В федеральном розыске

Власти приступили к активному развертыванию системы распознавания лиц, позволяющей задерживать граждан, находящихся в федеральном розыске. Пилотный проект запущен в московском метро, на ряде железнодорожных вокзалов и на многих стадионах. Эксперты говорят про потенциальные неудобства для рядовых граждан.

В марте этого года в столичной подземке запущена система распознавания лиц, работающая с помощью камер видеонаблюдения, рассказали «Ъ” в пресс-службе ГУП «Московский метрополитен». Перечень станций, где применяется система, в подземке не раскрывают, но отмечают, что она используется в местах «с большим пассажиропотоком». «Особое внимание уделяется станциям, расположенным в непосредственной близости от мест проведения матчей в период чемпионата мира по футболу 2018 года,— рассказали «Ъ” в ГУПе.— Установлено разное количество камер, обеспечивающих фиксацию всех входящих и выходящих пассажиров с учетом конструкции и размеров станции».

Софт способен распознавать до 20 лиц в секунду, обращаясь к фотографиям из базы федерального розыска. В случае, когда система «видит» разыскиваемого человека, информация поступает дежурному полицейскому на специальный мобильный комплекс. Сотрудник сверяет «розыскное и зафиксированное фото, уточняет анкетные данные и причину розыска», рассказали в метро, после чего принимает решение о проверке документов.

Информацию о том, сколько благодаря системе уже выявлено разыскиваемых граждан, в метрополитене не раскрывают, но замечают, что это количество преступников «существенное». Стоимость установленного в данный момент оборудования для распознавания лиц, составила около 30 млн руб. «По итогам «пилота» будет принято решение об окончательной конфигурации и архитектуре проекта,— уточнили в метрополитене.— Мы хотим дать возможность сотрудничества с метро всем российским IT-компаниям, у которых есть качественные системы распознавания лиц».

Как система распознавания лиц работает в других странах

Еще в 2012 году в РЖД говорили о системе распознавания лиц на Казанском вокзале. Тогда госмонополия рассказала о разработанной совместно с ФСБ системе распознавания лиц КАРС (комплексная автоматическая розыскная система), сравнивающей пассажиров с фотографиями из баз розыска. Оборудование включало 170 камер и 90 серверов обработки данных. В пресс-службе РЖД вчера лишь сообщили, что подобные системы безопасности «используются». Источник, знакомый с ситуацией, подтвердил, что на Казанском вокзале система уже работает.

С 2014 года на стадионе «Петровский» в Санкт-Петербурге применяется система распознавания лиц болельщиков, которым запрещено проходить на матчи. В начале 2018 года пилотный проект по тестированию системы распознавания лиц запустили и в Домодедово (для этого использовалась база данных сотрудников аэропорта с фотографиями) — точность идентификации по итогам тестирования составила 90%. Планируется провести конкурс для определения поставщика оборудования, пояснили вчера в Домодедово, не раскрыв дополнительных подробностей. Похожий опыт есть и в других регионах: в Альметьевске (Татарстан) в начале года установили 25 камер, способных определять лица людей, на входе в многоквартирные дома и детские сады. Глава Альметьевска Айрат Хайруллин ранее заявлял, что городу необходимо еще 500 камер.

Технический директор компании Vocord (системы распознавания лиц на вокзалах в Адлере, Рязани, на стадионе в Омске) Алексей Кадейшвили говорит, что пилотный проект в московском метро проводился уже несколько раз. «До полноценного развертывания дело так и не дошло, объявленные тендеры отменялись,— рассказал «Ъ” господин Кадейшвили.— В текущем «пилоте», насколько я знаю, участвует несколько вендоров, включая и нас». Вероятность ошибки системы, говорит он, зависит от «движка распознавания и качества картинки». «Камеры общего обзора (их более 140 тыс. по Москве.— «Ъ”) для систем распознавания не подходят,— пояснил «Ъ” Алексей Кадейшвили.— А если их начать использовать для этих целей, ошибки могут достичь 30%. Иными словам, каждого третьего человека, находящего в розыске, система будет пропускать, при этом будет много ошибочных задержаний. Проблемы эти будут усугубляться по мере расширения базы данных по розыску». По такой же аналогии, отмечает господин Кадейшвили, бессмысленно использовать обычные камеры обзора, установленные под потолком станций,— они видят не лица, а макушки голов: приборы должны быть установлены против хода движения потока людей, под углом не более 15%. На вопрос «Ъ” о случаях ошибочных распознаваний, в метрополитене заявили: «Эффективность работы системы очень высокая». «Хорошо, что такая система существует и позволяет выявлять потенциально опасных граждан,— говорит зампред фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов.— Но всегда есть риск, что система может допустить ошибку. Ведь есть очень много похожих друг на друга людей, есть даже двойники президента. Развертывая подобные системы, нужно обеспечить презумпцию невиновности граждан, чтобы нельзя было на основании одних лишь выводов компьютерной системы принимать какие-либо процессуальные решения и считать человека преступником. Вину должен устанавливать только суд. Проверочные мероприятия в отношении задерживаемых граждан также должны быть максимально корректными».

Иван Буранов

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram

разбор 11:32, 17 июля 2019

Месяц назад в Москве прошел марш против полицейского произвола. Несогласованное шествие обернулось массовыми задержаниями, причем суд уже как минимум трижды признал, что полицейские хватали и сажали в автозаки случайных прохожих. Пока никто из этих сотрудников не привлечен к ответственности. «Медуза» вместе с главой юридической службы «Апологии протеста» Алексеем Глуховым рассказывает, что делать, если полицейские нарушили ваши права, и почему не надо останавливаться даже после получения компенсации через суд.

Научитесь распознавать, когда полиция нарушает ваши права

Необоснованное применение силы сотрудниками полиции — самое очевидное, но не единственное нарушение, с которым вы можете столкнуться при взаимодействии с полицией. Вот примеры других наиболее распространенных нарушений.

Задержание без последствий. Даже если вас просто продержали в отделе разрешенные по закону «О полиции» три часа, а затем отпустили без составления протокола, то нарушено ваше право на свободу передвижения. Например, весной 2019 года суд в Санкт-Петербурге признал, что полицейские, доставив пикетчика в отдел для получения «объяснений» и просто отпустив его, незаконно ограничили его свободу («Апология протеста» будет добиваться компенсации после вступления решения суда в силу).

Задержание для составления протокола. Если после задержания на вас составили протокол об административном правонарушении, а потом суд оштрафовал вас или отправил под арест, то, с точки зрения системы правосудия, доставление и задержание оправданны. Такое необоснованное задержание (ведь можно было просто установить личность и выписать потом повестку) целесообразнее оспаривать не отдельно, а вместе с тем нарушением, за которое, как вы считаете, вас наказали неправомерно.

Реклама

Ночь в отделе. Если вы задержаны по статье, которая предполагает административный арест, вас могут оставить в отделе полиции до суда — на срок до 48 часов. Такое ограничение свободы тоже должно быть обосновано. Например, в марте 2019-го прокурор в Нижнем Новгороде признал незаконным решение оставить на ночь в отделе главного редактора издания «КозаПресс» Ирину Славину, поскольку это исключительная мера — а полиция обязана, но не смогла обосновать, почему дело нельзя рассмотреть без длительного задержания.

Условия содержания. Большинство отделов полиции в России не рассчитаны на массовые задержания. Должно существовать специальное помещение для задержанных, в котором не менее четырех квадратных метров приходится на каждого человека. На ночь всех должны обеспечить постельными принадлежностями, отдельным спальным местом, обеспечить питание по нормативам. Часто это не делается — всех задержанных отправляют в условную «ленинскую комнату», и держат их всю ночь. Все это также считается нарушением и может быть оспорено.

Образцовое нарушение прав — в деле Ивана Голунова

  • Ни звонка, ни адвоката, ни еды, ни сна. Как (не) соблюдался закон «О полиции» при задержании Ивана Голунова

Вас обязали сдать анализы, но они ничего не показали? Требуйте компенсации!

Сотрудник полиции может отправить вас на освидетельствование по наркотикам, сославшись на субъективные признаки: покраснение глаз, неадекватное поведение и тому подобное. За отказ от освидетельствования по статье 6.9 КоАП грозит штраф или административный арест. Если вы уверены, что ничего не употребляли, отказываться лучше не стоит.

А если в результате анализы чисты, вы можете обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда: вас необоснованно заподозрили, задержали, вы потратили время, ездили на экспертизу (так, например, было с тремя активистами в Петербурге — иск по их делу еще готовится).

Вас также не могут заставить сдавать отпечатки пальцев в случае обычного задержания. Дактилоскопия обязательна только для подозреваемых в совершении преступлений — и для тех, кого суд отправил под административный арест. От вас также могут потребовать сдать отпечатки, если другим способом установить вашу личность невозможно.

Если вас задержали с паспортом, а потом не арестовали, но все равно сняли отпечатки пальцев, вы можете пожаловаться в прокуратуру и суд на нарушение закона — отпечатки придется удалить из базы. Если вас убедили сдать отпечатки пальцев добровольно, вам достаточно потом прийти в тот же отдел полиции и потребовать удалить их из базы (на это у полиции есть 30 дней).

Как еще полицейские ищут наркотики

  • Полицейский на улице требует вывернуть карманы и показать переписку в телефоне. Что делать?

Если вас ударил полицейский, зафиксируйте это как можно скорее

Чем больше следов, которые подтверждают ваши показания, что вас били, тем лучше. Поэтому во всех протоколах и иных оформляемых документах, где у вас есть возможность что-то написать от себя, указывайте, что вас избили сотрудники полиции. Это нужно, чтобы выполнить условие последовательности показаний: вы не просто вдруг вспомнили, что вас когда-то побили в полиции, а утверждали это с самого начала.

Как только у вас появится возможность, обратитесь в медицинскую организацию, где ваши травмы опишут. Вы можете требовать вызвать скорую помощь прямо в отдел полиции. Если это сделать не получилось, сразу после выхода из отдела идите в травмпункт, а лучше в государственную или частную организацию по медицинской экспертизе, где подробно опишут каждую царапину и ушиб, а также сроки и возможные причины их появления. Государственное бюро судмедэкспертизы есть в каждом крупном городе — вот, например, сайт московского.

Потом необходимо найти свидетелей, которые видели вас до задержания — условно говоря, без фингала под глазом. Логика следующая: полицейские вас забрали целым и невредимым, но вышли вы из отдела полиции с фингалом. Значит, где вы получили фингал?

Все это пригодится, когда вы обратитесь с заявлением о преступлении в Следственный комитет.

Что делать, если вас ударил полицейский. Подробнее

  • Меня на митинге ударил омоновец, хотя я ничего не делал. Можно подать на него в суд?

Не надо думать, что ваш случай — слишком мелкий повод для обращения в суд

Допустим, суд решит выплатить вам 100 рублей морального вреда за время, проведенное в отделе. Для вас эта сумма ничего не значит. Более того, это не означает, что полицейского признали виновным. Выплачивая компенсацию, суд просто констатирует, что ваши права были нарушены — и абстрактное государство таким образом заглаживает это нарушение.

Но каждая выплата из казны влечет за собой служебную проверку внутри самой полиции. Виновных в нарушении будут привлекать к ответственности. Речь необязательно идет об увольнении — полицейскому или полицейским могут объявить дисциплинарные взыскания. И если у них будет достаточно таких взысканий, в следующий раз они могут задуматься, надо ли нарушать закон под угрозой возможного увольнения.

Более того, вы можете сами добиться, чтобы выплаченную вам компенсацию потом взыскали с конкретного сотрудника полиции, нарушившего ваши права. Так, к примеру, поступил бывший координатор штаба оппозиционного политика Алексея Навального в Челябинске Алексей Табалов. В 2017-м его признали невиновным в административном правонарушении за организацию пикета и выплатили 500 рублей компенсации. Полтора года спустя Табалов добился, чтобы эти 500 рублей (и еще 300 рублей госпошлины) в казну вернул майор полиции, составлявший протокол.

Мизерная компенсация морального вреда в российских судах — повод для обращения в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который неоднократно признавал незначительное возмещение нарушением Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Суд поверил вам, а не полицейским? Это не повод расслабляться

После марша против полицейского произвола 12 июня 2019 года судья Головинского районного суда Москвы Лилия Винедиктова отказалась наказывать троих задержанных на акции. В решении она указала, что полицейские «могли ошибаться», утверждая, что задержанные участвовали в марше.

Такое решение не означает, что действия полицейских будет кто-то проверять. Наказание для них в этой ситуации было бы возможно, если бы суд указал в решении, что одновременно считает показания полицейских заведомо ложными. Чтобы проверку точно провели, на действия полицейских надо, опять же, подавать жалобу.

В уголовном процессе вас могут оправдать, вы получите право на реабилитацию. Но это все равно не значит, что полицейские или следователи сделали что-то не так, ведь реабилитация — это компенсация за невиновное поведение должностных лиц. После оправдательного приговора руководство полиции или СК может само как-то наказать сотрудников за плохую работу (скажем, лишить премии), но формально это никак не будет связано с вашим делом.

Пишите жалобы сразу во все инстанции (главное, сильно не откладывать)

Жаловаться на действия полицейских можно их начальству (в отдел или управление МВД), в управление собственной безопасности МВД, в прокуратуру или сразу в суд. Сообщение о преступлении, совершенном полицейскими, надо направлять в Следственный комитет.

Причем жаловаться можно во все инстанции сразу, чтобы понять, какая из них более эффективно возьмется за дело (например, прокуратура может изучить жалобу более детально, чем суд, сразу отказавший в рассмотрении). Ответ каждой инстанции можно затем обжаловать в суде (а решение суда — в вышестоящем суде).

Срок подачи жалобы зависит от нарушения. Вынесенное судом решение по делу об административном правонарушении можно обжаловать в течение десяти дней. На обжалование незаконного доставления и задержания дается три месяца. Если в полиции сломали ваш телефон или порвали одежду, потребовать возмещения материального ущерба через суд вы можете в течение трех лет.

Незаконное избиение в полиции — это преступление по части 3 статьи 286 Уголовного кодекса. Срок давности по этой статье — десять лет с момента избиения. Отказ в возбуждении уголовного дела затем можно обжаловать вплоть до ЕСПЧ.

Составить жалобу поможет адвокат

  • Как найти хорошего адвоката?

Будьте готовы к долгому суду и символической компенсации (по крайней мере, в российском суде)

Если вы жалуетесь на нарушение прав при доставлении и задержании, надо пройти четыре инстанции: районный суд по месту нахождения отдела полиции, сотрудники которого задержали, потом суд субъекта Федерации, а потом еще две кассационные инстанции — это президиум суда региона и судебная коллегия по административным делам Верховного суда. Только после этого решение можно считать окончательно вступившим в силу, чтобы потом его можно было оспаривать в ЕСПЧ. Жалобу на решение по делу об административном правонарушении или об уголовном деле можно подавать после рассмотрения во второй (апелляционной) инстанции.

Реклама

Российские суды, как правило, присуждают незначительные компенсации. Так, за доставление и удержание в отделе полиции могут назначить всего десять тысяч рублей. В Петербурге суд назначил 50 тысяч рублей за двое суток неправомерного удержания в отделе полиции.

Помните: если вы намерены судиться вплоть до ЕСПЧ, то уже в российском суде следует требовать ту сумму, на которую вы претендуете по итогам разбирательства. Проще говоря, нельзя сначала требовать в российском суде 100 тысяч рублей, а дойдя до ЕСПЧ, увеличить требование до 10 тысяч евро — суд будет ориентироваться на сумму первоначального иска. Эту сумму имеет смысл определять, основываясь на практике рассмотрения подобных дел в европейском суде.

Этот текст — часть спецпроекта «Медузы», посвященного полицейскому произволу и необходимости реформировать правоохранительную систему. Другие материалы по этой теме вы можете найти .

Записал Михаил Зеленский

УДК 343.985.5:343.848.5

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КУТУКОВ,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры организации оперативно-розыскной деятельности, e-mail: ser.kutukov@yandex.ru; СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ СМИРНОВ, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности

(Академия ФСИН России), е-mail: smirnov_sergey77@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОЗЫСКА ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА

Реферат: в статье рассматриваются актуальные вопросы и проблемы розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, а также наиболее эффективные пути их решения. Для выявления существующих проблем в указанной сфере был использован метод сравнительного анализа, проведено социологическое исследование среди сотрудников оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Анализ научных источников, статистических данных и результатов практической деятельности позволил сделать следующие выводы:

в правовом регулировании розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, существует ряд противоречий и пробелов;

порядок организации и осуществления розыска данной категории лиц на практике имеет множество проблем;

совершенствование розыскной работы в этом направлении требует внесения изменений и дополнений в некоторые правовые акты, а также более четкой регламентации отдельных процедур (например, задержания указанных лиц, заключения их под стражу);

розыск лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, должен осуществляться в постоянном взаимодействии уголовно-исполнительных инспекций и оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы с органами внутренних дел;

одним из направлений повышения эффективности розыскной работы в уголовно-исполнительной системе является внесение корректив в судебную практику по рассмотрению дел об изменении вида уголовного наказания и избрании меры пресечения в виде заключения под стражу для лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества.

Ключевые слова: розыск, задержание, наказания без изоляции от общества, исправительные работы, обязательные работы, условно осужденные, отсрочка отбывания наказания, уголовно-исполнительные инспекции, оперативно-розыскная деятельность, первоначальные мероприятия, подразделения розыска.

Проблема розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, всегда остро стояла перед уголовно-исполнительной системой и органами внутренних дел. Однако долгое время практически отсутствовало правовое регулирование этого вопроса, и лишь с принятием Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данная задача получила свое закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК) РФ. Введенная указанным законом ст. 18.1 УИК РФ хотя и

© Кутуков С. А., Смирнов С. Н., 2016

упорядочила и законодательно закрепила полномочия подразделений ФСИН России, в то же время породила большое количество правовых и организационных проблем, возникающих при ее практическом применении. Кроме того, именно возложение обязанности по розыску рассматриваемой категории лиц на оперативные подразделения ФСИН России привело к тому, что в период с 2012 по 2015 год отмечалось резкое увеличение количества розыскных дел в отношении лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, которые уклонились от отбывания наказания и контроля уголовно-исполнительных инспекций (УИИ).

Статья 18.1 УИК РФ предусматривает проведение розыскных мероприятий в отношении пяти категорий осужденных: к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, которые уклоняются от контроля УИИ.

Объявление в розыск лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в соответствии со ст. 18.1 УИК РФ происходит на основании материалов первоначальных розыскных мероприятий, поступивших из УИИ. Однако именно с первоначального этапа проведения розыскных мероприятий, а также в ходе последующих действий возникает большое количество проблем как правового, так и организационного характера.

На наш взгляд, наиболее сложная в правовом и организационном аспекте ситуация сложилась при розыске двух категорий — это условно осужденные и осужденные с отсрочкой отбывания наказания.

Проведенный нами анализ законодательства показал, что в настоящее время отсутствуют нормы, регулирующие порядок задержания указанных лиц, и не только срок их задержания, но и само право сотрудников ФСИН России их задерживать. Не закреплены также места их доставления и содержания, так как в п. 18 ст. 397 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ данные категории не указаны, то есть применить к ним меру пресечения в виде заключения под стражу нельзя. На практике же подобные правовые коллизии приводят к тому, что разыскивать можем, а задерживать и заключать под стражу нет.

Этот вопрос возник не случайно, так как любое незаконное задержание (то есть задержание по основаниям, не указанным в законе) предусматривает уголовную ответственность в соответствии со ст. 301 Уголовного кодекса (УК) РФ. Следовательно, подразделения розыска в силу наличия пробелов в законодательстве могут сами стать субъектами уголовной ответственности при выполнении своих функциональных обязанностей.

В настоящее время на практике процесс розыска указанной категории лиц выглядит следующим образом. В отдел розыска поступают материалы первоначальных розыскных мероприятий (ПРМ) на скрывшегося от контроля УИИ условно осужденного, место нахождения которого в течение 30 суток не установлено. Отдел розыска заводит розыскное дело и согласно ст. 18.1 УИК РФ объявляет его в розыск. В это время УИИ в соответствии с ч. 4 ст. 190 УИК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 399 и ч. 2 ст. 399 УПК РФ выносит в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания в виде лишения свободы, назначенного по при-

говору суда. Суд, в свою очередь, отклоняет его, так как не может отменить условное осуждение без извещения лица, известить которое невозможно, так как оно находится в розыске.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) лицо разыскивают и задерживают (лучше, если это сделают сотрудники полиции), но на срок не более трех часов (для проверки документов до выяснения обстоятельств в соответствии с Федеральным законом «О полиции»), так как лицо можно задержать без составления протокола или рапорта о задержании только на указанный срок, после чего его доставляют в суд (ибо задержание до 48 часов не предусмотрено законодательством). Здесь усматривается коллизия закона, так как суд в срочном порядке (в дежурные сутки) рассматривает только материалы о заключении под стражу, а все остальные дела — в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Так, на основании ч. 2 ст. 399 УПК РФ суд должен известить лицо о дате, времени и месте судебного заседания (для рассмотрения вопроса об отмене условного осуждения) не позднее чем за 14 суток до дня судебного заседания.

Согласно этой норме суд извещает разысканное лицо о дате и времени судебного заседания и отпускает его. Если лицо не является в назначенное время на судебное заседание, УИИ снова проводит ПРМ, вновь собираются материалы и лицо объявляется в розыск, так как прежнее дело уже закрыто в связи с тем, что лицо было разыскано и доставлено в суд или к инспектору УИИ. И так может повторяться многократно: лицо вновь объявляется в розыск, задерживается, передается в УИИ, далее в суд и суд снова отпускает, так как он обязан оповестить всех участников процесса (УИИ, задержанного, прокурора, адвоката) в срок до 14 суток до дня судебного заседания и только потом рассмотреть представление об отмене условного осуждения.

Следующим проблемным вопросом при розыске лиц, осужденных к наказаниям без лишения свободы, является задержание осужденных к обязательным работам, исправительным работам и ограничению свободы. В случае установления их местонахождения, в соответствии с ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 46, ч. 6 ст. 58 УИК РФ, они подлежат задержанию на срок до 48 часов. Однако в законодательстве Российской Федерации нет правовых норм, регламентирующих задержание сотрудниками УИС разыскиваемых лиц и применение к ним физической силы. Не определены и места содержания разысканных осужденных (на срок до 48 часов).

В настоящее время возникают проблемы с задержанием указанных осужденных на срок до 48 часов, когда в отношении их мера пресечения в виде заключения под стражу судом не избрана. Даже при наличии судебного постановления о за-

держании на этот период территориальные органы полиции не всегда используют эту возможность. Задержание осужденного в ОВД до 48 часов осуществляется в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства (ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 46, ч. 6 ст. 58 УИК РФ), согласно которым злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов, и данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Так, на основании пп. 2 и 4 ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О полиции» полиция имеет право задерживать на срок до 48 часов лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений. В течение этого времени сотрудники УИИ должны успеть подготовить необходимые материалы в суд для продления срока задержания до 30 суток либо для решения вопроса о замене (отмене) назначенного наказания на лишение свободы. Однако из ведомственного приказа МВД России был исключен пункт, согласно которому в изоляторе временного содержания (ИВС) могли содержаться лица, задержанные на срок до 48 часов, из числа осужденных к обязательным или исправительным работам, скрывшиеся с места жительства и объявленные в розыск.

Одной из проблем организационно-правового характера при розыске указанных категорий лиц является то, что при возбуждении уголовного дела по ст. 313 УК РФ органами дознания полиции в отношении осужденного, совершившего побег, постановление об объявлении в розыск в порядке ст. 210 УПК РФ выносится несвоевременно, мера пресечения в виде заключения под стражу не избирается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одно проблемное направление организации розыскной работы в отношении данных категорий лиц — это судебная практика в данной сфере.

Так, при рассмотрении представления на осужденного, скрывшегося от контроля УИИ, в отношении которого заведено розыскное дело, суд не берет его под стражу, а осуждает к отбыванию наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении с самостоятельным следованием. Из этого вытекает, что осужденный, состоящий на учете в УИИ, не отбывает назначенное ему наказание, не связанное с лишением свободы, более того, умышленно скрывается, в результате чего в соответствии с требованиями пп. 141-145 приказа Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» УИИ проводит комплекс ПРМ, а по истечении установленного срока передает материалы в порядке

ст. 18.1 УИК РФ в отделение розыска для заведения розыскного дела. После задержания осужденного суд, рассматривая представление УИИ, не берет его под стражу, а назначает самостоятельное следование. Кроме того, нередки случаи, когда при рассмотрении представления о замене наказания, не связанного с лишением свободы, на лишение свободы суд не принимает во внимание то, что осужденный находился в розыске, уже содержится под стражей, и назначает ему лишение свободы с самостоятельным следованием в колонию-поселение, а следовательно, дает ему возможность повторно уклониться от отбывания наказания в виде лишения свободы. Суд предоставляет право следовать в колонию-поселение самостоятельно и неоднократно судимым лицам, в том числе за тяжкие преступления, ранее отбывавшим наказание в исправительных учреждениях, не имеющим постоянной регистрации, а значит, он не учитывает тот факт, что эти лица не осознали свою вину за прежние преступления и совершают новые.

Значительное количество осужденных, которым наказания, не связанные с лишением свободы, заменены на лишение свободы, к месту отбывания наказания в колонию-поселение следуют самостоятельно, однако судом при вынесении решения не учитывается, что до осуждения они не имели определенного места жительства, многие находились в розыске, не работали, вели аморальный образ жизни, были склонны к употреблению алкогольных и наркотических средств, умышленно уклонялись от отбывания наказания в УИИ.

Помимо этого, одно из требований суда при рассмотрении вопроса о задержании лица на срок до 30 суток — наличие медицинской справки о возможности осужденного по состоянию здоровья находиться в местах лишения свободы. Для получения данного документа сотрудникам подразделений УИИ, не имеющим спецсредств и оружия, необходимо конвоировать лицо, находящееся в розыске, в медицинское учреждение.

Перечисленные факты усложняют проведение оперативно-розыскных мероприятий и затрудняют исполнение судебных решений.

На основании изложенного при вынесении судебных решений полагаем целесообразным предоставлять право самостоятельного следования в колонию-поселение осужденным с учетом их личности, образа жизни, материального положения, наличия судимостей и регистрации, условий отбывания наказания в УИИ, их желания и возможностей воспользоваться этим видом следования.

При розыске указанных категорий лиц также возникают проблемы в процессе взаимодействия с правоохранительными органами в случаях установления ими местонахождения осужденных, скрывшихся от контроля УИИ, среди них:

отказ сотрудников полиции в задержании осужденных, уклонившихся от отбывания наказания, не связанного с изоляцией от общества, скрывшихся от контроля УИИ;

отказ сотрудников полиции в составлении протоколов задержания в отношении указанной категории лиц;

своевременное уведомление инициатора розыска сотрудниками полиции при составлении административного протокола на осужденных, уклонившихся от отбывания наказания, не связанного с изоляцией от общества, скрывшихся от контроля УИИ;

отказ сотрудников конвойной службы принимать осужденного, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, со ссылкой на положение соответствующего приказа.

Многие обозначенные вопросы организационного и правового характера решаются путем принятия на уровне территориальных органов ФСИН и МВД России совместных приказов (соглашений) о розыске лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества.

С целью обеспечения законности при задержании лиц, находящихся в розыске, полагаем возможным и необходимым дополнить:

1) ч. 1 ст. 397 УПК РФ — п. 18.2, где предусмотреть заключение под стражу объявленного в розыск условно осужденного, скрывшегося от контроля УИИ, до рассмотрения судом вопроса об отмене условного осуждения, и п. 18.3, в котором установить возможность заключения под стражу на срок не более чем на 30 суток объявленного в розыск осужденного с отсрочкой отбывания наказания до рассмотрения судом вопроса об отмене отсрочки отбывания наказания;

2) Правила внутреннего распорядка ИВС — словами «задержанных лиц», так чтобы по тексту и смыслу слов в ИВС могли содержаться не только обвиняемые и подозреваемые в совершении пре-

ступлений, но и задержанные, в том числе уклоняющиеся от отбывания наказания.

Основными задачами совершенствования правового регулирования рассматриваемой деятельности являются:

— определение на законодательном уровне органа, уполномоченного объявлять в розыск и осуществлять оперативно-розыскную деятельность в отношении осужденных, которым наказание без изоляции от общества заменено на лишение свободы либо отменено условное осуждение или отсрочка отбывания наказания;

— подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части содержания разысканных осужденных, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, до 48 часов в специально выделенных помещениях колоний-поселений, следственных изоляторов либо иных специальных помещений;

— подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях установления ответственности в отношении лиц, уклонившихся от получения предписания для направления в колонию-поселение или не прибывших к месту отбывания наказания, а также лиц, уклонившихся от контроля УИИ;

— законодательное определение задержания осужденных, находящихся в розыске, сотрудниками территориальных органов ФСИН России.

Лишь комплексное решение накопившихся проблем в данной сфере и приведение порядка и условий отбывания наказания осужденных в соответствие с целями и задачами уголовно-исполнительного законодательства позволят уменьшить число осужденных, находящихся в розыске и скрывающихся от отбывания наказания, а также более эффективно организовать розыскную работу оперативных и иных подразделений ФСИН России.

Список литературы

1. Кутуков С. А., Смирнов С. Н. Организационно-правовые проблемы информационного взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний с другими правоохранительными органами по противодействию преступности // Человек: преступление и наказание. 2014. № 4. С. 77-83.

2. Расторопов С. В. Актуальные вопросы отмены условного осуждения с исполнением наказания, назначенного по приговору суда // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2. С. 12-15.

SERGEY ALEKSANDROVICH KUTUKOV,

phd in law, associate professor, deputy head, organization operational search activity department,

(Academy of the FPS of Russia), e-mail: smirnov_sergey77@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ACTUAL PROBLEMS OF SEARCH OF PERSONS SENTENCED TO PUNISHMENT WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY

Analysis of scientific sources, statistics, and results of practical activities led to the following conclusions:

Департаментом экономических расследований Нур-Султана опубликован список разыскиваемых людей, за информацию о которых выставили вознаграждение, сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.

Департаментом экономических расследований по городу Нур-Султан разыскивается: гр. Хасенов Нариман Хамитханович, 25.09.1984 г.р., уроженец г.Астаны, подозреваемый в совершении тяжкого преступления, предусмотренного статьями 262 ч.2, 307 ч.3 п.1,2 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Вид розыска «Международный».

Мера пресечения «Содержание под стражей».

Паспорт № N08218409 выдан МВД РК от 18.07.2012 года.

Удостоверение личности № 024853479 выдано МЮ РК от 09.03.2010 г.

ИИН 840925351127

Национальность – казах, гражданство – Республики Казахстан.

При установлении (задержании) разыскиваемого или получении какой – либо информации о его возможном местонахождении просим незамедлительно сообщить инициатору розыска по адресу: 010000, Республика Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Желтоксан, 43 Департамент экономических расследований по городу Нур-Султан, контактные телефоны: 8 (7172) 76-79-21 отдел розыска, 8 (7172) 31-61-45 дежурная часть, 8 (701) 485-46-16, 8 (777) 227-16-70 – оперативный сотрудник.

В случае предоставления достоверной информации о местонахождении разыскиваемого предусмотрено денежное вознаграждение, анонимность гарантируется!!!

Департаментом экономических расследований по городу Нур-Султан разыскивается: гр. Куликов Владислав Владимирович: 25.09.1984 г.р., уроженец Акмолинской области, обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного статьей 190 ч.4 п.2 (177 ч.4 п. «б» — в редакции 1997 г.) Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Вид розыска «Международный».

Мера пресечения «Содержание под стражей».

Паспорт № N07187285 выдан МЮ РК от 02.02.2011 года.

Удостоверение личности № 024370226 выдано МЮ РК от 29.09.2009 г.

Национальность – русский, гражданство – Республики Казахстан.

При установлении (задержании) разыскиваемого или получении какой – либо информации о его возможном местонахождении просим незамедлительно сообщить инициатору розыска по адресу: 010000, Республика Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Желтоксан, 43 Департамент экономических расследований по городу Нур-Султан, контактные телефоны: 8 (7172) 76-79-21 отдел розыска, 8 (7172) 31-61-45 дежурная часть, 8 (701) 485-46-16, 8 (777) 227-16-70 – оперативный сотрудник.

В случае предоставления достоверной информации о местонахождении разыскиваемого предусмотрено денежное вознаграждение, анонимность гарантируется!!!

Департаментом экономических расследований по городу Нур-Султан разыскивается: гр. КАЗАКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ, 07.01.1951 г.р., уроженец с. Балаково Саратовской области Российской Федерации, обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного статьей 233 ч.2 (208 ч.2) Уголовного кодекса Республики Казахстан. Лицо без определенного места жительства. УД № 0801000227 от 19.07.2001 г., розыск «Межгосударственный», мера пресечение «Арест», РД № 02711203410014 от 07.05.2002 г.

Национальность – русский, образование – среднее. Приметы: среднего роста (160-165), худощавого телосложения, лицо овальное, волосы прямые светлые, глаза серые, брови густые, нос средний.

При установлении (задержании) разыскиваемого или получении какой – либо информации о его возможном местонахождении просим незамедлительно сообщить инициатору розыска по адресу: 010000, Республика Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Желтоксан, 43 Департамент экономических расследований по городу Нур-Султан, контактные телефоны: 8 (7172) 76-79-21 отдел розыска, 8 (7172) 31-61-45 дежурная часть, 8 (701) 485-46-16, 8 (777) 227-16-70 – оперативный сотрудник.

В случае предоставления достоверной информации о местонахождении разыскиваемого предусмотрено денежное вознаграждение, анонимность гарантируется!!!

Департаментом экономических расследований по городу Нур-Султан разыскивается: гр. Малдыбаев Дауиржан Шаженулы, 26.04.1985 г.р., уроженец Сарыагашского района, ЮКО, подозреваемый в совершении тяжкого преступления, предусмотренного статьями 190 ч.3 п.1 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Вид розыска «Межгосударственный».

Мера пресечения «Содержание под стражей».

Паспорт № N5961634 выдан МЮ РК от 20.08.2008 года.

Удостоверение личности № 041721888 выдано МВД РК от 08.08.2016 г.

ИИН 850426301823

Национальность – казах, гражданство – Республики Казахстан.

При установлении (задержании) разыскиваемого или получении какой – либо информации о его возможном местонахождении просим незамедлительно сообщить инициатору розыска по адресу: 010000, Республика Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Желтоксан, 43 Департамент экономических расследований по городу Нур-Султан, контактные телефоны: 8 (7172) 76-79-21 отдел розыска, 8 (7172) 31-61-45 дежурная часть, 8 (701) 485-46-16, 8 (777) 227-16-70 – оперативный сотрудник.

В случае предоставления достоверной информации о местонахождении разыскиваемого предусмотрено денежное вознаграждение, анонимность гарантируется!!!

Департаментом экономических расследований по городу Нур-Султан разыскивается: гр. Чарышкин Евгений Васильеивич, 19.05.1962 г.р., уроженец г.Уссурийска, Приморский край, Российской Федерации, подозреваемый в совершении тяжкого преступления, предусмотренного статьями 177 ч.2 п. «б,в», 177 ч.3 п. «а,б» Уголовного кодекса Республики Казахстан (в редакции 1997 г.).

Вид розыска «Международный».

Мера пресечения «Содержание под стражей».

Национальность – русский, гражданство – Австралия.

При установлении (задержании) разыскиваемого или получении какой – либо информации о его возможном местонахождении просим незамедлительно сообщить инициатору розыска по адресу: 010000, Республика Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Желтоксан, 43 Департамент экономических расследований по городу Нур-Султан, контактные телефоны: 8 (7172) 76-79-21 отдел розыска, 8 (7172) 31-61-45 дежурная часть, 8 (701) 485-46-16, 8 (777) 227-16-70 – оперативный сотрудник.

Департаментом экономических расследований по городу Нур-Султан разыскивается: гр. Служаева Анна Константиновна, 12.05.1978 г.р., уроженка г.Алматы, подозреваемый в совершении тяжкого преступления, предусмотренного статьями 190 ч.4 п.2 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Вид розыска «Международный».

Мера пресечения «Содержание под стражей».

Паспорт № N09142837 выдан МВД РК от 28.11.2013 года.

Удостоверение личности № 014254272 выдано МВД РК от 28.05.2003 г.

ИИН 780512403382

Национальность – русская, гражданство – Республики Казахстан.

При установлении (задержании) разыскиваемого или получении какой – либо информации о его возможном местонахождении просим незамедлительно сообщить инициатору розыска по адресу: 010000, Республика Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Желтоксан, 43 Департамент экономических расследований по городу Нур-Султан, контактные телефоны: 8 (7172) 76-79-21 отдел розыска, 8 (7172) 31-61-45 дежурная часть, 8 (701) 485-46-16, 8 (777) 227-16-70 – оперативный сотрудник.

Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

1. До приостановления дела следователь (дознаватель) производит розыскные следственные действия (обыск для установления скрывающихся лиц; наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, адресованные связям обвиняемого; контроль и запись переговоров; допрос соседей, сослуживцев обвиняемого) или иные мероприятия, например, направляет запросы в различные учреждения. После приостановления дела следователь вправе лишь истребовать и принимать представленные предметы и документы. См. коммент. к ст. 209. Если, несмотря на принятые меры, местонахождение обвиняемого (подозреваемого) не удалось установить, то поручение о розыске дается органам дознания. Розыск обвиняемых является одной из задач милиции (ст. ст. 8, 9 ФЗ «О милиции»), для осуществления которой могут быть проведены оперативно-розыскные мероприятия. Для эффективного розыска предварительно необходимо выявить подробные данные о личности обвиняемого .

См.: Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел. Приложение N 1 к Приказу МВД России от 5 мая 1993 г. N 213 // Вопросы расследования преступлений. М., 1996. С. 653 — 654.

2. По масштабам определяют виды розыска: местный, федеральный, межгосударственный, международный. Ведомственными нормативными актами устанавливаются условия объявления органом дознания федерального розыска (как правило, по тяжким преступлениям по истечении 2 — 6 месяцев безрезультатного местного розыска). Межгосударственный розыск проводится в пределах государств — участников СНГ, не подменяет международный розыск и может осуществляться параллельно с ним. Международный розыск производится на территории государств — членов Международной организации уголовной полиции (Интерпол) через посредничество этой организации. Объявление в международный розыск регулируется подзаконными нормативными актами (Приказ МВД России N 786, Минюста России N 310, ФСБ России N 470, ФСО России N 454, ФСКН России N 333, ФТС России N 971 от 6 октября 2006 г. «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола»). Основанием для объявления международного розыска является достоверная информация о выезде разыскиваемого (намерении выехать) за пределы РФ, о наличии связей за пределами РФ. Для объявления в международный розыск необходимо выполнение следующих условий:

— разыскиваемое лицо имеет статус обвиняемого (см. ст. 47 УПК);

— обвиняемый объявлен (или одновременно объявляется) в федеральный розыск;

— разыскиваемый обвиняется в совершении одного или нескольких преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких, которые не носят политический, военный, религиозный или расовый характер.

Международный розыск объявляется постановлением органа, осуществляющего ОРД, на основании уголовно-процессуального решения о розыске (постановления, вынесенного в соответствии со ст. 210 УПК, или указания прокурора, данного по поручению судьи в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 238 УПК). Постановление об объявлении международного розыска выносится сотрудником розыскного подразделения, утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согласовывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего ОРД, и заверяется печатью. Данное постановление с необходимыми документами направляются в НЦБ Интерпола. Если судьей будет принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании обвиняемому, в отношении которого вынесено постановление об объявлении в международный розыск, меры пресечения в виде заключения под стражу, то это постановление аннулируется и в дальнейшем возможно лишь проведение проверки по учетам Интерпола. Одновременно с вынесением постановления об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск органом, вынесшим соответствующее постановление, в Департамент пограничного контроля ФСБ РФ направляется запрос о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

4. Часть 3 комментируемой статьи в редакции Закона от 4 июля 2003 г. положила начало формированию нового уголовно-процессуального института — задержанию обвиняемого, которое по смыслу закона должно проводиться по аналогии с задержанием подозреваемого на срок до 48 часов. Однако задержание обвиняемого имеет особые основания, цели, мотивы и условия. Об этом см. коммент. к ст. 91. Предназначение нового института состоит в обеспечении «запрета заочного ареста». См. коммент. к ч. ч. 4 — 5 ст. 108. В случае обнаружения разыскиваемого лица оно может быть задержано, после чего незамедлительно должно быть возобновлено производство по делу.

В федеральном розыске

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *