Изменение в ОСАГО

После оформления полиса обязательного страхования некоторые личные или иные данные могут измениться. Чтобы не получить дополнительных проблем со страховой компанией и избежать ошибок при выплате страховой компенсации, ее необходимо вовремя уведомлять необходимости внесения изменений в страховку ОСАГО. В некоторых ситуациях страховая может потребовать доплаты за полис, но сама услуга оказывается бесплатно. Как внести изменения в е-ОСАГО и бумажный полис? Какие документы необходимо предоставить? Какие данные изменить не получится?

Содержание

Внесение изменений в ОСАГО

Обязанность водителя, купившего полис ОСАГО, сообщать страховщику о смене персональных и иных данных указана в пункте 1.10 Положения ЦБ № 431-П. Страховая компания вправе взимать дополнительную плату, если такие изменения повлияют на степень риска, который покрывает страховка. Изменения вносятся после того, как страхователь предоставит соответствующее заявления.

Изменение списка водителей

У страхователя есть возможность вписать дополнительного водителя, который будет допущен к управлению машиной, уже после оформления договора страхования. Смена полиса ОСАГО при такой процедуре не требуется, новый водитель вписывается в соответствующий раздел документа. Если список водителей изменятся, то страховщик может потребовать доплату в случаях:

  • Когда новый водитель младше и имеет меньший стаж, чем есть у уже вписанного в полис;
  • Когда КБМ нового водителя выше;
  • Когда новый водитель нарушал Правила ОСАГО и провоцировал наступление страховых случаев, совершал мошеннические действия, сообщал ложные сведения.

Расчет стоимости страховки всегда осуществляется по показателям водителя с худшими коэффициентами. Если в полис вписывается один водитель авто старше 22 лет с большим стажем, высоким классом по КБМ, то доплата не потребуется. Но и скидку на уже оплаченный полис страхователь получить не сможет, даже если по результатам расчета такая возможность была.

Изменение водительского удостоверения

Внесение изменений в полис ОСАГО в случае замены водительского удостоверения является обязательной процедурой. Страховщик запишет новые данные в раздел «Особые отметки», то есть сам полис менять будет не обязательно. Но если водитель требует замену, сотрудник страховой компании не имеет права отказать. Новый документ будет выдан спустя 2 дня после передачи старого полиса страховщику. Исключение составляют ситуации, когда водительские права не меняют, а получают дубликат. В таком случае номер и серия документа не изменятся, соответственно и данные в полисе ОСАГО и договоре страхования будут актуальными.

Внесение или изменение государственного номера

Если до момента покупки полиса ОСАГО автомобиль не прошел государственную регистрацию, то в заявлении пункт «Государственный регистрационный номер транспортного средства» остается незаполненным. Пункт 1.3 Правил ОСАГО указывает, что после регистрации машины в ГИБДД и получения номера страхователь обязан в течение 3 дней сообщить эту информацию страховой компании. Сотрудник страховщика внесет номер ТС в полис ОСАГО, а также в электронную базу.

Если после регистрации и оформления договора страхования госномер будет изменен по той или иной причине, страхователь в установленном порядке обязан просить страховщика внести изменения в договор и полис ОСАГО. Если информация о смене номера не будет сообщена страховой компании, то это не станет причиной отказа от выплаты страховой компенсации при наступлении страхового случая, поскольку такое законом не установлено.

Изменение фамилии лица, указанного в полисе

В случае, если водитель, допущенный к управлению автомобилем или страхователь меняют фамилию, они в обязательном порядке должны сообщить об этом страховщику. Смена фамилии обязывает физическое лицо осуществить замену большинства документов, в том числе паспорта. Следовательно, данные, указанные в полисе ОСАГО, договоре и электронной базе РСА потеряют свою актуальность. Как и в предыдущих случаях, менять старый полис на новый не потребуется. Сотрудник страховщика просто внесет новые сведение в графу «Особые отметки», поставит печать организации и свою подпись в момент обращения автовладельца.

Изменение собственника ТС

В случае продажи автомобиля с полисом ОСАГО можно поступить двумя способами: переоформить документ на нового собственника автомобиля и досрочно прекратить договор и вернуть часть уплаченной премии. В первом случае в офис компании подается заявление на внесение изменений в страховку ОСАГО и документы нового собственника авто. Страховщик либо вносит изменения в «Особые отметки», либо выдает новый бланк полиса с актуальными данными в течение 2 дней.

Во втором случае страхователь предоставляет страховой компании заявление о досрочном прекращении договора и документ, являющийся основанием для этой процедуры (договор купли-продажи в данном случае). Пункт 1.16 Правил ОСАГО указывает, что моментом прекращения действия ОСАГО является дата предоставления соответствующего заявления. Размер возврата части страхового взноса определяется в зависимости от количества дней, оставшихся до окончания срока действия договора. Страховщик обязан осуществить возврат страховой премии в течение 14 дней.

Изменение периода использования транспортного средства

Согласно пункту 1.9 Положения ЦБ №431-П страхователь обязан немедленно сообщить страховой компании об изменении периода использования машины, указанного в действующем полисе ОСАГО. Сделать это необходимо до окончания самого периода использования, который может быть установлен на 3 месяца и более. От времени подачи заявления на изменение (увеличение) периода использования авто зависит стоимость новой страховки. Если водитель оформлял полис на сезон, то есть на 3 месяца, то он заплатил 50% от цены страховки на 1 год. Если этот же водитель обратиться за продлением позже момента окончания действия страховки, то ему придется заплатить 100% стоимости за новый полис, а не 50% оставшейся страховой премии.

Какие документы нужны?

Список необходимых документов для внесения изменений будет полностью зависеть от причины внесения новых данных. В любой ситуации главным будет заявление на внесение актуальных сведений в страховку. Законодательно бланк для него не предусмотрен, поэтому страхователь может написать заявление в простой форме или воспользоваться уже готовым бланком. Страховщик также может предложить написать заявление на бланке организации. К заявлению должны прилагаться следующие документы:

  • При смене фамилии:
    • паспорт;
    • документ, подтверждающий вступление в брак;
    • водительское удостоверение;
  • При изменении списка водителей:
    • паспорта каждого водителя;
    • водительские удостоверения для каждого допущенного к управлению авто;
  • При смене собственника ТС:
    • договор о продаже транспортного средства;
    • паспорт нового владельца;
    • водительские права нового собственника.

Если изменился госномер машины, то нужно предоставить только свидетельство о регистрации авто, если водительское удостоверение было заменено на новое, то будет достаточно предоставления только этого документа. Смена полисов ОСАГО осуществляется только по требованию самого автовладельца. Новый действующий полис компания обязана выдать в течение 2 дней после обращения страхователя с заявлением и передачи им старого полиса.

Доверенность на внесение изменений

Вносить изменения в данные полиса может только страхователь, заключивший договор ОСАГО. Если такой возможности у него нет, он может оформить доверенность на своего представителя для осуществления процедуры. Нотариального заверения такой документ по закону не требует, но правила страховой компании могут содержать требования о наличии подписи и печати нотариуса. Поэтому перед процедурой необходимо уточнить порядок внесения изменений по доверенности у страховой компании.

Доверенность на внесение изменений в полис ОСАГО может содержать полномочия для лица, которое является представителем, только в рамках рассматриваемой процедуры в страховой компании. Но обычно такие доверенности дают право управления транспортным средством и оформляются для всех иных действий, с ним связанных (регистрация, прохождение техосмотра, продление срока действия госномеров, расторжение страхового договора и т.д.). Скачать бланк такой доверенности можно по ссылке.

Как изменить данные в электронном полисе ОСАГО?

Пункт 1.10 Положения ЦБ №431-П указывает как внести изменения в электронный полис. Страховая компания по заявлению своего клиента может осуществить процедуру изменения данных как электронным способом, так и путем выдачи бумажного полиса ОСАГО на замену электронному. Во втором случае согласно пункту 1.11 Положения страховка, оформленная на бланке отчетности, выдается прямо во время обращения клиента.

В первом случае сотрудник страховой на основании заявления страхователя и предоставленных им документов вносит новые данные в полис и изменяет их в электронной базе РСА не позже 5 дней после выдачи полиса (электронного или переоформленного бумажного). Клиент может подать заявление как в офисе компании, так и электронным способом через сайт страховщика или РСА. Переоформленная страховка будет отправлена на указанную страхователем электронную почту не ранее 1 рабочего дня с момента обращения.

Какие данные в полисе поменять нельзя?

Пункт 1.9 того же Положения ЦБ указывает, что не допускается менять в страховом полисе или договоре срок страхования, равный 1 году, транспортное средство и самого страхователя. Если такие изменения необходимы, то придется заключать новый страховой договор. Срок страхования изменению не подлежит, но новый полис можно купить на 5 или более дней, если машина будет зарегистрирована в другом государстве или на 20 дней (не более), если транспортное средство следует к месту регистрации или на СТО. Стоимость страховки будет составлять 20-30% от цены на годовой действующий полис.

Таким образом, чтобы внести изменения в полис обязательного автострахования клиент страховой компании должен обратиться в ее офис с заявлением и с документами, подтверждающими необходимость замены сведений. Внести изменения в электронную страховку ОСАГО может только сотрудник страховщика через единую электронную систему РСА. Срок внесения изменений не может быть более 5 дней, но чаще осуществляется в момент обращения клиента.

Советуем почитать: Что делать с ОСАГО при смене собственника автомобиля? 5/5 (1 голосов)

Михаил МоржанаевВедущий юрист компании onlinegibdd.ru Дата обновления 16 октября 2020 25751 6

Если вы получили водительские права и купили автомобиль, самое время оформить полис ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности. Зачем нужен страховой полис, какие риски он покрывает, какую компенсацию и каким способом вы можете получить, возможно ли игнорировать покупку полиса и не страховать свою ответственность — все эти вопросы мы рассмотрим далее.

  • Зачем страховать автомобиль по ОСАГО
  • Штраф за отсутствие ОСАГО у водителя
  • Как оформить страховку ОСАГО в 2018 году
  • Как получить страховую выплату по ОСАГО
  • Досрочное расторжение договора ОСАГО
  • Как выбрать страховую компанию для оформления ОСАГО

Зачем страховать автомобиль по ОСАГО

Закон гласит, что ОСАГО обязательно для каждого водителя. Этот полис страхует автогражданскую ответственность на случай аварийной ситуации (ДТП) и компенсации ущерба пострадавшим.

Максимальная сумма возмещения убытков:

  • за вред, причиненный имуществу — до 400 000 рублей,
  • за вред, причиненный здоровью или жизни потерпевших — до 500 000 рублей.

Важно понимать, что в случае ДТП страховка покрывает компенсацию или ремонт автомобиля пострадавших, а не ваш. Если пострадали вы, ремонт и ущерб здоровью покрывает страховка другого водителя. Для покрытия других рисков нужно оформить КАСКО.

После покупки транспортного средства (далее ТС) водитель обязан оформить ОСАГО в течение 10 дней. В это время штраф за отсутствие полиса не применяется, но в случае аварии водитель платит из своего кармана. Рекомендуем оформлять автогражданку сразу после покупки машины.

Штраф за отсутствие ОСАГО у водителя

Согласно правилам дорожного движения, водитель обязан показать сотруднику ГИБДД документы, в том числе полис ОСАГО (п.2.1.1 ПДД РФ). Штраф накладывается в таких случаях:

  • полное отсутствие страховки;
  • срок действия ОСАГО истек или еще не начался;
  • водитель не вписан в полис, выданный на управляемое транспортное средство.

Если у водителя есть электронный полис, но нет распечатки при себе — это также повод для штрафа (ч.2 ст.12.3 КоАП РФ).

Если ОСАГО отсутствует, водителю выписывается штраф 800 рублей. При оплате до 20 дней этот штраф можно оплатить со скидкой 50%, сумма составит 400 рублей. За просроченный полис придется выложить 500 рублей (ст. 12.3 ч.2 КоАП).

Учитывая цену ОСАГО, многие водители осознанно нарушают закон, предпочитая заплатить 400-800 рублей штрафа. На практике от ДТП никто не застрахован. Даже небольшая царапина на чужой машине будет стоить вам намного больше страхового полиса на год.

Сейчас на рассмотрении находится законопроект, согласно которому штраф за отсутствие полиса вырастет до 5000 рублей за любой вид правонарушения. РСА (Российский союз автомобилистов) рассчитывает, что это повысит осознанность водителей.

Как оформить страховку ОСАГО в 2020 году

Для оформления ОСАГО выберите компанию и обратитесь в офис или подайте заявку через интернет. Для получения полиса вам понадобятся документы:

  • водительское удостоверение собственника ТС и всех лиц, которые будут допущены к его управлению (то есть, вписаны в полис);
  • паспорт автомобиля (ПТС);
  • результаты технического осмотра (диагностическая карта) с положительным заключением;
  • свидетельство о регистрации автотранспорта (для переоформления полиса).

От чего зависит стоимость полиса

Минимальную и максимальную тарифную планку устанавливает Банк России. В 2018 году цена ОСАГО колеблется от 6 000 до 15 000 рублей в год. Закон предусматривает 12 формул для расчета стоимости в каждом индивидуальном случае. Знать их необязательно — калькулятор все рассчитает автоматически, исходя из ваших данных. Размер страховой премии устанавливается каждым страховщиком самостоятельно в рамках, заданным Банком.

Главные параметры, влияющие на стоимость ОСАГО:

  • количество водителей, их стаж;
  • мощность автомобиля, его марка и год выпуска, пробег;
  • регион регистрации;
  • количество аварий в предыдущие годы.

За безаварийную езду водитель получает скидку на ОСАГО — 5% за каждый год без ДТП. Эта скидка называется КБМ (коэффициент бонус-малус) и является накопительной. Максимальная скидка, которая доступна — 50% (КБМ = 0,5).

Бывают ситуации, когда страховая по ошибке не учла КМБ: либо ошибся сотрудник, либо предыдущая СК передала ошибочные данные. Вопрос решается бесплатно. Сначала соберите документы:

  • все полисы ОСАГО или их копии (бумажные или электронные);
  • паспорт;
  • водительское удостоверение.

Потом проверьте, куда закралась ошибка: пробивайте полисы по очереди по базе РСА. Начните с последнего и продвигайтесь к старым страховкам. Когда найдете несоответствие, обратитесь в свою СК или ту, которая допустила ошибку. Заявку рассмотрят в срок до 10 рабочих дней и внесут правильные данные в базу РСА.

ОСАГО онлайн

В 2015 году появилась возможность оформить электронный полис ОСАГО. С 1 января 2017 года все страховые компании обязаны оказывать услугу покупки e-ОСАГО на своих официальных сайтах. Преимущества очевидны: за 10-15 минут вы получаете новый полис, и для этого нужен только доступ в интернет.

Оформление ОСАГО онлайн:

  1. Рассчитайте стоимость ОСАГО, выберите подходящую страховую компанию.
  2. На сайте СК в специальной форме заполните обязательные данные: марку автомобиля, год выпуска, мощность двигателя, количество водителей, стаж и т. д. Лучше иметь документы под рукой, тогда весь процесс займет от силы 10 минут.
  3. Загрузите требуемые документы (аналогично пакету оформления в офисе).
  4. Оплатите страховую премию банковской картой.
  5. На вашу электронную почту придет полис в PDF-формате. Распечатайте его и положите к водительским правам и другим документам.

На практике оформить ОСАГО онлайн — все еще сложная задача. Данные из базы часто подгружаются очень медленно или не грузятся совсем. Бывает и такое, что сам сайт страховщика не позволяет оформить покупку. Нередко после получения полиса он не попадает в базу и его приходится заносить туда вручную после обращения в компанию. Случаются проблемы с идентификацией ТС — тогда консультант все равно попросит вас приехать в офис и привезти оригиналы документов.

На январь 2018 года более-менее адекватно работает оформление ОСАГО онлайн в «Альфа страховании” и через сайт «ГосУслуги”.

Если вы занятой человек и ехать в офис вам неудобно, существует еще один вариант оформления ОСАГО через интернет. Вы оставляете заявку на сайте страховщика. С вами связывается консультант, уточняет все данные и выставляет счет на оплату. В течение пары дней курьер доставит полис к вам домой или в офис, который остается лишь подписать.

Что делать если страховщик отказывается оформлять ОСАГО

Договор ОСАГО является публичным: для его заключения достаточно желания одной из сторон. Пункт 14 Правил ОСАГО однозначный — каждый автовладелец выбирает страховую компанию по своему желанию и при соблюдении всех требований она не имеет права отказать в предоставлении услуг.

На основании п. 7 ст. 15 Закона об ОСАГО и Порядка уведомления об отказе, выданном РСА, существует перечень причин для отказа в оформлении полиса:

  • отсутствует связь с АИС РСА;
  • подан неполный комплект документов, предусмотренных законом;
  • владелец ТС не предоставил его для техосмотра (по месту проживания или по месту нахождения страховщика);
  • если нет доверенности на заключение договора от лица ИП или юрлица.

Марка и возраст автомобиля, вождение мотоцикла, малый водительский стаж, деревенская прописка и другие причины не могут быть поводом для отказа страховой компанией в оформлении полиса ОСАГО. Если речь о недостатке бланков — тоже не верьте, этой причиной часто пользуются недобросовестные страховщики.

Суд не один раз вставал на сторону физлиц и налагал на страховщиков штраф в размере 50 000 рублей (согласно закону №223-ФЗ). Часто для получения полиса достаточно пригрозить СК передачей отказа в вышестоящие органы.

Порядок подачи жалобы в случае отказа

Важно придерживаться процедуры, в первую очередь, получить письменный отказ от компании. Устные заявления работников страховой не считаются. Как это сделать:

  • при встрече в офисе вживую — требуйте письменный отказ;
  • дистанционно — соберите документы, подпишите договор-оферту и отправьте на адрес страховщика с уведомлением о получении (оно будет подтверждением получения договора).

В течение 14 рабочих дней вам придет ответ: договор принят, отклонен или принят на других условиях.

Обжаловать отказ можно, обратившись в:

  • РСА;
  • суд по месту жительства;
  • прокуратуру РФ;
  • территориальное подразделение Центрального банка РФ;
  • Федеральную антимонопольную службу.

Для этого вам нужно предоставить:

  • переписку со страховой компанией (необязательно);
  • заявление водителя с печатью, подписью и датой принятия представителем страховщика (или уведомление о получении);
  • отказ в оформлении полиса ОСАГО в письменной форме.

Как получить страховую выплату по ОСАГО

В случае ДТП виновник происшествия обязан по требованию потерпевшей стороны сообщить номер своего страхового полиса, наименование, адрес и контакты страховщика (ст. 38 Правил ОСАГО). После этого нужно предупредить компанию о наступлении страхового случая (в течение 5 рабочих дней максимум).

Оформляют документы на месте аварии (или в случае отсутствия раненых — на ближайшем посту ГИБДД) сотрудники полиции. Исключение — европротокол, в этом случае водители совместно заполняют один бланк извещения, который в дальнейшем передается страховщику. Обязательные условия: сумма выплаты по европротоколу не превышает 50 000 рублей, у сторон нет разногласий кто виновен. Если пострадали люди, европротокол не действует.

Страховщик или его представитель могут присутствовать на месте ДТП для оценки ущерба. Если это предусматривает договор, страховщик также доставит машину на СТО и займется другими нюансами.

Размер выплат устанавливает независимая экспертиза. Ее проводят на месте аварии (если автомобиль не может ехать) или в течение 5 дней на СТО, согласованным со страховщиком. Второй вариант используют также при оформлении европротокола.

Для получения выплаты страховщика нужно предупредить о страховом случае, затем в срок до 5 рабочих дней передать документы лично или выслать заказным письмом. Заявление на страховую выплату и другие документы подает сторона потерпевшего. Нужно предоставить:

  • заявление о компенсации ущерба;
  • постановление об отказе в возбуждении административного дела (или наоборот);
  • извещение о ДТП;
  • копия полиса виновника (при наличии);
  • банковские реквизиты (в случае выплаты безналичным способом);
  • доверенность (необязательно).

В зависимости от ситуации список может увеличиться. Нужен протокол об административном нарушении в случае оформления ДТП сотрудниками ГИБДД, согласие органов опеки и попечительства (если пострадал несовершеннолетний) и т. д. Со всеми условиями можно ознакомиться на сайте РСА.

В какую страховую обращаться за возмещением

Согласно ст. 12 Закона об ОСАГО, потерпевший обращается за возмещением ущерба в страховую компанию водителя, причинившего вред здоровью и/или имуществу. В случае оформления ДТП по европротоколу он вправе обратиться к своему страховщику и потребовать прямого возмещения убытков (ст.12 п.2).

Виды компенсации по ОСАГО

Страховая компания по-разному возмещает убытки потерпевшим:

  • вред, нанесенный здоровью или жизни покрывается деньгами;
  • урон, нанесенный имуществу, возмещается в натуральной форме или деньгами.

Раньше страховщики предпочитали компенсацию деньгами вместо ремонта. С 28 апреля 2017 года действуют новые правила для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам РФ.

Натуральная форма возмещения убытков стала приоритетной. Получить деньги вы можете только в случае, когда ремонт невозможен.

Это правило распространяется на полисы ОСАГО, полученные 28 апреля и позже. Если ваш договор начал действовать раньше, выбирайте сами — ремонт или деньги.

Произвести выплаты страховщик обязан в срок до 20 рабочих дней. В случае натуральной формы компенсации выдается направление на ремонт в течение 20 рабочих дней (на партнерское СТО) или 30 рабочих дней (в случае, когда СТО согласовывают водитель и страховщик). Срок ремонтных работ — 30 дней, не считая выходных и праздников.

Когда возможна денежная выплата

  1. Машина не подлежит ремонту.
  2. Восстановление ТС обойдется дороже максимальной страховой суммы.
  3. В случае, если потерпевший предложил вариант выплаты деньгами и получил согласие страховой компании (редко, но бывает).
  4. В случае обоюдной вины, когда пострадавший отказывается доплачивать из своего кармана.
  5. Сорваны сроки ремонта и вы отказываетесь ждать.
  6. В пределах 50 км от дома потерпевшего или места аварии нет партнерской СТО или дилера (для новых машин до 2 лет). Но с оговоркой: если страховщик готов оплатить эвакуатор и доставить машину на СТО за 250 км и обратно, деньги вы не получите.

Досрочное расторжение договора ОСАГО

Закон допускает лишь 3 причины для досрочного расторжения договора ОСАГО и возмещения части страховой премии:

  • смерть собственника или страхователя транспортного средства,
  • машина утилизирована по какой-либо причине или не подлежит ремонту после ДТП,
  • поменялся владелец (продажа ТС не по генеральной доверенности).

Предусмотрена и компенсация по ОСАГО в случае банкротства страховой компании. В реальной жизни этот пункт закона не работает. В этом случае есть возможность получить выплату от Союза автостраховщиков.

Как рассчитать сумму возврата

Страховая премия возвращается из расчета за каждый день после даты прекращения действия ОСАГО. Из суммы вычитают 23%, владельцу полиса достается остальное.

Обратите внимание, что расторжение договора по каждой из причин имеет свои нюансы. Это касается даты прекращения полиса ОСАГО.

Если владелец умер, то датой прекращения договора становится день смерти.

Если машина разбита в ДТП или утилизирована, расчет ведется с даты происшествия.

Если транспортное средство продано, расчет суммы возврата начинается со следующего дня после обращения в страховую компанию.

Пример. Вы продали машину, а в офис страховой компании заехали через месяц. Компенсацию за это время получить уже не выйдет.

Как выбрать страховую компанию для оформления ОСАГО

Выбор страховой компании — весьма ответственный этап, который часто недооценивают. Отзывы в интернете не могут служить опорой в этом вопросе, лишь подсказкой. От того, какую компанию выберет водитель, зависит сервис, скорость реакции и выплат, оценка ущерба на месте ДТП, цена ОСАГО.

Правильный выбор позволит вам:

  • избежать занижения суммы ущерба при оценке;
  • получать информацию от консультантов 24/7 без посещения офиса;
  • избежать покупки фальшивого электронного полиса;
  • рассчитывать на полный комплекс услуг при наступлении страхового случая;
  • облегчить процесс получения ОСАГО в случае, когда страховщики незаконно отказываются принимать документы (например, если у вас небольшой стаж или мотоцикл вместо автомобиля).

Мы не советуем полностью отказаться от изучения отзывов. Но лучше смотреть их после того, как определите для себя оптимальные варианты.

Для выбора компании страхования воспользуйтесь рейтингом от агентства «Рейтинг РА”. В первую очередь посмотрите на вершину списка — там находятся надежные страховщики с оценкой ruAAA. На февраль 2018 в первую тройку входят: СОГАЗ, «Ингосстрах”, ВТБ Страхование. За ними с оценкой ruAA+ следуют: САО ЭРГО, РЕСО Гарантия, Либерти страхование, Сбербанк страхование.

После этого изучите информацию на официальных сайтах выбранных компаний. Узнайте условия и цены, проверьте, какие услуги входят в стоимость.

Выбирайте компанию, которая работает в выходные. Иначе на помощь в субботу, воскресенье и праздники рассчитывать не приходится.

Задайте вопрос по статье

Напишите нашему юристу, и он поможет разобраться в автомобильном законодательстве. Рассмотрим спорные ситуации и подскажем, как действовать по закону.

Норма о выдаче электронного полиса ОСАГО на бланке отменена, и теперь его можно предъявлять только в электронном виде. В ГИБДД объяснили, будут ли штрафовать водителей без бумажного полиса Читать в полной версии Фото: Олег Лозовой / РБК

С 29 октября вступила в силу новая редакция закона об ОСАГО, серьезно изменившая порядок оформления страхового полиса. Одно из самых важных нововведений коснулось электронных полисов ОСАГО: этот документ теперь не нужно печатать на бланках строгой отчетности, объяснили в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Начиная с этого дня инспекторам ГИБДД можно просто предъявить изображение на телефоне либо распечатать электронный документ на обычной бумаге. Соответствующие изменения должны в ближайшее время появиться и в ПДД.

«Вступили в силу изменения в п. 1 ст. 32 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Теперь договор ОСАГО, заключенный в виде электронного документа, можно предоставить сотрудникам ГИБДД путем демонстрации электронного документа, который страховые компании высылают на электронную почту страхователя. Также инспектору можно показать документ, размещенный в личном кабинете страхователя ОСАГО на сайте страховщика, либо его копию, распечатанную на бумажном носителе», — уточнили в РСА.

Таким образом, обязанность представлять сотрудникам полиции именно распечатку электронного полиса с 29 октября полностью исключена. Можно показать только документ в электронном виде. Но если водители все-таки опасаются, что в момент остановки сотрудником ГИБДД у них может не быть доступа в интернет, то лучше заранее распечатать полис ОСАГО на бумажном носителе или скачать его из личного кабинета и возить с собой бумажную копию.

Фото: Олег Лозовой / РБК

В МВД России при разъяснениях использовали такие же формулировки, согласно которым страховой полис может быть представлен для проверки по требованию сотрудников полиции на бумажном носителе, а в случае заключения договора ОСАГО в электронной форме — в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе. Однако теперь нельзя оштрафовать водителя с электронным полисом на 500 руб. по ч. 2 ст. 12.3 КоАП России за отсутствие документа в бумажном виде. В случае проблем со связью проверка может занять определенное время. Какое именно, в МВД России не конкретизировали.

«В случае если у водителя на руках есть только электронный полис, проверка факта заключения договора обязательного страхования будет проводиться сотрудником Госавтоинспекции путем запроса сведений о нем в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, что может потребовать некоторых временных затрат. Если водитель будет не согласен с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, он может воспользоваться своим правом на его обжалование в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП», — сказали в МВД.

В МВД также напомнили, что управление транспортным средством, владелец которого не исполнил свою обязанность по страхованию гражданской ответственности, квалифицируется как нарушение ч. 2 ст. 12.37 КоАП и влечет штраф 800 рублей. А управление ТС с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление лицом, не указанным в страховом полисе, — по ч. 1 ст. 12.37 КоАП, за что полагается штраф 500 рублей.

В случае если водитель застрахован и в качестве подтверждающего документа получил от страховщика полис на бланке, но на момент проверки не имел документ при себе, его действия подпадают под определение ч. 2 статьи 12.3 КоАП. Инспектор может выписать такому забывчивому автомобилисту предупреждение или оштрафовать его на 500 рублей.

Недостоверные сведения приведут к аннуляции полиса

Глава РСА Игорь Юргенс рассказал и о других принципиальных нововведениях. В частности, внесение недостоверных сведений в полис ОСАГО теперь приравнено к его отсутствию. Получается, что, если водитель предоставил недостоверные сведения не только по электронным полисам ОСАГО, но и по бумажным договорам, что повлекло необоснованное уменьшение премии, страховщик получает право регрессного требования. Это означает, что страховщик возместит вред пострадавшему, но после этого взыщет размер убытка с виновника ДТП.

Фото: Олег Лозовой / РБК

«Мы провели масштабный эксперимент по поверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах, который показал, что половина обратившихся в союз получателей «писем счастья» об отсутствии страховки не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО, — рассказал Юргенс. — Дальнейший разбор ситуаций показал, что в ряде полисов содержатся недостоверные данные о транспортном средстве или регионе, которые приводили к занижению цены полиса».

Глава РСА также добавил, что организация создает в новой информационной системе ОСАГО барьеры для подобного рода мошеннических действий, и предупредил о рисках езды с такими полисами: «Экономия 1–2 тыс. руб. на этапе покупки полиса за счет внесения в него недостоверных данных может в итоге обернуться убытком для них на сотни тысяч рублей». Чтобы избежать неприятных сюрпризов, в РСА рекомендовали проверить свои полисы через сервисы, доступные на официальном сайте союза, либо обратиться к своему страховщику.

Страховщики получили новые возможности для регресса

Изменения в законе дали страховщикам право применять регресс (случаи, в которых водитель должен будет вернуть страховой компании сумму, выплаченную организацией вместо виновника ДТП) в ряде новых ситуаций. Теперь это отказ от медицинского освидетельствования и употребление алкогольных, наркотических, психотропных веществ после ДТП.

Другие изменения в законе предполагают, что, если владелец ТС представил ненадлежащим образом оформленное заявление и (или) неполный комплект документов, страховщик обязан оповестить об этом автомобилиста в день обращения. Кроме того, РСА будет присваивать договору ОСАГО уникальный номер. Поправками также конкретизировано, что электронный договор ОСАГО заключается с владельцем ТС, а не просто с абстрактным лицом. Кроме того, если при заключении электронного договора ОСАГО выявлена недостоверность сведений, то на сайте страховщика не появится возможность оплатить премию. Страховщик в таком случае оповестит водителя о необходимости корректировки заявления.

Российский союз автостраховщиков (РСА) не устает говорить о том, что рынок ОСАГО находится в системном кризисе. Ежегодные исследования тарифов автостраховки на основании данных базы АИС РСА и страховых компаний говорят о том, что действующий страховой тариф не сбалансирован. Например, коэффициент территорий в ряде регионов завышен, а в некоторых занижен. Это приводит к убыточности ОСАГО для компаний и, как следствие, проблемам с доступностью полисов автогражданки. По представлениям РСА, страховому сообществу следует двигаться в сторону либерализации тарифов ОСАГО и постепенного ухода государства от их регулирования. Первые шаги в этом направлении будут сделаны уже в следующем году.

Либерализация ОСАГО

Запуск этого проекта, как ожидается, позволит решить проблему убыточности и даст возможность устанавливать справедливый тариф — когда порядочному автовладельцу не приходится платить за «плохого». Например, ожидаются изменения в расчете коэффициента бонус-малус (КБМ), отмена региональных ставок, коэффициентов мощности двигателя и стажа. При этом Центральный банк сообщает, что уже разрабатывает план либерализации, согласно которому освобождение тарифа от ненужных ставок будет поэтапным. Огласить подробности в ЦБ собираются весной 2018 года.

Что касается опасений по поводу роста тарифов ОСАГО, то они небезосновательны. Первичный анализ плана показал, что, к примеру, при определенных расчетах средняя цена автогражданки в Мурманске может составить 20 тысяч рублей — и это, разумеется, недопустимо, особенно для пенсионеров. На другой чаше весов демпинг: в случае если тариф стремительно снизится в ряде городов, многие страховщики потерпят убытки. Эти проблемы и должен решить ЦБ.

Сам Центробанк, возможно, будет отстранен от ОСАГО: уже представлены два плана, из которых организация должна сама выбрать наиболее выгодный. При этом в РСА склоняются к варианту, по которому ЦБ с июля 2018 года будет устанавливать только максимальный тариф для легковых автомобилей физических лиц, а также максимальный размер страховой премии.

Под госрегулированием останутся КБМ и коэффициент нарушений ПДД, а остальные коэффициенты (зависящие от мощности двигателя, возраста и стажа водителя, территории использования транспортного средства, ограничения по допуску за руль водителей, эксплуатации автомобиля с прицепом) смогут устанавливать страховые компании. А с 2020 года государство должно полностью отказаться от регулирования тарифов автогражданки, задавая лишь нижнюю границу тарифного коридора и предоставляя перечень обязательных страховых рисков, которые учитываются при расчетах тарифа ОСАГО.

Борьба с мошенниками

По данным РСА, более 50% страховых выплат (13 млрд рублей в денежном эквиваленте) в 2016 году по решению суда досталось так называемым автоюристам-мошенникам. Они предлагают попавшим в ДТП водителям переуступить им права требования или оформить на них доверенность с правом получения всех выплат по страховому случаю. При этом сами водители, как правило, остаются ни с чем.

Из-за таких махинаций количество регионов, в которых средняя сумма выплаты составляет более 100 тысяч рублей, за девять месяцев этого года выросло вдвое (с семи до четырнадцати) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом средняя выплата по стране не превышает 79,5 тысячи рублей.

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) представил Авторевю план по противодействию страховому мошенничеству. Будет увеличен срок урегулирования убытков при наличии признаков страхового мошенничества, введена обязательная аккредитация аварийных комиссаров в РСА или ВСС, а сведения о ДТП станут получать напрямую от участников с помощью мобильного приложения, которое, разумеется, не позволит отредактировать информацию. К слову, РСА также предлагает рассмотреть создание Министерством внутренних дел специальной группы по расследованию фактов страхового мошенничества. А если для оформления аварии вызываются сотрудники ГИБДД, то им организация предлагает проводить обязательный осмотр транспортных средств. Хотя инспекторы не являются техническими специалистами и определить сумму вреда, особенно при наличии скрытых повреждений, для многих достаточно затруднительно.

Неработающая схема — проблема автовладельцев?

В этом году заработал закон о натуральном возмещении по ОСАГО, по которому автомобилисты должны вместо получения денежных выплат отправлять свои автомобили на ремонт в техцентры (правила действуют только для тех граждан, которые заключили договор со страховой компанией после 28 апреля 2017 года). И если говорить о желании мошенников получить чужие выплаты, то, раз уж денежная компенсация не подразумевается, нет повода затевать махинации. Однако закон, к сожалению, себя пока не оправдал.

К такому мнению склоняется и РСА, ссылаясь на сложности в планировании работ с автосервисами, которые теперь вынуждены подстраиваться под требования законодательства по срокам и качеству ремонта. Зачастую урегулировать убытки, выдав направление на ремонт машины, бывает невозможно, и страховые прибегают к старой схеме с денежными выплатами.

Такие проволочки бьют по карману автомобилиста. Например, известно о ряде случаев, когда страховщики в одностороннем порядке без каких-либо оповещений своих клиентов производят денежные выплаты, но в минимальном размере: их едва хватает на необходимый ремонт и покупку запчастей после ДТП.

С подобной ситуацией столкнулся один из читателей Авторевю. За разбитые бампер, подкрылок, решетку радиатора и омыватель фар на автомобиле Nissan Note владелец получил всего 15 тысяч рублей. О приглашении на ремонт в техцентр страховая компания речи не вела. Чтобы восстановить Note, владельцу пришлось побегать по разборкам и в конечном итоге ремонтировать машину в подмосковном сервисе среднего уровня. И все равно без доплат из собственного кармана не обошлось.

С аналогичной проблемой столкнулась и редакция Авторевю! Правда, ситуация оказалась еще плачевнее: у автомобиля Лада Веста, еще летом попавшего в ДТП из-за невнимательности одного из других водителей, пострадали задний бампер, оба задних фонаря, крышка багажника и задняя панель. Страховая компания решила, что 13 тысяч рублей на ремонт, видимо, хватит с лихвой, а потому с восстановительными работами дело застопорилось. На деньги, что перевел на наш счет страховщик, в лучшем случае можно приобрести лишь один задний фонарь. Увы, Веста все еще ждет своего часа на задворках редакционной парковки.

Пока страховое сообщество думает над решением этих вопросов, автовладельцы, по всей видимости, должны косвенным образом покрывать издержки страховщиков, которые как раз и вызваны действиями автоюристов-мошенников. Чтобы предотвратить подобные ситуации, РСА предлагает усовершенствовать нормативно-правовую базу и составить четкий регламент взаимодействия страховщиков с техцентрами. Но конкретные предложения все еще в разработке.

Выплаты по европротоколу

Есть и хорошие новости! Автомобилистам обещают изменения, которые коснутся выплат по европротоколу. Напомним, оформить аварию по нему (без сотрудников ДПС) можно, если ДТП произошло с участием не более двух автомобилей и при этом нет пострадавших, а повреждения транспортных средств невелики. На сегодняшний день в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» максимальная выплата по европротоколу составляет 50 тысяч рублей. В следующем году ее должны увеличить до 100 тысяч.

Новые бланки полисов ОСАГО

Изменения коснутся и самих бланков ОСАГО. С 1 января 2018 года на них станут наносить специальный QR-код в правом верхнем углу. С его помощью можно будет легко ознакомиться с данными договора ОСАГО: названием страховой компании, номером, датой выдачи документа и сроком его действия, VIN-кодом и госномером машины, информацией о страхователе и владельце автомобиля, а также со списком допущенных к управлению лиц. В РСА надеются, что QR-код также станет дополнительной мерой защиты от поддельных бланков автогражданки.

Пьянству бой!

Министерство финансов предложило серьезно повысить цену полиса ОСАГО для тех, кто попался на вождении в пьяном виде. Увеличение тарифа также грозит за превышение скорости более чем на 60 км/ч и выезд на встречную полосу. Эти изменения находятся на стадии обсуждения, но известно, что за пьяное вождение чиновники намерены ввести пятикратный повышающий коэффициент. Сейчас максимальный КБМ составляет 2,45.

Ожидается, что эти нарушения будут отслеживаться в течение календарного года: если водитель «заработал» повышение тарифа, но после этого ездил по правилам, то на следующий период коэффициент будет снижен. Впрочем, эти идеи пока обсуждаются, а потому срок их реализации не оговорен.

ЭРА-ГЛОНАСС на подмоге у страховщиков

С 1 января 2018 года система экстренного реагирования при авариях сможет сообщать в страховую компанию о произошедшем инциденте. С помощью этой функции у страховщиков появится возможность получать информацию о скорости автомобиля во время удара, VIN-номере транспортного средства, месте и времени ДТП. При этом система не позволит отредактировать данные. Обещают, что такая опция станет подспорьем в оформлении инцидента по европротоколу. Она будет платной, но не обязательной. Со следующего года новые машины станут оснащать обновленными устройствами ЭРА-ГЛОНАСС, а тем, у кого установлены старые терминалы, необходимо будет заключить дополнительный договор с АО ГЛОНАСС и перепрошить устройство.

Фото: Олег Лозовой / РБК

В МВД России при разъяснениях использовали такие же формулировки, согласно которым страховой полис может быть представлен для проверки по требованию сотрудников полиции на бумажном носителе, а в случае заключения договора ОСАГО в электронной форме — в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе. Однако теперь нельзя оштрафовать водителя с электронным полисом на 500 руб. по ч. 2 ст. 12.3 КоАП России за отсутствие документа в бумажном виде. В случае проблем со связью проверка может занять определенное время. Какое именно, в МВД России не конкретизировали.

«В случае если у водителя на руках есть только электронный полис, проверка факта заключения договора обязательного страхования будет проводиться сотрудником Госавтоинспекции путем запроса сведений о нем в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, что может потребовать некоторых временных затрат. Если водитель будет не согласен с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, он может воспользоваться своим правом на его обжалование в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП», — сказали в МВД.

В МВД также напомнили, что управление транспортным средством, владелец которого не исполнил свою обязанность по страхованию гражданской ответственности, квалифицируется как нарушение ч. 2 ст. 12.37 КоАП и влечет штраф 800 рублей. А управление ТС с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление лицом, не указанным в страховом полисе, — по ч. 1 ст. 12.37 КоАП, за что полагается штраф 500 рублей.

В случае если водитель застрахован и в качестве подтверждающего документа получил от страховщика полис на бланке, но на момент проверки не имел документ при себе, его действия подпадают под определение ч. 2 статьи 12.3 КоАП. Инспектор может выписать такому забывчивому автомобилисту предупреждение или оштрафовать его на 500 рублей.

Недостоверные сведения приведут к аннуляции полиса

Глава РСА Игорь Юргенс рассказал и о других принципиальных нововведениях. В частности, внесение недостоверных сведений в полис ОСАГО теперь приравнено к его отсутствию. Получается, что, если водитель предоставил недостоверные сведения не только по электронным полисам ОСАГО, но и по бумажным договорам, что повлекло необоснованное уменьшение премии, страховщик получает право регрессного требования. Это означает, что страховщик возместит вред пострадавшему, но после этого взыщет размер убытка с виновника ДТП.

Изменение в ОСАГО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *