Конец единой России близок

Как сообщают источники «Коммерсанта», близкие к администрации президента, Владимир Путин может возглавить списки «Единой России» на выборах в Думу, как он сделал в 2007 году. Тогда рейтинг партии подскочил почти в два раза Читать в полной версии (Фото: Сергей Бобылев / ТАСС)

На выборах в Госдуму в 2021 году президент Владимир Путин может возглавить партийные списки «Единой России», как это было в 2007 году. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на два источника, близких к администрации президента.

При этом один из собеседников газеты считает такие разговоры преждевременными, тогда как другой утверждает, что в этом случае списки «Единой России» нужно позиционировать как широкую общественную коалицию. Как сообщает газета, по итогам выборов партия рассчитывает сформировать конституционное большинство в парламенте. Это необходимо для того, чтобы обеспечить стабильность перехода власти при вероятном отказе Путина от участия в президентских выборах 2024 года, пишет «Коммерсантъ». Источники газеты в администрации президента и в партии утверждают, что Кремль помогает поднять рейтинг партии.

В прошлом году Кремль разрешил использовать лозунг «Единая Россия» — партия президента» в тех регионах, где партия оказалась в наиболее сложной ситуации накануне единого дня голосования 9 сентября. Политолог Андрей Колядин пояснял тогда РБК, что после того, как Путин возглавил партийные списки «Единой России» в 2007 году, ее рейтинг увеличился почти в два раза.

В середине февраля, согласно ВЦИОМ, рейтинг «Единой России» был на уровне 32,7% (в прошлом году его минимальное значение составило 31,4%, а максимальное — 35,6%). При нынешних показателях, пишет «Коммерсантъ», партия может собрать около 43–45% голосов по спискам на выборах в Думу и получит больше мандатов за счет тех политических сил, которые не смогут преодолеть пятипроцентный барьер. Если в общей сумме у них будет 20% голосов, «Единая Россия» получит уже 54–56% мандатов по списку, и для конституционного большинства (300 мандатов) ей понадобится еще около 180 мандатов по округам. Источники газеты допускают, что «Единая Россия» может и объединиться с кем-то из малых партий, которые смогут пройти минимальный порог. Однако администрация президента скорее рассчитывает на систему из трех-пяти партий в Госдуме, где места в основном разделятся между ней, КПРФ и ЛДПР, а остальные достанутся возможным партнерам «Единой России» по коалиции, пишет газета.

Для победы в одномандатных округах партии понадобятся поддерживающие ее кандидаты, которых должен предоставить Общероссийский народный фронт (ОНФ), указывает «Коммерсантъ». Собеседники издания считают, что в этом случае будет использоваться схема, похожая на ту, что была на выборах 2016 года, когда участники ОНФ выдвигались по списку партии. В протестных округах под брендом ОНФ в качестве кандидатов могут быть самовыдвиженцы.

На прошлой неделе Meduza сообщила со ссылкой на источники в администрации президента и «Единой России» о том, что к выборам в Госдуму партия планирует объединиться с ОНФ, в частности, чтобы избавиться от негатива, связанного с «Единой Россией». Кроме того, она рассчитывает сменить своего лидера (сейчас это бывший премьер-министр Дмитрий Медведев) и сформировать структуру, при которой руководить партией будут три сопредседателя. Замсекретаря генсовета ЕР Сергей Перминов, комментируя это сообщение, заявил, что такой проект не обсуждался. Член центрального штаба ОНФ Николай Говорин заявил РБК, что вопрос объединения с ЕР не обсуждался.

Победа кандидата от ЛДПР Анны Щекиной на выборах
мэра Усть-Илимска стала следствием конфликта
внутри «Единой России». Фото со страницы
Анны Ещенко (Щекиной) в «ВКонтакте»

На выборах мэра Усть-Илимска Иркутской области спикер гордумы единоросс Сергей Зацепин проиграл домохозяйке из ЛДПР Анне Щекиной. Она была всего лишь техническим кандидатом, который даже и не пытался вести избирательную кампанию. Однако, когда партия власти вроде бы уже избавилась от всех опасных соперников, ее опять взял и победил один из спойлеров. Эксперты отметили, что эта тенденция, возникшая в прошлом году, продолжает укрепляться и в этом. Поэтому-то в единый день голосования (ЕДГ) 8 сентября Кремль особое внимание уделит избранию губернаторов. А вот на уровне заксобраний и муниципалитетов единороссов, очевидно, ожидают серьезные и, главное, масштабные поражения.

В воскресенье в Усть-Илимске, четвертом по величине городе Иркутской области, большинство голосов набрала 28-летняя Анна Щекина, формально не работающая. За домохозяйку проголосовали 7241 человек, или 43,85% от всех пришедших на выборы. Впрочем, Щекину таковой считать не совсем верно – она возглавляет усть-илимское отделение ЛДПР, является помощником депутата Госдумы Андрея Лугового от этой же партии.

Ко дню голосования, кроме единоросса Зацепина, весомых претендентов на пост главы города не осталось. Все, кто мог составить ему конкуренцию, с выборов уже были сняты или к ним не допущены еще раньше. Тем не менее глава гордумы набрал только 37,34% голосов, за него проголосовали 6166 избирателей. Кстати, среди кандидатов была еще одна домохозяйка – Екатерина Сазонова от партии «Города России» и продавщица из «Справедливой России» Ирина Кондратьева.

Ранее же на пост мэра выдвигалось 11 человек – и шести сразу отказали в регистрации, в том числе бывшему депутату Заксобрания Анатолию Дубасу, который шел от партии «Родина». Самовыдвиженца депутата гордумы Наиля Гарипова суд снял, отменив его регистрацию как раз по иску второй домохозяйки. Так что в конце концов и Гарипов, за которым в принципе стояла КПРФ, сделал заявление о поддержке Щекиной.

Второй секретарь Иркутского обкома КПРФ Евгений Рульков, правда, утверждает, что коммунистов на этих выборах не было – мол, думали работать с Дубасом, но он выбрал другой путь, Гарипова, которого поддержало местное отделение, сняли. Секретарь Усть-Илимского горкома КПРФ Наталья Шестакова считает, что «Единая Россия» оставила город без выбора. Кстати, за день до выборов Шестакова призывала усть-илимцев голосовать против всех.

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов заявил «НГ», что Щекину как кандидата никто не рассматривал, дескать, не было никакого смысла за четверо суток до выборов раскачивать кандидата от ЛДПР с рейтингом в 5–6%. «Домохозяйка Аня была личной блажью Дубаса. Он нес ее, как флаг, причем не потому, что верил в ее победу. Просто борьба за выигрыш Гарипова оборвалась слишком внезапно, но все были заряжены и хотели продолжения войны. А предложение коммунистов портить бюллетени было слишком радикальным. И вот тогда Дубас и сделал домохозяйку знаменем протеста», – пояснил Обухов. По его мнению, «главный вывод кампании в том, что единственная эффективная на сегодня технология ЕР – повышение явки за счет тех, кого приводит на участки административный ресурс, в Усть-Илимске дала сбой».

Источник в правительстве Иркутской области рассказал «НГ»: «Кандидат Щекина не так проста. Там был внутриэлитный конфликт. Руководство ЕР в регионе отправило прошлого мэра Вакиля Тулубаева в отставку, чтобы заменить спикером горсовета. Тулубаев в итоге вышел из партии и поддержал эту даму». Впрочем, поддержал он скорее не Щекину, а Дубаса, который, как победительница выборов заранее и обещала, теперь станет первым вице-мэром.

Главе усть-илимского горсовета Сергею Зацепину
выиграть выборы мэра не помогла и полная
зачистка конкурентов.
Фото со страницы Сергея Зацепина в Instagram

Политолог Андрей Колядин сказал, что сильную электоральную ориентированность Иркутской области на коммунистов он заметил еще лет 10 назад, когда работал в администрации президента. «Но поскольку на эти мэрские выборы КПРФ не допустили, то протестное голосование было на стороне кандидата от ЛДПР», – пояснил эксперт. Он уверен, что в этом не столько заслуга оппозиции, сколько просчеты власти, которая не учла региональной специфики. «Это урок для власти, что в некоторых случаях нужно идти оппозиции навстречу. Но Кремль сочтет ее победу в Усть-Илимске частным случаем», – пояснил он. Между тем Колядин настаивает, что власти пора уже понять: партии, зарегистрированные Минюстом, – это не враги государства, поэтому «стоит делать ставку на разнотравье мнений и разные политические силы укреплять». «Наверное, к 2021–2024 годам, по мере того как ситуация будет меняться, власть придет к этой идее. Если же реформы не будут проведены, власть ждут сюрпризы. Сейчас есть тенденция, она фиксируется всеми опросами, – люди ждут перемен», – подчеркнул Колядин.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев полагает, что «это не только протестное голосование, но и бунт районных элит – и это не первый случай проигрыша кандидата власти техническому кандидату». В данном случае, отметил он, должны последовать оргвыводы относительно реготделения ЕР. «Шесть человек до выборов не допустили, но давление на оппозицию и общество дало обратный эффект», – заявил эксперт. То есть имеется установка федеральной власти на обновление, проведение праймериз и ставку на сильных кандидатов, а есть интересы местных элит, которые зачастую выдвигают видных и уважаемых людей, но совсем не избираемых. При этом на региональном уровне ЕР должна вести более тщательную работу с местными группами интересов, больше внимания надо уделять и социологии. Решением проблем может стать возвращение графы «против всех» – сперва на муниципальном и региональном уровнях, а потом, возможно, и на федеральном: «Это хороший вариант, лучше выборы сорвать, чем проиграть». ЕР действительно придется на выборах делать большую ставку на самовыдвиженцев. Оппозиции же надо сделать вывод, что на выборы нужно выдвигать молодых, ярких и интересных личностей, а главное – репутационно безупречных. «Главное, не то, что у кандидата нет высокого рейтинга и узнаваемости, а то, что нет высокого антирейтинга», – пояснил Калачев. Впрочем, он уверен, что на губернаторских выборах серьезных провалов у ЕР не будет, а вот на уровне заксобраний и муниципалитетов будут серьезные неприятности.

Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов заявил «НГ», что иркутский губернатор Сергей Левченко регион контролирует, но не суды, Заксобрание и избирком – «вся эта вертикаль контролируется из Москвы, ни один оппозиционный губернатор не контролирует этой вертикали». Он не сомневается, что осенью власти стоит ждать роста протестного голосования – и вот таких побед оппозиционеров и абсолютных спойлеров. Особенно ярко выраженный бонус получают КПРФ и ЛДПР. По мнению эксперта, власти давно пора сделать выводы: снятие оппозиции уже не работает, население просто не готово воспринимать ЕР. «Тактически власть может что-то сделать для победы своих кандидатов, там, где есть какая-то популярность, прибегнуть к админресурсу, но дело в том, что сейчас у властных кандидатов она почти везде низкая», – заявил Миронов.

Конец единой России близок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *