Приставы на дороге

96 тысяч штрафов ГИБДД не оплачено в срок в Тульской области. Именно столько исполнительных производств числится сейчас в базе судебных приставов. Чтобы взыскать долги со злостных неплательщиков, сотрудники службы выезжают на оживлённые тульские улицы вместе с экипажем ДПС. Работу ведут индивидуально – только в отношении тех автовладельцев, за которыми числятся неоплаченные нарушения. На совместном рейде ГИБДД и судебных приставов побывал наш корреспондент Михаил Кожаев.

Рабочее место инспекторов во время рейда — отапливаемая «Газель», оборудование — обычный смартфон. По нему судебные приставы проверяют личные дела водителей. У одного из них — целая дюжина неоплаченных штрафов за превышение скорости в Тульской и Воронежской областях ещё за 2018 год. Остановил должника дорожный полицейский, которому помог сотрудник службы судебных приставов. На номер авто «забывчивого» шофёра среагировал аппаратно-программный комплекс «Дорожный пристав», который представляет из себя камеру, считывающую регистрационные знаки проезжающих в потоке автомобилей. В это же время происходит сверка с базой данных ФССП, и система «выдает» должника.

Операцию «Должник» проводят совместно ГИБДД и служба судебных приставов. Водителей с задолженностью останавливают и просят пройти в белый микроавтобус с зелёной полосой на борту. Внутри судебные приставы проверяют наличие автомобильных штрафов и выписывают требование о вызове на приём для оплаты долга. В крайнем случае на автомобиль должника могут наложить арест. Такая мера гораздо быстрее заставляет водителя оплатить долг.

Екатерина Сучкова, ведущий специалист-эксперт ОИП УФССП по Тульской области, говорит, что в ходе аналогичных рейдовых мероприятий в Советском районе города Тулы был остановлен должник-автолюбитель, у которого сумма просроченных платежей превышала полмиллиона рублей. В ходе рейда судебными приставами-исполнителями был наложен арест на автомобиль должника, и оставлен на ответственное хранение должнику. В течение двух дней должник предоставил в отдел судебных приставов Советского района квитанции об оплате задолженности по налогам в полном объёме.

Профилактические рейды сотрудники двух ведомств проводят на реже одного раза в квартал. В прошлом году приставы взыскали с жителей региона по автомобильным штрафам 103 миллиона рублей. С начала 2020 — уже более 11 миллионов. Но работы еще много: неоплаченными в Тульской области остаются 96 тысяч взысканий, наложенных ГИБДД.

Выявление алиментщиков и прочих должников — не дело госавтоинспекции. Даже если ее представитель остановил машину на посту для проверки документов, то неуплаченные алименты его не касаются. Об этом заявили в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.

История началась с того, что судебные приставы начали совместно с гаишниками проверять машины и их владельцев на предмет долгов по уплате налогов, а также банкам и частным лицам. Подобная инициатива вызвала волну возмущения: на каком основании у автомобилиста на дороге проверяют, уплачен ли им налог за проданный земельный участок, перевел ли он в срок алименты на детей и погасил ли вовремя кредит? Какое отношение все это имеет к безопасности дорожного движения?

ГИБДД не раз высказывалась, что такого рода совместные рейды не дают никаких результатов, кроме возмущения автолюбителей. Тем не менее их проводили регулярно и в Москве, и в Московской области, и в Санкт-Петербурге. Вылов алиментщиков при помощи ГИБДД происходил также в Краснодарском крае, Тверской, Тульской и многих прочих областях.

В последнее время судебные приставы начали активно набирать полномочия. Дело дошло до того, что они потребовали себе возможности проверять данные автовладельцев на предмет поиска должников.

Впрочем, в этом им пока отказали. Однако совместные рейды еще никто не отменял. Хотя уже не раз возникал вопрос о законности таких проверок — в том числе и в СМИ. В прокуратуре Курганской области на эти публикации обратили внимание и вынесли решение: такие облавы незаконны. Останавливать водителя можно только в том случае, если он совершил какое-либо правонарушение или только на посту для проверки документов. Согласно части 1 статьи 27 Конституции России, все граждане имеют право на свободу передвижения.

Также совместные действия сотрудников ГИБДД и ФССП противоречат 63-му пункту Административного регламента МВД России. В нем четко прописаны все основания для остановки автомобиля. Но вот пунктов, разрешающих инспектору останавливать водителя для проверки судебным приставом, там нет.

Не столь давно против такой практики прозвучали высказывания в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Там считают, что эти действия противоречат законодательству и о деятельности МВД, и о деятельности службы судебных приставов.

В ГИБДД Московской области к новации тоже отнеслись настороженно. По словам главы ГИБДД Подмосковья Сергея Сергеева, надо внимательно изучить претензии прокуратуры. Безусловно, если нарушения выявлены, то их надо устранять. Но остается открытым вопрос, как быть с теми, кто принципиально не платит штрафы за нарушения правил. Ведь главное в этих совместных мероприятиях — установление главенства закона и принципа неотвратимости наказания.

Впрочем, за скобками по-прежнему остаются незаконные остановки и привлечения автолюбителей к ответственности за долги по алиментам и неуплату налогов.

Напомним, что за не вовремя заплаченный штраф существует вполне реальное наказание — удвоенный размер штрафа или арест до 15 суток.

В свою очередь в Федеральной службе судебных приставов России корреспонденту «РГ» заявили, что не видят в подобных рейдах нарушений закона. По словам сотрудников ведомства, такое право дает им закон о судебных приставах, который поручает в том числе координировать работу ведомств в этом направлении. А в управлении ФССП по Курганской области сообщили, что уже прошло заседание совместной рабочей группы с ГИБДД, где приставы и гаишники практически обо всем договорились.

— Многие журналисты подали новость так, что, мол, прокуратура запретила рейды. На самом деле она только предостерегла от нарушения закона в ходе таких проверок, — пояснили в управлении. — Нельзя, чтобы сотрудники ГИБДД останавливали машину специально для судебных приставов. Поэтому мы не отказываемся от этой практики.

11.00. Первое, что я спросила у приставов, – будут ли они внедрять практику дальневосточников. Когда-то они тоже творчески подходили к процессу и изымали у должников автомагнитолы и запасные колеса. Но выяснилось, что изымать мелкие бытовые вещи – это прерогатива районных отделов управления. А межрайонный отдел – к которому прикреплены «Соболи» с зеленой полосой – создан специально для отчуждения у должников только одного типа имущества – транспортного средства. А среди средств чего только не попадается, даже свадебные лимузины и бетономешалки.

По закону никто, кроме ДПС, не имеет права останавливать автотранспорт на дороге. Поэтому каждое свое дежурство представители УФССП начинают с заезда в ГИБДД. Гаишникам не слишком нравятся такие совместные с приставами выезды, но в помощи они не отказывают. Итак, полтора часа на подготовку, настройку, выбор места – и экипаж из двух девушек-приставов встает на разделительной полосе. Одна, Валя – водитель, она за рулем. Вторая, Саша, делопроизводитель, она за монитором. Две камеры на лобовом стекле фиксируют две проезжие части Дачного проспекта: ту, что в сторону КАД, и ту, что обратно.

11.30. «Поток» распознает в гуще движущегося железа белые номера с буквами и цифрами. Объявления типа sale с цифрами телефона он тоже ловит. Когда на экране установленного в фургоне ноутбука появляется тонкая зеленая рамка – это означает, что какой-то номер попал в поле зрения камеры. Потом номер появляется в укрупненном виде, потом распадается на составные части: звездочки, палочки и арабскую вязь, снова собирается – это значит, что его уже прогнали через базу данных.

Первые двадцать минут дежурства проходят тихо. Машину инспектора ГИБДД – она стоит наготове – видно за версту, и поэтому все прочие автомобили пропускают пешеходов.

— Девушки, а посмотрите, есть ли про меня какая-то информация? – молодой человек заглядывает в дверь. Ему объясняют, что в базе данных хранятся сведения только о должниках-автомобилистах. Парень кивает, называет номер своей машины, который тут же пробивают. Долгов не выявлено. – Значит, можно спокойно ехать за границу? – Можно.

Я сижу на увесистых пачках бумаги. Это исполнительные производства по восьми тысячам петербургских должников. Конечно, должников в городе больше, а чтобы попасть в межрайонный отдел УФССП, нужно быть, во-первых, автомобилистом, во-вторых, фигурантом судебного разбирательства. То есть арест на имущество все равно накладывается судом – даже если сам должник на нем не был.

Когда фигурант попадает в руки приставов, первая его реакция (та, что на публику) – это: «Я не знал ни про какой долг, я перед всеми чист, вы ничего не докажете». Тогда-то на свет божий извлекается либо постановление суда, либо исполнительный лист. Все – подлинники, с синими печатями. Точно такие же бумаги и в других машинах – в каждой фургоне имеется комплект: 8000 исполнительных листов по восьми тысячам нарушителей, ведь заранее неизвестно, кто кому попадется. И все подлинники…

Приставы говорят, что должников им не жалко. Вот к тем, кто подходит к машине и интересуется своими долгами, они относятся с симпатией. А «клиентов» ловят с азартом. Соревнуются с другими экипажами.

Камеры продолжают схватывать номера мчащихся рядом машин. Замечаю, как обычный номер легковушки на экране окрашивается в желтый цвет и появляется надпись «должник». Я первая это замечаю.

— Это что за значок?- спрашиваю я. Тут, конечно, начался тарарам. Но должник уже благополучно проскочил – каждое появление на экране должника обычно сопровождается звуковым сигналом, а он не сработал. Вчера вечером в ноутбуке обновляли базу: это делают каждые 2 -3 дня, и убрали звук до минимума. В общем, пока спохватились, нужная машина доехала, наверное, до проспекта Стачек, а там ее попробуй найди. Пристав Саша нажимает две кнопки, и мы узнаем все об убежавшем от нас должнике: автомобиль «Форд-Фокус», долг на 12 тысяч, причина – уклонение от налоговых платежей…

12.00. Система срабатывает во второй раз. Компьютер издает громкий «па-бам!», как при сошедшемся пасьянсе. Снова желтая надпись «должник» на экране. Номер «Мицубиси-Паджеро» – крупным планом. Спустя полминуты новый сигнал – третий должник за утро. На BMW. Но его ловить уже не будут — гаишная машина только одна, ей передали приметы: «Мицубиси-Паджеро», номер 266, и патрульное авто, включив мигалку, умчалось на север за должником. Сейчас нагонит, крикнет в мегафон приказ «прижаться к обочине», а потом отконвоирует обратно к нам. Так и происходит. В «Паджеро» (долг по транспортному налогу, 30 тысяч рублей) обнаруживается молодой отец с ребенком.

Дальше все было грустно. По закону отпустить взятую в плен машину приставы не имеют права. Компьютер зафиксировал должника, да и гаишник, если что, подтвердит факт задержания. Значит, родителя с сыном из машины высаживают, сам джип грузят на эвакуатор и увозят на специальную стоянку. Потом владелец платит в Сбербанке нужную сумму, приносит квитанцию районному приставу, тот прекращает производство по делу, и можно идти забирать машину, заплатив дополнительно за эвакуатор и хранение после первых суток. Всего этого можно избежать, если заплатить деньги сразу. На этот случай у приставов имеется книжечка квитанций. Дальше я закрылась газетой и слушала, как отец мальчика убеждает приставов, что свой долг он только что заплатил, называл точную сумму (с учетом пени и накладных расходов) и адрес районной инспекции. База должников хоть и часто обновляется, но информация об уже погашенных долгах появляется не сразу. Вот и водителю «Мицубиси» не повезло. Он доказывал это не менее получаса: звонил в районное управление приставов – там было занято, потом жене – упрашивал уйти с работы и съездить домой за квитанцией. Приставы вяло уговаривали заплатить долг во второй раз, а потом получить переплату обратно, написав заявление и подождав две недели. Вяло – потому что поверили словам должника.

Потом компромисс был найден: машина у должника описывается и передается на ответственное хранение – ему же. Если в течение нескольких дней бригада приставов не получит доказательств, что долг погашен, они найдут сами и владельца, и машину.

«Мицубиси» уехал, камеры снова стали считывать номера, а компьютер – разбирать их на «палочки и колбочки». Тихо урчало радио.

— Большинство «клиентов» – должники по транспортному налогу, – поясняет Валя. – Останавливаешь их, они первое что спрашивают: по какой из четырех машин не уплачен налог. Некоторые начинают права качать. Один милицейский полковник был недавно: кричал, что нас всех уволит, что мы не знаем законов, что никто не имел права его останавливать. Мы себя в тот момент не очень уверенно чувствовали, но спасибо Диме – он держался очень твердо. Дима – это инспектор ГИБДД. Полковник пытался уехать – но его заблокировали. Знаете, что он потом сделал?

— Что?

— Открыл саквояж, а у него там денежные пачки. Отсчитал 120 тысяч, меньше половины своей наличности, и дальше покатил. Мы в ту неделю больше всех собрали.

Помимо налоговых должников, объектами охоты становятся неплательщики кредитов и жильцы, не платящие за коммунальные услуги. Алиментщиков стало заметно меньше.

12.30 Компьютер издал победительный клич, уловив нового должника. Это оказался зеленый «Лендровер». Гаишник умчался в погоню в сторону Кронштадтской площади, а Саша тем временем проверила, что за должник сидит в машине. База данных сообщила, что не должник, а должница – не заплатила Альфа-банку 4000 рублей. Несмотря на незначительность суммы, пока гаишник гонит жертву, все мы чувствуем себя охотниками: глаза горят и пульс трясется. А вот в зеркале уже видна вернувшаяся машина ДПС.

Гаишная машина развернулась через разделилку, «Лендровер» с блондинкой за рулем не рискнул повторить и укатил далеко вперед искать парковку. Пристав Валентина ушла за ним – разбираться. Вернулась без должницы и добычи. Выяснилось, компьютер неправильно считал номер. Вообще он запрограммирован на погрешность в одном знаке (на некоторых постах программируют два). Приставы были разочарованы, а «должница», наоборот, обрадовалась.

Потом на разделительной полосе встала чья-то сломавшаяся машина и загородила камерам обзор. Инспектор ГАИ, выяснив, что это надолго, отправился обедать. Включать «Поток» было бессмысленно: без гаишника приставы не могут сами догнать мелькнувшего в ряду нарушителя.

13.00. Самый крупный должник, которого когда-то удавалось поймать межрайонному отделу, имел неоплаченных долгов на три миллиона рублей. Его машина, которую остановили приставы, стоила дороже: это был навороченный «КамАЗ». Удивительно, но «КамАЗ» был оформлен на физическое лицо, а не предприятие, и долг тоже числился за физ. лицом.

Еще курьезнее выглядела ситуация со свадебным лимузином с молодоженами. От эвакуатора лимузин спасли представители фирмы, срочно вызванные водителем. Они, опасаясь скандала, заплатили все на месте. Никакого смущения приставы не испытывают: не они же виноваты в срыве свадьбы, а владельцы фирмы.

Последний пойманный должник оказался крепким орешком. Не жадным, а вроде по-настоящему безденежным и безнадежным. На мой взгляд, это было еще большее испытание для психики, чем быковатые владельцы джипов. Сначала, когда «Поток» срисовал должника, а база сообщила сумму долга – 2700 рублей, – все обрадовались, потому что такую небольшую сумму можно заплатить сразу. Это всем выгодно, и в первую очередь должнику. Но когда «клиент» забрался в «Соболь», стало очевидно, что даже таких денег у него нет. Банковской карточки, чтобы снять деньги в банкомате (вот зачем мы стоим поблизости от метро, а не только для тех, у кого отобрали транспортное средство), не было тоже. «Я только-только нашел работу и заплатил долг по квартире, – должник, как в кино, заламывал руки. – Моя работа связана с поездками, а я живу в Ломоносове. Не лишайте меня машины, возьмите что угодно, только оставьте машину. Я год сидел без работы…» Машина – ржавая «девятка» 1991 года – стоила от силы тысяч 30. Приставы были непреклонны: в памяти компьютера уже осталась информация о пойманном в бредень автомобилисте, и по ней придется отчитываться. «Мы тоже не хотим лишаться работы», – непреклонно заявляли служители межрайонного отдела. Они-то хорошо знали, чем закончится этот диалог, а должник не знал и продолжал упрашивать, все горячее и косноязычнее.

14.00. Чтобы не переплачивать за эвакуатор, долг требовалось погасить сразу, причем сам должник уехать за деньгами не мог: он должен был ждать, что их привезут на место. На это ушло не меньше часа. Такая маленькая – по сравнению с другими – сумма оказалась практически неподъемной. Когда владелец «девятки» наконец расплатился и получил квитанцию, дежурство уже заканчивалось. Наряд ГИБДД срочно перебрасывали в район, куда собиралась с визитом губернатор, поэтому приставам пришлось возвращаться на базу.

Нина АСТАФЬЕВА

Справка:

Система «Поток-D» – российская разработка, впервые внедренная в 2006 году. В московской компании «Росси», занимающейся разработкой следящих и сканирующих систем «Поток», нам сообщили, что один комплект оборудования для петербургских судебных приставов стоил около 400 тысяч рублей.

Всего в Петербурге в Управлении службы судебных приставов пять машин, оборудованных «Потоками», – каждая ловит до восьми должников ежесуточно, собирая с них от 2000 до 200 тысяч рублей. Итого – 2,5 миллиона за две недели.

Цифры:

По данным Управления службы судебных приставов, в период с ноября 2008 года (когда начала работать система «Поток») по август 2009-го было обнаружено 687 машин-должников. Больше половины – 392 автомобиля – были арестованы и оценены в среднем по 200 тысяч за каждую. Владельцы, которые не стали погашать долги, получили эти суммы за вычетом долга и накладных расходов. 295 должников расплатились сразу, заплатив в среднем по 20 тысяч рублей.

Как показывает практика, охота на должников эффективна не во все дни недели. Самым продуктивным днем у приставов считается понедельник.

Технически рейды выглядели так: на трассе в обычной машине ГИБДД устанавливался мобильный программный комплекс «дорожный пристав», позволяющий по номеру автомобиля вычислить машину, принадлежащую должнику — активному неплательщику штрафов, алиментов, выплат по кредитам. После этого полицейский останавливал этот автомобиль, а судебный пристав оформлял протокол и тут же на месте арестовывал транспорт.

— Всего по Краснодару за последние дни было проведено три рейда, во время которых приставы арестовали 70 машин и взыскали штрафов на общую сумму в три миллиона рублей, — сообщили в пресс-службе УФССП по Краснодарскому краю. — Такие рейды будут проходить до конца курортного сезона на самых оживленных трассах региона: автодорогах Краснодар — Новороссийск, Краснодар — Славянск, Краснодар — Джубга (район города Горячий Ключ).

Рейды помогают взыскивать крупные задолженности по налогам, штрафам, что формирует доходную часть консолидированного бюджета. Крупные задолженности по алиментам также активно взыскиваются в ходе подобных мероприятий.

Однако у автовладельцев инициатива судебных приставов вызвала совершенно противоположную реакцию.

Правовые аспекты урегулирования долгов эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

— Вот представьте, вы задолжали банку по кредиту или бывшей супруге по алиментам, но тем не менее решили отправиться отдохнуть на своей машине на курорт. Жизнь есть жизнь: с проблемами будем разбираться потом.

За последние дни было проведено 
три таких рейда, во время которых 
приставы арестовали 70 машин 
и взыскали штрафов на общую сумму 
в три миллиона рублей

А сейчас надо отдохнуть, — рассказывает автолюбитель Евгений Азарный, ставший свидетелем работы судебных приставов на трассе. — Вы едете по дороге, и тут вас останавливают, высаживают вместе с семьей, а машину забирают за долги. Вот и весь отдых на курорте. Я видел, как люди стояли в чистом поле с вещами и не знали даже, как добраться до ближайшего города. Эмоции, которые были написаны на их лицах, сложно передать…

По данным судебных приставов, далеко не все машины забирались у автовладельцев-должников прямо на месте. Таких случаев, по словам представителей ведомства, оказалось пять. В остальных ситуациях машина арестовывалась, но «оставлялась на ответственное хранение должнику». Это позволяло человеку хотя бы продолжить движение дальше.

Пользователи Сети начали активно обсуждать сложившуюся ситуацию. «Да, понятно, что человек задолжал, но он приехал на курорт. Зачем его там трогать? Вернется домой — оплатить долги», — говорится в одном из комментариев. «Неужели они не понимают, что такие действия подрывают желание ехать на российские курорты?» — негодует другой пользователь.

Рейды будут проходить до конца 
курортного сезона

Тем временем судебные приставы заявили, что рейды будут продолжаться, и что «в отпуск надо отправляться без долгов».

Официально

В пресс-службе Федеральной службы судебных приставов «РГ» сообщили, что ко всем должникам в рамках исполнительных производств судебными приставами-исполнителями в соответствии с действующим законодательством принимается весь комплекс мер, направленных на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа. Территориальными органами ФССП на регулярной основе проводятся рейдовые мероприятия, в ходе которых судебные приставы проводят проверку имущественного положения должников, вручают требования об исполнении исполнительных документов, информируют граждан о мерах принудительного исполнения. В соответствии с законом «Об исполнительном производстве» к должникам в ходе рейдов могут применяться меры принудительного исполнения, в том числе по обращению взыскания на имущество должника.

Подготовил Иван Петров

Мнения экспертов

Владимир Молодкин, 
член Ассоциации юристов России:

— Данная ситуация вызвала небольшой ажиотаж в обществе, хотя на самом деле он совершенно беспочвенен. Поскольку действия судебных приставов абсолютно законны. Это одна из ситуаций, которая наглядно демонстрирует, что исполнять и соблюдать закон — это лучше и выгоднее, чем его не соблюдать и не исполнять. Поэтому в качестве рекомендации можно посоветовать только одно — вовремя платить долги.

Андрей Набережный, руководитель проектов юридической группы:

— Подобные рейды не нарушают закон, поскольку пристав не ограничен в способах поиска должников. Самостоятельно осуществлять поиск должников очень сложно, у ФССП отсутствуют достаточные для этого ресурсы и полномочия. Поэтому используются иные ведомства. Реализация подобного рейда возможна только при сотрудничестве с МВД. Приставы не могут самостоятельно взять и остановить транспортное средство, поэтому прибегают к помощи сотрудников ДПС. Сейчас у должников имеется тенденция скрывать свое местонахождение, а также имущество. Зачастую рейд — единственная возможность вручить должнику постановление о возбуждении исполнительного производства и наложить арест на имеющееся у него имущество. Это весьма эффективная мера, поскольку позволяет массово завершать исполнительные производства. Никто из должников не хочет оказаться без транспортного средства на полпути к месту отдыха. Для должников также создаются все условия. Штраф можно оплатить на месте, поэтому проблем с арестом транспортного средства можно избежать. Такая практика используется и в аэропортах, когда приставы ищут должников перед вылетом.

Сергей Колесников, руководитель практики юридической фирмы:

— В Законе «Об исполнительном производстве» сказано, что судебный пристав вправе накладывать арест на имущество, в том числе на денежные средства и ценные бумаги, изымать имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение. При этом действия приставов-исполнителей по наложению арестов на транспортные средства являются правомерными при условии, что размер имущественных взысканий превышает 3000 руб. Такая мера является высокоэффективной, так как люди отправляются в отпуск со сбережениями.

Подготовили Наталья Козлова, Иван Петров

У некоторых должников, ехавших на курорт, судебные приставы забирали машины прямо на месте. Фото: Федеральная служба судебных приставов

Приставы на дороге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *