Штраф за сруб дерева в лесу

Среди проблем, волнующих жителей населенных пунктов, часто, особенно в деревнях, встает вопрос о благоустройстве территории, наведении порядка, в том числе и об удалении опасных деревьев, дикорастущей древесно-кустарниковой растительности. Это прежде всего касается мелких деревцов, кустов, которые произрастают на придорожных территориях, на кладбищах, в других местах, как в населенных пунктах, так и за их пределами. С одной стороны, расчистить это место, удалить дикорастущую растительность – дело полезное. Но что если каждый возьмет в руки топор, бензопилу и будет срезать все деревья без разбора, якобы наводя порядок, природе будет нанесен значительный, невосполнимый ущерб. Как по закону можно избавиться от дикорастущей поросли, мы попросили разъяснить начальника районной инспекции охраны природных ресурсов и окружающей среды Ю.А Комарова.

Чья это земля?

– Все зависит от того, где произрастает та или иная древесно-кустарниковая растительность, – говорит Юрий Анатольевич. – Если дерево, кустарник, газон находятся на подворье, земельном участке, территории, принадлежащей гражданам, то, как говорится, на своей земле человек сам себе хозяин. Разрешается также удалять поросль, расположенную в границах земельных участков, предназначенных для ведения коллективного садоводства или строительства, объектов культивируемых земель, используемых для получения продукции растениеводства.

А как быть с деревьями и кустарниковой растительностью, произрастающей за пределами частных подворий, объектов, принадлежащих индивидуальным предпринимателям или иным юрлицам? В данном случае решение о возможном удалении принимает местный исполнительный распорядительный орган или организация, на балансе которой находится эта территория. Кладбища, где часто встает вопрос об удалении деревьев и дикорастущей поросли, принадлежат (обслуживаются) либо сельисполкому, либо предприятию жилищно-коммунального хозяйства. В нашем районе данные объекты находятся на стадии передачи на баланс КУМПП ЖКХ «Дрогичинское ЖКХ». Из более чем 100 кладбищ Дрогичинщины почти половина уже перешла к коммунальной службе, в ближайшей перспективе это произойдет и с остальными.

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная в землях лесного фонда, охраняется местным предприятием лесного хозяйства, и возможное ее удаление регламентируется лесным законодательством.

Как в населенных пунктах, так и за их пределами в роли землепользователя выступает сельисполком (если речь идет о сельской местности) и райисполком (в черте города). В эти органы и следует обращаться гражданину, если он желает по какой-либо причине удалить дерево или кустарник, расположенные не на территории его участка.

Удалил дерево – взамен посади новое

При каждом исполнительном распорядительном органе постоянно действует специальная комиссия, которая и рассматривает подобные обращения (заявления) граждан и принимает решения по данным вопросам. В райисполкоме этим занимается отдел жилищно-коммунального хозяйства. В процессе «обработки» вопроса могут проводиться сходы граждан.

Причины, по которым может быть принято решение «за», следующие: древесно-кустарниковая поросль, деревья мешают строительству зданий, сооружений (на основании проектно-сметной документации) и других объектов или их эксплуатации; деревья в результате обследования признаны опасными; в других случаях, но при этом необходимо произвести компенсационные посадки или компенсационные выплаты.

– Природе не должен наноситься ущерб, – уверен начальник районной инспекции охраны природных ресурсов и окружающей среды. – И если возникает необходимость срезать дерево, кустарник, иной объект растительного мира, то взамен обязательно следует высадить новые саженцы, т. е. произвести компенсационные посадки. Согласно генеральному плану района, на территории каждого сельского Совета есть места (парковая зона, скверы и др.), отведенные для этого.

Законодательством определены правила замены деревьев, кустарников, газонов. Например, вместо одного хвойного дерева с диаметром ствола 1 см и более на высоте 1,3 метра необходимо высадить 3 таких же, либо 3 – медленнорастущей лиственной породы, либо 6 – быстрорастущей и т.д.

Если нет возможности это сделать, то нужно осуществить компенсационные выплаты. Но, в приоритете, как говорит Ю.А. Комаров, всегда посадка новых деревьев. Во всяком случае, ущерб природе должен быть восполнен.

Проект решения местного исполнительного распорядительного органа об удалении объектов растительного мира должен быть согласован с районной инспекцией охраны природных ресурсов и окружающей среды.

Закон карает браконьеров

Какая же ответственность предусмотрена в отношении тех, кто все же произвел незаконную вырубку деревьев или древесно-кустарниковой растительности в населенном пункте? По словам Юрия Анатольевича, согласно ч.3 статьи 15.22 КоАП Республики Беларусь, на данных лиц накладывается штраф в размере от 10 до 50 б.в., от 10 до 200 – на индивидуальных предпринимателей, от 20 до 300 – на юрлиц. Если ущерб, нанесенный окружающей среде, составляет свыше 250 базовых величин, то предусматривается уголовная ответственность.

В прошлом году было выявлено 5 фактов незаконной вырубки деревьев, за текущий период 2018-го года – 2 случая. При этом был произведен расчет причиненного ущерба и жителям района выставлены претензии на возмещение вреда. Имел место и случай, когда житель аг. Головчицы самовольно срезал 101 дерево в придорожной канаве и был подвергнут штрафу в размере 230 рублей. Кроме того, суд выставил ему иск за причиненный ущерб и обязал к выплате суммы в 8 тысяч 947 рублей. Этого могло и не случиться, если бы мужчина в соответствии с законодательством обратился в местный исполком и получил разрешение.

Человек – хозяин земли, но на него возложена ответственность за свой дом, окружающую среду, и правила по бережному отношению к животному и растительному миру никто не отменял.

Андрей РАССАФОНОВ

С 21 декабря начинают работать елочные базары, которые традиционно организовывают лесхозы республики. И хотя спрос на натуральные новогодние деревья падает, ежегодно тысячи белорусов отказываются от пластиковой ели в пользу натуральной.

Купить ель к новогодним праздникам в организациях Гомельского ГПЛХО можно будет начиная с 23 декабря. Лесхозы области планируют реализовать 10,5 тыс. деревьев. Только в Гомеле будет организовано около 8 точек продаж, елочные базары развернутся в каждом лесхозе и в лесничествах области.

Одновременно с этим с 16 декабря начинают проводится совместные рейдовые мероприятии по выявлению незаконных рубок новогодних деревьев и привлечению нарушителей к ответственности. Совместно с сотрудниками Чечерского РОВД организуются посты проверки автотранспорта на автодорогах.

Штрафы за самовольную вырубку

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях гласит:

– за незаконное уничтожение, изъятие либо повреждение деревьев и кустарников в лесах первой группы лесного фонда, а также древесно-кустарниковой растительности (насаждений), не входящих в лесной фонд, граждане могут заплатить от 5 до 50 базовых величин штрафа.

– индивидуальным предпринимателям придётся выложить от 20 до 200 базовых величин, а юридическим лицам – от 50 до 300.

– на остальных территориях лесного фонда за аналогичные правонарушения предусмотрены штрафы до 30 базовых величин для граждан, для индивидуальных предпринимателей – от 10 до 150, а для юридических лиц – от 50 до 300.

– за каждое срубленное новогоднее дерево диаметром до 12 см у пня виновные обязаны будут возместить вред, причинённый окружающей среде, в размере от 0,1 до 0,2 базовой величины, в зависимости от места совершения нарушения, а также стоимость самого дерева при невозможности его изъятия – 1 базовую величину.

Удаление деревьев в Московской области, как и любая деятельность на территории Российской Федерации, регламентируется законодательными актами. Это означает, что вы не можете просто взять и удалить дерево на участке, даже если этот участок у вас в собственности.

Для того, чтобы удаление аварийного дерева не переросло для вас в проблемы с законом, еще до начала всех работ по вырубке деревьев вам необходимо получить Порубочный билет. Только при таком подходе вы можете быть уверены, что все делаете правильно.

ВАЖНО!!!

Самовольная вырубка деревьев без правильно оформленных документов преследуется по закону, в соответствии с соответствующими статьями КоАП РФ и УК РФ.

Далее мы приведем краткий обзор статей КоАП и УК, осуществляющих правовое регулирование в области удаления деревьев.

Кодекс Об Административных Правонарушениях РФ

Статья 8.28. КоАП РФ. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан

1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч пятисот рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

Уголовный кодекс РФ

Статья 260. УК РФ. Незаконная рубка лесных насаждений

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:а) группой лиц;б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;в) лицом с использованием своего служебного положения;г) в крупном размере, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.(часть вторая в ред. Федерального закона от 29.12.2001 N 192-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, — наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.(часть третья введена Федеральным законом от 29.12.2001 N 192-ФЗ) Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

Помните, что цена удаления дерева без соблюдения законодательных норм может не только многократно возрасти (на сумму штрафов за незаконную вырубку деревьев), но и стоить вам нескольких лет жизни. Это надо иметь в виду, даже если вам просто надо спилить дерево на даче. Ответственность, как административную, так и уголовную, понесет не только исполнитель работ, но и вы, как владелец дерева, которое надо спилить.

28 ноября 2019 г. состоялось расширенное заседание Научного совета Российской академии наук по лесу на тему:

«Концепция проекта ФЗ «Лесной кодекс Российской Федерации»

В марте 2019 года Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым принято решение по разработке нового Лесного кодекса. Указанное предложение было поддержано Государственной Думой и Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

Научным советом Российской академии наук по лесу сформирована рабочая группа по разработке концепции проекта федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации».

Участниками рабочей группы подготовлена Концепция проекта федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации», который был разослан членам Научного совета РАН по лесу и размещен на странице Научного совета РАН по лесу.

В расширенном заседании приняли участие члены Научного совета РАН по лесу, представители научных институтов, высших учебных заведений, органов государственной власти, природоохранных организаций и бизнеса. Всего в работе совещания приняло участие около 60 человек из 34 организаций. В ходе заседания обсуждались следующие вопросы:

Начало заседания. Вступительное слово

Лукина Наталья Васильевна (Научный совет РАН по лесу, ЦЭПЛ РАН, Москва)

Лебедев Владимир Альбертович (Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Москва)

Представление проекта концепции федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации»

Гагарин Юрий Николаевич (Научный совет РАН по лесу, ЦЭПЛ РАН, Москва)

Обсуждение проекта концепции федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации»

Проблемы лесного хозяйства в проекте концепции лесного кодекса

Ярошенко Алексей Юрьевич (Гринпис России, Москва)

Ключевые положения, которые нужно отразить или усилить в концепции нового Лесного кодекса Российской Федерации

Лукина Наталья Васильевна1,2, Тебенькова Д.Н.2, Горнов А.В.1,2, Катаев А.И.2 ( 1Научный совет РАН по лесу, 2ЦЭПЛ РАН, Москва)

Обеспечение баланса между экосистемными услугами лесов как условие устойчивого управления лесами и развития лесной биоэкономики: уроки проектов SINCERE и POLYFORES

Чувасов Евгений Владимирович (WWF России, Амурский филиал, Владивосток)

Структурные проблемы текущей системы лесоуправления. Почему интенсивное (правильное) лесное хозяйство в России может возникнуть только в виде исключения

Кренке Александр Николаевич (ИГ РАН, Москва)

Замечания к проекту концепции федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации»

Киселева Вера Владимировна (МФ МГТУ им. Баумана, Москва)

Совершенствование правовой и нормативной базы охраны, защиты, восстановления и использования защитных лесов

Нефедьев Виктор Викторович (ЦЭПЛ РАН, Москва)

О некоторых предложениях в проект концепции федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации»

Кобяков Александр Викторович (МФ МГТУ им. Баумана, Москва)

Лесное планирование и таксация леса – не­обходимая архитектура взаимоотношений государства, арендаторов и бизнеса

Птичников Андрей Владимирович (ИГ РАН, Москва)

О ряде важных вопросов в новом лесном кодексе: включение заросших лесом сельскохозяйственных земель в сферу деятельности Лесного Кодекса, о частной собственности на некоторые категории лесов, о новых категориях защитности лесов

Курицын Анатолий Константинович (ООО «Лесэксперт»)

Учет продукции лесозаготовок по приемке вывезенных из леса сортиментов на складах назначения

Трейфельд Рудольф Фрицович (ООО «Лесэкспертиза», председатель Союза лесоводов Санкт-Петербурга)

Предложения и замечания на Проект концепции федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации”

Обсуждение Резолюции расширенного заседания Научного совета Российской академии наук по лесу

Решение

Участники расширенного заседания Научного совета РАН по лесу «Проект концепции федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации» решили:

  1. Проект концепции федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации принять за основу;
  2. Замечания и предложения, обсужденные на совещании, внести в проект концепции федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации» до 19 декабря 2019 г.;
  3. Рассмотреть и утвердить на заседании бюро Научного Совета РАН по лесу проект концепции федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации» в окончательной редакции;
  4. Проект концепции федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации» направить Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации,а также заинтересованным федеральным органам исполнительной власти для использования при подготовке нового Лесного кодекса Российской Федерации.

Штраф за сруб дерева в лесу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *