Мотоцикл для 16 лет

Мотоцикл – серьезное транспортное средство, требующее особых навыков. У мальчишек интерес к нему возникает с ранних лет. Но покупать байк необходимо лишь при достижении определенного возраста. Иначе он будет простаивать в гараже. Чтобы этого не произошло, узнайте, со скольки лет можно ездить на мотоцикле.

Содержание

Минимум

В решении вопроса о приобретении мототехники следует ориентироваться на закон. В нём четко разграничены три разновидности транспорта:

  1. Мопеды, скутеры. Двигатель объемом до 50 см кубических, развиваемая скорость – в пределах 50 км в час.
  2. Легкие мотоциклы. Объем – не выше 125 куб. сантиметров.
  3. Стандартные мотобайки.

Первой и второй группой можно управлять с 16 лет (открывается категория М или А1). Третья доступна, когда исполнится 18 лет (категория А). Стать пассажиром, сидящим на заднем сиденье, разрешается только с 12 лет.

Ребенку, желающему ездить самостоятельно, в качестве замены можно предложить электровелосипед. Он станет переходной техникой, позволяющей приобрести опыт вождения. Права для езды на этом транспорте не нужны.

Получение документов

Любую мотомодель разрешено водить при наличии водительского удостоверения. Чтобы его получить, требуется пройти обучение в автошколе. Начать учебу можно в 14 лет, но сдать на права получится только при исполнении необходимого возраста.

Процесс обучения длится не более двух месяцев, поэтому оптимальный вариант – прохождение, когда сразу можно сдать экзамен на получение прав. В школе для мотоциклистов изучают:

  • техническую часть (устройство);
  • правила, которые следует соблюдать на дороге;
  • практику управления.

Благодаря этому человек приобретает теоретические знания и одновременно учится быть водителем. Вождение производится на специально оборудованной площадке, под руководством преподавателя.

Мотоцикл – специфический класс транспорта. Здесь невозможно, чтобы инструктор сидел рядом. Элементы тщательно объясняются ученику, но выполняет он их самостоятельно. После изучения обязательной программы совершается сдача экзамена в ГИБДД. Для допуска потребуется пройти медицинскую комиссию. Экзамен включает:

  1. Сдачу теоретического теста – ответы на поставленные вопросы. На это выделяется 20 минут.
  2. Вождение. Требуется выполнить несколько упражнений: проехать по габаритному коридору, кругу, разогнаться, затормозить, сделать змейку, восьмерку.

Практическая часть отрабатывается на транспорте, предоставляемом инспекцией в мотоэкипировке. Для ознакомления дается две минуты. Настоящий шофер должен уметь водить технику любой модели. Упражнения выполняются на уличной площадке. Выезд в город не предусмотрен. Если испытание с первого раза не пройдено, человек отправляется на переэкзаменовку.

Ответственность

Парень, севший за руль байка без соответствующего удостоверения, рискует своими денежными средствами. Если его остановит сотрудник ГИБДД, будет выписан штраф. Первое попадание обойдется в сумму, которая может достичь 15000 рублей. На второй раз она увеличивается, максимум – 30000 рублей. Также водителя могут посадить на 15 суток, а его железного друга отправить на штрафстоянку.

Удостоверение должно быть открыто на соответствующую категорию. Если в правах стоит А1, а двигатель байка объемом свыше 125 куб. см – движение незаконное. Лучше сдавать экзамен на категорию А. С ней разрешается водить все типы мототехники.

Нужно помнить об ответственности перед другими участниками движения и пешеходами. Выезд в город должен осуществляться, когда управление отработано до автоматизма.

Со скольки лет получают права на мотоцикл

Для того чтобы получить водительское удостоверение категории «А» – на право управления мотоциклом, необходимо достичь совершеннолетия (18 лет).

Помимо категории «А» законодателем предусмотрена также подкатегория «А1», которая позволяет управлять мотоциклами, объем двигателей которых не выше 125 см3, а максимальная мощность не более 11 кВт.

Если гражданин желает получить подкатегорию «А1», то он вправе пройти обучение, сдать экзамены и приобрести заветные корочки в 16 лет.

Обращаем ваше внимание на то, что если у гражданина имеются права категории «А», то он может управлять транспортными средствами, которые подпадают под подкатегорию «А1», а вот если он имеет права только подкатегории «А1», то на категорию «А» необходимо переучиться.

Как получить права на управление мотоциклом

Вероятно, вас также заинтересует материал КонсультантПлюс о том, как зарегистрировать мотоцикл. Оформить пробный доступ к системе КонсультантПлюс вы можете бесплатно . Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.

Для того чтобы сдать экзамен, а соответственно, и получить права на управление мотоциклом, кандидат должен удовлетворять следующим условиям:

  • достигнуть возраста 16 лет для подкатегории «А1» и 18 – для категории «А»;
  • иметь медицинскую справку формы 083/У-89 (См. Медсправка для водительского удостоверения: порядок оформления);
  • пройти обучение в автошколе.

Экзамен на получение прав на управление мотоциклом

Экзамен состоит из практической и теоретической части.

Сдача теории

Теория сдается в ГИБДД и состоит из 20 вопросов. Гражданину дается 20 минут на прохождение теста.

Будущий водитель может сделать не более 2 ошибок, чтобы получить оценку «СДАЛ». В противном случае ему будет выставлена отметка «НЕ СДАЛ», и тогда экзамен придется пересдавать.

Дополнительная попытка дается гражданину через 7 дней.

Практическая часть экзамена

Мотоцикл, на котором кандидат на права будет демонстрировать навыки вождения, должен отвечать всем требованиями техники безопасности – в противном случае транспортное средство не будет допущено до экзамена.

Для того чтобы водитель адаптировался к транспортному средству, перед началом практической части экзамена ему разрешается 2-минутный проезд по площадке, который не засчитывается в общую систему оценки.

Практическая часть для кандидатов в водители состоит из нескольких упражнений, порядок проезда которых определяет экзаменатор.

После того как одно упражнение закончится, кандидат в водители, не заглушая двигателя, светом фар информирует экзаменатора о том, что готов к выполнению следующего.

Если гражданин не выполнил одно упражнение из всех, то ему дается попытка его повторить. В случае повторной неудачи считается, что кандидат в водители не сдал экзамен.

За ошибки при выполнении маневров начисляются баллы от 1 до 5. В зависимости от серьезности нарушения экзаменатор вправе прервать экзамен и отправить гражданина на пересдачу.

Если по каким-то причинам экзаменуемый отказывается от сдачи экзамена до его начала, то считается, что он не воспользовался попыткой, и экзаменатор приглашает его на экзамен в другой день.

После успешной сдачи экзамена гражданин отправляется в ГИБДД за получением водительского удостоверения. Напоминаем, что, согласно действующему законодательству, права подлежат замене через 10 лет.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Водительское удостоверение».

В 2013 в закон Российской Федерации, регулирующий вопросы безопасности дорожного движения, были внесены серьезные изменения, коснувшиеся категорий водительских удостоверений: вместо 9 (включая трамвай и троллейбус) их стало 16. Кроме того, ужесточились требования к водителям. Эти поправки запутали обычных граждан, и многих до сих пор волнует вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права, а на какие – необходимы.

Категории прав на управление мотоциклами

В настоящее время основная категория для управления двухколесным механическим транспортом – А. К ней относят мотоциклы, мотороллеры и другие подобные средства передвижения. На первый взгляд всё просто. Однако, если раньше получить соответствующие права можно было в 16, сейчас законодательство требует, чтобы водителю было не менее 18 лет. Для тех же, кому не терпится сесть за руль, предусмотрена категория А1. Она позволяет сдать на права в 16, но управлять можно только мототехникой с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров и мощностью меньше 11 кВт.

Также не нужно забывать о подкатегории B1 – это трициклы и квадрициклы, и категории М – мопеды и легкие квадрициклы. На каждом отдельном случае стоит остановиться подробнее, чтобы определиться какая категория прав нужна на мотоцикл того или иного типа.

Скутеры и мопеды

Правилами дорожного движения Российской Федерации мопед определяется как средство передвижения с двумя или тремя колесами, объем двигателя которого не может быть больше 50 кубов, а максимальная скорость – 50 км/ч. При этом расположение колес значения не имеет.

Скутер (он же мотороллер) легко отличить от другого двухколесного транспорта: в конструкции предусмотрена выемка с площадкой для ног, благодаря которой водитель сидит не верхом, так же как на стуле. Как правило, на европейский рынок поставляются модели с объемом двигателя до 50 см3.

Такие мопеды и скутеры попадают под категорию М. Управлять ими разрешено с 16 лет, а не с 14, как раньше. Категория автоматически присваивается при получении любого водительского удостоверения. Например, можно сдать на права А1 или В, и сразу получить М.

Но не все модели мотороллеров попадают под определение мопеда. Существуют скутеры, способные развивать скорость до 150 км/ч. В таких случаях, ориентируясь на объем двигателя, можно понять, какую категорию прав нужно. Мотоцикл до 125 кубических сантиметров требует категории А1, при большей мощности – А.

Легкие мотоциклы

Мотоциклы до 125 кубов обладают рядом преимуществ по сравнению как с мопедами, так и с более мощной техникой. Они развивают скорость до 130 км/ч и мало весят, поэтому справиться с ними способны даже новички. Кроме того, разнообразие моделей позволяет выбрать удобный вариант для города или для езды по пересеченной местности.

На какие мотоциклы не нужны права? К сожалению, для управления техникой до 125 кубов придется получить категорию А1. Недостаток такого варианта в том, что при желании сменить железного коня на что-то более серьезное, с кубатурой повыше, нужно будет снова посещать автошколу. Категория А1 не дает права управлять мотоциклом мощностью выше 11 киловатт.

Спортбайки

Красивый и мощный высококубатурный спортивный байк, мечта большинства мотоциклистов, одновременно является страшным кошмаром большинства людей. Если у первых он ассоциируется с адреналином и полной свободой, то у остальных – с диким ревом и смертельно опасными маневрами.

Спортивные мотоциклы тяжелы в управлении, имеют достаточно неудобную посадку и предназначены для езды по специальным скоростным трассам. Но, несмотря на это, они пользуются большой популярностью в России, и большинство мотоциклистов передвигаются на них по дорогам общего пользования.

Безусловно, чтобы управлять подобной техникой, нужно быть опытным водителем. И, конечно, несложно понять, какие права нужны на мотоцикл 250 кубов и выше. Без водительского удостоверения категории А не обойтись.

Классические мотоциклы и круизеры

Несмотря на увлечение скоростными моделями, дорожные мотоциклы не теряют своей актуальности. Ездить и на классике, и на круизере по асфальтовому покрытию максимально комфортно. Благодаря своей конструкции, они обеспечивают удобную прямую посадку.

Многие интересуются, с какой кубатуры нужны права на мотоцикл такого типа. Исключений для круизеров и классики нет, водительское удостоверение необходимо для всей техники. До 125 кубов – А1, свыше этого значения – категории А.

Мотоциклы с коляской

Раньше такая техника была очень популярна в СССР, она использовалась в качестве недорогой и доступной альтернативы легковому автомобилю. На протяжение всего XX века мотоциклы с люлькой были широко распространены в армиях разных стран. Но со временем они стали терять популярность и в настоящий момент выпускаются в ограниченных количествах.

На первый взгляд кажется очевидным, что управление мотоциклом с коляской очень отличается от езды на двухколесном транспорте. Это гораздо менее маневренная, но и более устойчивая техника, требующая специальных навыков. Поэтому не всегда сразу понятно, какие права нужны на мотоцикл с коляской.

Но если вспомнить, что люльку, как правило можно отцепить, всё становится на свои места. Для управления также потребуется категория А, без какого-либо дополнительного обучения. Однако прежде, чем отправляться в путь на мотоцикле с боковым прицепом, нужно как следует изучить особенности его поведения на дороге. Неопытный водитель может легко допустить опрокидывание техники на поворотах или потерять контроль из-за увода в сторону при разгонах и торможениях.

Кроссовые мотоциклы

Этот класс техники также называют внедорожниками. Они предназначены для занятий мотокроссом. На них отсутствуют фары и другое освещение, а резина не обеспечивает необходимого уровня сцепления с дорожным полотном. По закону Российской Федерации, кросс-байки являются спортивными снарядами, не требуют регистрации и постановки на учет.

Ввиду выше сказанного, самый очевидный ответ на вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права — кроссовые байки. Но нужно принимать во внимание одну важную деталь: по дорогам общего пользования на них двигаться запрещено! Согласно закону, кроссовый мотоцикл должен доставляться на трек только при помощи специальной техники. Ни в коем случае не своим ходом.

Трициклы и квадрициклы

В попытках выяснить, на какие виды мотоциклов не нужны права, многие обращают внимание на трициклы и квадрициклы. Но и с ними всё не так просто. Для управления легким квадрициклом, чья масса не превышает 350 кг, а скорость — 50 км/ч, достаточно водительского удостоверения категории М.

Для техники большей мощности и трициклов понадобится подкатегория В1. Получить её могут только граждане не моложе 18 лет. При этом, если техника оснащена рулем мотоциклетного типа, то право управления есть также у водителей с открытой категорией А.

Наказание за езду на мотоцикле без прав

Желание знать, на какие мотоциклы не нужны права, легко объяснимо, ведь ежедневное использование двухколесной техники в городских условиях не всегда удобно. И не каждый готов потратить несколько месяцев в автошколе ради редких развлекательных поездок в выходные дни. Но в данный момент в России, как и в большинстве развитых стран, получение водительского удостоверения для управления мотоциклом необходимо. Категория А является практически универсальной и позволяет ездить почти на любом железном коне.

А вот рискнувшим выехать на дорогу без соответствующих прав стоит знать о наказании. Согласно части первой статьи 12.7 КоАП, размер штрафа за такое правонарушение — от 5 до 15 тыс. руб. Кроме того, транспортное средство эвакуируют на стоянку. Если техника принадлежит другому человеку, его также могут оштрафовать на сумму 30 тыс. руб.

Всем привет! Если вы решили получить права на мотоцикл, то должны понимать, что это вполне серьезная затея, которая потребует от вас полноценных усилий при обучении и экзаменации.

Существенно облегчит задачу предварительное знакомство с этапами предстоящей процедуры, возможными сложностями, особенностями и нюансами. Всю необходимую информацию, требующуюся кандидату в мотоциклисты, я поместил в эту статью, прочтение которой поможет сэкономить и время, и усилия, и даже деньги. Поехали!

Права Какая нужна категория прав на мотоцикл

Для управления мотоциклами и иным мототранспортом нужна категория «А». Данную категорию необходимо иметь, если вы собираетесь ездить на мотоцикле.

Даже если вы уже опытный водитель и какое-то время управляете другим видом транспортного средства (ТС), вам все равно нужно пройти переподготовку и получить новые права с открытой дополнительной категорией «А».

Статья в тему: Нужны ли права на мотоцикл?

Какие категории не нужно открывать, если есть категория «А»

Если у вас на руках есть водительское удостоверение категории «А», то вам автоматически присваиваются еще две подкатегории, относящиеся к мототранспорту: А1 (легкие мотоциклы) и М (мопеды).

То есть при наличии основной категории, относящиеся к ней подкатегории не нужно открывать отдельно. А вот если у вас имеется только одна из перечисленных подкатегорий, но вы хотите ездить на мотоцикле, придется открывать базовую категорию А в стандартном порядке.

Статья в тему: Нужны ли права на скутер и если да, то какие — самая подробная информация,
Что обозначает категория М в правах в этом году + на чём можно ездить и как получить с обучающим видео с автодрома

Какими типами транспорта можно управлять с правами категории «А»

Данная категория позволяет управлять мотоциклом. Транспорт может быть дополнительно оборудован прицепом (боковым). Его наличие никак не влияет на то, какая категория должна быть открыта у водителя.

Максимальная общая масса мотоцикла (вместе с прицепом) – 400 кг. При этом у него может быть любое количество колес: 2, 3 либо 4.

Если у вас есть права категории «А», вы можете управлять:

  • Мопедами, которые относятся к тихоходному мототранспорту.
  • Скутерами, объем двигателя которых может быть как меньше, так и больше 50 кубических сантиметров.
  • Легкими мотоциклами, с объемом двигателя до 125 кубов.
  • Классическими двухколесными мотоциклами.
  • Мотоциклами с колясками – трехколесным ТС.
  • Мотороллерами, с двумя и тремя колесами.

Получается, что наличие прав категории «А» позволяет законно сесть за руль любой мототехники.

Статья в тему: Как получить водительские права: пошаговая инструкция от записи на обучение в автошколу до получения прав после сдачи экзамена

Требования к кандидату для вождения мототранспорта по категории «А»

Если вы хотите водить мотоцикл, вы должны соответствовать следующим условиям:

  • Возраст старше 18 лет. Обучение вы можете начинать и раньше, но права получите только после достижения совершеннолетия.
  • Отсутствие медицинских противопоказаний к вождению данного вида ТС. Их перечень установлен Постановлением Правительства РФ № 1604 от 29 декабря 2014 года.
  • Прохождение курса обучения в автошколе. Учебное заведение должно быть аккредитовано Госавтоинспекцией.

Со скольки лет можно получить права на мотоцикл категории «А»

Вы можете записаться автошколу и пройти курс обучения сразу после того, как вам исполнится 16 лет. Но сдать экзамен и получить водительское удостоверение с данной категорией могут только совершеннолетние граждане.

Что касается подкатегорий (А1 и М), на них можно получить права уже с 16 лет, а обучаться с 14. Однако при этом необходимо наличие письменного разрешения от родителей (законных представителей).

Статьи в тему:

Со скольки лет кандидату в водители можно сдать экзамен на получение прав

Подготовка к получению прав на мотоцикл

Так как имеется существенный разрыв между возрастом, когда можно начинать обучение и тем, когда можно получать права, вы можете заняться подготовительными мероприятиями заранее.

Предварительная подготовка позволит получить желанное удостоверение сразу после достижения совершеннолетия.

Поиск и проверка найденной автошколы

Первый шаг в подготовке к получению удостоверения – правильный выбор автошколы. Важно понимать, что учебное заведение должно быть аккредитовано Госавтоинспекций, иначе ваше свидетельство не будет иметь законной силы.

Список автошкол, имеющих нужную лицензию, можно найти на официальном сайте ГИБДД.

При выборе учебного заведения, помимо аккредитации, нужно обращать внимание на следующие параметры:

  • Уровень оснащенности, в частности, наличие транспорта для практических занятий.
  • Количество времени, необходимое для обучения.

Порядок получения навыков вождения регламентируется:

  • Постановлением Правительства РФ № 980 «Об утверждении Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей» от 1 ноября 2013 г.
  • Приказом Министерства образования и науки РФ № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей» от 26 декабря 2013 г.

Для получения свидетельства необходимо пройти:

  • 76 часов теоретических занятий;
  • 54 часа практики.
  • 4 экзаменационных часа (отводится 2 на теорию и 2 на практику).

Получается, что обучение длиться примерно 3 месяца. Но многие автошколы предлагают экспресс-обучение. Оно предполагает ежедневные занятия, благодаря которым курс будет окончен в течение 1-го месяца.

Не путайте экспресс-курсы с обучением экстерном. Первый вариант просто предполагает ускоренное обучение, при котором вы все равно будете посещать автошколу, просто график обучения будет более плотным, нежели по стандартной программе. Самостоятельное овладение нужными навыками вождения (экстерн) в настоящее время запрещено.

Статья в тему: Сколько необходимо времени, чтобы отучиться на водительские права

Обратите внимание! Обучение будущих мотоциклистов проводится круглый год, кроме зимнего времени. Объясняется это тем, что выполнение практических упражнений в этот сезон проблематично. Выбирая время начала обучения, рассчитайте все так, чтобы окончить курсы до наступления зимы.

Посмотрите видео о том, как выбирать автошколу:

Какие нужны документы – сбор стартового пакета, необходимого для обучения на права

Чтобы поступить в автошколу, необходимо собрать определенный перечень документов. Дополнительное время потребуется только для получения медицинской справки. Остальное можно подготовить сразу.

Итак, для поступления вам нужно представить:

  • Заявление о поступлении в учебное заведение.
  • Личный паспорт (оригинал и копию).
  • Договор с автошколой, если вы не достигли совершеннолетия. Соглашение заключается от лица ваших родителей/законных представителей.
  • Письменное согласие родителей/законных представителей на прохождение курсов.
  • Фотографии 3×4 (6 штук).
  • Идентификационный код.
  • Медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к вождению мотоцикла – документ действует 1 год, поэтому вы сможете предоставить его впоследствии в Госавтоинспекцию.
  • Военный билет (если вы мужчина, не достигший 27 лет).
  • Копию чека об оплате учебного курса.

Статья в тему: Какие документы нужны для получения водительских прав + как писать заявление на получение, бланк и образец

Обучение управлению мотоциклом

Чтобы научиться ездить на мотоцикле, нужно записаться в автошколу и пройти специальный курс обучения. Не нужно путать данное учебное заведение с мотошколой. В первом случае, конечная цель учебы – получение вами прав, тогда как во втором – овладение практическими навыками вождения на данном транспорте.

Получается, что если вы планируете сдавать на права, выбирайте автошколу, обязательно проверив, имеется ли у нее аккредитация от Госавтоинспекции. Курс преподают профессиональные инструкторы, которые не только передадут теоретические знания, но и научат пользоваться транспортом на практике.

Особенности обучения езде на мотоцикле:

  • Вы сами выбираете интенсивность занятий. Это значит, что вы можете ходить на курсы каждый день и окончить обучение быстрее, либо посещать их в стандартном режиме. Вы можете даже прервать обучение и вернуться к занятиям в удобное для себя время. В зависимости от длительности перерыва, после возвращения, вам, возможно, придется прослушать лекции в другой группе.
  • Обучение ведется на мотоциклах автошколы, но если у вас имеется свой мотоциклетный транспорт, вы можете проходить практические занятия на нем. Преимущество подобного выбора – не придется потом привыкать к новому мотоциклу. Получается, что для обучения необязательно иметь собственный транспорт, но подобное не запрещается.
  • Курс занятий в среднем длится 3 месяца, но вы можете сократить или увеличить данный срок по своему усмотрению.

Программа обучения – особенности

Курс занятий для получения категории «А» состоит из теоретического и практического разделов.

На уроках вы узнаете:

  1. Как устроен данный вид транспорта (изучите двигатель, трансмиссию, тормозную систему, ходовую часть, источники и узлы-потребители электроэнергии).
  2. Какие приемы управления мотоциклом существуют.
  3. Как водить мотоциклетный транспорт в штатных и нештатных ситуациях.
  4. Принципы посадки и управления мотоциклом.
  5. Принципы начала движения, езды по кольцевому маршруту и варианты остановки с различными способами торможения.
  6. Как поворачивать и разворачиваться во время движения.
  7. Как двигаться в ограниченном пространстве.
  8. Сложное маневрирование и др. навыки.

Кроме того, в курс входят занятия по оказанию первой медицинской помощи.

Некоторые предметы состоят из теоретического курса и практических занятий, другие – только практики.

Особенность обучения вождению на мотоцикле состоит в том, что вы можете сами решать, на каком уровне будете владеть знаниями. Выбирая стандартную программу, нужно быть готовым к тому, что практическая часть проводится исключительно на автодроме, езда по городу не предусмотрена.

Если вы хотите научиться передвигаться по населенному пункту, то нужно выбирать соответствующий курс.

Внутренний экзамен после обучения

Согласно Приказу № 1408, заключительным этапом курса обучения вождению мотоцикла является экзамен. По программе на испытания отводится по 2 часа для теории и практики.

Только в случае успешной сдачи каждого этапа испытаний курс обучения можно считать оконченным.

На каком мотоцикле можно проходить практическое обучение и сдавать внутренний экзамен

Отличительная особенность курсов на получение категории «А» – возможность использовать личный транспорт. Вы можете не только проходить на нем практические занятия, но и сдавать экзамен.

Для других видов ТС подобная возможность не предусмотрена, обучение и экзамены сдаются на транспорте учебного заведения.

Однако это не означает, что вы обязаны иметь личный мотоцикл, чтобы учиться в автошколе. Учебное заведение предлагает различные модели мотоциклетного транспорта, на котором вы можете как обучаться, так и продемонстрировать полученные навыки.

Получение документов об окончании обучения

Завершающий этап прохождения обучения в автошколе – получение свидетельства об успешном овладении необходимыми навыками для управления мотоциклом.

После этого вы можете записаться на экзамен в Госавтоинспекции (при условии, что достигли совершеннолетия).

Экзамен в ГИБДД

Если вы успешно прошли внутренние испытания в автошколе и получили свидетельство, а также имеете медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к вождению мотоцикла, можете записываться на сдачу экзамена в Госавтоинспекции.

Экзамен сдается в МРЭО ГИБДД, которое необязательно должно быть расположено по месту прописки мотоциклиста – вы можете обратиться в любое Подразделение.

Испытания проводятся на транспорте Госавтоинспекции либо на собственном мотоцикле. Однако будет проверено, нет ли каких-либо ограничений и законная ли учебная езда на нем. Кроме того, придется позаботиться о том, чтобы кто-то доставил мотоциклетный транспорт в МРЭО, потому что самому приехать на нем нельзя.

Важно! Мотоциклетный транспорт для сдачи экзамена в МРЭО может быть предоставлен автошколой за отдельную плату. Дополнительные финансовые расходы, в данном случае, оправданы, потому что мотоциклы ГИБДД не всегда в хорошем состоянии, что существенно затрудняет успешное прохождение испытаний.

Как сдают экзамен

Экзамен на получение категории «А» состоит из практической и теоретической частей.

Отличительные особенности испытаний:

  • Теоретические вопросы для получения прав на мотоцикл схожи с заданиями для сдачи на категорию «В».
  • Практическая часть состоит из 1-го этапа, вам нужно сдавать ее на спецплощадке. Езда по городу не предусмотрена.
  • На сдачу теории отводится 20 минут (на 20 заданий), допускаются 2 ошибки.
  • Сдача практической части проводится с начислением штрафных баллов. Вам нужно сдать 3 группы упражнений, по каждой из которых можно получить 1,3 или 5 штрафных баллов. Если их количество превысит 4, экзамен будет провален.

Статья в тему: Как сдать экзамен на права: полный обзор процесса + как сдать с первого раза

Что делать если не сдал экзамен

Если пройти испытания успешно с 1-го раза не удалось, можно прийти на пересдачу. Она может быть назначена не ранее, чем через 7 дней. Если и в этот раз последует неудача, возможна еще одна попытка еще через неделю.

Последующие повторные испытания назначаются с интервалом с 1 месяц.

Если экзамен пройден успешно

Если вы успешно прошли испытания, вы можете вернуться в МРЭО за правами. Для их выдачи нужно подать соответствующее заявление в Госавтоинспекцию.

Скорость получения документа зависит от степени загруженности отделения – вы можете получить его в течение часа либо прийти за ним в другой день.

Получение водительского удостоверения на руки

Чтобы получить готовые права на руки, нужно прийти в назначенный час в отделение МРЭО, где вы сдавали экзамен. Дата выдачи документа устанавливается заранее.

Статья в тему: Где получить права на вождение автомобилем в Москве

Итоговый пакет документов, необходимый для получения удостоверения на руки

Чтобы получить права на руки, нужно представить в ГИБДД те же документы, что и при допуске к экзамену:

  • Заявление на получение водительского удостоверения.
  • Удостоверение личности (паспорт).
  • Медицинскую справку об отсутствии противопоказаний к управлению мотоциклом.
  • Свидетельство об окончании автошколы.
  • Квитанцию об оплате госпошлины.

Внимание! Если вы сдавали экзамен в одном МРЭО, а права хотите получить в другом, вам нужно получить согласие на оформление удостоверения от второго отделения, взять экзаменационный лист и предъявить его вместе с остальным пакетом документов.

Статья в тему: Нужна ли по новым правилам водительская карточка, и что она из себя представляет? + Что такое личная карточка водителя на предприятии и карта для тахографа

Как может помочь в получении удостоверения сервис Госуслуги

Если в МРЭО большая очередь, вам необязательно тратить свое время. Можно написать заявление на выдачу удостоверения через портал Госуслуг. Здесь же можно оплатить госпошлину (со скидкой 30% нужно будет внести всего 1400 рублей вместо 2-х тысяч).

Статья в тему: Как оплатить госпошлину за водительское удостоверение через Госуслуги. Простая пошаговая инструкция + видео

Вы можете сами выбрать дату и время получения документа либо система назначит их сама. От вас потребуется только прийти в указанное время, предъявить документы и получить готовое водительское удостоверение.

Статьи в тему:

Как получить водительские права через госуслуги после того, как сдал экзамен в ГАИ: простая пошаговая инструкция

Как получить права в МФЦ после успешной сдачи экзамена в ГАИ

Сколько стоит получение прав на мотоцикл

Сумма, которую придется потратить для получения прав категории «А» складывается из следующих параметров:

  • Госпошлины – 2000 рублей (или 1400 рублей, если вносить через Госуслуги).
  • Медицинская справка. Стоимость прохождения комиссии зависит от региона, в среднем она составляет 1,5-2 тысячи рублей.
  • Обучение в автошколе. В отличие от других категорий, при овладении навыками езды на мотоцикле, цена курса зависит не только от региона. На нее влияет также выбранный пакет обучения. В среднем курс стоит от 7 до 35 тыс. рублей.

Важно! Многие автошколы делают скидки в определенный сезон или за несколько дней до начала обучения (при наличии свободных мест). Это хороший способ сэкономить.

Получается, что фиксированным является только размер госпошлины, все остальные параметры зависят от региона и пакета курса.

Статья в тему: Сдать на права за 40000 рублей или сколько на самом деле стоит стать водителем?

Пошаговый алгоритм действия для получения прав на мотоцикл

Итак, чтобы получить права категории А», нужно:

  1. Правильно выбрать автошколу и нужный пакет обучения.
  2. Пройти медицинскую комиссию и получить справку об отсутствии противопоказаний к управлению данным видом транспорта.
  3. Записаться в выбранную автошколу и оплатить стоимость обучения.
  4. Пройти курс занятий и сдать внутренний экзамен (теорию и практику).
  5. Получить свидетельство об окончании автошколы и записаться на сдачу экзамена в ГИБДД на получение прав.
  6. Предоставить пакет документов и получить допуск к испытаниям.
  7. Сдать экзамен и записаться на получение водительского удостоверения.
  8. В назначенный день прийти и забрать готовые права, предъявив список документов.

Посмотрите видео о том, как получить права категории «А»:

Особенности получения прав на мотоцикл

Прежде всего, следует отметить, что сдать экзамен экстерном (без обучения в автошколе) нельзя. Вам обязательно нужен документ о получении необходимых знаний. То есть получение прав на мотоцикл без предварительного обучения в автошколе невозможно.

Статья в тему: Можно ли сдать экзамен на права и получить водительское удостоверение без обучения в автошколе?

Однако закон предусматривает право управления данным видом транспорта без наличия водительского удостоверения категории «А». Это относится к кроссовым байкам.

Особенности этого вида ТС:

  • Не оснащен фарами и светосигнальной системой.
  • Резина не обеспечивает сцепления с дорожным полотном, требуемого для передвижения по дорогам общего пользования (ДОП).
  • Является спортивным инвентарем, не требует регистрации и постановки на учет в ГИБДД.
  • Не предназначен для передвижения по ДОП.

Даже если данный транспорт участвует в каких-то соревнованиях, он должен быть доставлен к месту на специальной технике.

Подведем итоги

Особенности получения прав категории «А» следующие:

  • Она необходима для управления мотоциклом и другой мототехникой.
  • Права категории «А» автоматически позволяют управлять скутерами, мопедами, мотороллерами и легкими мотоциклами.
  • Имея категорию «А», не нужно открывать категории «А1» и «М».
  • Условия получения прав на мотоцикл: возраст старше 18 лет, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению данным ТС, обучение в автошколе.
  • Записаться в автошколу на получение категории «А» можно с 16 лет, но сдавать экзамен и получать права можно только после достижения совершеннолетия.
  • Этапы подготовки к сдаче экзамена: поиск и проверка автошколы (она обязательно должна иметь аккредитацию от Госавтоинспекции), прохождение медицинской комиссии.
  • Чтобы записаться в автошколу понадобится: соответствующее заявление, 6 фото 3*4, паспорт, письменное разрешение родителей/законных представителей (если вы младше 18 лет), идентификационный код, договор с автошколой (для несовершеннолетних он заключается родителями или законными представителями), медицинская справка, чек об оплате обучения.
  • Курс обучения состоит из 134 часов, из них 76 – теория, 54 – практика, 4– проверка полученных знаний (по 2 часа на теоретическую и практическую части).
  • На занятиях вы узнаете о принципах работы данного ТС, получите практические навыки вождения, научитесь оказывать первую помощь.
  • После окончания курсов сдается экзамен по практике и теории. Только в случае его успешной сдачи обучение считается законченным.
  • Проходить практику и сдавать экзамен можно на личном мотоцикле без ограничений.
  • После завершения курса выдается свидетельство об окончании автошколы, далее можно записываться на экзамен в ГИБДД,
  • Экзамен можно сдать в любом МРЭО, независимо от прописки.
  • Испытания состоят из теоретических вопросов и практических упражнений. Последние проводятся на специальной площадке, езда по городу не предусмотрена.
  • Если сдать экзамен не получилось, можно прийти на пересдачу. Первые две новые попытки назначаются не ранее чем через неделю, далее интервал составляет 1 месяц.
  • В случае успешного прохождения испытаний нужно обратиться в МРЭО для получения прав. Они могут быть выданы сразу либо в другой день.
  • Для получения прав нужно записаться в МРЭО. Это можно сделать при личном визите, по телефону или через Госуслуги.
  • Чтобы вам выдали готовый документ, нужно представить соответствующее заявление, паспорт, медсправку, свидетельство об окончании автошколы, чек об оплате госпошлины.
  • Расходы на получение прав категории «А» зависят от региона, фиксированным является только размер госпошлины – 2 тыс. рублей (при оплате через Госуслуги – 1400 рублей).
  • Для получения прав категории «А» нужно: выбрать автошколу, заключить с ней договор и пройти курс обучения, получить медсправку об отсутствии противопоказаний к вождению мотоцикла, сдать внутренний экзамен в учебном заведении, записаться на испытания в Госавтоинспекции и пройти их, получить готовые права.
  • Оформить права категории «А» нельзя без обучения в автошколе, сдача экзамена экстерном не допускается.
  • Без прав можно управлять кроссовыми байками, которые не предназначены для езды по дорогам общего пользования.

Несмотря на то, что езда на мотоцикле представляется не особо сложной, получить права на него не так уж и просто. Правильно выбирайте автошколу, получайте знания и сдавайте экзамен.

Прибавится забот и у сотрудников ДПС, так как на дороги не всегда выезжают опытные мотоциклисты. А это вкупе с жаждой скорости приводит порой к печальным последствиям. В прошлом году, например, на подмосковных трассах произошло более 560 аварий с мотоциклами, погибли 78 человек, 585 мотоциклистов получили травмы. В большинстве случаев причиной дорожных аварий становятся низкая водительская культура и грубые нарушения ПДД. Для работы с такими участниками движения и были созданы мотоподразделения. Так, в Подмосковье этим занимается отдельный специализированный батальон ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Московской области, который базируется в подмосковном городе Видное.

При каждом подразделении ГИБДД Московской области есть свои мотоциклисты. Но отдельный батальон в сезон занимается только мотоциклистами, его сотрудники несут службу только на мотоциклах. При этом батальон не имеет территориальной привязки, он обслуживает всю область.

— Наша задача — профилактика аварийности с мототранспортом, — рассказывает командир батальона Сергей Чарыков. — На машинах с мотоциклистами не очень удобно работать. Мы оснащены мощными мотоциклами, наши сотрудники проходят специальную подготовку, многие из них — спортсмены.

Действительно, на четырехколесной технике с мотоциклистами не потягаешься. Мотоцикл быстрее набирает скорость, не застрянет в пробке, а некоторые лихие нарушители могут и по лесной тропинке ускользнуть… Поэтому работать с таким контингентом необходимо на равных. То есть на такой же технике.

— У нас в подразделении 15 мотоциклов, — говорит Сергей Чарыков. — BMW RT, к этому сезону пришли новые BMW F800 GT. Мотоциклы и сотрудники оснащены всем необходимым, так же как и автопатруль.

Это радиосвязь, спецсигналы, алкотестеры, табельное оружие. Единственное отличие от мотопатруля — мотоциклетная защита и шлем.

О своей, не побоюсь этого слова, героической работе полицейские рассказывают неохотно. Но вот в беседе проскальзывает, что за прошлый мотосезон командир взвода ОСБ Алексей Гуров намотал 60 тысяч километров!

Как строится работа мотобатальона? В район, где необходима его помощь, срочно выезжают сотрудники и в местном ГИБДД получают задания. В них обозначены точки скопления мототранспорта и места, где наблюдается хаотичная езда мотоциклистов.

— В последнее время мотоциклисты в большинстве своем стали более адекватными, — отмечает Алексей Гуров. — Ездят в защитной экипировке и шлемах, по первому требованию нашего сотрудника останавливаются…

— У нас с мотоклубами нормальные отношения, — поддерживает своего коллегу командир. — Обсуждаем с ними технические особенности мотоциклов, проекты законов. Мотоклубы, в свою очередь, помогают нам проводить работу с «несознательными» мотоциклистами. Подсказывают, на что в первую очередь обратить внимание. Стоит подчеркнуть: очень редко кто из членов мотоклубов совершает нарушения на дороге.

И все же нарушителей немало. Вот только один случай. Правда, этот персонаж к мотоклубам не имел никакого отношения. В Пушкинском районе Московской области наши сотрудники задержали водителя скутера в нетрезвом виде. Он был уверен, что скутер — это не мотоцикл, а стало быть ездить на нем можно в любом состоянии. Суд лишил лихача прав на полтора года и наложил штраф 30 тысяч рублей. Сезон еще не закончился, а он снова попался на скутере в нетрезвом виде. На этот раз суд лишил нарушителя свободы на три года и один месяц.

А еще порой приходится гоняться за… угонщиками мотоциклов. Как только начинается летний сезон, как только дачники открывают свои гаражи и обнаруживают вместо зимовавшего скутера пустое место, вот тут и начинают сыпаться заявления об угонах мототехники.

Мотоциклисты стали более адекватными: ездят в защитной экипировке и шлемах, по первому требованию полицейских останавливаются…

— Патрулировали в прошлом году Домодедовский район, — вспоминает Алексей Гуров. — Едет нам навстречу мотоциклист, решили остановить и проверить документы. А он только газу прибавил в ответ. Произошла небольшая погоня. При проверке было выявлено, что мотоцикл угнан в Орехово-Борисово 23 мая, а задержали мы его 12 июля. Мотоцикл передали владельцу. Примерно такой же случай произошел в Озерах. Мотоциклист тоже не остановился по требованию. Пришлось догонять, в какой-то момент нарушитель не справился с управлением и упал. Выяснилось, что мотоцикл угнан, а номер рамы наполовину спилен. Владельца нашли и вернули ему технику.

Погоня за мотоциклистом дело нешуточное. Ведь человек не отдает себе отчета в том, что он создает на дороге опасность для других. Кроме того, у инспекторов задача задержать его так, чтобы ни он не покалечился, ни другим не навредил.

«Верхом» на мотоциклах и скутерах попадаются и дети. Приходится объяснять им простые, но важные вещи: что управлять мотоциклом можно только в экипировке и шлеме, необходимо пройти специальную подготовку, научиться управлять техникой, получить права. Езда разрешается только с 16 лет: для категории «М» — мопеды и «А1» — легкие мотоциклы. И только тогда выезжать на дороги. А еще знать, что инспектор вам не враг на дороге, а друг…

В ОСБ идут только те, кто любит мотоциклы и болеет за дело. Все сотрудники прекрасно разбираются в устройстве мотоцикла и могут сами, если что, его отремонтировать.

— Как-то мы выезжали в Германию на слет полицейских, везли в прицепах четыре мотоцикла, — вспоминает Алексей Гуров. — Когда приехали, выяснилось, что один из мотоциклов не заводится. Пришлось самим его разбирать и собирать. И все это на глазах у немецких полицейских, которые сказали: «Мы не думали, что BMW можно вот так вот починить».

Пока сезон не начался, сотрудники повышают свою квалификацию, тренируются управлять мотоциклами в экстремальных условиях. Кстати, Алексей Гуров является инструктором категории «А». Именно он проводит контраварийную подготовку. Причем не только мотоциклистов ОСБ, но и сотрудников, которые работают на мотоциклах по всей Московской области.

Кстати

Мотоциклы использовались в правоохранительных органах еще с советских времен. Это были Harley-Davidson 1200 с коляской, после войны ему на смену пришла модель WLA 42 того же производителя. Использовался и отечественный армейский Урал М-72, с середины 60-х годов замененный более легким и маневренным М-62, который выпускался на Ирбитском заводе и больше подходил для милицейской работы. В конце 60-х годов для правоохранителей была разработана небольшая серия мотоциклов Урал М-100 с коляской и в одиночном исполнении. Это уже были настоящие милицейские байки со специальным оборудованием. Производство этого мотоцикла для милиции продолжалось с 1969 по 1994 год. Машины выпускались в сине-желтом цвете и оборудовались сиреной, приспособлениями для установки приборов ГАИ, дугами безопасности, сигнальными фарами.

А как в Беларуси?

О необходимости более активно использовать в подразделениях МВД Беларуси маневренный и высокоскоростной двухколесный транспорт активно заговорили несколько лет назад: пресекать нарушения на дороге с плотным трафиком на обычных автомобилях становилось все проблематичнее. В 2017-м в региональные подразделения Госавтоинспекции начали поступать мотоциклы BMW F800GS — точно такая же техника находится на вооружении в полиции ряда европейских стран.

Максимальная скорость байка — 185 км/ч, а до «сотни» он разгоняется за 4,6 секунды. Что и говорить, достойный ответ байкерам-беспредельщикам. Мотопатрули сегодня есть в каждой из шести областей Беларуси, а также в столице — всего в ГАИ насчитывается около трех десятков единиц двухколесной техники. А вскоре, возможно, станет еще больше. Об этом говорил и руководитель белорусского МВД: практика патрулирования дорог на мотоциклах зарекомендовала себя хорошо, а эффект носит в первую очередь превентивный характер.

В мотоэкипажи отбирают только опытных водителей. По словам начальника отдела дорожно-патрульной службы УГАИ МВД Беларуси Дениса Ставского, за руль мотоцикла допускают лишь тех, кто имеет водительские права соответствующей категории и обладает отменными навыками управления этим транспортным средством. Кроме того, необходимо пройти специальное обучение. Стражи дорог, кстати, действуют не только методом кнута. За последние годы Госавтоинспекция сумела наладить доверительные отношения с объединениями байкеров. Свидетельство тому — эффектные массовые церемонии открытия и закрытия мотосезона, на которые приезжают не только владельцы двухколесных машин из различных уголков Беларуси, но и гости из России и других стран. Украшение таких мероприятий — участие в них представителей специального подразделения ДПС «Стрела», которое, к слову, в конце февраля отметило свое 26-летие. Оно выполняет задачи по сопровождению высших должностных лиц и эскортированию глав делегаций иностранных государств в соответствии с дипломатическим протоколом, а также контролирует работу под­разделений ГАИ, помогает в обеспечении безопасности дорожного движения регионам страны. Сотрудники «Стрелы» филигранно владеют мастерством управления байками: на балансе спецподразделения, помимо автомобилей, мощные мотоциклы Yamaha FJR1300 и BMW GS800. Словом, мототехника на страже дорожной безопасности — это в Беларуси не столько веяние времени, сколько хорошая многолетняя традиция.

Мотоцикл для 16 лет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *