Дополнительное образование в детском саду

Организация дополнительного образования детей в ДОУ

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Дополнительного образования детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы
При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает:
– интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;
– возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
– необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
– понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
– необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
– нормы нагрузки на ребенка.
Дополнительное образование детей в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления: по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности – лепка из пластилина, нетрадиционным способам рисования, а также по физическому развитию дошкольников. Дополнительное образования детей осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами. Дети занимаются 1 раз в неделю во вторую половину дня. Результаты деятельности детей выражаются в оформлении коллективных выставок, в издании альбомов, оформлении стенгазет, в проведении отчетных концертов.

YAK 372.03 ББК 74.104

П.А. АМБАРОВА, Т.Г. МАКАРОВА

P.A. AMBAROVA, T.G. MAKAROVA

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS AS A WAY TO INCREASE QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION

В статье показан опыт исследования качества дошкольного образования небольшого уральского города — Невьянска Свердловской области. По материалам локального исследования составлен кейс образовательных практик, реализуемых в детских дошкольных организациях города, и предложен подход к повышению качества образовательных услуг посредством расширения спектра дополнительных образовательных программ и ориентации их на значимый проект (комплексную программу) «Уральская инженерная школа».

Ключевые слова: дошкольное образование, качество дошкольного образования, дополнительные образовательные программы, Уральская инженерная школа.

Дошкольное образование является важнейшим элементом системы российского образования. Успехи и неудачи образовательной деятельности в школе, а затем в колледжах и вузах невидимыми нитями связаны с когнитивными и мотивационными основами, заложенными в человеке в младшем возрасте. В связи с этим не теряет своей актуальности проблема качества дошкольного образования.

Подходы к решению этой проблемы разнообразны. Среди них совершенствование образовательных стандартов, педагогических технологий и методического обеспечения, повышение квалификации педагогов, укрепление материально-технической базы дошкольных организаций, формирование системы управления качеством образовательных услуг. Наше исследование показало, что существует еще один подход, связанный с расширением спектра образовательных программ и ориентацией их на приоритетные проекты, реализуемые на разных уровнях системы образования.

В данной статье мы представим кейс образовательных практик, сложившихся в дошкольных образовательных организациях небольшого уральского города — Невьянска Свердловской области. Кейс включает результаты социологического опроса родителей, педагогов, руководителей детских садов, материалы экспертных интервью с представителями управления образованием города, данные управленческого мониторинга деятельности дошкольных организаций Невьянска, а также материалы образовательного проекта, направленного на повышение качества образовательных услуг в детских садах города. Обобщение материалов кейса позволило обосновать необходимость расширения спектра дополнительных образовательных программ, представленных в детских садах Невьянска, с ориентацией их на важный социальный проект, реализуемый в регионе, — создание Уральской инженерной школы .

Первая задача нашего исследования заключалась в изучении удовлетворенности качеством образовательных услуг различных субъектов дошкольного образования — родителей, педагогов, руководителей детских садов и управления образования Невьянска. Для этого был проведен анкетный опрос родителей воспитанников детских садов. Объем выборки составил 193 человека. В структуре выборки родители дошкольников раннего возраста (до 3 лет) составили 21% от общего количества опрошенных, родители детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет) — 25%, среднего дошкольного возраста (4-5 лет) — 32%, старшего дошкольного возраста — 21%.

Опрос показал в целом высокую степень удовлетворенности родителей такими направлениями деятельности детских дошкольных организаций города, как их коммуникативная политика (информационная открытость), взаимодействие с родителями, комфортность и безопасность условий ведения образовательной деятельности и присмотра за детьми, уровень охраны здоровья. В полной мере удовлетворены перечисленными аспектами деятельности более 90% опрошенных родителей. По мнению респондентов, недостаточными являются качество питания (63% опрошенных полностью удовлетворены им) и набор образовательных услуг, предоставляемых в детских садах. Последним аспектом удовлетворены в полной мере около 70% опрошенных, что, на первый взгляд, является неплохим показателем качества образовательной деятельности в детских садах.

В противовес положительному мнению родительского сообщества педагоги и руководители детских садов (было опрошено 56 педагогов и 10 представителей руководства) показали более сдержанные оценки качества образовательных услуг. Несмотря на то, что большинство опрошенных назвали условия осуществления образовательной деятельности в детских садах города в целом достаточными, тем не менее ими были выделены факторы, которые мешают обеспечить высокое качество образовательной деятельности (табл.). Среди них главными были названы недостаток финансирования и качество профессиональной культуры педагогических кадров, отсутствие в штате некоторых специалистов (музыкальных работников, преподавателей физкультуры, логопедов).

Таблица

Оценка руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций г. Невьянска условий осуществления образовательной деятельности

Условия осуществления образовательной деятельности Руководители Педагоги

Финансовые условия 1,6 2,6

Материально-технические (помещения, игрушки, оборудование и др.) 2,0 2,5

Безопасность образовательной среды 2,1 2,5

Информационное сопровождение 2,5 2

Методическое сопровождение образовательной деятельности 2,4 2,5

Наличие дополнительных образовательных программ (услуг) 1,8 1,8

Обеспеченность педагогами 2,0 1,8

Примечание: 1 балл — условия совершенно не достаточны, 3 балла — достаточны в полной мере.

Как показывают данные опроса, представленные в таблице, руководители и педагоги детских садов сходятся во мнении, что наличие дополнительных образовательных программ как условие качественного дошкольного

образования не выполняется на должном уровне. В личных интервью руководители отметили три основные причины отсутствия дополнительных образовательных услуг в большинстве детских садов города: 1) отсутствие дополнительных услуг в муниципальном задании дошкольной организации; 2) отсутствие у руководителей мотивации к введению таких программ; 3) непроработанность нормативно-правовой базы для введения дополнительных образовательных услуг. Педагогические же работники не задумываются о причинах отсутствия дополнительных образовательных услуг в их организации, поскольку относят этот вопрос к компетенции руководителей.

Таким образом, мы вышли на понимание значения дополнительного образования в детских дошкольных организациях и далее осуществили более подробный его анализ. Содержание образования в детских садах г. Не-вьянска определяется образовательной программой дошкольного образования, которая согласно ст. 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с федеральными образовательными стандартами дошкольного образования и с учетом Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной Решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию . Адаптированная образовательная программа разрабатывается для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» все общеобразовательные программы подразделяются на основные и дополнительные. Основные и дополнительные программы являются авторскими вариативными программами. Организация их разработки осуществляется по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов.

Все дошкольные образовательные организации Невьянска реализуют основные образовательные программы (далее ООП). 40% детских садов имеют адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ (это, как правило, программы для детей с нарушениями речи). И только 20% детских садов реализуют дополнительные образовательные услуги. У всех дошкольных образовательных учреждений Невьянска в муниципальных заданиях значится реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход. Между тем у всех образовательных организаций есть лицензия на дополнительное образование для детей. В их Уставах предусмотрено право реализовывать дополнительные программы как на платной основе, так и бесплатно, т.е. по муниципальному заданию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы пришли к выводу о том, что реализация разнообразных и качественных программ дополнительного образования — это большой резерв повышения качества дошкольного образования за счет усиления его вариативности и удовлетворения различных образовательных потребностей жителей Невьянского городского округа.

Исследователями отечественного дошкольного образования доказано, что оно должно строиться на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности. Развитие дошкольного образования должно характеризоваться возникновением и развитием новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, усиливающимся разнообразием педагогических услуг. Вариативность образования — один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативность — это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и представлять воспитанникам варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями. Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуальности.

Разнообразны и формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, дополнительные образовательные услуги (студии, секции, клубы), центры игровой поддержки ребенка, консультационные пункты, службы ранней помощи, лекотеки, группы семейного воспитания, ориентированные на потребности семьи и интересы общества. Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Между тем практика подсказывает, что имеется противоречие между существующим разнообразием форм получения дошкольного образования и недостаточным качеством деятельности по организации и программно-методическому обеспечению вариативных форм дошкольного образования. Данное противоречие актуально и для дошкольных образовательных организаций г. Невьянска.

Опыт одного из ведущих детских садов города — МАДОУ детский сад № 1 «Карусель» — показывает, что реализация дополнительных образовательных программ дает совокупный положительный эффект: не только повышает удовлетворенность родителей качеством образования и уровень профессиональных компетенций педагогов, усиливает материально-техническое оснащение, но и компенсирует дефицит финансовых средств, необходимых для развития детского сада.

В последние 3 года в городе наблюдается уменьшение субсидий на капитальные ремонты дошкольных учреждений, что вызывает падение качества образовательных услуг, снижает уровень безопасности. В таких условиях платные образовательные услуги являются источником восполнения дефицита бюджета. Так, детский сад «Карусель» с 2016 г. после изучения образовательных потребностей родителей ввел дополнительные услуги, а в 2017/18 учебном году расширил спектр платных образовательных услуг.

Были введены такие платные образовательные услуги, как кружок «Логика», «Школа будущего первоклассника», вокальная студия «Карамель», кружок «Ритмическая гимнастика», секция «Основы самбо», «Театр Всевозможного». Платными образовательными услугами было охвачено более 50% воспитанников. Начисленный доход за отчетный период составил более 704 тыс. руб. Полученные средства (около 68%) были направлены на заработную плату педагогов (что создало дополнительные стимулы для профессиональной деятельности), дополнительные услуги (лабораторные исследования, расходные материалы для кислородотерапии), приобретение мебели для кабинета ИКТ-технологий, командировки педагогов в Москву для обучения в Центре Венгера и др. За счет полученной прибыли детский сад укрепил свою материальную и методическую базу (приобретены интерактивная доска, программа «Волшебная поляна», конструкторы Лего, Тико, комплекс «Bee-Boot» «Умная пчелка», развивающие кубики по программе «Развитие»).

Учитывая положительный опыт внедрения дополнительных образовательных программ в детском саду «Карусель», один из авторов статьи разработал образовательный проект по расширению спектра дополнительных образовательных услуг с ориентацией на региональный компонент. Определенными отправными точками для этого послужили материалы экспертного интервью. Экспертами выступили четыре специалиста, много лет проработавшие в системе общего образования, один из них имеет большой опыт руководства образовательным учреждением и участия в муниципальном управлении.

По мнению экспертов, платные образовательные услуги в дошкольных образовательных учреждениях являются очень актуальными. Они соответствуют задачам приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» . Этот проект предусматривает увеличение охвата детей услугами дополнительного образования, соответствующими интересам детей и их родителей, на уровне не менее 75%, в том числе по программам технической направленности.

Создание новых направлений дополнительного образования связано с развитием материально-технической базы образовательных организаций, оказывающих такие услуги. Данная задача может быть решена в том числе и в рамках участия муниципальных образований и образовательных организаций в мероприятиях проекта «Уральская инженерная школа». Основные положения этого проекта отражены в ряде документов . В соответствии с Концепцией этой программы перед системой образования ставится проблема подготовки инновационных инженеров, способных внедрять новые технологические решения, управлять крупными техническими проектами, а воспитание нового поколения инженеров должно начинаться с самых первых ступеней образования.

Как показывает лучший отечественный и зарубежный опыт, успешным направлением подготовки умеющих самостоятельно мыслить, генерировать конструктивные идеи, принимать решения и добиваться их исполнения технических специалистов является практико-ориентированное обучение, основанное на регулярном выполнении обучающимися технических проектов нарастающей сложности. Концепция предполагает подготовку таких специалистов со школьной скамьи, но основы исследовательского поведения, творческого потенциала, конструктивные способности, логическое мышление начинают формироваться еще в период дошкольного детства. Поэтому на сегодняшний день является актуальной необходимость подобрать из множества практико-ориентированных технологий такие, которые бы способствовали формированию перечисленных выше качеств у детей.

Поэтому поиск путей для существенного повышения эффективности и результативности подготовки инженерных кадров для промышленных предприятий г. Невьянска определяет необходимость создания условий для развития системы инженерного мышления с дошкольной ступени образования. Развитие такой системы требует разработки и апробации специальных учебных программ, создание условий для их реализации.

Данная проблема в дошкольных образовательных учреждениях Невьян-ского городского округа до сих пор не решалась. На территории Невьянско-го городского округа имеются учебные заведения разных ступеней образования (от дошкольного до высшего). В настоящее время в проекте «Уральская инженерная школа» участвуют лишь несколько школ города. Программы технической направленности для дошкольников отсутствуют. Руководители дошкольных организаций не мотивированы на создание условий для реализации дополнительных общеразвивающих программ. В связи с этим нами и была определена цель — повышение качества дошкольного образования посредством активного участия в проекте «Уральская инженерная школа».

Заинтересованность родителей как потребителей образовательных услуг дошкольных организаций существует. Наше исследование подтвердило желание родителей получать эти услуги непосредственно во время пребывания детей в детском саду, не тратя время на переезды и ожидания в организациях дополнительного образования.

Богатый опыт реализации дополнительных образовательных программ технической направленности имеется в детских садах соседнего крупного города — Нижнем Тагиле (в объединениях детских садов «Маячок», «Детство», «Солнышко»). Эти детские сады имеют правильно организованную предметно пространственную развивающую среду и успешно реализуют дополнительные образовательные программы по конструированию и робототехнике среди детей с 3-летнего возраста. Трансляция этого опыта к детские сады г. Невьянска вполне возможна в форме организованных курсов повышения квалификации педагогов на базовых площадках «Уральской инженерной школы» в детских садах г. Нижнего Тагила.

Наш образовательный проект предполагает совершенствование портфеля образовательных программ детских садов г. Невьянска. Этот процесс предполагает на первом этапе корректировку основной части ООП (введе-

ние элементов программы «Развитие» центра Венгера) и внедрение одной дополнительной образовательной программы технической направленности. На втором этапе предполагается корректировка ООП в части, формируемой участниками образовательных отношений (введение парциальных программ ранней профориентации для обучающихся подготовительных групп) и внедрение второй дополнительной образовательной программы технической направленности.

Такая поэтапная работа по повышению качества образовательных программ обусловлена особенностями возрастного состава контингента обучающихся и немалыми затратами на приобретение необходимого оборудования для реализации программ технической направленности. Для создания материально-технической базы планируется обратиться к Учредителю (администрации Невьянского городского округа) для включения реализации дополнительных образовательных программ в муниципальное задание сначала для МАДОУ детского сада № 1 «Карусель» (с годовым финансированием 200 тыс. руб.), а затем и других дошкольных организаций города. Это позволит в течение двух лет создать оптимальные условия для реализации программ технической направленности для детей старшего дошкольного возраста.

Литература

2. О задачах органов местного самоуправления по реализации на территории Свердловской области приоритетных федеральных проектов «Доступное дополнительное образование для детей», «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» и «Создание современной образовательной среды для школьников» // Думское дело. — 2017. — № 9 (168). — С. 3-5.

4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол заседания от 20 мая 2015 г. № 2/15 . — Режим доступа: http://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 10.03.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительное образование в детском саду

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *