Проект приказа об увеличении срока службы

Чиновники считают, что 20 лет службы родине – это мало. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

Масштабная пенсионная реформа, проводимая в стране, пока обошла стороной силовые структуры. Однако, судя по заявлению первого вице-премьера, министра финансов РФ Антона Силуанова, правительство прорабатывает и вопрос о корректировке стажа выслуги для получения права выхода на пенсию военнослужащих. «Такие проработки у нас есть с Министерством обороны, это будет одним из элементов наших предложений», – заявил на днях Силуанов.

Как считает депутат Госдумы Олег Шеин («Справедливая Россия»), предложения от правительства о повышении пенсионного возраста военных могут поступить для обсуждения в нижнюю палату парламента чуть позже. Но в том, что такие предложения поступят для обсуждения депутатам, в экспертном сообществе не сомневаются. Если вспомнить, об этом Антон Силуанов говорил еще в 2015 году, когда был главой Минфина в прежнем правительстве. «Военным, я считаю, также можно продлить стаж службы, позволяющий выходить на пенсию, – заявлял министр не без доли упрека. – Посмотрите, у нас один миллион здоровых молодых мужчин работают охранниками, не говоря уже о значительной численности силовиков. У каждого шлагбаума стоит охранник и его сторожит. Нередко военные, отслужив 20 лет, становятся пенсионерами в 40 лет».

Чуть позже стало известно, что Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ), подведомственный Минфину, даже подготовил обоснование по отмене военных пенсий и выдаче вместо них одноразовых выходных пособий (см. «НГ» от 17.10.16). Такую идею средствам массовой информации тогда озвучил директор НИФИ Владимир Назаров. Неизвестно, какие решения по данным разработкам НИФИ были приняты, но эта тема до сих пор с тревогой обсуждается в воинских частях. Вполне понятно, что это не лучшим образом сказывается на моральном состоянии офицерского состава армии и флота, а также других силовых структур.

В прошлом году в обществе и армии также активно обсуждался попавший в СМИ разработанный якобы правительством и силовыми структурами законопроект об увеличении нижнего предела выслуги лет военнослужащих, дающего им право на получение военной пенсии, с 20 до 25 лет. В этом законопроекте для адаптации военнослужащих к новым условиям предусматривался переходный период, который должен был продлиться до 2023 года. В него были заложены и неплохие материальные стимулы. Так, за каждый год выслуги сверх 20 лет правительство предлагало увеличение военной пенсии на 3% от суммы предусмотренного денежного довольствия, но не более 85%. Стимулировалась законопроектом и ратная служба сверх положенных 25 лет военного стажа. За выслугу в 25 лет военные могли рассчитывать при увольнении в запас на 65% суммы денежного довольствия, а за каждый год службы сверх этого срока – 3%, но не более 95% (сейчас этот показатель равен 85%).

Официально документ так и нигде не опубликовали. Но его положения, которые активно цитировали СМИ, тогда не опровергли – ни в Кремле, ни в правительстве. Утверждалось, что законопроект об увеличении пенсионного возраста военнослужащих обсудят и примут уже осенью 2017 года, с тем чтобы он вступил в силу 1 января 2018 года. Однако то ли в связи с экономическими трудностями, то ли, возможно, учитывая предвыборную ситуацию, рассмотрение законопроекта отложили.

Заметим, что подобный документ об увеличении пенсионного стажа военнослужащих до 25 лет в течение пятилетнего переходного периода Минобороны РФ инициировало еще в 2013 году (см. «НГ» от 28.10.13). Тогда проект закона был размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов и даже прошел обсуждение. Но его почему-то также не стали рассматривать в Госдуме. Источники «НГ» в Минобороны сообщали, что расчеты показали, что федеральный бюджет не осилит всех дополнительных выплат, требуемых на переходный период, и Минфин документ в 2013 году «зарубил».

В каком виде будет сейчас представлен правительством в Госдуму окончательный вариант проекта закона об увеличении пенсионного стажа военнослужащего до 25 лет, неизвестно.

«Если в законопроекте не предусмотрят переходный период, необходимый для пенсионной реформы в силовых структурах, и будут слабыми материальные стимулы для продолжения военной карьеры, то, конечно же, такой документ будет отрицательным образом воспринят среди офицеров», – отмечает председатель ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих капитан 1 ранга Олег Шведков. Он считает, что давно назрела необходимость поднять планку расчета пенсии (сейчас она составляет 50% от денежного довольствия при выслуге в 20 лет. – «НГ») хотя бы до 60–70%. «При разработке нового закона о пенсиях для силовиков необходимо учитывать и параметры расчета пенсий для жен военнослужащих. Нередко офицеры и прапорщики служат в отдаленных гарнизонах, где трудно найти работу гражданским людям, тем более женщинам. И время нахождения с мужем-военнослужащим, когда он выполняет свой ратный долг, должно засчитываться и в стаж его супруги», – считает собеседник «НГ».

«В стране начинается масштабная пенсионная реформа. И, видимо, для силовых структур тоже будет организована корректировка выслуги лет службы, дающих военнослужащим право на получение пенсии. Но к этому делу надо подходить очень тонко. И правительство правильно делает, что с этим не торопится. После 20 лет службы офицер получает армейскую зрелость, богатый ратный опыт, и, конечно, он должен быть востребован для армии. Но после 20 лет службы некоторые офицеры теряют здоровье. Некоторые, прослужив в горячих точках, на боевых позициях в отдаленных гарнизонах, испытывают усталость, перенапряжение, – сказал «НГ» заместитель председателя Общественного совета при Минобороны РФ Александр Каньшин. – Для таких категорий, думается, 20 лет службы, необходимых для получения пенсии, надо оставить. Но это все требует тщательной подготовительной работы, чтобы не было излишнего ажиотажа и социальной напряженности в войсках».

«СМИ пишут о возможных социальных протестах в стране в связи с повышением для широких слоев гражданского населения пенсионного возраста, – отмечает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. – Если бы одновременно это произошло и для военных, то у властей возникли бы дополнительные проблемы. Такой сценарий не нужен руководству страны, поэтому, я думаю, пенсионную реформу для армии, МВД, Росгвардии и других силовых структур будут проводить пошагово, с учетом обеспечения факторов социальной защищенности военнослужащих и работников силовых структур. Им сейчас и так работы хватает. И они должны быть готовы, если начнутся несанкционированные митинги, демонстрации и другие правонарушения, навести в стране конституционный порядок».

Повышение выслуги для назначения военной пенсии с 20 до 25 лет (последние новости)

В сети распространяется документ, подготовленный, вероятно, Министерством Финансов РФ, из которого видно, каким образом планируется увеличивать минимальную выслугу и общий трудовой стаж, которые необходимы для назначения пенсии за выслугу лет («военной пенсии»).

Онлайн калькулятор военной пенсии за выслугу лет с на 2019-2020 гг. года

Онлайн калькулятор военной пенсии (смешанной) с учетом гражданского (трудового) стажа с учетом увеличения с 01.10.2019 год

В связи с возникающими вопросами, мы решили прокомментировать данный документ.

  1. Из указанного документа следует, что планируется увеличить с 20 до 25 лет минимальную выслугу лет, при которой у гражданина, уволенного с военной службы, возникает право на назначение военной пенсии за выслугу лет, также предполагается увеличить с 25 до 30 лет общий трудовой стаж, наличие которого также дает право на назначение «военной пенсии», гражданам, уволенным с военной службы в возрасте 45 лет и имеющим помимо военной выслуги, гражданский стаж.

Справка ЮК «СТРАТЕГИЯ»: Согласно ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» право на пенсию за выслугу лет также имеют граждане, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

  1. Как следует из документа, минимальная выслуга, необходимая для назначения пенсии за выслугу лет («военной пенсии»), будет увеличиваться с 20 до 25 лет, начиная с 2019 года, каждые 12 месяцев на 1 год, в 2019 году минимальная выслуга, необходимая для назначения «военной пенсии», составит – 21 год, в 2020 году – 22 года, в 2021 году – 23 года, в 2022 году – 24 года и в 2023 и в последующие годы – 25 лет.

3. Минимальная выслуга, необходимая для назначения «военной пенсии», назначаемой с учетом трудового стажа, будет увеличиваться с 25 до 30 лет, начиная с 2019 года, каждые 6 месяцев на 1 год, и уже через 30 месяцев в середине 2021 года минимальный общий трудовой стаж, при котором бывшие военнослужащие смогут получать военную пенсию, составит – 25 лет.

Остается пока неясным, коснется ли указанный законопроект лиц, которые к моменту вступления его в силу будут иметь минимальную выслугу, которая в настоящее время дает право получать военную пенсию (20 и 25 лет соответственно), или заключивших контракт о прохождении военной службы до вступления в силу указанного законопроекта, вероятно, это будет указано в самом законе, как это было сделано при повышении предельного возраста пребывания на военной службе.

Справка ЮК «СТРАТЕГИЯ»: Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 64-ФЗ внесены изменения в п. 1 ст. 49 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно которым предельный возраст пребывания на военной службе для военнослужащих в воинском звании подполковник установлен 50 лет вместо 45 лет.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 2 указанного Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 64-ФЗ он вступил в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, то есть 30 сентября 2014 г., а военнослужащие, заключившие новый контракт о прохождении военной службы до наступления предельного возраста пребывания на военной службе до дня вступления в силу указанного Федерального закона, вправе уволиться с военной службы по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что она установила исключение для военнослужащих, которые при наличии возможности продолжить военную службу до 50 лет сохранили право на увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе по ранее действовавшему законодательству в 45 лет.

Смотрите позицию Верховного Суда РФ по указанном вопросу, например, Определение СК по делам военнослужащих ВС РФ от 22 марта 2016 г. N 210-КГ16-2. Подробнее можно прочитать здесь =>

4. Из указанного документа также не понятно, будет ли увеличена минимальная военная выслуга с 12,5 лет или только общий трудовой стаж до 30 лет, при которых назначается «военная пенсия» с учетом трудового стажа.

  • Примечание ЮК СТРАТЕГИЯ: Экономический Суд СНГ в Решении № 01-1/2-08 от 6 февраля 2009 года дал толкование Соглашению о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года и в частности отметил, что «Системный анализ указанных норм и положений статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года позволяет сделать вывод, что при этом государства-участники должны руководствоваться принципом сохранения за военнослужащими уровня прав и льгот не ниже уровня, установленного ранее законодательством бывшего Союза ССР, и осуществлять назначение пенсии за выслугу лет на условиях, равнозначных предусмотренным статьей 13 Закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28 апреля 1990 года N 1467-I, либо на более льготных условиях.
  • В указанном решении также отмечается, что «право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной бывшему военнослужащему в одном государстве — участнике Соглашения от 15 мая 1992 года, сохраняется за ним в другом государстве-участнике, избранном в качестве места постоянного жительства, и в том случае, если имеющейся у него выслуги лет по законодательству государства нового места жительства недостаточно для назначения такой пенсии.
  • Сохранение ранее приобретенного права на получение пенсии за выслугу лет основывается на обязательстве государств — участников Соглашения от 15 мая 1992 года установить в национальном законодательстве уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей не ниже уровня, предусмотренного законодательством бывшего Союза ССР.»

В соответствии со ст. 13 Закона СССР от 28 апреля 1990 г. № 1467-I «О пенсионном обеспечении военнослужащих» право на пенсию за выслугу лет имели:

а) лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе или на службе в органах внутренних дел 20 лет и более;

б) лица офицерского состава и лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел, уволенные со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья и достигшие на день увольнения 50-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба или служба в органах внутренних дел.

Таким образом, в случае принятия Федерального закона, которым минимальная выслуга лет, необходимая для назначения военной пенсии будет увеличена с 20 до 25 лет, принятые на себя Российской Федерацией обязательства при подписании указанного Соглашения, установить в национальном законодательстве уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей не ниже уровня, предусмотренного законодательством бывшего Союза ССР, будут нарушены. Может сложиться парадоксальная ситуация, при которой бывшие военнослужащие стран-участниц указанного Соглашения, имеющие военную выслугу от 20 до 25 лет, при переезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию будут иметь право на пенсию за выслугу лет, а граждане Российской Федерации при той же выслуге — нет.

МВД России разработало законопроект, которым предлагается внести поправки в Закон о службе в ОВД РФ во исполнение Постановления КС РФ № 4-П.

Как ранее писала «АГ», 14 марта 2018 г. заместитель начальника полиции УМВД РФ по г. Перми Владимир Чистяков был признан не годным к службе в связи с наличием заболевания, полученного в период ее прохождения. 19 марта он подал два рапорта: об увольнении со службы с 26 марта 2018 г. и о предоставлении предусмотренного ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ отпуска по личным обстоятельствам.

Приказом ГУ МВД РФ по Пермскому краю от 20 марта 2018 г. Чистяков был уволен со со службы с 25 марта 2018 г. по п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) без предоставления отпуска.

Не согласившись с таким решением, Чистяков обратился в Конституционный Суд, указав, что ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ не соответствует Конституции, поскольку исключает предоставление предусмотренного ею отпуска по личным обстоятельствам сотрудникам, увольняемым со службы по основанию, закрепленному п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона.

КС заметил, что термин «состояние здоровья» используется в п. 8 ч. 2 ст. 82 Закона о службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ при указании на увольнение сотрудников, на основании заключения военно-врачебной комиссии признанных ограниченно годными к службе в ОВД. Соответственно, можно предположить, что упоминание в ч. 1 ст. 63 данного закона об увольнении в связи с состоянием здоровья относится только к увольнению со службы по состоянию здоровья на основании такого заключения.

В то же время, отметил Суд, прекращение служебных отношений как по п. 8 ч. 2 ст. 82 оспариваемого закона, так и по п. 1 ч. 3 этой статьи (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) обусловлено изменением категории годности к прохождению службы. «Следовательно, имеются основания для оценки ч. 1 ст. 63 данного Федерального закона как предусматривающей предоставление сотруднику органов внутренних дел отпуска по личным обстоятельствам в связи с ухудшением состояния его здоровья независимо от конкретного основания увольнения», – посчитал Конституционный Суд. Таким образом, оспариваемая норма, устанавливая право сотрудников ОВД на отпуск по личным обстоятельствам при стаже службы в календарном исчислении 20 лет и более в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья, не позволяет однозначно определить, каким сотрудникам, с учетом категории их годности к службе и основания увольнения, такой отпуск должен быть предоставлен.

Суд указал федеральному законодателю на необходимость незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания признанного неконституционным положения.

Проектом закона МВД России предусматриваются поправки в ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ, в соответствии с которыми сотруднику ОВД при стаже службы 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе либо в год увольнения со службы будет предоставляться по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 дней с сохранением денежного довольствия в соответствии с п. 8 и 11 ч. 2 или п. 1 ч. 3 ст. 82 настоящего закона. В действующей редакции отпуск предусматривается в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в органах внутренних дел.

При этом ст. 89 Закона о службе в ОВД РФ («Порядок увольнения со службы в органах внутренних дел и исключения из реестра сотрудников органов внутренних дел») предлагается дополнить положением о том, что увольнение сотрудника в соответствии с п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 3 ст. 82 закона не допускается в период пребывания в отпуске, предусмотренном ч. 1 ст. 63 данного закона.

В комментарии «АГ» руководитель практики ФБК Legal Александра Герасимова отметила, что формально выявленная Конституционным Судом неопределенность устранена в рамках предмета жалобы. «Что касается иных категорий государственных служащих, данный вопрос остался за скобками изменений. Логика законодателя может быть обусловлена тем, что по ним Конституционный Суд нормы на соответствие Конституции не проверял», – заметила она.

Адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва указала, что из проекта закона с очевидностью следует, что сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в ОВД либо в год увольнения со службы по состоянию здоровья и в связи с сокращением должности, замещаемой сотрудником, или в связи с болезнью предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия.

Проект приказа об увеличении срока службы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *