Отставка главы поселения

На сходе жителей городского поселения Н. было высказано большое число замечаний в адрес главы местной администрации: и дороги в поселке давно не ремонтируются, и освещение улиц плохое, и больницу собираются закрывать, а до района два часа еще нужно добираться, и так далее. Самые активные и решительные сельчане предложили уволить главу администрации как не справляющегося со своими обязанностями. Однако это оказалось совсем не простым делом.

На практике необходимость досрочного прекращения договора с главой местной администрации возникает не так уж и редко, а его особое положение порождает целый ряд вопросов. Наиболее важным из них является следующий: является ли приведенный в ч. 10 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131p-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) перечень оснований увольнения исчерпывающим, или глава местной администрации, осуществляющий полномочия на основе контракта, может быть также уволен по основаниям, установленным ТК РФ и Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон о муниципальной службе)

Как известно, в соответствии с действующим законодательством глава местной администрации, не являющийся одновременно главой муниципального образования, отнесен к муниципальным служащим. Это означает, что на него распространяются нормы трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе. В то же время по сравнению с правовым положением других муниципальных служащих статус главы местной администрации характеризуется некоторыми особенностями, установленными и Законом об общих принципах организации местного самоуправления, и Законом о муниципальной службе.

ОСНОВАНИЯ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ КОНТРАКТА

Перечень оснований досрочного прекращения контракта с главой местной администрации содержится в ч. 10 ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:

  1. смерти;
  2. отставки по собственному желанию;
  3. расторжения контракта по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:
    1. представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;
    2. высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;
    3. главы местной администрации – в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта РФ;
  4. отрешения от должности;
  5. признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  6. признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  7. вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
  8. выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;
  9. прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
  10. призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  11. преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления, а также в случае упразднения муниципального образования;
  12. утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
  13. увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Как представляется, из систематического толкования Закона об общих принципах организации местного самоуправления должно следовать, что этот перечень является исчерпывающим. Сама формулировка ч. 10 ст. 37 свидетельствует о ее исчерпывающем характере: «полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются…». В противном случае могло быть: «полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются, в том числе…» или «полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются, в частности…» и т. п.

В то же время, что еще более важно, ч. 10 ст. 40 того же Закона об общих принципах организации местного самоуправления, устанавливающая схожие основания досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, содержит указание на «иные случаи, установленные настоящим Федеральным законом». Поскольку же в ч. 10 ст. 37 Закона указание на иные случаи отсутствует, складывается впечатление, что законодатель в данном случае пытался сделать перечень исчерпывающим.

Тем не менее отсутствие прямого указания на исчерпывающий характер оснований прекращения контракта с главой местной администрации, безусловно, делает приведенные выше рассуждения неоднозначными и порождает противоречивую законотворческую и правоприменительную практику по этому вопросу.

РЕШЕНИЕ ВОПРОСА НА ПРАКТИКЕ

В некоторых региональных правовых актах можно встретить примеры распространения на контракт с главой местной администрации оснований расторжения договора, установленных трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе.

Так, разд. 11 типовой формы контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту (приложение 2 к Закону Тульской области от 17.12.2007 № 930-ЗТО «О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Тульской области»), содержит следующие положения:

«1. Настоящий контракт с Главой администрации может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера ции», а также по инициативе главы муниципального образования в случае:

  1. достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
  2. прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
  3. несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»».

Представляется, что вышеуказанные положения противоречат ч. 10 ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. Между тем ст. 6 ТК РФ, в частности, устанавливает, что «в случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленных настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон». Следовательно, распространение на контракт с главой местной администрации (который, как мы уже отмечали выше, имеет трудоправовую природу) дополнительных оснований его прекращения, кроме предусмотренных ч. 10 ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, является ущемлением его трудовых прав.

Между тем имеются и противоположные примеры.

Например, п. 30 типовой формы контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации муниципального образования в Удмуртской Республике (приложение 2 к Закону Удмуртской Республики от 20.03.2008 № 10-РЗ «О муниципальной службе в Удмуртской Республике»), гласит: «Настоящий контракт подлежит расторжению при наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»».

Нужно отметить, что многие региональные законодатели указанный вопрос просто игнорируют, никак не определяя в своих законах случаи прекращения контракта с главами местных администраций. В результате судебная практика по данному вопросу также очень противоречива.

Так, в феврале 2008 г. Совет народных депутатов Подгоренского городского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области принял решение о прекращении срочного трудового договора с главой администрации городского поселения на основании п. 2 ст. 278 ТК РФ. Тот обжаловал указанное решение в районный суд, который удовлетворил исковые требования и восстановил истца на работе. В обоснование своего решения судья указал, что к главе местной администрации не могут быть применены положения ТК РФ, так как его деятельность регламентирована Уставом поселения и Законом об общих принципах организации местного самоуправления.

Не согласившись с позицией районного суда, прокурор района на указанное решение принес кассационное представление; удовлетворяя его, судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда отметила, что доводы кассационного представления о возможности расторжения контракта с главой местного самоуправления по основаниям, изложенным в ТК РФ, заслуживают внимания. По этому основанию решение суда первой инстанции было отменено и дело направлено на новое рассмотрение, по результатам которого районный суд отказал в удовлетворении иска, тем самым согласившись с возможностью расторжения контракта с главой местной администрации по основаниям, закрепленным в ТК РФ.

Как видно, в рассмотренном случае суд второй инстанции встал на позицию распространения оснований прекращения трудовых отношений, предусмотренных ТК РФ, на контракт с главой местной администрации. Причем увольнение было совершено по п. 2 ст. 278 ТК РФ: «…в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отноше нии руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Данная норма, как известно, позволяет уволить руководителя организации «без объяснения причин». Распространение ее на глав местных администраций является, с нашей точки зрения, весьма опасным прецедентом, так как практически уничтожает их независимость.

Показательно, что судебной практике известны примеры и противоположного решения возможности применения к контракту с главой местной администрации оснований прекращения трудовых договоров, предусмотренных ТК РФ, в т. ч. касающиеся того же самого п. 2 ст. 278 ТК РФ.

Так, Н. обратился в районный суд с иском о восстановлении его на муниципальной службе в должности главы местной администрации городского поселения. Заявленные требования Н. мотивировал тем, что уволен с занимаемой должности по п. 2 ст. 278 ТК РФ (принятие уполномоченным органом юридического лица либо собственником организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора); вместе с тем Закон об общих принципах организации местного самоуправления не предусматривает такого основания для расторжения контракта с главой местной администрации.

Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что увольнение по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 278 ТК РФ, является законным, поскольку положение ст. 20.1 Федерального закона от 08.01.1998 «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», действовавшего на момент увольнения, и положения п. 2 ст. 278 ТК РФ не противоречат друг другу.

Рассмотрев кассационную жалобу Н. на решение суда, судебная коллегия Пермского областного суда пришла к выводу о его отмене в связи с неправильным применением норм материального права. При этом судебная коллегия исходила из того, что основания досрочного прекращения трудовых отношений с главой местной администрации предусмотрены ч. 10 и 11 ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. Кроме того, ч. 7 ст. 16 нового Закона о муниципальной службе прямо устанавливает, что порядок расторжения контракта с главой местной администрации, назначенным на должность по результатам конкурса, определяется Законом об общих принципах организации местного самоуправления.

На основании данного положения судебная коллегия пришла к выводу, что при разрешении вопроса прекращения служебного контракта с главой местной администрации следует руководствоваться только специальным законом, а не ТК РФ. Поскольку перечень оснований для расторжения контракта является исчерпывающим и не предусматривает возможность досрочного прекращения трудового договора по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 278 ТК РФ, решение суда было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в районный суд.

В данном случае мы видим противоположное решение по вопросу о распространении на главу местной администрации норм трудового законодательства, касающихся его увольнения. Именно оно кажется нам более правильным. Можно обратить внимание на то, что в данном случае суд привел еще один важный довод в пользу исчерпывающего толкования перечня, содержащегося в ч. 10 ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, – положения ч. 7 ст. 16 Закона о муниципальной службе, которая гласит: «…Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»».

Сторонники расширительного понимания оснований прекращения контракта с главой местной администрации приводят и другие доводы в пользу своей позиции, причем эти случаи также имеют вполне практическое выражение.

Прокурор Печорского района Псковской области А. Хлопков указывает на следующий случай увольнения главы местной администрации. В сентябре 2008 г. постановлением главы городского поселения (ГП) «Печоры» на главу администрации ГП было наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей (п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Глава администрации обратился с иском в районный суд о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований, помимо прочего, указано на нарушение процедуры увольнения. По мнению истца, ч. 10 и 11 ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления не содержат оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации за совершение дисциплинарного проступка.

При рассмотрении дела в районном суде прокурор указал, что названные правовые нормы действительно содержат перечень оснований для досрочного прекращения полномочий главы администрации муниципального образования. Однако из их детального изучения очевидно, что вопросы прекращения полномочий, обусловленного увольнением за совершение дисциплинарного проступка, этими нормами не регулируются. Следовательно, эта сфера правоотношений урегулирована иными нормативными правовыми актами.

Так, пункт 3 ч. 1 ст. 27 Закона о муниципальной службе устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка – неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей – представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарное взыскание, в т. ч. в виде увольнения. В соответствии с ч. 3 этой статьи порядок применения дисциплинарных взысканий в отношении муниципальных служащих определяется трудовым законодательством. Каких‑либо исключений по должностям муниципальной службы эта норма не содержит. Пункт 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусматривает возможность увольнения работника (руководителя организации) в качестве меры дисциплинарной ответственности за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. Таким образом, порядок наложения дисциплинарного взыскания на главу администрации ГП «Печоры» нарушен не был.

Суд согласился с мнением прокурора и отразил приведенную правовую позицию в описательной части решения. Псковский областной суд, прове ряя решение Печорского суда по кассационной жалобе истца, также признал вывод верным и основанным на законе.

Таким образом, вступившим в силу решением Печорского районного суда установлено, что практика привлечения главы администрации муниципального образования к дисциплинарной ответственности в виде увольнения за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей не противоречит действующему законодательству.

Как представляется, в данном случае позиция и прокуратуры, и судебных органов основана на неправильном понимании законодательных норм.

ТРУДОВЫЕ НОРМЫ, НО С ОСОБЕННОСТЯМИ

В соответствии с ч. 3 ст. 27 Закона о муниципальной службе порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством. Однако ч. 2 ст. 3 того же Закона устанавливает общее правило о соотношении норм трудового и специального муниципального законодательства в отношении муниципальных служащих: «На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом». В отношении глав местных администраций такая особенность, в частности, предусмотрена уже приведенной нами выше ч. 7 ст. 16 Закона о муниципальной службе. Указанная норма имеет, таким образом, приоритет над ст. 81 ТК РФ, и последняя при увольнении глав местных администраций применяться не должна.

По аналогичным соображениям считаем, что на главу местной администрации не распространяются дополнительные основания прекращения муниципально-служебных отношений, установленные ст. 19 Закона о муниципальной службе. Об этом также свидетельствует тот факт, что если в других статьях указанного Закона используется выражение «трудовой договор (контракт)», то в ст. 19 речь идет только о расторжении трудового договора с муниципальным служащим (термин «контракт» в этой норме не употребляется). Наконец, косвенным подтверждением этого служит дублирование некоторых оснований, предусмотренных ст. 19 Закона о муниципальной службе, в ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления./div>

Вместе с тем следует отметить, что признание перечня, приведенного в ч. 10 ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, исчерпывающим порождает и другие вопросы практического характера.

ОТСТАВКА КАК ОСНОВАНИЕ РАСТОРЖЕНИЯ КОНТРАКТА

Прежде всего, неясной остается сущность такого основания расторжения контракта с главой местной администрации, как отставка. Сам термин «отставка» используется в качестве основания прекращения служебных отношений и на других видах службы, в частности военной и правоохранительной. Однако отставка государственных служащих обычно связывается с достижением ими предельного возраста; сохранением по выходе из отставки воинских или специальных званий, классных чинов; назначением специального пенсионного обеспечения.

В отставку могут быть отправлены не только государственные служащие, но и лица, замещающие государственные должности, например судьи, однако и в этом случае в силу ст. 15 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» за лицом, пребывающим в отставке, каковой признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Вполне очевидно, что отставка главы местной администрации, предусмотренная Законом об общих принципах организации местного самоуправления, представляет собой иной случай. Указанный закон не увязывает отставку с достижением главой местной администрации какого-либо возраста, наличием у него определенной выслуги лет. Что касается сохранения звания или чина, то в соответствии с действующим законодательством о муниципальной службе ни звания, ни чины, ни разряды (как ранее) муниципальным служащим вообще не присваиваются.

Формулировка п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления не оставляет сомнений в том, что глава местной администрации может уйти в отставку по собственному желанию. По-видимому, глава местной администрации может подать в отставку в любой момент. В связи с этим, однако, возникает вопрос: влечет ли отставка автоматическое прекращение муниципально-служебных отношений или она требует подтверждения второй стороны (представителя нанимателя)?/p>

Прямого ответа на этот вопрос законодательство о местном самоуправлении и муниципальной службе не содержит. Применительно к выборным должностным лицам местного самоуправления законодательство обычно предусматривает необходимость подтверждения отставки (так, отставка главы муниципального образования, избранного из состава депутатов представительного органа, принимается этим представительным органом). Однако отношения, связанные с выполнением обязанностей по выборной должности, принципиально отличаются от муниципально-служебных и образцом, с нашей точки зрения, в данном случае быть не могут.

Представляется, что отставка главы местной администрации должна носить обязательный характер для представителя нанимателя. В противном случае, с учетом того, что предусмотренный ч. 10 ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления перечень оснований расторжения контракта с главой местной администрации является исчерпывающим, он просто не имел бы вообще возможности в одностороннем порядке прекратить служебные отношения (все остальные основания либо вообще не связаны с его инициативой, либо, по прямому указанию Закона, требуют согласия другой стороны или решения третьих лиц). Однако это противоречило бы предусмотренному Конституцией РФ (ч. 2 ст. 37) и трудовым законодательством (ст. 4 ТК РФ) запрету на принудительный труд.

Таким образом, отставка является единственным предусмотренным законом способом для главы местной администрации прекратить служебные отношения по своей инициативе.

В этом смысле отставка приобретает очевидное сходство с увольнением по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ).

Глава местной администрации подал в отставку. Может ли он в течение двухнедельного (или даже иного) срока отозвать свое заявление? Если отставка главы местной администрации схожа с увольнением по собственному желанию, распространяются ли тогда на случаи отставки различные правила увольнения по собственному желанию, предусмотренные трудовым законодательством?

Рассмотрение этого вопроса осложняется тем, что контракт с главой местной администрации хотя и носит исходя из системного толкования Закона о муниципальной службе трудоправовой характер, все же в чистом виде трудовым договором не является.

В практическом плане применение положений ст. 80 ТК РФ к случаям отставки главы местной администрации нам представляется допустимым на основе аналогии Закона (кроме тех ситуаций, когда указанные положения вступают в противоречие с законодательством о муниципальной службе и о местном самоуправлении). Однако, по нашему мнению, более правильным было бы принципиальное разрешение всех указанных выше вопросов в актах федерального уровня.

ИСТЕЧЕНИЕ СРОКА

Как известно, точное основание прекращения трудового договора (с указанием пункта, части и статьи ТК РФ или другого нормативного акта) вносится в трудовую книжку. В случае расторжения контракта с главойместной администрации, например, в связи с признанием его судом недееспособным или ограниченно дееспособным, в трудовую книжку должна быть внесена соответствующая запись со ссылкой на п. 5 ч. 10 ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления (собственно говоря, других вариантов просто нет).

В случае расторжения контракта в связи с отставкой ссылка должна быть сделана на п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления (см. приложение).

В целом в ч. 10 ст. 37 данного Закона речь идет об основаниях досрочного прекращения полномочий главы местной администрации. Вполне очевидно, что контракт также может быть прекращен и в связи с истечением его срока. Однако нужно определиться, каково основание такого прекращения контракта с главой местной администрации.

Контракт с главой местной администрации Т. был прекращен в связи с истечением срока. На какую статью в данном случае нужно ссылаться?

В Законе об общих принципах организации местного самоуправления единственной нормой, указывающей на срочный характер контракта с главой местной администрации, является ч. 2 ст. 37. Однако ее формулировка – «Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования» – все же выглядит малоподходящей для записи именно в качестве основания увольнения.

На практике в таких случаях нередко делается запись со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (истечение срока трудового договора). Но такая формулировка тоже выглядит неверной, так как в рассматриваемом случае истекает все же срок действия контракта, а не трудового договора, что не одно и то же.

К тому же, если признать, что на случаи расторжения контракта с главой местной администрации в связи с истечением срока действия прямо распространяются положения п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, получается довольно странная ситуация: прекращение контракта по данному основанию регулируется трудовым законодательством, а по всем остальным – законодательством о местном самоуправлении.

Отсюда опять-таки должен последовать вывод, что на указанный случай распространяются и положения ст. 58 «Срок трудового договора», и ст. 59 «Срочный трудовой договор», и ст. 79 «Прекращение срочного трудового договора» ТК РФ.

Конечно, все эти вопросы можно снять, если встать на позицию, согласно которой ч. 10 ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает не исчерпывающий перечень, а лишь дополнительные по отношению к ТК РФ основания прекращения контракта с главой местной администрации.

Однако еще раз отметим, что ни правовая природа рассматриваемого контракта, ни формулировка ч. 10 ст. 37 Закона, ни системное толкование обоих законодательных актов не позволяют нам ее принять. Кроме того, признание данной точки зрения, сняв многие из рассмотренных выше проблем, породит еще более серьезные, связанные с попаданием главы местной администрации в полную зависимость от представительного органа и главы муниципального образования из‑за возможности применения к нему ст. 278 ТК РФ, что, на наш взгляд, существенно нарушит принцип разделения властей на местном уровне.

Пример внесения записей в трудовую книжку главы местной администрации о приеме на работу и об увольнении

Чаннов Сергей Евгеньевич, Справочник кадровика 2010 №2

Выдержки из Устава сельского поселения Приполярный

Статья 5. Муниципальные выборы

1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Совета поселения, главы поселения на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

При проведении выборов главы поселения, депутатов поселения применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства.

2. Муниципальные выборы назначаются Советом поселения.

3. Днем голосования на выборах депутатов Совета поселения, главы поселения является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий депутатов Совета поселения, главы поселения, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, — день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

4. В случае досрочного прекращения полномочий Совета поселения, главы поселения или досрочного прекращения полномочий депутатов Совета поселения, влекущего за собой неправомочность Совета поселения, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

5. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящей части, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

6. Избранным главой поселения признается кандидат, получивший наибольшее по отношению к другим кандидатам количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

При равном количестве голосов, полученных кандидатами, зарегистрированными по единому избирательному округу, избранным признается кандидат, зарегистрированный раньше.

7. Избранными депутатами Совета поселения по многомандатному избирательному округу считаются зарегистрированные кандидаты, набравшие наибольшее по отношению к другим кандидатам количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом число избранных кандидатов не может превышать число мандатов в многомандатном избирательном округе. При равенстве голосов избранным признается кандидат, зарегистрированный ранее.

8. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 6. Голосование по отзыву депутата Совета поселения, главы поселения

1. Депутат Совета поселения, глава поселения могут быть отозваны гражданами Российской Федерации, обладающими избирательным правом (далее — избиратели).

2. Основаниями для отзыва депутата Совета поселения избирателями могут быть:

1) неоднократное (более двух раз в течение срока своих полномочий), без уважительных причин, невыполнение обязанностей, возложенных на депутата Совета поселения федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, настоящим уставом, решениями Совета поселения, если это подтверждено соответствующим судом;

2) осуществление деятельности, несовместимой со статусом депутата Совета поселения, если это подтверждено соответствующим судом.

3. Основаниями для отзыва главы поселения избирателями могут быть:

1) издание главой поселения нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу (Основному закону) Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и законам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, настоящему уставу, если такие противоречия подтверждены соответствующим судом;

2) совершение главой поселения действий (бездействий), в том числе издание им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, не целевое расходование средств бюджета поселения, если это подтверждено соответствующим судом;

3) осуществление деятельности, несовместимой со статусом главы поселения, если это подтверждено соответствующим судом;

4) нарушение главой поселения срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого на местном референдуме, если это нарушение подтверждено соответствующим судом.

4. Голосование по отзыву депутата Совета поселения, главы поселения проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

5. Итоги голосования по отзыву депутата Совета поселения, главы поселения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 9. Публичные слушания, общественные обсуждения

1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей поселения Советом поселения, главой поселения могут проводиться публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета поселения или главы поселения.

3. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета поселения, назначаются Советом поселения, а по инициативе главы поселения – главой поселения.

4. На публичные слушания выносятся:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

2.1) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

3) проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

(Утратил силу. Решение Совета депутатов сельского поселения Приполярный от 19.04.2018 № 220)

4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

4.1. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом сельского поселения Приполярный и (или) нормативным правовым актом Совета депутатов сельского поселения Приполярный с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

5. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам и вопросам определяется решением Совета поселения с учетом положений настоящего устава.

6. Результаты публичных слушаний подлежат официальному опубликованию не позднее 10 дней со дня их проведения.

Статья 20. Глава муниципального образования

1. Главой муниципального образования является глава поселения.

2. Глава поселения является высшим должностным лицом поселения, наделенным настоящим уставом в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

3. Глава поселения избирается на муниципальных выборах сроком на 5 лет.

4. Полномочия главы поселения начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы поселения.

5. При вступлении в должность глава поселения приносит жителям поселения присягу. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Совета поселения, должностных лиц местного самоуправления, жителей поселения. Порядок организации и проведения торжественных мероприятий по случаю вступления в должность главы поселения, в том числе текст присяги, определяются решением Совета поселения.

6. Глава поселения осуществляет полномочия на постоянной основе.

7. Глава поселения должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

8. Одно и то же лицо не может занимать должность главы сельского поселения Приполярный более двух сроков подряд.

Статья 21. Полномочия главы поселения

1. Глава поселения обладает следующими полномочиями по решению вопросов местного значения поселения:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени поселения;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом поселения;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты (постановления, распоряжения);

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета поселения;

5) входит в состав Совета поселения и исполняет полномочия председателя Совета поселения, голос главы поселения учитывается при принятии решений Совета поселения как голос депутата Совета поселения;

6) исполняет полномочия главы администрации поселения;

7) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

2. Глава поселения осуществляет иные полномочия, отнесенные к полномочиям председателя представительного органа муниципального образования, главы местной администрации федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, настоящим уставом, иными муниципальными правовыми актами.

Статья 21.1. Гарантии осуществления полномочий главы поселения

1. Главе поселения, за счет средств местного бюджета предоставляются гарантии, установленные федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

2. Также за счет местного бюджета главе поселения предоставляются следующие дополнительные гарантии:

1) единовременное поощрение в связи с достижением возраста 50, 55, 60, 65 лет в размере двух месячных фондов оплаты труда;

2) материальная помощь в связи со смертью близких родственников (родителей, мужа (жены), детей) в размере двух месячных фондов оплаты труда;

3) пособие при прекращении срока полномочий при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в размере трех месячных фондов оплаты труда;

4) частичная компенсация стоимости оздоровительной или санаторно-курортной путевки главе поселения и его детям, а также компенсация стоимости проезда к месту оздоровления или санаторно-курортного лечения и обратно на условиях, в порядке и размерах, установленных решением Совета поселения, в соответствии с законодательством;

5) по окончании срока полномочий главы поселения предоставление единовременной социальной выплаты в сумме, равной 3-х кратному размеру его месячного фонда оплаты труда, в случае, если лицо, замещающее должность главы поселения, не избрано на следующий срок;

6) возмещение расходов по погребению семье умершего (погибшего) главы поселения, в порядке и размерах, установленных решением Совета поселения, в соответствии с законодательством;

7) страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу главы поселения, в связи с исполнением им должностных полномочий, а также на случай заболевания или утраты трудоспособности в период замещения им муниципальной должности или после его прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей, в случаях, порядке и размерах, установленных решением Совета поселения в соответствии с законодательством;

8) дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет в порядке и размерах, установленных решением Совета поселения, в соответствии с законодательством;

9) возмещение расходов, связанных со служебными командировками;

10) возмещение расходов, связанных с переездом из другой местности главы поселения и членов его семьи.

2.1. Дополнительные социальные и иные гарантии, устанавливаются только в отношении лица, осуществлявшего полномочия главы поселения на постоянной основе и в этот период достигшего пенсионного возраста или потерявшего трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанного лица по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 — 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 — 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

3. Размер ежемесячного денежного вознаграждения, порядок и условия предоставления гарантий главе поселения устанавливаются решением Совета поселения.

4. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками и с переездом из другой местности главы поселения и членов его семьи, определяются муниципальными правовыми актами в соответствии с настоящим уставом.

Статья 22. Досрочное прекращение полномочий главы поселения

1. Полномочия главы поселения прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

2.1.) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1. Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

3) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

9) отзыва избирателями;

10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы поселения;

11) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае упразднения муниципального образования;

12) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

13) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

14) в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

2. В случаях, указанных в подпунктах 4, 5, 6, 10 пункта 1 настоящей статьи, полномочия главы поселения прекращаются в день вступления в законную силу решения суда. В остальных случаях, в день наступления соответствующего факта (события).

3. Отставка главы поселения по собственному желанию оформляется постановлением главы поселения, в котором указывается день (время и дата) прекращения исполнения полномочий главы поселения.

Постановление главы поселения об отставке по собственному желанию подлежит официальному опубликованию.

4. В случае отсутствия главы поселения (командировка, отпуск, болезнь и др.), а также досрочного прекращения полномочий главы поселения либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет заместитель главы поселения, в должные обязанности которого входит исполнение полномочий главы поселения в случае его отсутствия.

5. В случае, если глава поселения, полномочия которого прекращены досрочно на основании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы поселения либо на основании решения Совета поселения об удалении главы поселения в отставку, обжалует данные правовой акт или решение в судебном порядке, досрочные выборы главы поселения, избираемого на муниципальных выборах, не могут быть назначены до вступления решения суда в законную силу.

5.1. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава поселения, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения Совета поселения об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, досрочные выборы главы поселения не могут быть назначены до вступления решения суда в законную силу.

Статья 23. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования

1. Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения является администрация поселения.

2. Администрацией поселения руководит глава поселения на принципах единоначалия.

3. Администрация поселения обладает правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций.

3.1. Юридический адрес: 628158, Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Березовский район, поселок Приполярный, 2 микрорайон, дом 3 а.

3.2. Решение об учреждении органа администрации поселения с правами юридического лица принимается Советом поселения. Решение Совета поселения об учреждении органа администрации поселения с правами юридического лица считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее 7 депутатов Совета поселения.

4. Структура администрации поселения утверждается Советом поселения по представлению главы поселения.

Отставка главы поселения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *