Обеспечение внутренней безопасности и правоохранительная деятельность

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

22 (259) — 2014

УДК 351.74

сущность и содержание интелл е ктуализации правоохранительной деятельности в механизме обеспечения экономической безопасности страны

В. н. анищенко,

доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник E-mail: anpvladimir@list.ru

Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации

Е. в. анищенко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры

экономических и финансовых расследований E-mail: anpvladimir@list.ru Высшая школа государственного аудита Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

В настоящей работе развиваются теоретические основы, отражающие роль и место интеллектуализации правоохранительной деятельности в механизме обеспечения экономической безопасности страны, определяются соответствующие индикаторы и их пороговые значения. Сделан вывод о том, что интеллектуальная составляющая правоохранительной деятельности является неотъемлемым системным элементом, включенным в контур управления и реализующим важнейшую функцию системного управления, призванную обеспечивать: целевое функционирование правоохранительных органов, непрерывную актуализацию этой деятельности и развитие всей системы правоохранительных органов.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, экономическая безопасность, научное обеспечение, управление, система управления

Возникновение и развитие на мировой арене феномена организованной преступности экономической направленности обусловлено глобализацией экономических и иных общественных отношений, в том числе связанных и с развитием информатизации всех сторон жизнедеятельности общества, созданием глобальных информационно-телекоммуникационных систем, объединяющих весь мир в единое целое . Для России период интенсивного формирования и развития организованной преступности можно связать с распадом СССР и, как следствие, ослаблением ранее действующих правоохранительных институтов в условиях зарождения новых. Глобализация экономических отношений в мире, развитие международной компьютерной информационной телекоммуникационной сети Интернет сделали современную преступность экономической направленности трансграничной.

В этом контексте проблема борьбы с преступностью в сфере экономики обусловливает необходимость принятия комплекса мер на всех уровнях государственного управления: международном, национальном, региональном и местном. Такие меры должны быть направлены на организацию противодействия криминальным войнам в экономике, подпольной торговле, распространению и применению различного рода оружия, создание международной и национальной систем контроля за выполнением взятых на себя государствами обязательств и механизмов разрешения конфликтных ситуаций во всех сферах правоохранительной деятельности в рассматриваемой сфере.

Указанные обстоятельства ставят проблему борьбы правоохранительных органов с национальной и транснациональной преступностью -источниками криминальных угроз безопасности гражданского общества в условиях глобализации социально-экономических отношений — в один ряд с ключевыми проблемами обеспечения национальной безопасности. Такая задача обусловливает необходимость организации эффективного интеллектуального обеспечения деятельности правоохранительных органов в механизме обеспечения экономической безопасности России , реализации системно организованных научных исследований проблем борьбы со всеми видами и формами экономической преступности во взаимосвязи с другими основными направлениями исследований правоохранительной деятельности в сфере экономики.

В основе функционирования механизма обеспечения экономической безопасности страны в части выявления криминальных вызовов и угроз, определения индикаторов и пороговых значений опасностей для национальной экономики, имеющих криминальную природу, и оценки состояния экономической безопасности страны и ее хозяйствующих субъектов различных уровней лежит правоохранительная деятельность в сфере экономики, которая осуществляется и обеспечивается соответствующими правоохранительными институтами. Оценка состояния экономической безопасности проводится на основе сопоставления фактического и прогнозного состояний опасностей криминальной природы с их пороговым значением.

Величины пороговых значений уровня теневой экономики и ее криминальной составляющей как критериальных показателей можно оценить на основе определенных формально-логических

рассуждений. За основу принимается тезис о том, что роль и степень экономического влияния какой-либо совокупности хозяйствующих субъектов на экономику станы определяются их экономическим потенциалом. Тогда величину порогового значения уровня теневой экономики следует рассматривать как параметр паритета (равенства) потенциалов теневой и легальной составляющих национальной экономики. Последние можно выразить в виде следующих выражений:

(1)

ПНацЭ ПЛСЭ + ПТСЭ,

п ПТСЭ

Птсэ = —

ПЛСЭ

П ТСЭ = 0,5,

(2) (3)

где ПНацЭ — потенциал национальной экономики;

ПЛСЭ — потенциал легального сектора экономики;

ПТСЭ — потенциал теневого сектора экономики;

Птсэ — уровень теневого сектора экономики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П тсэ — пороговое значение уровня теневого

сектора экономики.

По оценкам Минфина России, уровень теневого сектора экономики страны составляет 15-20%. Оценивая размер недополученных налогов в бюджет, экс-министр экономического развития А. Белоусов отметил, что если теневой сектор занимает примерно 15-20% от экономики, а ВВП — порядка 60 трлн руб., то в «тени» находятся около 9 трлн руб. Совокупная налоговая нагрузка на экономику страны, по его словам, составляет 35%. Таким образом, бюджет Российской Федерации недобирает около 3 трлн руб. налогов, при этом по НДФЛ, который поступает не в федеральный, а в региональные бюджеты, недобор оценивается примерно в 2 трлн руб. . Кроме того, А. Белоусов также заметил, что в случае выхода малого бизнеса из тени его доля в ВВП России составит 40-50% против нынешних 19%. В Минфине России считают, что сегодня порядка 18 млн граждан работают в теневом секторе, но если создать условия для выхода из тени малых предприятий, то можно увеличить долю малого бизнеса в ВВП до указанной величины, что соответствует уровню развитых стран .

С другой стороны, аналитики американского исследовательского института Global Financial Integrity (GFI) считают, что теневая экономика Российской Федерации оценивается в 46% от ВВП ежегодно. В течение 1994-2011 гг. из страны незаконно было выведено 211,5 млрд долл. в виде взяток, скрытых от налогов доходов и средств,

— 43

заработанных на торговле наркотиками, оружием и людьми . Сходные оценки теневого сектора экономики России (40-50% от ВВП) дают и специалисты МВД России. Последние объясняют различия между оценками Минфина и Минэкономразвития России, с одной стороны, и МВД России — с другой, наличием криминальной составляющей в теневой экономике, объемы которой в силовом ведомстве оцениваются по результатам оперативно-розыскной деятельности и расследования преступлений экономической направленности . Иными словами, в настоящее время уровень теневой экономики в стране с учетом в ее составе криминальной экономики оценивается в 40-50%, т.е.

П тсэ = 0,4 ^ 0,5. (4)

При этом уровень криминальной составляющей в теневой экономике можно с определенной степенью точности оценивать по разнице между выводами МВД России и Минфина России :

П

КСЭвТСЭ = —

-МВД -Минфин

П тсэ — П тсэ

(ПТСЭ )ср

(5)

или П КСЭвТСЭ = 0,55…0,67,

где П ксэвтсэ — уровень криминальной составляющей в теневой экономике;

-МВД

Птсэ — оценка МВД России уровня теневой экономики, учитывающая криминальную составляющую;

-Минфин

Птсэ — оценка Минфином России уровня теневой экономики;

-МВД

(птсэ )ср — среднее значение оценки МВД России уровня теневой экономики, учитывающей криминальную составляющую. Последняя величина может быть выражена как

—МВД —МВД —МВД (П ТСЭ )макс + (П ТСЭ )мин (П ТСЭ )ср =—, (6)

,—МВД

где (Птсэ )макс максимальное значение оценки МВД России уровня теневой экономики, учитывающей криминальную составляющую;

(П тсэ )мин минимальное значение оценки МВД России уровня теневой экономики, учитывающей криминальную составляющую. Величина порогового значения уровня криминальной составляющей в теневой экономике может определяться на основе тех же рассуждений, которые применялись при определении порогового значения уровня теневой составляющей в национальной экономике:

11 _ / гч\

П ксэвтсэ = 0,5. (7)

При этом можно говорить, что если уровень криминальной составляющей в теневой экономике превышает пороговое значение, то теневая экономика фактически находится под контролем преступности экономической направленности. Об абсолютных значениях криминальной составляющей национальной экономики можно судить на основе данных о потерях последней от криминальной деятельности, которые вносят основной вклад в общие потери национальной экономики от совокупной теневой финансово-хозяйственной деятельности. В частности, по оценкам специалистов правоохранительных органов, общие финансовые потери в результате хищения бюджетных средств и средств хозяйствующих субъектов различного уровня, а также потери от сокрытия средств и ухода от налогов, незаконного перемещения их через границу (прежде всего за рубеж) могут быть соизмеримы с бюджетом страны . При этом, как уже отмечалось выше, бюджет Российской Федерации недобирает около 3 трлн руб. налогов из-за ухода бизнеса «в тень» .

По данным МВД России, в 2012 г. материальный ущерб от преступлений экономической направленности (по завершенным уголовным делам) составил 144,85 млрд руб., а возмещенный ущерб от экономической преступности — всего 69,2 млрд руб. . Эффективность правоохранительной деятельности можно оценивать по показателям выявленного и возмещенного ущерба от этих преступлений относительно недобора налогов в совокупные бюджеты страны из-за ухода бизнеса в тень. Первый показатель, т.е. эффективность деятельности правоохранительных органов, определяемую по уровню выявленного ущерба от преступлений экономической направленности относительно потерь (недобора налогов), можно представить в виде

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Э ву = УВ

ОВД

(8)

где УВ — выявленный ущерб от преступлений экономической направленности; ПБ — потери (недобор налогов) бюджета России из-за ухода бизнеса в тень. В свою очередь, эффективность деятельности органов внутренних дел, определяемая по уровню возмещенного ущерба от преступлений экономической направленности относительно потерь бюджета России из-за ухода бизнеса в тень, можно выразить как

оВозмУ ЭОВД

У»

П

(9)

где УВозм — возмещенный ущерб от преступлений экономической направленности.

По авторским оценкам, эти показатели будут

составлять: Э,В1 < 0,05 и ЭВ

< 0,025, т.е. не

ОВД — ? ОВД

более 5 и 2,5% соответственно. Аналогичные показатели уровней выявленного и возмещенного ущерба от экономической преступности относительно масштабов общих потерь национальной экономики от деятельности этой преступности будут значительно (в 3 и более раз) меньше. Давая общую характеристику основным направлениям жизнедеятельности страны, можно заключить, что криминальные процессы в сфере национальной экономики являются динамичными и крайне негативно сказываются на национальной безопасности России в целом. Угрожающее состояние развития теневой и криминальной деятельности в отечественной экономике, а также низкий уровень противодействия этим негативным явлениям обусловливают острую необходимость и актуальность выработки новых эффективных подходов к решению задач противодействия криминальным угрозам безопасности экономики страны с использованием сил и средств правоохранительных органов.

На рис. 1 в самом общем виде представлена схема правоохранительных инструментов обеспечения экономической безопасности страны. На ней отражены основные элементы правоохранительной деятельности, основными участниками которой являются правоохранительные органы (объект правоохранительного действия) и преступность (объект правоохранительного воздействия), а также отношения с иными органами власти и участниками международного сотрудничества по поводу обеспечения правоохранительной деятельности.

На рис. 2 представлены наиболее существенные составляющие механизма обеспечения экономической безопасности страны в общем контуре управления функционально взаимосвязанными элементами и интеллектуальной компонентой правоохранительной деятельности.

Приведенная на рис. 2 схема, по сути, отражает роль и место интеллектуализации правоохранительной деятельности в механизме обеспечения экономической безопасности страны. Функциональные связи между основными составляющими и участниками рассматриваемых процессов в совокупности образуют единый замкнутый контур системного управления как ключевой функции организованной системы. В частности, рассматривая структуру службы безопасности, А.П. Опальский и Ю.В. Кончаков справедливо утверждают, что дееспособная система безопасности — достаточно интеллектуалоемкая сфера деятельности .

Профессиональные правоохранительная и научно-аналитическая составляющие в едином контуре управления правоохранительной деятельности представляют собой два неразрывно взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодополняющих слагаемых единого процесса борьбы с криминальными проявлениями в обществе. Из этого можно сделать вывод, что интеллектуальная составляющая является обязательным системообразующим элементом, включенным в контур управления правоохранительной деятельностью и реализующим важнейшую функцию системного управления, призванную обеспечивать:

— целевое функционирование правоохранительных органов;

— непрерывную актуализацию правоохранительной деятельности;

— развитие системы правоохранительных органов.

Взаимодействие с иными органами власти, международное сотрудничество

л Ь г

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ г

ПРЕСТУПНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Силы и средства —

Обеспечение правоохранительной деятельности

Рис. 1. Модель правоохранительной деятельности в механизме обеспечения экономической безопасности России

Взаимодействие с иными органами власти, международное сотрудничество

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

ТУ

ПРЕСТУПНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Силы и средства -—

МОНИТОРИНГ

Обеспечение правоохранительной деятельности

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ

Система научного обеспечения

Рис. 2. Модель контура управления правоохранительной деятельностью в механизме обеспечения экономической безопасности России

На основе результатов анализа и сформулированных выше положений можно заключить, что деятельность правоохранительных органов в сфере экономической безопасности страны в современных условиях (обусловленных в том числе глобализацией общественных отношений как правовой, так и криминальной направленности) является важной составляющей динамичного социально-экономического развития страны и требует непрерывного совершенствования научного обеспечения оперативно-служебной деятельности профильных подразделений правоохранительных органов на основе укрепления, наращивания и развития их интеллектуальных ресурсов.

Важность теоретического осмысления и практического решения проблемы интеллектуализации правоохранительной деятельности в современных условиях обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, необходимостью научного обоснования механизма защиты от противоправного воздействия, закрепленного в ст. 2 гл. 1 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Именно на этом основана деятельность правоохранительных органов, регламентируемая Федеральными законами «О безопасности», «О полиции» и дру-

гими нормативными правовыми актами.

Во-вторых, необходимостью реализации основных положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Согласно этому документу, обеспечение экономической безопасности как «создание безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан, осуществление устойчивого развития страны» определяется в качестве одного из основных приоритетов национальной безопасности России наряду с национальной обороной и государственной безопасностью .

В-третьих, сохранением и развитием исторической преемственности в теории и практике научного обеспечения деятельности правоохранительных органов.

В-четвертых, необходимостью уточнения роли и места заинтересованных органов государственной власти в механизме интеллектуализации деятельности правоохранительных органов России в современных условиях и на перспективу.

Представляется, что решение указанных вопросов позволит:

• укрепить роль и место интеллектуализации в общей системе правоохранительной деятельности соответствующих органов исполнительной власти страны;

• создать необходимые предпосылки для повышения эффективности деятельности органов власти в сфере обеспечения экономической безопасности России с учетом современного внутриполитического и социально-экономического положения, тенденций и динамики развития международной обстановки;

• сформировать научную основу для правового регулирования развития и функционирования системы научного обеспечения деятельности правоохранительных органов как одного из

важнейших институтов обеспечения национальной безопасности.

Наиболее эффективной теоретической основой исследования проблемы интеллектуализации правоохранительной деятельности в механизме обеспечения экономической безопасности страны представляются системный, сравнительный и структурно-функциональный подходы, диалектический и другие методы анализа. В системе методологических подходов к исследованию проблем интеллектуализации можно выделить также методологию исследования операций как прикладную составляющую теории системного подхода , которая позволяет:

— обеспечивать комплексный характер и полноту разработки концептуальных подходов к развитию интеллектуализации правоохранительной деятельности с учетом состояния защищенности национальных интересов России от преступных посягательств;

— осуществлять комплексный анализ проблем развития интеллектуализации в сфере вопросов, касающихся качественных характеристик и состояния системы специальных институтов и механизмов научного обеспечения правоохранительной деятельности на фоне глубоких изменений в стране и хода мирового политического процесса в условиях глобализации. Особое значение в данном контексте имеет определение сущностной и содержательной сторон вопроса, которое заключается в учете функциональных и ресурсных возможностей современной системы научного обеспечения деятельности правоохранительных органов в сфере экономики, а также выявление уязвимых сторон ее развития.

При этом следует отметить, что, несмотря на множество научных публикаций, в анализе проблемы интеллектуализации деятельности органов исполнительной власти остается множество нерешенных проблем теоретического и прикладного характера. Таковыми, в частности, являются вопросы интеллектуализации деятельности правоохранительных органов в сфере экономики, взаимосвязь таких категорий, как «интеллектуализация» и «правоохранительная деятельность», сущность и содержание сложного понятия «интеллектуализация правоохранительной деятельности», разграничение понятий «интеллектуализация» и «профессиональная подготовка кадров» и т.д.

В связи с этим более подробно следует остановиться на уточнении дефиниций используемых ключевых понятий. Так, категория «интеллектуализация правоохранительной деятельности» является сложным, интегративным лингвистическим образованием, объединяющим два понятия: «интеллектуализация» и «правоохранительная деятельность». Как и множество других категорий, они имеют в современной науке неоднозначные определения и при рассмотрении каких-либо конкретных вопросов требуют своего контекстного уточнения.

Контекстное уточнение понятия «интеллектуализация», с одной стороны, зависит от свойств и особенностей той сущности (процесса или объекта), об интеллектуализации которой (которого) идет речь. Сущность (объект), в отношении которой (которого) рассматриваются вопросы интеллектуализации, будем называть объектом интеллектуализации. Рассуждения об интеллектуализации вообще имеют неопределенный характер и, как правило, представляют общенаучный, абстрактно-теоретический или философско-познавательный интерес. В качестве объекта интеллектуализации в настоящей работе, исходя из решаемой задачи, определена правоохранительная деятельность.

С другой стороны, контекстное уточнение понятия «интеллектуализация» связано со свойствами и особенностями условий (внешних и внутренних), образующих область или сферу воздействия, в которой находится объект интеллектуализации. Выбор совокупности условий (задание границ сферы воздействия или влияния), которые должны учитываться при рассмотрении вопросов интеллектуализации какого-либо объекта, зависит от целей исследования и определяется общностью свойств исследуемых явлений.

Для того чтобы отразить особенности отдельных составляющих сферы влияния, авторами используется понятие «объект воздействия», в качестве которого и рассматривается преступность как материальная основа противоправной деятельности. При этом подразделения правоохранительных органов, непосредственно реализующие правоохранительную деятельность, можно рассматривать как объект действия, образующий материальную основу указанной деятельности, включающую силы и средства правоохранительной деятельности. К последним относится личный состав подразделений правоохранительных органов (субъективная составляющая объекта действия), оснащенный необходи-

мыми средствами и вооружением и обеспеченный необходимой инфраструктурой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В общем случае понятие «интеллектуализация» является производным от категории «интеллект» (лат. шЬеИес^ — разумение, познание). В современной философской литературе она рассматривается как совокупность или система познавательных способностей людей, проявляющихся в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, способности находить выход из нестандартной ситуации, умении адаптироваться к сложной, меняющейся, незнакомой среде, в глубине понимания происходящего, в творчестве . Определенный интерес в этом плане представляет категория «интеллектуальная система», под которой обычно в самом общем смысле подразумевается «адаптивная система, позволяющая строить программы целесообразной деятельности по решению поставленных перед ними задач на основании конкретной ситуации, складывающейся на данный момент в окружающей их среде» .

В качестве основных признаков или системных свойств интеллекта, о которых уместно говорить применительно к интеллектуальным системам, можно выделить:

• умение в наборе фактов распознать самые существенные;

• способность из имеющихся фактов и знаний сделать выводы не только с использованием дедукции, но и с помощью аналогии, индукции и т.д.;

• способность к самооценке, т.е. обладание рефлексией (средствами для оценки результатов собственной работы);

• способность объяснить, почему получен тот или иной результат;

• умение обобщать, выявлять сходство между фактами и др.

На основе обобщения результатов исследований в области интеллекта и интеллектуальных систем под интеллектуализацией правоохранительной деятельности предложено понимать процесс придания правоохранительной деятельности системных свойств интеллекта. С одной стороны, данный процесс должен служить фактором интенсивного развития и инструмента повышения эффективности правоохранительной деятельности посредством разработки и внедрения новых технологий, а с другой стороны — фактором обеспечения

экономической безопасности страны . При этом в теоретическом и практическом планах целесообразно различать понятия «интеллектуализация правоохранительной деятельности» и «подготовка кадров для осуществления правоохранительной деятельности». Первое означает придание системных свойств интеллекта объекту интеллектуализации в целом, а второе подразумевает развитие интеллекта у индивидуумов, регламентируемое квалификационными требованиями к различным категориям сотрудников, ГОСТами образовательных программ и иными нормативными правовыми документами в сфере образования и представляет самостоятельный объект исследования.

Сформулированная дефиниция термина «интеллектуализация правоохранительной деятельности» свидетельствует о том, что в контексте настоящей работы данное понятие обладает экономическим содержанием и может рассматриваться как экономическая категория. В дальнейшем при употреблении понятия «интеллектуализация правоохранительной деятельности» будет подразумеваться именно его экономический смысл, поскольку данный термин представляет «теоретическое выражение, абстракции общественных отношений производства» (производства услуг, научной продукции и т.д.), т.е. является «логическим понятием, представляющим теоретическое выражение реальных условий экономической жизни общества» . С другой стороны, это понятие отражает объективные стороны экономической жизни общества, связанные с производством, оказанием услуг, трудовой деятельностью, ресурсами, производительными силами и т.д., т.е. является «логическим понятием, представляющим теоретическое выражение реальных условий экономической жизни общества» . И, наконец, данное понятие дает представление об объективных сторонах экономической жизни общества, связанных с производством, оказанием услуг, трудовой деятельностью, ресурсами, производительными силами и т.д. Процесс интеллектуализации правоохранительной деятельности реализуется путем осуществления взаимоувязанного комплекса организационных, управленческих, нормативных, правовых, технологических, технических, инфраструктурных, научных и иных связанных с ними мероприятий, которые в совокупности образуют систему научного обеспечения (см. рис. 2) рассматриваемой деятельности как ресурсную (материальную) основу ее интеллектуализации.

Сформулированные теоретические положения во взаимосвязи с контекстным уточнением сущности терминов «интеллектуализация», «интеллектуализация правоохранительной деятельности», включая взаимоувязанное, иерархически подчиненное использование этих понятий, развивают теоретическую основу существующих экономических теорий в области научного обеспечения правоохранительной деятельности и поддержания национальной и экономической безопасности страны. Они могут использоваться для решения практических задач повышения эффективности и совершенствования деятельности правоохранительных органов в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты их интересов от преступных посягательств.

Список литературы

1. Абалкин Л.И. Стратегический ответ России на вызовы нового века. М.: Экзамен, 2004, 608 с.

2. Анищенко А.В. Россия в системе глобальных рисков: долларизация как угроза экономической безопасности страны // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2011. № 6. С. 103-106.

5. Всемирная энциклопедия. Философия. М.: АСТ, 2001, 1312 с.

7. Звягин А.А., Яковлев Э.Н., Хрусталёв Е.Ю. Механизмы обеспечения экономической безопас-

ности города Москвы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2007. № 10. С. 25-33.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Изд. 2, Т. 4. М.: Политиздат, 1955, с. 133.

10. Материалы итоговой Коллегии МВД России 2013 г. URL: http://mvd.ru/magazine/item/1959302/ ?print=1.

11. Опальский А.П. Проблемы милицейской науки и национальная безопасность России // Современная модель гуманитарного образования в России и ее развитие в ВУЗах Пограничной службы России: материалы межвузовской научно-практ. конф. М.: ГВИ ФПС РФ, 2003.

13. Силуанов А.Г. Интервью радиостанции «Эхо Москвы». URL: http://top.rbc.ru/economics/20/06/20 13/862716.shtml.

15. Хемди А. Таха. Введение в исследование операций. М., СПб, Киев: ИД «Вильямс», 2005, 912 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Winston P.H. Artificial Intelligence (3rd Edition) Addison-Wesley Pub Co, 3rd edition, 1992, 691 p.

Threats and security

ESSENCE AND CONTENT OF LAW ENFORCEMENT INTELLECTUALIZATION IN COUNTRY ECONOMIC SECURITY ARRANGEMENT

Vladimir N. ANISHCHENKO, Evgenii V. ANISHCHENKO

5. Vsemirnaia entsiklopediia. Filosofiia . Moscow, AST Publ., 2001, 1312 p.

9. Marx K., Engels F. Sochineniia, Izd. 2, T. 4. . Moscow, Politizdat Publ., 1955, p. 133.

18. Winston P.H. Artificial Intelligence (3rd Edition), Addison-Wesley Pub Co, 3rd edition, 1992, 691 p.

Vladimir N. ANISHCHENKO

Основной целью государства в современном мире является охрана и защита прав и свобод человека и гражданина. Исходя из смысла ст. 18 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ), права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, функционирование органов законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Наиболее пристально государство обеспечивает охрану прав и свобод несовершеннолетних граждан, которые в силу своего возраста наряду с общими со взрослыми правами обладают и специальными.

Как известно, праву присущи две основные функции: охранительная и регулятивная. Для отечественного уголовного судопроизводства характерна охранительная функция права, которая в свою очередь подразделяется на такие категории, как «охрана прав» и «зашита прав».

Уголовно-процессуальный термин «охрана прав» включен в содержание принципа охраны прав и свобод человека и гражданина. Однако, при толковании содержания ст. 11 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) затруднительно сделать вывод о единообразии применения указанного понятия.

Наряду с указанным термином в уголовно-процессуальном законодательстве используются и такие понятия, как «защита», «обеспечение», «гарантии» прав человека и гражданина.

При этом законодатель и ученые не пришли к единому мнению по разграничению этих, безусловно, близких, но не похожих понятий. Исследуемые термины часто путают, употребляют бессистемно, без учета их значения, что, безусловно, неверно.

Изучение юридической литературы, в том числе уголовно-процессуальной приводит к выводу о наличии нескольких точек зрения, как схожих так и совершенно противоположных.

Так, Н. В. Витрук полагает, что термины «защита прав» и «охрана прав» тождественны, поскольку «деятельность, направленная на устранение препятствий в осуществлении прав и обязанностей, на борьбу с неисполнением обязанностей и злоупотреблением правом, составляет содержание охраны (защиты) прав» .

Вместе с тем, содержанием охраны права является перечень мер, препятствующих нарушению права, направленных на выявление нарушений, суть защиты права состоит в восстановлении нарушенного права в прошлом.

Иной точки зрения придерживается З. В. Макарова, полагающая что возможно говорить о включении более узкого понятия «охрана прав» в понятие «защиты». По мнению названного автора, понятие «защита права» предполагает недопущение и предупреждение их нарушения, а в случае нарушения прав – их восстановление и возмещение причиненного вреда .

Данная точка зрения основана на положениях ст. 2 Конституции РФ, согласно которой признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Возможно предположить, что термин «защита» включает в себя недопущение и предотвращение, однако возникают противоречия при использовании лексического толкования и сравнения понятий «охрана» и «защита» . Так, толковый словарь русского языка указывает на происхождение слова «охрана» от глагола «охранять», значение которого «оберегать, относиться бережно, стеречь»; термин «защита» происходит от «защитить», что в свою очередь определяется как «охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности; предохранить, обезопасить от чего-нибудь .

В данной связи нельзя не отметить, что сам термин «защита права» предполагает пассивное поведение субъекта, т. е. лицо только защищается, не выходит за рамки четко определенных правил и норм. С другой стороны, термин «охрана прав» означает весь комплекс действий, направленных на защиту, соблюдение, обеспечение права.

Т. Б. Шубина придерживается взгляда о необходимости исключения термина «охрана прав» и закрепления в законе термина «защита прав», поскольку данный термин не имеет юридического значения и редко применяется в законодательстве, иными словами, правовое регулирование тех или иных общественных отношений носит общерегулятивный, а не правоохранительный характер .

Вывод Т. Б. Шубиной подтверждается положениями ст. 6 УПК РФ, в соответствие с которой уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений.

Представляется, что исключение понятия «охрана права» повлечет много негативных последствий, ввиду появления коллизий норм, что усложнит понимание и осуществление уголовного судопроизводства. Более того, пострадает само понимание функций уголовного судопроизводства (более свойственная охранительная функция права будет искусственно изменена и не будет направлена на достижение назначения уголовного судопроизводства).

Позиция законодателя по данному вопросу также неоднозначна.

Статья 6 УПК РФ называет назначением уголовного судопроизводства защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений и личности от незаконного и необоснованного уголовного преследования. Однако, одновременно с термином «защита прав» употребляется и термин «охрана прав». Так, ст. 11 УПК РФ закрепляет принцип, называемый «Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве», который во взаимодействии с другими принципами выступает основой всего отечественного уголовного судопроизводства и раскрывает его назначение.

Неточность законодательной терминологии отрицательно отражается на правоприменении.

Учитывая изложенное, полагаем верной и обоснованной точку зрения, согласно которой понятие «охрана прав» включает в себя термин «защита прав». Иначе говоря, охрана состоит как собственно из охраны (недопущения нарушений), так и из защиты (восстановления нарушенного права).

Соответственно, защита права является более узким понятием по сравнению с охраной права и подразумевает под собой действия субъекта, направленные на восстановление права и возникающие после действительного их ограничения или нарушения.

Несомненно, «защита» и «охрана» являются родственными понятиями, схожими, но не идентичными. На наш взгляд, охрана прав всегда будет включать в себя их защиту, так как это следует из логического анализа указанных понятий, из сопоставления их уголовно-процессуального значения.

По защитой права следует понимать действия, направленные против их ущемления и нарушения в любой форме, поскольку слово «защита» – антоним слову «нападение», тогда как «охрана прав» – это и «защита» и в определенных случаях «нападение». При производстве по уголовному делу защита (право на защиту, защитник) появляется там и тогда, где и когда появляется обвинительный тезис, который ясно и четко изложен, сформулирован в специальном процессуальном документе (таким документом может быть заявление о преступлении, жалоба частного обвинителя, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, уведомление о подозрении, постановление об избрании меры пресечения, обвинительное заключение или обвинительный акт). Иными словами, защита возникает с возникновением уголовного преследования (п. 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ). К тому же, в результате обвинения (подозрения) ограничиваются интересы, права, свободы обвиняемого (подозреваемого), а по многопредметным (сложным) уголовным делам таких уголовно преследуемых лиц может быть более двух . Поэтому для соблюдения прав и свобод (а порой и восстановления) необходима защита от имеющихся нарушений.

Охрана прав состоит из комплекса мер, имеющих задачей не допустить нарушения субъективных прав, устранить препятствия в осуществлении прав участников уголовного судопроизводства.

Защита прав имеет только ретроспективный характер – восстановление уже нарушенного или ограниченного права.

Именно поэтому термин «охрана права» включает в себя «защиту права», ведь в конечном итоге элемент защиты права присутствует в охране, тогда как элементы охраны права отсутствуют в защите.

Подтверждением сказанного служит замечание Н. И. Матузова, который, характеризуя права человека, указал, что «охраняются они постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются» .

Охрана прав в уголовном судопроизводстве – это взаимосвязанные меры, осуществляемые государственными органами и должностными лицами, направленные на предупреждение нарушений прав участников процесса, на устранение их причин и способствующие нормальному процессу реализации личностью своих субъективных прав и свобод . Для защиты же характерен принудительный (в отношении обязанного лица) способ осуществления права, применяемый в установленном законом порядке уполномоченными органами и должностными лицами в целях восстановления нарушенного права. Именно на этапе защиты нарушение должно быть ликвидировано, а право, соответственно, восстановлено. Основным условием отнесения тех или иных мер уголовно-процессуального воздействия к защите является нарушение права или попытка его ущемления. А поскольку в любой момент осуществления права возможно и его нарушение, постольку необходима и защита .

Так, целью системы охраны прав несовершеннолетнего в отечественном уголовном судопроизводстве является предупреждение и профилактика нарушения его прав, преодоление препятствий их осуществления. В свою очередь, цель системы защиты прав состоит в восстановлении уже нарушенного права (при возможности). Вследствие этого, основным различием этих терминов является их связь с нарушением прав. Охрана есть тогда, когда нет правонарушения, защита должна начинаться тогда, когда есть нарушение основных прав либо угроза такого нарушения . Права несовершеннолетних подлежат именно охране, а не защите в силу особенностей данного субъекта.

Для более точно анализа, следует рассмотреть понятие «защита права» в двух смыслах, узком и широком.

«Защита прав» в узком смысле подразумевает под собой функциональную характеристику деятельности защитника (адвоката) в уголовном судопроизводстве, тогда как в широком смысле «защита прав» состоит из действий государственных органов и должностных лиц, возникающих при нарушении или незаконном ограничении прав участников процесса, в том числе несовершеннолетних (потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых).

В настоящее время именно несовершеннолетние, как самые слабозащищенные и наиболее уязвимые в психологическом, социальном, материальном и иных смыслах члены общества, становятся жертвами различных преступных посягательств.

В УПК РФ предусмотрены особенности охраны прав несовершеннолетних, например, участие специалиста (педагога или психолога) в допросе несовершеннолетнего. Допрос несовершеннолетнего – следственное действие, которое может оказать негативное воздействие на психику несовершеннолетнего, особенно малолетнего. В то же время, участие специалиста в допросе относят и к гарантиям защиты прав, что в свою очередь, как мы уже отмечали, подразумевает восстановление нарушенного права и, на наш взгляд, неверно. Поэтому можно сделать вывод о том, что участие специалиста не столько относится к охране прав несовершеннолетних, сколько представляет собой расширительное толкование задач специалиста в рамках уголовного судопроизводства.

Полагаем возможным выделить два термина, не схожих по содержанию, но и не являющихся совершенно противоположными. Охрана прав несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве – это система мер, направленных на выполнение охранительных и регулятивных норм права, призванная предотвращать возникающие нарушения прав и свобод несовершеннолетних, а также деятельность государственных органов и должностных лиц, направленная на создание благоприятных условий для реализации прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве и восстановление нарушенных прав, если это объективно возможно.

Защита прав несовершеннолетних в уголовном процессе представляет собой систему мер, действующих в рамках охранительных норм права, направленных на восстановление уже нарушенных прав несовершеннолетних, в случае их ограничения или создания препятствий для их реализации.

Степень: Юрист

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Обществознание — профильный предмет, по выбору вуза
  • История — по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — по выбору вуза
  • Иностранный язык — по выбору вуза

Важным (профильным) экзаменом при поступлении является обществознание. Абитуриент также сдает русский язык и на выбор либо историю/иностранный язык/информатику, важно обращать внимание на проходной балл по ЭГЕ. При поступлении на специалитет как на второе высшее образование абитуриент проходит тестирование.

Данное направление обучения создано для подготовки к работе лиц, которые в будущем планируют заниматься охраной правопорядка, надзором за соблюдением законности, помощью населению в вопросах защиты прав и свобод. Такие обязанности возложены на государственные правоохранительные органы, поэтому предполагается работа выпускников в структурах МВД, судах, прокуратурах, следственных комитетах, таможенной службе, МЧС, вспомогательных структурах.

Краткое описание специальности

Студенты этого направления изучают разные виды права, но упор делается на будущую деятельность выпускников в органах МВД, полиции и других государственных организациях. При поступлении нужно выбрать один из нескольких профилей специальности:

  • воспитательно-правовая работа;
  • административная деятельность;
  • оперативно-разыскная деятельность;
  • обеспечение деятельности спецподразделений;
  • безопасность в уголовно-исполнительной системе.

Для учащихся предусмотрена обязательная практика в судах (федеральных, арбитражных, конституционных), правоохранительных органах либо структурах, обеспечивающих вспоможение деятельности судов (прокуратура, служба приставов и т.д., читайте подробнее о профессии «Прокурор»). Полезной будет практика в нотариальной конторе, таможенной службе, агентстве по сыску, судмедлаборатории.

Крупные вузы в столице

В Москве и за ее пределами достаточно большое количество учебных заведений, готовых обучать студентов по одному из профилей направления. На высоких местах в рейтинге вузов столицы по направлению «Правоохранительная деятельность» находятся следующие:

  • Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя;
  • Университет Российской академии образования;
  • Российская правовая академия минюста РФ;
  • Российская академия адвокатуры и нотариата.

Сроки и формы обучения

Для удобства обучения вчерашних выпускников и работающих абитуриентов есть несколько вариантов посещения занятий:

  • очная (4-5 лет обучения после 11 класса и 3-3,5 года на базе колледжа);
  • очно-заочная (4 и 3 года соответственно, в других вузах 6 лет после 11 класса либо 4 года на базе первого высшего образования);
  • заочная (6 лет после 11 класса и 4 года при получении второго высшего образования);
  • группа выходного дня (6 лет).

Предметы, изучаемые студентами

Помимо общеобразовательных предметов, являющихся обязательными для вузов любого профиля, студенты изучают комплекс специализированных дисциплин. Ядро получаемых знаний составляют разные виды права, юриспруденции и международного опыта по их применению на практике. Среди дисциплин, которыми овладеют студенты:

  • основы российской государственности;
  • юриспруденция;
  • международное, криминальное, административное, гражданское, конституционное право а также другие его разновидности;
  • ведение делопроизводства, судопроизводства, документооборота;
  • осуществление оперативно-розыскных мероприятий;
  • физическая подготовка, занятия по владению оружием и способам самозащиты;
  • другие предметы.

Получаемые знания и навыки

После окончания учебы по специальности выпускник должен уметь применять следующие навыки:

  • разрабатывать и составлять нормативно-правовые документы, акты, приказы, распоряжения;
  • проводить экспертизу разработанных актов и правовых документов, искать и устранять возможности для двояких толкований и лазеек;
  • применять на практике нормы права;
  • разбираться в уголовных и административных делах, уметь делать выводы;
  • быть в состоянии обеспечить безопасность граждан, как правовую, так и физическую (с применением огнестрельного оружия и других методов);
  • выявлять и предотвращать преступления и нарушения норм права;
  • участвовать в оперативных мероприятиях, эффективно заниматься их организацией;
  • осуществлять психологическую и психиатрическую экспертизу для нужд суда;
  • уметь анализировать выводы других экспертов;
  • оказывать гражданам юридическую помощь;
  • заниматься документооборотом;
  • принимать участие в судебных разбирательствах.

Профессии: где и кем можно работать

От выпускников ожидается, что их деятельность будет связана с обеспечением правопорядка и законности в пределах государства. Планируется, что каждый из специалистов сможет работать в полиции и органах МВД, занимать следующие должности:

  • следователь, дознаватель, криминалист;
  • участковый, начальник отдела;
  • адвокат;
  • нотариус;
  • судмедэксперт;
  • юрист, юрисконсульт.

Уровень зарплат в структурах МВД постоянно меняется, но обычно идет на повышение. Вчерашний выпускник в процессе службы участковым с минимальным опытом работы сможет рассчитывать на 40 тыс. рублей. С продвижением по карьерной лестнице уровень зарплат существенно возрастает, но скорость продвижения порой непредсказуема.

Продолжение обучения по специальности

Если выпускник нацелен на карьерный рост, желательно его поступление в магистратуру по специальности. Последняя также предоставляет право преподавательской работы по правовым дисциплинам. Для серьезного занятия научной и аналитической работой после магистратуры выпускник может поступить в аспирантуру с целью подготовки кандидатской диссертации. Помимо получения знаний, личностного и профессионального роста, магистратура и аспирантура предоставляют еще одно преимущество для юношей: они дают отсрочку от армейской службы.

Читайте далее:

Специальность «Судебная экспертиза» (Специалитет)

Обеспечение внутренней безопасности и правоохранительная деятельность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *