Стандарты прав человека понятие значение и содержание

Права человека имеют естественную природу и существуют независимо от их закрепления в законодательных актах гос-ва. Права человека являются предметом заботы не только гос-ва, но и всего межд-ого сообщества в целом. Ценность межд-х актов о правах человека в том, что они закрепляет тот нормативный минимум, на который должны ориентироваться гос-ва при признании и обеспечении провозглашаемых прав.

Международные стандарты выполняют следующие функции:

— определяют перечень прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех гос-в-участников межд-х дог-ров о правах человека;

— формируют главные черты содержания каждого из этих прав;

— фиксируют условия пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями;

— устанавливают обязательства гос-в по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и ведение на национальном уровне гарантий, обуславливающих их реальность;

— определяют механизм защиты прав и свобод (внутренний и межд-й).

Перечень прав и свобод в межд-х документах не отличается от перечня, предусмотренного национальным законодательством.

Россия демонстрирует уважительное отношение к международным обязательствам в области прав человека. В большинстве законодательных актов восприняты международные стандарты. После ратификации Европейской Конвенции был введен мораторий на применение смертной казни.

Международно-правовые акты регулируют условия, цели ограничения прав и свобод.

В п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека целями ограничения признается обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей; удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Межд-й пакт об экономических, социальных и культурных правах оперирует термином «ограничения». В соответствии со ст. 4 Межд-ого пакта о гражданских и политических правах гос-ва могут «отступить от своих обязательств», если они необходимы для охраны гос-венной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также прав и свобод других лиц.

В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод используются сразу два термина: «ограничения» (ст. 8-11,18) и «отступление от своих обязательств» (ст.15), цели ограничений существенно расширены. В соответствии с положениями Европейской Конвенции ограничения права возможны в следующих случаях, если они:

— «предусмотрены законом». Европейский Суд оценивает доступность, предсказуемость и точность закона, чтобы определить, удовлетворяют ли действия гос-ва требованию о соответствии закону.

— и «необходимы в демократическом обществе». Вмешательство властей должны быть соразмерны преследуемым целям (предотвращение беспорядков и преступлений; интересы гос-венной безопасности и общественного спокойствия).

Ценность и значение межд-х актов состоит не только в закрепленных правах и свободах, но и в механизме защиты этих прав. Конституция РФ в ст. 46 закрепила право каждого обращаться в соответствии с международными дог-рами России в межгос-венные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригос-венные средства правовой защиты.

Правовое закрепление межд-х стандартов

Международные дог-ры о правах человека можно разделить на несколько групп.

1) международные дог-ры, закрепляющие общие положения сотрудничества гос-в по определению стандартов прав и свобод человека. Опираясь на такие дог-ры, гос-ва принимают свое национальное законодательство в этой сфере.

Нр: Всеобщая декларация прав человека 1948 г. В развернутом виде права человека получили отражение в Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966г.). Важную роль с точки зрения гарантий осуществления прав и свобод человека играют региональные дог-ры. В их числе Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, Американская Конвенция о правах человека, Африканская Хартия прав человека и основных свобод.

2) дог-ры, касающиеся сотрудничества гос-в в борьбе с массовыми нарушениями прав человека. К дог-рам этой группы можно отнести Конвенцию о предупреждение преступления геноцида и наказания за него, Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

3) дог-ры о защите отдельных категорий индивидов. Примером таких дог-ров могут быть международные дог-ры о защите прав женщин, детей, а также дог-ры, регулирующие коллективные права (национальные меньшинства).

Нр: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о согласии на вступление в брак и минимальном брачном возрасте и регистрации браков, Конвенция об охране материнства. Конвенция о правах ребенка, Конвенция о минимальном возрасте допуска детей на работу в море, Конвенция о защите и сотрудничестве детей в области межд-ого усыновления, Конвенция о гражданско-правовых аспектах межд-ого похищения детей и др.

4)дог-ры о защите отдельных прав индивидов. В качестве примера можно привести международные документы, принятые в рамках МОТ по вопросам труда. МОТ устанавливает минимальные стандарты по вопросам свободы ассоциации, Конвенция МОТ № 87 Свобода ассоциации и защита права на организацию, Конвенция МОТ № 98 Право на организацию и ведение коллективных переговоров, Конвенция МОТ № 135 Представители трудящихся.отмены принудительного труда, социального обеспечения. Конвенция № 117 Об основных целях и нормах социальной политики, Конвенция № 130 О медицинской помощи и пособиях по болезни, Конвенция №17 о возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве Сотрудничество гос-в в сфере трудовой деятельности и социальной защиты регулируется и на региональном уровне. Соглашения СНГ — О сотрудничестве в области охраны труда 1994 г, О порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне гос-ва проживания 1994г., О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся –мигрантов 1994г.

Правовой статус личности – это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Н.И. Матузов и А.В. Малько считают, что в структуру этого понятия входят следующие элементы: 1) основные права и обязанности; 2) законные интересы; 3) правосубъектность; 4) гражданство; 5) юридическая ответственность; 6) правовые принципы; 7) правовые нормы, устанавливающие статус; Права личности в структуре правового статуса — это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе. Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение человека.

Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требований нормы. Поэтому обязанность — это как необходимое, так и возможное поведение. Правосубъектность. Как элемент правового статуса личности, правосубъектность включает в себя два понятия: • дееспособность • правоспособность Правоспособность – это способность каждого гражданина иметь права и нести определенные обязанности. Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять конкретные права, создавать для себя определенные обязанности и использовать их. Гражданство — устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Долгое время в монархических странах связь лица с государством выражалась в виде подданства, то есть непосредственно в связи с монархом, а не с государством в целом. В настоящее время в большинстве монархических стран отказались от подобной концепции, и институт подданства был заменён на институт гражданства, хотя зачастую понятие подданства нередко употребляется для придания речи большей высокопарности и художественности, хотя фактически это неверно. Юридическая ответственность – это чувство долга, гражданской позиции, развитого правового и нравственного сознания. Она включает в себя две категории. Позитивная юридическая ответственность– это мера требовательности к себе и другим. Она вытекает из реального социально–правового статуса субъекта и называется статусной ответственностью. Позитивная ответственность личности предшествует негативной; последняя наступает тогда, когда не срабатывает первая, т.е совершается правонарушение. Виды правового статуса. В зависимости от определенной принадлежности правовой статус личности имеет несколько видов (не разделяя его по основаниям классификации): 1.Общий или институционный статус гражданина; 2.Специальный или родовой статус определенных категорий граждан; 3.Индивидуальный статус; 4.Статус физических и юридических лиц; 5.Статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев; 6.Статус российских граждан, находящихся за рубежом; 7.Отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и т.д. 8.Профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора); 9. Статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых районах страны.

А. В. Стремоухое

Генезис прав человека в международном праве

Современный каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях правовых государств, — результат длительного исторического становления эталонов и стандартов, которые стали нормой современного демократического общества. Права человека — их генезис, социальные корни, назначение — одна из «вечных» проблем социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия. В различные эпохи эта проблема, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала то религиозное, то этическое, то философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов, от исторического этапа социального развития.

Права человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. При всем разнообразии поступков участников общественного взаимодействия кристаллизировались определенные устойчивые нормы, эталоны, которые способствовали упорядочению человеческой деятельности и сочетанию интересов различных индивидов в рамках исторически складывающегося бытия.

Каждый человек имел притязания на определенный объем материальных и духовных благ и условий жизни, получению которых должны были содействовать общество и государство. Объем этих благ и условий исторически всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти блага условно могут быть названы правами человека. Такая условность определялась резкой поляризацией общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская и др.), которые не давали возможности правам человека обрести признак универсальности на основе принципов свободы и формального равенства . Основные права и свободы человека долго оставались в рамках национального права.

Первые международные договоры, касающиеся прав человека, были связаны с признанием свободы религии (например, Вестфальские договоры 1648 г.) и отменой рабства. Рабство было осуждено уже на Венском конгрессе 1815 г. А во второй половине XIX в. был подписан ряд международных договоров об отмене рабства (например, Вашингтонский договор 1862 г., Генеральный акт Брюссельской конференции 1889-1890 г. (Брюссельский Генеральный акт 1890 г.) и Декларация 1890 г., а также Берлинский Генеральный акт 1885 г.).

Другой сферой международного сотрудничества стала разработка юридических норм о законах и обычаях войны. Эти нормы изложены в целом ряде документов, среди которых необходимо назвать Гаагские конвенции о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 гг. . Таким образом, уже в XIX в. международное право стало вторгаться в область государственного суверенитета, утвердился свой приоритет в установлении и обеспечении международных стандартов в защите прав и свобод человека и меньшинств.

После Первой мировой войны укрепилось мнение о том, что соблюдение прав человека требует международных гарантий, ибо отдельным правительствам не под силу их обеспечить. 10 января 1920 г. была основана Лига Наций — первая всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Хотя в мандате Лиги Наций не было упоминания о правах человека, она, тем не менее, предпринимала попытки обеспечить защиту прав человека, используя международные средства.

В 1919 г. была учреждена Международная организация труда. Стандарты, определяющие условия труда промышленных рабочих, созданные ею в начале XX в., стали объектом международных соглашений.

Международная конвенция об отмене рабства, подписанная в Женеве 25 сентября 1926 г. , подвела итог многолетним усилиям, направленным на отмену рабства. В 1933 и 1938 гг. были приняты первые конвенции по защите беженцев. Однако, несмотря на все эти события, «международное право о правах человека, как таковое, в период между двумя мировыми войнами так и не появилось» .

Тоталитарные режимы, установившиеся в 20-30 гг. XX столетия, серьезно нарушали права человека в собственных странах. Во время Второй мировой войны мир стал свидетелем массовых нарушений прав человека, игнорирования человеческой жизни и достоинства, попыток уничтожить целые группы населения по признаку их расовой или национальной принадлежности, а также религиозных убеждений. В результате стало очевидным, что возникла настоятельная необходимость в международных документах, которые кодифицировали бы и защищали права человека, поскольку уважение прав человека является одним из основных условий международного мира и прогресса. Кроме того, возникла острая необходимость создания механизма международной защиты прав человека на межгосударственном уровне .

Это убеждение нашло соответствующее выражение и получило дальнейшее развитие в Уставе ООН, подписанном 26 июня 1945 г. Устав гласит, что основная цель этой всемирной организации за-

ключается в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин» . Статья 1 Устава как одну из задач ООН определяет осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» , т. е. официально утверждает принцип недискриминации. Положения Устава имеют силу позитивного международного права, так как сам Устав является межгосударственным договором и, следовательно, документом, юридически имеющим обязательную силу.

Все члены ООН должны выполнять в духе доброй воли обязательства по развитию уважения к правам человека и обеспечению реализации этих прав на практике в сотрудничестве с ООН и другими странами. В то же время Устав не конкретизирует само понятие «права человека» и не устанавливает специальных механизмов по выполнению государствами — членами этих положений.

Задача разработки Международного билля прав человека, который определял бы права и свободы, о которых говорится в Уставе, была возложена на Комиссию по правам человека, созданную в 1945 г. Важный шаг в разработку Международного билля прав человека был сделан 10 декабря 1948 г., когда Генеральная ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека как «общий стандарт, к достижению которого должны стремиться все страны и народы» . Составной частью билля также являются принятые впоследствии (в 1966 г.) два Международных пакта — Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах, а также Факультативный протокол к нему.

Всеобщая декларация прав человека — это первый международный документ, в котором изложен широкий, хотя и не полный, перечень основных прав человека. «По существу, декларация явилась первым международным актом, который признал, что права человека принадлежат ему от рождения и без них он не может реализовать себя как личность. И какое бы ни было по своему устройству государство, оно обязано уважать человеческие права, признавать их и обеспечивать» .

Несмотря на то что Всеобщая декларация прав человека не является международным договором, весьма широкое распространение получило мнение, что она, став обычаем, приобрела обязательную силу. А в п. 2 Воззвания Тегеранской конференции по правам человека, принятого 13 мая 1968 г. на Международной конференции по правам человека, было заявлено, что «Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого чело-

века и является обязательством для членов международного сообщества» .

На Второй всемирной конференции по правам человека (Вена, Австрия, 14 — 25 июня 1993 г.), 171 государство вновь подтвердили, что Всеобщая декларация прав человека «является общей нормой, к достижению которой должны стремиться народы всех стран», и что «долгом каждого государства, независимо от его политической, экономической и культурной систем, является содействие уважению прав человека, и основных свобод и защита этих прав» (Преамбула, п. 8 Венской декларации и Программы действий) .

Несколько иначе складывалась ситуация с принятием под эгидой ООН в 1966 г. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах (включая соответствующие факультативные протоколы к нему). Эти договоры наделялись обязательной юридической силой для сторон-участников, каждая из которых официально согласилась придерживаться их положений. Декларация и пакты в совокупности представляют собой Международный билль о правах человека. Он содержит перечень важнейших прав и свобод индивида во всех областях общественной жизни и служит общим демократическим стандартом для государств. После принятия пактов и ряда других документов в рассматриваемой сфере, а также их ратификации отдельными странами, вопрос о правах человека вышел из их сугубо внутренней компетенции. Заключив подобного рода соглашения, страны добровольно отказывались от части суверенных полномочий в области прав человека в пользу определенных международных органов, наделенных межгосударственным согласием компетенцией контрольного характера. Большинство действующих пактов и конвенций о правах человека содержат прямые директивы правительствам привести национальное законодательство в соответствие с подписанными документами и одновременно не содержат статей о денонсации и ограничении сроков их действия, что, в свою очередь, свидетельствует об их исключительной гуманистической направленности.

Завершающие ХХ столетие годы охарактеризовались значительным усилением демократического порядка как режима, основанного на народовластии, законности, всеобщих выборах, разделении властей, политическом и идеологическом плюрализме и в конечном счете на признании свободы человека и его естественных прав. Наиболее существенным фактором послужил переход на демократический путь развития России, многих других стран бывшего СССР и Восточной Европы.

Ныне абсолютное большинство держав мира в своем конституционном законодательстве содержит перечень фундаментальных

прав и свобод человека, закреплённых в Международном билле о правах человека. В совокупности с внутригосударственными установлениями они предстают в виде прав и свобод граждан той или иной страны, учитывая ее конкретно-историческую и национальную специфику, характерные черты экономического и политико-правового устройства, духовные традиции и др. Здесь заложено одно из обоснований соотношения понятий «права человека» и «права гражданина».

Список литературы

1. Левин Л. Права человека. — М., 1998.

2. Лукашева Е. А. Права человека: понятие, сущность// Права человека: учеб. для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. — М., 1999.

3. Матвеева Т.Д. День прав человека // Международная жизнь. — 1996. -№ 11-12.

4. Международное право в документах / сост. Н.Т. Блатова. — М.: Между-нар. отношения, 1997.

5. Международное публичное право: сб. док. — М.: БЕК, 1996. — Т. 1.

6. Права человека. Словарь-справочник. — М.: Инфра-М, 2001.

7. Российская газета от 10 дек. 1998 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Стремоухов А. В. Правовая защита человека. — М.: Норма, 2006.

Н. Р. Такшаитова

Практика применения законодательства о банкротстве, ликвидации кредитных организаций

Банковский сектор в настоящее время играет одну из важнейших ролей в экономике. Занимая первостепенное место в жизни российского государства, банки выполняют аккумулирующую функцию свободных денежных средств населения и экономических агентов. Они направлены на уменьшение общественных издержек обращения, наибольшее ускорение оборота денег. Значима их роль и в осуществлении денежно-кредитной политики государства.

На сегодняшний день банковский сектор столкнулся с одной из злободневных проблем человечества — финансовым кризисом. Огромное количество банков нуждалось в материальной поддержке государства, однако получить смогли ее только самые крупные и серьезные организации.

В настоящий момент банковская система России переживает кризис, причину которого можно выразить в следующем:

— общее ухудшение экономической ситуации на территории России;

— накопившиеся финансовые проблемы с последующей утратой капитала и устойчивой неплатежеспособностью;

Стандарты прав человека понятие значение и содержание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *