Научная школа в юриспруденции

Россинская, Е. Р.
1999 Аннотация: О переиздании учебника : В 1999 году опубликован учебник ¨Основы естественнонаучных знаний¨ для юристов по дисциплине ¨Концепции современного естествознания¨ под редакцией д.ю.н. профессора Россинской Е. Р. Учебник получил гриф ¨Рекомендован Советом по правоведению Учебно-методического объединения университетов Российской Федерации¨. Его тираж составил 30 000 экземпляров, которые реализованы. Планируется переиздание данного учебника в соответствии с содержанием государственных образовательных стандартов по специальностям ¨Юриспруденция¨ и ¨Судебная экспертиза¨ с грифами соответствующих УМО и Министерства образования и науки Российской Федерации. В подготовке учебника принимали участие ведущие специалисты в области естественных наук, права, судебной экспертизы. Содержание учебника будет полностью соответствовать требованиям, заложенным в госстандартах по специальности 021100 ¨Юриспруденция¨ и 350600 ¨Судебная экспертиза¨. В целях определения возможного тиража учебника, просим Вас сообщить сведения о количестве экземпляров обновленного издания учебника, необходимых для Вашего ВУЗа. Источник информации:
По данным, представленным организацией ( )

Информация обновлена:01.01.2008

в

ЕСТНИК ра™а ШШ. ^

УНИВЕРСИТЕТА Научные школы в образовательных организациях: ^^^Э

имени O.E. кутафина(мгюА) регламентация и деятельность…

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (на примере Финансового университета при Правительстве Российской Федерации)

Аннотация. Исследуются вопросы регламентации и деятельности научных школ на примере Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Акцентируется внимание на значении научных школ для воспроизводства научного потенциала. Обозначаются вопросы градации, а также признания научных школ через процедуру их регистрации с учетом показателей и численных критериев. Ключевые слова: научные школы, научный потенциал, молодые исследователи, научные исследования, образовательная организация, интеграция науки и образования.

DOI: 10.17803/2311-5998.2016.27.11.043-049

G. F. RUCHKINA

RESEARCH SCHOOLS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS:

THE REGULATION AND ACTIVITIES (IN TERMS OF THE FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENTOF THE RUSSIAN FEDERATION)

Гульнара

Флюровна

РУЧКИНА,

доктор юридических наук, профессор, руководитель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ GRuchkina@fa.ru 109456, Россия, г. Москва, 4-й Вешняковский пр., д. 4

Ш m К

Т □

«О

б Р И Д И Ч

В настоящее время в исследованиях и разработках в нашей стране участвует более 3 600 организаций, в которых работает более 700 тыс. специалистов, более половины из них (370 тыс.) — это исследователи. В Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014—2020 годы отмечается дисбаланс в структуре

НАУКИ

© Г. Ф. Ручкина, 2016

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

™^ЕСТНИК

исследователей с доминированием старшей возрастной группы (59—69 лет), который обусловлен недостаточными масштабами вовлечения талантливой молодежи в научную и научно-образовательную сферу и ее закрепления в ней. Именно научные школы, вовлекая молодых исследователей в научную деятельность, формируют у них творческий подход к решению практических задач предстоящей профессиональной деятельности.

Государственная политика, учитывающая значимость научных школ для воспроизводства научного потенциала, в настоящее время направлена на их поддержку и развитие. За последнее десятилетие почти в четыре раза увеличилось финансирование научной сферы, в результате увеличилась численность молодых исследователей, что улучшило общую возрастную структуру научных кадров. Эти результаты являются важными для обеспечения нормальной сменяемости поколений и преемственности научных школ в отечественной науке.

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»1 отмечается, что потенциал научной школы обеспечивает выполнение фундаментальных научных исследований — экспериментальной и/или теоретической деятельности, направленной на получение новых знаний и прикладных научных исследований, направленных на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспективы науки всегда определялись перспективами развития ведущих научных школ. В современных условиях значение научных школ возрастает и в связи с необходимостью быстрого решения масштабных научных проблем, требующих консолидации усилий ученых, функционирования устойчивых научных коллективов, состоящих из ученых-единомышленников.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (далее — Финуниверситет) прошел путь от института, академии, специализирующихся на подготовке специалистов в финансово-банковской сфере, до крупного научно-образовательного комплекса. В настоящее время в структуру Финунивер-ситета входят 14 вновь созданных учебно-научных департаментов, 15 факультетов в г. Москве и 6 факультетов в филиалах; 10 общеуниверситетских кафедр, 2 кафедры дополнительного профессионального образования, 11 базовых кафедр, созданных совместно с работодателями, 1 академическая научно-исследовательская кафедра и 72 кафедры в филиалах; 8 институтов: Институт заочного и открытого образования, Институт проектов развития, Институт сокращенных программ, 4 института дополнительного профессионального образования, 1 научный институт; 2 высшие школы; 2 научных центра; 2 колледжа. Филиальная сеть насчитывает 28 филиалов (14 филиалов, реализующих программы высшего образования; 4 филиала, реализующих программы высшего и среднего профессионального образования; 10 филиалов, реализующих программы среднего профессионального образования).

В Финуниверситете приказом от 14 июля 2013 г. № 1274/о было утверждено положение «О научных школах Финансового университета» (далее — Положение), в котором предусмотрена в том числе их регистрация. Утверждению Положения предшествовали длительные и бурные дискуссии на заседании Совета

1 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

в

ЕСТНИК Нучкина Гсо- б /iE

уиивсотитстА Научные школы в образовательных организациях: ^^^^

имени o.e. кутафина (мгюа) регламентация и деятельность…

по научной деятельности. Совет по научной деятельности Финуниверситета был создан в 2012 г. с целью формирования научной политики на перспективу, определения мер по развитию научной деятельности и научных школ, перспективных направлений научных исследований и экспертно-аналитической работы, выработки рекомендаций по организации научной деятельности, интеграции ее в образовательный процесс.

Основными вопросами, вызвавшими столкновение мнений на Совете по научной деятельности, были:

— что понимать под научной школой;

— каковы принципы формирования научной школы;

— количественные и качественные показатели соответствия научной школе;

— кто может считаться руководителем научной школы;

— сколько должно быть научных школ в Финуниверситете и т.д.

Дискуссии эти, безусловно, носили объективный характер, так как в теории

науки понятие «научная школа» многозначно и имеет различные смысловые оттенки. При существующем различии мнений единство прослеживалось в одном: в необходимости динамичного движения в направлении дальнейшего развития и эффективного функционирования научных школ Финуниверситета. Тем более что научные школы не создаются одномоментно, это уже сложившиеся научные сообщества, прошедшие долгий путь становления. Было поддержано понимание научной школы как сложившегося коллектива исследователей Финуниверситета различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью.

Такой коллектив должен осуществлять подготовку научных кадров, иметь в своем составе руководителя, а также молодых (до 35 лет) исследователей.

Целью деятельности научных школ является создание нового научного знания, актуального для теории и практики, и на этой основе — развитие научного потенциала Финуниверситета, обеспечение преемственности поколений в научном сообществе, обеспечение интеграции науки и образования.

Представляется, что объединение исследователей именно по научным направлениям, входящим в сферу их научных интересов, приносит больший научный эффект. И вполне понятно, что не каждый научный коллектив может претендовать на звание научной школы.

Научные школы могут иметь различную градацию. Интересен, например, опыт градации научных школ и присвоение им квалификации «Признанные научные школы», «Известные научные школы», «Развивающиеся научные школы», «Формирующиеся научные школы». В МГУ имени М.В.Ломоносова родоначальником первой научной школы в русской юриспруденции является С. Е. Десниц-кий, школа «социологической» юриспруденции связана с именем С. А. Муромцева, а наиболее яркий представитель историко-сравнительного направления в юриспруденции — М. М. Ковалевский. Современные основные научные направления, научные школы и коллективы сформированы по факультетам и институтам. Например, юридический факультет представлен широкой научной школой, научным направлением «юридические науки» с указанием ведущих ученых в данной области, таких как: М. К. Треушников, Ю. М. Ткаческий, С. А. Авакьян,

П

* к Н к

НАУКИ Ъ

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Н. П. Яблоков, М. Н. Марченко, К. Ф. Гуценко, В. Я. Колдин, Е. А. Суханов, А. К. Го-личенков2.

В Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) сформированы научные школы по основным научным направлениям, например научная школа «Теория рыночной экономики и инвестиций», в состав которой входят ведущие ученые в данной области, такие как Л. Э. Слуцкий, А. Н. Шабалин и др., научная школа «Современные проблемы юриспруденции» представлена учеными Н. М. Чепурновой, А. В. Шав-ровым и др.3

Финуниверситет пошел по пути градации научных школ на «ведущие научные школы» и «научные школы». На настоящий момент в Финуниверситете зарегистрирована 1 ведущая и 20 научных школ. Ведущая научная школа «Финансы и экономика в меняющемся мире», возглавляемая ректором М. А. Эскин-даровым, является общеуниверситетской. Иные научные школы могут формироваться на базе структурных подразделений. К числу таких относятся, например, научные школы: «Государственное регулирование предпринимательской деятельности», «Финансово-инвестиционное обеспечение социально-экономического развития территорий», «Ценные бумаги и финансовый инжиниринг», «Финансовая стратегия организаций в условиях рыночной экономики» и др. Именно «ведущая научная школа» может претендовать на гранты Президента РФ согласно Положению о выделении грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и докторов наук и средств для государственной поддержки ведущих научных школ РФ (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 260). Гранты Президента РФ выделяются именно ведущим научным школам. При этом определение понятия «ведущая школа» соответствует определению «научная школа», закрепленном в положении «О научных школах Финансового университета». Однако отличительной особенностью ведущей научной школы является оригинальный исследовательский подход, отличающийся от других, общность научных интересов, определяемых продуктивной программой исследования, постоянный рост квалификации участников и воспитание самостоятельно и критически мыслящих ученых.

Безусловно, главенствующей фигурой научной школы, стержнем является ее лидер (руководитель). Метод научного мышления передается путем устного предания, носителем которого является не мертвое слово, а живой человек. Лидер — это тот, кто обладает всеми необходимыми для научной деятельности качествами, авторитетом и способен сплотить вокруг себя творческий коллектив. Научная школа возглавляется признанным специалистом, как правило доктором наук, имеющим фундаментальные исследования в соответствующей области и получившим признание со стороны научного сообщества. Однако существует и такое мнение, что научная школа должна объединять лишь исследователей, подготовленных одним ученым.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Сайт МГУ имени М.В.Ломоносова. URL: www.msu.ru.

3 URL: mesi.ru.

в

ЕСТНИК н*4™’ Газ- б yt-w

УНИВЕРСИТЕТА Научные школы в образовательных организациях: ^4 7

имени o.e. кутафина (мгюа) регламентация и деятельность…

В Финуниверситете признание научных школ осуществляется через процедуру их регистрации, которая проводится путем представления руководителем непосредственно научной школы и рассмотрения на заседании Совета по научной деятельности документов, закрепленных в Положении (информационная карта научной школы, сведения о кадровом составе, наиболее значимые результаты за последние 5 лет, количественные результаты деятельности научной школы). Совет по научной деятельности представляет рассмотренные и одобренные документы на рассмотрение Ученым советом Финуниверситета. После одобрения Ученым советом научная школа считается признанной. Сведения о научной школе вносятся в реестр научных школ Финансового университета. Исходя из современных требований были установлены критерии показателей научной школы Финуниверситета. Основной проблемой при подаче соответствующих документов является соответствие тем критериям научных школ, которые закреплены в Положении (см. табл. 1).

Заявленная структурным подразделением научная школа считается действующей при условии наличия и документально подтвержденных компонентов:

1) фактическое проведение фундаментальных научных исследований (подтвержденных защищенными докторскими и кандидатскими диссертациями, подтвержденных защищенными отчетами о проведении бюджетных и хоздоговорных НИР) и прикладных научных исследований (подтвержденных отчетами о проведении бюджетных и хоздоговорных НИР);

2) публикация результатов проведенных научных исследований в виде монографий и научных статей, размещенных и цитируемых в рейтинговых изданиях, индексируемых в РИНЦ, Web of Science / Scopus;

3) издание монографий, а также учебников и учебных пособий, в которых нашли отражение положения и идеи вышеназванных научных исследований;

4) использование результатов научных исследований в содержании конкретных учебных дисциплин и для формирования соответствующих компетенций (общекультурных, профессиональных, компетенций профиля), подтвержденных их наличием в рабочих программах учебных дисциплин, программах практик, программах промежуточной и итоговой аттестации;

5) соответствие тематики выпускных квалификационных работ, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов научному направлению школы, а также соответствие ему содержания их научно-исследовательской работы и научно-исследовательской практики;

6) фактическое количество международных и (или) всероссийских научных и (или) научно-практических конференций в течение 5 лет;

7) фактическое количество патентов, полученных на разработки за последние 5 лет (российских, зарубежных);

8) фактическое количество свидетельств о регистрации объекта интеллектуальной собственности, выданных на разработки за последние 5 лет, и др.

Ш m К

Т □

«О

б Р И Д И Ч

п

к к

Н К,

НАУКИ Ъ

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Таблица 1

Показатели ведущей научной школы и научной школы Финансового университета и их численные критерии

№ п/п Наименование показателей Численные критерии

Ведущая научная школа Научная школа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Численность коллектива научной школы не менее 50 не менее 20

2 Численность молодых ученых (без ученой степени — до 30 лет; кандидаты наук — до 35 лет; доктора наук — до 40 лет) не менее 30 % не менее 20 %

3 Срок функционирования научного направления (школы) не менее 15 лет не менее 10 лет

4 Количество защищенных докторских диссертаций за последние 5 лет не менее 10 не менее 3

5 Количество защищенных кандидатских диссертаций (для научной школы — количество защищенных кандидатских диссертаций под руководством ведущих ученых школы) за последние 5 лет не менее 20 не менее 10

6 Участие в грантовых программах за последние 5 лет не менее 15 не менее 5

7 Выполненный среднегодовой объем научно-исследовательских работ за последние 5 лет не менее 15 млн руб. не менее 2,5 млн руб.

8 Число изданных монографий, учебников, учебных пособий не менее 15 не менее 10

9 Среднегодовое количество проведенных научных мероприятий за последние 5 лет не менее 15 не менее 10

10 Публикационная деятельность:

11 Количество публикаций в Web of Science / Scopus в расчете на 100 НПР не менее 1,5 не менее 0,7

12 Количество публикаций в РИНЦ в расчете на 100 НПР не менее 70 не менее 50

13 Количество цитирований в Web of Science/ Scopus в расчете на 100 НПР не менее 0,6 не менее 0,3

14 Количество цитирований в РИНЦ в расчете на 100 НПР не менее 35 не менее 25

15 Объединенный индекс Хирша не менее 30 не менее 10

16 Количество патентов, полученных на разработки за последние 5 лет (российские и зарубежные) не менее 3 по факту

17 Количество свидетельств о регистрации объекта интеллектуальной собственности, выданных за разработки за последние 5 лет не менее 3 по факту

в

ЕСТНИК Ручмит.т.

уиивсотитстА Научные школы в образовательных организациях:

имени o.e. кутафина (мгюа) регламентация и деятельность…

Необходимо отметить, что практически ни одна зарегистрированная научная школа (исключение составляет «ведущая школа» Финуниверситета, у которой соответствующие критерии являются выше, чем у «научной школы») не соответствует представленным критериям в полном объеме. В то же время это обстоятельство нельзя считать отрицательным моментом. Напротив, у руководителей научных школ появилось понимание и осознание необходимости дальнейшего развития по конкретным направлениям. Так, наиболее проблемными являются показатели, связанные с количеством защищенных докторских диссертаций, объемом выполненных научно-исследовательских работ, количество публикаций в реферируемых иностранных научных журналах, количество молодых членов научной школы.

Думается, что важнейшей функцией научных школ должна стать забота о научной смене, о воспитании у молодого поколения исследовательского стиля мышления. Начинающие исследователи, примыкая к соответствующей их научным интересам научной школе, определяются с собственным направлением исследования. Именно в рамках научной школы должны формироваться фундаментальные и прикладные темы научно-исследовательских работ, осуществляться экспертно-аналитическая деятельность. В этой связи представляется важной и социально значимой роль образовательных организаций, обусловленная, во-первых, подготовкой высококвалифицированных кадров, будущих исследователей, способных вести научные исследования и разработки на современном уровне, а во-вторых, обеспечением непрерывности и преемственности исследований, поддержания и развития научных школ.

Научная школа в юриспруденции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *