Государственное регулирование развития малого и среднего бизнеса



Примерно после десяти лет относительно стабильного и небольшого экономического роста, а так же увеличения качества жизни и доходов населения, Россия столкнулась с достаточно серьезным экономическим вызовом. Всемирный экономический кризис вызвал такие негативные процессы в нашем обществе, как: снижение уровня объемов производства, снижение доходов населения и рост безработицы.

На современном этапе развития российской экономики малое и среднее предпринимательство находится в двойственном положении. С одной стороны, излишнее государственное вмешательство и регулирование не может способствовать обеспечению положительной поступательной динамики субъектов малого предпринимательства. С другой стороны, развитие малого предпринимательства при отсутствии государственной поддержки в условиях открытой национальной экономики будет весьма затруднено. Такие обстоятельства делают востребованными исследования способов и механизмов государственного регулирования малого и среднего предпринимательства, а также выявления наиболее оптимальных вариантов такого регулирования .

Считаем, что государственное регулирование малого и среднего предпринима-тельства должно быть детально продумано. Конечный результат этого процесса должен не создавать еще одну «лазейку» для уклонения от уплаты налогов, а приносить только пользу экономике страны. Во многих развитых странах мира государственное регулирование малого и среднего предпринимательства является эффективным, именно поэтому малый бизнес составляет около 50–60 %, а в некоторых странах достигает до 90 % ВВП . Важно отметить, что благодаря частичному государственному вмешательству и регулированию, владелец малого бизнеса в развитых странах имеет намного больше гарантий того, что он не потеряет вложенные средства, и одновременно обладает гораздо большей свободой действий при организации и управлении своим предприятием.

Для того чтобы справится с глубочайшей экономической депрессией, стабилизировать экономический рост, обеспечить экономическую безопасность государства, наладить производство национального продовольствия и потребительских товаров и полностью избавиться от импортной зависимости , России необходимо обеспечить частичную, но при этом максимально продуктивную государственную поддержку малому и среднему бизнесу, разработать программу последующих действий, поставить конкретные цели и создать механизмы для их осуществления. На наш взгляд, максимально успешное развитие бизнеса возможно лишь при наличии политической воли государства создать необходимые для этого политические, правовые, социальные и экономические условия, однако в нашем государстве данные условия в большей степени называются, нежели реально создаются.

Отметим, что субъектами малого и среднего бизнеса являются коммерческие организации и потребительские кооперативы, которые были внесены в единый государственный реестр юридических лиц, а так же физические лица, внесенные в государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства — это комплекс определенных методов государственной помощи для деятельности субъектов предпринимательства с целью формирования соответствующих условий их развития и функционирования .

Целями государственного регулирования малого и среднего бизнеса являются:

— устойчивое финансовое положение;

— максимально низкий уровень инфляции;

— максимально высокий уровень занятости;

— стабильный экономический рост;

— справедливое распределение доходов.

Реализация этих поставленных целей государственного регулирования малого и среднего бизнеса осуществляется составлением и решением конкретных задач:

— оказание содействия предпринимательской деятельности;

— обеспечение и соблюдение правил честной конкуренции;

— обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры;

— разработка правовых основ функционирования рыночного хозяйства .

Исходя из поставленных целей и задач государственного регулирования малого и среднего предпринимательства можно выделить следующую классификацию его направлений:

— государственная поддержка отдельных видов бизнеса;

— регулирование тарифов и цен;

— перераспределение ограниченных ресурсов;

— перераспределение доходов и формирование налоговой систем;

— защита прав потребителей;

— формирование правовой базы предпринимательской деятельности;

— защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности.

Методы государственного регулирования малого и среднего бизнеса делятся на прямые (административные) и косвенные (экономические).

Косвенные методы воздействуют на субъекты малого и среднего бизнеса посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не ограничивают деятельность, но позволяют предпринимателю принимать решение о целесообразности сохранения, расширения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях. К косвенным методом регулирования малого и среднего бизнеса относятся: бюджетная политика; денежно-кредитная политика; налоговая политика; внешнеэкономическая политика .

Суть прямых методов состоит в том, что через комплекс обязательных для исполнения субъектами хозяйственной деятельности распоряжений и требований государство проводит незаменимую для него политику в той или иной сфере экономики.

К прямым методам регулирования малого и среднего бизнеса относятся:

— политика доходов (находит свое выражение в установлении минимального уровня оплаты труда рабочих, прожиточного минимума уровня оплаты нетрудоспособных граждан);

— режим квотирования (применение режима квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых товаров на внутреннем рынке);

— система ценообразования (используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических рынков);

— правовые методы (в основном распространяются на государственное регулирование организационно-правовых форм малого и среднего бизнеса);

— лицензирование (относится к наиболее действенным методам поддержки и регулирования государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства) .

Обобщая выше сказанное отметим, что в нашем обществе необходимо разрабатывать комплекс мер и программ по поддержке малого и среднего предпринимательства (к примеру: кредитные преференции, льготное налогообложение, принятие и разработка законов об инвестициях, способы и формы обеспечения материальными ресурсами), которые будут более действенными по сравнению с существующими формами поддержки, что позволит России создавать максимально конкурентоспособную продукцию, избавиться от импортной зависимости и производить качественный национальный продукт, повысить экспорт, а так же укрепить позиции на мировом экономическом пространстве . Считаем, что государственные органы должны учитывать сложившиеся к этому времени социально-экономическое положение в малом и среднем предпринимательстве, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых перемен и предполагаемые перспективы.

Только в таком случае государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России окажется максимально продуктивной и начнет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всего государства, а не отдельных хозяйственных групп и структур.

Литература:

  1. Гореико Н. И. К вопросу о повышении конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса / Н. И. Гореико, С. Ю. Андреев // Наука сегодня сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». — 2015. — С. 45–47.

2. Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. — М.: МаркетДС, 2013. — 112 с.

  1. Самсонов В. А. Проблемы малого и среднего бизнеса в России / В. А. Самсонов, С. Ю. Андреев // Всероссийская научно-практическая конференция по итогам 2014 года: Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам (Краснодар, 25 декабря 2014 г.). — Краснодар: Издательство Краснодарского центра научно-технической информации (ЦНТИ), 2014. — 256 с. — С. 14–17.
  2. Андреев С. Ю. Роль государственной поддержки в развитии кролиководства Краснодарского края / С. Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) . — Краснодар: КубГАУ, 2010. — № 02(056). — С. 1–14.
  3. Малый бизнес: Организация, экономика, управление: учеб. пособие/ под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.
  4. Грицинина Е. С. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. — С. 35–39.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Государственное регулирование малого и среднего бизнеса

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИНЕСА

1.1 Объективная необходимость и теоретические основы государственного регулирования малого и среднего бизнеса

1.2 Влияние государства на предпринимательскую деятельность в разные периоды времени

1.3 Цели, задачи, направления и методы государственного регулирования малого и среднего бизнеса

1.4 Государственная поддержка конкуренции хозяйствующих субъектов

1.5 Государственный контроль малого и среднего бизнеса

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРОГРАММ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

2.1 Роль государственного регулирования малого и среднего бизнеса в современных условиях

2.2 Состояние и динамика развития малого и среднего бизнеса

2.3 Проблемы малого и среднего бизнеса в РФ

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ

3.1 Меры по поддержанию и содействию развития малого и среднего бизнеса в России, реализуемые в кризисный период

3.2 Развитие небанковских институтов финансирования малого и среднего бизнеса

3.3 Предложения по развитию малого и среднего бизнеса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшим экономическим вызовом. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Возрождение экономики России в кризисное время невозможно осуществить без соответствующего регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса, так как именно малый и средний бизнес признан экономической базой рыночных отношений. Развитие бизнеса возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.

В этой связи государство предпринимает ряд правовых, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие малых предприятий в направлениях, соответствующих интересам общества.

Цель данного дипломного проекта состоит в том, чтобы проанализировать меры предпринятые государством для поддержки и развития малого и среднего бизнеса, и разработать конкретные алгоритмы для обеспечения эффективных моделей такой поддержки.

Для достижения этой цели мною были обозначены следующие задачи:

  • раскрыть теоретические основы необходимости государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса;

  • анализировать нормативные правовые основы государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в РФ;

  • выявить основные направления и перспективы государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в РФ.

  • предложить программные мероприятия, в которых должны быть предусмотрены основные направления государственной поддержки

Объектом в дипломном проекте выступают субъекты малого и среднего бизнеса, а предметом – характеристики взаимоотношений государства и малого и среднего бизнеса с позиций их поддержки и регулирования органами государственного управления.

В работе использованы труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, законодательные и нормативные документы, данные государственной статистики, экономических и социологических исследований по проблеме малого и среднего бизнеса, опубликованные в экономической литературе.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

1.1 Объективная необходимость и теоретические основы государственного регулирования малого и среднего бизнеса

Малый бизнес (или малое предпринимательство) — сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.

К субъектам малого и среднего бизнеса относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

  1. Ограничение по статусу

Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %

Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего бизнеса, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

  1. Ограничение по численности работников

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий;

в) среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;1

  1. Ограничение по выручке

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего бизнеса:

а) микропредприятия — 60 млн. рублей;

б) малые предприятия — 400 млн. рублей;

в) средние предприятия — 1000 млн. рублей.

Предпринимательской называется самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В содержание понятия «предпринимательство» обыкновенно включают и «бизнес». Бизнес – дело, деловая активность по осуществлению операций обмена товарами и услугами между экономическими участниками рыночных отношений. В определенном отношении бизнес – более широкое явление, чем предпринимательство, поскольку охватывает собой, в том числе и совершение разовых коммерческих сделок. Законодательство всех государств регулирует деятельность бизнесменов (коммерсантов), устанавливая для них ряд исходных позиций и параметров, без которых невозможна коммерческая деятельность.

Отличительные признаки предпринимательской деятельности:

  • осуществление определенной деятельности — продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, — а также извлечение дохода от использования имущества;

  • целевая направленность, т.е. получение прибыли;

  • систематичность осуществления определенной деятельности;

  • самостоятельность и инициативность в ее осуществлении;

  • осуществление определенной деятельности на свой риск и под ответственность всем своим имуществом.

Малым и средним бизнесом вправе заниматься лишь лица, зарегистрированные в качестве предпринимателя без образования юридического лица, и юридические лица, которые создаются, функционируют и прекращаются в особом порядке, установленном законодательством. Организации — участники рынка различаются по форме собственности, способам создания, характеру деятельности и т.д. Однако они характеризуются наличием общих признаков, которые позволяют отнести их к числу юридических лиц1:

  • организационное единство;

  • имущественная обособленность;

  • самостоятельная имущественная ответственность;

  • выступление в гражданском обороте от собственного имени.

Все юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются коммерческими организациями; юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, — некоммерческими организациями. В дальнейшем мы будем рассматривать только коммерческие организации, так как именно они призваны заниматься предпринимательской деятельностью, в отличие от некоммерческих, которые ставят перед собой иные, нежели извлечение прибыли, цели.

1.2 Влияние государства на предпринимательскую деятельность в разные периоды времени

Государственное регулирование развития малого и среднего бизнеса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *