Банковское сопровождение контрактов

Содержание

Статья 35. Банковское сопровождение контрактов
 

2. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов. При этом Правительство Российской Федерации вправе установить минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого в соответствии с настоящей частью определяются случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

Согласно постановлению Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов», Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по условиям контракта организация должна заключить с банком договор банковского сопровождения контракта. Банк в свою очередь осуществляет мониторинг по открытому отдельному счету.
Организация как Подрядчик обязана все расчеты вести по данному счету, в том числе закуп сырья и т.п. Это очень большой объем расчетов (контракт на 240 млн. руб., в отношении которого применяется режим простого банковского сопровождения). У исполнителя несколько контрагентов, в числе которых есть и поставщики, и субподрядчик (с которым заключен договор на 41 млн. руб.). Для расчета каждый поставщик товара должен открыть отдельный счет, чтобы с ним рассчитались со своего обособленного счета на открытый им специально для этой сделки счет.
Существуют ли ограничения к выводу средств, оплаченных за работы по договору? Как вести расчеты по данному счету, какие есть ограничения? Можно ли не всем контрагентам открывать специальный счет для расчетов, а с некоторыми контрагентами вместо одного контракта заключить несколько мелких контрактов на сумму до 400 тысяч, чтобы не открывать счета?

28 июня 2019

Рассмотрев вопрос мы пришли к следующему выводу:
Режим простого банковского сопровождения контракта не предполагает ограничений при определении целей расходования денежных средств, предоставляемых исполнителю в рамках исполнения контракта. При этом всем соисполнителям по соответствующему контракту необходимо открыть отдельный расчетный счет. «Дробление» договоров с соисполнителями с целью избежания данной обязанности может повлечь неблагоприятные последствия для исполнителя.

Обоснование вывода:
1. Прежде отметим, что согласно ч. 26 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 этого Закона. Случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, определяют соответственно правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация (ч. 2 ст. 35 Закона N 44-ФЗ). Правила осуществления банковского сопровождения контрактов утверждены постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 (далее — Правила, Постановление).
В п. 3 Постановления определены случаи банковского сопровождения контрактов для обеспечения федеральных нужд. В п. 4 Постановления установлены минимальные размеры НМЦК, с учетом значения которых высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации определяют случаи банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд по общему правилу и минимальные значения, до которых такие пределы могут быть понижены решениями указанных органов.
Осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке (ч. 3 ст. 35 Закон N 44-ФЗ). Согласно пп. «а» п. 2 Правил банковское сопровождение контракта представляет собой обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее — исполнитель) и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями (далее — контрагенты-соисполнители), проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных Правилами. В соответствии с п. 3 Правил банковское сопровождение контракта в дополнение к проведению банком мониторинга расчетов в случаях и порядке, которые определены Правилами, может предусматривать оказание банком иных услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям сопровождаемого контракта. Такое сопровождение именуется расширенным банковским сопровождением. Сопровождение, предусматривающее только мониторинг расчетов, принято именовать простым банковским сопровождением.
2. В п. 6 Правил приведены обязательные условия контракта, заключаемого с условием о простом банковском сопровождении. В числе таких обязательных условий — взаимные обязанности исполнителя и заказчика осуществлять расчеты, связанные с исполнением обязательств по сопровождаемому контракту на отдельном счете, открытом в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта (далее — отдельный счет). Обязательным условием заключаемого контракта является также обязанность исполнителя осуществлять расчеты с использованием отдельного счета с соисполнителями по договорам, заключаемым в рамках исполнения соответствующего контракта*(1). Исполнитель обязан предоставлять и заказчику, и банку сведения, перечисленные в абзаце четвертом пп. «а» п. 6 Правил, о привлекаемых им в рамках исполнения обязательств по сопровождаемому контракту соисполнителях.
Пунктами 13 и 14 Правил установлен перечень обязательных условий, которые должны содержаться в договоре о банковском сопровождении контракта, в том числе: порядок и сроки открытия отдельного счета поставщику, соисполнителям; порядок и сроки зачисления и списания денежных средств с отдельного счета; условия и возможности списания по требованию заказчика денежных средств с отдельного счета, открытого поставщику, в размере предоставленного аванса на условиях, определенных сторонами в сопровождаемом контракте, в случае если сопровождаемым контрактом не предусмотрено предоставление обеспечения его исполнения. При этом ни Правилами, ни Законом N 44-ФЗ режим использования отдельного счета в рамках банковского сопровождения контракта, который бы в том числе предусматривал ограничения и полный запрет на совершение ряда операций, не установлен. Минфин России в письме от 05.05.2015 N 02-02-04/25683 разъясняет, что в случаях простого банковского сопровождения контракта банк не выполняет функции по контролю осуществляемых операций, обеспечивая только предоставление заказчику информации об указанных платежах в порядке, согласованном заказчиком и поставщиком.
Также отметим, что, притом что ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила не содержат как таковых ограничений или запрета на заключение исполнителем по контракту нескольких договоров с одним и тем же соисполнителем на поставку одноименных товаров, выполнение одних и тех же работ, оказание идентичных услуг, это, по нашему мнению, не исключает возможность предъявления претензий со стороны контролирующих органов в случае реального дробления предмета договора с соисполнителем с целью несоблюдения требований об открытии отдельного счета для расчетов с ним в рамках контракта, установленных Правилами*(2).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Банковское сопровождение контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

4 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) Следует отметить, что в письме от 05.05.2015 N 02-02-04/25683 Минфин России разъясняет, что открывать отдельный расчетный счет в рамках исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ необходимо только тем соисполнителям, которым для исполнения своих обязательств по договору с исполнителем необходимо проводить операции, отражаемые на расчетных счетах (например, приобретать товары для поставки). В отсутствие же соответствующей необходимости отдельный счет не открывается. Однако, на наш взгляд, буквальное толкование императивной нормы п. 6 Правил о расчетах с соисполнителем с использованием отдельного счета не предполагает указанной возможности. Иных разъяснений или правоприменительной практики с аналогичной позицией нами не найдено.
*(2) Правоприменительной практики по данной проблеме обнаружить не удалось. Однако, на наш взгляд, в подобной ситуации не исключено применение подхода, выработанного по вопросу о закупке одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика. Смотрите подробнее об этом в материале: Энциклопедия решений. Закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика.

Что такое банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ, алгоритм его осуществления и требования к банкам?

Банковское сопровождение контрактов представляет собой комплекс мер, которые направлены на предоставление заказчику комплекса аналитической информации о соответствии товаров, работ и услуг установленным требованиям государственного контракта. Оно позволяет обеспечить прозрачность расходования бюджетных денежных средств в процессе реализации контракта по 44-ФЗ.

Понятие банковского сопровождения и его цели

Банковское сопровождение контракта предполагает процедуру сбора, обобщения, систематизации и оценки финансовой организацией платежных операций со стороны поставщика и передача их государственному заказчику по 44-ФЗ. Данные действия имеют целью контроль за исполнением контракта, который предполагает реализацию принципов прозрачности и доступности сведений.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Для того чтобы банк имел возможность осуществлять контролирующие функции, к поставщику предъявляется требование об открытии спецсчета в определенном финансовом учреждении.

Банковское сопровождение имеет целью реализацию федеральных и муниципальных нужд. Данный процесс регулируется со стороны Правительства и высшего органа исполнительной власти российского субъекта.

В случае если контракт предполагается заключить с единственным поставщиком, то Правительство устанавливает НМЦК. Эта цена должна учитываться при сопровождении сделки банком для поставки товаров, работ и услуг.

Когда сопровождение банком обязательно

Банковское сопровождение не всегда является обязательным и по многим сделкам не предусмотрено. Постановление Правительства №963 от 2014 года в части банковского мониторинга не применяется в отношении:

  • гражданско-правовых договоров, которые были подписаны государственными, региональными и муниципальными властями на основании ч. 1, 4, 5 ст. 15 44-ФЗ;
  • контрактов по гособоронзаказу (в данном случае банковское сопровождение осуществляется по нормам Главы 3.1 Закона «О гособоронзаказе» от 2012 года 275-ФЗ);
  • контрактов, сведения которых образуют государственную тайну.

Простое банковское сопровождение является обязательным в следующих случаях:

  1. При оформлении госконтракта жизненного цикла, когда поставщик предоставляет полный комплекс работ начиная от разработки проекта и заканчивая его полной реализацией. Обязательное требование устанавливается при превышении цены контракта значения в 10 млрд р.
  2. При оформлении госконтракта с единственным поставщиком на основании актов по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ при цене более 10 млрд р.
  3. При оформлении контракта, по которому предмет или поставщик определены Правительством, когда в отношении поставщика были введены ограничительные меры.

Минимальный размер цены госконтракта, с учетом которого региональные или муниципальные власти определяют необходимость банковского сопровождения, установлены как 1 млрд р. для регионов и 200 млн р. для муниципалитетов.

Расширенное банковское сопровождение сделок применяется по закону в следующих случаях:

  • при строительстве и реконструкции объекта капитального строительства, если контракт подписывается с единственным поставщиком по цене свыше 10 млрд р.;
  • при начальной максимальной цене контракта от 15 млрд р. и если федеральная программа предусматривает привлечение банка для сопровождения;
  • если по госконтракту предусмотрено казначейское исполнение обязательств;
  • если в отношении поставщика или подрядчика действуют ограничительные меры со стороны иностранных государств.

В случае если в качестве госзаказчика выступает Минпромторг, то банковскому сопровождению подлежат только контракты на разработку ПО или суперкомпьютерной технологии для оптимизации формы корпуса судна, разработку механизма и отраслевого справочника по определению конкурентного уровня цен (по Распоряжению Правительства от 2017 года №1658-р).

Классификация и тарифы

Банковское сопровождение подразделяется на две разновидности:

  1. Простое – когда банком отслеживаются действия по счету компании-поставщика, исполнителя или подрядчика, а затем результаты анализа передаются заказчику.
  2. Расширенное – при котором банк контролирует процесс выполнения работ или оказания услуги, а затем делает выводы относительно результата реализации контракта. Иными словами, он должен проверить товары, услуги и работы на соответствие условиям подписанного госконтракта.

Простое сопровождение является услугой, которая безвозмездно оказывается банком.

Тарифы на расширенное банковское сопровождение определяются в индивидуальном порядке. В их основе лежит цена подписанного контракта:

  1. Контракты на сумму от 500 млн р. до 1 млрд р. предполагают комиссионные за сопровождение в размере 1,15%.
  2. Контракты на сумму 1-5 млрд р. – 1,12%.
  3. Контракты на сумму 10-15 млрд р. – 1,09%.
  4. Контракты на сумму от 15 млрд р. – 1%.

Выше указаны предельные тарифы на данную услугу, которые на практике допускается изменять в меньшую сторону.

Какие банки допускаются к сопровождению

Далеко не все банковские организации, которые обладают лицензией на осуществление деятельности в данной сфере, вправе оказывать услуги по банковскому сопровождению контрактов. Перечень требований к банкам регулируется Налоговым кодексом (в частности, п. 3 ст. 74.1) и Правилами банковского сопровождения контракта п. 10 (эти правила включены в Постановление Правительства №963 от 2014 года).

Законодательно установлены требования к банкам:

  1. Опыт работы на рынке в течение не менее 5 лет.
  2. Наличие финансовых ресурсов в объеме от 1 млрд р.
  3. Неприменение к банку процедуры финансового оздоровления со стороны ЦБ.
  4. Соблюдение всех нормативных показателей ЦБ за последние полгода.

Условия заключенного контракта могут предполагать другие требования к банку.

Перечень банков, которые соответствуют законодательным требованиям, приводится на сайте Минфина. Перечень регулярно пересматривается, поэтому актуальные данные стоит дополнительно уточнять.

Поставщик и заказчик обязаны руководствоваться перечнем банков при выборе подходящего учреждения.

Если банк уже в процессе оказания услуги был исключен из перечня из-за несоответствия требованиям, то заменять его на другую финансовую организацию не нужно. Замена потребуется, только если государственные или муниципальные власти пришли к выводу о необходимости досрочного прекращения сопровождения контракта по п. 10 вышеуказанных Правил.

Алгоритм осуществления

Для применения услуги банковского сопровождения контракта в процессе реализации госзаказа используется такой алгоритм действий:

  1. Сведения об обязательном участии банка прописывается в закупочной документации.
  2. Выбирается уполномоченный банк для оказания услуги.
  3. С банком подписывается договор.
  4. Банк выполняет свои услуги и отчитывается перед заказчиком.

Право на выбор банка принадлежит как заказчику, так и поставщику. В отношении выбора банка заказчику и поставщику следует руководствоваться одним из следующих законодательных условий.

Если между банком и поставщиком подписан договор на предоставление банковской гарантии по контракту на сумму от 30% от цены договора, то договор об обслуживании заключается с банком-гарантом. При привлечении банка заказчиком отбор банка производится на основании ФЗ-44 из перечня банков, которые перечислены в п. 10 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов.

Сведения о банковском сопровождении заказчик по 44-ФЗ обязательно прописывает:

  1. В плане-графике. В частности, в графе 30 заказчику следует отметить графу «да». В электронном виде это будет вкладка «Информация о банковском и казначейском сопровождении контракта» по п. 8 ч. 3 ст. 21 44-ФЗ.
  2. В проекте контракта и самом контракте. Данные сведения прописываются в любой графе, например, в «Правах и обязанностях» (по ч. 24 ст. 34 44-ФЗ)х.
  3. В закупочной документации. Данные указываются в разделе «Информационная карта» по п. 8 ст. 42 44-ФЗ.
  4. В извещении о закупке. Сведения об установлении банковского сопровождения включены в блок «Обеспечение исполнения контракта».

В случае неуказания заказчиком сведений о необходимости банковского сопровождения в закупочной документации это может грозить ему штрафом по Административному кодексу. Величина штрафа по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП установлена как 3 тыс. р.

Отказ от заключения договора банковского сопровождения влечет ответственность для обеих сторон:

  1. Для заказчика – административное наказание в виде штрафа по ст. 7.30 КоАП.
  2. Для поставщика – включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), что фактически лишит его возможности дальнейшего участия в закупочной деятельности по 44-ФЗ.

Результаты банковской работы передаются банком заказчику в установленные сроки в виде отчетности и выписок.

Содержание договора по сопровождению контракта

В п. 13 Правил осуществления банковского сопровождения указано на следующие обязательные составляющие договора банковского сопровождения:

  1. Сроки и порядок открытия спецсчета для поставщика или субподрядчиков.
  2. Перечень прав и обязанностей сторон.
  3. Условия движения средств по счету.
  4. Право заказчика на истребование списания денежных средств в размере аванса по контракту, если дополнительно не запрашивается обеспечение исполнения.
  5. Порядок внесения изменений в договор и расторжение контракта.
  6. Обязанность банка предоставлять отчетность заказчику по движению средств.
  7. Обязанность банка передавать информацию об операциях в Федеральное казначейство с помощью специальной системы от Центробанка.
  8. Сведения, указываемые в платежном документе, и право банка на его проверку (по согласованию с госзаказчиком).
  9. Обязанность поставщиков передавать сведения, подтверждающие основание платежа и право банка на проверку таких сведений или отказ в осуществлении платежа.
  10. Право заказчика на запрос отчета о проведенном мониторинге и обязанность предоставить отчетность в течение 5 дней после получения запроса в казначействе.

К обязанностям поставщика по договору банковского сопровождения можно отнести:

  1. Производство расчетов по исполнению контракта на специальном счете в банке, в котором производится сопровождение.
  2. При заключении договора с соисполнителем – указание условий по расчетам с ними.
  3. Предоставление заказчику сведений о соисполнителях (их наименование, адреса и телефоны).

В договоре прописывается ответственность поставщика за неисполнение условий по госконтракту.

В обязанности заказчика входит необходимость платы за товары и услуги на отдельный счет. Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от сопровождения.

При заключении договора расширенного сопровождения в обязанности заказчика включается:

  1. Прописать список документов, которые подлежат проверке на соответствие условиям контракта.
  2. Указать соисполнителей, от которых проверяются документы на соответствие назначению платежа.
  3. Согласовать с банком список информации для проведения проверки.
  4. Согласовать с банком проверку документов на соответствие поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
  5. Согласовать случаи отказа в проведении платежа.
  6. Рассматривать не позднее 5 дней запросы об осуществлении платежей поставщика или его соисполнителей.
  7. Рассматривать не позднее 5 дней запросы поставщика о несогласии с отказом.
  8. Согласовать с банком его ответственность за отказ в проведении платежа.

Состав отчетности от банка

Отчетность, которая составляется банками, должна соответствовать ряду обязательных требований. В их числе:

  1. Формирование и передача заказчику сведений о движении средств по счету должна осуществляться не позже 15 числа месяца, который следует за отчетным, для простого сопровождения и не позднее 25 числа – для расширенного.
  2. В тексте отчета должны быть указаны сведения об итогах проверки на соблюдение поставщиком условий контракта в отношении товаров, работ и услуг.
  3. Стоимость проведенных строительных работ должна быть сопоставлена банком со среднерыночным значением.
  4. Анализ платежных документов следует проводить на соответствие объемам работ данным соглашения.
  5. Выполняемые работы и документы по проекту должны быть проверены на соответствие.

Отчетность должна содержать прочие сведения, если это предусмотрено условиями государственного контракта.

Таким образом, под банковским сопровождением понимается проведение банком проверки платежей и доведение до сведений заказчика результатов мониторинга. Данная процедура вводится для осуществления контроля в части исполнения госконтракта. Банковское сопровождение не относится к обязательным условиям подписания госконтракта. Подобного рода договор заключается только при необходимости оказания соответствующих услуг по 44-ФЗ. Различают две разновидности банковского сопровождения: простое и расширенное. К указанным видам применяют отдельные условия и требования, которым условия должны соответствовать. Перечень банков, которые вправе оказывать подобного рода услуги, содержится на сайте Минфина.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 307 Автор статьи Наталья Чернова Юрист Написано статей 567
>Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ – что это

Что такое банковское сопровождение контракта, когда оно происходит?

Если организация занимается производством какой-либо продукции по государственному контракту, то она обязательно сталкивалась с таким определением, как банковское сопровождение. Что же это такое, в каких ситуациях нельзя избежать заключение такого договора и какие виды такого сопровождения бывают?

Итак, банковское сопровождение — это проверка банком документов, предоставленных организацией, которая выполняет заказ. Если говорить точнее, то банк должен проверить все расчеты, указываемые организацией, и предоставить полученные результаты заказчику. Контролирует эту возможность закон о государственных закупках, данное условие позволяет заказчику товара не беспокоиться о выполнении организацией всех условий.

К тому же, благодаря банковскому сопровождению заказчик может отслеживать все платежи, которые проводят по договору. Обычно такое сопровождение используется тогда, когда заказчику не знакома организация, и в ней нет уверенности, или когда сумма контракта является очень большой.

Правительство нашей страны установило порядок, согласно которому необходимо составлять договор по сопровождению, а также оно установило, каким образом необходимо проводить поиск и выбирать подходящий банк. Такая услуга обычно используется только при необходимости, однако, есть некоторые случаи, когда без банковского сопровождения никак не обойтись.

Есть всего три случая, когда банк обязательно должен проверять финансовые документы, предоставляемые организацией.

Во-первых, если заказчик и поставщик заключают такой договор, когда последний по договору от начала до конца самостоятельно делает весь спектр задач, необходимых для выполнения заказа. То есть поставщик сам разрабатывает проект и сам реализует его.

Например, если организация строит для государственного заказчика автомагистраль. Подобные соглашения называются договорами жизненного цикла.

Во-вторых, банковское сопровождение является обязательным условием в том случае, если сумма по контракту будет составлять более 10 миллиардов рублей. В таком случае сумма, которую потратит бюджет будет слишком большой, поэтому необходимо все обязательно проверить, чтобы впустую не расходовать такую большую сумму.

И в-третьих, если договор заключается только с одним поставщиком, причем он определен Правительством, то банковское сопровождение является обязательным. Данный пункт всегда прописывается в акте, который подтверждает выбор правительства в пользу данного поставщика.

В случаях, которые не относятся к этим трем пунктам, сопровождение не является обязательным и происходит только в том случае, если заказчику это необходимо. Стоит отметить, что такое сопровождение не заказывается для оборонной сферы, потому что таким образом банк может узнать секретные документы.

Всего существует два вида банковского сопровождения: базовое и расширенное. Базовое сопровождение обычно предоставляется банком, просто как бесплатная дополнительная услуга, в нее входит проверка всех финансовых документов, а также выписка по счету, для контроля за операциями по контракту.

Расширенное сопровождение банк предоставляет как дополнительную услугу, в него помимо стандартного пакета услуг также входит контроль за своевременностью платежей и мониторинг различных документов, не только финансовых. Расширенное банковское сопровождение также может являться обязательным пунктом контракта, но только в том случае, если он заключается на сумму свыше 15 миллиардов рублей.

Стоит отметить, что стоимость такого сопровождения высчитывается исходя из стоимости контракта, то есть равно определенному проценту от суммы.

Когда заказчик хочет получить такую услугу, как банковское сопровождение, он должен заключить с банком специальный договор. Помимо самого заказчика данный договор также заключается с поставщиком и, если по контракту они предусмотрены, то и с различными соисполнителями. Содержание такого договора определяется постановлением правительства, обычно в нем есть пункты об обязанностях сторон, порядок зачисления денежных средств, дата заключения договора.

Итак, банковское сопровождение — это проверка банком. Как минимум это проверка финансовых документов, а также предоставление заказчику выписки по счету для того, чтобы он мог контролировать правильность и своевременность денежных средств на счет.

Помимо таких базовых функций есть также расширенное сопровождение, при заключении такого договора банк сам будет следить за поступлением денег на счет, чтобы они соответствовали заключенному договору.

Существуют такие контракты государственных закупок, при которых обязательно должно быть банковское сопровождение, это необходимо для того, чтобы уменьшить риски для бюджета. Также заказчик может по своей воле заключить такой договор с банком, например, если поставщик ему еще не знаком и уверенности в нем нет.

Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок» предусмотрен один из весьма действенных инструментов финансового контроля за исполнением заключенных государственных и муниципальных контрактов. Данным инструментом является банковское сопровождение заключенных контрактов и договоров. Использование данного инструмента предусмотрено положениями статьи 35 указанного закона.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Понятие банковского сопровождения контрактов по 44-ФЗ

Банковское сопровождение контракта – это специальная деятельность финансово-кредитного учреждения, обладающего соответствующей лицензией, направленная на осуществление контроля исполнения заключенного ранее государственного или муниципального контракта. В ходе такого контроля происходит проверка имеющихся документов исполнителя по контракту относительно проводимых расчетов, а также направление результатов проверки государственному или муниципальному заказчику. В процессе осуществления банковского сопровождения контракта заказчику дано право контроля за проводимыми по контракту платежами со стороны исполнителя.

В настоящее время используются простое и расширенное банковские сопровождения, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе».

Когда следует использовать банковское сопровождение для контрактов

Постановлением Правительства Российской Федерации №963, принятым 20 сентября 2014 года, установлены случаи, когда использование банковского сопровождения независимо от его формы является обязательным. К числу таких случаев относятся:

  • заключение контракта, характеризуемого как контракт жизненного цикла. Под такими контрактами понимаются такие закупки, в которых потенциальному исполнителю предлагается выполнить целый комплекс работ или оказать услуги от момента проектирования будущих результатов по контракту до момента сдачи полученных итоговых результатов (например, при строительстве автомобильных дорог, мостов, многоквартирных домов и т. д.);
  • если итоговая цена заключаемого контракта превышает десять миллиардов рублей вне зависимости от используемых закупочных процедур;
  • проводится закупка у единственного поставщика при условии, что такой поставщик определен специальным распоряжением или иным правовым актом Правительства Российской Федерации, а в содержании такого определяющего акта содержится указание на обязательность осуществления банковского сопровождения.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 указанного Постановления использование банковского сопровождения недопустимо в отношении гражданско-правовых договоров, заключаемых государственными и муниципальными заказчиками. Кроме того, не проводятся мероприятия банковского сопровождения в отношении контрактов, направленных на исполнение государственного оборонного заказа, а также в отношении контрактов, которые заключаются вне гособоронзаказа, но сведения о таких закупках являются объектом охраны законодательства о государственной тайне.

Однако со всеми банками может быть заключен договор банковского сопровождения.

Требования к банкам

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Раздел 2 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №963, устанавливает определенные требования, которые должны быть предъявлены к банкам, осуществляющим банковское сопровождение по заключенным государственным и муниципальным контрактам. К числу основных требований относятся:

  • капитал финансово-кредитной организации не должен быть менее одного миллиарда рублей;
  • опыт работы на рынке оказания финансово-кредитных услуг составляет не менее пяти лет;
  • в отношении конкретной организации не должно проводиться со стороны Центрального банка мер, направленных на финансовое оздоровление;
  • установленные на отчетные даты нормативы по взаимодействию с Центробанком полностью соблюдаются и исполняются на протяжении не менее, чем последних шести месяцев;
  • финансово-кредитная организация находится в реестре пользователей специальной системы передачи финансовых сообщений Банка России при осуществлении казначейского сопровождения контракта, а также пользуется такой системой.

Для того чтобы государственный или муниципальный заказчик имел представление о том, какая именно финансово-кредитная организация может быть выбрана в качестве банка, осуществляющего сопровождение контракта, он может обратиться к специально сформированному на основании Письма Минфина №05-07-12/4 от 28.04.2010 перечню банков, которые могут быть задействованы для выполнения обязанностей, предусмотренных статьей 35 Федерального закона «О контрактной системе…».

Как уже говорилось выше, в настоящее время используются два варианта банковского сопровождения контрактов – простое и расширенное. Простое банковское сопровождение регулируется подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства № 963. В соответствии с его положениями использование простого банковского сопровождения осуществляется в случаях:

  • заключения государственного или муниципального договора или контракта «жизненного цикла», если его начальная максимальная цена не превышает десяти миллиардов рублей;
  • установленная начальная максимальная цена контракта превышает десять миллиардов рублей вне зависимости от того, о какой процедуре определения поставщика идет речь, равно как и вне зависимости от того, производится ли закупка у единственного поставщика, который был определен специальным правовым актом Правительства Российской Федерации или Президентом РФ;
  • если при проведении закупочной процедуры установлено ограничение по участию только юридических лиц, которые в силу своей деятельности попали под международные санкции и с целью специального учета были внесены Правительством Российской Федерации в специальный реестр.

Кроме того, простое банковское сопровождение может быть установлено в том случае, если специальными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов федерации либо уполномоченными органами муниципального образования установлено требование о наличии банковского сопровождения контрактов определенного вида, заключаемых подведомственными заказчиками.

Например, для Ленинградской области обязательное банковское сопровождение должно быть установлено для всех контрактов, начальная максимальная цена контракта составляет не менее одного миллиарда рублей.

Банковское сопровождение в его расширенном типе применяется в случаях, предусмотренных положениями подпункта «б» пункта 3 указанного выше Постановления Правительства. В соответствии с содержанием данного подпункта расширенное банковское сопровождение используется в следующих случаях:

  • речь идет о работах по осуществлению строительства и реконструкции тех объектов, которые относятся к объектам капитального строительства. Такое сопровождение осуществляется в случае заключения контракта с единственным поставщиком в случае, если в самом контракте не установлено требование о внесении обеспечения исполнения контракта;
  • закупка проводится на основании установленных государственных программ, если начальная максимальная цена контракта более пятнадцати миллиардов рублей, но в рамках самой государственной программы сформулировано требование об установлении расширенного банковского сопровождения;
  • в отношении контрактов, которые заключаются по решению Правительства Российской Федерации, если в отношении такого контракта предусмотрено проведение казначейского сопровождения;
  • проводится закупка у поставщиков, которые подпали под санкции, в результате чего были включены в специальный реестр Постановлением Правительства, а начальная максимальная цена заключаемого соглашения превышает сумму в пятнадцать миллиардов рублей;
  • федеральными государственными органами, а также органами государственной власти субъектов федерации принято решение, оформленное в виде соответствующего правового акта, о необходимости установления требования об обязательном банковском сопровождении заключаемого государственного контракта.

На каждый из указанных видов сопровождения должен быть заключен специальный договор в виде двух соглашений – между выбранным банком и заказчиком и выбранным банком и исполнителем по контракту.

Содержание договора банковского сопровождения контрактов

Обязанность заключения договора банковского сопровождения ложится на плечи и заказчика, и исполнителя по контракту. Такая обязанность, равно как и перечень тех условий, которые должны содержаться в тексте договора, содержатся в Правилах банковского сопровождения контрактов, утвержденных Постановлением Правительства №963.

К числу основных условий, характерных для договора простого банковского сопровождения, относятся:

  • сведения о том, в какие сроки и в каком порядке исполнитель должен открыть в указанном банке специальный счет для проведения всех расчетов между исполнителем, его субподрядчиками по исполнению контракта и государственным или муниципальным заказчиком;
  • правила, по которым будет осуществляться зачисление и списание денежных средств по специально открытому для осуществления сопровождения счету;
  • если у контракта нет сопровождения, то в тексте договора сопровождения контракта должны быть указаны положения о том, в каком порядке будет реализовываться возможность заказчика проводить авансовые списания средств с указанного счета;
  • перечень обязанностей банка, среди которых необходимо указать ежемесячное предоставление заказчику выписки со счета с указанием всех проведенных на нем операций, а также отчеты о проделанных операциях. Кроме того, потребуется предоставить сведения о проводимых мероприятиях по идентификации участников исполнения подписанного соглашения. Также указанным договором на банк возлагается обязанность направлять в Федеральное Казначейство сведения о выполняемых мероприятиях по сопровождению, если направление такой информации предусмотрено специальными правовыми актами Правительства РФ;
  • дополнительно указываются сведения о том, в каком порядке будет происходить расторжение или изменение договора сопровождения.

Если речь идет о расширенном сопровождении, то в договор включаются также дополнительные положения:

  • о стоимости услуг, которые будет предоставлять банк по такому договору. Данный размер вознаграждения рассчитывается на основании положений пункта 4 указанных выше Правил;
  • о необходимых к указанию сведений в направляемых платежных документах, а также сроках и порядке проводимых проверок таких платежных документов (включение и перечень данных условий потребуется согласовать с самим заказчиком по исполняемому контракту);
  • о перечне документов, которые будут подтверждать проведение того или иного платежа, а также порядок предоставления таких платежей;
  • о сроках проведения проверочных мероприятий самим банком тех документов, которые подтверждают факт выполнения определенного этапа исполнения контракта, а также порядок такой проверки;
  • об основании и порядке выдвижения отказа банка в удовлетворении заявки на проведение оплаты;
  • об обязанности банка предоставлять заказчику и контролирующим органам (в частности, Федеральному Казначейству) отчеты о проведенном мониторинге исполнения контракта и о результатах такого мониторинга. Такая обязанность возлагается на сопровождающую соглашение финансово-кредитную организацию в тех случаях, когда такое требование установлено правовыми актами Правительства Российской Федерации. На подготовку таких отчетов дается не более пяти рабочих дней;
  • о мерах ответственности, которые могут быть применены к банку в случае, если отказ провести платеж на основании предоставленных платежных документов какой-либо из сторон подписанного ранее соглашения об обеспечении государственных или муниципальных нужд будет признан неправомерным.

Так как стоимость договора сопровождения контракта финансово-кредитной организацией является существенным условием договора, данному разделу следует уделить особое внимание. Расчет суммы, которую придется заплатить банку, происходит на основании стоимости обслуживаемого контракта и выглядит следующим образом:

  • если стоимость контракта находится в диапазоне от 500 млн до 1 млрд рублей, то банк вправе взять за свои услуги до 1,15% от цены обслуживаемого контракта;
  • если диапазон стоимости контракта составляет от 1 до 5 млрд рублей, то в качестве вознаграждения банку может быть выплачено не более 1,12% от цены контракта;
  • при цене в диапазоне от 5 до 10 млрд рублей банку придется заплатить не более 1,09% от общей стоимости соглашения;
  • если цена находится в диапазоне от 10 до 15 млрд рублей, то сумма вознаграждения не может превышать 1,05% от такого показателя по соглашению;
  • если цена контракта превысила 15 млрд, то банк не сможет получить более 1% в качестве вознаграждения за свои услуги.

Сумма, полученная в итоге по проведенным расчетам, должна быть внесена в текст договора в виде обязательной к уплате с указанием порядка проведения расчетов между всеми участниками такого договора. Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ: о чем и как нужно договориться с банком

Банковское сопровождение контракта — это способ обеспечить контроль использования денежных средств в рамках госконтракта. Статья 35 Закона № 44-ФЗ поручает Правительству РФ определять порядок обслуживания госконтракта финансовой организацией. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ

Что такое банковское сопровождение контракта

Если госконтракт содержит условие о сопровождении, то поставщик обязан подписать договор на обслуживание такого документа с банком. Финансовая организация будет сопровождать все стороны сделки, т.е. проводить контроль использования денежных средств в рамках госконтракта на отдельном (обособленном) расчетном счете, а также предоставлять полную информацию об этом клиенту. В особых случаях банк будет предоставлять дополнительный перечень услуг. Правила их оказания утверждены Постановлением Правительства от 20.09.2014 № 963 (далее — Правила).

Привлекать банк, который соответствует ст. 74.1 НК РФ, может как участник торгов, так и сам заказчик через торги по 44-ФЗ.

Обслуживаемый документ должен содержать подробные условия, ответственность и сроки выполнения операций, связанных с банковским обслуживанием (п. 6–9 Правил).

Виды банковского сопровождения

Первый вид — мониторинг банком расчетов, производимых поставщиком. Отчет заказчику передается не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца. При этом заказчик получает выписку о движениях денег на отдельном счете исполнителя, данные об остатках на конец отчетного месяца и оборотно-сальдовую ведомость. Эти услуги бесплатны.

Второй вид — расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ — подразумевает дополнительно сверку данных в платежных поручениях:

  • с фактически поставленным товаром (оказанными услугами);
  • со сроками исполнения обязательств;
  • с фактическими поставками или работами (не менее 75 % от стоимости договора).

Согласно п. 4 Правил, плата за осуществление расширенного сопровождения зависит от цены контракта. При этом она не может превышать:

  • 1,09 процента цены контракта — при цене от 5 до 10 млрд рублей;
  • 1,05 процента цены контракта — при цене от 10 до 15 млрд рублей;
  • 1 процента цены контракта — при его стоимости более 15 млрд рублей.

Когда требуется банковское сопровождение контракта

Только мониторинг используют, если документ действует в период жизненного цикла товара либо при НМЦК более 10 млрд руб. Также эта услуга применима для сделок стоимостью более 10 млрд руб. с единственным поставщиком (решение Правительства Российской Федерации), при этом требование об обеспечении документа отсутствует.

Если же субъект РФ (например, Москва) либо муниципальное образование проводят закупку на сумму от 1 млрд руб. или от 200 млн руб. соответственно, то здесь необходимо включить в договор условие о проведении мониторинга. А сделки таких заказчиков от 5 млрд руб. и более потребуют расширенного спектра услуг банка.

На банковское сопровождение государственного оборонного заказа, а также на документы, содержащие гостайну, действие Правил не распространяется.

Кроме того, не обслуживают документы, заключенные, в соответствии с ч.1, 4, 5 ст. 15 закона № 44, до 04.10.2014 г., а также сделки, совершаемые по результатам закупок, извещения о которых были размещены в ЕИС ранее указанной даты.

Порядок осуществления банковского сопровождения контрактов устанавливается в договоре (ниже — формулировка предмета).

Кроме того, договор содержит:

  1. Условия открытия отдельного счета.
  2. Обязанности и права сторон.
  3. Сроки и методы проведения расчетов.
  4. Правила списания по требованию заказчика с отдельного счета суммы, равной авансу (если отсутствует обеспечение).
  5. Обязанность банка передавать заказчику результаты мониторинга.
  6. Порядок изменения и расторжения договора.
  7. Обязанность банка направлять данные о расчетах на отдельном счете в Федеральное казначейство, если эти операции должны отражаться на лицевых счетах, открытых в территориальных органах ФК.

Договор на расширенное обслуживание будет содержать все вышеуказанные пункты, а также:

  1. Согласованные между заказчиком и банком данные, указываемые в платежном поручении.
  2. Условия и права банка на проверку платежных документов.
  3. Список и правила предоставления поставщиком документов для подтверждения основания платежа.
  4. Сверка вышеуказанных документов с реальной поставкой / оказанной услугой.
  5. Права, условия и ответственность банка при отказе в проведении платежа.
  6. Порядок предоставления отчетности по требованию ФК.

Как открыть отдельный банковский счёт

  1. Предоставьте в банк подписанную уполномоченным лицом заявку на открытие счета. Для этого воспользуйтесь сервисом онлайн-резервирования, чтобы получить номер отдельного счёта онлайн. Ваш зарезервированный счёт сразу будет доступен для приёма платежей.
  2. В течение 30 календарных дней с момента резервирования счёта предоставьте в отделение банка пакет документов.Подпишите договор банковского сопровождения и договор отдельного (обособленного) банковского счета.
  3. После проверки документов вы сможете совершать расходные операции по счёту.

Банковское сопровождение

Заказчик – Организатор закупок, дочернее (зависимое) общество Организатора закупок, иное лицо, являющееся Заказчиком по соответствующему Сопровождаемому договору, заключенному по результатам конкурентной закупки, проведенной Организатором закупок.
Заявка на банковское сопровождение – заявка, направляемая Организатором закупок в Банк посредством Электронной площадки.
Заявка на изменение Реестра контрагентов – заявка на изменение перечня Участников исполнения/реализации Сопровождаемого договора, направляемая Организатором закупок в Банк посредством Электронной площадки.
Заявка на перевод – Распоряжение на перевод, по которому Банком не принято решение о согласовании или несогласовании по результатам рассмотрения Обосновывающих документов.
Исполнитель – индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, заключившее с Заказчиком Сопровождаемый договор.
Контроль целевого расходования денежных средств – осуществляемая Банком в соответствии с Договором и Дополнительным соглашением процедура проверки соответствия предоставленных Исполнителями Обосновывающих документов и Распоряжений на перевод условиям Сопровождаемого контракта, условиям соответствующих договоров (контрактов), на основании которых инициируются Распоряжения на перевод.
Личный кабинет – специализированный раздел на интернет сайте Банка по адресу: goz.gazprombank.ru, доступный Исполнителю при использовании логина и пароля, предоставленного Банком, для формирования и передачи в Банк Обосновывающих документов.
Обосновывающие документы – договоры (контракты), счета (либо заменяющие их документы), акты приемки имущества/выполненных работ, акты приемки в эксплуатацию, накладные и/или другие документы (в том числе расчеты-обоснования, пояснения, справки, отчеты, а также выписки из бухгалтерских документов), составленные по формам, не противоречащим законодательству Российской Федерации и подтверждающие факт установления гражданских прав и обязанностей и факт выполнения работ/услуг, связанных с исполнением Сопровождаемого договора.
Оператор электронной площадки – Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ», юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местом нахождения по адресу: 117342, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 40, ОГРН 1047796450118.
Организатор закупок — Публичное акционерное общество «Газпром», юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местом нахождения по адресу: 117997, Москва, ул. Наметкина, д. 16, ОГРН 1027700070518.
Особые товары – одна или несколько позиций товара, приобретаемого (поставляемого) по Сопровождаемому договору, определенным образом указанных Организатором закупок в Заявке на банковское сопровождение либо в Реестре контрагентов, в отношении расчетов за куплю-продажу (поставку) которых Банк не осуществляет Контроль целевого расходования денежных средств.
Отдельный счет (ОБС) – расчетный счет, открытый в Банке Исполнителю (Участнику исполнения/реализации Сопровождаемого договора) для проведения операций при исполнении Сопровождаемого договора, предполагающий специальный режим проведения расходных операций после подписания Дополнительного соглашения.
Распоряжение на перевод — платежное поручение или иной расчетный (платежный) документ, форма которого определена Положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».
Реестр контрагентов – перечень Участников исполнения/реализации Сопровождаемого договора, указываемый в соответствующей Заявке на банковское сопровождение или Заявке на изменение Реестра контрагентов, полученной Банком от Организатора закупок посредством Электронной площадки.
Сопровождаемый договор – договор поставки, заключенный между Заказчиком и Исполнителем, подлежащий банковскому сопровождению и переданный на сопровождение в Банк Организатором закупок.
Сопутствующие услуги – доставка, сборка, монтаж и иные услуги, оказываемые третьими лицами, привлекаемыми Исполнителем или Участником исполнения/реализации Сопровождаемого договора, для исполнения своих обязательств по Сопровождаемому договору.
Схемные платежи – платежи, осуществляемые Заказчиком, Исполнителем, а также Участниками исполнения/реализации Сопровождаемого договора, на основании Инструкции по проведению Схемных платежей, представленной Организатором закупок в Банк.
Участники исполнения/реализации Сопровождаемого договора – лица, привлекаемые для исполнения обязательств по Сопровождаемому договору/договорам, заключенным для целей исполнения Сопровождаемого договора, указанные Организатором закупок в Реестре контрагентов, который передается в Банк вместе с Заявкой на банковское сопровождение или Заявкой на изменение Реестра контрагентов, за исключением:

  • указанных в Реестре контрагентов лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
  • федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
  • государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий;
  • субъектов естественных монополий;
  • получателей денежных средств за оказанные коммунальные услуги, включая электроэнергию, водоснабжение и пр.;
  • указанных в Реестре контрагентов непосредственных производителей товаров, входящих в состав предмета Сопровождаемого договора;
  • указанных в Реестре контрагентов лиц, привлекаемых Исполнителем для оказания Сопутствующих услуг, при условии, что совокупная стоимость таких услуг не превышает 3 (три) процента от стоимости Сопровождаемого договора;
  • указанных в Реестре контрагентов финансовых агентов (факторов) по договорам финансирования под уступку денежного требования (факторинга), возникших при исполнении обязательств по Сопровождаемому договору и/или договорам, заключенным во исполнение Сопровождаемого договора;
  • Банка.

Электронная площадка – программно-аппаратный комплекс, принадлежащий на праве собственности Оператору электронной площадки, доступ в который предоставляется через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» по адресу: http://etpgpb.ru/, посредством которого осуществляется организация и осуществление закупок в электронной форме.
>Сопровождаемая сделка: что это и как провести

Что такое сопровождаемая сделка

Под таким названием подразумевается банковское или казначейское сопровождение исполнения государственных контрактов. Это госконтракт и все договоры, которые заключаются всеми лицами, входящими в кооперацию с целью исполнения такого государственного контракта.

Гособоронзаказ — это сфера, в которой банковское и казначейское сопровождение получило максимальное распространение. Согласно 275-ФЗ от 29.12.2012, сопровождение — это обеспечение банком условий контракта по ГОЗ в соответствии с действующим законодательством, а также договором о сопровождении, заключенным уполномоченным банком с головным исполнителем, исполнителем.

Однако согласно ст. 5 415-ФЗ от 19.12.2016, КС необходимо осуществлять и при оформлении госконтрактов на сумму свыше 100 млн рублей. Если организация заключает такой контракт, то все авансовые платежи по данному договору подлежат обязательному казначейскому сопровождению.

Законодательное регулирование КС закреплено в ПП РФ № 1552 от 30.12.2016. В 2019 г. не сопровождаются следующие виды госконтрактов:

  1. Государственные контракты по ГОЗ, сопровождаемые сделки по которым проводят банки (гл. 3.1 275-ФЗ).
  2. Контракты, заключенные в соответствии с 44-ФЗ и подлежащие обязательному банковскому сопровождению.

Правила последнего устанавливаются ПП РФ № 963 от 20.09.2014. Согласно 44-ФЗ, обязательному БС подлежат следующие госконтракты:

  • стоимостью свыше 10 млрд рублей;
  • контракты жизненного цикла с НМЦК свыше 10 млрд руб.;
  • заключаемые с единственным поставщиком в том случае, когда обязанность БС прописана в законодательных актах Правительства РФ.

Таким образом, сопровождаемая сделка — это прямой контроль уполномоченных финансовых органов, таких как ФК, за надлежащим расходованием целевых средств, которые выделены на выполнение заказов для обеспечения государственных, федеральных или муниципальных нужд.

Как проводится сопровождаемая сделка

Порядок проведении таких сделок прописан в ПП РФ № 1552 от 30.12.2016.

Если госконтракт обязательно сопровождается, то заказчику необходимо прописать в тексте контракта следующие требования для победителей:

  • об указании всех планируемых субподрядчиков;
  • об открытии специального счета в казначействе как самому исполнителю, так и всем субподрядчикам;
  • о предоставлении в ФК всех подтверждающих целевые расходы документов;
  • об указании в платежных документах идентификационного кода госконтракта.

После определения победителя закупки организация-заказчик перечисляет на счет ТОФК аванс по данному заказу. Затем победитель и все субподрядчики открывают счета в ТОФК, на которые казначейство переводит суммы денежных средств на целевые расходы по госконтракту. Для открытия счета исполнитель должен предоставить заявление и сам госконтракт.

В каждом платежном документе необходимо прописать код-идентификатор государственного контракта. При помощи данного кода уполномоченные органы смогут проконтролировать направление движения денежных средств по конкретному госконтракту.

В процессе проведения сопровождаемой сделки Казначейство вправе проверить следующие параметры:

  • соответствие документальных и фактических объемов исполнения по госконтракту;
  • выполнение установленных сроков;
  • фактическую поставку ТРУ;
  • соответствие стоимости приобретаемых ТРУ их себестоимости по структуре издержек;
  • фактический размер прибыли и сравнение его с предельным значением, прописанным условиями контракта.

Банковское сопровождение сделки

Банковское сопровождение сделки по ГОЗ включает проведение уполномоченным банком контроля и мониторинга взаиморасчетов, информирование Минобороны и других уполномоченных лиц о таких расчетах и прочие действия, которые предусмотрены договором о банковском сопровождении.

Законодательные требования к уполномоченным банкам закреплены в ст. 8.1 275-ФЗ. Ключевыми условиями для получения банком статуса «уполномоченный» являются:

  • подтверждение банковским учреждением наличия у него собственного капитала в размере 100 млрд рублей и более по состоянию на 1 число отчетного периода-месяца;
  • банк должен находиться под контролем ЦБ или РФ;
  • наличие лицензии на проведение работ по использованию сведений, содержащих гостайну.

Ранее со списком уполномоченных банков можно было ознакомиться на официальном сайте ЦБ РФ, однако в настоящее время данный перечень изъят из общественного доступа.

По состоянию на 01.10.2017 в перечень уполномоченных банков входили:

  • Сбербанк;
  • ВТБ;
  • Газпромбанк;
  • Россельхозбанк;
  • ВБРР;
  • Новикомбанк;
  • АБ-Россия;
  • «Санкт-Петербург».

В том случае, когда уполномоченный на проведение сопровождаемой сделки банк не исполнил свои обязанности, ему грозит административная ответственность в размере от 30 000 до 50 000 рублей (ст. 15.40.1 КоАП РФ).

Банковское сопровождение контрактов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *