РЖД учеба

Никаких переговоров с Россией о разрыве договора об управлении железными дорогами Армении не ведется, заверил вице-премьер Мгер Григорян. Ранее о готовности расторгнуть соглашение говорили в российском Минтрансе Читать в полной версии (Фото: Асатур Есаянц / РИА Новости)

Вопрос о расторжении соглашения с Россией об управлении железными дорогами Армении пока не обсуждается и не стоит на повестке. Об этом заявил журналистам вице-премьер Армении Мгер Григорян, сообщает ArmenPress.

«Это совершенно естественные и конструктивные отношения. Я присутствовал на вчерашнем заседании, и в повестке дня было обсуждение будущего развития железной дороги и их стратегии. На данный момент вообще не стоит вопрос о расторжении контракта», — сказал он.

Так он прокомментировал сентябрьское заявление российского Минтранса о том, что «дочка» РЖД в настоящее время прорабатывает вопрос о досрочном расторжении договора об управлении железными дорогами Армении. О готовности РЖД отказаться от обслуживания армянской железной дороги ранее говорил и замглавы Минтранса Владимир Токарев. По его словам, Армения сама «создала ситуацию», при которой оператор местных железных дорог «Южно-Кавказская железная дорога» (100-процентная «дочка» РЖД) не может «нормально работать».

Местные правоохранительные органы подозревают компанию в уклонении от уплаты налогов на $19 тыс. Обыски по этому делу в ЮКЖД проходили в августе прошлого года. В декабре в отставку отправили замминистра транспорта республики, который, как считает следствие, скрывал нарушения в ЮКЖД, выявленные в ходе проверок. В самой ЮКЖД действия правоохранителей считают «ангажированными».

Железнодорожная инфраструктура Армении находится в концессионном управлении ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» (100-процентная «дочка» РЖД) с февраля 2008 года. Ее передали на управление РЖД на 30 лет. Всего в Армении 1321,5 км железнодорожных путей.

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-90, инструктивно-методическими и руководящими материалами по непрерывному фирменному профессиональному обучению рабочих в организациях ОАО «Газпром», определяет содержание и порядок проведения технической учебы.
1.2. Техническая учеба является одной из форм планового обучения для повышения уровня технической грамотности рабочих.
1.3. Техническая учеба проводится в целях обеспечения непрерывного и последовательного роста квалификации и технических знаний по обслуживанию технологического оборудования, освоения технологии в конкретных условиях производства, изучения инструкций по эксплуатации оборудования, изучения аварийных ситуаций, требований охраны труда и техники безопасности, а также подготовки к ежегодной проверке знаний. Техническая учеба направлена на повышение эффективности и качества работы, производительности труда, повышение качества обслуживания и ремонта оборудования.
Уровень знаний и практических навыков рабочих, соблюдение ими правил охраны труда и техники безопасности, а также проведение и посещаемость занятий по технической учебе учитываются администрацией филиалов при моральном и материальном поощрении рабочих. Техническая учеба не является основанием для присвоения или повышения разряда рабочим по профессии.
1.4. Общее руководство и организация технической учебы в филиалах ООО (далее Общество) возлагается на главных инженеров, подготовка и проведение обучения — на руководителей цехов, служб, участков.

Организация технической учебы

2.1. Руководители отделов и служб по направлению деятельности администрации Общества в области организации технической учебы:
2.1.1 оказывают методическую помощь в организации технической учебы, осуществляют внедрение прогрессивных форм и средств технической учебы, использование видеофильмов, тренажеров, АОС (автоматизированных обучающих систем), действующих схем и макетов;
2.1.2 инициируют распространение передового опыта.
2.2. Руководители и главные инженеры филиалов Общества в области организации технической учебы:
2.2.1 осуществляют организационное руководство технической учебой рабочих на производстве;
2.2.2 организуют оснащение мест проведения технической учебы макетами и наглядными пособиями необходимыми для обеспечения учебного процесса.
2.3. Руководители подразделений филиалов (цеха, службы, участки) Общества:
2.3.1 организуют техническую учебу рабочих;
2.3.2 разрабатывают и реализуют планы технической учебы с учетом информационных писем по ОТ и ПБ, состояния охраны труда работников, указаний вышестоящих должностных лиц, фактического профессионального уровня работников, исходя из специфики применяемого оборудования;
2.3.3 готовят методические (в т.ч. раздаточные) материалы, контрольные тестовые задания для оценки уровня знаний по темам теоретического обучения;
2.3.4 вносят предложения по обеспечению технической учебы специфическими для данного подразделения учебными наглядными пособиями, техническими средствами обучения;
2.3.5 осуществляют подбор руководителей и специалистов для проведения технической учебы.

Порядок проведения технической учебы

3.1. Техническая учеба проводится согласно плану на календарный год
(с января по декабрь). Время, отводимое на техническую учебу, включается в рабочее время.
3.2. Техническая учеба проводится в каждой отдельной службе (цехе, участке) ежеквартально. Количество часов отводимых на занятия должно быть не менее 6 часов в квартал. Общее количество часов, отводимое на проведение технической учебы для каждой профессии рабочих, определяется исходя из объемов рассматриваемого на технической учебе материала, но не должно быть менее 24 часов в год.
3.3. При отсутствии работника на плановых занятиях по уважительным причинам, техническая учеба проводится путем предоставления ему информации для самостоятельного изучения по теме пропущенного занятия, под контролем ответственного специалиста.
3.4. Проведение технической учебы для сменного персонала, работников, чья деятельность связана с работой на удаленных объектах или вахтовым методом, может осуществляться по заданию руководителя цеха (службы, участка) специалистами. Журнал проведения и посещения занятий по технической учебе передается руководителем цеха (службы, участка) назначенному специалисту для внесения необходимой информации после проведения технической учебы.
3.5. План проведения технической учебы (Приложение 1) составляется на год, утверждается главным инженером филиала и доводится до работников подразделения.
3.6. При изучении комплексных (специфических) тем, к проведению технической учебы могут привлекаться работники других служб, филиалов, организаций.
3.7. В зависимости от изменения в течение года нормативно-технических документов, модернизации оборудования, фактических знаний работников, выявленных в ходе очередной проверки знаний, планы технической учебы корректируются с включением в них новых тем.
3.8. По окончании каждого занятия, методом опроса, проводится подведение итогов обучения.
3.9. Учет и оценка проведения технической учебы осуществляется в специальном журнале проведения и посещения занятий (Приложение 2). Ежегодно, до конца года от руководителей цехов (служб, участков) в кадровую службу филиала согласно установленной форме (Приложение 3) передается отчет о проведении технической учебы.
3.10. Итоговая проверка знаний результатов технической учебы совмещается с ежегодной проверкой знаний по охране труда и осуществляется экзаменационной комиссией, созданной приказом (распоряжением) по филиалу с оформлением протокола (Приложение 4). Председателем экзаменационной комиссии назначается начальник цеха (службы, участка и т.д.). Состав экзаменационной комиссии совпадает с экзаменационной комиссией по проверке знаний по охране труда.

4. Содержание технической учебы

При организации и проведении технической учебы необходимо предусматривать:
4.1. Углубленное изучение технологических процессов управления оборудованием, конструкций, схем, эксплуатации и ремонта машин и механизмов в конкретных условиях производства, а также вновь вводимого и модернизированного оборудования.
4.2. Изучение рабочими инструкций по эксплуатации оборудования и безопасных приемов обслуживания оборудования в целях предупреждения аварийности и травматизма.
4.3. Подготовку рабочих к ежегодной проверке знаний в соответствии с Положением об организации обучения и проверке знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и др. нормативным документам Ростехнадзора.
4.3. Изучение персоналом передовых методов и приемов труда.
4.4. Совершенствование навыков в своевременном выявлении и устранении неисправностей технических средств непосредственно в производственных условиях, с проведением практических занятий по действиям работников в условиях отказов технических средств.
4.5. Изучение приказов, распоряжений, инструкций, информационных писем, рекомендаций и других документов Общества, ООО «Газобезопасность», ОАО «Газпром», проведенного анализа состояния безопасности работ, соблюдения требований охраны труда и техники безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
4.6. Проведение анализа допущенных работниками нарушений инструкций по охране труда по профессиям и видам работ, а также правил нормативных документов по охране труда и промышленной безопасности, обнаруженных при проведении административно-производственного контроля, инспекторских проверках, плановых проверках комиссий по подготовке объектов к эксплуатации в осенне-зимний период.
4.7. Оказание помощи работникам в детальном изучении разделов правил, стандартов, производственных инструкций, инструкций по охране труда и других нормативных документов по направлению деятельности.
4.8. Детальное изучение требований проведения работ повышенной опасности согласно утвержденному «Перечню работ повышенной опасности» для филиала.

5. Учебно-производственная база технической учебы

Для организации и проведения технической учебы в филиалах используются рабочие места, специализированные кабинеты, технические средства обучения, схемы, стенды, наглядные пособия, документация и техническая литература, приказы, инструкции и другие документы, касающиеся деятельности предприятия, а также учебные видеофильмы, в том числе по охране труда.

6. Контроль за организацией и проведением технической учебы

Контроль за организацией и проведением технической учебы, а также проверку знаний сотрудников, осуществляют:
6.1. Руководители и специалисты отделов и служб администрации Общества, отдела охраны труда и промышленной безопасности, отдела кадров и трудовых отношений:
— при очередных и внеплановых проверках деятельности филиалов;
— при проведении конкурсов профессионального мастерства.
6.2. Руководители и главные инженеры филиалов совместно со специалистами охраны труда и кадровой службы:
— при осуществлении проверок учебного процесса по технической учебе;
— при действиях персонала на противоаварийных тренировках и работах с повышенной опасностью;
— при проведении конкурсов профессионального мастерства.
6.3. Руководители и специалисты цехов (служб, участков):
— после каждого занятия методом опроса;
— при ежегодной проверке знаний по охране труда и результатов технической учебы;
— при действиях персонала на противоаварийных тренировках и работах с повышенной опасностью.

Главный инженер – первый заместитель
генерального директора

Приложение 1

План
технической учебы рабочих
____________________________ на 20___ г.
(наименование подразделения)

№-п/п Тема технической учебы, номер и наименование инструкции по эксплуатации оборудования Кол-во человек Дата, время проведения занятий Ф.И.О.
ответственного за проведение
1 2 3 4 5
Подготовка стропальщиков к повторной проверке знаний 8 11.01.2010 Сидоров С.С.
Изучение инструкций по эксплуатации оборудования № № 12 28.03.2010 г. Сидоров С.С.
…n
№-п/п Тема технической учебы Кол-во человек Дата проведения занятий, количество часов
1 2 3 4
Подготовка стропальщиков к повторной проверке знаний 8 11.01.2010 г.
4 часа
Изучение инструкций по эксплуатации оборудования № № 12 28.03.2010 г.
4 часа
Подготовка операторов котельной к повторной проверке знаний 4 01.07.2010 г.
6 часов
…n

Начальник цеха (службы, участка) __________________ Ф.И.О.

В учебных центрах ОАО «РЖД» начали принимать женщин на обучение по профессии «Помощник машиниста». Сейчас в компании первая волна набора в группы на июнь и июль: на данный момент заявки подали уже более 50 кандидаток. «Гудок» выяснил, как проходит отбор и на каких участках будут работать женщины.
С 1 января 2021 года в России снимается запрет на работу женщин машинистами и помощниками машинистов на железнодорожном транспорте. Работать женщинам будет можно, если рабочее место соответствует установленным санитарно-бытовым требованиям и не несёт угрозы для женского здоровья.
«Это по-настоящему исторический момент, которого в ОАО «РЖД» давно ждали. Для подготовки к приёму сотрудниц на эти позиции в компании с 2019 года реализуется специальная дорожная карта. Она предусматривает, в частности, подготовку домов отдыха локомотивных бригад и общежитий учебных центров профессиональных квалификаций (УЦПК), чтобы в будущем женщины могли там жить. К моменту запуска набора на обучение была проделана большая работа, и сейчас мы готовы», – отметила сопредседатель Координационного совета по улучшению условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин в ОАО «РЖД», советник генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Ирина Костенец.
Как стать кандидатом
О старте первого набора кандидаток на обучение помощниками машинистов в ОАО «РЖД» объявили 11 июня. Подробная информация о наборе и контакты подразделения для справок размещены на Карьерном портале холдинга «РЖД» в разделе «Соискателям» — «Горящие вакансии». Подать заявку могут все желающие старше 18 лет, имеющие образование не ниже среднего, – это стандартные требования, которые в компании предъявляют при наборе на обучение, уточнили в Департаменте управления персоналом.
Ещё одно обязательное условие – прохождение медицинского обследования и психофизиологического освидетельствования.
«При наборе на курсы помощников машиниста любой кандидат вне зависимости от пола должен сначала пройти психофизиологическое обследование, которое включает в себя динамический контроль функционального состояния и даёт оценку психологической совместимости работников, а также демонстрирует психологическую устойчивость. А затем – медицинское освидетельствование, отсеивающее всех, кроме обладателей отменного здоровья», – рассказала «Гудку» заместитель начальника Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава по кадрам и социальным вопросам Ирина Табагари.
С момента начала отбора в Дирекции тяги, Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава и Дирекции скоростного сообщения уже получили несколько десятков заявок от женщин. Однако не все кандидатки понимают специфику и сложность профессии, поэтому достаточно большой процент отсеивается на этапе собеседования. В Дирекции тяги уточнили, что из 35 подавших заявку женщин 17 отказались после собеседования, ещё 8 не прошли медицинскую комиссию, но зато оставшиеся 10 уже приступили к учёбе.
«Крайне важно правильное информирование об условиях работы, графике, необходимом уровне понимания технических вопросов и количестве требуемых инструкций, которые должны быть изучены в процессе обучения. Многие кандидаты не имеют практического представления о сложности и особенностях данной профессии. Для более успешной адаптации в должности, усвоения образовательного процесса в приоритете рассматриваются кандидаты, имеющие стаж работы в железнодорожной отрасли либо ранее обучавшиеся техническим специальностям», – рассказал «Гудку» заместитель начальника Дирекции скоростного сообщения по кадрам и социальным вопросам Алексей Затопляев.
Где и как будут обучать
Готовить будущих помощниц машиниста будут в учебных центрах ОАО «РЖД» в трёх городах – в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Так, представители из регионов Октябрьской и Московской дорог будут проходить обучение в Санкт-Петербургском подразделении Октябрьского УЦПК. На курсы с обеих магистралей зачислено восемь женщин.
Заместитель начальника Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава Юлия Алексеева сообщила «Гудку», что 2 июля в УЦПК в Санкт-Петербурге, а 13 июля – в УЦПК в Екатеринбурге начнут обучение первые две группы будущих помощниц машиниста электропоезда. По данным на 19 июня, проходили медкомиссию и готовились к началу обучения 33 кандидатки. На время учёбы – это 24 недели – все женщины переедут в общежития при УЦПК и будут получать ежемесячную стипендию на уровне минимального размера оплаты труда.
Создавать отдельные женские группы не планируется, уточнили в филиалах, они будут осваивать программу вместе с мужчинами. «Мы думаем создать сборную группу из 25 человек. Женщин и мужчин в ней будет примерно поровну. Разумеется, программа для представителей обоих полов будет одна», – отметила Ирина Табагари.
Программа обучения включает курс лекций и практических занятий. За шесть месяцев будущим помощникам машиниста предстоит изучить правила технической эксплуатации, основы охраны труда, устройство подвижного состава и отработать навыки вождения поездов на тренажёрах. Как заметила Юлия Алексеева, в соответствии с нынешними реалиями преподавание теории частично будет переведено на дистанционный формат. Организация очного обучения будет осуществляться в соответствии с эпидемиологической ситуацией и рекомендациями Роспотребнадзора.
Первые женщины уже приступили к занятиям.
Ксения Михеева – одна из девяти женщин, которые сейчас обучаются на помощников машиниста электровоза в смешанной группе из 20 человек в Свердловском УЦПК, – рассказала «Гудку»: «По первому образованию я экономист, окончила один из московских вузов, работа у меня есть. Но когда узнала о возможности получить профессию помощника машиниста, то подумала: почему бы и нет? Меня в целом привлекает работа в ОАО «РЖД» – это устойчивая, надёжная компания, здесь активно развиваются современные технологии. Моя бабушка работала стрелочником, а папа – осмотрщиком вагонов. На железной дороге очень много профессий, которые отлично освоили женщины: дежурные по переездам и по станциям, начальники станций, диспетчеры. Они трудятся круглосуточно. И я тоже готова к круглосуточной работе, к ночным маршрутам. Семья мой выбор одобрила. Уже знаю, что после получения свидетельства помощника машиниста местом моей работы станет эксплуатационное локомотивное депо Пермь».
Окончание обучения запланировано на конец декабря 2020 года, и уже в январе 2021-го после успешной сдачи экзаменов и стажировки по охране труда женщины получат допуск к самостоятельной работе.
Работа ждёт
В дирекциях уже определились, по каким участкам поедут женщины. При успешном окончании обучения они будут приняты в штат Московской и Южной дирекций скоростного сообщения и допущены к работе на электропоездах «Ласточка». В Москве девушки будут обслуживать участок Московского центрального кольца, на юге России – участки Туапсе – Имеретинский Курорт, Имеретинский Курорт – Роза Хутор, Сочи – Роза Хутор, Сочи – Аэропорт.
В Дирекции тяги сообщили, что по завершении учёбы женщинам планируется предложить на выбор пять направлений: Москва – Вековка, Пермь-2 – Балезино, Пермь-2 – Екатеринбург, Екатеринбург – Дружинино, Екатеринбург– Тюмень.
На Октябрьской дороге рассказали, что женщин трудоустроят помощниками машинистов в пригородных электропоездах следующих направлений: Москва-Октябрьская – Клин, Санкт-Петербург-Финляндский – Выборг, Санкт-Петербург-Витебский – Оредеж (Посёлок, Новолисино), Санкт-Петербург-Балтийский – Луга, Санкт-Петербург-Главный – Великий Новгород, Волховстрой и Тосно.
«Машинист – следующая ступень. Стать им возможно, лишь имея как минимум годовой стаж работы в должности помощника машиниста», – уточнила Ирина Табагари.
В Дирекции моторвагонного подвижного состава женщин направят на короткие маршруты, чтобы они могли возвращаться домой после 10–12-часовой смены. «Например, на Северной дороге это будут направления на Кострому, Александров и Данилов, на Свердловской дороге – участок Екатеринбург-Сортировочный – Керамик», – отметила Юлия Алексеева. По её словам, снятие запрета на управление женщинами подвижного состава для дирекции и радость, и вызов. «Хорошо, что наш постоянно обновляемый подвижной состав стал комфортным не только для пассажиров, но и для работников локомотивных бригад, что и позволило Министерству труда исключить машинистов и помощников машинистов электропоездов из числа должностей с вредными и опасными условиями труда. Вызов же заключается в подстройке работы отлаженного механизма дирекции для принятия женщин в число моторвагонников. Речь идёт о подборе правильного режима работы, об учёте особенностей женской психологии при формировании составов локомотивной бригады, при составлении планов их личностного и профессионального развития. К тому же в оставшееся время нам надо подготовить и машинистов-мужчин к правильному восприятию появления рядом помощницы машиниста, провести с ними необходимую работу по разъяснению особенностей поведения во время совместной работы с женщиной в кабине электропоезда», – пояснила Юлия Алексеева.
Помощник машиниста находится в подчинении у машиниста, он отслеживает показания приборов, контролирует работу электропоезда, показания светофоров, сигнальных знаков и указателей, выполнение регламента переговоров, а также посадку и высадку пассажиров.
«Кроме того, локомотивная бригада выполняет техническое обслуживание электропоезда в объёме ТО-1. С этими задачами, которые не требуют применения физической силы, представительницы прекрасного пола, без сомнения, справятся», – уверен начальник Северной дирекции моторвагонного подвижного состава Максим Мишкунов.
«С детства мечтала стать машинистом, – поделилась слесарь по ремонту подвижного состава моторвагонного депо Санкт-Петербург-Балтийский 23-летняя Екатерина Сергеева. – Думаю, что сначала мужчины-машинисты будут скептически воспринимать своих коллег-женщин, но со временем они привыкнут, и отношение изменится. Муж сам работает машинистом и считает, что я смогу стать хорошим специалистом в этой профессии».

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №1 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-1

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/11EVN116.pdf

DOI: 10.15862/11EVN116 (http://dx.doi.org/10.15862/11EVN116)

Статья опубликована 04.03.2016.

Ссылка для цитирования этой статьи:

УДК 331.108

Тукова Екатерина Александровна

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», Россия, Екатеринбург1

Ассистент кафедры «Мировая экономика и логистика»

E-mail: ETukova@usurt.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=697788

Организация внутрифирменной подготовки сотрудников на примере транспортной отрасли

Аннотация. В статье рассматриваются требования к профессиональной подготовленности сотрудников предприятия и его готовность к нововведениям и инновациям. На сегодняшний день остро рассматривается вопрос о подготовки работников как одного из важнейших факторов производственной деятельности, как для экономики, так и для общества в целом. Сотрудники являются основным ресурсом любого предприятия, ведь именно персонал движет организацию вперед, реализует планы, производит и продвигает товары и услуги. Следовательно, обучение сотрудников является необходимым условием для развития предприятия и повышения ее конкурентоспособности.

Организация внутрифирменной подготовки сотрудников более подробно рассмотрена, на примере Свердловской железной дороге, так как является большим транспортным комплексом. Процесс внутрифирменного обучения персонала направлен на увеличение степени владения работников соответствующими знаниями, умениями, навыками, которые позволяют эффективно выполнять работу. В рамках Свердловского территориального филиала осуществляется подготовка, переподготовка кадров, повышение квалификации и другие виды внутрифирменного обучения персонала.

Про анализированы варианты внутрифирменной подготовки и обучения в транспортной отрасли, которые способствовали поддержанию конкурентоспособности на должном уровне в условиях современной динамичной жизни.

Ключевые слова: рынок труда; ОАО «РЖД»; компетентность; повышение квалификации сотрудников; внутрифирменная подготовка; молодой специалист; молодежная политика; транспортная отрасль

1 620034, г. Екатеринбург, Колмогорова 66 1

Современный мир отличается своей динамичностью и постоянными изменениями во всех сферах общества.

Меняющаяся ситуация на рынке труда, структурная перестройка российской экономики, прогрессивные изменения во многих сферах общества способствуют тому, что требования к профессиональной подготовленности персонала организаций и к его готовности к нововведениям и инновациям постоянно растут. В связи с этим растет и значение подготовки работников как одного из важнейших факторов производственной деятельности как для экономики, так и для общества в целом.

Предприятия уделяющие должное внимание развитию и обучению собственных сотрудников, имеют преимущество в условиях современной конкуренции.

Работники представляют собой самый важный ресурс любого предприятия, ведь именно персонал движет организацию вперед, реализует планы, производит и продвигает товары и услуги. Поэтому, несомненно, обучение сотрудников является необходимым условием для развития организации и повышения ее конкурентоспособности.

Исходя из международного и современного российского опыта развития персонала можно сделать вывод о том, что полученного однажды профессионального образования бывает не всегда достаточно для исполнения менеджерами, специалистами, рабочими своих обязанностей на предприятии. Новейшие разработки, инновации, блага, способы продвижения, и кроме того интеграция отечественных компаний во всемирную финансовую инфраструктуру, требуют для работников многих специальностей постоянного повышения квалификации, освоения современных технологий и методов работы. В этих условиях внутрифирменное обучение представляется как особая ценность и для сотрудника, которая состоит в способности повышения степени его конкурентоспособности внутри компании и формировании умений и навыков, востребованных на внешнем рынке труда.

Внутрифирменное обучение представляет собой систематическое развитие компетенций, умений, знаний и подходов к профессиональной деятельности, которые требуются работнику предприятия с целью обеспечения эффективности и результативности его деятельности, а также соответствия занимаемой должности, выполняемым операциям и взятой на себя ответственности.

Главным преимуществом внутрифирменного обучения является то, что обучение может происходить с опорой на действительно необходимые работнику знания, навыки и умения в соответствии с направленностью его деятельности на конкретном предприятии.

Выделяют следующие виды внутрифирменного обучения с функциональной точки зрения:

1. Обучение новых сотрудников.

Подразумевает адаптацию сотрудника в профессиональном, социологическом и психологическом плане к новым условиям, выработку им собственного направления организационного поведения. В данном случае немаловажно проинформировать новых работников об организационной структуре фирмы, ее миссии, познакомить с главными аспектами корпоративной культуры.

2. Обучение с целью роста уровня компетентности.

Оно требуется в случае, если квалификация работника не дает ему возможности эффективно, в полном объеме реализовывать свои компетенции и если сами компетенции отчасти изменяются в связи с карьерным ростом.

3. Переподготовка с целью ротации или освоения новых видов деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переподготовка предполагает освоение базисных и профессиональных умений и знаний, которые требуются для иного типа работы.

Внутрифирменное обучение может осуществляться в различных формах.

Во-первых, это обучение в процессе работы на собственном рабочем месте. Данная модель подготовки является наиболее оперативной, т.к. напрямую связана с производственным процессом. Как правило данная форма реализуется посредством наставничества и кураторства при использовании таких приемов, как инструктаж, ассистирование, усложнение заданий, разделение полномочий и т.д.

Во-вторых, это обучение с отрывом от работы. Данная форма обучения может быть реализована посредством обучения на территории организации, осуществляемое как внутренними специалистами предприятия, так и производимое внешними, приглашенными экспертами, а также обучения на территории внешней образовательной организации.

Во всех перечисленных случаях могут использоваться большое многообразие методов обучения. Это могут быть более традиционные, такие как лекции, презентации, для которых, однако, характерна низкая активность участников обучения, используются обычно с целью передачи общих или профессиональных знаний, или конференции и семинары, подразумевающие приобретение и обмен знаниями и технологиями, развитие отношений.

Также могут использоваться дискуссии, которые предполагают обмен мнениями и знаниями в процессе общения участников, интерактивное обучение, характеризующееся обменом опытом и умениями участников с экспертами в том или ином виде деятельности, анализ конкретных деловых ситуаций и другие.

Менее традиционными методами обучения можно назвать, например, деловые игры, которые заключаются в имитировании реальной ситуации при условности происходящего, что дает возможность снять жесткие стереотипы действий, или мозговой штурм, направленный на развитие творческих навыков, инновационности.

Помимо того проводится обучение во внешних организациях по развернутым образовательным программам, таким как получение второго высшего образования.

Методы обучения выбираются в зависимости от того, какая категория компетентности подлежит развитию и углублению в результате обучения.

Система внутрифирменного обучения состоит из нескольких этапов, которые отображают его сложную разнородную многопроцессную структуру. Чаще всего выделяют следующие этапы:

• определение потребностей обучения;

• формирование бюджета обучения;

• определение целей обучения;

• определение критериев оценки его эффективности;

• определение содержания программ и выбор форм и методов обучения;

• процесс обучения; реализация профессиональных навыков и знаний;

• оценка эффективности обучения.

Данные этапы обучения отражают классический подход, в соответствии с которым оценка эффективности является заключительным этапом внутрифирменного обучения, она

производится после завершения обучения, согласно критериям, определенным в начале процесса при установлении целей обучения.

Рассмотрим организацию внутрифирменного обучения персонала в транспортной отрасли на примере Свердловской железной дороге.

Одним из территориальных филиалов ОАО «РЖД» является Свердловская железная дорога.

В 2010 году в рамках осуществления стратегии развития кадрового потенциала до 2015 года вступил в силу Стандарт по качеству ОАО «РЖД» «Обучение и повышение квалификации персонала».

В данном документе описан процесс внутрифирменного обучения сотрудников: оценка потребности в обучении, формирование плана обучения, проведение и проверка результатов обучения, а также оценка и анализ эффективности и удовлетворенности внутрифирменным обучением персонала.

Данный стандарт качества был введен компанией с целью обеспечения основных процессов ОАО «РЖД» квалифицированным персоналом, удовлетворяющим предъявляемым к нему требованиям в соответствии с их настоящими и планируемыми рабочими местами; повышения эффективности работы персонала; совершенствования процесса обучения и повышения квалификации на основе внедрения комплексного управления компетенциями и реализации непрерывного обучения и развития персонала.

Процесс внутрифирменного обучения персонала ОАО «РЖД» направлен на целенаправленное увеличение степени владения работников соответствующими знаниями, умениями, навыками, которые позволяют эффективно выполнять работу (рис. 1).

Рис. 1. Элементы обучения персонала и их взаимосвязь с элементами других процессов

управления персоналом ОАО «РЖД»2

В компании разработана достаточно разветвленная система обучения персонала. В подготовительный этап к планированию внутрифирменного обучения включается анализ

необходимости обучения работников. Каждый год до 15 сентября (года, предшествующего планируемому) сотрудник компании — структурного подразделения дороги — филиала ОАО «РЖД» (Свердловской железной дороги), ответственный за работу с кадрами, осуществляет оценку потребности в обучении и повышении квалификации персонала и предоставляет ее в службу управления персоналом дороги — филиала ОАО «РЖД».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональное обучение работников осуществляется в следующих видах: подготовка, переподготовка и обучение вторым и смежным профессиям, а также повышение квалификации.

В области внутрифирменного обучения сотрудников компания использует весь спектр разнообразных методов обучения. Среди них теоретическое и производственное обучение (осуществляется в рамках рабочего времени, определенного трудовым законодательством для работников соответствующих профессий и специальностей), производственная подготовка (ведется в структурных подразделениях на рабочих местах), производственно-технические курсы (обучение, проводимое на базе технических школ и образовательных учреждений с целью получения работниками повышенных квалификационных разрядов, классов и категорий согласно требованиям производства), курсы целевого назначения (обучение, проводимое в технических школах, образовательных учреждениях и структурных подразделениях с целью изучения новых технологий и техники, сырья и материалов, законодательства, инструкций и правил, касающихся их деятельности на предприятии) и многие другие3.

Также компанией разработана программа поддержки молодого специалиста, которая подразумевает такую форму обучения, как наставничество — форма адаптации, практического обучения и воспитания работников и специалистов ОАО «РЖД» в целях быстрейшего овладения трудовыми навыками, приобретения необходимой должностной компетенции, приобщения к корпоративной культуре, формирования высоких нравственных идеалов, чувства долга и ответственности, позитивного отношения к труду, гордости за выбранную профессию и принадлежность к ОАО «РЖД»4.

Не позднее одного месяца после принятия на работу молодого специалиста соответствующей службой … на основе оценки знаний и навыков составляется план первоочередной профессиональной адаптации и план деловой карьеры. Для профессиональной адаптации и приобретения профессиональных навыков молодому специалисту назначается наставник. Достижение целевых показателей развития компетенции, характеристики наставников и выводы по завершении периода пребывания в статусе молодого специалиста служат основанием для дальнейшего формирования профессиональной карьеры работника, в том числе для выдвижения его в резерв на замещение руководящих должностей5.

Кроме всего прочего в компании составляется Индивидуальный план развития сотрудника, который представляет собой документ, отражающий мероприятия по развитию

компетенций конкретного работника со сроками и местом их проведения, ориентированный на постоянное развитие работника по компетенциям .

С целью улучшения компетенций руководителей высшего звена холдинга ОАО «РЖД» сформирована Автономная некоммерческая организация Корпоративный университет ОАО «РЖД». Это инновационный центр бизнес-образования руководителей компании ОАО «РЖД» и центр внутреннего консалтинга в сфере управления кадровым потенциалом, направленный на достижение целей, сформулированных в Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года.

Все положения данных стратегий и пути и методы внутрифирменного обучения работников, разработанные компанией, распространяются на все структурные подразделения и филиалы ОАО «РЖД», в том числе и на Свердловскую железную дорогу. В рамках Свердловского территориального филиала осуществляется подготовка, переподготовка кадров, повышение квалификации и другие виды внутрифирменного обучения персонала. Например, структурным подразделением Свердловской железной дороги является Свердловский учебный центр профессиональных квалификаций.

Каждый год в центре осуществляется подготовка более 450 машинистов локомотивов (электровозов, тепловозов) и более 300 помощников машиниста, повышают квалификацию более 900 машинистов локомотивов, более 500 монтеров пути и операторов дефектоскопной тележки, более 150 осмотрщиков-ремонтников вагонов, более 200 человек для хозяйства перевозок и др.

Для обеспечения хорошей базы профессиональных компетенций персонала, которые потенциально будет проходить внутрифирменное обучение, компания задумывается уже об обучении будущих потенциальных работников. Так, подготовка специалистов ведется в 9 университетах путей сообщения, множестве филиалов, техникумов и колледжей. В Свердловской области эта подготовка осуществляется Уральским государственным университетом путей сообщения и его филиалами по Уральскому региону. Выпускники вуза изучают специфические дисциплины, связанные с железнодорожным сообщением, проходят учебную и производственную практики в структурных подразделениях Свердловской железной дороги и являются основными кандидатами на пополнение кадрового состава Свердловской железной дороги и других территориальных филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», а также других железнодорожных компаний. Более того, некоторые из них оканчивают учебное заведение по целевой форме обучения за счет финансирования компании и целенаправленно занимают одно из рабочих мест в компании.

Несомненно, внутрифирменное обучение сотрудников способствуют развитию, совершенствованию и повышению эффективности деятельности компаний. Поэтому необходимо позаботится о его стратегии в будущем.

В стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года отражен вопрос развития человеческих ресурсов в сфере железнодорожного транспорта.

Задачи развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года будут решены во многом за счет обеспечения отрасли достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов в области государственного управления и железнодорожного транспорта6.

В стратегии отмечены основные мероприятия в области развития человеческих ресурсов и способы их выполнения, главным из которых является совершенствование внутрифирменного обучения.

Таким образом, несомненно внутрифирменное обучение сотрудников необходимо предприятиям для поддержания ее конкурентоспособности на должном уровне в условиях современной динамичной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд. — перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2012 — 560 с.

3. Тукова Е.А. Молодежная политика и адаптация молодого специалиста на Свердловской железной дороге // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. №2 (62). С. 30.

5. Николаенко В.М. Отраслевые профессиональные стандарты — основа повышения эффективности деятельности персонала ОАО «РЖД» // Инновации в науке. Сборник статей по материалам XXVII международной научно-практической конференции. — Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. №11 (24). — С. 132-141.

8. Бородина Н.В., Мирошин Д.Г. Система внутрифирменной подготовки рабочих кадров // Образование и наука.- 2006. №2. — С. 63-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tukova Ekaterina Aleksandrovna

Urals State University of Railway Transport, Russia, Ekaterinburg

E-mail: ETukova@usurt.ru

Organization intra firm training for staff by the example

of the transport sector

1. Upravlenie personalom: Uchebnik dlya vuzov / Pod red. T.Yu. Bazarova, B.L. Eremina. — 2-e izd. — pererab. i dop. — M.: YuNITI, 2012 — 560 s.

8. Borodina N.V., Miroshin D.G. Sistema vnutrifirmennoy podgotovki rabochikh kadrov // Obrazovanie i nauka.- 2006. №2. — S. 63-72.

РЖД учеба

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *