УК РФ закупки

Кафедра студентов

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10047

ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Соотношение преступности и наказуемости

Андрей Михайлович БЫЧКОВ,

студент группы ЮФН2-6 Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ

Александра Владимировна ПОБЕДОНОСЦЕВА,

студентка группы ЮФН2-6 Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ E-mail: andrew99215@gmail.com

Научный руководитель: В.Е. Батюкова, доцент Департамента правового регулирования

экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье авторы рассматривают вопросы совершенствования уголовной политики в сфере государственных закупок. Анализируется состояние преступности в этой сфере. Определяются круг преступлений, причины, способствующие совершению преступлений, условия противодействия.

Ключевые слова: государственные закупки, коррупция, нецелевое расходование средств, статистика, Судебный департамент, «откат», злоупотребления.

Keywords: public procurement, corruption, misuse of funds, statistics, Judicial department, «rollback», abuse.

Система государственных закупок является эффективным инструментом концентрации необходимых ресурсов (материальных, трудовых, научных) для осуществления поставленных государством задач1. Она выступает одним из основополагающих институтов государственного регулирования, так как в условиях смешанной экономики государство становится крупнейшим заказчиком и потребителем продукции целого ряда отраслей, превращая государственный спрос в мощный инструмент воздействия на экономику, оказывающий положительное влияние на ее динамику и структуру.

Однако система госзакупок России имеет свои серьезные проблемы, среди которых можно выделить нечеткость и несогласованность правил распределения бюджетных средств, отсутствие действительно эффективного контроля за выполнением норм и правил размещения

заказов, сложности информационного обеспечения размещения заказов. Указанные проблемы создают благоприятные условия для развития криминальной сферы2.

В перечень преступлений, совершаемых в сфере госзакупок, входят не только правонарушения, напрямую связанные с данной системой, но и те преступления, которые косвенно касаются ее. В данной статье мы выделим основные три типа правонарушений.

Первый тип — это преступления, напрямую связанные с государственными заказами. Сущность «отката» состоит в предоставлении подрядчиком должностному лицу незаконного вознаграждения в размере части цены государственного контракта3. По данным, полученным некоторыми исследователями, размеры «откатов» колеблются от 5 до 20%, а в отдельных сферах могут составлять свыше 50% затрат, понесенных предпринимателями.

№ 1/2019

Направлениями противоправной деятельности должностных лиц могут быть: получение незаконного вознаграждения от победителя конкурсных и иных закупочных процедур, необоснованное завышение стоимости государственного контракта при объявлении о проведении закупочных процедур и др.

Второй тип — это преступления, имеющие коррупционную направленность. Согласно данным Госкомстата РФ, количество зарегистрированных уголовных дел этой категории в период с 2001 по 2010 г. стремительно увеличивается.

Так, если в 2009 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 7909 преступлений, то в 2010 г. уже 120 128, т.е. наблюдается рост практически в 1,5 раза. Взяточничество фактически «институционализировалось» в органах власти, подрывая доверие со стороны населения, препятствуя реализации общественных интересов, причиняя ущерб сотрудничеству с другими государствами, социальной и инвестиционной политике.

Третий тип — нецелевое расходование средств — одно из самых распространенных нарушений бюджетного законодательства. Согласно отчету Счетной палаты РФ объем нецелевого использования бюджетных средств в 2017 г. составил 4,7 млрд руб.

В данную категорию преступлений также нужно отнести правонарушения, совершаемые при нецелевом расходовании средств государственных внебюджетных фондов (приобретение различных активов с целью их последующей продажи, финансирование за счет бюджета расходов, не предусмотренных статьями расходов соответствующего бюджета, и др.).

Для того чтобы проследить тенденцию развития преступлений данного вида, необходимо обратиться к статистике и определить динамику их совершения. Но получить максимально достоверную информацию проблематично, так как на одном и том же государственном ресурсе представлены противоположные базы данных.

Так, в отчете Судебного департамента при ВАС РФ «Основные статистические показатели судимости в России за 2008 — 2017 годы» сказано, что в 2016 г. общее количество осужденных за взяточничество (с учетом посредничества и мелкого взяточничества) равнялось 6255, 1134 человека из которых были осуждены за получение взятки, а 3589 — за дачу взятки4.

Количество осужденных за 2017 г. составило 5058, 1099 человек из которых были осуждены за получение взятки, а 1229 — за ее дачу.

В то же время на данном сайте, но уже в другом отчете — «Отчет о результатах рассмотрения уголовных дел по отдельным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации по вступившим в законную силу приговорам и другим судебным постановлениям, в том числе по преступлениям коррупционной направленности» — были приведены иные данные:

2016 г. — всего 10 420 осужденных, из которых осуждено за получение взятки — 3337 человек, а за ее дачу — 3707;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 г. — всего 8598 осужденных, из которых 2072 человека было осуждено за получение взятки, а за ее дачу — 13485.

Статистика преступлений в сфере госзакупок такова: по данным Генеральной прокуратуры РФ на 2018 г., было зафиксировано 3 664 668 нарушений закона, 23,3% из которых составили преступления в экономической сфере. Преступления в сфере госзакупок составили 14,7% от общего числа преступлений в сфере экономики. Данный показатель превышает показатель за прошлый год практически на 4,1%.

Динамика преступлений имеет положительный характер, о чем свидетельствуют данные, приведенные международным движением Transparency International. Уже три года Россия набирает в ИВК 29 баллов, занимая на 2017 г. 135-е место из 180 возможных. Ее положение в индексе остается стабильным, а изменения места (в 2015 г. — 119-е, в 2016 г. — 131-е) связаны с переменами в других странах и с включением или исключением некоторых стран из индекса.

По мнению ОЭСР, одним из лучших мировых опытов регулирования закупочной деятельности и практики противодействия нарушениям в ней признается опыт США, где именно федеральная контрактная система (ФКС) используется уже около 90 лет (в России появилась в 2014 г.).

ФКС США регулируется федеральными правилами планирования, размещения и исполнения государственного заказа, которые содержат около 4300 норм и правил. В правовой системе США важную роль играет судебный прецедент, при помощи которого осуществляется уточнение содержания дефиниций «публичный контракт», «откат», «сговор на торгах» и др. (в российском законодательстве эти понятия не конкретизируются).

Второй яркий пример развитой сферы госзакупок — Германия, где система оспаривания итогов размещения госзаказа в суде считается

№ 1/2019

одной из самых успешных в мире. Она состоит из апелляционной инстанции и судебной и предусматривает ускоренный порядок рассмотрения жалоб на действия заказчика. Здесь также предусмотрены крупные штрафы за взяточничество, которые могут составлять до 10 млн евро6.

В целях формирования единообразной судебной практики представляется уместной подготовка отдельного постановления Пленума Верховного Суда РФ, посвященного всему спектру коррупционных проявлений в сфере государственных закупок7, которое позволит унифицировать практику применения уголовно-правовых норм в данной сфере. Структуру такого постановления можно представить следующим образом.

Во-первых, требуется обобщение практики применения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части правовой характеристики закупочных процедур и типичных нарушений при их проведении.

Во-вторых, необходима характеристика коррупционных проявлений при проведении закупочных процедур, заключении, исполнении и принятии результатов исполнения государственного контракта. Уместным представляется подробное освещение особенностей преступлений, совершаемых должностным лицом — представителем заказчика, предпринимателями и др.

В-третьих, требуется подробная характеристика особенностей квалификации таких преступлений с разъяснением, в каких случаях могут применяться уголовно-правовые нормы о взяточничестве, хищении, злоупотреблении или превышении должностных полномочий.

Анализ опубликованной судебной практики показал, что по частоте применения за нарушения в сфере закупок лидирующими являются следующие статьи УК РФ: ст. 286, ст. 285, ст. 159, ст. 290 и ст. 204. Это означает, что необходимо ужесточить уголовную ответственность за совершение данных преступлений.

2 Ковалева ЕЛ. Механизм государственных закупок в России // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2008. № 1.

5 https://www.genproc.gov.ru/upload/iblock/aab/ Eжемесячный%20сборник%20декабрь%202017.pdf

Библиографический список

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 26-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

Статьей 200.4 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за з лоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 1 указанной статьи, нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В случае, если деяние, предусмотренное частью 1 статьи 200.4 УК РФ, совершено группой лиц по предварительному сговору, либо причинило особо крупный ущерб, лицу грозит лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом, уголовная ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд может наступить только в случае причинения крупного ущерба (свыше 2 250 000 рублей), либо особо крупного ущерба (9 000 000 рублей).

Расследование преступлений, предусмотренных статьей 200.4 УК РФ, отнесено к компетенции следователей Следственного Комитета Российской Федерации.

Старший помощник прокурора города Омска, юрист I класса Р.А. Румянцев.

УК РФ закупки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *