Работа психолога в психоневрологическом интернате

Специфика работы психолога в социальной сфере в условиях реабилитационного центра для иногородних несовершеннолетних

Голованова Елена Ивановна

Организация: ГКУ СРЦ «Алтуфьево»

Населенный пункт: г. Москва

В социально-реабилитационный центр для иногородних несовершеннолетних поступают дети и подростки в возрасте от 3 до 17 лет. Причины поступления несовершеннолетних разнообразны. Самая распространенная из них, выявление сотрудниками полиции ребенка на территории г. Москвы, как безнадзорного. Попадая в условия реабилитационного центра детям на протяжении всего периода пребывания оказываются комплексные социально-реабилитационные услуги. Одна из таких услуг — психологическая реабилитация несовершеннолетнего.

Основные цели психолога в социальной сфере по оказанию услуг несовершеннолетним: а) адаптация несовершеннолетних к условиям центра, б) оказание психологической помощи актуальной для несовершеннолетнего, в) формирование мотивации к процессу обучения, г) коррекция детско-родительских отношений, д) актуализация психологических ресурсов для дальнейшего личностного развития, восстановление нарушенного процесса социализации.

Основным приоритетом работы психолога в социальной сфере является защита интересов ребенка при решении всех вопросов, связанных с его нынешней жизнедеятельностью и последующей адаптацией, реабилитацией и дальнейшим устройством.

Алгоритм работы психолога в социальной сфере по оказанию услуг несовершеннолетним:

1. Первичная психологическая диагностика.

Выявление актуального психологического состояния несовершеннолетнего, применение профессиональных диагностических тестов и методик для определения имеющихся трудностей с целью планирования дальнейшей психокоррекционной работы.

Диагностический инструментарий подбирается индивидуально для каждого ребенка, согласно возрасту и психологическому запросу, т.е. причине согласно которой он оказался в г. Москве без сопровождения взрослых и как следствие в реабилитационном центре.

Например, если мы говорим о подростке, который ушел из дома по причине ссор с родителями, актуальной будет подбор методик для диагностики детско-родительских отношений. Если речь идет о ребенке дошкольного возраста, которого бросили или потеряли родители, актуальной будет диагностика эмоционального состояния (детские страхи, стрессовое состояние, уровень тревожности и т.д.).

2. Результаты полученного диагностического исследования позволяют разработать индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего.

Индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего представляет собой документ, включающий в себя реализацию комплексной работы разных специалистов по конкретному ребенку или подростку: психолог в социальной сфере, специалист по социальной работе, медицинский работник, специалист по реабилитационной работе. Реабилитационная работа психолога в социальной сфере отражает деятельность согласно трём основным блокам: психологическое сопровождение в период адаптации, социально-психологическая диагностика несовершеннолетнего, социально-психологическая реабилитация несовершеннолетнего. В каждом блоке психологом в социальной сфере указываются причины трудной жизненной ситуации (причины и условия), необходимые для проведения мероприятия (перечень занятий планируемый психологом для проведения), сроки реализации и ожидаемый результат. Согласно индивидуальной программе реабилитации несовершеннолетнего проводится дальнейшая коррекционная работа.

3. Индивидуальные консультации с воспитанниками центра, чаще проводятся с детьми подросткового возраста. Психолог в социальной сфере консультирует несовершеннолетних по имеющимся проблемам. Специалист данной области помогает устранить сомнения по имеющимся трудностям, утвердиться в правильной позиции, прояснить ситуацию недопонимания со сверстниками и взрослыми, помочь посмотреть на проблемную ситуацию с разных точек зрения, оказать консультативную помощь при выборе той или иной профессии.

Психолог в социальной сфере проводит индивидуальное консультирование как родителей детей, проживающих на территории г. Москвы, их законных представителей так и специалистов центра по повышению эффективности воспитательного процесса. Даёт рекомендации.

4. Психологическая коррекция проводится согласно индивидуальной программе реабилитации несовершеннолетнего. Индивидуально-коррекционные занятия проводятся по выявленным на этапе диагностики психологическим трудностям.

5. Групповые формы работы. Психолог в социальной сфере проводит психотренинговые занятия, релаксацию, ролевые игры. Групповая форма работы в условиях реабилитационного центра направлена на снятие психоэмоционального напряжения, психологическую разгрузку. Тренинговые занятия предполагают развитие социального интеллекта, чувствительности, формирование ролевого поведения, снятие коммуникативных барьеров, овладение эффективными приемами межличностного взаимодействия, профилактику отклоняющегося поведения. С детьми дошкольного возраста проводится сказкотерапия.

В своей работе психолог в социальной сфере наиболее часто сталкивается со следующими проблемами детей дошкольного возраста: педагогическая и социальная запущенность, низкий уровень познавательных процессов и мелкой моторики пальцев рук, эмоциональные нарушения, связанные с разрывом привязанности с родителями.

Самыми распространенными проблемами подростков реабилитационного центра являются: нарушения социальной адаптации, самовольные уходы из дома из-за конфликтов с родителями или кого-то из членов семьи, низкая учебная мотивация, низкая самооценка, неуверенность в себе, педагогическая запущенность, неумение выстраивать конструктивные взаимоотношения со сверстниками, низкий уровень волевой регуляции.

  • случаи отказов приёмных родителей от опеки над несовершеннолетним на территории г. Москвы, ребенка, имеющего постоянную регистрацию или прописку в другом регионе. Психолог в социальной сфере прорабатывает негативное эмоциональное состояние, связанное с разрывом привязанности к бывшему опекуну, так же участвует в ситуации, когда ребёнка отдают под опеку, тестирует и консультирует будущих родителей и опекунов, дает рекомендации.

Одним из направлений деятельности психолога в социальной сфере в условиях реабилитационного центра является работа со студентами институтов и колледжей. Студенты проходят практику в реабилитационном центре для иногородних несовершеннолетних. Психолог в социальной сфере является наставником студентов, помогает изучить концепцию работы центра, сформировать выборку детей соответствующей возрастной категории для практики согласно выбранной теме практической работы. Психолог в социальной сфере консультирует студентов об особенностях несовершеннолетних центра и возможности проведения практических занятий в соответствии с выбранной темой для определенной выборки детей, рекомендует более эффективные способы взаимодействия с детьми. Психолог в социальной сфере пишет отзывы на студентов, прошедших практику в центре. Описывает дисциплинированность и ответственность студентов при выполнении практических заданий спецподготовки, оценивает успешность в практических заданиях, полноту и глубину рефлексии психологического анализа проведенной студентами практической части своей работы.

Психолог в социальной сфере проводит с отдельными группами студентов однократно посетившими центр разовые лекции– просвещение. С группами студентов проводятся лекции ознакомительного характера, дается информация об особенностях работы специалистов центра, направлениях реабилитационной работы, согласно целям и задачам проводимой деятельности.

Психолог в социальной сфере выполняет социально значимую работу, необходимую для построения современного толерантного общества. Данная деятельность является необходимой для дальнейшей адаптации и социализации воспитанников и их семей.

Список литературы:

АРТ-терапия.

— выражение эмоций, чувств, связанных с переживаниями своих проблем;

— активный поиск новых форм взаимодействия с миром;

— подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;

— повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире.

Песочная терапия:

— способствует процессу индивидуализации;

— снимает скованность, освобождает творческий потенциал, внутренние чувства;

— развивает воображение, обеспечивает многогранный опыт благодаря множественности символических значений;

— создает мост между бессознательным и сознательным, внутренним и внешним, духовным и физическим, невербальным и вербальным;

— дает клиенту возможность от роли «пострадавшего» перейти к роли «создателя» своей жизни.

Когнитивный тренинг

— увеличение объема памяти;

-улучшение зрительного и пространственного восприятия;

— увеличение темпа деятельности клиента;

-улучшение концентрации и устойчивости внимания;

-повышение адекватности мышления.

Телесно-ориентированная терапия.

— нахождение и снятие собственных мышечных «зажимов»;

-изучение невербальных компонентов общения;

-осознание языка собственного тела;

-осознание языка тела окружающих.

На современном этапе развития социальной ответственности государства перед инвалидами, наиболее актуальным является совершенствование реабилитационных технологий и повышение качества обслуживания инвалидов в стационарных учреждениях.

Сложность контингента клиентов психоневрологического профиля имеет полимодальный характер и заключается в неоднородности половозрастного состава, специфических условиях жизни которые, формируют эффект госпитализации, стихийные (дезадаптированные) формы социализации. При этом, сложный по составу контингент, в связи с периодически меняющимся психическим состоянием, с учетом сезонных факторов, имеющий сочетанные нарушения в психической и соматоневрологической сферах, обусловливающих ограничения способности к ориентации в окружающей действительности, передвижению, самообслуживанию, а также выраженные нарушения в сфере, общения, контроля за своим поведением, обучения и работоспособности, требует не только медицинского и санитарно-гигиенического ухода, но и постоянного психолого-педагогического сопровождения.

Задачи психолога достаточно объемны и направлены на осуществление мероприятий по психологической реабилитации клиентов, основной целью которой, является социализация клиентов за счет максимальной активизации и наиболее оптимального использования их остаточного потенциала.

Структурно деятельность, выполняемая в рамках работы психолога в ПНИ№5, состоит из следующих направлений:

Психодиагностический этап.
Психокоррекционный этап (индивидуальная, групповая работа).
Научно-просветительская деятельность.

Начальный этап реабилитации имплицидно включает в себя психодиагностику, с которой начинается реабилитация клиента. Диагностика имеет значение не только в начале реабилитации, когда планируются и осуществляются реабилитационные мероприятия, но и для отслеживания актуального состояния и обеспечения их социальной безопасности в процессе жизнедеятельности в интернате (например, при необходимости выдачи разрешения о выходе за пределы учреждения, либо в случае изменения психоэмоционального состояния и необходимости экстренной госпитализации в психиатрическую больницу).

Важным аспектом в психодиагностике вновь прибывших клиентов является оценка психического статуса, определение сохранных компонентов психической деятельности (реабилитационного потенциала и адаптационного прогноза) с целью их включения в реабилитационный процесс.

На этапе психодиагностического обследования психолог производит оценку степени выраженности нарушений:

— познавательной сферы (память, внимание, мышление, восприятие), особенностей речи и интеллектуального уровня в целом;

— динамических характеристик психической деятельности и ее продуктивности (подвижность психических процессов, темп психической деятельности, истощаемость);

— эмоционально-волевой сферы (эмоциональную уплощенность, склонность к аффектации, раздражительность, плаксивость, перепады настроения, способность к волевому усилию и т.п.) для выявления ее изменений вследствие заболевания;

— личностной сферы (мотивы, потребности, ценности, установки, самооценка, уровень притязаний, отношение к болезни и своему социальному статусу), с целью уточнения изменений основных структур личности, выявления ее компенсаторных механизмов.

Все вышеописанные характеристики имеют большое значение для выбора тактики, стратегии работы с клиентами. По результатам полученных данных составляется психологическое заключение с указанием степени выраженности имеющихся нарушений, ограничений основных сфер жизнедеятельности, способности и возможности клиента к работоспособности, обучаемости и практических рекомендаций по включению проживающего в процесс социокультурной реабилитации, адаптивно-физические программы, а также по его рациональному трудоустройству и расселению.

Далее, на основании выявленного реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза, клиент включается в процесс психологической реабилитации.

Содержательно, реабилитационная работа, осуществляется в виде индивидуальных или групповых занятий, а также индивидуального психологического консультирования и индивидуальных личностно-ориентированных бесед.

Содержание групповых занятий, проводимых в кабинете психолого-педагогической службы, имеет либо коррекционно-игровой характер (развитие речевых, графических, моторных навыков, развитие навыков общения, коррекция и формирование личностных качеств (самооценку, адекватный уровень притязаний), либо ориентирован на творческое самовыражение, проработку эмоциональных состояний и групповых взаимодействий (профилактику или разбор различных, негативных поступков: алкоголизации, межличностных конфликтных взаимодействий и агрессивных проявлений).

Индивидуальные психологические беседы, как форма работы, востребованы достаточным количеством лиц, подразумевают определенный интеллектуальный уровень, и в основном проходят по запросу самих клиентов, преимущественно отражая следующий круг проблем: «конфликты с персоналом», «конфликты с родственниками», «желание изменения своего социального, либо профессионального статуса», «желание наладить отношение с другими клиентами». Беседы носят функцию нормализации психоэмоционального состояния, профилактики и коррекции поведенческих проявлений, а также удовлетворения базовых потребностей любого человека в общении и безопасности.

Все формы психологической реабилитации (индивидуальные, групповые) повышают вовлеченность клиентов в социо-культурную жизнь интерната, улучшают их социально-бытовую и психологическую компетентность, позволяют ощутить им свою причастность и задействованность в социальных процессах, а значит, оптимизируют их социализацию и качество жизни, даже в условиях ограниченности индивидуально-психологических (личностных) и социально-средовых возможностей.

Для психологической коррекции эмоциональной сферы в интернате используется специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате

В Пансионате для ветеранов труда №1 проводят когнитивные и коммуникативные тренинги, видеоклубы, группы общения или, как их еще называют, «день группы», а также практические и арт-терапевтические занятия. Летом, в хорошую погоду, занятия обязательно проводятся на улице. Участвуют все желающие. Маломобильные проживающие, а их здесь большинство, тоже присоединяются к тренингам.

Ежедневно Анна Петровна Евдокимова, психолог Пансионата для ветеранов труда №1, занимается с проживающими. Ее здесь все хорошо знают: как только человек попадает сюда, она обязательно с ним знакомится, общается, располагает к себе. Это необходимо для того, чтобы человек чувствовал себя в безопасности, быстрее адаптировался к новым условиям и доверял специалисту.

«Я всегда прорабатываю «тренинговую форму». Нужно понимать, что подойдет тому или иному человеку, какой формат занятий ему будет ближе и полезнее, — рассказывает Анна Евдомикова. – Клиентоориентированный подход очень важен. Кому-то больше нужно поработать над когнитивными функциями (анализом, мышлением, синтезом), а для кого-то важнее тренинги на сплоченность команды».

Путешествие в прошлое

Занятия в пансионате не имеют ничего общего со скучными лекциями. Каждое подготовленное упражнение Анна Петровна превращает в увлекательное приключение, подключая интерактив и творчество.

«Предпочтение отдаю, конечно, игровым формам. Я стараюсь делать так, чтобы всем было, в первую очередь, интересно. Люблю делать отсылку к прошлому, включая, например, советские фильмы и песни. Заодно таким образом прорабатывается и долговременная память», — говорит психолог.

В рамках арт-терапии совмещаются психологический тренинг и творческое занятие. Специалист поделилась одним из своих любимых форматов.

«Я выбираю какое-либо событие. Например, День славянской письменности и культуры. Мы берем эту дату за основу. Сначала я выдаю историческую справку, провожу викторину на знание тех или иных моментов, а затем перехожу к практике. Мы печатаем текст на славянском языке и декорируем бумагу под старину», — рассказывает Анна Петровна.

Коллективные упражнения помогают поддерживать теплые отношения между проживающими. Как правило, каждое занятие начинается с комплиментов друг другу, а заканчивается обменом впечатлениями. Человек должен чувствовать себя неотъемлемой частью команды, резюмирует наша героиня.

С заботой о завтрашнем дне

В Психоневрологическом интернате №20 специалисты разработали собственную программу занятий под названием «Я все смогу», которая призвана помочь проживающим адаптироваться в жизни вне пансионата.

«Эта программа направлена на развитие самостоятельности в решении повседневных жизненных задач в бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности инвалидов; самореализацию и нормализацию их жизни в обществе», — рассказывает Октябрина Ермакова, заместитель директора по общим вопросам Психоневрологического интерната №20, бизнес-тренер.

С проживающими проводятся также тренинги навыков сенсорного развития с элементами телесно-ориентированной психотерапии.

«Мы делаем карточки с самыми разными материалами: шелком, бархатом и т.д., и даем участникам занятий прикоснуться к карточкам, потрогать их. Это позволяет развить тактильное восприятие, сенсорные возможности человека», — комментирует Светлана Шатилова, психолог Психоневрологического интерната №20.

Встретить не только друзей, но и любовь

Участие в различных занятиях помогает лучше узнать друг друга, а в последствии и создать семью. Так, на одном из занятий познакомились и сдружились Людмила Александровна Науменко и Николай Семенович Кальчин, проживающие Пансионата для ветеранов труда №29. Уже на днях пара отпразднует свадьбу прямо в пансионате! Будущие супруги встретились на интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?».

Психологи пансионата акцентирует внимание на том, как важно привлекать людей именно к интеллектуальным играм. Во время игры активизируется работа мозга, что особенно важно для хорошего физического самочувствия. «Когда человеку удается проявить себя: показать с хорошей стороны, поделиться знаниями, он начинает чувствовать себя лучше», — поясняет Наталья Лобунова, психолог Пансионата для ветеранов труда №29.

«Мы стремимся к тому, чтобы наш пансионат стал родным домом для людей, которые здесь проживают. Поэтому важно помогать им находить новые ресурсы и заряжать их впечатлениями, что способствует в том числе активному долголетию. Все взаимосвязано: при помощи этой и другим нашим программам проживающие начинают и физически чувствовать себя гораздо лучше. Конечно, развиваются коммуникативные способности человека, что позволяет в полной мере ему реализоваться как личность, налаживается контакт и улучшается эмоциональный фон», — рассказал Артур Бунин, директор Пансионата для ветеранов труда №29.

Работа психолога в психоневрологическом интернате

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *