Аварии на встречке

Верховный Суд РФ рассмотрел протест заместителя генпрокурора РФ Сабира Кехлерова на решения нижестоящих судов о привлечении к административной ответственности водителя, который из-за опасности лобового столкновения выехал на встречную полосу движения. Жалобы водителя суды нижестоящих инстанций отклоняли, указывая, что ему следовало свернуть на обочину или остановить автомобиль, однако ВС с ними не согласился, напомнив, что суды должны были выяснить все обстоятельства дела.

Автомобилист В.Грачев из Волгоградской области был привлечен к административной ответственности за выезд на встречную полосу движения. Инспектор определил, что Грачев, пренебрегая Правилами дорожного движения (пункт 9.1), при возникновении опасности выехал на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, где произошло касательное столкновение с автомобилем под управлением А.Кравченко (тот в момент столкновения совершал маневр возврата со встречной полосы на свою). В результате был составлен протокол об административном правонарушении (часть 1 статьи 12.15 КоАП), Грачева оштрафовали на 500 руб.

Грачев, признавая факт выезда на встречную полосу, с его классификацией не согласился, утверждая, что совершил этот маневр, чтобы избежать лобового столкновения с двигавшимся ему навстречу автомобилем Кравченко, на котором в темное время суток не горели световые приборы и габаритные огни. На обочине же, куда, следуя указаниям ПДД, должен был свернуть Грачев, по его показаниям, находились столб и дерево. Кравченко, в свою очередь, не отрицал ни того, что ехал навстречу Грачеву по чужой полосе движения, ни того, что на его автомобиле были неисправны световые приборы.

Судья Городищенского районного суда Волгоградской области, в котором Грачев обжаловал штраф, признал его виновным в административном правонарушении. Суд указал, что при сложившихся обстоятельствах автомобилист должен был принять все меры для снижения скорости (пункт 10.1 ПДД). Без изменений это решение оставил и Волгоградский областной суд.

Однако дело дошло до Верховного Суда с подачи заместителя генпрокурора РФ Сабира Кехлерова — он принес протест на решение о привлечении Гречева к административной ответственности. По мнению Кехлерова, инспектор ДПС надлежащим образом обстоятельства столкновения не выяснил и действия Грачева следует классифицировать как совершенные в состоянии крайней необходимости, что должно повлечь прекращение производства по делу.

Ознакомившись с протестом Кехлерова и изучив дело, первый зампред ВС РФ Петр Серков в своем решении отметил, что «вывод является в принципе правомерным. Однако утвердительно сказать, что снижение Грачевым скорости движения автомобиля, в том числе остановка транспортного средства, при описанных выше событиях могли бы предотвратить столкновение автомобилей, не представляется возможным. Таким образом, следует признать, что Грачев действовал в состоянии крайней необходимости». Также Серков указывает что суды допустили ошибку, рассматривая дела Грачева, и не соблюли «требование о выяснении всех обстоятельств совершения правонарушения, имеющих значение для правильного разрешения дела».

Таким образом, Серков согласился с позицией Кехлерова и вынес решение (по пункту 3 части 1 статьи 24.5 КоАП), согласно которому постановление инспектора ГИБДД и все акты нижестоящих судов должны быть отменены.

Водитель Toyota Land Cruiser, который решил проучить на дороге автомобилистку, получил беспрецедентно строгое наказание. Суд лишил его свободы на 15 лет по статье «Убийство», поскольку маневр привел к смертельному ДТП Читать в полной версии Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Беспрецедентное в российской судебной практике наказание назначил суд водителю из Иркутска после резонансной смертельной аварии. Согласно материалам дела, которые распространил Следственный комитет Иркутской области, 8 октября 2018 г. 42-летний Сергей Поляков за рулем Toyota Land Cruiser ехал по улице Мира. В районе остановки «Узловая» ему показалось, что женщина за рулем Kia Rio подрезала его внедорожник. Тогда Поляков решил отомстить обидчице и подрезать ее в ответ.

Водитель разогнался до 85 км/ч, догнал Kia и вытолкнул легковой автомобиль на встречную полосу. Все действия мужчины попали в объективы нескольких камер наблюдения, а также на видеорегистраторы проезжавших мимо машин.

За рулем Kia ехала Жанна Тутурина, которая везла на занятия своих детей — 12-летнюю дочь и восьмилетнего сына. После удара ее машина оказалась на встречке и лоб в лоб столкнулась с Mitsubishi Lanсer, после чего Kia несколько раз развернуло. Виновник аварии прибавил скорость, проехал мимо и скрылся с места ДТП.

Фото: youtube.com / СКР по Иркутской области

Тутурина получила тяжелейшие травмы, в том числе позвоночника. Ее подключили к аппарату искусственного дыхания, и около месяца женщина провела в реанимации. Девочка получила сложный перелом бедра, а мальчик — сотрясение мозга и многочисленные ушибы. Все потерпевшие до сих пор проходят курс реабилитации. За рулем Mitsubishi Lanсer находился 27-летний Александр Евланов. Он получил еще более серьезные травмы и, спустя сутки, скончался в больнице.

Виновник аварии уехал в соседний Ангарск, где два дня скрывался у знакомых в садоводстве. Когда за ним приехали полицейские, он попытался снова сбежать и спровоцировал погоню на высоких скоростях, но его все-таки удалось задержать. Затем следователи выяснили все подробности об агрессивном водителе. Его стаж за рулем на тот момент составлял 22 года, мужчина уже имел судимости за имущественные преступления и преступления против личности. Когда его задержали, мужчина был пьян и, как в дальнейшем установит следствие, выпивал он и в день совершения аварии.

Как рассказала потерпевшая после того, как пришла в себя, в тот день она ехала аккуратно, никого не обгоняла и старалась не подрезать. Чтобы избежать перестроений, она ехала в крайнем левом ряду.

При проведении следственного эксперимента Поляков откровенно признался, что решил своим маневром проучить автомобилистку, — эти кадры опубликовало региональное управление следственного комитета. «Я начал подрезать и перестраиваться на крайнюю левую полосу. За встречным потоком я не следил, не обращал внимания, потом перестроился, педаль в пол нажал, где-то до «сотни» разогнался и уехал. Подрезал, потому что хотел проучить, но без всяких этих. Просто думал, что подрежу да уеду», — рассказывал мужчина.

Вместо нарушения ПДД обвинили в убийстве

В итоге в отношении Полякова следователи возбудили несколько уголовных дел, которые значительно отличались от принятой практики. Так, в большинстве подобных случаев следователи возбуждают дела по ч. 3 ст. 264 УК, которая предполагает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека. Максимальное наказание по этой статье — лишение свободы на срок до пяти лет.

Однако Полякову предъявили обвинения по пункту «е» ч. 2 ст. 105 УК — «Убийство, совершенное общеопасным способом», пункту «б» ч. 3 ст. 111 УК — «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное в отношении двух и более лиц», пункту «з» ч. 2 ст. 112 УК — «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, совершенное с применением предметов, используемых в качестве оружия», а также по ч. 1 ст. 167 УК — «Умышленное повреждение имущества». Таким образом, по самой строгой статье «Убийство» Полякову грозило лишение свободы на срок от восьми до двадцати лет.

«В следственной и судебной практике это беспрецедентный случай привлечения к уголовной ответственности лица, совершившего особо тяжкое преступление подобным специфическим способом. Следователи следственного отдела по Ленинскому району города Иркутска длительное время и очень скрупулезно собирали доказательства, подтверждающие вину обвиняемого в совершении убийства, завуалированного под ДТП», — говорится в официальном сообщении Следственного комитета по Иркутской области.

Фото: ГУ МВД России по Иркутской области

В своем последнем слове Поляков заявил, что не согласен с предъявленными обвинениями и считает их слишком строгими.

«Я не отрицаю своей вины, — сказал Поляков на суде 29 января. — Но я не понимаю, почему обвиняюсь в совершении преступления, за которое предусмотрено пожизненное лишение свободы. У меня не было умысла вытолкнуть Kia Rio на встречную полосу, я лишь совершил опасный маневр. Водитель Kia могла видеть мой автомобиль. Если бы она притормозила, могла бы предотвратить столкновение. То, что она это не сделала, говорит лишь о том, что она не следила за дорожной ситуацией», — цитирует водителя местное издание «Байкал Инфо».

По словам Сергея Полякова, сторона обвинения не пыталась установить все объективные факторы произошедшего. Он также заявил, что ему угрожали сотрудники органов предварительного расследования.

«Говорили, что если я расскажу об этом кому-либо, то в тюрьме очень сильно пожалею, — зачитал Поляков. — Говорили, что, если мы будем «дружить», то все пройдет быстро и я окажусь дома. Они хотели, чтобы я рассказал, что гонялся с Kia по пути до аварии, что хотел вытолкнуть ее с дороги, чтобы она улетела в кювет. Но это все неправда. В итоге я сказал, как они просили, так как юридически неграмотен и думал, что сделаю себе лучше. Они же слово свое не сдержали, и я теперь обвиняюсь по максимально тяжкой статье — за убийство».

Фото: ГУ МВД России по Иркутской области

Поляков заявил, что аварии со смертельным исходом происходят каждый день, но ни один виновник подобного происшествия не был осужден по статье 105 УК за убийство. Обвиняемый предположил, что такой строгий подход к нему связан с тем, что погибший мужчина служил в МВД — был инспектором ГУФСИН.

15 лет колонии в качестве наказания

Подсудимый и его адвокат настаивали, что произошло банальное ДТП. По словам адвоката потерпевшей Александра Сапожникова, изначально друзья и знакомые характеризовали Полякова как асоциального, агрессивного и конфликтного человека. Но потом изменили свои показания. Полноценных извинений потерпевшим он так и не принес, а лишь сказал, что чувствует вину.

Изучив четыре тома материалов, изучив видеозаписи и заслушав свидетелей, судья Иркутского областного суда назначил подсудимому 15 лет лишения свободы. Отбывать наказание Поляков будет в исправительной колонии строгого режима. Суд также постановил обратить автомобиль осужденного в счет возмещения вреда потерпевшим и взыскать моральный вред на общую сумму 4,8 млн рублей.

Фото: babr24.com

Адвокат Сапожников считает, что такой приговор несет воспитательную цель для других водителей. «У нас в Иркутске прижилась агрессивная манера вождения, в то время как в интересах водителей быть взаимовежливыми. Это сбережет и нервы, и здоровье, и человеческие жизни», — сказал защитник.

В свою очередь, адвокат Сергей Жорин в беседе с Autonews.ru считает приговор соразмерным деянию. Юридические же обоснования такого решения суда, по словам Жорина, могут вызывать вопросы.

«В моем понимании наказание соразмерно вине — водитель отнял у человека жизнь, другие люди получили тяжелые травмы, — сказал адвокат. — Справедливо оно или нет, зависит от того, с чем его сравнивать. Если с ответственностью за решения по схожим смертельным ДТП, то может показаться, что решение несправедливо. Но по факту погиб человек, нельзя за это давать 2-3 года условно. И у меня сложилось впечатление, что в этой ситуации суд постарался вынести максимально точное и правильное решение».

Жорин считает, что суды, выносящие более строгие решения по ДТП с погибшими, действуют совершенно правильно, поскольку за жизнь людей и нанесенный вред здоровью виновники должны нести большую ответственность. «Сейчас получается, что иногда по обвинениям в коррупции назначают лишение свободы, а отнимающие жизни людей отделываются условными сроками. Нужно думать, что ты делаешь, находясь за рулем». Адвокат уверен, что решение о том, как квалифицировать дело, во многом опирается на поведение и слова обвиняемого.

Аварии на встречке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *