Иные виды мер пресечения

Меры пресечения — это закрепленные в уголовно-процессуальном законодательстве меры принудительного воздействия в отношении обвиняемого (в исключительных случаях — подозреваемого), которые применяются для обеспечения явки лица по вызовам, а также для создания надлежащих условий предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовным делам.

Меры пресечения обладают всеми признаками, присущими мерам процессуального принуждения. Но они обладают и своими собственными свойствами, что вызвало необходимость их закрепления в отдельной гл. 13 УПК РФ.

  • 1. Меры пресечения избираются при наличии специальных оснований, закрепленных в ст. 97 УПК РФ. К основаниям относятся содержащиеся в материалах уголовного дела доказательства, которые формируют у дознавателя, следователя и суда убеждение в том, что лицо, в отношении которого не будет избрана мера пресечения, совершит одно из следующих действий: а) скроется от дознания, предварительного следствия или суда; б) может продолжать заниматься преступной деятельностью; в) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу; г) воспрепятствует исполнению в отношении его приговора или возможной выдачи в порядке, предусмотренном ст. 446 УПК РФ.
  • 2. Помимо оснований при избрании конкретной меры пресечения должны приниматься во внимание условия, примерный перечень которых приведен в ст. 99 УПК РФ. К ним относятся: тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства. Эти условия не подменяют собой основания для избрания меры пресечения, закрепленные в ст. 97 УПК РФ, а лишь позволяют установить, какую именно меру пресечения целесообразно применить в каждом конкретном случае.
  • 3. Меры пресечения избираются дознавателем, следователем, а также судом в пределах предоставленных им полномочий. Решение об избрании меры пресечения принимает то должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело, а также суд, который осуществляет функцию судебного контроля на стадии предварительного расследования или рассматривает уголовное дело в судебном заседании.
  • 4. Меры пресечения по общему правилу избираются в отношении обвиняемого. К подозреваемому в соответствии со ст. 100 УПК РФ мера пресечения может быть избрана лишь в исключительных случаях при наличии оснований и с учетом обстоятельств, учитываемых при ее избрании. При этом обвинение подозреваемому должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем, находясь в положении задержанного, заключен под стражу—в срок 10 суток с момента задержания. Если в этот срок обвинение лицу не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется1.

Эти признаки обеспечивают надлежащий порядок избрания всех мер пресечения, установленных действующим законодательством. Кроме того, каждая из мер пресечения имеет и свои специфические свойства, характеризующие порядок се избрания и содержание.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ) состоит в том, что подозреваемый или обвиняемый дает письменное обязательство: 1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения следователя, дознавателя или суда; 2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд; 3) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Решение об избрании данной меры пресечения закрепляется в постановлении. Также оформляется письменная подписка о невыезде, в которой лицо собственноручно фиксирует взятое на себя обязательство.

Личное поручительство (ст. 103 УПК РФ) заключается в том, что заслуживающее доверия лицо письменно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Личное поручительство допускается но письменному ходатайству одного или нескольких поручителей и с согласия лица, в отношении которого дается поручительство. Поручителю разъясняются: 1) существо подозрения или обвинения; 2) его обязанности и ответственность.

Избрание данной меры пресечения оформляется постановлением (определением). Также к материалам уголовного дела приобщается письменное обязательство поручителя. В случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание в размере до 10 тыс. руб. в порядке, установленном ст. 118 УПК РФ.

Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы (ст. 104 УПК РФ), состоит в том, что принимаются меры, предусмотренные уставами Вооруженных Сил, для того чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Такой военнослужащий находится под постоянным наблюдением, он не может назначаться в караул и иные наряды, связанные с ношением оружия, не отпускается в увольнение.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым (ст. 105 УПК РФ) состоит в том, что его надлежащее поведение обеспечивается родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится. Дознаватель, следователь или суд разъясняет указанным лицам существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру. Надлежащее поведение состоит в том, что несовершеннолетний: 1) не покидает постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; 2) в назначенный срок является по вызовам следователя, дознавателя и в суд; 3) иным путем не препятствует производству по уголовному делу.

При избрании данной меры пресечения в материалы уголовного дела помещаются постановление об избрании данной меры пресечения, а также письменное обязательство одного или нескольких лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 105 УПК РФ.

Залог (ст. 106 УПК РФ) состоит во внесении или в передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на стадии предварительного расследования в орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства — в суд недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупреждения совершения им новых преступлений.

Мера пресечения в виде залога может быть избрана в любой момент производства по уголовному делу только по решению суда.

В досудебном производстве залог применяется по судебному решению, которое выносится на основании ходатайства следователя, согласованного с руководителем следственного органа, или ходатайства дознавателя, согласованного с прокурором.

Ходатайствовать перед судом о применении залога также вправе подозреваемый, обвиняемый либо другое физическое или юридическое лицо. Ходатайство о применении залога подается в суд по месту производства предварительного расследования и обязательно для рассмотрения судом наряду с ходатайством следователя, дознавателя об избрании в отношении того же подозреваемого либо обвиняемого иной меры пресечения, если оно поступит.

В суде вопрос об избрании данной меры пресечения разрешается судом самостоятельно, но с учетом поступивших ходатайств.

Вид и размер залога определяются судом с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого либо обвиняемого и имущественного положения залогодателя. При этом по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее 100 тыс. руб., а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях — менее 500 тыс. руб. В качестве залога не принимается имущество, на которое в соответствии с ГПК РФ не может быть обращено взыскание.

Домашний арест (ст. 107 УПК РФ) состоит в том, что подозреваемый, обвиняемый находится в полной или частичной изоляции от общества в жилом помещении. С учетом состояния здоровья лица он может находиться в лечебном учреждении. Решение об избрании данной меры пресечения принимает суд в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК РФ.

Суд с учетом данных о личности подозреваемого, обвиняемого и фактических обстоятельств может запретить или ограничить ему: выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает; общение с определенными лицами; отправку и получение почтово-телеграфных отправлений; использование средств связи и сети «Интернет».

Заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ) применяется но судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, если невозможно применить более мягкую меру пресечения. Заключение под стражу избирается в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в менее тяжких преступлениях, лишь в исключительных случаях при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ; 2) его личность не установлена; 3) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда1.

Особенность действия данной меры пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого состоит в том, что она может быть применена в случаях подозрения или обвинения такого лица в совершении тяжкого (с санкцией до десяти лет лишения свободы) или особо тяжкого (с санкцией свыше десяти лет лишения свободы) преступления. Лишь в исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, который подозревается в совершении преступления средней тяжести, т.е. умышленного деяния, наказание за совершение которого не превышает пяти лет лишения свободы, или неосторожного деяния, за совершение которого максимальное наказание превышает два года лишения свободы.

В ст. 108 УПК РФ установлен порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

При наличии оснований следователь с согласия руководителя следственного органа и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство.

Постановление о возбуждении ходатайства и материалы рассматриваются судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня. Рассмотрение происходит по месту производства предварительного расследования или по месту задержания подозреваемого. Срок рассмотрения — 8 часов с момента поступления материалов в суд. В судебном заседании обязательно участие подозреваемого или обвиняемого, прокурора, а также защитника, если он участвует в уголовном деле.

В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство будет рассматриваться. Затем он разъясняет права и обязанности лицам, когорт: явились в судебное заседание. Прокурор или по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает такое ходатайство. После этого выступают другие лица, которые явились в судебное заседание.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из постановлений: а) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу; б) об отказе в удовлетворении ходатайства; в) о продлении срока задержания на срок не более 72 часов по ходатайству одной из сторон для предоставления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

Поскольку содержание под стражей создает серьезные ограничения свободы лица, в законе (ст. 109 УПК РФ) установлены сроки применения этой меры пресечения.

По общему правилу они не могут превышать двух месяцев. Если в этот срок предварительное следствие закончить невозможно, то он может быть продлен судьей районного суда до шести месяцев. Дальнейшее продление срока до 12 месяцев осуществляется в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, только при особой сложности уголовного дела. Решение об этом также принимает судья районного суда, но по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя следственного органа по субъекту РФ, либо по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК РФ, с согласия прокурора субъекта РФ.

Свыше 12 и до 18 месяцев срок содержания под стражей может быть продлен в отношении лица, обвиняемого в совершении особо тяжких преступлений, судьей областного суда (или суда иного субъекта РФ) по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти).

Дальнейшее продление срока содержания под стражей не допускается. Обвиняемый должен быть немедленно освобожден. Исключение составляют случаи, когда следователь в порядке, установленном ч. 7 ст. 109 У11К РФ, заявил ходатайство о продлении срока содержания под стражей для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.

В ст. 110 установлен порядок отмены или изменения любой из мер пресечения. Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость. Она, кроме того, может быть изменена на более строгую или более мягкую при изменении оснований, закрепленных в ст. 97 УПК РФ. Мера пресечения в виде заключения под стражу также изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным но результатам медицинского освидетельствования.

Об отмене или изменении меры пресечения дознаватель, следователь или судья выносит постановление, а суд — определение. Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц.

Тема 20. Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения

Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения.

Меры процессуального принуждения – это предусмотренные УПК РФ средства принудительного воздействия на участников уголовного судопроизводства, применяемые государственными органами и должностными лицами (дознаватель, следователь, прокурор и суд) в пределах их полномочий в целях обеспечения надлежащего поведения его участников и для предотвращения противодействия с их стороны нормальному ходу расследования и судебного разбирательства.

От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуально-правовой характер.

Наиболее близкие по практической значимости меры процессуального принуждения сведены законодателем в единый раздел IV УПК РФ (гл. 12–14).

По своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения делятся на средства пресечения , предупреждения противоправного поведения и средства обеспечения надлежащего поведения .

В УПК РФ мерам уголовно-процессуального принуждения посвящен раздел IV. Сучетом конкретной направленности решаемых процессуальных задач, а также особенностей применения все эти меры подразделены натри относительно самостоятельные группы:

1. Задержание подозреваемого.

2. Меры пресечения:

а) подписка о невыезде;

б) личное поручительство;

в) наблюдение командования воинской части;

г) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

д) залог;

е) домашний арест;

ж) заключение под стражу.

3. Иные меры процессуального принуждения:

а) по отношению к подозреваемому или обвиняемому:

– обязательство о явке;

– привод;

– временное отстранение от должности;

– наложение ареста на имущество;

б) по отношению к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому:

– обязательство о явке;

– привод;

– денежное взыскание.

Закон детально регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения. Они применяются по мотивированному решению соответствующих должностных лиц или суда, а наиболее строгие из них могут быть применены только по судебному решению (заключение под стражу, домашний арест, временное отстранение от должности).

Задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 ч с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ). Суть этой меры заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях выяснения его личности, причастности к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения – как правило, заключения под стражу.

Основанием для задержания кого-либо по подозрению в совершении преступления должны быть конкретные обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 91 УПК РФ:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом человеке или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4) при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления. Их исчерпывающий перечень дан в ч. 2 ст. 91 УПК РФ.

Закон детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обоснованности задержания и обеспечения прав задержанного. Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержания.

Срок задержания не может превышать 48 ч. Продлить указанный срок вправе только судья путем вынесения решения о продлении срока задержания, но не более чем на 72 ч. По прошествии этого времени подозреваемый подлежит освобождению.

Иными словами, срок задержания подозреваемого не должен превышать в общей сложности 120 ч.

Ст. 96 УПК РФ обязывает орган дознания, дознавателя или следователя сообщить прокурору в письменном виде о произведенном задержании до истечения 12 ч с момента задержания подозреваемого.

Задержанный подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 ч с момента его фактического задержания. Однако, если не подтвердилось подозрение в совершении преступления либо отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, а также если задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ, то задержанный освобождается из-под стражи.

Для некоторых категорий лиц в УПК РФ предусмотрен особый порядок задержания. В соответствии со ст. 449 УПК РФ он установлен в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, прокуроров, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.

Основания и порядок освобождения задержанного установлены в ст. 94 УПК РФ.

По постановлению дознавателя, следователя или прокурора подозреваемый подлежит освобождению в следующих случаях:

1) если не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) если отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) если задержание произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ, устанавливающей основания, условия, мотивы задержания.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 ч с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения заключение под стражу. Исключение составляют случаи, когда одна из сторон предоставляет дополнительные доказательства, а судья принимает решение о продлении заключения под стражу на срок не более чем 72 ч. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задержание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ).

Меры пресечения. Полный перечень мер пресечения, закреплен в ст. 98 УПК РФ.

Основаниями для применения мер пресечения являются подтвержденные достаточными доказательствами данные о том, что обвиняемый:

1) может скрыться от дознания, предварительного следствия или суда;

2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, т. е. может совершать действия, мешающие установлению истины;

4) в случае осуждения и вынесения обвинительного приговора будет уклоняться от исполнения приговора (ст. 97 УПК РФ).

При избрании меры пресечения и определении ее вида помимо оснований должны учитываться также тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 УПК РФ).

Избрание меры пресечения оформляется постановлением, выносимым дознавателем, следователем, прокурором, или определением, выносимым судом. Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. Одновременно этому лицу разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, установленный ст. 123–127 УПК РФ.

Для более строгих мер пресечения требуются и другие специальные гарантии их законного и обоснованного применения. Так, для применения залога следователем или дознавателем требуется согласие прокурора (ч. 2 ст. 106 УПК РФ); домашний арест и заключение под стражу применяются по решению суда (ч. 2 ст. 107, ч. 1 ст. 108 УПК РФ).

К подозреваемому меры пресечения применяются лишь в исключительных случаях и, как правило, на срок до 10 суток. Если в этот срок ему не будет предъявлено обвинение, то мера пресечения отменяется немедленно.

Мера пресечения подлежит отмене, когда в ней отпадает необходимость. При изменении оснований или условий ее избрания вместо нее назначается другая – более строгая или более мягкая мера (ч. 1 ст. 110 УПК РФ).

Иные меры процессуального принуждения – это меры, посредством которых обеспечивается законный порядок в ходе производства по делу, а также создаются условия для должного исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества (гл. 14 УПК РФ).

Они могут применяться дознавателем, следователем, прокурором и судом в целях обеспечения установленного законом порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса.

К подозреваемому и обвиняемому могут применяться такие иные меры процессуального принуждения, как:

1) обязательство о явке;

2) привод;

3) временное отстранение от должности;

4) наложение ареста на имущество.

К потерпевшему, свидетелю и иным участникам процесса могут применяться лишь такие меры:

1) обязательство о явке;

2) привод;

3) денежное взыскание.

Обязательство о явке выбирается в случаях необходимости обеспечить явку участников процесса к следователю, дознавателю или в суд.

Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю, прокурору или в суд. Привод осуществляется по постановлению соответствующего должностного лица.

Временное отстранение от должности , как правило, применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого должностного лица в случаях, когда это лицо может помешать расследованию. В ч. 5 ст. 114 УПК РФ установлен особый порядок отстранения от должности высших должностных лиц.

Наложение ареста на имущество проводится для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска и других имущественных взысканий.

Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение. Порядок наложения ареста на имущество регламентирован ст. 115, 116 УПК РФ.

Наложение ареста производится с участием понятых, обязательно составляется протокол (ст. 166 и ст. 167 УПК РФ). В протокол должны вноситься сведения об арестованном имуществе с детальным описанием особенностей каждого предмета, а также сведения об изъятии этого имущества и (или) о том, куда или кому оно передано на хранение.

В качестве меры процессуального принуждения в случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, а также нарушения ими порядка в судебном заседании на них может быть наложено судом денежное взыскание в размере до 25 минимальных размеров оплаты труда (ст. 117, 118 УПК РФ).

В ст. 103, 105 УПК РФ установлена ответственность для лиц, не обеспечивших надлежащее поведение подозреваемого или обвиняемого при личном поручительстве или присмотре за несовершеннолетним, размер денежного взыскания предусмотрен до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Обжалование избранных мер пресечения. В соответствии с ч. 4 ст. 124 УПК РФ в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора вышестоящему прокурору. Обжалование не приостанавливает их исполнение за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК РФ.

Жалоба – обращение к должностному лицу, ведущему судопроизводство, или в суд по поводу нарушения прав и законных интересов субъекта уголовного процесса или иного лица, чьи права и интересы нарушены решением или действием должностного лица или суда.

Судебный порядок рассмотрения жалоб предусмотрен ст. 125 УПК РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Содержание

Глава V МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Глава V МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ Статья 432. Меры процессуального принуждения Констатирующий субъект вправе применять в пределах своей компетенции следующие меры процессуального принуждения: a) задержание; b) привод; c) отстранение от управления транспортным

Статья 432. Меры процессуального принуждения

Статья 432. Меры процессуального принуждения Констатирующий субъект вправе применять в пределах своей компетенции следующие меры процессуального принуждения: a) задержание; b) привод; c) отстранение от управления транспортным средством; d) медицинское

Меры процессуального принуждения и предварительное изучение доказательств

7. Меры процессуального принуждения и предварительное изучение доказательств Большинство мер процессуального принуждения, а также следственных действий базируется на подозрении против обвиняемого. Без такого подозрения невозможно открыть уголовное дело,

21. Меры уголовно-процессуального принуждения

21. Меры уголовно-процессуального принуждения Меры процессуального принуждения – это предусмотренные УПК РФ средства принудительного воздействия на участников уголовного судопроизводства, применяемые дознавателем, следователем, прокурором и судом в целях

24. Иные меры процессуального принуждения

24. Иные меры процессуального принуждения Иные меры процессуального принуждения – это меры, посредством которых обеспечивается законный порядок в ходе производства по делу, а также создаются условия для должного исполнения приговора в части гражданского иска, других

Раздел IV. Меры процессуального принуждения

Раздел IV. Меры процессуального принуждения Глава 12. Задержание подозреваемого Статья 91. Основания задержания подозреваемого 1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено

Глава 14. Иные меры процессуального принуждения

Глава 14. Иные меры процессуального принуждения Статья 111. Основания применения иных мер процессуального принуждения 1. В целях обеспечения установленного настоящим Кодексом порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора дознаватель,

Статья 111. Основания применения иных мер процессуального принуждения

Статья 111. Основания применения иных мер процессуального принуждения 1. В целях обеспечения установленного настоящим Кодексом порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора дознаватель, следователь или суд вправе применить к подозреваемому или

Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью

1. Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью Административное принуждение как специфический метод охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка имеет ряд характерных отличительных

Раздел IV. МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Раздел IV. МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ Глава 12. ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО Статья 91. Основания задержания подозреваемого 1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено

Глава 14. ИНЫЕ МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Глава 14. ИНЫЕ МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ Статья 111. Основания применения иных мер процессуального принуждения 1. В целях обеспечения установленного настоящим Кодексом порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора дознаватель,

Тема 4. Источники уголовно-процессуального права

Тема 4. Источники уголовно-процессуального права Уголовно-процессуальный закон – это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый представительным законодательным органом государства, регулирующий общественные отношения в сфере уголовного

Тема 5. Уголовно-процессуальные нормы, их виды, структура, санкции

Тема 5. Уголовно-процессуальные нормы, их виды, структура, санкции Внешнюю форму уголовно-процессуального права составляют его источники, внутреннюю – правовые нормы.Содержанием уголовно-процессуальных норм являются правила поведения субъектов

Тема 6. Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве, по кругу лиц

Тема 6. Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве, по кругу лиц Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени. В ст. 4. УПК РФ «Действие уголовно-процессуального закона во времени» сказано: «При производстве по уголовному

Тема 9. Виды и значение уголовно-процессуальных документов

Тема 9. Виды и значение уголовно-процессуальных документов Все процессуальные действия и принятые решения должны быть письменно закреплены в определенных процессуальных документах. В законе установлена такая их форма, которая позволяет полно отразить в ход и

Тема 13. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права россии

Тема 13. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права россии О роли общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека говорится в ряде статей Конституции РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в

Домашний арест (ст. 197 УПК РФ) — менее строгая по сравнению с заключением под стражу мера пресечения, однако также применяется только по судебному решению. Алгоритм действий дознавателя по избранию данной меры пресечения в целом аналогичен установленному ст. 108 УПК РФ для заключения под стражу. Отметим лишь, что определение конкретных ограничений, которым подвергается подозреваемый, а также принятие решение о должностном лице или органе, которые осуществляют надзор за соблюдением данных ограничений, является прерогативой суда.

Вместе с тем в постановлении о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста дознаватель также должен изложить свои предложения по данному вопросу с учетом конкретных обстоятельств расследуемого дела. Например, «…запретить подозреваемому С. покидать пределы своей квартиры, общаться с любыми лицами, за исключением членов семьи, проживающих с ним в одной квартире, получать и отправлять корреспонденцию, вести переговоры с использованием любых средств связи. Возложить осуществление надзора за соблюдением указанных ограничений на службу участковых уполномоченных ОВД по району Коньково ЮЗАО г. Москвы, ответственным за осуществление надзора назначить начальника данной службы майора милиции Иванова И. И.».

Залог (ст. 106 УПК РФ) в качестве меры пресечения избирается также на основании судебного решения.

Для избрания меры пресечения в виде залога дознаватель должен вынести постановление о возбуждении перед судом ходатайства, которое, так же как и предыдущие, подлежит согласованию с прокурором.

Структура и содержание данного ходатайства в целом аналогичны рассмотренным выше постановлениям дознавателя. Отметим лишь, что дознаватель самостоятельно определяет вид и размер залога, но с учетом мнения и финансовых возможностей залогодателя. При согласовании постановления прокурор вправе дать указание об изменении суммы залога в ту или иную сторону.

Суть залога как меры пресечения заключается в том, что подозреваемый либо иное физическое или юридическое лицо (залогодатель) вносит деньги, ценные бумаги или ценности на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения. О принятии залога составляется протокол (ч. 1, 5 ст. 106 УПК РФ). Если залогодателем выступает лицо, не являющееся подозреваемым, то ему в обязательном порядке разъясняется существо подозрения, в связи с которым избирается данная мера пресечения, а также связанные с ней обязательства и последствия их невыполнения или нарушения.

Как показывает практика, чаще всего предметом залога выступают деньги. Денежные суммы в размере, определяемом судом, вносятся на специальные счета, которые в районах открываются при территориальных управлениях Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Суды же областного звена обязаны заключать соответствующие договоры с Казначейством. Отсутствие таких договоров у ряда областных судов порой является единственной причиной неприменения ими меры пресечения в виде залога. В целях устранения данного недостатка Председатель Верховного Суда РФ В. М. Лебедев настойчиво рекомендовал незамедлительно открыть такие счета тем судам, которые этого еще не сделали.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ не накладывает каких-либо ограничений в отношении круга лиц, правомочных выступить залогодателем. Как представляется, такая позиция законодателя не вполне оправдана. Следует согласиться с мнением В. В. Бобырева, полагающего, что при составлении ходатайства перед судом об избрании подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде залога необходимо установить личность залогодателя и исключить из их числа недееспособных и несовершеннолетних лиц, лиц, находящихся под следствием, судимых, участвующих в расследовании и рассмотрении дела со стороны защиты или обвинения, юридических лиц, в уставном капитале которых имеется доля государства.

Немаловажно и то, за счет каких ценностей и имущества избирается залог. Таковыми не могут быть ценности, нажитые преступным путем, а равно с неустановленным источником происхождения. Поэтому залогодатель обязан также подтвердить законность предмета залога.

Размер залога в каждом конкретном случае должен устанавливаться с учетом тяжести деяния, в совершении которого изобличается подозреваемый, размера его дохода или имущества, а также размера причиненного вреда. В любом случае сумма залога должна быть для подозреваемого значительна, а возможность его утраты серьезно затруднять уклонение от возложенных обязательств.

Если подозреваемый нарушит обязательства, связанные с внесенным за него залогом, то дознаватель, в производстве которого находится дело, составляет протокол о нарушении. Протокол направляется в районный суд, где в течение пяти суток с момента поступления рассматривается судьей в присутствии нарушителя и дознавателя, его составившего. Если нарушитель без уважительной причины не явился в суд, то протокол рассматривается в его отсутствие. По результатам рассмотрения протокола судья вправе вынести постановление об обращении залога в доход государства или постановление об отказе в таковом (ч. 9 ст. 106, ч. 2, 3, 6 ст. 118 УПК РФ).

Если подозреваемый, в отношении которого применен залог, соблюдал взятые на себя в связи с этим обязательства, то после рассмотрения дела по существу залог возвращается залогодателю, что отражается в приговоре либо определении, постановлении суда о прекращении дела.

Если решение о прекращении уголовного дела принимается в ходе дознания, то залог возвращается залогодателю дознавателем, о чем указывается в постановлении о прекращении уголовного дела.

Наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (п. 9 ч. 2 ст. 29, ст. 115, 116 УПК РФ).

При необходимости наложения ареста на указанное имущество дознаватель с согласия прокурора выносит мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о наложении такого ареста. В описательно-мотивировочной и резолютивной частях постановления, как правило, конкретизируется, на какое именно имущество планируется наложение ареста, и указывается точное место его нахождения. Например, «телевизор «Sony”, мобильный телефон «Nokia”,_,

находящиеся по адресу: г. Москва, ул._, д._, кв._». При этом

следует помнить, что в перечень имущества, подлежащего аресту, не могут быть включены предметы, необходимые для самого подозреваемого, обвиняемого и лиц, находящихся на его иждивении. Арест не может быть наложен на имущество, на которое в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ не может быть обращено взыскание (ч. 4 ст. 115 УПК РФ).

В исключительных случаях, когда наложение ареста на деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 и 4 ст. 222, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232, ч. 1 и 4 ст. 234, ч. 1 ст. 240, ч. 1 ст. 241, ст. 242 УК РФ (согласно ч. 3 ст. 150 УПК РФ расследование уголовных дел о данных преступлениях, возбужденных в отношении конкретных лиц, производится в форме дознания), и на любые доходы от этого имущества, за исключением доходов и имущества, подлежащих возврату законному владельцу; деньги, ценности и иное имущество, в которое имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы; деньги, ценности и иное имущество, используемое или предназначенное для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации); орудия, оборудование или иные средства совершения преступлений, принадлежащие обвиняемому (ч. 1 ст. 104.1 УК РФ), не терпит отлагательства, указанная мера процессуального принуждения может осуществляться на основании постановления дознавателя с последующим уведомлением прокурора и суда для проверки его обоснованности и законности в порядке, установленном ч. 5 ст. 165 УПК РФ.

  • См.: Тимофеева И. На свободу под залог: Почему из всех возможных «мер пресечения» у нас используется только крайняя — взятие под стражу? // Вечерний Новосибирск. 2007,18 сент. (Интервью с депутатом Государственной Думы РФ 4-го и 5-го созывов В. В. Бобыревым).

Мера пресечения является предусмотренным уголовно-процессуальным законом средством процессуального принуждения, применяемым дознавателем, следователем или судом в отношении обвиняемого, подозреваемого в целях предотвращения возможности скрыться от органов следствия и суда, продолжать заниматься преступной деятельностью, угрожать участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным способом воспрепятствовать производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения обвинительного приговора или экстрадиции.

Мера пресечения заключается в ограничении свободы и иной личной неприкосновенности человека либо в угрозе имущественных потерь.

Право на применение меры пресечения принадлежит тому должностному лицу, в чьем производстве находится уголовное дело.

Основания для избрания меры пресечения перечислены в части 1 ст.97 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ). К ним относится имеющиеся у дознавателя, следователя, а также суда достаточные основания полагать, что обвиняемый, подозреваемый может скрыться от органов дознания, предварительного следствия или суда, продолжать заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелю, потерпевшему, иным участникам уголовного судопроизводства, иным способом воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Кроме этого, основанием для избрания меры пресечения может служить необходимость обеспечения исполнения приговора или возможной экстрадиции лица.

Одна только тяжесть предъявленного обвинения не может являться основанием для избрания в отношении лица меры пресечения.

Вывод о наличии оснований для избрания меры пресечения должен быть объективно подтвержден. Например, о том, что лицо может угрожать потерпевшим, свидетелям, другим участникам уголовного судопроизводства, свидетельствует поступившая от этих лиц информация о наличии угроз в их адрес со стороны подозреваемого, обвиняемого либо предложение им выгод материального и нематериального характера в целях фальсификации доказательств по делу.

Уголовно-процессуальный закон (ст.98 УПК РФ) содержит исчерпывающий перечень мер пресечения. Это подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог, домашний арест, заключение под стражу.

При решении вопроса об избрании меры пресечения и определения ее вида должностное лицо, в чьем производстве находится уголовное дело, должно не только обосновать наличие оснований для этого, но и учесть ряд, имеющих важное значение, обстоятельств. К ним относятся такие обстоятельства, как тяжесть предъявленного обвинения, его фактический характер и степень общественной опасности, количество эпизодов преступной деятельности, в случае соучастия – его вид, способ совершения преступления, наступившие последствия, форма вины, мотивы и цели совершения преступления и другие. Закон не содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, учитываемых при избрании меры пресечения, что дает возможность индивидуализировать применение мер пресечения.

Избрание меры пресечения является процессуальным решением и оформляется в виде отдельного процессуального документа: постановления или определения.

В постановлении (определении) обязательно должно содержаться указание на преступление, в совершении которого подозревается или обвиняется лицо, а также основания для избрания меры пресечения. Кроме этого, как во всяком процессуальном решении, в постановлении (определении) указываются время, место, вынесения, кто принял данное решение, фамилия, имея, отчество, дата и место рождения обвиняемого (подозреваемого), сведения об инкриминируемом преступлении, с указанием статьи Уголовного кодекса РФ.

Для избрания мер пресечения, ограничивающих конституционные права граждан (к ним относятся заключение под стражу, домашний арест и залог) требуется санкция суда. Решение о применении этих мер пресечения принимается судом по результатам судебного заседания, в ходе которого стороны имеют возможность донести до суда свое мнение по обсуждаемому вопросу, представить необходимые доказательства.

Копия постановления (определения) об избрании любой меры пресечения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, одновременно с этим ему разъясняется порядок обжалования этого решения.

Основания и условия применения мер пресечения

Меры пресечения — это предусмотренные законом меры процессуального принуждения, применяемые по уголовному делу в порядке, установленном УПК, к обвиняемому (в исклю­чительных случаях к подозреваемому), подсудимому, временно ограничивающие их конституционные права и свободы.

Основания применения мер пресечения

Дознаватель, следователь и суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому меру пресечения при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК, т.е. при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

    1. скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
    2. может продолжать заниматься преступной деятельностью;
    3. может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Мера пресечения может избираться также для

    • обеспечения исполнения приговора или
    • возможной выдачи лица в порядке, предусмотренном статьей 466 УПК РФ.

Избрание меры пресечения означает принятие дознавателем, следователем, а также судом решения о мере пресечения в от­ношении подозреваемого, обвиняемого (п. 13 ст. 5 УПК).

Применение меры пресечения — процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании ме­ры пресечения до ее отмены или изменения (п. 29 ст. 5 УПК).

Наличие оснований для избрания мер пресечения должны подтверждаться собранными по уголовному делу доказательст­вами (ч. 1 ст. 74 УПК). Конституционный Суд РФ указал, что нормы об избрании мер пресечения не предполагают возмож­ность принятия судом решения по указанному вопросу без ис­следования представленных сторонами обвинения и защиты доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие осно­ваний для применения данной меры пресечения (Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005 г. № 4-П по делу о проверке конституционности ряда положений УПК, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пре­сечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизвод­ства, следующих за окончанием предварительного расследования и на­правлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан (ВКС РФ. 2005. № 3). Аналогичной позиции придерживается и Пле­нум Верховного Суда РФ, указывая, что к ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должны быть прило­жены «доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свиде­тельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения» (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1).

Поэтому участники уголовного судопроизводства не вправе делать вывод о наличии либо об отсутствии оснований для избрания мер пресечения на основании иных данных (оперативно-розыскной информации или сведений, полученных непроцессуальным пу­тем и т. п.), не являющихся доказательствами в смысле ч. 1 ст. 74 УПК.

Также следует учитывать, что в качестве оснований для из­брания меры пресечения в законе установлены категории веро­ятностного характера: «достаточно полагать», что обвиняемый «может» продолжать заниматься преступной деятельностью (п. 2 ч. 1 ст. 97 УПК), «может» угрожать участникам уголовного судопроизводства или иным путем воспрепятствовать произ­водству по уголовному делу (п. 3 ч. 1 ст. 97 УПК).

Условия применения мер пресечения:
    1. наличие возбужденного уголовного дела;
    2. определение в процессуаль­ном порядке лица, в отношении которого применяется мера пресечения, статусом обвиняемого или подозреваемого.

Порядок применения мер пресечения

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь вы­носят постановление, которое должно отвечать требованиям

    • за­конности,
    • обоснованности,
    • мотивированности (ч. 4 ст. 7 УПК).

В мотивировочной части должны быть приведены: данные, обосновывающие избрание меры пресечения, формулировка обвинения или подозрения со ссылкой на статью УК, а также основания, предусмотренные ст. 97 УПК; обстоятельства, обос­новывающие необходимость избрания конкретной меры пресе­чения.

В резолютивной части указывается: мера пресечения, кото­рая избирается обвиняемому (подозреваемому), его анкетные данные, включая наличие или отсутствие судимостей, сведения о паспорте или иных документах, удостоверяющих личность.

Факт объявления постановления об избрании меры пресече­ния обвиняемому (подозреваемому), а также разъяснения по­рядка обжалования удостоверяется его подписью и подписью его защитника. Вручение копии постановления подтверждается подписью лица, которому она вручена, в самом процессуаль­ном документе. Причины отказа обвиняемого заверить своей подписью факт объявления ему постановления, порядка его об­жалования и получения копии он вправе изложить дословно в оригинале процессуального документа. Отказ от этого не при­останавливает исполнение принятого решения.

В судебном производстве вопросы, касающиеся избрания и применения мер пресечения, решаются судом в соответствии с его полномочиями, которые определены в гл. 5 УПК.

Только суд в досудебном и судебном производстве правомо­чен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемого (подозреваемого), домаш­него ареста и залога. Суд правомочен решать вопрос и о про­длении срока содержания под стражей (п. 1, 2 ч. 2 ст. 29 УПК). В досудебном производстве суд принимает эти решения по хо­датайству дознавателя, следователя, заявленному соответствен­но с согласия прокурора, руководителя следственного органа. Судебное решение принимается судьей в форме постановле­ния, а судом — определения.

В ходе судебного разбирательства суд вправе избрать подсу­димому любую из мер пресечения при наличии к тому основа­ний, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, по ходатайству стороны или по собственной инициативе.

Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, мо­жет быть отменена или изменена только судом.

Отмена или изменение меры пресечения

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость.

Мера пресечения отменяется во всех случаях:
    1. прекращения уголовного дела,
    2. оправдания подсудимого либо
    3. постановления обвинительного приговора с условным осуждением, с отсроч­кой исполнения приговора, а также без назначения наказания или с назначением и освобождением от наказания.
Мера пресечения изменяется на более строгую или более мягкую, когда
    • изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 Кодекса;
    • изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, порядок их медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации.

Отмена или изменение меры пресечения производится по по­становлению дознавателя, следователя или судьи либо по опре­делению суда.

Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц.

Об отмене или изменении меры пресечения полномочные лица, а также прокурор, судья выносят постановление, а суд — определение. Постановление об изменении либо отмене меры пресечения объявляется обвиняемому (подозреваемому), а в случаях, предусмотренных ст. 103-107 УПК, также поручи­телям, командованию воинской части, родителям, опекунам, попечителям, должностному лицу специального детского уч­реждения, залогодателям, органу или должностному лицу, осу­ществляющему надзор за соблюдением ограничений при до­машнем аресте.

При объявлении обвиняемому (подозреваемому) постанов­ления об изменении меры пресечения на более строгую разъяс­няется порядок его обжалования.

Иные виды мер пресечения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *