Требования к участникам

Требования к участникам закупки по 223-ФЗ в 2019 году

Стать участниками закупки, реализуемой в рамках 223-ФЗ, могут как юридические, так и физические лица. При этом они должны отвечать всем требования, предъявляемым к потенциальным поставщикам. В противном случае заявка будет отклонена. Поэтому важно понимать, кто устанавливает подобные требования, и какими они могут быть.

Основные принципы формирования требований к участникам

Правилами пункта 6 статьи 3 предусмотрена обязанность заказчика самостоятельно устанавливать требования к участникам закупки. Они прописываются в закупочной документации и положении о закупках. В противном случае установление требований признается незаконным.

Участником закупки может стать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и даже физическое лицо. Организационно-правовая форма и местонахождения уставного капитала значения не имеют. Исключение составляют только сами организаторы тендера, а также родственники руководителя заказчика и членов комиссии.

При составлении требований, предъявляемых к участникам процедур, заказчик должен руководствоваться нормами закона, а также принципами равноправия и справедливости. Запрещено выдвигать условия, которые приводят к ограничению конкуренции или дискриминации.

Нельзя также устанавливать неизмеряемые требования. Каждый участник должен еще на стадии подготовки заявки оценить свои возможности. Измеряемые критерии помогут ему понять свои шансы на допуск к участию в процедуре. Поэтому заказчик не имеет права устанавливать требования, которые нельзя измерить.

Часто встречающиеся требования

У большинства заказчиков перечень требований к участникам выглядит примерно одинаково. В него входят следующие пункты:

  1. Потенциальный поставщик должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке. У него должны иметься все необходимые разрешительные документы, допуски и лицензии на ведение своей деятельности.
  2. В отношении участника не должны быть инициированы процедуры банкротства и ликвидации, деятельность фирмы не приостановлена в соответствии с нормами Административного Кодекса России.
  3. Поставщик обязан быть платежеспособным и иметь устойчивое финансовое равновесие.
  4. Задолженность по налогам и иным обязательным платежам в бюджет государства не должна превышать 25% от балансовой стоимости всех активов компании. Данные для анализа берутся из бухгалтерской отчетности за прошедший отчетный год. Если участник в установленном законодательством порядке подал жалобу в соответствующую инстанцию на неправомерность начисления платежа и решение по такому обращения на день подачи заявки еще не принято, то компания к закупке допускается.
  5. Участнику необходимо иметь определенный уровень квалификации для выполнения работ, предусмотренных контрактом. У него должны иметься соответствующие производственные мощности, оборудование, трудовые и экономические ресурсы. Он должен обладать достаточным опыт исполнения аналогичных договоров.
  6. Потенциальный поставщик должен отличаться хорошей деловой репутацией. Не допускается наличие судебных решений о взыскании неустоек и штрафов в пользу контрагента участника.
  7. При проведении особо важных закупок заказчик может устанавливать требования о наличии у участника системы контроля качества, отвечающей определенным стандартам.
  8. Нормами части 7 статьи 223-ФЗ заказчикам разрешено устанавливать требования об отсутствии информации о потенциальном поставщике в РНП. Причем компания не должна значится в реестрах, ведущихся по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

В закупочной документации прописываются четкие параметры, по которым потенциальный поставщик сможет определить свое соответствие установленным требованиям. Заранее предусмотреть все возможные аспекты и прописать их в положении о закупках удается не всегда. Поэтому заказчикам рекомендовано оставлять этот перечь открытым и корректировать его для каждой процедуры в отдельности.

Энциклопедия решений. Требования к участникам закупки по Закону N 223-ФЗ

Требования к участникам закупки по Закону N 223-ФЗ

Закон N 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к такой закупке видами и категориями юридических лиц, перечисленными в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ (далее — заказчики). Этот Закон не определяет непосредственно способы закупки, условия их применения и порядок проведения закупки, а только требует от заказчиков разработать и утвердить положение о закупке. Именно этот документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ст. 2 Закона N 223-ФЗ, см. также, например, письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317).

Это касается и требований, предъявляемых к участникам закупки (далее — участники). За исключением правила ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, допускающего установление требования об отсутствии сведений об участниках в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Закона N 223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, Закон N 223-ФЗ не конкретизирует требования к участникам, которые вправе установить заказчик. Ограничения свободы заказчика в установлении таких требований следуют из ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, устанавливающей принципы закупок. Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ одним из принципов, которым обязаны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок, является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам. А в силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ еще одним из принципов закупки является отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам. В последнем случае, как мы полагаем, формулировка не совсем точна, очевидно, имеется в виду, что измеряемыми должны быть показатели, отражающие соответствие этим требованиям.

Как видим, закон прямо допускает установление заказчиком требований к участникам, ограничивающих допуск к участию в конкретной закупке, требуя только чтобы эти требования были обоснованными и измеряемыми.

То же относится и к представлению документов, подтверждающих соответствие установленным заказчиком требованиям. В п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ указано, что документация о закупке должна содержать требования к участникам и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям. При этом не содержится каких-либо ограничений в части того, какие именно документы в подтверждение каким именно требованиям вправе требовать заказчик.

Как указано в определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, включение заказчиком в документацию о закупке дополнительных требований к участникам сужает круг потенциальных участников. Однако такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства и Закона N 223-ФЗ лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки. Также отмечено, что требования к участникам могут рассматриваться как нарушающие законодательство, если антимонопольный орган докажет что они включены в документацию специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых заказчиком процедур.

Одновременно следует учитывать, что согласно ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам требования, которые не указаны в документации о закупке. В противном случае действия заказчика могут быть признаны неправомерными (см. постановления Девятого ААС от 01.12.2014 N 09АП-42440/14 и АС Московского округа от 17.03.2015 N Ф05-1173/15). При этом по смыслу положений ч. 2 ст. 2 и общей нормы ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, относящейся и к п. 9 этой части, в документацию о конкретной закупке могут быть включены только те требования к участникам и тот перечень документов, представляемых для подтверждения соответствия этим требованиям, которые предусмотрены для закупок такого рода в положении о закупке. Включение в извещение о закупке требований к участникам, не предусмотренных в положении о закупке для закупок такого рода, например, о наличии у них соответствующего опыта, может быть признано неправомерным (см., например, пресс-релиз УФАС по Хабаровскому краю от 08.11.2012 N 2/8159, решение УФАС по Вологодской области от 26.03.2012 N 119-17АМ3/12).

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке требования к участникам (для тех или иных способов закупки, закупки тех или иных видов товаров, работ, услуг) и перечень документов, которые подтверждают соответствие этим требованиям. В документации о конкретной закупке такие требования и перечень таких документов устанавливаются в соответствии с положением о закупке (см. также раздел 8 разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12). Единственные ограничения — такие требования должны быть обоснованными, а соответствие им должно определяться измеряемыми, объективными показателями.

Заметим, что некоторые требования вытекают из норм законодательства, устанавливающих требования наличия лицензии, свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, или членства в такой организации в качестве условия осуществления деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ). При закупке прав на объекты интеллектуальной собственности или, например, работ по переработке таких объектов очевидно правомерно установление в качестве условия допуска к участию в такого рода закупке требования о наличии соответствующих прав в отношении указанных объектов (см., например, постановление Тринадцатого ААС от 23.08.2012 N 13АП-10005/12).

Также следует учитывать, что согласно уже упомянутой ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ требования, предъявляемые к участникам, применяются в равной степени ко всем ним. Этот же принцип следует и из ч.ч. 1, 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающих совершение заказчиком, руководствующимся Законом N 223-ФЗ, действий, ограничивающих конкуренцию, при проведении любых конкурентных закупок. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.

О допустимости предъявления требования об опыте аналогичной деятельности участника закупок по 223-ФЗ

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках (Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Вместе с тем, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее — заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также — закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Таким образом, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта с которым будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращая злоупотребление в сфере закупок.

По общему правилу указание заказчиком в документации особых характеристик услуги, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такой услуги, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Опыт аналогичной деятельности участника позволяет судить о его способности выполнить объем услуг, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названных критериев допуска к участию в закупке является обоснованным.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленные заказчиком требования, связанные с положительным опытом оказания аналогичных услуг, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Дополнительные требования к участникам закупки, свидетельствующие об опыте работы на рынке, направленные на потенциальную предсказуемость надлежащей выполнимости закупки, не нарушают принцип равенства, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, поскольку эти критерии в равном степени применимы ко всем участникам закупки. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Сказанное следует из определений Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 N 304-КГ16-17592 (вошло в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017), от 20.07.2017 N 305-КГ17-3423 (вошло в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, далее — Обзор N 5 (2017)), от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502 (вошло в Обзор N 5 (2017)), от 13.10.2017 N 305-КГ17-8138, а также пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

См. также пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), пункт 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), Определение Верховного Суда РФ от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243 по делу N А40-3315/2016, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2016 N Ф09-8071/16 по делу N А76-20879/2015, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.2018 N Ф04-1843/2018 по делу N А75-9004/2017 и др.

Как заранее пройти квалификацию на ЭТП

Автор иллюстрации Дарья Привалова

В каких закупках потребуется подтверждение?

Подтверждать квалификацию до подачи заявок нужно не во всех закупках, а только в закупках отдельных видов товаров, работ и услуг по постановлению правительства № 99. Вот пятерка самых популярных отраслей:

  1. Сохранение объектов культурного наследия: памятников истории и культуры.
  2. Закупки с НМЦ выше 10 млн руб. на строительство, реконструкцию, ремонт и снос капитальных зданий.
  3. Закупки с НМЦ выше 10 млн руб. на ремонт и содержание автомобильных дорог.
  4. Питание в школах, больницах и других социальных учреждениях на сумму выше 500 тыс. руб.
  5. Организация отдыха детей и их оздоровления.

В информационной карте таких закупок вы увидите:

До 1 июля 2019, если к закупке применялись требования из постановления, участник в составе заявки прикладывал документы, подтверждающие его квалификацию и право участвовать в этой закупке.

С 1 июля 2019 участники таких закупок должны заранее подтвердить соответствие дополнительным требованиям по виду работ у оператора ЭТП (ч. 1 ст. 66 44-ФЗ). Только после этого у них будет возможность подать заявку на участие. Заказчик автоматически получит эти документы от ЭТП.

При оформлении заявки на площадке вы увидите предупреждение, что в закупке требуется подтвердить квалификацию. Даже если отправите заявку, приложив необходимые документы, площадка тут же вернет заявку обратно.

Процедура подтверждения занимает до 5 рабочих дней после подачи документов. Если закупка проходит в короткие сроки (например, за 7 календарных дней), для поставщика без квалификации есть риск не успеть принять в ней участие.

Какие документы предоставлять?

Исчерпывающий список документов на каждый вид деятельности есть в приложениях к постановлению № 99. В таблицах четко указано, какими документами подтверждать требования к участнику.

Например, поставщик питания в школы и больницы прикладывает:

  • копию исполненного контракта по 44-ФЗ или 223-ФЗ не ниже 20% от НМЦ текущей закупки,
  • копию документа о приемке.

А участник закупки на строительство капитальных объектов с НМЦ 10 млн руб. предоставляет:

  • копию как минимум одного исполненного контракта на сумму не ниже 50% от НМЦ текущей закупки,
  • копию документа о приемке,
  • разрешение на ввод здания в эксплуатацию.

Документы, которые участник направляет оператору ЭТП, должны отвечать требованиям из постановления № 99 и быть правильно оформленными:

  • Если сказано, что в нем должны быть все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 федерального закона «О бухгалтерском учете», убедитесь, что есть все необходимые печати, подписи, у документа правильное наименование и т.д.
  • Если нужен опыт в строительстве капитальных объектов, не подойдут контракты на строительство автодорог. Компания без опыта строительства зданий не сможет принять участие в закупке.
  • Не подойдут контракты, где вы были субподрядчиком у победителя закупки по 44-ФЗ или 223-ФЗ.
  • Если контракт должен быть исполнен за последние три года, не стоит прикреплять контракты пятилетней давности.
  • Справку об отсутствии судимости у бухгалтера по экономическим преступлением нельзя заменить декларацией.

Эти рекомендации кажутся очевидными, но не все им следуют. Когда оператор ЭТП отклонит заявку, придется искать ошибки, исправлять, загружать повторно и ждать проверки.

Что учесть при подготовке документов?

  • Если вы планируете участвовать в закупках на нескольких площадках, придется пройти проверку у каждого оператора. ЭТП проверяют соответствие квалификационным требованиям независимо друг от друга.
  • На каждый вид товаров, работ и услуг документы нужно предоставлять отдельно. Например, если организация занимается строительством и капитальных зданий, и автодорог, нужно подать две заявки для внесения в реестр ЭТП.
  • Документы может загрузить только участник, у которого есть регистрация в ЕИС.
  • Если вы захотите актуализировать уже согласованные документы или добавить новые, оператор ЭТП будет заново рассматривать вашу заявку. Это тоже займет до 5 рабочих дней.

Сколько времени действует подтвержденная квалификация?

Считается, что участник включен в реестр бессрочно, но у документов, которые были загружены в личный кабинет, есть срок давности. По постановлению № 99 он равен 3 годам, как и срок аккредитации на любой из ЭТП госзакупок.

Требования к участникам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *