Русские витязи су 27

«Русские витязи” — единственные, кто выполняет групповой высший пилотаж на тяжелых истребителях. Они — визитная карточка не только наших ВВС, но и всей страны. Гибель в декабре 1995 года сразу четырех летчиков-суперпрофессионалов — при заходе на посадку в 25 км от авиабазы Камрань во Вьетнаме три самолета врезались в гору — потрясла, без преувеличения, весь мир. И породила массу версий о причинах трагедии. О том, как все происходило на самом деле, до сих пор особо не распространялись — скандала не хотел никто. В «МК” попали материалы того судебного разбирательства.

Полет «на авось”

В конце ноября 1995 года «Русские витязи” улетали в Малайзию, на выставку вооружений «Лима-95”. За пределами страны пилотажную группу сопровождал самолет-лидер «Ил-76”, потому что на истребителях отсутствовали необходимое навигационное оборудование и радиосвязь. Его командиром за несколько дней до командировки назначили начальника одного из летно-испытательных центров Минобороны, генерал-майора Владимира Гребенникова. Даже несмотря на то, что у него не было допуска к самостоятельным полетам по международным авиалиниям.

Когда летели туда, погода стояла отличная, Гребенников рассчитывал, что все пройдет гладко и на обратной дороге. Поэтому к полету не готовился и явно переоценил свои возможности.

СПРАВКА «МК»

«Русские витязи” были созданы в подмосковной Кубинке в апреле 1991 года. Группа состояла из шести самолетов «Су-27”. Возглавил ее пилот Владимир Баженов. Дебют состоялся в Англии. Британцы по достоинству оценили мастерство русских асов, после чего началось триумфальное шествие «Русских витязей” по всей планете.

В Малайзии группа выступила блестяще. 12 декабря в составе транспортного «Ила” и пяти истребителей (шестой самолет нынешнего командира «Русских витязей” Игоря Ткаченко из-за дефекта в гидросистеме был оставлен на ремонт в Тяньцзине) взяла курс на аэродром промежуточной посадки Камрань.

Снижение к смерти

Когда до Камрани оставались считанные километры, Гребенников установил радиосвязь с руководителем полетов (РП) на авиабазе подполковником Арбузовым. По его командам вся авиагруппа последовательно произвела снижение до высоты 1500 метров. Затем «Сушкам” разрешили снизиться до 600 м, а «Ил-76” должен был остаться на прежней высоте — 1500 м.

Но дальше ситуация вышла из-под контроля.

Из приговора Московского окружного военного суда:

«Несмотря на то, что данная команда Гребенникову была понятна, о чем он и доложил в эфир, Гребенников, вопреки схеме захода на посадку и командам РП, отдав распоряжение летчикам-истребителям, приступил к построению маневра для захода на посадку — преждевременно начал осуществлять первый разворот и самовольно всей группой снизился до высоты 600 м, то есть ниже минимально безопасной высоты…”

В кабине летчиков «Ил-76” все мигало и звенело — сработала световая и звуковая сигнализация, предупреждающая об опасном сближении самолета с «рельефом местности”, то есть с горой. Члены экипажа «Ил-76” Сухарь и Кряжеских предупреждали командира о резком падении высоты, но он на это не отреагировал. А ведь «Ил”, на борту которого находились 60 человек, в это время уже находился на 300 метрах…

Генерал не доложил РП об опасности и не подал ведомым команду на набор высоты. То есть не предпринял ничего, чтобы спасти ситуацию…

Через 30 секунд три самолета почти одновременно столкнулись с горой. Погибли все летчики: подполковник Борис Григорьев, майоры Александр Сыров, Николай Кордюков, Николай Гречанов.

«Ил” увернулся в последний момент — машину и людей спас правый летчик Сергей Сухарь, рванувший штурвал на себя.

…Погода в тот день в районе Камрани была неважная, но все оставшиеся в живых «витязи” утверждали, что в аналогичных условиях они не раз выполняли фигуры высшего пилотажа. Если бы Гребенников дал команду на роспуск ведомых им истребителей и визуальную посадку, трагедии бы не случилось.

Кто испортил самописцы?

Тем не менее изначально потенциальным обвиняемым «числился” отнюдь не генерал Гребенников, а руководитель полетов Арбузов. Может быть, потому, что главкомат ВВС постарался вывести из-под удара своего высокопоставленного офицера. Руководство ВВС обнародовало свое видение причин катастрофы, из которого следовало, что в большей степени виноват не генерал, а РП. Расчет был простым — в военной прокуратуре и судах служат юристы, а не пилоты. Где ж им разобраться в тонкостях летной работы…

Многие коллеги Гребенникова, своеобразно понимая принципы летного братства, пытались сгладить его вину. Наиболее яркие примеры — умышленное повреждение бортового магнитофона «Ил-76” (на него записывались параметры полета) и изменение задним числом условий метеоминимума на аэродроме Камрань.

Из допроса генерала Бакушева, начальника инспекции Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил:

«Сразу же после катастрофы, 12 декабря, я отдал указание об изъятии всех средств объективного контроля с самолета «Ил-76”. Но лишь на следующий день члены экипажа этого самолета передали мне кассету с оборванной пленкой с основного магнитофона и сообщили о невключении резервного магнитофона. Это исключительный случай в практике Службы безопасности полетов авиации”.

Заметим, экспертиза установила, что пленку разорвали и позже намотали ее на кассету вручную. Кто-то сильно не хотел видеть генерала на скамье подсудимых.

Генерал в белом фраке

Гребенников категорически отрицал какую-либо вину в нарушении правил полетов, даже утверждал, что не был ведущим, а являлся лишь командиром одиночного воздушного судна, что при заходе на посадку действовал строго в соответствии с инструкциями, а катастрофа произошла по ряду не зависящих от него причин.

Но в суде всплыл «флайплан” — документ, подписанный самим Гребенниковым, который он лично подавал в диспетчерскую службу аэродрома. Черным по белому там было написано, что при вылете в Камрань на всю авиагруппу подана единая заявка и «Ил-76” фигурирует в ней именно в качестве самолета-лидера, с которым следует пилотажная группа «Су-27”.

По версии генерала, виноваты были все, кроме него: командование ВВС, запланировавшее промежуточную посадку на не подходящем для этого аэродроме Камрань, Арбузов, который из-за условий метеоминимума не должен был принимать их авиагруппу, экипажи «Русских витязей”, не распустившиеся самостоятельно при плохих метеоусловиях, как им предписывают правила. И только сам Гребенников оставался «в белом фраке”.

И все же суд бесспорно установил вину генерала Гребенникова. 13 марта 1998 года его приговорили к шести годам колонии-поселения. Но Гребенникову повезло — он попал под амнистию и от наказания был освобожден.

Кстати, косвенно виноватых в трагедии тоже хватало — это и те, кто нарушил все мыслимые правила подготовки к международным перелетам, и те, кто, решив потрафить генералу, позволил ему сесть за штурвал. Однако и их не постигла кара.

* * *

После катастрофы многие сомневались, что «Русские витязи” возродятся. Но уже через полтора года знаменитая пилотажная группа вновь выступала за рубежом. Сейчас на их самолетах стоит система спутниковой навигации, аппаратура инструментальной посадки, модернизированный самолетный ответчик, и ведущие асы страны могут самостоятельно совершать перелеты по международным трассам.

Главная Сведения

Выступление главнокомандующего Военно-воздушными силами генерал-полковника Виктора Бондарева

В июне текущего года Минобороны России проведет первый Международный военно-технический форум «Армия-2015».
О подготовке к мероприятию рассказал главнокомандующий Военно-воздушными силами (ВВС) генерал-полковник Виктор Бондарев.
«На Форуме будут представлены современные и перспективные образцы вооружения, военной и специальной техники отечественных производителей. Их показ будет осуществляться как в экспозиционной части программы, так и в ходе динамического показа, поэтому гости смогут рассмотреть не только сам образец, но и увидеть возможности его применения», — сообщил главнокомандующий ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев.
По его мнению, на площадках форума встретятся разработчики оружия с непосредственными заказчиками их продукции – представителями Минобороны России, других силовых структур и ведомств, а также с заинтересованными представителями иностранных государств.

В рамках запланированных «круглых столов», которые будут проведены в ходе научно-деловой программы Форума, участники обсудят вопросы поставок оружия, сервисного обслуживания и многие другие. Это позволит заказчикам и производителям вместе выработать направления взаимодействия, а также общую концепцию развития отечественного вооружения.

По словам генерал-полковника Виктора Бондарева, в прошлом году в Военно-воздушные силы поступили новейшие зенитные ракетные системы С-400, зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С», радиолокационные станции «Небо-М», маловысотные радиолокационные станции «Подлет», а также более 200 образцов авиационной техники: самолеты Су-30СМ, Су-34, Су-35С, Як-130, Ан-148, вертолеты Ка-52, Ми-28Н, Ми-8АМТШ, Ми-35М, Ми-26, Ка-226 и «Ансат-У».

«Вся эта новая техника осваивается в войсках, и мы уже применяли ее для выполнения задач в прошлом году на учениях «Восток-2014», «Боевое содружество-2014», «Нерушимое братство-2014», «Мирная миссия-2014», «Морское взаимодействие-2014», российско-индийских «Авиаиндра-2014», а сейчасона будет продемонстрирована в рамках проведения Международного военно-технического форума «Армия-2015», — отметил главнокомандующий ВВС.

Генерал-полковник Виктор Бондарев также обратил внимание на то, что Форум «АРМИЯ-2015» – это не только работа, но и праздник мощи русского оружия, людей его создавших, а также воинов, в руках которых оно способствует защите рубежей нашего Отечества.

«Именно поэтому мы перед зрителями продемонстрируем элементы боевого применения авиационной техники и средств противовоздушной обороны. Покажем авиационное шоу с участием пилотажных групп «Русские Витязи», «Стрижи» на самолетах Су-27 и МиГ-29 соответственно, а также пилотажной группы «Беркуты» на вертолетах Ми-28Н. Русское оружие прославило себя в истории, оно всегда было и есть в руках воинов, охраняющих рубежи нашей необъятной Родины», — пояснил Виктор Бондарев.
Кроме того, он заметил, что отечественный производитель всегда занимал главное место в системе поставок и сервисного обслуживания оружия для Министерства обороны Российской Федерации и других силовых структур и ведомств России.
«На Форуме «АРМИЯ-2015» представители Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны обсудят с уполномоченными от предприятий оборонной промышленности тактико-технические требования к боевым машинам и оружию, которые продиктованы современными условиями ведения боя, а также проблемные вопросы по поставкам, ремонту и сервисному обслуживанию. Вопросы есть, их необходимо решать, а прямой диалог – лучшее для этого средство. Надеюсь, что в процессе работы на Форуме «АРМИЯ-2015″ мы сможем наладить более тесное сотрудничество с предприятиями, выпускающими для нас вооружение и военную технику. Эти мероприятия и дальше будут продолжаться и послужат делу укрепления обороноспособности России», — подчеркнул генерал-полковник Виктор Бондарев.

Кроме того, в 2015 году в нашей стране проходит много мероприятий, посвященных 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

«Форум «АРМИЯ-2015″ также будет являться площадкой для праздничных мероприятий. Сюда придут ветераны, семьи, молодежь. Мы покажем свою выучку, технику и оружие. Будем чествовать ветеранов. Народ увидит, что небо Отчизны находится под охраной в надежных руках», — заключил главнокомандующий ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев.

Русские витязи су 27

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *