Трудовые права иностранцев в РФ мчп

В.Т. Батычко
Международное частное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

Предыдущая

15.3. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В России не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.

В Трудовом кодексе РФ говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России.

Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 Кодекса).

Согласно ч. 4 ст. 11 на территории РФ правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

Из приведенного текста следует, что регулирование отношений с так называемым иностранным элементом ограничилось в Кодексе лишь положениями общего характера.

Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В частности, иностранные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», КТМ РФ, Воздушным кодексом РФ.

В частности, Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ 2002 г. устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13).

Действие Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ распространяется как на иностранцев, осуществляющих свою трудовую деятельность в России на основании трудового договора, так и на иностранцев, заключающих гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). И в том и в другом случае для осуществления трудовой деятельности требуется получение разрешения на работу. В п. 4 ст. 13 Закона установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Разрешения не требуется для постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан, а также для некоторых категорий иностранцев, в частности журналистов, аккредитованных в нашей стране, преподавателей, приглашенных для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением преподавателей духовных образовательных учреждений; обучающихся в России в общеобразовательных учреждениях профессионального образования иностранных студентов, работающих в период каникул.

Разрешения не требуется и работникам иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования.

В отношении заключения трудового договора с иностранцами и его содержания, как уже отмечалось, применяются положения Трудового кодекса РФ, а также правила, установленные Законом о правовом положении иностранных граждан 2002 г. и другими актами. Работодатель должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформить приглашение, которое является основанием для выдачи иностранцу визы либо для безвизового въезда (ст. 2, ч. 2 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

В то же время это ограничение не распространяется на временно проживающих в России иностранцев, для которых, как уже отмечалось, установлен разрешительный порядок поступления на работу.

Иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением из национального режима в отношении таких иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России.

Иностранцы, которые временно пребывают на территории России с целью осуществления трудовой деятельности и наем которых на работу производится в общем разрешительном порядке, находятся в ином положении. Общим для всех временно пребывающих в России иностранцев является то, что они могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение соответствующего федерального органа исполнительной власти, ведающего миграционной службой (ФМС МВД России), на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец — подтверждение на право работы в России.

Установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений не применяется к иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, получившим убежище на территории РФ, признанным беженцами и ожидающим предоставления статуса беженца, однако получившим разрешение на временное проживание.

Не применяется этот порядок также к иностранным гражданам, работающим в России в соответствии с межгосударственными соглашениями, к работникам дипломатических и консульских учреждений, к религиозным деятелям официальных религиозных организаций и обществ, к членам экипажей российских морских и речных судов, к студентам-практикантам, приезжающим в рамках программ российских учебных заведений, к аккредитованным корреспондентам и журналистам, к приглашенным лекторам и инструкторам для работы в академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к лицам, для которых установлен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями.

Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный характер. Договоры с иностранцами, на которых распространяется разрешительный порядок, заключаются на срок, не превышающий срока действия упомянутого выше разрешения.

Трудовые права иностранцев, признанных в установленном порядке беженцами, и иностранных лиц, которым в России предоставлено политическое убежище, аналогичны правам постоянно проживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданам РФ, если иное специально не предусмотрено законодательством РФ (в частности, указанные выше ограничения для иностранцев относительно определенных профессий и должностей). Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства.

Общий разрешительный порядок и, следовательно, требование о соответствии условий трудового договора российскому законодательству (включая оплату труда, социальное обеспечение и страхование иностранных работников) распространяются также на договоры между работниками-иностранцами и иностранными фирмами, привлекающими их для выполнения контрактов на территории России. Это означает, что хотя в законодательстве РФ применительно к трудовым отношениям не сформулирован общий коллизионный принцип, оно исходит из принципа применения права страны места выполнения работы (lex loci laboris), даже если договор заключается между иностранными субъектами за рубежом. Каких-либо исключений из этого принципа не делается.

Таким образом, при заключении трудового договора между иностранным работодателем и иностранцем о выполнении работы на территории РФ могут возникать проблемы, связанные с коллизией норм законодательства РФ и законодательства иностранного государства, в котором находятся работодатель и работник и где фактически заключается трудовой договор.

В отношении найма иностранцев предприятиями с иностранными инвестициями применяются специальные положения. Для найма иностранцев из числа высококвалифицированных специалистов на должности руководителей находящихся в России предприятий с иностранными инвестициями, а также руководителей подразделений этих предприятий работодателю не требуется получения разрешения соответствующего органа, однако иностранцу необходимо подтверждение права трудовой деятельности. Условия коллективных и индивидуальных трудовых договоров не могут ухудшать положения работников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории РФ законодательством. Условия найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных работников согласовываются обычно в индивидуальном трудовом договоре с каждым из них.

Предыдущая

УДК 34.347 ББК 67.304

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ЗАНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА РЕПНИКОВА,

кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Волгоградской академии МВД России

E-mail: repnikova.iulia@yandex.ru

Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право

Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Д.Н. Алябьев

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Статья посвящена некоторым особенностям осуществления иностранными гражданами права на занятие предпринимательской деятельностью на территории России.

Существенным образом обострились вопросы определения пределов юридических возможностей приобретения и осуществления указанными лицами субъективных прав в самых разнообразных областях социально-экономической жизни.

Не меньше проблем и в вопросах участия иностранных граждан в гражданском имущественном обороте, совершении сделок, осуществлении вещных и семейных прав, реализации права на занятие предпринимательской деятельности и иных.

Ключевые слова: Право на занятие предпринимательской деятельностью, иностранный гражданин, физическое лицо, правоосуществление, субъективное право, российские граждане.

В Российской Федерации законодатель предусматривает различные механизмы правового регулирования отношений, отягощенными иностранным элементом, при реализации физическими лицами права на занятие предпринимательской деятельностью. Мы придерживаемся позиции, согласно которой, эти связи следует подразделять на две большие группы и классифицировать как общественную модальность воплощения в жизнь иностранцем субъективной компетенции на занятие предпринимательской детальностью непосредственно, и осуществление указанного права опосредовано, то есть

посредством деятельности иных лиц, в том числе российских граждан и российских коммерческих организаций.

Каждый из показанных механизмов регулирования общественных отношений исполнения субъективного права на занятие предпринимательской деятельностью иностранным гражданином на территории России имеет собственные оригинальные формы его воплощения. Материализация обозначенного права физическим лицом (иностранным гражданином) непосредственно обусловлено юридической потребностью получения им родового

правового статуса индивидуального предпринимателя . Так же формой осуществление права на занятие предпринимательской деятельностью иностранными физическими лицами является обеспеченная законодателем потенция на участие в деятельности коммерческих организаций определенного вида. Такая форма осуществления субъективного права не порождает необходимости приобретения какого-либо специального родового статуса и осуществляется в контексте общих требований законодателя к правоспособности и дееспособности физических лиц, осуществляющих право на занятие предпринимательской деятельностью, в том числе и для иностранцев. В то же время реализация указанного права не исключает определенного изменения в индивидуальном правовом статусе физического лица, предоставляя ему дополнительные возможности правоосуществления и налагая некоторые дополнительные юридические обязанности.

Принципиальная разница этих двух форм осуществления иностранным гражданином, пребывающим на территории РФ, права на занятие предпринимательской деятельностью мы видим в следующем. Приобретение иностранным гражданином легального родового статуса «индивидуального предпринимателя», в пределах установленного законодателем правового режима, предоставляет лицу дополнительные возможности субъективного правоосуществления путем использования таких санкционированных законодателем правовых механизмов и форм их реализации, которыми не обладают физические лица, не располагающие подобным правовым положением. Кроме того для них законодателем жестко определена территория возможного осуществления права, в том числе и отдельных анклавов общей территории России. Что же касается тех не граждан, которые осуществляют право на занятие предпринимательской деятельностью опосредованно, то есть путем участия в деятельности корпоративных коммерческих организаций, то сам факт такого фигурирования связан с изменением личного правового положения, без изменения общего родового статуса иностранного физического лица. Факт «участия» предполагает возникновения субъективного права, а механизм «участия» — это санкционированные законодателем средства его осуществления. Его надлежит рассматривать как

юридический фактор реализации субъективного права, и связывать с некоторыми особенностями корреляции деятельности лица при осуществлении субъективного права. Кроме того, законодатель не привязывает место осуществления права «участия» иностранного гражданина в деятельности корпоративных коммерческих организаций к определенному пространству, в том числе и для тех, из них, которые пребывают на территории Российской Федерации.

Юридической формой непосредственного осуществления права на занятие предпринимательской деятельность иностранными гражданами на территории России выступает соответствующий сертификат, выдаваемый уполномоченным актуариусом на основании совершения акта официальной регистрации соответствующего родового статуса иностранного физического лица и внесения необходимых записей в единый государственный реестр.

Основной юридической формой опосредованного осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью на территории России является совершение между учредителями, до момента возникновения права «участия», а так же между иностранным физическим лицом и корпоративной коммерческой организацией, различного вида организационных договоров . Кроме того возможно применение и других, санкционированных законодателем, формальных юридических механизмов порождающих субъективное право «участия» для персонифицированного физического лица — иностранного гражданина.

Российское законодательство признает статус индивидуального предпринимателя полученное иностранным гражданином по его национальному законодательству , кроме случаев, когда по национальному законодательству физического лица регистрация такого правового положения не требуется, а лицо находится на территории РФ и желает осуществить это право. Право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности иностранным гражданином на территории нашей страны подлежит признанию, когда оно возникло вне ее национальной юрисдикции. Необходимым условием ее совершения выступает наличие формального акта устанавливающего этот статус по закону той страны, в которой иностранное фи-

зическое лицо приобрело это правовое положение. Такая свобода осуществления права на индивидуальную предпринимательскую деятельность беспрецедентна по международному частному праву. В то же время, иностранец, физическое лицо — индивидуальный предприниматель, не располагает всей полнотой правовых возможностей субъективного правоосуществления, которыми обладает индивидуальный предприниматель — гражданин Российской Федерации. Следует отметить, что сам факт пребывания на территории нашей страны иностранного физического лица, обладающего статусом индивидуального предпринимателя по национальному законодательству другой страны, недостаточен для реализации им права на занятие предпринимательской деятельностью. Требуется, что бы это лицо проживало на территории России постоянно или временно . Так же следует иметь в виду, что правоспособность и уровень дееспособности иностранных граждан, пребывающих на территории Российской федерации и желающих осуществить свое право на занятие индивидуальной предпринимательской детальностью, связано с особенностями применения личного закона .

Никакого рода подобных формальных стеснений ограничений для иностранных физических лиц, осуществляющих на территории нашей страны свое право на занятие предпринимательской деятельность путем осуществления субъективного права «участия» законодателем не предусмотрено. Правда, следует отметить, что само правомочие «участия» в деятельности корпоративных коммерческих организаций для иностранцев имеет ряд особенностей, по сравнению с осуществлением такого же правомочия российскими гражданами, которые выражаются в законодательном стеснении правовых средств его осуществления. Как правило, это связывается с тем или иным видом экономической или хозяйственной деятельности соответствующей корпорации .

Таким образом, можно резюмировать, что следует различать по формальным, содержательным и фактическим правовым признакам способы осуществления иностранными гражданами, пребывающими на территории Российской Федерации, права на осуществление предпринимательской деятельности. То, что мы называем «непосредственное

осуществление права на занятие предпринимательской деятельностью иностранным гражданином на территории России» базируется на приобретение физическим лицом специального родового статуса, отягощенного необходимостью проживания на территории нашей страны и обладанием правоспособностью и дееспособностью по правилам личного закона. То, что называется «опосредованным способом осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью иностранными гражданами на территории России» базируется на правомочия «участия» являющегося частью общего содержания соответствующего субъективного права персонифицированного лица. Оно обязательственное, по своей природе, и не отягощено, за специально оговоренными законодательством случаев, какими-либо дополнительными обременениями общего характера.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бабайцева Е.А., Цирульников В.Н. Юридические формы предпринимательской деятельности

Волгоград: издательство «Альянс «Югполиграфиз-дат», 2004, С. 41—50.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г.), ст. 1201.

4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.). Собрание законодательства РФ от 13 августа 2001 г. , № 33, (часть 1), ст. 3431.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г.), ст. 1196 и 1197.

6. Федеральный Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» с изменениями и дополнения в редакции от 29 декабря 2015 г. ст. 17, 18. СЗ РФ от 5 февраля 1996 г., № 6, ст. 492.

2. Babaitsau E.A., Tsirulnikov V.N. Legal form of business Volgograd: publishing house «Alliance «Wholegrain», 2004, pp. 41—50.

3. The civil code of the Russian Federation (part three) November 26, 2001 № 146-FZ (as amended on may 5, 2014), article 1201.

Юридическая психология. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Шевченко В.М. Изд-во ЮНИТИ, 2015.

Пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, с учетом типовых профессиональных образовательных программ и квалификационных требований.

Излагаются теоретические понятия и положения по дисциплине «Юридическая психология», рассматриваются практические задания и ролевые игры, направленные на использование психологических знаний в практической деятельности юриста.

Для студентов и преподавателей юридических факультетов.

Трудовые права иностранцев в РФ мчп

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *