Электровелосипед права

С 2013-го года в законодательстве появилась категория транспортных средств «М» — мопеды и скутеры. Касается она и электробайков, которые, по сути, те же мопеды.

В законе прописано следующее определение мопеда:

«Транспортное средство с 2 или 3 колёсами, которое развивает скорость до 50 км/ч, оснащается ДВС с объёмом, не превышающим 50 см3, или электродвигателем с мощностью от 250 Вт до 4 кВт».

Таким образом, ответ на вопрос «Нужны ли права на электробайк?» зависит от мощности конкретной модели. Если она меньше 250-и Ватт, права не нужны – это «велосипед» (с точки зрения закона). Если больше, то придётся получать документы, а о поездках по тротуарам и пешеходным зонам можно будет забыть.

Какие права нужны на электробайк?

Для управления электробайком в России нужны права категории М или выше (любая другая категория). Получить их можно в автошколах, предлагающих обучение по категории А (мотоциклы) – площадка для скутеров используется та же самая. Езда на мощном электробайке без прав наказывается штрафом в размере до 15 000 рублей!

Правда, есть ещё один момент: на практике дела обстоят чуть иначе, чем на бумаге. Инспектору ГИБДД на трассе будет крайне затруднительно точно определить мощность двигателя в Вашем электробайке, электровелосипеде или электросамокате – это раз. На мопеды мало кто вообще обращает внимание – это два. Далеко не в каждой автошколе можно получить права категории М – это три. С учётом всех этих факторов, можно с уверенностью сказать: к электробайкам сотрудники ГИБДД относятся более чем лояльно.

Мы не призываем нарушать закон, но, если Вы ездите аккуратно, шанс получить штраф минимален. То же самое касается движения по пешеходным зонам: до тех пор, пока Вы никому не мешаете, Вы – «велосипед».

Всё больше россиян открывают для себя такой замечательный вид электротранспорта, как электровелосипед, по достоинству оценив его преимущества, такие как экономичность, бесшумность а также возможность быстрого перемещения по городу, минуя пробки. И практически у каждого возникает естественный вопрос о необходимости наличия водительских прав. Давайте вместе разберёмся.

Электровелосипед — это велосипед или мопед?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нормативно-правовой документации, а именно, к Постановлению Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.93 № 1090. Но пусть вас не смущает 1993 год, так как в документ периодически вносятся изменения. Например, последнее из них внесено Постановлением от марта 2020 года.
Итак, в пункте 1.2 Постановления находим определения велосипеда и мопеда.
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Таким образом, если ваш электровелосипед имеет мощность до 250 Вт, его можно считать обычным велосипедом, и к нему будут применяться все правила дорожного движения, применяемые к обычному велосипеду. И водительских прав, соответственно, не требуется.
Если же электровелосипед имеет мощность от 250 Вт до 4000 Вт, то он приравнивается к мопеду, и для управления им требуются водительские права категории «М”.
Нужно ли открывать категорию «М” для управления электровелосипедом мощностью от 250 Вт до 4 кВт?
Ответ на этот вопрос можно найти в пункте 7 статьи 25 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения”. Там чётко сказано, что водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий, перечисленных в статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «М”.
Другими словами, если у вас уже есть, скажем, права категории А, B, C или D, открывать отдельную категорию «М” не имеет смысла. Регистрация мопедов в ГИБДД, а значит и электровелосипедов мощностью до 4 кВт, также не требуется.
Ограничения для электровелосипедов мощностью до 4 кВт
Если вы решились на приобретение электровелосипеда мощностью до 4 кВт, обязательно изучите Правила дорожного движения, включая статью 24 «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов”, содержащую перечень ограничений.
В частности, велосипедистам и водителям мопедов (электровелосипедов до 4 кВт) запрещено:
управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
Кроме того, на электровелосипедах (как и на обычных велосипедах) запрещено пересекать дорогу по пешеходным переходам. И как бы не хотелось «по-быстрому” проехать по переходу, чтобы не останавливаться и не терять время, этого делать не следует, так как водители автомобилей могут не успеть среагировать и остановиться перед внезапно появившемся велосипедистом.
Также следует помнить, что если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными правилами для движения пешеходов.
И конечно, нужно держать своего электрического коня в исправном техническом состоянии, а также понимать, что при нарушении ПДД вы несёте ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь других участников дорожного движения в случае дорожно-транспортного происшествия.

Будьте взаимовежливы и берегите себя.

В 2013-м году появилась категория М, а весной 2014-го она стала обязательной для водителей мопедов и скутеров. Как обстоит ситуация со скутерами, оснащёнными электроприводом, и нужны ли для управления ими права? Давайте разбираться.

В законодательстве сейчас прописано следующее определение мопеда:

«2/3-колёсное транспортное средство, которое развивает скорость до 50 км/ч и оснащено ДВС с объёмом до 50 см3 или электрическим мотором 250-4000W»

Соответственно, технически электроскутеры попадают под категорию мопедов. А ещё из вышесказанного можно сделать первый важный вывод: на электроскутере с мотором до 250W можно ездить без прав! С точки зрения закона такое средство передвижения будет относиться к той же категории, что и обычные велосипеды.

Надо ли права на электроскутер мощнее 250 Ватт?

Представители ГИБДД комментируют этот вопрос следующим образом:

«С точки зрения закона – безусловно да, на электроскутеры, таких производителей как (SEEV, NOVELTY, ECOBAHN и другие) с мотором от 250 Вт нужны права категории М. К сожалению, их можно получить далеко не во всех автошколах, поэтому многие инспекторы закрывают глаза на отсутствие такого документа.

Кроме того, классифицировать остановленный на дороге электроскутер по мощности достаточно сложно. Хорошо, если есть указание на то, какой мотор стоит, а если нет? Инспектор окажется в затруднительном положении.

Таким образом, по закону права однозначно нужны, но на практике шанс получить ответственность за езду на электроскутере без прав не слишком велик».

Какие права на электроскутер нужны и что будет, если их нет?

Для управления мопедами и скутерами необходимы права категории М или любой более старшей категории (А или В, например). Получить такие права, как правило, можно в автошколах, готовящих мотоциклистов – площадка для занятий на мотоциклах и скутерах одна и та же.

Если Вас поймали без прав, размер штрафа зависит от того, есть вообще права или нет. Если есть, а Вы их просто забыли, Вас оштрафуют на 500 рублей. Если у Вас вообще нет прав, штраф составит от 5 до 15 тысяч рублей, а транспортное средство отправится на штрафстоянку.

ВАЖНО: Если у Вас электроскутер с мощностью 250W (и выше) и Вы ездите на нём по дорогам общего пользования, передвигаться по тротуарам и пешеходным зонам нельзя! За это можно будет получить такой же штраф, как за езду по указанным зонам на автомобиле.

Электровелосипед права

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *