Отходы закон

Новый СанПиН, по разъяснению Роспотребнадзора, отвечает требованиям современной системы обращения с ТКО и учитывают целый ряд особенностей развивающейся отрасли, включая условия раздельного сбора ТКО.

В новом документе дополнен раздел, регламентирующий расположение контейнерных площадок от жилых домов, школ и детских садов. Минимальное и максимальное расстояние осталось прежним: 20 и 100 метров, но теперь в условиях стесненной городской застройки Роспотребнадзором минимальное расстояние может быть изменено. Отдельно в новом СанПиНе обозначено минимально возможное расстояние от площадок до учреждений здравоохранения – 25 метров.

Согласно новым требованиям контейнерные площадки не только должны быть огорожены и иметь твердое бетонированное покрытие, но и сами мусоросборники должны быть закрыты, находиться в исправном состоянии.

Территории контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов после погрузки ТКО в мусоровоз, а также, в случае загрязнения, — прилегающая к месту погрузки территория, должны быть очищены хозяйствующим субъектом от отходов.

Новыми правилами увеличено максимальное количество контейнеров от 5 до 10, включая сборники для раздельного накопления ТКО, которые могут находиться на площадке. Кроме того, там могут находиться до 2 бункеров для крупногабаритных отходов. Вывозить крупногабаритные отходы, согласно новому СанПиНу, следует не реже одного раза в неделю.

Согласно СанПиН не допускается загнивание и разложение мусора в контейнерах, поэтому строго регламентирована периодичность вывоза. В холодное время (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) вывоз мусора осуществляется не реже, одного раза в трое суток. В теплый период (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) мусоровозы должны вывозить ТКО ежедневно.

Кроме того, из нового СанПиНа убрано требование вывозить отходы с 7 до 23 часов. С учетом объема образуемого мусора и потока автотранспорта в крупных городах его приходится вывозить и ночью.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения влечет предупреждение или наложение административного штрафа (ст. 6.3 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей;

  • на индивидуальных предпринимателей — от 500 до 1 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Источник: Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин

Поправки в законодательство уточняют вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду. Ее вносят предприятия-загрязнители, 95% таких платежей поступают в региональные и местные бюджеты. Вырученные с экологического сбора средства станут целевыми и будут направлять на утилизацию отходов.

Поправка, запрещающая сжигать отходы, если из них предварительно не были извлечены все полезные фракции, была принята во втором чтении. Документ расширяет понятие «утилизация отходов», включает туда энергетическую утилизацию (использование твердых коммунальных отходов) в качестве возобновляемого источника энергии.

Как отмечал ранее Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов Бурматов
Владимир Владимирович Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0190 (Металлургический – Челябинская область) , депутаты будут настаивать на реализации дополнительных норм, направленных на повсеместное внедрение раздельного сбора мусора и технологий глубокой переработки отходов и замкнутого цикла. Эти нормы вошли в постановление ГД, которое было рассмотрено в рамках третьего чтения инициативы.

Важная новелла закона — введение обязательной экологической экспертизы объектов мусоросжигания. «Это важно, потому что социальные протесты, которые идут в регионах, связаны с тем, что люди не понимают, по какой технологии будут построены мусоросжигательные заводы. Система экологической экспертизы нужна, чтобы объяснить людям, будут ли какие‑то последствия. Если да – то какие, если нет – то почему», — пояснял парламентарий.

В России немногие жители на самом деле относятся к своему окружению (городу, деревне, стране) как к собственному дому. Об этом свидетельствует выбрасывание мусора «мимо урн», в окно автомобиля, из окна дома и, в целом, на улицу. Это приводит к замусориванию и не всегда легко добиться справедливого наказания за нарушение закона.

В России штраф за выброс мусора предусматривается статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях. Речь идет о «несоблюдении экологических требований». Нарушение приведет к штрафу в размере 1-2 тысяч рублей для физлиц, 10-30 тысяч рублей для должностных лиц. Для тех, кто занимается бизнесом без юрлица – 30-50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток. На юрлиц распространяется штраф в размере 100-250 тысяч рублей. Здесь также могут постановить приостановить деятельность на 90 суток.

Сумма штрафа зависит от тяжести совершенного нарушения. Кроме того, есть и другие статьи, по которым могут оштрафовать нарушителя. Например, для тех, кто выбрасывает мусор из авто сумма штрафа будет варьироваться от 300 рублей до 10 тысяч рублей. Рассмотрим несколько примеров.

1. В качестве отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами и подлежащихся раздельному сбору в качестве вторичных материальных ресурсов, в государстве определены следующие виды отходов производства и потребления:

— отходы фото- и киноматериалов, в том числе фотопленка отработанная черно-белая, кинопленка отработанная черно-белая, рентгеновская пленка, отходы фотобумаги, фиксаж;

— отработанные нефтепродукты, подлежащие регенерации, в том числе отработанное компрессорное масло, отработанное вакуумное масло, отработанное электротехническое масло, отработанное трансформаторное масло, отработанное моторное масло, отработанное индустриальное масло, отработанное гидравлическое масло, отработанное турбинное масло, отработанное трансмиссионное масло, отработанные горюче-смазочные материалы, отработанные смазочно-охлаждающие жидкости;

— отходы, содержащие ртуть и ее соединения, в том числе отработанные люминесцентные лампы трубчатые, отработанные ртутные лампы для наружного освещения, отработанные ртутные термометры, бой, брак газосветных ламп; отработанные дуговые ртутные бактерицидные лампы, отработанные люминесцентные лампы с ультрафиолетовым составом, ртуть металлическая;

— отходы полимерных материалов, в том числе полиэтилен высокого давления; полиэтилен низкого давления, полипропилен, поливинилхлорид, АБС-пластики, полистирол, шприцы одноразовые, полиэтилентерефталат (ПЭТ-бутылки), тара полиэтиленовая;

— лом и отходы черных металлов;

— лом и отходы цветных металлов;

— лом и отходы, содержащие драгоценные металлы;

— отходы бумаги и картона (незагрязненные), в том числе макулатура, обрезки бумаги типографской, отходы картона, отходы картона пищевого, упаковочные отходы, прочие бумажные отходы;

— отходы текстильные, в том числе тряпье, отходы производственного текстиля (в том числе незагрязненная списанная спецодежда), отходы кроя швейного производства;

— отработанные резинотехнические изделия, в том числе отработанные автомобильные шины с металлокордом, отработанные автомобильные шины с тканевым кордом, отработанная резина неармированная;

— для предприятий, имеющих производство по выпуску, переработке и использованию резино-технических изделий — отходы микропористой резины, отработанные резинотканевые пластины, брак резинотехнических изделий, отработанная резина армированная, отходы резины вулканизированной, отходы резиновой смеси;

— отработанные элементы питания, в том числе отработанные аккумуляторы, отработанные электролиты аккумуляторных батарей (для предприятий нефтяной отрасли для повторного использования), отработанные пластины аккумуляторных батарей свинцовые, отработанные пластины аккумуляторных батарей никелевые;

— отходы стеклянные, в том числе стеклобой, стеклотара;

— отходы деревообработки, в том числе стружки, опилки (для предприятий, имеющих деревообрабатывающее производство), кусковые отходы древесины.

Принят Государственной Думой 18 декабря 2018 года

Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года

1) дополнить пунктом 21 следующего содержания:

«21. До 1 января 2023 года запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, также не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи.»;

2) дополнить пунктами 5 — 9 следующего содержания:

«5. До 1 января 2022 года субъекты Российской Федерации — города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе не применять положения настоящего Федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации региональными операторами. В указанном случае на территории субъекта Российской Федерации -города федерального значения этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами взимается в составе платы за содержание жилого помещения.

6. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности, вправе на срок, не превышающий одного года, присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора и заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории данного субъекта Российской Федерации, либо с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории другого субъекта Российской Федерации, граничащего с данным субъектом Российской Федерации, а при отказе соответствующего юридического лица от заключения соглашения — с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

7. В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации право, указанное в пункте 6 настоящей статьи, не может быть реализовано, субъект Российской Федерации вправе не применять до 1 января 2020 года в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, где региональный оператор отсутствует, положения настоящего Федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов региональными операторами. В указанном случае на территории субъекта Российской Федерации этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами взимается в составе платы за содержание жилого помещения.

8. До 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее — перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I — IV классов опасности. Деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объектах, включенных в перечень, регулируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для объектов размещения отходов.».

Президент Российской Федерации В. Путин

Отходы закон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *