Срок обращения в суд по трудовым спорам

Срок давности трудовых споров — это период времени, после окончания которого иск о защите прав работника и работодателя может быть не принят судом.

Что такое исковая давность

Под исковой давностью подразумевают промежуток времени, в который подается иск о защите нарушенного права. Этот юридический термин регламентирует ГК РФ в ст. 196. Первый пункт этой статьи разъясняет понятие общих сроков — 3 года. Отсчет ведется с того времени, когда потерпевшему стало известно, что его право нарушено.

Следующая статья ГК вводит понятие «специальный», он устанавливается для отдельных требований. К их числу относятся сроки подачи в суд по трудовым спорам, исковая давность по которым отличается от общей и нормируется ТК в ст. 392.

Сроки для обращения в суд

К трудовым относят не только тяжбы нанимателя и подчиненного. Это и претензии профсоюзов, защищающих права работника. В суд обращается прокурор, если вывод комиссии по труду принят с нарушениями закона. Кодекс разрешает работнику подавать обращение в суд по трудовым спорам напрямую, минуя комиссию.

Для работника

ТК РФ регламентирует судебные разбирательства о нарушении прав работника и исковые сроки по трудовым спорам по следующим заявлениям:

  • вне зависимости от оснований расторжения контракта — о возврате прежней должности;
  • несогласие работника с формулировкой причины или датой увольнения;
  • перевод на другую работу;
  • вопросы оплаты вынужденных простоев и разницы в зарплате, пока работник временно находился на нижеоплачиваемой должности;
  • нарушения обработки персональных данных.

В ходе судебного заседания допускается оспорить отказ в приеме на работу. Здесь же рассматриваются заявления работающих у физлиц по договорам. Работники религиозных организаций тоже вправе обратиться за судебной защитой своих прав.

Кодексом определяются разные сроки обращения в суд по трудовым спорам для работников и работодателей — по видам разногласий. По общему правилу это 3 месяца. Есть и частные случаи. Исковая давность увеличивается до года в случае невыплаты, неполной выплаты заработной платы и других денежных компенсаций и возмещений:

  • с установленного договором дня выплат;
  • при увольнении.

Меняется срок давности по трудовым спорам при увольнении сотрудника. Он равен 1 месяцу со дня выдачи трудовой книжки или приказа о расторжении ТД.

Для работодателя

Иски работодателей о причинении ущерба принимаются в течение года после того как ущерб обнаружен.

Последствия пропуска срока исковой давности

Часто незаконно уволенные работники продолжают добиваться правды у работодателя вместо обоснованного обращения в судебные органы. Тем самым пропускается исковая давность по трудовым спорам об увольнении с работы. Суд, тем не менее, обязан принять иск к рассмотрению, даже если его подали с опозданием. Основанием для прекращения рассмотрения дела или отказа в иске является ходатайство одной из сторон о применении исковой давности. До получения такого заявления судья продолжит рассматривать дело.

Можно ли восстановить срок исковой давности

Пропуск часто обусловлен юридической неграмотностью потерпевшего. Вне зависимости от того, в какие сроки рассматривается трудовой спор, исковой период подлежит восстановлению, если судья признает причину уважительной. Незнание закона основанием для продления являться не будет. Восстановлению посвящена ст. 205 ГК РФ. В ней обстоятельствами, позволяющими продолжить защиту нарушенных прав, называются болезнь, неграмотность, беспомощность. Этот перечень не исчерпывающий, поэтому судья на свое усмотрение решает, насколько убедительна указанная причина.

Чтобы восстановить пропущенный период, надо обратиться в судебное заседание с соответствующим ходатайством. Недостаточно просто изложить причину пропуска, надо предъявить доказательства: врачебные справки, документы, подтверждающие командировки, и проч. Пригласите свидетелей.

Помимо болезней или командировок, срок исковой давности по трудовым спорам 2020 г. восстанавливается в суде, если было обращение в комиссию по труду или ошибки с подсудностью. Это указано в п. 16 постановления пленума ВС от 29.05.2018 № 15.

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8−ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливает право на обращение к государственным органам и органам местного самоуправления с запросами о предоставлении информации. Этот закон регулирует не только рассмотрение запросов граждан, но и целый ряд других вопросов (опубликование информации о деятельности органов власти, размещение этой информации в сети Интернет и т. д.). Собственно работе с запросами в законе посвящена лишь небольшая часть текста.

Особый порядок рассмотрения установлен для запросов средств массовой информации (см. ниже). Особенности касаются как сроков рассмотрения запросов, так и круга возможных адресатов обращений.

Авторы запросов

С запросами о предоставлении информации могут обращаться граждане, объединения граждан и любые юридические лица. Таким образом, круг авторов запросов о предоставлении информации существенно шире, чем установленный для жалоб нормами Федерального закона от 02.05.2006 № 59−ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Адресаты запросов

Запросы о предоставлении информации могут направляться только в государственные органы и органы местного самоуправления. Таким образом, круг адресатов запросов о предоставлении информации уже, чем установленный для жалоб граждан. Однако это в значительной мере компенсируется тем, что запрашиваемая информация не ограничена вопросами деятельности органа, в который направляется запрос (см. далее).

Предмет запросов

Запрашиваться может информация как о деятельности самих государственных органов и органов местного самоуправления, так и о деятельности подведомственных этим органам организаций. Предметом запроса могут быть как существующие документы, так и иная информация. Запрашиваться могут и те документы и иная информация, которая поступает в эти органы и организации. Могут также запрашиваться правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций (п. 1 ст. 1).

Запрос должен содержать следующую информацию об авторе запроса:

  • фамилию, имя и отчество (либо наименование организации);
  • контактные данные для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса:
    • почтовый адрес, номер телефона и/или факса, либо
    • адрес электронной почты.

Запрос должен содержать указание на орган (наименование органа) или должностное лицо (инициалы и фамилия и/или должность), которому адресуется запрос.

Порядок рассмотрения запроса

Порядок рассмотрения запросов о предоставлении информации аналогичен порядку рассмотрения жалоб:

  • письменный запрос регистрируется в течение трех дней с момента поступления — то есть не позднее дня (Т+3); устные запросы регистрируются в день обращения (ч. 5 ст. 18);
  • если адресат установит, что запрос находится вне его компетенции, то он обязан в течение 7 дней со дня регистрации направить запрос надлежащему органу и уведомить обратившегося; в такой же срок адресат должен ответить, если у него нет информации о том, какой орган может располагать запрашиваемой информацией (ч. 7 ст. 18);
  • если объем запрошенной информации превышает установленный правительством предел, то адресат должен в течение 7 дней со дня регистрации направить обратившемуся уведомление об объемах информации, ее стоимости и порядке оплаты (см. ниже);
  • ответ по существу должен быть направлен в течение 30 дней со дня регистрации; если подготовка ответа требует бо́льшего времени, то срок ответа может быть увеличен до 45 дней, но известить об этом обратившегося (с указанием причины отсрочки) необходимо в течение 7 дней со дня регистрации (ч. 6 ст. 18);

Ограничения и отказы

Закон предусматривает следующие основания для отсутствия ответа по существу запроса:

  • если запрашиваемая информация была опубликована в средствах массовой информации либо размещена в сети «Интернет», ответ может ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация (ч. 3 ст. 19);
  • если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, государственный орган или орган местного самоуправления обязан предоставить запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа (ч. 4 ст. 19);
  • если запрашиваемая информация ранее предоставлялась обратившемуся (п. 5. ч. 1 ст. 20);
  • если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным или муниципальным органом, о проведении анализа деятельности государственного или муниципального органа, его подразделений или подведомственных организаций или о проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав обратившегося (п. 6. ч. 1 ст. 20).

Плата за подготовку и пересылку информации

Информация предоставляется бесплатно, если она затрагивает права и обязанности обратившегося (п. 3. ст. 21), либо ее бесплатное предоставление установлено законом или иным правовым актом (п. 4. ст. 21). В остальных случаях взимается плата, если объем информации превышает установленный правительством Российской Федерации размер.

Минимальный бесплатный объем установлен «Правилами взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (утверждены постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 860):

Единица формата Бесплатный объем Цена при превышении, ₽ 
лист формата А4 20 10
лист формата А3 20 20
лист формата А2 5 100
лист формата А1−А0 1 100
лист формата более А0 1 1000
мегабайт информации в электронной форме 1 10

Бесплатные объемы пересылаются за счет органа, направляющего ответ (информация в электронной форме — на указанный обратившимся адрес электронной почты). В остальных случаях обратившееся за информацией лицо оплачивает пересылку (а для информации в электронной форме — еще и стоимость электронного носителя, если носитель не был предоставлен самим обратившимся). По желанию обратившегося информация (и бумажная, и электронная) может быть передана ему непосредственно в государственном или муниципальном органе.

Если запрашиваемые пользователем объемы потребуют внесения платы, то орган в течение 7 дней со дня регистрации запроса обязан уведомить обратившегося о формате и объеме информации, о стоимости изготовления копий, стоимости пересылки, а также о стоимости электронного носителя (если информация предоставляется в электронном виде). Одновременно сообщаются сведения, необходимые для заполнения платежного документа, и срок оплаты (не превышающий срока ответа на запрос).

Особенности рассмотрения запросов СМИсредство массовой информации

Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124−I «О средствах массовой информации» устанавливает особый порядок рассмотрения запросов средств массовой информации.

Отвечать на запросы редакций о своей деятельности помимо государственных и муниципальных органов, должны любые организации и общественные объединения (ст. 38 закона о СМИ).

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен только при наличии в ней государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. Отказ должен быть вручен редакции в 3-дневный срок со дня получения запроса, то есть не позднее дня (Т+3), и должен содержать причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от охраняемой законом тайны, указание на лицо, принявшее решение об отказе, и дату принятия решения (ч. 1 ст. 40 закона о СМИ).

В законе неаккуратно сформулирована норма о сроке предоставления информации. Буква закона предусматривает две временны́х точки (ч. 2 ст. 40 закона о СМИ):

  • в трехдневный срок со дня получения запроса редакции вручается уведомление об отсрочке предоставления информации, если информация не может быть предоставлена в течение 7 дней; уведомление должно включать указание причин невозможности исполнения запроса в 7-дневный срок, срок предоставления информации, указание на лицо, принявшее решение об отсрочке, и дату принятия решения;
  • собственно семидневный срок со дня получения запроса — это нормальный срок ответа на запрос.

Таким образом, закон о СМИсредство массовой информации не содержит предельной величины отсрочки предоставления информации, однако для государственных и муниципальных органов в соответствии с ч. 3 ст. 38 закона о СМИ применяются нормы Федерального закона от 09.02.2009 № 8−ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Примечания

  1. См. определение Конституционного суда РФ от 26.04.2016 № 918−О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Одинга Алексея Робертовича на нарушение его конституционных прав положением пункта 6 части 1 статьи 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Срок обращения в суд по трудовым спорам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *