Социальный проект для пенсионеров

Работа с людьми зрелого возраста имеет свои характерные особенности. Именно поэтому в реализации проекта задействованы специалисты — психологи Центра психологического просвещения (библиотеки-филиала им. Н.К.Крупской). Психологи Центра психологического просвещения (библиотека-филиал им. Н.К.Крупской) создают благоприятные условия, которые и поспособствуют обновлению, дополнению и применению новых знаний и навыков, научат поддерживать психическое и физическое здоровье. В рамках проекта «Перезагрузка» пенсионеры получают знания и навыки общения друг с другом, находить выходы из сложных семейных ситуаций , а также получают ответы на вопросы взаимоотношений разных поколений родственников. Психологические игры и упражнения, семинары и тренинги позволяют легко запоминать полученные умения и сразу же на практике закреплять полученные знания. Игра изначально настраивает на то, что пенсионеры могут без опасений и страхов начать обучение. Социальный проект является актуальным в решении задач по социальной адаптации пожилых людей к современной информационной среде. Согласно Стратегии развития информационного общества, к 2015 году все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид. Но те, кому предлагается использовать их для удобства, часто не знают, как ими воспользоваться. Кто может им помочь? Конечно, рассчитывать в данном случае лучше на тех, кто идет в ногу со временем – на молодое поколение. В рамках реализации проекта волонтеры помогают пожилым людям приобретать навыки работы на персональном компьютере, помогают разбираться в работе сайтов Igis.ru, Gosuslugi.ru и др. Еще одной задачей проекта компьютерной грамотности людей преклонного возраста является предоставление возможности пожилым людям общаться посредством сети Интернет со своими близкими, живущими в других городах, пользоваться интересующей их информацией, развивать творческие способности. Все это в комплексе способствует улучшению качества жизни людей старшего поколения. С тем, что компьютерная грамотность для пенсионера не роскошь, а способ придать жизни новый смысл, расширить круг общения, почувствовать себя идущими в ногу с современностью. Ученикам будут бесплатно предоставлены методические материалы, которые сэкономят время: не придется вести на уроках конспекты, а дома они всегда смогут освежить в памяти полученные знания. Благодаря подробным пособиям, составленным при помощи психологов, участникам проекта будет проще запомнить новые полученные знания, а с помощью красочных картинок – лучше ориентироваться в пространствах Интернета. Очень важно, чтобы пожилые люди преодолели напряжение и страх перед компьютером. В ходе реализации проекта создается атмосфера семейного клуба и приятного времяпровождения. Людям этого возраста важно знать о путях достижения «благополучного» старения.

Т. А. Сидорчук. Образовательные программы для пожилых людей

УДК 374.015.3

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Т. А. Сидорчук

Сидорчук Татьяна Александровна — кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной работы, Смоленский гуманитарный университет E-mail: Week24@mail.ru

Рассмотрена проблема геронтообразования в качестве фактора социализации и адаптации пожилых людей. Представлены данные, свидетельствующие о том, что треть пожилых людей в России имеет потребность в обучении. Описаны новые формы работы с пожилыми людьми, направленные на сохранение их социальной и интеллектуальной активности, которые позволяют им как можно дольше сохранять физическое и духовное благополучие. Автор приходит к выводу, что «Институты третьего возраста» позволят пожилым людям быстрее адаптироваться к новым современным условиям, активизировать свои внутренние ресурсы, почувствовать свою востребованность, встать на путь духовного долголетия. Образовательная программа «Помоги себе сам» дает возможность пожилым людям самостоятельно обслуживать себя, что в трудных экономических условиях позволяет с минимальными затратами поддерживать оптимальный уровень их физического и психического здоровья. Ключевые слова: пожилые люди, геронтообразование, образовательные программы, адаптация, непрерывность образования.

Введение

В связи со старением населения Российской Федерации актуальной социально-психологической проблемой является разработка научных основ организации комплексной геронтологи-ческой инфраструктуры, включающей медицинскую, социально-бытовую, образовательную, профессиональную составляющие. Треть пожилых людей в России имеет потребность в обучении; именно образовательные программы для пожилых людей могут значительно

ш

ÉFinl гк/У

улучшить качество их жизни, обеспечив непрерывность образования россиян. «Институты третьего возраста» позволят пожилым людям быстрее адаптироваться к современным условиям, активизировать свои внутренние ресурсы, почувствовать свою нужность, встать на путь духовного долголетия.

Образовательные программы для пожилых людей

Геронтообразование — составляющая ге-ронтополитики с целью создания и расширения возможностей пожилых граждан, их дальнейшего развития и саморазвития, продуктивной деятельности для себя, семьи, общества и государства.

Геронтообразование должно включать несколько направлений:

1) образовательные программы для пожилых людей : открытие геронтологических факультетов для людей старшего поколения позволит им получить дополнительное образование, даст возможность новой познавательной деятельности и передачи своих собственных знаний и богатого опыта другим, в том числе используя дистанционное образование;

2) образовательная работа с родственниками и ближайшим окружением пожилых людей: открытие специальных курсов для более молодых людей, на которых они получат необходимые знания по общению с пожилыми людьми и уходу за ними, что при нехватке мест в домах-интернатах позволит пожилым получать достойный уход в домашних условиях;

.Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3(7)

3) научно-исследовательская работа в области геронтологии: открытие научно-образовательных центров по геронтологии, которые бы занимались перспективными научными исследованиями, распространением инновационных социальных технологий в этой области, внедряли новые формы работы с пожилыми людьми, проводили конференции, в том числе международные, приглашали лучших специалистов для обмена опытом и т. д.;

4) подготовка и обучение геронтологиче-ских кадров для нужд геронтологических центров и домов-интернатов, хосписов, отделений милосердия, центров социального обслуживания, геронтологических отделений в стационарных больницах и т. д.; при переходе на платные геронтологические услуги подготовка кадров именно для этой формы работы;

5) волонтерство: социальное волонтер-ство людей пожилого возраста посредством разработки и реализации социальных проектов, имеющих большую общественную значимость; эти проекты и сотрудничество с домами-интернатами по установлению шефства над проживающими, организация работы по озеленению и благоустройству территории, проведение мастер-классов народного прикладного творчества, участие в совместных концертах, творческих вечерах и многие другие проекты. Волонтерская деятельность пожилых людей способствует формированию социальной сплоченности участников проектов, развитию милосердия и добровольчества.

Уже несколько лет почти во всех регионах РФ действуют институты и университеты третьего возраста. Для каждого региона разработаны свои образовательные геронтологи-ческие программы, включающие в себя организацию просветительских и учебных курсов, творческих мастерских, курсовое обучение по различным программам. Эти новые формы работы с пожилыми людьми, направленные на сохранение их социальной и интеллектуальной активности, позволяют им как можно дольше сохранять физическое и духовное благополучие, проживая в домашних условиях. Курсы различной направленности дают возможность большого выбора именно тех новых знаний и умений, которые человек пожилого возраста хочет получить для реализации своего внутреннего потенциала.

Интересна практика Башкортостанского столичного народного университета третьего возраста, на базе которого проводятся открытые публичные лекции с участием руководителей министерств и учреждений города и республики, отвечающих за предоставление социально-бытовых услуг пенсионерам. Большой популяр-

ностью пользуется здесь социальный туризм. Каждый человек пенсионного возраста из разных городов Республики Башкортостан может посетить столицу — Уфу — один из деловых и культурных центров РФ. Все мероприятия, входящие в экскурсионную программу, бесплатные. В Таганрогском институте третьего возраста среди первых геронтологических проектов оказалась социально-образовательная программа «Доступная среда», направленная на обучение пожилых людей компьютерной грамотности, причем занимаются с пожилыми слушателями студенты-волонтеры 3-х курсов вузов.

Прежде чем в Смоленском регионе был открыт «Институт третьего возраста», нами проведено исследование «Отношения к проблемам геронтообразования пожилых людей г. Смоленска и Смоленской области». База исследования: 200 респондентов, из них 60 человек живут в стационарных учреждениях социального обслуживания; гендерное распределение: женщины — 66%, мужчины — 34%, средний возраст опрошенных 72 года.

На вопрос «Считаете ли вы актуальным образование для пожилых людей и почему?» ответы были такими: получение новых знаний, общение, общее развитие, быть наравне с молодым поколением, повышение качества жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На вопрос «Почему вы решили начать обучение в институте третьего возраста» 85% респондентов ответили, что хотели бы получить новые знания, 80% — внести разнообразие в собственную жизнь, 40% — обучаться со сверстниками (рис. 1).

Отвечая на вопрос «Какие предметы вы хотели бы изучать в базовой программе?», 45% респондентов выбрали три предмета: медицинская самопомощь и профилактика заболеваний; основы компьютерной грамотности и навыков работы с терминалами; культурно-досуговая деятельность (рис. 2).

Базовой (основной) программой оказались довольны 45% респондентов, 20% опрошенных хотели бы еще более увеличить количество часов на компьютерную грамотность и овладение навыками работы на терминалах, 15% — изучать психологию.

На вопрос «Какие предметы вы хотели бы изучать дополнительно» 45% ответили, что хотели бы заняться танцетерапией, и 15% — лечебной физкультурой (рис. 3).

Сложным для респондентов оказался вопрос «Кто, по вашему мнению, должен оплачивать обучение пожилых людей?» (рис. 4).

Пожилые студенты готовы частично оплачивать обучение, основную финансовую нагрузку, по их мнению, должны взять на себя государство и спонсоры.

Рис. 1. Почему решили начать обучение в институте третьего возраста?

Рис. 2. Какие предметы вы хотели бы изучать в основной программе?

Рис. 3. Какие предметы вы хотели бы изучать дополнительно?

Рис. 4. Кто должен оплачивать обучение пожилых?

На вопрос «Сколько времени должен длиться курс обучения?» наиболее часто встречающийся ответ: 6 месяцев. 60% респондентов хотели также видеть своих родственников на специальных курсах.

Результаты исследования:

1) ценность образования и самообразования отметили 54% опрошенных, но 28% считают, что в таком возрасте уже поздно учиться;

2) образовательные предпочтения респондентов распределились следующим образом: 19% на первое место поставили компьютерное образование, 17% выделили медицинские знания, а 13% отметили, что неважно, что изучать, главное — общаться со сверстниками.

В ноябре 2012 г. Смоленский «Институт третьего возраста» начал свою работу, были сформированы две группы слушателей: одна вечерняя и одна дневная по 30 человек каждая.

На основании результатов социально-психологического исследования была разработана Образовательная программа для пожилых людей Смоленского региона «Помоги себе сам», состоящая из двух частей: основной (базовой) и дополнительной, меняющейся по запросам слушателей. Цель, на решение которой направлена программа: улучшение качества жизни пожилых людей путем предоставления им дополнительных образовательных услуг, активизация их внутреннего потенциала, укрепление духовно-нравственного начала людей старшего поколения.

Задачи программы:

предоставление пожилым людям и их ближайшему окружению образовательных услуг по различным направлениям подготовки;

изучение духовно-исторического наследия родного края и православной культуры;

расширение духовно-образовательного пространства (формирование библиотечного фонда и видеотеки при «Институте третьего возраста»);

подготовка и выпуск учебных пособий » Помоги себе сам», «Семейная гостиная», «Семейные традиции на Смоленщине»;

подготовка и стажировка специалистов-геронтологов;

создание геронтологического ТВ-проекта; создание консультативного центра (система консультаций и тренингов для пожилых людей и их ближайшего окружения);

проведение мониторинга удовлетворенности образовательными услугами «Института третьего возраста» и корректировка образовательных программ;

организация культурного досуга (экскурсии по историко-культурным центрам Смоленщины).

Основная образовательная геронтологи-ческая программа Смоленского «Института третьего возраста» включает следующие дисциплины:

медицинская самопомощь и профилактика заболеваний, оздоровительные технологии;

основы компьютерной грамотности и навыков работы с терминалами;

Т. А. Сидорчук. Образовательные программы для пожилых людей

культурно-досуговая деятельность; подготовка пожилых людей к пенсии и использование дополнительного свободного времени после выхода на пенсию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительная образовательная геронто-логическая программа Смоленского «Института третьего возраста» включает следующие дисциплины:

основы юридической грамотности и пенсионное обеспечение;

психология общения и основы конфликтологии;

профилактика стресса и геронтофобии; основы репродуктивного и сексуального здоровья пожилых;

имидж пожилого человека; подготовка к общественной деятельности (волонтерской);

методологические основы физической активности, ЛФК; танцетерапия.

В результате первых месяцев обучения были выделены достоинства и недостатки в работе Смоленского «Института третьего возраста».

К достоинствам обучения были отнесены: общение, новые знакомства, квалифицированные преподаватели, получение новых актуальных знаний. Среди недостатков были выделены: организационные вопросы (смена расписания), оплата обучения (дорого), мало предметов. Для получения комплексной образовательной программы было скорректировано время обучения — с 4 до 6 месяцев и расширено количество предметов для изучения. Кроме того, много пожилых студентов приезжает на занятия в Смоленск из районных центров, за 2-3 часа поездки пожилые люди устают и уже не могут полноценно обучаться, следовательно, встает вопрос об открытии филиалов Смоленского института во всех районных городах.

Выводы

По результатам исследования и первых месяцев работы Смоленского «Института

третьего возраста» были сделаны следующие выводы:

1) геронтообразование должно сформировать новый облик старости — продуктивной, компетентной, деятельной, наполненной жизненной энергией и смыслом жизни;

2) на региональном уровне развитие герон-тообразования возможно через создание институтов третьего возраста с сетью филиалов;

3) серьезный недостаток заключается в нехватке учебной и методической литературы, специального оборудования для обучения пожилых, с учетом их возрастных ограничений . К концу курса планируется выпуск учебного пособия «Помоги себе сам», учитывающего региональные особенности;

4) на сегодняшний момент не решены вопросы финансирования: в сложившихся условиях социально-экономического развития страны государственные органы не в состоянии полностью финансировать систему геронто-образования. Однако возможны частичное, целевое финансирование, например, по программе «Старшее поколение», субсидирование, государственное кредитование и т.д.;

5) для нормативно-правового регулирования необходимо принятие на федеральном уровне Закона РФ «Об образовании взрослых».

Решение задач социализации и адаптации пожилых людей может осуществляться через организацию системы образования для пожилых граждан и развитие школ/университетов третьего возраста. Социально-просветительский проект «Университет третьего возраста», направленный на создание возможностей для включения пожилых людей в активную социальную жизнь посредством предоставления им образовательных услуг, является сегодня делом исключительной социальной важности, значимой составляющей активного созидательного общения, расширения путей самореализации пожилых людей.

Список литературы

1. Платонова Н. М., Платонов М. Ю. Инновации в социальной работе. М., 2011. 256 с.

2. Программа улучшения качества жизни граждан пожилого возраста : методические рекомендации для психологов и специалистов социозащитных учреждений для пожилых и инвалидов / сост. И. И. Чигарова, Н. М. Севастьянова. Казань, 2009. 115 с.

3. Соколов Г., Гаврилов В. Социально-реабилитационные и оздоровительно-образовательные программы с лечением для пожилых людей. М., 2008. 30 с.

.Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3(7)

Educational Programs for Senior Citizens Tatyana A. Sidorchuk

Key words: senior citizens, gerontoeducation, educational programs,

adaptation, life-long education.

1. Platonova N. M., Platonov M. Yu. Innovatsii v sotsial’noi rabote (Innovations at the social work). Moscow, 2011. 256 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цели конкурса

  • Выявление и поддержка лидеров местного сообщества, готовых предлагать и реализовывать инициативы по поддержке старшего поколения
  • Повышение качества и доступности социальных услуг, формирование благоприятной среды для жизнедеятельности, социализации и самореализации граждан пожилого возраста
  • Поддержка активности и содействие раскрытию потенциала старшего поколения для развития местного самоуправления и решения проблем местного сообщества
  • Формирование в обществе культуры отношения к пожилым людям как к ресурсу общественного развития

Приоритеты финансирования:

  • Социальная и профессиональная адаптация пожилых людей, в том числе образование и переобучение граждан пожилого возраста, создание условий для использования ими полученных знаний, развитие добровольчества и навыков предпринимательства среди людей старшего поколения
  • Развитие взаимодействия между поколениями, вовлечение людей старшего поколения в профессиональное, духовное и физическое воспитание детей и молодежи, возрождение и поддержание семейных ценностей и традиций;
  • Развитие социальных инноваций и добровольческих инициатив, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Условия участия в конкурсе «Активное поколение — 2019»

Заявки на конкурс «Активное поколение» принимаются с 26 марта по 15 мая (до 17:00) 2019 г.

Все заявки проходят конкурсный отбор, а список победителей конкурса публикуется на сайте регионального оператора.

Максимальный размер гранта для юридических лиц и органов ТОС — 150 тыс. руб.

Для инициативных групп — 30 тыс. руб.

Результаты конкурсного отбора будут объявлены 24 июня 2019 г.

Сроки реализации проектов: с 01 июля 2019 г. по 31 января 2020 г.

Форму заявки можно получить у оператора конкурса в соответствующем регионе.

Заявки на конкурс следует пересылать в офис регионального координатора «Активного поколения» по каждой территории.

С подробной информацией, формой заявки и Положением о конкурсе можно ознакомиться на сайте.

В регионах программы партнерами конкурса выступают:

Конкурс проводился в десяти регионах: Санкт-Петербург и Ленинградская область, Калининградская область, Новгородская область, Республика Коми, Тверская область, Ивановская область, Владимирская область, Ярославская область, Костромская область. Победителями конкурса стали 72 проекта общественных и муниципальных организаций, а также инициативных групп. Общая сумма грантового пула — более 5 000 000 рублей. Конкурс проходил в два этапа.

Список победителей

Конкурс проводился в десяти регионах СЗФО и ЦФО: Санкт-Петербург и Ленинградская область, Калининградская область, Новгородская область, Республика Коми, Тверская область, Ивановская область, Владимирская область, Ярославская область, Костромская область. Победителями конкурса стали 50 проектов общественных и муниципальных организаций, а также инициативных групп. Общая сумма грантового пула — 4 959 749 рублей.

Список победителей

«Активное поколение» 2018 год

К 10 регионам СЗФО и ЦФО присоединилась Республика Карелия и в результате от 11 регионов была подана 171 заявка. При поддержке сети гипермаркетов «Лента» сумма грантового пула конкурса составила 4 841 056 рублей. В результате окружного экспертного проекта было поддержано 64 проекта на общую сумму 4 841 056 рублей.

Список победителей

«Активное поколение» 2019 год

На конкурс поступила 237 заявка из 11 регионов страны. В результате было поддержано 77 проектов на общую сумму 5 150 000 рублей.

Список победителей

Краткое описание

Проект направлен на создание условий для социализации и адаптации в современных условиях людей старшего поколения, через обучение, соответствующего его интересам и потребностям. Полученные навыки социально-полезной деятельности пожилые люди, будут применять для своих сверстников.
Авторские обучающие программы направлены на решение основных проблем людей пожилого возраста: восстановление здоровья, потребность в творческой деятельности, потребность в общении, потребность в нужности, признании, востребованности обществом. Уникальность программ состоит в личностно- и практико-ориентированных занятиях, дающих возможность сразу применять полученные знания для группы сверстников, схожих в общих интересах и нуждах.
Первое направление – социально-оздоровительное (программа «Школа ухода и восстановления»). В программу включены занятия: по уходу за маломобильными сверстниками (после инсульта, перелома шейки бедра); методика восстановительных упражнений после инсульта; организация питания при диабете; дыхательная гимнастика при артрите. Практика по уходу за 20 немобильными пожилыми людьми будет отработана в условиях дома-интерната
Второе направление – творческо-креативное (программа «Творческая лаборатория»). В программе предусмотрены занятия по ознакомлению с новыми прикладными материалами и применением их в обычной жизни. Темы занятий: современные средства ухода за одеждой, ремонт и обновление одежды, подарки своими руками, упаковка подарков. Полученные результаты творчества будут продемонстрированы на итоговых занятиях- выставках. Практическая направленность программы заключается в помощи по ремонту одежды двум сверстникам. Третье направление ориентировано на обучение навыкам работы экскурсовода («Школа экскурсоводов»). Пожилые люди, в силу физического и материального состояния не могут позволить выезжать на дальние туристические маршруты, а потребность в путешествии очень велика. Полученные навыки дадут возможность слушателям разрабатывать социально-туристические маршруты и проводить экскурсии по Тамбовской области, на территории которой находится более 1300 объектов культурного наследия. Отработка разработанных маршрутов, будет применена для сверстников в ходе проекта(каждые 5 чел. обученных организуют экскурсию для 15 сверстников).
Четвертое направление — программа «Домашний праздник». Данная программа направлена на получение навыков по организации домашнего торжества, чествование юбиляров, отмечание важных календарных дат для пожилого человека в условиях дома, квартиры. Полученные навыки уже в ходе проекта, будут применять для поздравлений немобильных сверстников. На теоретических занятиях будут разрабатываться сценарии и соответствующие атрибуты (плакаты, костюмы), практических занятиях каждые 5 чел. обученных посетят 2-х немобильных пожилых людей. В ходе проекта по организации социально-значимой деятельности, обучение пройдут 160 человек, которые продемонстрируют полученные навыки и привлекут в проект 220 своих сверстников.

Социальный проект для пенсионеров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *