В чьих руках власть в государстве?

Фото: Андрей Чеботарев

В Алматы прошел X Media Курылтай, бессменным организатором которого является Казахстанский пресс-клуб. Тему юбилейной конференции определили как «Медиарынок: системные изменения и поиск новых смыслов».

Директор представительства Internews в Казахстане Ержан Сулейменов, ставший модератором одной из сессий конференции, обозначил основные проблемы, стоящие перед казахстанскими медиа.

— Необходимо развить меры по поддержке инфраструктурных проектов. СМИ не могут развиваться, если не будут реализованы инфраструктурные проекты по переходу на цифровое вещание и на реставрацию системы розничного распространения. Также необходимо создать лучшие экономические условия для СМИ. Пересмотр иностранного инвестирования в медиа способствовал бы притоку инвестиций, технологий, лучшего менеджмента и стандартов журналистики. Льготное налогообложение является необходимым условием и применяется во многих странах. А вот наличие государственных СМИ должно быть ограничено, и их финансирование из бюджета должно быть абсолютно прозрачным. Помимо этого, для экономического развития СМИ необходимо дружелюбное законодательство. Немаловажным в этом вопросе является развитие рынка исследований. Когда мы готовились к этому мероприятию, мы поняли, что никто и никогда не делал исследований казахстанского медиарынка с точки зрения его вклада в экономику страны. Мы до сих пор не знаем условия государства как собственника медиаресурсов на рынке. Объемы бюджетного финансирования СМИ до сих пор является тайной за семью печатями. Почему бы вместо финансирования пропаганды не потратить бюджетные средства и на такие исследования? – задался вопросом модератор.

Ержан Сулейменов отметил, что речь на панельной дискуссии пойдет о модернизации сознания.

— Что нам нужно менять? Что нам необходимо модернизировать? Давайте разберемся, какое место какое место занимают медиа в этом базисе. Рахим, где мы находимся? – обратился модератор к директору центра прикладных исследований «Талап» Рахиму Ошакбаеву.

Фото: Олег Спивак Рахим Ошакбаев.

Спикер рассказал, что организаторы попросили специалистов «Талап» провести исследование медиарынка Казахстана. Экономисты центра прикладных исследований постарались на основе доступных статистических данных понять, что происходит с медийной отраслью.

— Мы выбрали 4 кода общего классификатора, которые относятся к отраслям информации и связи. По состоянию на 2015 размер информационной отрасли оценивался в 482 млрд тенге, связь – 1 трлн тенге. На наш взгляд, они в какой-то степени представляют из себя медиарынок, — отметил докладчик.

Рахим Ошакбаев подчеркнул, что данные по госзаказу в СМИ недоступны. Поэтому он сослался на информацию Правового медиацентра, который утверждает, что госзаказ занимает до 40% в доходах СМИ. По их данным, рейтинг главных получателей госзаказа среди интернет-компаний в 2014 выглядел следующим образом:

— АО «Казконтент» — 1 345 969 747 тенге,

— информационное агентство «Казинформ» — 639 664 462 тенге,

— информационное агентство КазТАГ — 83 214 129 тенге,

— «Компания ЮрИнфо» (Zakon.kz) — 49 120 018 тенге,

— блог-платформа Yvision.kz — 23 999 999 тенге,

— ОФ «Фонд развития казахского интернет-пространства Абай-информ» (Abai.kz) — 16 928 572 тенге,

— информационное агентство «Интерфакс-Казахстан» — 11 973 835 тенге,

— ОЮЛ «Казахстанская ассоциация интернет-развития и ресурсов» — 8 125 000 тенге.

— Когда мы говорим о цифрах, нужны какие-то сравнения. Здесь прозвучало, что государственные телеканалы занимают 60% от объема финансирования. Совокупная доля государственных каналов, входящая в корпорации, охватывает 15% аудитории. Вот, что нужно знать, если говорить о соотношении расходов и эффективности, — добавил Ержан Сулейменов.

Модератор напомнил, что, согласно отчетам международной неправительственной организации Freedom House, Казахстан в индексе свободы интернета находится в группе стран с несвободным интернетом.

— В Казахстане и за рубежом очень часто критикуют нашу страну за несвободу высказываний, но следующее исследование, возможно, вас немного удивит и даст пищу для размышлений. Я хочу предоставить слово ректору Нархоза Кшиштофу Рыбиньски, вуз которого провел уникальное исследование, — сказал Ержан Сулейменов.

Фото: Олег Спивак Кшиштоф Рыбиньски.

Ректор Нархоза рассказал, что искусственный интеллект, который создали в университете, проанализировал более 500 статей для того, чтобы понять есть ли свобода СМИ в Казахстане, или нет.

— Я поляк, и поэтому решил для сравнения изучить, как обстоят дела в Польше. С июня по сентябрь мы изучали сайты четырех крупных новостных ресурсов в Казахстане и трех – в Польше. Мы применяли метод анализа тональности политических текстов. Суть этого анализа заключается в том, что искусственный интеллект находит заданное слово – у нас это было упоминание фамилий президентов, членов правительства – и анализирует 15 слов, которые идут перед упоминанием фамилии, и 15 слов после, используя словарь тональности, созданный российскими ученными. Мы посчитали количество слов с отрицательной и положительной тональностью и составили рейтинг политиков Польши и Казахстана. В первую очередь, мы посмотрели, о ком чаще всего из политиков пишут в Польше. Это оказались президент, лидер правящей партии, премьер-министр. Видно, что в СМИ их фамилии часто встречаются. В чьих руках реально сосредоточена власть в Казахстане? Здесь с большим отрывом лидирует президент республики Нурсултан Назарбаев, — рассказал об итогах исследования Кшиштов Рыбиньски.

В рамках исследования в Нархозе также изучили и уровень свободы слова в Казахтане и Польше.

Основным критерием здесь стал такой: если допускается критика правительства, то в этой стране есть свобода слова. Согласно итогам исследования, в Польше отрицательно отзываются только об одном министре, а в Казахстане, который по рейтингам о свободе СМИ гораздо ниже Польши, чаще негативно отзываются о разных министрах.

— Из этого можно сделать вывод, что в Казахстане свобода СМИ хорошая, — заключил ректор Нархоза.

— У меня складывается ощущение, что это исследование выявило фигу в кармане, которую держат казахстанские медиа, выполняя какие-то договоренности с властью, но подсознание прорывается, и искусственный интеллект это увидел, — поделился своим мнением об исследовании Ержан Сулейменов.

После этого модератор обратился к председателю правления Казахстанского МедиаАльянса (КМА) Арманжану Байтасову: «Как ты оцениваешь ситуацию со свободой слова и экономическим положением медиа? Какие проблемы в отрасли необходимо решить в первую очередь?»

Фото: Олег Спивак Арманжан Байтасов.

— Я в приложении VoxBall запускал опрос: «Есть ли свобода слова в Казахстане?». Более 50% уверены, что свободы слова нет. Я сам тоже принял участие в этом опросе и выбрал ответ «Воздерживаюсь», — признался Арманжан Байтасов. – Я точно не могу ответить на этот вопрос. Важно, что мы подразумеваем под этим понятием. У нас достаточно свободный интернет, практически все участники медиарынка и пользователи соцсетей совершенно свободно высказывают свое мнение, и им, за редким исключением, ничего за это не грозит. У нас есть возможность высказывать свою точку зрения. Другой вопрос: вас не допустят на большой телевизионный канал, чтобы вы смогли высказать свое мнение. Но нужно понимать, что кто платит – а государство на сегодня самый большой заказчик на телевидении – тот и определяет повестку. Еще пять минут назад я был в этом убежден, но, услышав результаты исследования Нархоза, увидел, что журналисты, даже выполняя госзаказ, настроены критично и высказывают свою точку зрения.

— Но исследовали онлайн-издания – не телеканалы, — парировал Ержан Селейменов.

— Предполагаю, что эти данные близки к общим настроениям в медиасфере. Поэтому я думаю, что свобода слова в Казахстане есть, и люди могут высказывать свою точку зрения. Конечно, у нас есть проблемы в судебной системе. В Казахстане известны случаи, когда люди страдали за распространение информации. Это конечно печально. Наши законы работают избирательно. Нельзя сказать, что уровень свободы слова в Казахстане безграничный, но свободы слова есть, — отметил спикер.

«Самое главное в нашей работе – это контроль, поэтому до конца следующего года мы внедрим общую систему контроля, которая будет контролировать весь интернет и проводить обзоры информации в интернете», — напомнил Ержан Сулейменов слова министра информации и коммуникаций Казахстана Даурена Абаева, сказанные им на заседании мажилиса 8 ноября.

– Правда, он говорил про противоправный контент. Однако министр упоминал и об отключении сайтов, и все остальное. Мы послушали мнения спикеров, и одно из них подкреплено цифрами о том, что журналисты у нас настроены довольно критично. Карлыгаш, ты работаешь в поле, какова на твой взгляд ситуация? Что нужно менять в своих подходах представителям власти для того, чтобы медиа начали выполнять свою функцию? – задал модератор вопрос главному редактору Exclusive Карлыгаш Еженовой.

— В Казахстане собираются принять новый закон о СМИ. Законопроект — это прекрасная возможность посмотреть, где мы сейчас, и ответить на самый главный вопрос: выполняют ли СМИ свою фундаментальную функцию – коммуникативную? – сказала она.

Фото: Олег Спивак Карлыгаш Еженова.

Карлыгаш Еженова обратила внимание и на модернизацию сознания, о которой сейчас много говорят.

— Что такое модернизация для СМИ страны? Это, прежде всего, повышение нашей конкурентоспособности. Наша с вами конкурентоспособность – это ключевое понятие, которое должно влиять на новый законопроект о СМИ. Но прежде чем начать его разрабатывать, нужны хорошие нормальные комплексные сведения. Меня беспокоит, что новый законопроект носит контрольно-запретительный характер, но ведь это противоположный тренд модернизации сознания. Если не будет конкурентоспособного контента, читатели уйдут в соцсети. Самая продуктивная часть общества перестала читать СМИ, так как мы не даем им информацию, которая им позволяет расти над собой. Они уходят в другое информационное пространство. Это плохой знак для государства – оно тотально проигрывает информационную войну, притом, что тратит огромное количество денег для формирования этого контента. Самым заинтересованным лицом на рынке, который должен абсолютно иначе взглянуть на ситуацию, является государство, так как оно теряет связь с самой продуктивной, экономически активной частью общества. Модернизацию общества необходимо производить через национальные элиты. Мы с ними почти потеряли связь. Давайте вспомним 1905 и 1917 годы, тогда власть потеряла связь с национальными элитами – не буду говорить, что произошло. Нам нужно пересмотреть взаимоотношения между властью, обществом и СМИ как основной коммуникативной площадкой. Сейчас есть некий социальный контракт между СМИ и государством, но мне кажется, что нам перед принятием нового закона нужно сделать исследования, на основе которых будет подготовлена целая концепция и пересмотреть условия негласного контракта между СМИ и государством, — подчеркнула Карлыгаш Еженова.

— Одним из важных постулатов этой модернизации является то, что никто ничего никому не должен. Власть-то давно уже поняла, что нам ничего не должна, а лишь мы ей обязаны, — выразил свою точку зрения о модернизации сознания Ержан Сулейменов.

– Айдос, ты когда-то был издателем. Скажи, медиа в Казахстане – это часть индустрии, или идеологическая машинка, которую используют при необходимости, или культурный артефакт, который просто украшает наш ландшафт? Что сейчас происходит в индустрии? – обратился он с вопросом к политологу Айдосу Сарыму.

— Изначально в Казахстане рынка в капиталистическом понимании никогда не было. Подлинные рыночные отношения у нас начались в 90-е годы, но и здесь были разные периоды. В Казахстане есть два информационных мира: казахоязычный и рускоязычный. Мне кажется, что ролевые модели, которые этим мирам присущи, с СССР заложены. В одном случае это агитатор и организатор, во втором это совесть нации. Эти две ролевые модели въелись в наш менталитет, и мы до сих пор не представляем себе, за редким исключением, наш бизнес как бизнес. Эта роль оказалась удобной для власти. Мы сами не пересмотрели свое отношение к тому, чем мы являемся. Второй момент связан с 90-ми, когда государство начало терять свои позиции на рынке СМИ. Но сейчас мы опять пришли к тому, что государство начало играть основополагающую роль в этом секторе. Вдумайтесь в цифры, которые озвучил Рахим Ошакбаев. Государство тратит колоссальные средства на госзаказ. Однако мы сами пока не знаем, чего хотим. У нас нет общей или хотя бы выраженной позиции относительно нового закона о СМИ. Только наше медиасообщество не имеет выраженных артикулированных интересов либо боится их выражать. Есть еще один важный философский вопрос, на который мы должны ответить: куда мы хотим идти? – обозначил вопрос, который казахстанские СМИ должны поставить перед собой, Айдос Сарым.

Фото: Олег Спивак

— Наше панельное заседание называется «Системные изменения на медиарынке. Влияние на общую экономическую и политическую систему страны». Что сделать, чтобы это влияние появилось? – задал вопрос всем спикерам Ержан Сулейменов.

— Развитию медиа, помимо самоцензуры, мешает госзаказ. Большое участие государства на рынке не дает развиваться коммерческим предприятиям. Коррупция также негативно влияет на развитие медиа, так как она убивает талант. Коррупция создает апатию в обществе. Мешает развитию отрасли и отсутствие справедливости. Люди не верят в наличие справедливых судов в стране и покидают республику. Сейчас обсуждает законопроект о СМИ, и МадиаАльянс очень мало предложений получает от самих журналистов. Много говорят о том, что нужно поднимать престиж профессии, но, если мы сами этим не займемся, за нас это никто не сделает, — заметил Арманжан Байтасов.

— На мой взгляд, влияние СМИ растет. Со здравым смыслом никто никогда спорить не будет. Если вы публикуете здравые идеи, то вопрос времени, когда их примут. Влияние СМИ беспрецедентно, и оно будет возрастать. Сейчас вопрос в нас самих. Почему нет проактивной позиции? Просто это никому не важно. Все заняты зарабатыванием денег. Есть заказы и госзаказы, и все довольны. Если бы это затрагивало непосредственно ваши финансовые интересы, все бы давно мобилизовались, — сказал Рахим Ошакбаев.

— Кшиштов, может быть у вас есть совет, как стать влиятельными? – спросил Ержан Сулейменов.

— Бороться с цензурой невозможно. Она везде есть и будет. Менять необходимо контент. На информационных ресурсах зачастую превалируют криминальные новости. Бывают дни, когда на главной странице сайтов из 10 новостей 8 – о ДТП, бытовых разборках и насильственной смерти. Так нельзя. И вам нужно решить эту проблему, — заключил Кшиштов Рыбински.

Главная / Губернатор Красноярского края / Статус и полномочия Губернатора края

В соответствии с Уставом Красноярского края Губернатор Красноярского края является высшим должностным лицом региона и возглавляет краевую исполнительную власть. Деятельность Губернатора края обеспечивает защиту прав и свобод граждан, единства и территориальной целостности, статуса края, социально-экономическое развитие края, политическую стабильность и согласие, исполнение законов края.

Губернатор края совместно с Законодательным Собранием края определяет:

  • основные направления экономической и социальной политики в крае;
  • стратегию взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации;
  • стратегию международного и межрегионального сотрудничества края;
  • обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти края с иными органами государственной власти края;
  • организует взаимодействие органов исполнительной власти края с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления, партиями, движениями и иными общественными объединениями.

Губернатор края избирается жителями края сроком на пять лет. Губернатором края может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и достигший ко дню голосования 30 лет. Гражданин Российской Федерации, избираемый Губернатором края, не может замещать должность более двух сроков подряд. Избранный Губернатор края может быть отозван избирателями.

Церемония вступления в должность проходит в определенный Законодательным Собранием края день. Губернатор края вступает в должность в торжественной обстановке в присутствии депутатов Законодательного Собрания края, представителей органов местного самоуправления и общественности. На церемонии Губернатор края произносит присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Красноярского края соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав Красноярского края и законы Красноярского края, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы жителей Красноярского края, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, приложить все свои силы и знания на благо Красноярского края».

При осуществлении своих полномочий Губернатор края обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, Устав и законы края, а также исполнять указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Губернатор края:

  • представляет край в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей, подписывает при этом договоры и соглашения от имени края;
  • принимает решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания края;
  • обнародует либо отклоняет законы, принятые Законодательным Собранием края;
  • осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, Уставом и законами края;
  • определяет структуру органов исполнительной власти края с учетом системы органов исполнительной власти края;
  • формирует Правительство края, принимает решение об отставке Правительства края;
  • формирует Администрацию Губернатора края;
  • назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей Губернатора края, заместителей Губернатора края, руководителей иных органов исполнительной власти края, а также иных должностных лиц;
  • руководит органами исполнительной власти края, подчиненными Губернатору края в соответствии со структурой органов исполнительной власти края;
  • вправе отменять правовые акты Правительства края, иных органов исполнительной власти края или приостанавливать их действие с указанием мотивов (обоснованием) принятого решения;
  • вправе отзывать проект закона края, внесенный в Законодательное Собрание края Правительством края;
  • принимает решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ — представителя от Правительства края;
  • назначает половину членов Избирательной комиссии края с правом решающего голоса;
  • назначает и отзывает представителей края при органах государственной власти РФ, в субъектах Российской Федерации, в иностранных государствах и при международных организациях после проведения консультаций с Законодательным Собранием края;
  • представляет в Законодательное Собрание края ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства края и возглавляемых Правительством края органов исполнительной власти края, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием края;
  • обращается в Конституционный Суд РФ от имени органов исполнительной власти края;
  • вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания края;
  • представляет Законодательному Собранию края программы социально-экономического развития края и отчеты об их исполнении;
  • награждает наградами и присваивает почетные звания края в соответствии с законом края;
  • создает постоянные и временные комиссии, советы и другие консультативные и совещательные органы при Губернаторе края;
  • использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти края, органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления, партиями, движениями и иными общественными объединениями, предприятиями и иными организациями;
  • принимает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, вносит в Законодательное Собрание края проект закона края о роспуске представительного органа муниципального образования;
  • осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции высшего должностного лица субъекта РФ федеральными законами, Уставом и законами края.

Полномочия, принадлежащие Губернатору края, осуществляются им лично. Губернатор края вправе под свою ответственность передать первым заместителям Губернатора края осуществление отдельных полномочий, а также заместителям Губернатора края.

Для обеспечения исполнения полномочий Губернатора края в краевом парламенте также учреждена должность полномочного представителя Губернатора края в Законодательном Собрании края.

Губернатор края использует печать Губернатора края с изображением герба края, а также иные официальные символы государственной власти. В случае, когда Губернатор края временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет первый заместитель Губернатора края, определенный Губернатором края.

Если должность Губернатора края оказывается вакантной, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий Губернатора края или временного отстранения Губернатора края от должности, Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности Губернатора края. Полномочия временно исполняющего обязанности Губернатора края прекращаются с момента, когда Губернатор края приступает к исполнению своих обязанностей.

Организационное, материально-техническое, консультационное и экспертное обеспечение полномочий Губернатора края осуществляет Администрация Губернатора Красноярского края.

На практике в понятие «управление»вкладывается в основном смысл технологической организации объекта управления, т. е. оперативного управления, а администрирование — административное управление, основная функция которого состоит в определении политики организации, региона, отрасли, государства. Таким образом, различают две функции — административную, т. е. функцию по разработке политики, и оперативную, собственно управленческую, исполнительскую, которые объединяет и обеспечивает непосредственное руководство людьми.

Властьпредставляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякой политики: власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. Власть является средством осуществления политики и одновременно ее причиной. Существуют универсальные свойства власти: ее всеобщность (функционирование во всех сферах общественных отношений), способность проникать во все виды человеческой деятельности, связывать людей и социальные группы и одновременно противопоставлять их. Поэтому понятие «власть», как и сама власть, возникает в отношениях между людьми или группами людей, обществом и его частями, т. е. субъектами, наделенными сознанием (индивидуальным или коллективным) и волей, способностью к руководящей деятельности.

Власть имеет единый принцип деятельности — командование в различных его формах (распоряжение, приказание, убеждение и т. п.). Выраженная в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, интеллектуальных, волевых и эмоциональных воздействиях власть существует в двух основных формах — реальной и потенциальной, что сближает ее с понятием «лидерство». Общие организационные, регулятивные и контрольные функции власти конкретизируются во множестве видов управленческой деятельности: выборе целей, принятии решений, определении задач исполнителей, их подборе, создании организации, разработке ее структуры и т. д.

Таким образом, в отношениях понятий «власть» и «управление» прослеживаются определенная соподчиненность и взаимозависимость: власть предполагает управление объектом, а управление — осуществление над ним власти. Иными словами, понятие «власть» первично по отношению к понятию «управление», поскольку не каждый работник управления (например, специалисты, технические исполнители, некоторые функциональные руководители) имеет реальную власть, но каждый работник, наделенный властными полномочиями, выполняет вполне определенные функции управления.

2.​ Понятие «государство». Цель и функции государства.

Государство — это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения и устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

Функции государства— это основные направления внутрен­ней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и соци­альное назначение.

— Внутренние функции — это основные направления деятельности государства внутри общества и страны.

— Внешние функции — это основные направления деятельности государства, проявляющиеся во взаимоотношениях с другими странами.

К внешним функциям относятся:

защита общества, государства от внешней угрозы;

взаимодействие с другими государствами и международными организациями.

— Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих направлений общественных отношений 9охрана прав и свобод граждан, экологическая безопасность, защита государства от внешней угрозы).

— Регулятивная функция — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).

Внутренние функции условно можно объединить в 4 группы.

1. Политическая — государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов.

2. Экономическая — государство регулирует экономические отношения и структурные отношения в экономике (национализация, приватизация и др.)

3. Социальная — осуществление государством программ развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры.

4. Идеологическая — воспитание граждан общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации.

Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цельгосударства есть то, к чему стремится общество, азадачи- средства ее достижения. Следовательно, цели и задачи определяют функции.

Задачи и цели зависят от реальных условий:

потребностей и интересов населения;

экономических возможностей общества;

нравственного и культурного уровня общества;

профессионализма государственных служащих и структур и др.

В чьих руках власть в государстве?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *