Музыкант на улице

В одном конце улицы компания рокеров распевает песни Цоя, через несколько метров пожилой мужчина играет на весьма экзотическом инструменте, а еще чуть дальше скрипачка исполняет классику так, что ничуть не уступает выпускникам престижных консерваторий (вполне вероятно, что она принадлежит к их числу). Центральные улицы Москвы и других мегаполисов немыслимы без уличных музыкантов, и, к счастью, «бродячие артисты» не остались в прошлом. Более того, круг талантливых исполнителей продолжает расширяться, и многие из них в последние годы даже приобрели вполне официальный статус.
О том, как живется уличным музыкантам в Москве, почему многие предпочитают выступления на Арбате концертам в клубах и где можно играть легально, не рискуя быть остановленным полицией – узнавала корреспондент «МИР 24».

«В меня бутылками кидали, говорили: «Уйди!»

Старый Арбат – настоящая Мекка для артистов самых разных жанров. Здесь музыка не смолкает никогда. Иногда ты просто проходишь мимо, кому-то кидаешь пару монет в кофр, а некоторые люди играют и поют так проникновенно, что ты невольно останавливаешься и слушаешь с замиранием.
Ксюша Курилко – одна из тех певиц, которые без труда собирают вокруг себя толпу. Девушке всего 23 года, но на Арбате она поет уже почти семь лет. В 17 Ксюша ушла из дома, чтобы жить самостоятельно, и начала подрабатывать пением и игрой на гитаре. Девушка признается: когда впервые пришла на Арбат, знала всего четыре аккорда. Но страсть к музыке пересилила страх.

«Сначала, конечно, был страх, потому что тогда я, по сути, абсолютно не умела играть на гитаре и петь. Критики слышала очень много; бывало и такое, что в меня бутылками кидали, говорили: «Уйди!». До 17 лет я с музыкой не имела вообще ничего общего. Но, конечно, я ее слушала, и меня всегда очень манила жизнь музыканта. А когда я взяла гитару и поняла, что что-то у меня все-таки получается, я начала пробовать дальше», – рассказывает Ксюша Курилко.

Фото из личного архива Ксении Курилко

Семья сперва не одобряла такой образ жизни девушки, но позднее, когда Ксюша достигла заметных успехов в музыке и стала этим зарабатывать, родные изменили свое мнение и приняли ее выбор.
Услышав, как она поет, многие будут уверены: Ксюши брала профессиональные уроки вокала. Как ни странно, это не так: девушка – чистой воды самородок.

«Я никогда ни у кого не училась, – признается певица. – Просто я очень много слушала других людей. Одно время я работала официанткой и баристой в разных барах, и последним моим местом работы был очень классный джазово-блюзовый бар «Массолит», где каждый вечер бывает огромное количество музыкантов. Естественно, я слушала их советы. Со временем любую критику я стала воспринимать как уроки и начала пробовать на практике. Плюс, я пыталась дотягивать до любимых исполнителей, пыталась подражать их голосам. И со временем мой голос поднаторел, я научилась сама им «лавировать».

Ксюшу и ребят, которые играют вместе с ней, можно встретить в разных точках Арбата почти каждую неделю. Многие поддерживают ребят материально, но, безусловно, музыка не является для них полноценным источником дохода, а, скорее, помогает реализовать себя и привлечь новых слушателей.

«С одной стороны, бывают дни, когда я за день получаю больше, чем работая официантом. Но такие случаи редки. Тем более, исполнять каверы на Арбате – это, конечно, здорово и весело, но всю жизнь этим зарабатывать я не хочу. У меня есть четко поставленная жизненная цель: стать одной из самых знаменитых певиц. И я не хочу стать ей благодаря каверам. Я хочу, чтобы люди слушали мое собственное творчество», – говорит Ксюша.

Фото из личного архива Ксении Курилко

«В заявлении написала: играла, чтобы купить шаурму»

Многие музыканты не ограничиваются игрой на улицах: людей с гитарами, усилителями и прочей техникой можно часто встретить в метро и электричках. Причем многие из них, как отмечалось выше – выпускники профессиональных музыкальных училищ, консерваторий и т.д., то есть настоящие профессионалы. А некоторые даже сами преподают музыку и пение.
Встреча с Варей Ворончихиной стала, пожалуй, самой неожиданной из всех, что когда-либо случались со мной в транспорте. Красивая девушка, исполнявшая кавер на песню «Zombie» группы The Cranberries, сразу привлекла мое внимание. Мы разговорились, обменялись контактами, а вскоре я узнала, что Варя – преподаватель вокальной школы в Москве.

Музыкой она занимается с раннего детства: впервые вышла на сцену, когда ей было всего пять лет. Варя – не единственный музыкант в семье. Ее мама преподавала в музыкальной школе, где девочка проучилась девять лет.

«Впервые я выступила в электричке, когда мне было 19 лет. Повод был очень банальным – нужны деньги. Я поехала с подругой на Ярославский вокзал, оттуда и начались мои первые «гастроли». В первый раз у меня даже голова закружилась. Было страшно, я очень плохо играла на гитаре, но вытягивала все вокалом. Несмотря на все мои страхи, поездка оказалась удачной, люди меня подбодрили. Некоторые подходили и говорили, что у меня хороший голос. Потом я несколько раз пела в переходе и на улице, но уже не аккомпанировала себе сама, и мне было намного легче с поддержкой», – рассказывает Варя.
Несмотря на то, что сейчас у нее есть постоянная работа в школе, Варя не перестала петь в поездах. Эти мини-концерты помогли ей повысить уровень игры на гитаре и придали уверенности. Кроме того, каждая такая поездка приносит массу положительных эмоций.

«Большинство людей очень хорошо меня принимают и стараются поддержать. Недавно девушка подарила мне четырехлистный клевер. Это был один из самых приятных подарков, я ношу его в заграничном паспорте. Часто люди дают конфетки и всякие вкусности, если у них нет возможности поддержать другими способами. Такие знаки внимания самые приятные, ведь они – от души», – говорит девушка.

Фото из личного архива Варвары Ворончихиной

Варя не скрывает, что пение в поездах является для нее не только полезной практикой, но и серьезным финансовым подспорьем.

«Несомненно, мне было бы очень трудно без такой подработки, – признается девушка. – У меня на работе все очень зависит от сезона. Я преподаю вокал в частной школе, и летом, когда люди уезжают в отпуска, с заработком становится туговато. Недавно у меня была самая финансово удачная поездка. В день, когда я особенно нуждалась в деньгах, мне кинули пять тысяч. Это было самое крупное вознаграждение за все время. Я, честно говоря, не ожидала подобного, хоть и слышала от коллег, что такое бывает. Хочу передать огромное спасибо тому молодому человеку! Приятно, что люди иногда оценивают мои старания так высоко!».

Несмотря на все плюсы и романтику такой жизни, ни для кого не секрет, что игра на улице и в других общественных местах часто оборачивается для музыкантов рядом проблем. Первая из них – это конфликты с полицией. К сожалению, деятельность уличных артистов в России до сих пор четко не регламентирована, поэтому некоторых забирают в отделение, у кого-то даже конфискуют инструменты. К счастью, в последнее время таких случаев становится все меньше.

«Честно говоря, с самой полицией в этом отношении проблем не было, – вспоминает Варя. – Когда мы играли в переходе с приятелями, к нам подходили полицейские и просили уйти. Возможно они были вправе нас задержать, но никогда этого не делали. Однажды нас все-таки задержали. Тогда мы играли и правда в совсем неположенном месте – в переходе, который ведет в метро. Там нужно специальное разрешение. Нас снял на видео какой-то мужчина, привел полицейского. Нас отвели в отдел при метро и сперва хотели отпустить с предупреждением. Но парень, который нас заснял, не успокаивался: он настаивал, чтобы нас, правонарушителей, наказали. Ну что ж, нам оставалось ждать, несмотря на то, что нам нужно было на работу, да и у сотрудников полиции могли быть дела поважнее. Часа полтора мы там точно просидели, насмотрелись на разных чудных людей, немного даже пожалели полицейских. Им приходится заниматься явно не той благородной работой, которую мы представляем. Несколько раз перед нами оправдывались: мол, извините, мы бы вас уже отпустили, но вот тот парень вас снял, так что придется посидеть».
Закончилась эта история хорошо. Ребята хорошо пообщались с полицейскими, показали им видео со своих концертов, и некоторое даже подписались на их группу в социальных сетях.
«В итоге я получила свой первый административный штраф – сто рублей. В заявлении написала, что исполняла песню группы Bullet for My Valentine, чтобы заработать себе на шаурму. Это единственный забавный случай с органами, в остальном мне пока что везет», – смеется девушка.

Фото из личного архива Варвары Ворончихиной

«Жить стало легче, но конкуренция зашкаливает»

Так где же все-таки можно радовать прохожих своим творчеством, а где это запрещено? Об этом я расспросила лидера рок-группы «Акулы», активиста движения в защиту уличных музыкантов Олега Мокрякова.

«В 2014-2016 годах в Москве были две главные «болевые точки»: Никольская и Арбат. На Никольской в 2014 году изобрели (и продолжили в 2015-м) аресты по статье 20.2.2 КоАП (организация массового одновременного пребывания граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка – прим. ред.). На Арбате задерживали и отбирали документы по другой статье – незаконной торговле (статья 171 УК РФ – прим. ред.). Все остальные поводы, которые изобретались еще 10-15 лет назад, а-ля попрошайничество, уровень шума – это все просто фантазии. Статьи за попрошайничество на улице у нас нет, статья за нарушение тишины и покоя граждан действует только с 11 часов вечера», – объясняет музыкант.

Олег и его коллеги запустили большую кампанию в защиту уличных артистов, и она имела успех.

«Нас начали приглашать в разные высокие кабинеты, например, на круглый стол заседания Общественной палаты Москвы, – рассказывает Мокряков. – Результатом этих встреч стал проект по легализации уличных музыкантов в метро – «Музыка в метро». И спустя некоторое время появился еще один проект – «Музыка в городе», который сейчас переименовали в «Уличный артист».
«Музыка в метро» помогла многим артистам, которые теперь могут совершенно легально выступать перед тысячами людей, и ни один полицейский не сделает им замечание.

«В подземке музыканты были запрещены в связи с тем, что в метро действовал прямой запрет на получение какого-то дохода без официального разрешения. Какое-то время в правилах даже запрещалась игра на музыкальных инструментах, но потом это правило убрали. То есть сейчас уличные музыканты, которые прошли отбор, могут играть на специальных площадках на законных основаниях. Я считаю, что для музыки внутри метро достигнут очень серьезный прогресс», – утверждает лидер «Акул».

Фото из личного архива Олега Мокрякова

Конечно, здесь действует своя система отбора, и многие музыканты, которые не смогли пройти кастинг, продолжают выступать нелегально и часто подвергаются штрафам. На улице дела тоже обстоят не так просто.

«На Арбате, как и по всей Москве, есть точки, разрешенные для уличных музыкантов, – объясняет Ксюша Курилко. – Но, к сожалению, их очень мало, музыкантов много, а разрешенных площадок на каждую станцию метро, например, в центре – всего две. Там живая очередь, все на специальном сайте забивают себе место, иногда не успевают. Это очень неудобно».

Олег Мокряков отмечает, что, несмотря на трения музыкантов с полицией, которые до сих пор происходят в некоторых районах Москвы, жить уличным артистам стало гораздо легче. Но и число желающих поиграть на многолюдных площадках и завоевать внимание публики с каждым днем растет.

«Ребят, которые решили себя попробовать в уличной музыке, за последние годы появилось столько, что конкуренция просто зашкаливает. Резко у всех музыкантов снизился доход – не меньше чем в два раза. И теперь мои коллеги соревнуются друг с другом, как бы удивить публику, чтобы зрители остановились именно перед ним», – признается исполнитель.

Но, несмотря на все сложности, музыка продолжает звучать в самых разных уголках столицы, заряжая прохожих хорошим настроением на весь день.

«Вне зависимости от того, выступаешь ты на улице или где-то еще, будь ты музыкант или актер, ты в первую очередь зависишь от людей. Если ты такой музыкант, слушая которого, люди останавливаются, а в помещении на твой концерт никто не приходит, это значит, что есть, куда стремиться. Если ты действительно хороший исполнитель, которого люди знают, слушают, о котором ждут новости, тогда неважно – на улице или в зале, на тебя все равно придут и будут слушать», – уверена Ксюша Курилко.

Варя Ворончихина, которая совмещает игру в электричках с концертами в клубах, также не считает, что игра на улице – это что-то постыдное.

«Нет разницы, где выступать. Я считаю, что любой музыкальный опыт полезен. Хорошо, когда поддерживает и заряжает толпа, но два-три благодарных слушателя – это большая ценность! Люди, которые слушают, возможно и не подозревают, насколько они повышают настрой и помогают развиваться. Я настоятельно рекомендую всем, кто фыркает носом, глядя на людей, которые стараются достичь успеха нестандартными путями, вдохновляться, а не презирать. Я всегда восхищалась людьми, которые идут наперекор общественному мнению и добиваются своих высоких целей», – признается певица.

Новый документ, который должен утвердить порядок согласования и проведения уличных выступлений, был принят за основу в середине сентября. Его появление депутаты объяснили необходимостью содействовать «реализации прав граждан на творческую деятельность» — причем таким образом, чтобы это не мешало окружающим. Поэтому выступления предлагается разрешить только в строго отведенных местах, которые «определяются в соответствии со схемой и размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети интернет». И занять такое место артисты смогут только на основании согласованной заявки, которая будет действовать сроком до шести месяцев. Устанавливаются также число участников, время начала и длительность уличного исполнения «музыкальных, литературных и иных произведений».

«Продолжительность не может составлять более шести часов в день, — указано в тексте законопроекта. — Количество участников уличного выступления должно соответствовать количеству участников, указанному в согласовании, при этом максимальное количество заявленных участников не может превышать десяти человек».

Как поясняют инициаторы законопроекта, основная цель их предложения — ввести соответствующую деятельность в правовое поле, обеспечить артистам защиту закона. В сентябре в социальных сетях появились многочисленные сообщения о задержаниях музыкантов, конфискации инструментов, наложенных штрафах. Чаще всего в протоколах об административных нарушениях фигурировали статьи 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка» и 19.1 «Самоуправство».

— Такое уже было в Средние века, — отмечает художественный руководитель уличного «Театра имени которого нельзя называть» Дмитрий Казенис. — Когда стали брать налог со всех, кто торгует и выступает на ярмарках, появились артисты на ходулях и такое явление, как «человек-оркестр». Они не стояли на месте, перемещались, то есть с них нельзя было взять плату за землю. Закон нужен хотя бы потому, чтобы можно было обосновать, что можно и чего нельзя.

— Сейчас мы никак не защищены, поэтому любой закон — это лучше, чем ничего, — считает и уличный музыкант Евгений. — Если он даст людям возможность выступать легально, это хорошо. Другое дело, что выдача разрешений может быть поставлена в зависимость от одного человека, и это плохо.

Вторая причина — многочисленные просьбы граждан. Чаще всего на музыкантов жалуются жители окрестных домов, которым мешает шум, или прохожие, раздраженные скоплением народа на тротуаре. И хотя в большинстве своем горожане относятся к музыке на улицах положительно, считают это явление «составной частью петербургской атмосферы», но есть и другие мнения.

— Ни разу не «атмосферно» слышать в отвратительном качестве звука и исполнения бесконечный перепев одних и тех же ворованных композиций, — написал в одной из соцсетей пользователь с ником Странник. — Город превратили в акустическую помойку.

Самая спорная идея депутатов — лицензирование деятельности уличных музыкантов и возможность их регистрации в качестве самозанятых. От лицензирования недалеко до цензуры, а специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» установлен федеральным законом пока только в качестве эксперимента, то есть отработаны не все нюансы.

— Если для включения нового режима будет достаточно регистрации в специальном приложении («Мой налог». — Прим. ред.), сделать это несложно, — рассуждает Максим, который вместе с другом иногда играет на Сенной площади. — Но вот как будет рассчитываться сумма налога, если нам в шапку кидают кеш, непонятно.

Кто-то из уличных артистов выступает для души, кто-то рассматривает эту деятельность как бизнес, как источник дохода. Отсюда разница в отношении к новому законопроекту. Поэтому обсуждать его плюсы и минусы парламентарии хотят с привлечением широкой общественности и самих музыкантов. А поскольку в Петербурге ужесточаются противоэпидемические ограничения, то «о втором чтении говорить пока преждевременно», заявили корреспонденту «РГ» в парламентском комитете по законодательству.

Кто играет на улицах российских, европейских и американских городов? Какие у уличных музыкантов отношения с властями и публикой? Сколько они зарабатывают и почему не готовы променять свободу на уют студий и четкие контрактные обязательства? Мы поговорили с музыкантами, которые регулярно выступают на улице или активно занимались этим в прошлом.

Беседовала: Кристина Сарханянц

Сергей Садов

Сергей Садов — легенда Арбата. Сейчас композитора и создателя авторского струнного инструмента садора можно часто встретить на площадках проекта «Музыка в метро».

Сергей Садов. Фото: Г. Курушин

«Уличная культура — все еще культура андеграунда, и ее философия заключается в том, что музыкант не ищет продюсера, работает исключительно на себя, занимается тем, что ему нравится, и реализует свои проекты только через собственные силы и ресурсы. Это альтернативный путь, не самый типичный.

Я играю на улице примерно с 1975 года и в России, и за границей. Главное отличие российской публики от иностранной заключается в том, что наши люди постоянно напряжены. Задача музыканта — их расслабить, дать слушателям возможность как-то отвлечься от своей повседневной жизни, проблем. Но ты не всегда попадаешь в настроение со своей музыкой и вайбом. Бывает, что публика хлопает, а иногда и ногами топает. Встречаются и откровенно некультурные люди, которые хамят, цепляются, лезут с кулаками. Нетрезвые, опять же, могут пристать, куда без этого. Не совру, если скажу, что условную «Мурку» просят сыграть буквально каждый день.

Но это все-таки не главная проблема уличного музыканта в России. Главная трудность — отсутствие у нас законодательной базы, статуса уличного музыканта и прописанных правил, прав и обязанностей: где я могу играть, в какое время, что могу делать, можно ли использовать усиление звука и так далее. В обмен на то, что я подписываюсь играть в определенных местах и по определенным правилам, власти должны обеспечить мне защиту, возможность спокойно работать, чтобы ко мне не приставали ни гопники, ни полицейские, ни владельцы близлежащих кафе и магазинов. В Европе такие инициативы есть в каждом городе: ты приходишь в местную мэрию или департамент культуры, платишь взнос (копейки, ей-богу) и работаешь.

Вот «Музыка в метро» — прекрасная инициатива, созданная как раз по примеру английской, кажется, программы. Замечательный проект, но, к сожалению, для уличных музыкантов он пока бесполезен: в подземке играешь спокойно, все хорошо, а выходишь наверх— и все то же самое, что и 20–30 лет назад. Уличные музыканты по-прежнему социально и психологически не защищены, попасть под раздачу проще простого, а обратиться за помощью не к кому.

С другой стороны, я вольный стрелок. Ни от кого не завишу, могу делать что хочу и когда хочу, и никто не заставит меня ехать куда-то выступать или играть какой-то определенный репертуар. Работаю в среднем по 4–6 часов, при этом ни в чем себя в жизни не ограничиваю: выступления меня и кормят, и позволяют путешествовать. У меня есть жилье, своя машина. Что еще нужно человеку? Или, скажем, недавно меня позвали выступить в Чехии, я купил билеты и полетел, могу себе позволить и такое.

Публике чаще интересна даже не музыка, а система мышления. Когда бегущий куда-то москвич внезапно видит другого человека, который живет совершенно иначе и при этом счастлив, в прохожем что-то замыкает. Он останавливается и начинает тебя расспрашивать, пытаясь понять, как это так. Наши люди живут не настоящим, а прошлым (понабрал кредитов) или будущим (как эти кредиты отдать). Через музыку человек пусть и на десять минут, но попадает в «здесь и сейчас», получает какой-то совершенно новый опыт.

В выступлениях на улице есть, на мой взгляд, один важный момент: это в первую очередь возможность взять ответственность за свою жизнь самому. Сложность ведь не в том, чтобы выйти и сыграть, а в том, чтобы на час-два начать отвечать за себя исключительно самостоятельно. Чего ты стоишь? Что собой представляешь? Люди боятся ответов на эти вопросы. Каждый сезон на улицу приходят тысячи. Остаются единицы».

Следить за Сергеем Садовым во «ВКонтакте»

Роки Леон

Австрийский человек-оркестр, играющий в венском метро и на улице. Роки Леон исполняет свои и чужие песни с помощью гитары и луп-станции. DIY-видео музыканта на песню «Quit Your Whining» в начале 2010-х стало вирусным, на сегодняшний день его посмотрели больше 1,6 миллиона раз.

Роки Леон. Фото: Nachtfrost Photography/Rocky Leon FB

«Когда я только начинал играть в разных городах Европы в 2010-х, то так называемым официальным спотам (местам, где играть разрешено), предпочитал те, которые находил сам. Да, играть в одобренных властями локациях проще, но там обычно выше конкуренция, нужно буквально драться за место с другими артистами. Из-за этого заработок, как правило, оказывался минимальным. Я же обычно уходил на соседние людные улицы и площади, где не было других музыкантов, а как видел полицию — убегал.

В Штатах с местами для выступлений сложнее: города устроены иначе, чем в Европе: все придумано и сделано для автомобилистов, а старого города с пешеходными зонами и туристическими кварталами зачастую просто нет. Поэтому в Америке без усилителя никуда, но когда ты путешествуешь налегке и в основном автостопом, таскать с собой комбик — так себе идея. Я нашел такой выход: играл прямо у выходов из торговых центров и в других местах подальше от трассы, пока меня не прогоняла охрана.

У себя дома, в Вене, мне тоже до недавнего времени было сложно: использовать усиление звука на улице запрещали, даже если у тебя было официальное разрешение на выступление. К счастью, в 2017 году власти разрешили уличным музыкантам использовать комбики на станциях метро, так что теперь я могу играть в подземке, не переживая и не высматривая полицейских.

Вообще, главное в игре на улице — и это вам скажет любой уличный музыкант — обмен энергией со слушателями, когда ты играешь и не думаешь ни о чем, а люди останавливаются, на минуту-другую забывают о своих делах, суете, бесконечной бомбардировке информацией и рекламой со всех сторон… Ради этого я и выхожу на улицу, чтобы устроить праздник. Обычно начинаю играть какую-то известную и популярную песню, чтобы привлечь внимание публики, а потом перехожу к собственному материалу. Веселые и грустные песни играю поочередно, чтобы не дать слушателям заскучать.

Что касается заработка, то мне хватает. В любом случае это лучше, чем сутками сидеть в офисе. Не думаю, что смог бы ходить на обычную работу: слишком уж долго живу сам по себе и делаю только то, что мне нравится. Недавно, кстати, задумался, что бы я делал, если бы не смог больше играть. И знаете, наверное, я уехал бы куда-нибудь в лес, поселился бы в минивэне и все такое… К счастью, меня не пугает перспектива кочевой жизни: в детстве я переезжал с места на место около 13 раз. Я ценю то, что у меня есть, и всегда помню, что завтра этого может не быть.

Музыкантам, которые хотят попробовать себя на улице, могу дать только один совет: сосредоточьтесь на музыке и улыбайтесь. Если людям нравится, но они не кидают вам деньги, помните, что часто прохожие зациклены на своих проблемах и так погружены в рутину, что просто не понимают, как поблагодарить вас за подаренное им хорошее настроение. Ну или, может, у них нет денег. В общем, не расстраивайтесь и концентрируйтесь на энергии: чем меньше вы думаете о заработке, тем больше монет окажется у вас в шляпе или в кофре в конце дня».

Следить за Роки Леоном во «ВКонтакте» и фейсбуке

Иван Черепанов, iStreet band

Петербургская кавер-группа, исполняющая рок-хиты.

Иван Черепанов. Фото: Виктория Белая/ISTREETBAND VK

«Игра на улице — это всегда сложности. Вечные проблемы со звуком, с пьяницами, погодой. Где бы ты ни играл, за редким исключением всегда встретишь эти три проблемы. Впрочем, несмотря на все трудности, получать моральную и финансовую поддержку от прохожих все равно удается.

Заработок всегда разный: может быть и 200 рублей, и 60 000 за вечер на всю группу, — как повезет. Бывает, полиция просит не выступать, забирает в отдел, пишет протоколы. Раньше это встречалось очень часто, но в последнее время стражи порядка лютуют реже, в основном когда происходит что-то очень массовое и мы можем помешать работе властей.

Многие музыканты для привлечения внимания используют различные ноу-хау, но это не наш случай, нам это не нужно, мы просто играем музыку. Если публика хорошо реагирует и отзывается, то в новшествах нет смысла.

Мы играем в основном рок — ничто не мешает бабулям иногда поплясать под, к примеру, «Smells Like Teen Spirit». Честно: нам пришлось специально выучить несколько песен группы «Кино», потому что люди их знают. Я люблю и уважаю эту группу, но исполнять хиты Цоя не было особого желания, всегда хотелось играть то, что требует более высоких исполнительских навыков и дает развитие. Вообще, мы играем в основном только то, что нравится и прет лично нас, так как вкусы и настроение у всех слушателей разные».

Следить за iStreet band во «ВКонтакте»

Эсбен Кноблаух, вокалист и гитарист датской группы Brothers Moving

Уличная группа из пригорода Копенгагена более 10 лет выступает в Европе и в США. «Братьев» можно увидеть как посреди оживленной площади, так и в клубах. Последние три года команда регулярно приезжает в Россию.

Brothers Moving. Фото: BROTHERS MOVING VK

«Мы впервые выступили как группа на Юнион-сквер в Нью-Йорке в 2008 году и с тех пор исколесили кучу городов Америки. Играли и на улицах, и в клубах, но на улице веселее: тут ведь никогда не знаешь, что произойдет в следующую секунду, люди реагируют совершенно непредсказуемо.

К сожалению, в России мы не так много играли на улицах, один раз только выступили в метро, кажется, на «Китай-городе», это было круто! Не скажу, впрочем, что этот опыт кардинально отличался от выступлений в Штатах, но повторюсь, у вас мы практически не играли на улицах. Единственное, мне показалось, что в России на уличных музыкантов чаще собираются местные, а в США ты практически всегда играешь для туристов.

Что касается взаимодействия с властями и полицией, то в США копы в последнее время конкретно напрягают как музыкантов, так и вообще любого художника, выходящего на улицу. А вот в России с этим, кажется, проще, по крайней мере инициатива «Музыка в метро» дает музыкантам возможность играть абсолютно официально. Таких проектов должно быть как можно больше, чтобы уличные музыканты чувствовали себя не попрошайками, а частью сцены.

И все же главный враг уличного музыканта — это, конечно, погода. Дождь и снег могут свести к нулю все ваши усилия. Еще порой сложно найти хорошую точку для выступления: все лучшие споты обычно заняты с раннего утра, музыкантов много, а мест с большой проходимостью в каждом городе единицы.

Ну а главный плюс — это абсолютно ни с чем не сравнимый опыт. Когда играешь на улице, получаешь реакцию на свои песни сразу же, и она искренняя! Выступления на площадях и в метро—отличная школа для любого музыканта еще и потому, что такие концерты усмиряют амбиции.

Про заработок скажу банальность: кто-то не зарабатывает ничего, а кто-то может позволить себе жить с уличных выступлений. Все зависит от таланта, способности завести публику и от каких-то случайных вещей: места, времени, репертуара, удачи. К тому же у каждого свое понимание достатка. На улице ты быстро учишься, вскоре понимаешь, что работает, а что нет. Я, к примеру, пытаюсь сразу установить контакт с публикой, как-то общаться с людьми. Это помогает уловить их настрой, создать энергию.

Если выходишь играть на улицу, важно в любой ситуации оставаться самим собой и не бояться показать слушателю настоящего себя. Контакт, коммуникация между артистом и публикой — это главное для уличного музыканта. Вам и вашей музыке должны верить».

Следить за Brothers Moving во «ВКонтакте» и фейсбуке

Анна «Умка» Герасимова

Андеграундная певица и автор песен, начинавшая с выступлений на московских улицах в конце 1980-х. Сегодня Умка может сыграть на Арбате или на одном из столичных бульваров скорее в качестве гостя, присоединившись на песню-другую к молодым музыкантам.

Анна «Умка» Герасимова. Фото: umka.ru

«К сожалению, в последнее время я не имею никакого отношения к деятельности уличного музыканта. А зря: с удовольствием попробовала бы себя в этой роли в новых обстоятельствах, с усилением и официальным разрешением, ведь, насколько я понимаю, уличная музыка теперь в каком-то виде легализована и даже проходит некоторый отбор.

Увы, далеко не все, что я слышу на улицах, меня устраивает. Более того, многое раздражает, и лучше бы музыкантам запретили звучать с такой громкостью: без усиления было бы сразу понятно, кто чего стоит. Когда мы играли на Арбате в конце 1990-х, то на меня без всякого усиления собиралась толпа, которая перегораживала всю улицу. Кончалось это обычно тем, что нас забирали в отделение милиции и держали очень долго, видимо, намекая на некоторый калым, который я платить, конечно, не собиралась. Не знаю, платят ли что-то нынешние уличные музыканты за свои места под солнцем, но что так их не щемят, это точно. По некоторым красивым пешеходкам не пройти — поют и играют, хотя зачастую из рук вон плохо.

Вообще, работа уличного музыканта тяжелая—и физически, и особенно морально: вместо того чтобы смотреть слушателям в лицо, привыкаешь смотреть им в карман, а это неправильно. Но вот само это ощущение: «Сейчас как выйду, ка-а-а-к бабахну, и все сразу всё поймут!» — его ни с чем не спутаешь и ничем не заменишь. На концерте имеешь дело со своей родной публикой, а тут много чужих, и всегда интересно: сумеешь ли ты их зацепить? Так что если кто-то из практикующих уличных музыкантов порой приглашает меня на пару песен, я всегда с радостью соглашаюсь».

Фил Волокитин («Kerosene» Ostheim Elchhorn)

Петербургский музыкант-экспериментатор с более чем 20-летним стажем, основатель десятков шумовых проектов. Последние несколько лет живет в Германии, играет на саксофоне на улицах.

Фил Волокитин. Фото: Kerosene Ostheim Eichhorn FB

«Я играю только в Германии, а город выбираю по настроению, но в основном выступаю в Любеке, на улицах которого и живу. Главное, о чем нужно помнить, выходя на улицу: любой город — живой. Вот в Любеке полицейские приносят мне кофе с булочками с утра и просят забрать еду из холодильника вечером. Бургомистр часто передает привет.

Я альт-саксофонист, и мой репертуар — свободная импровизация на тему черных джазовых стандартов. Если кто-то не хочет это слушать, то просто проходит мимо — кроме этого я ничего не играю.

Обычно я стараюсь держаться подальше от туристического центра. Чтобы играть в районе ратуши, иногда требуется разрешение. Поэтому я играю в основном на набережных, и, соответственно, у меня нет проблем и мне не нужно специальное разрешение. С русскими стараюсь не общаться вообще, говорю им, что я эстонец.

Зарабатываю в среднем двадцать евро в день. Играю при этом от четырех до восьми часов, а в субботу вечером чуть больше. Но это если не идет дождь, потому что во время непогоды ты ничего не зарабатываешь. Это основная сложность. В остальное время можно спокойно жить и спать на улице, пить вино и ничего не делать, кроме постоянной практики в игре».

Канал Фила Волокитина на YouTube

ТАЛЛИНН, 18 июл — Sputnik, Денис Пастухов. Оказалось, что для выступлений музыкантов на улочках Старого Таллинна нужно специальное разрешение, которое часто ими игнорируется, музыкальной мафии в столице нет, а игра на улице – больше состояние души, нежели получение финансовой прибыли.

Путешествие Sputnik Эстония началось от обновленного рынка Балтийского вокзала, и в подземном переходе по пути в Старый город сразу же нашлась «первая жертва» – Роман. «Играю я на ханге – это музыкальный инструмент, изобретенный в Швейцарии, научился сам. Есть много его аналогов, я купил свой экземпляр в России и очень доволен», — сообщил он.

© Sputnik / Денис Пастухов Roman

По словам Романа, для музицирования в Старом городе нужно получить разрешение от городской управы Кесклинн. «Но в подземных переходах у меня проблем никогда не возникало, хотя такой бумаги и нет. Бываю и в российских городах: в Москве в метро вроде как проблематично засесть, а вот на Арбате я играл. Если говорить о доходности моей деятельности, то это больше хобби, но иногда получается и приработок. Например, в прошлом году неплохо пошло, в этом — совсем слабо», — добавил Роман.

© Sputnik / Андрей Петров

Нет, по заверению игрока на ханге, ни взаимных противоречий между музыкантами, ни какой-либо мафии, контролирующей их выступления и заработки, — все очень цивилизованно.

Второй хангист «обнаружился» возле скульптуры косули на улице Нунне. Ивар – так звали молодого человека – заявил Sputnik Эстония, что стоимость ханга обычно находится в пределах тысячи евро (хотя отдельные образцы могут стоить до семи тысяч евро) и этот инструмент является европейской модификацией карибского стального барабана: «Тот, на котором я сейчас играю, мною лишь арендован и еще не выкуплен – в Таллинне есть мастерская по изготовлению подобных музыкальных инструментов».

© Sputnik / Денис Пастухов Ivar

Уличная музыка, по словам Ивара, уже на протяжении пяти лет является его призванием и приносит удовлетворение, благодарность слушателей, новых друзей и многое другое, в том числе и небольшие финансы.

Разрешение на уличное музицирование в столице Эстонии

«Разрешение на игру в Старом Таллинне получить легко. Это не Лондон, где приходится ждать год или даже два, тут все намного проще. Я не получаю разрешение по принципиальным соображениям, к тому же на основные улицы, где музыканты и хотят выступать, его не выдают», — поведал Ивар.

© Sputnik

И добавил, что с муниципальной полицией у него сложился своеобразный договор о ненападении: «Чувствуется, что они не хотят каждый день меня прогонять, а я не хочу, чтобы меня прогоняли. И все же уличная культура у нас не так хорошо развита, как в странах, например, Центральной Европы». На вопрос, что делать в холодном городе в зимнее время, Ивар ответил, что нужно путешествовать – ехать туда, где тепло.

Обратившись к интернет-порталу горуправы Кесклинн, можно узнать, что основным требованием к человеку, который хочет получить право на музицирование в Старом городе, является умение играть на том инструменте, которое фигурирует в заявлении. Разрешение выдается на 30 дней и позволяет два часа подряд в день играть на одном месте (максимальное количество разрешенных для игры мест – тоже два). Запрещенным является использование звуковой техники, а также разрешение не выдается на улицу Виру, Ратушную площадь и улицы, которые отходят от Ратушной площади.

Гитарист Александр

По пути на Вышгород был замечен и Александр, в руках которого была гитара. Он получил упомянутое выше разрешение, но сказал, что можно играть и без него: «Только если нажалуются какие-нибудь тетеньки из магазина, что мешаю, и вызовут полицию, то могут быть проблемы. А так, если никому не причиняешь неудобств, то сиди и играй потихоньку, даже если разрешения нет – это ведь не уголовное преступление».

© Sputnik / Денис Пастухов Aleksandr

Александр поведал, что он заполнял заявление на игру именно на акустической гитаре и что нельзя использовать всякие звукоусилители, играть громко – на барабанах, к примеру.

«На улице же Виру, например, любая музыкальная деятельность запрещена, но все равно играют, а полиция периодически прогоняет музыкантов», — заявил гитарист Sputnik Эстония. По словам Александра, многие его друзья любят посидеть в городе и зимой, но он сам делает это только в теплое время года и в хорошую погоду, так как хочет получать удовольствие от своего занятия.

Музыкант на улице

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *