Виды дисциплинарное взыскание

  • Виды наказаний работников
  • Дисциплинарные взыскания
  • Материальные взыскания
  • Порядок снятия дисциплинарного или материального наказания с работника
  • Дисциплинарное взыскание или материальное взыскание. Какое и когда лучше применять?

Наказание работника – это мера воздействия и мотивации, направленная на предотвращение повторного нарушения дисциплины труда либо трудового распорядка. Каждое нарушение должно быть зафиксировано, а по нему применены санкции.

Одной из задач, стоящих перед работодателем, является своевременное применение мер, не усугубляющих ситуацию. В связи с этим, важно иметь представление о материальных, дисциплинарных наказаниях и присущих им особенностях.

Содержание

Виды наказаний работников

Выделяют две группы наказаний, применяемых по отношению к работникам — дисциплинарные (ст. 192 ТК РФ) и материальные.

Действия сотрудника влекут за собой негативные последствия в виде санкции, если они соответствуют условиям:

  • Противоправности. Противоречат положениям федеральных, региональных или локальных нормативных правовых актов;
  • Виновности. Работник виновен в совершении проступка и действовал умышленно (желал наступления последствий) или по неосторожности (проявил легкомыслие, небрежность);
  • Сферы действия. Материальные и нематериальные наказания к сотруднику назначаются, если проступок связан с исполнением трудовых обязательств.

Интересный факт о применении материальных и дисциплинарных взысканий к работнику:

Знали ли вы о существовании «пирамиды наказаний»? Система, выстроенная немецкими социологами, представляет собой шкалу санкций. Каждый работодатель выстраивает пирамиду, располагается в верхней части «увольнение», а в нижней «разговор с предупреждением». В центральной части шкалы располагаются остальные наказания, которые будут применяться в зависимости от обстоятельств проступка.

Дисциплинарные взыскания

Дисциплинарные взыскания назначаются за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее выполнение сотрудником его обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

Работодатель вправе применить одно из наказаний:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение (см. Сокращение персонала: что нужно знать).

Определенным группам сотрудников устанавливаются иные дисциплинарные взыскания (ч.5 ст. 189 ТК РФ).
Так, на основании Закона «О государственной гражданской службе РФ» наряду с перечисленными наказаниями могут предусматриваться дисциплинарные наказания:

  • вынесение предупреждения, указывающее на неполное должностное соответствие;
  • освобождение от занимаемой должности государственной гражданской службы.

Закон «О статусе военнослужащих» устанавливает иные меры наказаний за совершение дисциплинарных проступков:

  • строгий выговор;
  • снижение в занимаемой должности или звании;
  • освобождение от военных сборов;
  • применение дисциплинарного ареста.

В отношении спортсменов может применяться еще одна мера наказания – спортивная дисквалификация на срок до 6 месяцев.

Совет эксперта:

Всегда помните о существовании «негласных правил» применения наказания. Опытное руководство никогда не «переходит на личности», потому наказывает не самого работника, а совершенный и проступок. Обсуждать ошибки, допущенные с сотрудником, рекомендуется тет-а-тет (см. Решение проблем при управлении персоналом).

Основания для применения дисциплинарного взыскания — штрафа с работника

Важно, что применение дисциплинарного взыскания в форме увольнения возможно лишь по основаниям, указанным ст. 192 ТК РФ:

  1. Прогул. Под ним рассматривается отсутствие гражданина на месте работы свыше 4-х часов в продолжение дня (смены).
  2. Опьянение. Появление в состоянии алкогольного, наркотического или иного вида опьянения на территории работодателя недопустимо.
  3. Разглашение тайны (государственной, коммерческой и др.). Если информация о ней у сотрудника появилась при исполнении им трудовых обязательств.
  4. Хищение, порча имущества. Факт преступления должен устанавливаться судебным приговором, вступившим в силу.
  5. Нарушение охраны трудовой деятельности. При условии, что действия повлекли тяжкие последствия или сотрудник осознавал в полной мере угрозу их наступления.

Материальные взыскания

Материальные наказания основаны на денежной составляющей, которая на практике более эффективна, нежели дисциплинарные взыскания (за исключением увольнения).

Работодатель имеет право применить одно из следующих материальных наказаний:

  • лишение премии;
  • материальное взыскание.

Применение штрафа, как способа наказания работников, является неправомерным. Незаконны действия работодателя при наложении им материального взыскания в случае опоздания на работу, невыполнения поставленной задачи в срок и др.

Внимание! Наложение штрафа не устанавливается в качестве меры взыскания ни ТК РФ, ни иными нормативно-правовыми актами в сфере трудового законодательства.

Нельзя лишить сотрудника премии, если у работодателя не устанавливается четкая система премирования. Если же она закреплена в локальных правовых актах, внедрена на предприятии (производстве) и действует по закону, то лишение премии возможно, но лишь по основаниям, четко в ней указанным.

Материальное взыскание применяется только при причинении работником ущерба работодателю (ст. 238 ТК РФ). Что под ним понимается?

Ущерб, причиненный работником работодателю

  • Уменьшение или ухудшение состояния имущества, принадлежащего работодателю;
  • Уменьшение или ухудшение имущества, принадлежащего другим лицам, но находящегося у работодателя.

Руководство, с учетом сложившихся обстоятельств дела, определяет причиненный ущерб и размер материального взыскания. Важно, что неполученные работодателем доходы (упущенный заработок) сотрудник не возвращает.

Какие формы материального наказания могут устанавливаться работодателем?

Не допускается применение к работнику дисциплинарных взысканий, не устанавливаемых ФЗ, уставами и иными положениями о дисциплине. Однако работодатель в локальных правовых актах может закрепить условия получения сотрудниками мер поощрения.

К примеру, если у работника более 2-х опозданий на работу или он не выполняет поставленные задачи в указанный работодателем срок, то работник может понести следующие меры материального наказания:

  • Лишается права на бесплатные офисные обеды (временно/постоянно);
  • Изменяется его положение в очередности на получение жилой площади;
  • Не допускается к работе над крупным или выгодным проектом и т.д.

Одно из главных правил – запрет на уменьшение социального пакета работника, если он устанавливается федеральным или региональным законодательством, а также, если условие об этом отсутствует в локальных правовых актах.

Порядок применения материального и дисциплинарного взыскания

Факт наложения дисциплинарного или материального наказания важно оформить надлежащим образом. Работодатель вправе потребовать от сотрудника, допустившего проступок, объяснение его деяния (в письменной форме). Срок предоставления – 2 дня. Если по их истечению объяснительная записка не будет передана работодателю, то им издается соответствующий акт.

Важно соблюсти сроки привлечения гражданина к ответственности. Дисциплинарное взыскание устанавливается не позже одного месяца, который начинает исчисляться со дня установления факта деяния. В этот срок не зачисляется период пребывания сотрудника на больничном, основном или дополнительном отпуске.

Материальное взыскание не может быть назначено:

  • По окончанию 6 месяцев с момента совершения действия или со дня, когда руководителю должно было стать известно о нарушении;
  • Исключением является установление факта проступка при проверке финансовой и хозяйственной деятельности работодателя – срок увеличивается до 2-х лет.

Внимание! На основании ч.5 ст. 193 ТК РФ за каждый дисциплинарный проступок к сотруднику может применять только одна мера взыскания.

Применение взыскания в отношении работника устанавливается приказом (распоряжением), издаваемым работодателем. Сотрудник должен изучить его и расписаться в продолжение 3-х суток со дня его оформления (за исключением времени его отсутствия на рабочем месте).

Практике известны ситуации, когда работники отказываются от ознакомления с документом. Работодателю при этом необходимо подготовить документ с указанием отказа сотрудника изучить приказ (распоряжение).
Если в качестве меры наказания применяется увольнение, то приказ составляется по унифицированной форме (№ Т-8). Работодатель может оформить одновременно два приказа – о применении дисциплинарного взыскания в форме увольнения и о расторжении трудового договора (см. Советы при увольнении).

Важно, что сведения о применяемых к сотруднику дисциплинарных взысканиях не требуется фиксировать в его трудовой книжке (исключение – увольнение). Информация не указывается в личной карточке, но по желанию работодателя, она может отображаться в графе «Дополнительные сведения».

Порядок снятия дисциплинарного или материального наказания с работника

Снятие дисциплинарного взыскания (ст. 194 ТК РФ) происходит по завершению одного года с момента его наложения «автоматически», если гражданин не подвергался в продолжение этого срока новому наказанию.

Важно, что работодатель вправе отменить дисциплинарное взыскание ранее одного года:

  • по личной инициативе;
  • по просьбе провинившегося лица;
  • в соответствии с ходатайством его непосредственно руководителя;
  • на основании мнения представительного органа.

Досрочное погашение дисциплинарного взыскания оформляется приказом, подписываемым работодателем. В нем указывается причина снятия наказания, уникальный номер и дату приказа, устанавливавшего ответственность.

Внимание! Применение дисциплинарного или материального взыскания может оспариваться сотрудником в судебном порядке в продолжение 3-х месяцев с момента его применения.

Снятие материального взыскания происходит при возмещении работником ущерба, причиненного имуществу работодателя или имуществу третьих лиц, если оно находилась у работодателя. Руководство может снять материальное взыскание досрочно, приняв возмещение причиненных расходов полностью или частично на себя.

Адаптация персонала в организации: цели, виды, методы, организация и оценка результатов процесса

Иные меры наказаний (например, лишение премирования по системе, установленной работодателем) снимаются в порядке, закрепленным локальными правовыми актами. Важно, чтобы основания и порядок их погашения был четко установлен положения документов.

Дисциплинарное взыскание или материальное взыскание. Какое и когда лучше применять?

Что эффективнее применять работодателю – дисциплинарное или материальное наказание? Отечественная и зарубежная практика показывает, что меры взысканий, основанные на денежном элементе, более действенны.

Если работодателем устанавливается система премирования, предусматривающая снижение суммы за опоздание (пусть даже на 200-300 руб.), работники будут более ответственно относиться к соблюдению трудового распорядка.

Опыт иностранных компаний

Разработайте мотивационную систему для работников (см. Эффективная мотивация персонала. Тренинг по мотивации от Владимира Мариновича). Многие зарубежные предприятия действуют по такой схеме – сотрудники не наказываются за проступок, а поощряются за соблюдение трудовой дисциплины, распорядка труда, выполнение поставленных задач и др.

Когда и какое наказание рекомендуется применять? (наиболее распространённые ситуации).

Когда и какое наказание рекомендуется применять? (наиболее распространённые ситуации).

Материальное наказание Дисциплинарное взыскание
Причинение ущерба имуществу работодателя или третьих лиц Несоблюдение указаний работодателя или непосредственного начальника структурного подразделения, техники безопасности и локальных актов, действующих на предприятии (производстве)
Невыполнение установленной нормы труда по причинам, зависящим от самого работника Употребление на рабочем месте алкогольных напитков, появление на территории работодателя в состоянии опьянения
Не предоставление в указанные сроки требуемых документов или запрашиваемой информации Разглашение работником тайны, ставшей ему известной при исполнении им своих обязанностей

Выбирая меру наказания, важно ориентироваться на ТК РФ и иные акты трудового законодательства. Противоречие одному из их положений является основанием для судебного оспаривания приказа (распоряжения) работодателя.

Все виды материальных и дисциплинарных взысканий – эффективный инструмент в руках работодателя. Используя его правильно, удастся повысить производительность труда, сократить издержки, предотвратить нарушение внутреннего распорядка.

Меры воздействия

Дети часто оказываются более жестокими в своих поступках, нежели взрослые. Но, учитывая их возраст, нельзя применять те же способы наказания, что и для взрослых. Меры воздействия на детей должны быть мягче и носить воспитательный характер.

Общая информация

В 91-й статье УК РФ есть описание специальных мер, которые применяются к несовершеннолетним правонарушителям. Их цель – перевоспитать несовершеннолетнего преступника, не используя при этом уголовную ответственность.

Это возможно в случае совершения ими нетяжёлых преступлений, когда есть надежда на эффективность воспитательных мер.

Меры воспитательного воздействия

Помимо тяжести содеянного, при выборе конкретных воспитательных ограничений, учитывается:

  • Мотивы подростка;
  • Его отношение к содеянному;
  • Его последующее поведение.

Одновременно могут применяться несколько мер принудительного воздействия. Срок их применения устанавливается в интервале от 1 месяца до 3 лет. Чем больше ущерб от преступления, тем больше срок воспитания.

За тяжкие преступления могут наказать сроком содержания в специализированном учреждении закрытого типа (спецшколе или колонии для несовершеннолетних).

В других случаях используют:

  • Предупреждение;
  • Передачу ребёнка опекуну или родителям для контроля;
  • Надзор;
  • Ограничение досуга;
  • Обязанность возместить ущерб.

Содержание принудительных мер

При назначении предупреждения, с подростком проводят беседу, в которой ему поясняют последствия его действий и недопустимость их повторения. Также его уведомляют о последствиях в случае рецидива. Он получает копию постановления о применённых мерах воздействия с их подробным описанием, а также с описанием причинённого им ущерба.

Ограничение досуга – ещё одна распространённая мера воспитания. Она ограничивает возможность ребёнка ездить за границу, ходить на развлекательные мероприятия, управлять транспортными средствами, а также вводит в отношении его комендантский час.

Возмещение ущерба предполагает, что подросток своими силами восстановит поломанное имущество, либо отдаст своё взамен испорченного.

В случае полного уничтожения возможно взыскание стоимости этого имущества.

Однако данная мера должна применяться только с учётом финансовых возможностей подростка и его навыков в конкретных делах, связанных с восстановлением имущества.

В случае назначения надзора над ребёнком, эту задачу возлагают на его родителей, опекунов или соответствующие государственные органы.

Все эти меры не являются частью уголовного наказания, а, наоборот, применяются в качестве его альтернативы. Но возможно это только после подробного рассмотрения всех нюансов конкретного дела.

Немного о типах воспитания

На сегодняшний день, выделяют 4 типа воспитания в семье:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

Бесплатная горячая линия по всей России:
88006003901

  • Авторитетный (демократический). Родитель относится к ребёнку как к личности, учитывает его интересы, обсуждает и идёт на компромисс;
  • Либеральный. Сродни предыдущему, но отличается ещё меньшим контролем ребёнка, и ещё большим доверием его мнению;
  • Авторитарный – противоположный предыдущим двум. Родитель диктует свою волю, не допуская возражений ребёнка;
  • Попустительский – родителю, по сути, нет дела до ребёнка. Он не участвует в воспитании, отпуская этот процесс на самотёк.

Современный мир развивается с осознанием прав ребёнка. И, конечно, для его полноценного развития эти стили совершенно неравнозначны.

К чему приводит тот или иной тип воспитания?

Демократический и либеральный стиль способствуют развитию ребёнка, его самостоятельному поиску себя и своих интересов. Но важно, чтобы они не перешли в попустительский стиль. Учёт интересов ребёнка не означает отсутствие контроля или коррекции тенденций опасного поведения.

В свою очередь, авторитарный стиль подавляет волю ребёнка. В итоге, очень часто вырастает зависимый ведомый человек, неспособный на принятие самостоятельных решений, особенно в сложных ситуациях. Нередко такой стиль воспитания вообще приводит к возникновению у ребёнка психологической травмы, которая остаётся у него на всю жизнь.

Виды наказаний работников дисциплинарные и материальные методы взыскания

За нарушения требований к труду конкретной организации, она вправе применить к работнику дисциплинарные меры. Их цель – не допустить повторения нарушений со стороны работника.

Есть два основных вида таких взысканий:

  • Нематериальные;
  • Материальные.

Меры дисциплинарного воздействия в трудовом праве

Дисциплинарные взыскания – основные меры нематериального воздействия на работника.

К ним относятся:

  • Замечание;
  • Выговор;
  • Увольнение.

Выбор конкретной меры зависит от тяжести нарушения.

Штрафы за нарушения трудовой дисциплины

Материальные меры, как понятно, из названия, связаны с ограничением доходов работника. К ним относятся:

  • Штрафы;
  • Лишение премии;
  • Привлечение к ответственности (материальной);
  • Сокращение соцпакета на какое-то время.

Важно, что в отличие от дисциплинарных мер, штрафные санкции не определены законом. То есть, по сути, являются его нарушением и самоуправством работодателя. За это его можно привлечь к ответственности.

Что касается остальных мер материального наказания, то они допустимы законом, но должны строго опираться на документы, на основании которых в организации построен рабочий процесс. Например, если лишают соцпакета, то в трудовом договоре должно быть указано, что организация не берёт на себя обязанность обеспечивать его в полном размере и т.д.

Принудительные меры воспитательного воздействия

Принудительные меры воспитательного воздействия — меры уголовно-правового характера, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления, в порядке освобождения от уголовной ответственности, освобождения от наказания, либо вместо наказания. Данные меры направлены прежде всего на исправление несовершеннолетнего преступника и применяются обычно в случаях, когда исправление может быть достигнуто и без применения наказания.

Природа мер воспитательного воздействия

По своему юридическому характеру данные меры трактуются неоднозначно. Обычно они выступают одной из форм реализации уголовной ответственности, помимо наказания, однако в некоторых странах (страны СНГ, кроме Казахстана, Литва) они выступают также альтернативой уголовной ответственности: законодательство этих государств допускает освобождение от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Такое освобождение допускается при совершении несовершеннолетним преступления небольшой тяжести (Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) или средней тяжести (Азербайджан, Армения, Грузия, Киргизия, Россия), если будет признано, что исправление несовершеннолетнего может произойти и без применения мер уголовной ответственности. В Албании, Алжире, Болгарии, Казахстане, Латвии, Монголии, Франции, Эстонии применение мер воспитательного характера допускается лишь в качестве альтернативы уголовному наказанию.

Законодательство ряда государств предусматривает применение этих мер вместо наказания для определённых возрастных категорий преступников. Так, только воспитательные меры могут быть применены к лицам в возрасте от 14 до 16 лет в Македонии, Федерации Боснии и Герцеговины, Хорватии; в возрасте от 14 до 18 лет в Испании; от 7 до 15 лет — в Египте, Кувейте, Ливане, Сирии; от 7 до 14 лет — в Таиланде. В последнем государстве суд может применить следующие меры к данной возрастной категории лиц: предупреждение и передача под надзор родителя или опекуна на срок не более 3 лет.

Законодательство Мали предусматривает применение данных мер в рамках процедуры посредничества при примирении несовершеннолетнего преступника и потерпевшего.

Принудительные меры воспитательного воздействия имеют сходство с условным осуждением, так как зачастую при злостном их неисполнении они подлежат отмене с применением к осуждённому реальных мер ответственности (страны СНГ).

Принудительные меры воспитательного воздействия в законодательстве стран мира

Институт принудительных мер воспитательного воздействия присутствует в уголовном законодательстве стран СНГ и Балтии, бывших республик Югославии, Албании, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кирибати, Нидерландов, Румынии, Филиппин, Швеции, Эфиопии. В специальных законах о статусе несовершеннолетних данные меры регламентируется в Германии, Египте, Испании, Кении, Кувейте, Мали, Португалии, Франции, Швейцарии. И в специальном, и в уголовном законодательстве они предусмотрены в Болгарии, Сербии и Эстонии.

Данные меры в различных странах носят различные наименования: «принудительные меры воспитательного воздействия» (страны СНГ, Латвия, Монголия), «принудительные меры» (Узбекистан), «меры воспитательного воздействия) (Литва), «воспитательные меры» (страны бывшей Югославии), «меры воспитания, лечения или исправления» (Польша), «меры защиты, помощи, надзора и воспитания» (Франция), «меры защиты» (Япония) и др. Законодательство Судана рассматривает данную категорию мер наряду с иными «мерами по надзору и исправлению», которые могут применяться также к престарелым и страдающим психическими расстройствами. В некоторых странах данные меры рассматриваются в более общем институте мер безопасности (Молдова, Турция и др.). УК Грузии рассматривает данные меры наряду с наказанием в рамках формулировки «меры уголовного воздействия в отношении несовершеннолетних».

Виды мер воспитательного воздействия

Законодательством стран мира могут предусматриваться следующие меры воспитательного воздействия:

  • предупреждение или выговор (страны СНГ, бывшие республики Югославии, Германия, Египет, Испания, Кувейт, Литва, Португалия, Румыния, Судан, Таиланд, Чили, Эстония);
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо соответствующего государственного органа (страны СНГ и Балтии, бывшие республики Югославии, Англия, Германия, Египет, Кувейт, Марокко, Монголия, Португалия, Сирия, Судан, Таиланд, Франция, Чили, Эстония);
  • наложение обязанности возместить ущерб, причинённый преступлением, или иным образом загладить причиненный вред (страны СНГ, Англия, Федерация Боснии и Герцеговины, Латвия, Литва, Мали, Монголия, Нидерланды, Швейцария);
  • наложение ограничений, связанных с проведением досуга, или установление иных требований к поведению несовершеннолетнего (страны СНГ, Англия, Египет, Испания, Македония, Марокко, Португалия, Швейцария); во Франции данная мера носит название «контролируемой свободы» (фр. la liberte surveillee);
  • передача в семью, подходящую для воспитания (Федерация Боснии и Герцеговины, Испания, Македония, Португалия, Швейцария);
  • помещение в режим помощи (Португалия, Швейцария);
  • общественные работы (Федерация Боснии и Герцеговины, Испания, Литва, Мали, Нидерланды, Эстония);
  • возложение обязанности извиниться перед потерпевшим (публично или в иной форме на усмотрение суда) (Белоруссия, Федерация Боснии и Герцеговины, Мали).
  • помещение в учебно-воспитательное учреждение (страны СНГ и Балтии, бывшие югославские республики, Албания, Англия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Египет, Зимбабве, Испания, Кения, Кувейт, Марокко, Португалия, Румыния, Сирия, Судан, Франция, Чили, Швейцария, Швеция, Япония).

Часть данных мер имеет лишь формальные отличия от уголовных наказаний (например, общественные работы).

Помещение в учебно-воспитательное учреждение

Помещение в учебно-воспитательное учреждение рассматривается как наиболее суровая мера воспитательного воздействия. В различных странах существует множество видов подобных учреждений, отличающихся как названием, так и режимом содержания.

Законодательство Армении, Беларуси, Молдовы использует для именования данных учреждений термин «учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение», Болгарии — «воспитательное училище-интернат», России — «специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа». В Эстонии различаются помещение несовершеннолетних в воспитательный дом для молодёжи, школу-интернат и школу для учащихся, нуждающихся в особых условиях воспитания.

В Федерации Боснии и Герцеговины и Македонии проводится различие между воспитательными и воспитательно исправительными учреждениями (в Македонии последние называются «дом образования и исправления»): исправительные учреждения характеризуются более строгими требованиями режима. УК Черногории предусматривает помещение несовершеннолетних в воспитательные, воспитательно-исправительные учреждения, а также в учреждения для лечения и профессиональной подготовки. В Испании выделяются учреждения с закрытым, полуоткрытым и открытым режимом, а также лечебные учреждения.

Во Франции возможно направление несовершеннолетних в воспитательные учреждения, учреждения профессионального обучения, в медицинское или медико-педагогическое учреждение, а также в интернат для несовершеннолетних правонарушителей («учреждение надзираемого или исправительного воспитания»). Законодательство Марокко предусматривает помещение несовершеннолетних в воспитательное или образовательное государственное или частное учреждение, приспособленное для этого; в лечебное либо в лечебно-воспитательнос учреждение; в интернат для юных правонарушителей школьного возраста.

Содержание иных мер воспитательного воздействия

Конкретное содержание мер воспитательного воздействия раскрывается лишь в законодательстве некоторых стран (страны СНГ, бывшие республики Югославии, Литва и др.).

Так, УК РФ и других государств СНГ раскрывают содержание следующих мер:

  • предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений;
  • передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа, а также иные требования на усмотрение суда.

Принудительные меры воспитательного воздействия в праве России

Российское законодательство не рассматривает принудительные меры воспитательного воздействия как разновидность наказания. Они представляют собой разновидность иных мер уголовно-правового характера, направленную на перевоспитание лица, совершившего преступление. Данные меры могут входить в содержание уголовной ответственности или не охватываться ею. УК РФ предусмотрены следующие принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90, 91 УК РФ):

  • предупреждение — разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа — возложение на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав) обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред (с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков);
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего — запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа; требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа; иные меры по усмотрению суда;
  • помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Все эти меры, кроме последней, могут применяться как в порядке освобождения от уголовной ответственности, так и в порядке освобождения от уголовного наказания, и применяются при совершении преступлений небольшой и средней тяжести. Помещение в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа допускается только в рамках освобождения от уголовного наказания, и применяется также при совершении тяжких преступлений, за исключением перечисленных в ч. 5 ст. 92.

При применении данных мер суд должен учитывать различные обстоятельства. В частности, решая вопрос о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на него, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить его надлежащее поведение и повседневный контроль за ним, а также согласны на передачу им несовершеннолетнего под надзор. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия в виде передачи под надзор родителей, лиц их заменяющих или специализированного государственного органа, а также ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего, устанавливается следующей продолжительностью:

  • от 1 месяца до 2 лет при совершении преступления небольшой тяжести;
  • от 6 месяцев до 3 лет — при совершении преступления средней тяжести.

Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа является наиболее строгой принудительной мерой воспитательного воздействия, сходной по своему содержанию с лишением свободы. В то же время, в отличие от наказания, применение данной меры не влечёт судимости. Вопрос о направлении несовершеннолетнего осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа может быть решен судом лишь при наличии медицинского заключения о возможности его пребывания в таком учреждении. При этом необходимо учитывать, что в указанное специальное учебно-воспитательное учреждение направляются несовершеннолетние осужденные, которые нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на 3 года.

Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа может быть прекращено до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры, либо если у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учреждении. Срок пребывания в учреждении может также восстанавливаться судом в случае уклонения несовершеннолетнего от пребывания в нём, а также продляться судом, если будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры. Однако общий срок пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении не может превышать 3 лет.

Кроме того, продление срока пребывания в учебно-воспитательном учреждении допускается по ходатайству несовершеннолетнего при необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения.

Принудительные меры воспитательного воздействия могут отменяться в случае их систематического неисполнения. Под систематическим неисполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия следует понимать неоднократные (более двух раз) нарушения в течение назначенного судом срока применения принудительной меры воспитательного воздействия, которые были зарегистрированы в установленном порядке специализированным органом, осуществляющим контроль за поведением подростка. В таком случае несовершеннолетний привлекается к уголовной ответственности. Если несовершеннолетнему назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия и в течение определенного срока он допустил единичные нарушения (не более двух раз по каждой из них), такие нарушения не могут быть признаны систематическими.

Примечания

  1. 1 2 3 Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 415. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  2. 1 2 3 Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 416. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  3. Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 418. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  4. 1 2 3 4 Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 417. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

>/ Организация работы трудового коллектива

Дисциплинарные процедуры в организации

Руководитель имеет право применять к подчиненным следующие дисциплинарные высказывания:

Замечания

Выговор

Увольнение по соответствующим основаниям.

К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены помимо работников и должностные лица организации, в чьи обязанности входит обеспечение безопасных условий труда в организации, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение данных обязанностей.

Для должностных лиц наиболее распространенными являются следующие нарушения правил охраны труда:

Допуск работников к выполнению работ без проверки знания ими требований охраны труда.

Допуск к работе без прохождения обязательного медицинского осмотра.

Допуск к работе на неисправному оборудовании либо к эксплуатации технического оборудования с нарушением технических требований.

В соответствии со ст. 193 ТК РФ за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Оно применяется не позднее 6 мес. со дня обнаружения поступка.

Для привлечения работника к материальной ответственности необходимо наличие следующих условия:

Противоправность действий (бездействия) причинителя вреда.

Виновность (формы умысла или неосторожности) стороны в причинении ущерба.

Причинная связь действия (бездействия) и последствиями в виде причиненного ущерба.

Как правильно написать ответ на замечания рецензента/редактора

Большая часть рукописей подлежат рецензированию, как минимум один раз, прежде чем они будут приняты журналом. Это справедливо, несмотря на то, что авторы и исследователи в большинстве своем прилагают большие усилия по написанию статьи. Период ожидания для большинства авторов, пока они ожидают отзывы из журнала, характеризуется непредсказуемым сочетанием возбуждения и беспокойства. Независимо от ожиданий автора или последующей реакции на комментарии рецензента, авторы должны следовать определенному протоколу в отношении ответа на такие отзывы/рецензии. На этом этапе публикации авторы, как правило, сталкиваются с проблемой написания своих ответных аргументов.

Когда авторы получают решение о принятии статьи с крупными или незначительными изменениями, они должны исправить рукопись на основании комментариев рецензента. Затем исправленная рукопись подается в журнал вместе с последовательным детальным ответом на комментарии рецензента. Сопроводительное письмо для исправленной рукописи следует отправить редактору вместе с ответами автора на комментарии рецензента. Это письмо часто называют ответным письмом или ответными аргументами.

Важно составить хорошее/правильное ответное письмо для сопровождения исправленной рукописи. Ответное письмо или ответные аргументы могут быть написаны двумя способами:

1. Вы пишете сопроводительное письмо и прикладывайте отдельный документ, в котором вы обратились к комментариям рецензента.

2. Или же, как вариант, ваши ответные аргументы можно разделить на два раздела: вводная часть, адресованная редактору журнала, и вторая часть, содержащая подробные ответы на комментарии рецензента.

Начните это письмо, указав название и идентификатор рукописи. Включите небольшой абзац с благодарностью рецензентам за их ценное время и полезный вклад. Упомяните, что вы цените информационную помощь, которую они оказали, и что их вклад определенно поможет улучшить вашу рукопись. Ответные аргументы, в которых выражается благодарность рецензентам, вносят положительный настрой с самого начала.

Если вы включаете аргументы в отдельный документ, добавьте абзац, в котором в общих чертах суммируются основные изменения, внесенные вами в рукопись, на основе комментариев рецензентов. Упомяните, что вы приложили документ, содержащий подробные ответы по пунктам комментариев рецензентов. Если вы включаете подробные ответы в том же письме, укажите, что в следующем разделе содержатся ваши ответы.

Ответы на комментарии рецензента могут быть трудной задачей, особенно если комментариев много и они пространные. Вот несколько моментов, которые следует учитывать при рассмотрении комментариев рецензента:

1. Отвечайте на каждый пункт, поднятый редактором и рецензентами: скопируйте каждый комментарий в своих ответных аргументах и напишите свой ответ сразу после каждого пункта в ясной и сжатой форме. Убедитесь, что ни один пункт, указанный рецензентом/редактором, не остается без ответа. Даже если вы не согласны с точкой зрения или не сделали предложенное изменение, упомяните об это и укажите причину своего решения.

2. Давайте ответы по каждому пункту: перечислите пункты, указанные рецензентом, и ответьте на них последовательно. Выделите соответствующие изменения в рукописи или обратитесь к номерам строк в оригинальных и исправленных рукописях. Можно выделить комментарии рецензента жирным шрифтом, чтобы отличить их от ваших ответов. В результате этого редактору/рецензенту будет легче увидеть ваши исправления.

3. Сгруппируйте комментарии рецензентов: если комментариев слишком много, возможно будет проще разделить комментарии по категориям. Например, все комментарии, связанные с методологией, могут быть сгруппированы вместе; все комментарии, связанные с языком, могут находиться под одной категорией и т. д. Если вы решите сделать это, добавьте предложение такого плана: «Я разделил свои ответы на комментарии рецензентов в соответствии с несколькими категориями с целью достичь интегрированного подхода в моих ответах».

4. Если комментарии представлены в виде параграфов, разделите их по пунктам: если комментарии рецензентов представлены в виде больших абзацев, разделите их на отдельные пункты, чтобы можно было отвечать на каждый по отдельности. Если вы не уверены в том, что означает определенный комментарий, начните свой ответ, объяснив, что вы поняли из этого комментария.

5. В случае если вы чувствуете, что рецензент что-то неправильно понял, проясните вежливо: рецензенты — это эксперты, которые имеют обширные знания в своей области; поэтому, если вы чувствуете, что рецензент неправильно понял некоторые части, это, скорее всего, связано с отсутствием ясности в вашей презентации. В таких случаях вежливо указывайте на недоразумение и дайте необходимые разъяснения. Например, вы могли бы написать: «Сожалею, что эта часть не была ясна в оригинальной рукописи. Я должен был объяснить, что … Я исправил содержание этой части».

6. Если вы не можете ответить по какому-либо пункту комментариев, укажите причину: если вы не можете решить какие-либо проблемные вопросы, вызывающие обеспокоенность рецензентов, объясните, почему вы не можете этого сделать, например, если рецензент попросил вас предоставить дополнительные данные или провести дополнительные эксперименты, которые не нужны по вашему мнению. Не приводите такие личные причины, как нехватка средств или нехватка времени, в качестве причин. Не показывайте негативное отношение. Выразите почтение в своем ответе. Во-первых, поблагодарите рецензента за подробный анализ и полезные комментарии. Затем объясните, в чем, по вашему мнению, вы не можете полностью согласиться с предложением рецензента. Ваш ответ должен быть ясным и логичным и должен подтверждаться доказательствами.

7. При добавлении новых данных или цифр укажите их расположение в рукописи: если вы включили новые данные, таблицы, рисунки и т. д., укажите, где именно вы добавили информацию: укажите номера страниц, поля для заполнения рисунков и т. д. Если требуется, приложите дополнительный материал, чтобы рецензент/редактор мог найти все, что ему нужно, без лишних поисков.

8. Постоянно сохраняйте вежливый и уважительный тон во всем помните, что рецензенты потратили много времени и сил на оценку вашей рукописи. Даже если некоторые из комментариев кажутся отрицательными, не принимайте их лично. Рецензенты критикуют вашу работу, а не вас, а их мнения – это ценное дополнение к вашей работе. Будьте вежливы и уважительны в своем тоне, даже если вы чувствуете, что некоторые из комментариев неблагоприятны или не обоснованы. Иногда некоторые рецензенты могут иметь противоречивые взгляды. Но помните, что каждый из них прочитает ваши ответные аргументы, поэтому лучше всего быть в равной степени вежливым для всех рецензентов. Тон сопроводительного письма очень важен.

9. Завершите письмо надлежащим образом: позаботьтесь о том, как вы заканчиваете свое ответное письмо. Заключительное предложение, например, такое, может показаться излишне высокомерным и амбициозным: «Поскольку все исправления были сделаны, мы надеемся, что рукопись теперь будет принята без каких-либо дальнейших изменений». Просто и четко, но вежливо можно было бы закончить так: «Мы с нетерпением ждем ответа от вас относительно подачи нашей рукописи. Мы будем рады ответить на любые дополнительные вопросы и комментарии, которые у вас могут возникнуть». Такое окончание является формальным, вежливым и отражает готовность вносить дальнейшие изменения, если это необходимо.

Учимся спокойно принимать замечания

Работа и недовольство начальства неразделимы так же, как офис и бизнес-ланч. Но если перерыв на обед всегда приятен, то критика, как правило, отвратительна. Полюбить ее нельзя. Можно научиться спокойно принимать замечания.

Страшная правда

Мы знаем, что неидеальны. Одна ленива, вторая невнимательна, забывчива, неаккуратна, вспыльчива, третья талантливо совмещает все эти качества. Но в глубине души каждая из нас уверена, что она — лучшая. А лень или забывчивость — милые недостатки, так сказать, изюминки рассыпчатого бисквита ангельского характера. Мы легко признаемся себе, что «нам сложно сконцентрироваться на работе», но стоит начальнику заявить о нашей невнимательности, теряем аппетит, сон и желание приходить в офис к 10 часам. «Когда говорим о своих минусах вслух, в глубине души продолжаем считать, что они ничтожно малы, и в сравнении с коллегами мы — гениальные профессионалы. Поэтому, когда другие указывают нам на этот недостаток, страшно удивляемся и обижаемся», — объясняет психолог Ирина Романова. И какие делаем выводы? К нам плохо относятся! Тем более что тактично делать замечания умеют единицы. Какой бы ни была критика — заслуженной или нет, она кажется обидной, нетактичной, суровой. «Очень часто мы думаем: справедливое замечание лишь маскирует неприязнь критикующего, формируя так называемый сэндвич: сверху и снизу — якобы справедливые слова, а внутри — котлета, которой можно отравиться. И потому человек инстинктивно уклоняется и агрессивно не принимает этот фастфуд», — разъясняет психолог Дмитрий Клевцов.

Со стороны

Первой реакцией в ответ на негативное замечание бывает острое желание обидеться и уйти. Или сказать что-то неприятное в ответ. Но ни то, ни другое хорошим вариантом не назовешь. Потом придется переживать не только из-за критики, но и из-за собственных необдуманных слов и поступков. Чтобы воспринимать разносы без лишних эмоций, психологи советуют научиться видеть ситуацию со стороны. Когда мы смотрим на происходящее своими глазами, то не замечаем ничего, кроме человека, произносящего обидные слова. Но если попробовать войти в роль наблюдателя, можно заметить гораздо больше. «Прежде всего нужно глубоко вдохнуть и задать себе вопрос: „А как я сейчас выгляжу?“ Это позволит абстрагироваться от эмоций и не пропустить замечания, с которыми можно согласиться», — говорит психолог, ведущий тренингов личностного роста Антон Безмолитвенный.

Конкретнее

Очень часто, когда нас критикуют, мы слышим не конкретные вещи, а общие обвинения. Нам говорят «ты ошибся», мы слышим «ты бездарь», произносят «можно было бы сделать это лучше», слышим «ты халтурщик». Человеку свойственно преувеличивать масштабы неприятностей.

Если критикуют нашу работу, особенно ту, в которую, как нам кажется, мы вложили душу, это становится настоящим бедствием. Но на самом деле чаще всего осуждают не наш взгляд на мир в целом, а какой-то отдельный поступок, ошибку, которые вполне можно исправить. «Очень важно отделять критику действий от критики личности. Если говорят: пирог невкусный, это значит, что критикуют именно конкретный пирог, который на этот раз не удался. Не наши кулинарные способности и тем более не нас», — объясняет Дмитрий Клевцов. Начальник выражает недовольство твоим знанием английского? Он вовсе не имеет в виду, что ты «зря училась в институте и вообще — посредственный сотрудник». Он просто говорит, что тебе нужно пополнить словарный запас и потренироваться в произношении. И не более того».

Первая реакция на критику — острое желание обидеться и уйти

Как от стенки

А бывает так, что критика оказывается явно несправедливой и обидной. Например, ты ночами сидишь над новым проектом и уже забыла, что такое полноценные выходные. Но заказчик в силу вредного характера или просто плохого настроения раскритиковал твою работу в пух и прах, не объясняя внятно, что именно ему не понравилось. Или аргументы настолько надуманны, что даже смешно. Только тебе в этот момент не до смеха — обидно до слез. В таких случаях Антон Безмолитвенный считает: стоит заявить обидчику — все, что он хотел донести до тебя, ты услышала и усвоила. Да, мол, Иван Иванович, я вас поняла, учту, исправлюсь. Так проще всего прекратить разговор и оградить себя от очередного шквала упреков. Несправедливые замечания чаще всего говорят о том, что критик не в духе и пытается улучшить настроение, испортив позитивный настрой другого. Не давай ему шанса! А если твое спокойное согласие не поможет и обвинения не прекратятся, вообрази: обидные слова отскакивают от тебя — как мячики от стенки. В психологии есть такой прием защиты: нужно представить, будто вокруг появилась невидимая стена, ограждающая тебя от внешней агрессии. И пусть они там говорят, что хотят, — тебя это не касается и не волнует. Проверено на практике: очень часто, не получив ожидаемого отпора, агрессор остывает и через какое-то время приходит с извинениями. «Самое главное — не применять к своей самооценке весь полученный объем новых сведений о себе. Оценка себя — ваше личное дело, территория, на которую запрещен вход окружающим. Помните: как бы ни было обидно замечание — это всего лишь мнение человека, стоящего перед вами, даже если он — начальник», — говорит Антон Безмолитвенный.

Скорая помощь

Иной вариант реакции на агрессивную критику — сочувствие. Согласись, если человек сейчас не в духе, значит, у него есть на то причины. Может, пару часов назад его безжалостно отчитало вышестоящее руководство. Или, что тоже вероятно, он просто завидует твоим талантам. Плохая погода, неудачное отражение в зеркале — мало ли что. «Скрытой причиной унижающей критики нередко оказывается обида на весь мир или конкретную его часть. Но вот только ты здесь ни при чем, а потому переживать из-за претензий совершенно нет смысла. Подумай, что обидчику сейчас гораздо тяжелее, чем тебе, посочувствуй и отпусти его с миром», — советует Ирина Романова. В зависимости от ситуации сочувствовать можно молча или вслух. Например, если позволяет субординация, обратись к критику: «Мне кажется, вы чем-то расстроены. Вы себя хорошо чувствуете?» Это поможет ему отвлечься и задуматься о собственных проблемах.

Замена слов

«Ты всегда опаздываешь!» — говорит коллега, «ты всегда все забываешь», — хмурит брови суровый шеф, «вы опять все напутали», — заявляет клиент. После этих слов можно посыпать голову пеплом и признать себя непутевой неудачницей. Но лучше перевести услышанные слова в конструктивное русло. «Не позволяй критикам обобщать и преувеличивать. Ты ведь не теряешь документы каждый день, а конкретно вчера куда-то подевалась копия договора. Или, например, не „всегда забываешь“, а именно сегодня заработалась и не поздравила с днем рождения партнера вашей фирмы», — говорит Ирина Романова. К тому же психолог напоминает, что в любой фразе можно найти второй смысл. То есть ты можешь смело искать в критичном высказывании похвалу в твой адрес. Например, если говорят: «ты слишком болтлива», это можно перевести как «да, я общительна, коммуникабельна, у меня хорошие ораторские способности». Сообщают, что «работаешь в темпе черепахи», — думай: «я чертовски выносливый марафонец, все делаю на совесть».

Прямым текстом

А иногда критика бывает похожей на назойливую муху. Например, у тебя есть привычка постоянно накручивать волосы на палец, когда задумаешься. Или тебе нравится, когда около компьютера стоят чашка с кофе и вазочка с печеньем. Ни то ни другое не запрещено ни корпоративными правилами, ни правилами приличия. Но обязательно в коллективе найдется кто-то, кому доставляет удовольствие регулярно и громко делать тебе замечания. «Проще всего прямым текстом сказать собеседнику: ты поняла его, но у тебя есть своя позиция, и отказываться от нее вовсе не собираешься, ведь никому вреда не наносишь. Если критика назойлива или неприятна, не стесняйся честно сказать об этом и попросить избавить тебя от дальнейших замечаний», — советует Ирина Романова.

В шутку

Очень важно научиться принимать критику с юмором. «Ты не можешь найти общий язык с заказчиками», — говорит коллега после пяти заключенных сделок, а шестой, увы, не состоявшейся. Пообещай брать пример с критика, ведь он — «настоящий специалист». Если делает замечание босс, и удачную шутку могут принять за оскорбление. Но можно и пошутить над собой. Улыбнись и признайся: ошиблась в отчете, потому что, «как настоящая блондинка, раз в год страдаю приступом тупости». Самоирония не позволит шефу рассердиться. Веселый настрой поможет смотреть на вещи проще, принимать критику спокойно и даже находить в ней что-то полезное. Иногда всерьез.

Очень важно научиться принимать критику с юмором

Обидные слова. Как их воспринимать правильно

Алена Пендрик, художник-модельер по прическе, визажист: «Когда меня критикует клиент, поначалу, конечно же, стараюсь все изменить в лучшую сторону. Потому что в нашей профессии существует такое понятие, как «клиент всегда прав». Но если мне это не удается и заканчиваются все аргументы — почему делаю именно так, а не иначе, — я не принимаю критику близко к сердцу и говорю: «К сожалению, мы не смогли понять друг друга, и, наверное, я просто не ваш мастер. Извините».

Илья Болгов, студент факультета режиссуры кино и телевидения: «С критикой сталкиваются все режиссеры, даже маэстро. А когда ты — начинающий, она сопровождает каждую работу. Но я научился четко разделять важные замечания и «пустой звук». Когда критикует научный руководитель, стараюсь понять его и сделать выводы. Если это сокурсники или зрители, просто киваю, улыбаюсь, но не зацикливаюсь на услышанном. Люди так устроены, что им нужно самоутверждаться, критикуя других».

ГК РФ Статья 381. Последствия прекращения и неисполнения обязательства, обеспеченного задатком

Формы юридической ответственности

Уголовный Кодекс РФ, Статья 44. Виды наказаний

Видами наказаний являются:

а) штраф;

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

г) обязательные работы;

д) исправительные работы;

е) ограничение по военной службе;

ж) утратил силу.

з) ограничение свободы;

з.1) принудительные работы;

и) арест;

к) содержание в дисциплинарной воинской части;

л) лишение свободы на определенный срок;

м) пожизненное лишение свободы;

н) смертная казнь.

Кодекс об Админ.Правонарушениях РФ, Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) утратил силу.

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

Трудовой Кодекс РФ, Статья 192. Дисциплинарные взыскания

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:


1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 настоящего Кодекса, а также пунктом 7, 7.1 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Под формой гражданско-правовой ответственности понимается форма выражения тех дополнительных обременений, которые возлагаются на правонарушителя. Гражданское законодательство предусматривает различные формы ответственности. Различают следующие формы:

Компенсационная — возмещение убытков (ст. 15 ГК), компенсация морального вреда

Штрафная — уплаты неустойки (ст. 330 ГК), потери задатка (ст. 381 ГК) и т. д.

Запретительная — запреты, ограничения в правах в отношении правонарушителя (запрет заниматься какой-либо деятельностью)

Понуждение — нарушитель понуждается к совершению каких-либо действий (например, к заключению договора ст. 445 ГК)

ГК РФ Статья 15. Возмещение убытков

1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

ГК РФ Статья 330. Понятие неустойки

1. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

2. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

ГК РФ Статья 381. Последствия прекращения и неисполнения обязательства, обеспеченного задатком

1. При прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (статья 416) задаток должен быть возвращен.

2. Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.

Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное

1. Установите соответствие между проступками и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОСТУПКИВИДЫ ПРОСТУПКОВ

А) остановка автомобиля под запрещающим знаком

Б) нарушение авторского права

В) опоздание на службу

Г) невыплата процентов по кредиту

Д) нарушение правил пожарной безопасности

1. гражданские проступки

2. административные проступки

3. дисциплинарные проступки

2. Что из перечисленного отличает юридическую ответственность?

1) налагается за любые действия субъекта

2) имеет государственно-принудительный характер

3) основана на применении к нарушителю моральных норм

4) налагается любыми государственными органами

3. Семнадцатилетние юноши, возвращаясь на метро домой, присели на ступени эскалатора. Работник метро потребовал встать, но юноши ответили нецензурной бранью. Какая юридическая ответственность последует за этими действиями правонарушителей?

1) уголовная

2) дисциплинарная

3) административная

4) гражданская

4. Видом дисциплинарной ответственности является(-ются)

1) ограничение свободы

2) штраф

3) исправительные работы

4) выговор

5. Собираясь домой после пикника, молодые люди не затушили костер. Возник пожар, который уничтожил несколько гектаров леса. Нормы какого права определяют ответственность за данное правонарушение?

1) административного

2) гражданского

3) уголовного

4) государственного

6. Какое из перечисленных условий является необходимым для наступления юридической ответственности по нормам уголовного права?

1) наличие вины

2) достижение 18-летнего возраста

3) показания свидетелей

4) заявление потерпевшего

7. Заместитель директора предприятия не выполнил распоряжение директора по исправлению пожарной сигнализации. Какой вид ответственности повлекли действия заместителя директора?

1) административная

2) уголовная

3) дисциплинарная

4) гражданская

8. Какое из перечисленных ниже действий повлечёт за собой гражданско-правовую ответственность?

1) Предприниматель дал взятку должностному лицу.

2) Руководитель предприятия не выполнил предписания пожарной инспекции.

3) Бригада строителей нарушила сроки строительства загородного домика.

4) Иван не уплатил налог на прибыль, полученную принадлежащей ему фирме.

9. В соответствии с Гражданским кодексом РФ к способам защиты гражданских прав относят

1) ограничение свободы, штраф

2) прекращение правоотношения, взыскание неустойки

3) штраф, исправительные работы

4) предупреждение, дисквалификацию

10. Что из перечисленного относится к видам наказаний, установленных Уголовным кодексом РФ?

1) предупреждение, штраф

2) дисквалификация, обязательные работы

3) возмещение убытков, взыскание неустойки

4) штраф, лишение свободы на определённый срок

11. Что из перечисленного относится к способам защиты гражданских прав в РФ?

1) замечание, выговор 2) штраф, ограничение свободы 3) лишение свободы, исправительные работы 4) возмещение убытков, взыскание неустойки

12. К способам защиты гражданских прав относятся

1) ограничение свободы, штраф

2) взыскание неустойки, принуждение к исполнению обязанности в натуре (то есть потребовать совершения тех действий, которые составляют содержание обязанности)

3) штраф, исправительные работы

4) предупреждение, дисквалификация

13. К дисциплинарным взысканиям относят

1) исправительные работы, штраф

2) возмещение убытков, взыскание неустойки

3) выговор, замечание

4) лишение свободы, обязательные работы

14. Гражданин А. дважды вызывался на заседания призывной комиссии, рассматривающей его заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (АГС), но не являлся на них без уважительной причины. В таком случае

1) заседание комиссии переносится на более поздний срок

2) гражданину выносится предупреждение

3) гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву АГС

4) с гражданина взимается штраф

15. Что из перечисленного относится к видам наказаний, установленных Уголовным кодексом РФ?

1) замечание, выговор

2) штраф, увольнение

3) лишение свободы, исправительные работы

4) возмещение убытков, компенсация морального вреда

16. Что из перечисленного относится к дисциплинарным взысканиям?

1) выговор, увольнение

2) лишение свободы на длительный срок, исправительные работы

3) предупреждение, дисквалификация

4) компенсация морального вреда, возмещение убытков

17. Что из перечисленного относится к административным наказаниям?

1) выговор, увольнение

2) лишение свободы на длительный срок, исправительные работы

3) предупреждение, дисквалификация

4) компенсация морального вреда, возмещение убытков

18. Что из перечисленного относится к видам наказаний, установленных Уголовным кодексом РФ?

1) замечание, выговор

2) штраф, увольнение

3) лишение свободы, исправительные работы

4) возмещение убытков, компенсация морального вреда

19. Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫМЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РФ

А) выговор

Б) взыскание неустойки

В) замечание

Г) компенсация морального вреда

Д) ограничение свободы

1) способы защиты гражданских прав

2) дисциплинарные взыскания

3) уголовные наказания

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

20. Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫМЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РФ

А) обязательные работы

Б) предупреждение

В) замечание

Г) выговор

Д) возмещение убытков

1) административные наказания

2) дисциплинарные взыскания

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

21. Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫМЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РФ

А) предупреждение

Б) возмещение убытков

В) дисквалификация

Г) выговор

Д) лишение специального права

1. способы защиты гражданских прав

2. дисциплинарные взыскания

3. административные наказания

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

22. Константину 52 года, он успешно прошёл собеседование при приёме на работу. Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе Константина на восемь лет. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому контексту описанной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) уголовное право

2) иск в суд

3) заявление в отдел полиции

4) дискриминация

5) дисциплинарный проступок

6) трудовое право

23. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах относится к правонарушениям

1) гражданским

2) административным

3) финансовым

4) дисциплинарным

24. В отношении Ивана Николаевича были распространены сведения, порочащие его деловую репутацию. Иван Николаевич вправе требовать

1) возмещения морального вреда

2) привлечения распространителей сведений к дисциплинарной ответственности

3) конфискации имущества у распространителей сведений

4) административного задержания распространителей сведений

25. Заместитель директора предприятия не выполнил распоряжение директора по исправлению пожарной сигнализации. Какой вид ответственности повлекли действия заместителя директора?

1) административная

2) уголовная

3) дисциплинарная

4) гражданская

26. К способам защиты гражданских прав относится(-ятся)

1) ограничение свободы, штраф

2) возмещение убытков, компенсация морального вреда

3) штраф, исправительные работы

4) предупреждение, дисквалификация

27. В соответствии с Гражданским кодексом РФ к способам защиты гражданских прав относятся

1) взыскание неустойки, компенсация морального вреда

2) ограничение свободы, арест

3) административный арест, дисквалификация

4) исправительные работы, обязательные работы

28. Превысивший разрешенную скорость автомобилист К. стал виновником дорожно-транспортного происшествия. При этом был поврежден забор, ограждающий земельный участок гражданина У. Какие два вида правонарушения совершил гражданин К.? Назовите два вида ответственности, предусмотренные соответствующими кодексами за совершенные правонарушения.

Статья 49. Обязательные работы

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Исправительные работы — вид наказания, назначаемый осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. При этом исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Виды дисциплинарное взыскание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *