, которая создана законом или во исполнение закона для реализации общественно значимых целей, интегрирована в систему публичного управления и действует от своего имени в установленной организационно -правовой форме в рамках правового режима, определенного нормами публичного права .

Наиболее распространенными признаками юридического лица публичного права считаются следующие:

— юридическое лицо публичного права по своему происхождению и основному качеству — публично-правовое образование (его «цивилистические» свойства, если они есть, не являются основными в его правовом статусе);

— юридическое лицо публичного права имеет особое целевое назначение (реализация не просто общих, а общественных интересов; оно не вправе преследовать частные интересы своих членов путем использования принадлежащих ему полномочий или имущества);

— юридические лица публичного права, их органы обладают разными по своему характеру властными полномочиями государственной корпоративной власти; такие полномочия могут иметь и нормоустанавливающий, и распорядительный, и иной характер, но в самом широком понимании это управленческие полномочия; они имеют дискреционный характер (чего не может быть у юридического лица частного права), то есть решения юридического лица публичного права, принимаемые им (его органами) по усмотрению, но в пределах закона, распространяются на третьих лиц;

— юридические лица публичного права являются носителями прав и обязанностей публичного характера (субъектами публичного права);

— юридическое лицо публичного права всегда имеет имущество (без материальной основы его деятельность вряд ли возможна); имущество юридического лица публичного права (и в этом состоит главное) используется не для извлечения прибыли, иной хозяйственной деятельности, а для осуществления его полномочий (компетенции);

— юридическое лицо публичного права создается особым путем: не в порядке соглашения, учредительного договора и т. д., а на основе признания уже существующего явления или путем использования распорядительного порядка;

— юридическое лицо публичного права не всегда имеет свой устав, не всегда оно нуждается в государственной регистрации, но всегда создается и действует на основе определенного правового акта (актов);

— ответственность юридического лица публичного права в своей основе имеет не частноправовой, а публично-правовой характер; частноправовая ответственность, если она есть, всегда имеет меньшее значение;

— в отношениях юридических лиц публичного права присутствует в той или иной мере иерархическое начало. Оно связано с властными элементами характера юридического лица .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимодействие публично-правовых образований с юридическими лицами публичного права можно увидеть в процессе анализа конкретных статей законов и подзаконных нормативно-правовых актов РФ.

Конституция РФ гласит, что Российская Федерация (публично-правовое образование) состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ (публично-правовых образований) (ст. 5). Государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды (ч. 1 ст. 11). Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11) .

Следует отметить, что в результате проведения новой правовой политики в России в конце XX — начале XXI вв. институт юридических лиц публичного права (пусть и косвенным способом) нашел отражение в действующей системе российского права . Так, юридическими лицами в соответствии с Положениями об Аппарате Государственной Думы и Совета Федерации РФ стали их аппараты; в соответствии с Указом Президента РФ от 06.04.2004, утвердившим Положение об Администрации Президента РФ, — Администрация Президента РФ .

В соответствии со статьей 41 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом . Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на общих основаниях для организаций данного вида в соответствии с ГК РФ (тем самым являются юридическими лицами публичного права) .

На основании Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган (п. 7 ст. 4) и высший исполнительный орган (п. 4 ст. 20) государственной власти субъекта РФ обладают правами юридического лица (т.е. выступают в качестве юридических лиц публичного права) .

На сегодняшний день в юридической науке прослеживается неопределенность мнений по поводу соотношения понятий «публично-правовое образование» и «юридическое лицо публичного права». Например, О.Ю. Усков в своих исследованиях высказывал позицию, что юридические лица публичного права существуют в следующих формах: государство, публично-правовые учреждения, публично-правовые корпорации и иные публично-правовые образования . О.Е. Кутафин рассматривает органы власти Российской Федерации и её субъектов, а также муниципальных образований как представителей соответствующих публично -правовых единиц. Такие органы «могут выступать от имени публично-правовых образований» и являются юридическими лицами или «приравненными к ним лицами», участвуя в гражданских правоотношениях .

Заслуживает внимания точка зрения А.Я. Курбатова по поводу расширительного толкования дефиниции «юридическое лицо публичного права»: «Им пытаются обозначать не только юридических лиц, выполняющих публичные функции, но и публично-правовые образования, имеющие казну, а также административно-территориальные образования, уничтожая тем самым сам смысл понятия юридического лица» . Также ученый считает бессмысленным и ведущим к путанице отождествление юридических лиц публичного права с публично-правовыми образованиями .

По нашему мнению, проблема соотношения понятий «публично-правовое образование» и «юридическое лицо публичного права» состоит в том, что их в основном рассматривают только с позиции гражданского права и не учитывают их публично-правовые начала. Это связано с наглядной путаницей этих понятий в

юридических кругах и отсутствием в отечественном правопорядке категории «юридическое лицо публичного права». С учетом изложенного, предлагаем следующие выводы по поводу соотношения рассматриваемых юридических категорий:

1. Они не являются синонимами. Публично-правовое образование характеризует собой форму организации общественного (публичного) коллектива на определенной территории в рамках административно-правовых границ. Юридическое лицо публичного права обозначает собой организацию (орган, учреждение), выступающую от имени определенного публично-правового образования в правоотношениях частного и публичного характера.

2. Данные понятия являются родственными. Например, в рамках гражданского права они являются субъектами гражданских правоотношений, которые реализуют публичные интересы в имущественных и личных неимущественных отношениях на равных началах друг с другом.

3. В рамках отраслей публичного права исследуемые понятия являются взаимозависимыми (например, в рамках конституционного права понятие публично-правовое образование является правоустанавливающим, а понятие юридическое лицо публичного права — правореализующим). Наглядным примером является положение статьи 11 Конституции РФ, согласно которой государственную власть в субъектах РФ (публично-правовых образованиях) осуществляют образуемые ими органы государственной власти (которые обладают статусом юридического лица публичного права).

4. Понятие юридическое лицо публичного права является более широким понятием, чем публично-правовое образование. Из смысла законодательства вытекает, что публично-правовыми образованиями являются государство и его субъекты (административно-территориальные единицы), муниципальные образования. Юридическими лицами публичного права считаются не только органы власти и местного самоуправления, но и иные организации и учреждения, выражающие публичные интересы (ассоциации, союзы, публично-правовые корпорации и т.д.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

4. Курбатов А. О юридических лицах публичного права / А. Курбатов // Хозяйство и право. — 2009. — № 10. — С. 74-82.

5. Кутафин О.Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О. Е. Кутафин. — М. : Проспект, 2007. — 336 с.

6. О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 / Правовой Сервер КонсультантПлюс . — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.10.2017).

7. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер.

9. Романовская О.В. О юридических лицах публичного права / О.В. Романовская // Гражданин и право. — 2015. — № 5. — С. 29-40.

12. Усков О.Ю. Юридические лица публичного права: понятие и виды / О.Ю. Усков // Журнал российского права. — 2010. — № 6. — С. 101-111.

13. Чиркин В.Е. Публично-правовое образование / В.Е. Чиркин. — М. : Норма, 2011. — 336 с.

14. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. — 2005. — № 5. — С. 16-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kurbatov A. About legal entities of public law. Khoziaistvo i parvo = Business and Law, 2009, no. 10, pp. 74-82 (in Russian).

9. Romanovskaya O.V. About legal entities of public law. Grazhdanin i parvo = Citizen and law, 2015, no. 5, pp. 29-40 (in Russian).

11. Slesarev S. Public legal entity. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 26.10.2017).

13. Chirkin V.E. Publichno-pravovoe obrazovanie . Moscow, Norma Publ., 2011, 336 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ



Журавлева Алена Владимировна канд. философ. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса, Российского Православного Университета святого Иоанна Богослова, РФ, г. Москва

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10707 ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ

ОТНОШЕНИЙ: ПОНЯТИЯ И ВИДЫ.

Zhuravleva Alyona Vladimirovna

PUBLIC LEGAL ENTITIES AS SUBJECTS CIVIL LAW RELATIONS: CONCEPTS AND TYPES.

Аннотация

В соответствии с нормами гражданского законодательства РФ, Публично-Правовые Образования являются субъектами гражданских правоотношений наравне с физическими и юридическими лицами. Нормы ГК РФ регулируют правоспособность публично-правовых образований, но при этом четкое определение данного термина в НПА отсутствует. Целью данной работы является рассмотрение института публично-правовых образований как субъектов гражданских правоотношений. В статье авторрас-сматривает и систематизирует виды публично-правовых образований как субъектов гражданско-правовых отношений, анализирует и выделяет особенности правового регулирования.

Ключевые слова: публично правовые образования, субъекты, гражданское право, правоотношение, Российская Федерация, государство, закон, юридический термин, судебная практика.

Согласно абз. 2 п. 5 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) участниками хозяйственных обществ признаются граждане, юридические лица и публично-правовые образования (далее — ППО). Новеллой данного положения является прямое регламентирование объема гражданской правоспособности данного субъекта в сфере участия в деятельности хозяйственных общества, а также применения данного термина, который ранее 2014 г. не использовался в ГК РФ .

Необходимо отметить, что в современной юридической литературе мало научных работ, которые касались бы толкования данного понятия и содержали бы комплексный анализ.

Чаще всего понятие ППО встречается в гражданско-правовых актах и актах, касающихся вопросов бюджета. Это объясняется тем, что данные субъекты являются собственниками государственного или муниципального имущества и распоряжаются ими в порядке, определенным бюджетным и гражданским законодательством.

Понятие ППО обозначает Российскую Федерацию, ее субъекты и муниципальные образования. На это указывает ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), в которой указывается обязанность ППО представлять лицам и иным публично-правовых образованиям бюджетные средства в рамках договорных расходных обязательств .

Понятие ППО были закреплены в ГК РФ только в 2014 г., несмотря на это содержание термина так и не было раскрыто. Но в абз. 2 п. 5 ст. 66 ГК РФ существует прямая отсылка к ст. 125 ГК РФ, которая устанавливает порядок участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Это указывает на то, что под ППО в ст. 66 ГК РФ подразумеваются Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования .

В тоже время с момента принятия ГК РФ в 1994 г. данные лица признавались самостоятельными субъектами гражданского права. Так, ст. 2 ГК РФ указывает среди участников правоотношений РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.

Появление в 2014 г. термина ШЮ в ГК РФ необходимо для исполнения требований принципа юридической техники — экономичности, а также как дань устоявшейся практики применения данного понятия в гражданско-правовой литературе. Так, например, Е.А. Суханов указывал в качестве ППО муниципальные и государственные образования.

Также появление понятия ППО обязано и судебной практике, которая использовала его в информационных письмах, актах толкования Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Единство правовой природы РФ, ее субъектов и муниципальных образований, сформированных для деятельности в рамках публичного права, также способствовало созданию и официальному закреплению данного термина.

Необходимо отметить, что потребность в обобщающем термине появилась с момента признания данных субъектов самостоятельными субъектами гражданского права. В тоже время предпосылки появились чуть ранее, так в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. государственная собственность РСФСР была определена как федеральная собственность и собственность республик, которые входили в состав РСФСР, автономных округов и областей, краев и областей .

Позже принятая в 1993 г. Конституция РФ установила, что РФ включает в себя равноправные субъекты и является правовым государством с суверенитетом, распространяющимся на всю территорию страны. Конституция РФ разграничила органы государственной власти и местного самоуправления, государственную и муниципальную формы собственности, что позволило признать возможность участия в гражданско-правовых отношениях РФ, ее субъекты и муниципальные образования .

Для юридической практики с развитием федеративных отношений и использованием в субъектах разных национальных и исторических наименований населенных пунктов, было необходимо введение унифицированного определения территорий, где осуществляется местное самоуправление . Именно поэтому появился термин «муниципальное образование».

При взаимодействии с другими субъектами права муниципальное образование является субъектом права, особенно когда данное взаимодействие базируется на нормах гражданского законодательства. Необходимо отметить, что предоставляемый законодателем объем гражданской правоспособности ППО позволяет принимать участие в тех гражданско-правовых отношениях, которые имеют своей целью реализацию публичного интереса путем осуществления полномочий, которыми наделены данные субъекты для решения стоящих перед ними задач и обеспечения возложенных на них функций .

Таким образом, можно сказать, что понятие ППО можно рассмотреть как общий термин для

России, субъектов страны и муниципальных образований.

ГК РФ устанавливает правовые основы участия данных образований в гражданских отношениях, оставляя определение РФ, субъекты и муниципальные образования РФ конституционному и муниципальному праву. Гражданское законодательство выделяет Россию, республики, города федерального значения, края, области, автономные округа и области, а также разновидностей муниципальных образований.

Понятие правосубъектности государства является сложным и многогранным. Сам термин «правосубъектность» был закреплен в ст. 6 Всеобщей декларации прав человека. Данный документ указал, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, что означает способность каждого субъекта обладать и реализовывать самостоятельно либо при помощи своего представителя права и обязанности, следовательно, являться субъектом правоотношений .

В своих судебных актах Конституционный суд отмечает, что правоспособность ППО существенно отличается от других субъектов, которые обладают частным интересом. Правоспособность государства несет специальный характер .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государство вступает в имущественные отношения с иными субъектами, чтобы разрешить возникающие вопросы и исполнить стоящие перед ним задачи. Это влечет за собой и специальный характер, и ограниченность полномочий и прав государства в данных отношениях.

Таким образом, можно сказать, что государство обладает гражданской правоспособностью, признается самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. Чаще всего для реализации своих интересов в гражданских правоотношениях государство пользуется специальными законами, такими как, ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ФЗ «О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц».

Следующим вопросом, необходимым к рассмотрению, является вопрос признания должностного лица государственного или муниципального органа субъектом гражданско-правовых отношений. Необходимо отметить, что чаще всего данное лицо не признается субъектом подобных отношений, но в тоже время гражданское законодательство в ст.ст. 16, 16.1, 1069 ГК РФ указывает на ответственность за вред, причиненный должностными лицами данных органов. Поэтому до сих пор существует интерес понимания в гражданском законодательстве понятия «должностное лицо».

В примечании 2 ст.2.4 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) также дается определение должного лица.

В ст. 2.4 КоАП РФ представлено определение термина представитель власти, которым является

<<ШУШетУМ~^®У©Ма1>#2]И41)),2©]]9 /

должностное лицо правоохранительных или контролирующих органов, иные лица, обладающие конкретными распорядительными полномочиями, которые возможно применить к определенным лицам, не находящимся в их должностной зависимости .

В связи с этим способность реализовывать свои полномочия в отношении субъектов, которые не входят в круг служебного подчинения можно назвать главным признаком властных полномочий. Такое понимание возможно применять в гражданской сфере.

Еще одной группой должностных лиц, которые указываются в смежных отраслях, признаются конкретные субъекты, которым принадлежат организационно-распорядительные и административно-хозяйственные полномочия. Данная группа не имеет распорядительные полномочия в отношении других субъектов, которые ни коем образом не подпадают в должностную зависимость .

В связи с этим такие субъекты не обладают способностью причинить реальный ущерб. Данные лица не осуществляют полномочий публично-правовых образований, а действуют только в отношении лиц, которые подпадают в их должностное подчинение.

Поэтому, можно сделать вывод, что полный перенос термина должного лица из смежных отраслей права в гражданскую отрасль не возможен и не принесет ожидаемого эффекта. В связи с этим, нам кажется, полезным внести дополнение в ст. 1069 ГК РФ, которое бы содержало определение должностного лица как лица, постоянно, временно или на основании специального полномочия исполнять представительные и организационно-распорядительные полномочии в отношении лиц, которые не подпадают в их служебное подчинение .

В гражданском законодательстве не принято применение примечаний, следовательно, утвердить понятие в нем невозможно. Поэтому в такой ситуации кажется наиболее вероятным обращение к судебной практике и разъяснениям судов. Так, например, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» указывается возможность определить наличие у субъекта конкретных полномочий на принятие решений, которые впоследствии будут иметь юридическую важность и повлекут за собой определенные последствия .

Подобная трактовка не может объять всю особенность государства как субъекта, обладающего специальными полномочиями в отношении иных субъектов. Осуществлять деятельность и принимать решения, которые в будущем будут иметь значимость и последствия, могут и эксперты, нотариусы, оценщики, управляющие, но при этом они не обладают статусом должностных лиц.

Следовательно, нам представляется возможным понимать должное лицо в качестве лица, со-

стоящее на службе, имеющее властные полномочия, распространяющиеся на лица, не подпадающие в служебное подчинение.

В настоящий момент наблюдаются дискуссии в соотношении понятий «публично-правовое образование» и «юридическое лицо публичного права».

Е.В. Чиркин был первым правоведом, который сформулировал определение ППО. Согласно ему, это конкретная форма организации и деятельности коллектива на определенной территории. Данный коллектив имеет публичные полномочия и интерес, использует их для регламентирования отношений внутри самого коллектива. Подобная организация является юридическим лицом публичного права, обладающая ответственностью за деятельность своих органов и должностных лиц . Существует позиция, согласно которой ППО признаются специальными субъектами гражданско-правовых отношений, являются государственными или местными образованиями, которым переданы властные полномочия .

Вопрос об определении данного понятия поднимался давно.

Е.В. Чиркиным были даны следующие признаками юридическому лицу публичного права: имеет целевое назначение; по своему происхождению является публично-правовым; не может преследовать частные интересы и использовать полномочия и имущество для своих участников; органы юридического лица имеют разными по характеру властные полномочия государственной корпоративной власти; полномочия могут иметь распорядительный, нормоустанавливающий и другой характер, но в широком понимании означают управленческие полномочия; решения данного юридического лица распространяются и на третьих лиц; всегда имеется имущество, которое не может быть использовано для извлечения прибыли; формируется особым образом; не всегда присутствует собственный устав; всегда формируется и действует на основании конкретного правового акта; ответственность имеет публично-правовой характер . Необходимо отметить, что в настоящее время в состав признаков не было внесено изменений.

Сейчас к юридическим лицам публичного права можно отнести Аппарат Государственной Думы РФ, Аппарат Совета Федерации РФ, Администрацию Президента РФ. Органы местной власти согласно п. 2 ст. 41 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» имеют права юридического лица, признаются муниципальными казенными учреждениями, создаются для ведения управленческих функций, подлежат государственной регистрации как юридическое лицо. Представительный орган муниципального образования и местная администрация осуществляют свою деятельность на основании существующих принципах устройства данного вида в соответствии с ГК РФ, таким образом, их можно назвать юридическими лицами публичного права .

Существует позиция, согласно которой юридические лица публичного права имеют такие

формы, как государство, публично-правовые корпорации, учреждения и другие ППО. Другие считают, что представителями данных юридических лиц являются органы власти РФ, ее субъектов и муниципальных образований.

Таким образом, можно сделать вывод, что юридическое лицо публичного права и публично-правовые образования не являются синонимами, не будут тождественны. ППО является формой организации публичного коллектива на конкретной территории в рамках административно-правовых границ.

Юридическое лицо публичного права — это конкретная организация, учреждение или орган, который выступает от имени определенного публично-правового образования в правоотношениях публичного или частного характера.

В тоже время данные определениями можно признать родственными и взаимосвязанными в рамках отраслей публичного права.

Например, данные понятия признаются субъектами гражданских правоотношений, реализующих публичные интересы в личных неимущественных и имущественных отношениях на равных началах друг с другом. В рамках конституционного права публично-правовое образование признается правоустанавливающим, а юридическое лицо публичного права является правореализующим. Так, в соответствии с Конституцией страны государственная власть в ППО проводится при помощи специально сформированные государственные органы, которым передается статус юридического лица публичного права .

Юридическое лицо публичного права более широкое понятие, чем публично-правовые объединения, так как включает в себя органы государственной и муниципальной власти, учреждения, организации, которые, так или иначе, выражают публичные интересы.

Следовательно, понятие ППО были закреплены в ГК РФ только в 2014 г., несмотря на это содержание термина так и не было раскрыто. Но в абз. 2 п. 5 ст. 66 существует прямая отсылка к ст. 125 ГК РФ, которая устанавливает порядок участия РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Это указывает на то, что под публично-правовыми образования в ст. 66 ГК РФ подразумеваются РФ, ее субъектов и муниципальных образований .

Необходимо отметить, что потребность в обобщающем термине появилась с момента признания данных субъектов самостоятельными субъектами гражданского права. Появление в 2014 г. термина публично-правовые образования в ГК РФ необходимы для исполнения требований принципа юридической техники — экономичности, а также как дань устоявшейся практики применения данного понятия в гражданско-правовой литературе.

Появление в 2014 г. термина публично-правовые образования в ГК РФ необходимы для исполнения требований принципа юридической техники — экономичности, а также как дань устоявшейся практики применения данного понятия в гражданско-правовой литературе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

2. Там же, — ст. 445.

3. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г. // Российская газета от 10.12.1998 г.

4. Там же, — С. 72.

7. Там же, — ст. 3301.

— ст. 410.

9. Там же, — ст. 3301.

07.01.2002 г. — № 1 (часть I). — ст. 1.

— ст. 3822.

12. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от

06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 06.02.2019 № 3-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 06.10.2003 г. — № 40. — ст. 3822.

13. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 г. // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. — 27.12.1990. — № 30. — ст. 416.

14. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» № 19 от 16.10.2009 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — декабрь 2009 г. -№ 12.

16. Романовская О.В. О юридических лицах публичного права // Гражданин и право. — 2015. -№ 5. — С. 32.

17. Чиркин В.Е. Публично-правовое образование / В.Е. Чиркин. — М.: Норма, 2011. — С. 59.

18. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права // Журнал российского права. — 2005. -№ 5. — С. 17.

Государственно публичные образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *