Запрос котировок по 44

>Статьи

Содержание

Порядок проведения запроса котировок

08.01.2020

В данной статье мы рассмотрим порядок проведения запроса котировок, применяемый с 01.07.2020 в редакции ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ, принятой на дату написания и опубликования статьи. Для начала разберем сроки проведения запроса котировок.

Сроки проведения запроса котировок

Сроки проведения запроса котировок претерпели значительные изменения по сравнению с процедурой, предусмотренной до 01.07.2020:
1) Срок подачи заявок теперь во всех случаях должен составлять не менее 4 рабочих дней (п. 3 ч. 3 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ). Следует обратить внимание, что законодатель впервые устанавливает требование именно к сроку подачи заявок, а не к сроку размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок. По мнению экспертов Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру” не менее 4-х рабочих дней должно пройти со дня размещения заказчиком в ЕИС извещения до дня окончания срока подачи заявок, т.е. непосредственно день размещения извещения и день окончания срока подачи заявок не должны включаться в 4-х дневный срок. Данное правило применяется вне зависимости от того, как и каким образом указанные сроки будет рассчитывать ЕИС. Все дело в том, что функционал ЕИС не во всех случаях соответствует требованиям законодательства. Ответственность же за соблюдение сроков несет заказчик. Согласно ст. 191 ГК РФ начала течения срока начинается со следующего дня со дня наступления события (в нашем случае — это дата размещения в ЕИС извещения). Именно поэтому дату размещения извещения нельзя засчитывать в 4-х дневный срок, установленный Законом № 44-ФЗ. Дату окончания срока подачи заявок также нельзя учитывать в названном сроке ввиду того, что в эту дату фактически прекращается прием заявок и она не образует полный рабочий день.
2) Подведение итогов запроса котировок — 1 рабочий день, после даты окончания срока подачи заявок (ч. 10 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ). В этом этапе интересно следующее: за один рабочий день комиссия не только рассматривает поступившие к ней заявки, а допущенные ранжирует по степени выгодности содержащихся в них предложений о цене, но и формирует протокол подведения итогов. Указанный протокол, как следует из пп. “в” ч. 10. ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ, подписывается электронными подписями членов комиссии. Таким образом, каждый член комиссии должен иметь свою электронную подпись.
3) Заключение контракта — не более 2 рабочих дней со дня размещения протокола подведения итогов. При этом заказчик передает победителю проект контракта в течение 3-х часов с момента размещения протокола подведения итогов. Участник не вправе оставлять протокол разногласий и должен подписать контракт в течение одного рабочего дня со дня его получения. У заказчика также один рабочий день для итогового подписания контракта.

Таким образом, общий срок проведения запроса котировок от момента размещения в ЕИС извещения до заключения контракта составит примерно 2 недели.

Внесение изменений и продление запроса котировок

Внесение изменений, в том числе продление срока подачи заявок ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ в редакции, действующей с 01.07.2020 не предусмотрено. Продление срока подачи заявок также не производится, если запрос котировок признается несостоявшимся. При поступлении заявки от одного участника заказчик, при признании комиссией заявки участника соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, заключает контракт как с единственным участником.

Отмена запроса котировок

С 01.07.2020 года отменить запрос котировок можно не позднее чем за один час до окончания срока подачи заявок. Обусловлено это ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ с учетом внесенных в нее изменений. Изменение срока отмены запроса котировок связано с изменением срока подачи заявок, о котором мы говорили выше.

Запрос котировок по 44-ФЗ

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • 44-ФЗ
  • Запрос котировок по 44-ФЗ

Запрос котировок по 44-ФЗ — это способ проведения госзаказа, победителем которого признается участник, предложивший самую низкую цену и заявка которого соответствует установленным требованиям документации и законодательства.

С 1 января 2019 года запрос котировок должен проходит в электронной форме. Однако, закон предусматривает случаи, когда процедура может быть проведена в бумажной форме.

Как говорит нам п.1 ст. 72 — его специфика в том, что информация обо всем, что необходимо заказчику, сообщается неограниченному количеству лиц через ЕИС, а заказ достается тому, кто предлагает самую низкую цену.

Запрос котировок по 44-ФЗ порядок проведения

Вспоминая определение котировки по 44-ФЗ, устанавливаем, что выбор подрядчика таким образом проводят только при определенных условиях. Максимальная сумма, обозначенная в договоре, ради заключения которого проходит отбор, не должна быть более полумиллиона рублей, а сумма, на которую заказчик осуществляет закупок в год — ста миллионов рублей.

Обеспечение исполнения контракта в запросе котировок устанавливается на усмотрение заказчика. Как показывает практика — чаще всего оно отсутствует.

Организации проведения запроса котировок посвящен третий параграф ФЗ-44, целых 8 статей: с 72-й по 79. Именно в них, в основном, описываются все детали.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении котировочной заявки или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

И потенциальным участникам, и организаторам следует знать, что участие по 44-ФЗ — бесплатно.

Средняя цена контракта, заключенного по итогам процедуры запроса котировок в 2017 году, составляет 0,13 млн руб. По данным Минфина этот показатель аналогичен данным за 2016 года.

Доля запроса котировок, среди других видов тендеров в 2017 году, составляет примерно 10% и это значительный рост по сравнению с предыдущим периодом. Наибольшая экономия бюджетных средств в 2017 году достигнута по итогам запроса котировок и составляет 23%.

Извещение о запросе котировок

Один из первых этапов закупки — это составление и публикация извещения о запросе котировок.

Срок размещения извещения о проведении запроса котировок:

1) не менее, чем за 7 рабочих дней до окончания срока подачи заявок.

2) в случае закупки на сумму менее 250 тыс руб, а также в случаях, установленных 44-ФЗ, не менее, чем за 4 рабочих дня.

В документе, в обязательном порядке, должна содержаться следующая информация:

  1. Данные о заказчике, контракте и требования к участникам:
    — наименование, место нахождения, почтовый адрес, полные контактные данные ответственного за проведение тендера;
    — тезисное изложение условий контракта, описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара или месте выполнения работы или оказания услуги, а также сроки исполнения контракта;
    — код закупки;
    — имеющиеся ограничения в выборе поставщиков и исполнителей, установленные с учетом требований 44-ФЗ;
    — условия (срок, место, порядок) подачи заявок на участие в запросе котировок;
    — обоснование цены контракта;
    — информацию о необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта с указанием суммы;
    — подробный перечень документов, который должен предоставить участник закупки;
    — требования об отсутствии сведений об организации, ее учредителях или единоличном исполнительном органе в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (по желанию Заказчика).
  2. Форма для подачи заявки на участие в запросе котировок 44-ФЗ, в том числе для подачи заявки в электронном виде.
  3. Информация о том, когда и где будут вскрыты конверты и открыт доступ к электронным заявкам.
  4. Данные о лице и организации, ответственных за заключение контракта по результатам запроса котировок, а также о механизме заключения контракта в случае уклонения компании, предложившей самую низкую цену, от заключения договора.
  5. Сведения о том, при каких условиях возможен односторонний отказ от исполнения контракта.
  6. Преимущества, предоставляемые подрядчикам в соответствии со ст. 28-30 44-ФЗ, а именно: предоставление преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов и субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
  7. К извещению же должен быть приложен проект контракта.

Заявка на участие в запросе котировок

Участник вправе подать заявку в любое время с момента размещения извещения о его проведении и до предусмотренных извещением даты и времени окончания срока подачи заявок. В случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок на участие.

Заявка на участие в запросе котировок должна содержать следующие данные и документы:

  1. Наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты;

  2. согласие участника на выполнение условий, указанных в извещении;

  3. ключевой момент – стоимость, которую предлагает потенциальный исполнитель;

  4. документы, в которых подтверждается право на получение преимуществ;

  5. ИНН учредителей, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (обычно, это Генеральный директор);

  6. документы, подтверждающие принадлежность участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае, если такое ограничение установлено Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок.

  7. в случае установления Заказчиком каких-либо условий допуска или запрет допуска товаров или услуг (например, на товары иностранного происхождения): документы, подтверждающие соответствие товаров этим условиям (лицензии, сертификаты, свидетельства).

Согласно п. 4 ст. 73 ФЗ-44, это исчерпывающий список документов и информации, который Заказчик имеет права требовать от участника.

44-ФЗ не устанавливает строгий образец котировочной заявки участника, однако заказчик обязан указать в извещении примерную форму такой заявки.

Вообще, порядок проведения запроса котировок по 44-ФЗ максимально упрощен и образец протокола, также как образец заполнения заявки, на данный момент, не предусмотрен.

Акция! Подготовка котировочной заявки всего за 2000 руб

со 100% допуском

Заказать

Этапы проведения запроса котировок

Чтобы упростить восприятие процедуры проведения запроса котировок по 44-ФЗ разобьем его на 10 этапов.

  1. Извещение о закупке, если речь идет о сумме до 500 тысяч рублей, размещается в общем доступе за 7 рабочих дней или более до истечения срока подачи заявок. В случае, если сумма закупки не превышает четверть миллиона, допустимый срок публикации сокращается до 4 рабочих дней.
  2. В обоих случаях вместе с извещением публикуется проект контракта, ради заключения которого проводится данный тендер. По закону извещение должно оставаться в свободном бесплатном доступе до окончания срока подачи заявок.
  3. Разместив извещение, заказчик имеет право запросить котировки не менее, чем у 3-х лиц или компаний, занимающихся предоставлением необходимых товаров или услуг.
  4. Опубликования извещения не требуется, когда процедура проводится организациями, осуществляющими свою деятельность на территории иностранных государств. В этом случае заказчик просто запрашивает стоимость товаров не менее, чем у трех потенциальных подрядчиков. Цена контракта в этом случае также может быть любой.
  5. Особые правила действуют также в отношении проведения запроса котировок по 44-ФЗ для приобретения всего необходимого для оказания скорой и скорой специализированной помощи в экстренной или неотложной форме, или для поддержания нормального жизнеобеспечения:
    — запрос котировок 44-ФЗ может быть проведен для закупок продовольствия и средств скорой медицинской помощи, топлива и других товаров, необходимых для создания нормальных условий жизни, превышая порог в полмиллиона рублей, в некоторых ситуациях:
    • если был подан иск о расторжении контракта в связи с его неисполнением и иск был удовлетворен;
    • если контролирующий орган сферы закупок предписал отменить результаты конкурса или аукциона и вынес решение провести поиск подрядчика путем запроса котировок; основанием принятия решения в этом случае может быть заявление заказчика, которое необходимо подать не позднее, чем через десять дней с даты выдачи вышеуказанного предписания;
    • если заключенный контракт расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке;
    — во всех этих ситуациях контракт заключается на срок, необходимый для проведения конкурса или аукциона и соответственно на количество товара, необходимое для обеспечения жизнедеятельности людей в этот период.
  6. Все заявки на участие в запросе котировок, поданные в срок, должны быть зарегистрированы. Нельзя отказать в регистрации заявки только на основании отсутствия на конверте сведений о лице, подавшем ее. Требовать эту информацию по закону тоже нельзя.
  7. Заказчик обеспечивает конфиденциальность поданной информации вплоть до открытия доступа к ней.
  8. В случае, если подана одна котировочная заявка по 44 ФЗ, закупка может быть признана несостоявшйся.
  9. Получение доступа к заявкам происходит во время и в месте, которое указано в извещении. Все, кто подал заявку на участие, имеют право присутствовать при этом, о возможности чего должен позаботиться заказчик. Также в его обязанности входит организация аудиозаписи открытия доступа к информации, содержащейся в заявках.
  10. Котировочная комиссия может отклонить заявки не подходящие под условия, заявленные в извещении. К таким случаям можно отнести превышение предложенной ценой максимальной цены контракта.

Протокол запроса котировок

Об итогах запроса котировок по ФЗ-44 может рассказать протокол. Образца для него не существует, но требования к содержанию подробно описаны в 8 пункте, ст. 78, 44-ФЗ. Он должен содержать сведения о заказчике, а также обо всех поданных заявках, включая отклоненные (с обоснованием отказа в участии). Протокол должен быть подписан всеми участниками комиссии и размещен в общем доступе.

Составляется протокол в 2-х экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение 2-х рабочих дней с даты подписания передается победителю с приложением проекта контракта.

Заключение контракта по результатам запроса котировок 44-ФЗ

Исполнитель, выбранный по итогам, должен подписать контракт в срок, оговоренный в извещении.

44 ФЗ определяет срок подписания контракта по запросу котировок: он должен быть заключен не ранее, чем через 7 дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее, чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.

Если заключение контракта по результатам запроса котировок 44-ФЗ не состоялось в срок, то исполнитель признается уклонившимся, а заказчик получает право подать иск для возмещения издержек. Контракт же заключается с участником, предложившим такую же или следующую цену.

Подписание контракта можно отложить, на срок чуть более четырех недель, но только в случае возникновения особых обстоятельств или наличия актов суда. В таких случаях необходимо уведомить партнера о невозможности заключения контракта в течение дня, а в случае отмены актов или исчезновения обстоятельств сообщить об этом на следующей день.

Согласно ч. 2, ст. 96 44-ФЗ заказчик вправе потребовать обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ в запросе котировок.

Об этом он должен сообщить в извещении или в проекте контракта. В таком случае победитель закупки должен внести обеспечение на счет заказчика до подписания договора. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ при запросе котировок может вноситься как личными денежными средствами, так и банковской гарантией.

Несостоявшийся запрос котировок по 44-ФЗ

Если подана одна заявка на участие в запросе котировок по 44-ФЗ, то считается, что определение подрядчика не состоялось и контракт подписывается с тем претендентом, который есть.

Если комиссией отклоняются все варианты, то срок подачи котировочных заявок по 44-ФЗ может быть продлен на 4 рабочих дня, о чем должно быть сообщено в извещении в течение одного рабочего дня. Если в результате появляется только один претендент, чье предложение подходит под условия извещения, то он признается победителем. Если даже после продления периода приема — заявок нет, заказчик меняет план-график и снова осуществляет закупку.

Отмена запроса котировок

Бывают ситуации, когда необходимо знать, как отменить проведение запроса котировок 44-ФЗ. Определение поставщика, может быть отменено за 2 дня до истечения срока, указанного в извещении, и ранее. После принятия такого решения заказчик должен не позднее, чем через сутки изменить план-график.

Сведения о том, что запрос котировок не состоится немедленно публикуется и сообщается каждому, из подавших заявку. С момента публикации определение поставщика считается отмененным.

Запрос котировок в электронной форме

Обновленный закон 44-ФЗ вводит возможность с 1 июля 2018 года проведения запроса котировок в электронной форме. А с 1 января 2019 года — заказчики будут обязаны осуществлять закупки по 44-ФЗ на электронных площадках.

Параграф § 3.1 44-ФЗ устанавливает полный перечень требований к процедуре запроса котировок в электронной форме. Основными моментами можно выделить:

  1. Извещение о проведении закупки должно быть опубликовано не менее, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок.
  2. Внесение изменений в извещение возможно не позднее 2-х дней до окончания подачи заявок.
  3. Продление сроков подачи заявок таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания подачи заявок было не менее 5 дней.

Образец заявки на запрос котировок

Ниже приведен один из вариантов котировочной заявки. Рассмотрим, какие наиболее частые ошибки могут допустить участники при заполнении этой формы.

  1. Необходимо внимательно заполнить наименования заказчика, т.к. помимо него в документации также может быть указан Уполномоченный орган.
  2. Оргнанизационно правовую форму надо писать в развернутом виде, например «Общество с ограниченной ответственностью», а не «ООО».
  3. Обязательно вписать ИНН учредителей и руководителя организации-подрядчика.
  4. Юридический адрес компании должен совпадать с выпиской.
  5. Генерального директора и бухгалтера необходимо прописать раздельно, даже если это одно и то же лицо.
  6. В случае отсутствия сайта, надо указать информацию об этом.
  7. Цену лучше указывать в таком формате: 45000 (сорок пять тысяч) руб. 00 коп.
  8. Поле «Процент снижения цены контракта (указывается по усмотрению участника закупки)» все же рекомендуется заполнять.
  9. Необходимо приложить в составе заявки декларацию о соответствии участника закупки единым требованиям.
  10. Если в составе заявки отсутствуют другие документы, то в соответствующей строке стоит указать 0.
  11. При подписании заявки помимо ФИО также необходимо указать должность.

Что представляет собой закупка, которая проводится через запрос котировок, и в чем ее особенности?

Запрос котировок – один из четырех конкурентных способов закупки по 44-ФЗ, которым пользуются заказчики для выбора поставщика. В рамках запроса котировок заявки от участников оцениваются по стоимостным критериям, и победитель определяется на основании предложения самой низкой цены. Остальные критерии оценки заявок в данном случае не учитываются.

Правовое регулирование

Закупка в форме запроса котировок регламентируется Главой 3 44-ФЗ, которая посвящена регламенту проведения закупок в различных форматах. Запросу котировок отведен отдельный параграф под номером 3. В него входят 11 статей: 72-82.

Порядок проведения запроса котировок содержится в ст. 72, 74. Требования к закупке в форме запроса котировок указаны в ст. 73. Порядок подачи котировочных заявок регламентирован в ст. 77. Рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе котировок производится с опорой на ст. 78. Если запрос котировок признается несостоявшимся, то заказчику нужно ориентироваться на нормы ст. 79.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Такая закупка, как запрос котировок, может проводиться на условиях предварительного отбора, тогда заказчик должен учесть нормы ст. 81. Запрос котировок с предварительным отбором участников проводится для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий ЧС (ст. 80-82).

Особенности проведения запроса котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства или скорой помощи в экстренной или неотложной формах регулируются в ст. 75-76.

Все указанные выше статьи регулируют порядок проведения закупки в бумажной форме. Но некоторые их положения распространяются и на электронный формат. Процедура проведения запроса котировок в электронном виде регламентируется статьями 82.1-82.6, 83.2 44-ФЗ.

Понятие и отличительные черты

Запрос котировок – это конкурентный способ отбора поставщика, который, согласно ст. 72 44-ФЗ, обладает следующими отличительными чертами:

  1. Сведения о закупке размещаются в ЕИС, и они становятся доступными всем желающим.
  2. В закупке побеждает лицо, которое предложило наиболее низкую цену контракта. С мая 2019 года победителем запроса котировок вправе стать лицо, предложившее наименьшую цену за единицу (если финальный объем закупки неизвестен).
  3. НМЦК контракта не может превышать 500 тыс. р.
  4. Установлен еще один лимит при проведении запроса котировок – объем таких закупок не должен превышать 100 млн р. или 10% от СГОЗ.
  5. Взимание платы за участие в запросе котировок не допускается.
  6. Необходимость внесения обеспечения заявок и обеспечения исполнения контракта определяется по усмотрению заказчика, но большинство закупок проводятся без указанного условия.
  7. Заказчик может направить дополнительные запросы цен в адрес поставщиков нужного товара.
  8. Торги при запросе котировок не проводятся.

Преимущества и недостатки

Преимуществом запроса котировок, как способа закупки, для заказчика являются:

  • простота оформления документации (от заказчика требуется подготовка только извещения и проекта контракта);
  • прозрачность при выборе победителя (заявки нужно оценивать по одному критерию: по цене);
  • короткие сроки процедуры: 4-7 дней занимает процесс приема заявок, еще один день отводится на оценку заявок и 7 дней – на подписание контракта .

Для поставщиков преимуществами являются:

  1. Отсутствие требований к срокам регистрации компании.
  2. Отсутствие требований об обеспечении заявки.
  3. Прозрачная система оценок заявок.

Недостатками закупочной процедуры в бумажной форме являются подготовка и отправка заявки (нужно распечатать и подписать документы, отправить их в конверте почтой); из-за длительной пересылки заявки на участие не всегда удается отправить ее лично или с помощью курьерской службы.

Требования к извещению о проведении запроса котировок приводятся в ч. 1 ст. 73 44-ФЗ:

  1. Обоснование НМЦК, начальных цен единиц товара, работы и услуги.
  2. Требование обеспечения исполнения контракта – если оно предусмотрено, согласно ст. 96 44-ФЗ.
  3. Требования, которые предъявляются к участникам запроса котировок и к предъявляемым документам по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.
  4. Требование об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков (если заказчик решил установить такое требование).
  5. Форма заявки на участие в запросе котировок.
  6. Дата и время, когда будут вскрыты конверты с заявками на участие в запросе котировок.
  7. Сведения о контрактной службе и контрактном управляющем, которые ответственны за заключение госконтракта.
  8. Сведения о возможности расторжения контракта в одностороннем порядке на основании ч. 8-25 ст. 95 44-ФЗ.

Разработка проекта контракта

К извещению прилагается проект госконтракта, который предстоит подписать сторонам по результатам закупки (на основании ч. 2 ст. 73 44-ФЗ). Кроме извещения и проекта контракта, другие документы не прилагаются.

Проект государственного контракта должен соответствовать нормам Гражданского и Налогового кодексов, 44-ФЗ, а также требованиям самого заказчика. Проект контракта в обязательном порядке должен содержать указание на существенные условия, без которых его признают недействительным. Также заказчики дополняют проект контракта другими условиями, которые они считают важными при исполнении контракта.

Существенными условиями госконтракта становятся его предмет, сроки реализации, порядок исполнения, ответственность сторон за неисполнение условий контракта, возможность (или невозможность) изменения условий контракта по договоренности сторон. Отдельные положения госконтракта не допускается изменять, так как по требованиям 44-ФЗ существенные условия контракта должны остаться неизменными. В частности, не допускается изменение цены контракта или его сроков даже по соглашению сторон.

Проект контракта должен быть подготовлен на основании закупочного извещения и не должен ему противоречить.

Сроки проведения

Извещение и проект контракта размещаются в ЕИС в течение 7 рабочих дней до окончания срока подачи заявок при НМЦК 250-500 тыс. р. Если цена контракта составляет менее 250 тыс. р., то сведения о закупке размещаются за 4 рабочих дня.

Подача заявок на участие

В ч. 3 ст. 73 44-ФЗ приведено содержание заявки на участие в запросе котировок, которую направляет поставщик в адрес заказчика в отведенные сроки:

  1. Наименование и месторасположение для юрлица.
  2. ФИО (при наличии) и место проживания, адрес участника.
  3. Банковские реквизиты.
  4. Согласие участника запроса котировок исполнить условия госконтракта, которые указаны в извещении.
  5. Наименование и характеристики товара, если предполагается подписание договора поставки.
  6. Предложение о цене реализации контракта и единицы товара, работы и услуги.

Стоит отметить, что участники вправе отозвать или изменить свою заявку на участие только при внесении изменений заказчиком в извещение о проведении запроса котировок.

К заявке на участие прилагаются:

  1. Документы, подтверждающие право участника запроса котировок на преимущества на основании ст. 28, 29 44-ФЗ. Преимущества в данном случае предоставляются организациям инвалидов и учреждениям исправительной системы при закупках товаров из правительственного перечня.
  2. ИНН налогоплательщиков, учредителей, членов коллегиального органа.
  3. Декларация о принадлежности участника запроса котировок к СМП или СОНКО, если заказчик установил ограничение по участию отдельных поставщиков (запрос котировок проводится только среди представителей малого предпринимательства и некоммерческих организаций по ст. 30 44-ФЗ).
  4. Документы, которые предусмотрены в Правительственных Постановлениях, если закупка проводится в рамках национального режима по ст. 14 44-ФЗ. Если участник не приложит такой документ, то товар будет приравнен к иностранному со всеми вытекающими из этого ограничениями и запретами.
  5. Декларация о соответствии участника запроса котировок установленным требованиям по п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Участник, который подал заявку на участие в запросе котировок, считается соответствующим требованиям п. 10 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.

В ч. 4 ст. 73 44-ФЗ дополнительно подчеркивается, что от участника недопустимо запрашивать дополнительную информацию и документы.

Проведение дозапроса

Одновременно с публикацией извещения о закупке заказчик может пригласить принять участие в закупке три и более организации, которые поставляют нужные товары. Если закупка происходит в другой стране или нужна для оказания срочной медпомощи, то заказчик обязан пригласить трех участников. Запрос проводится в любой форме.

Разъяснения и изменения закупочной документации

Запрос котировок – это единственная закупочная процедура, в рамках которой не закреплено право участников на запрос разъяснений по документации.

Заказчик вправе изменить документы о закупке не позднее, чем за два рабочих дня до окончания подачи заявок. Информация о закупках должна обновляться в ЕИС в течение рабочего дня.

Заказчик вместе с внесением изменений обязан продлить сроки подачи заявок на участие в закупках, чтобы до окончания осталось не менее 4-7 дней в зависимости от суммы закупки или 5 дней – при электронном формате.

Рассмотрение и оценка заявок на участие

Процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок опирается на нормы ст. 78 44-ФЗ. Порядок рассмотрения поданных заявок на участие в бумажный запрос котировок опирается на следующие положения:

  1. В обозначенный день котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие. При желании участники запроса котировок могут присутствовать при процедуре вскрытия конвертов на участие в закупке, и заказчик должен предоставить им данную возможность (по ч. 2 ст. 78 44-ФЗ).
  2. Перед вскрытием конвертов с заявками на участие котировочная комиссия объявляет о возможности подачи заявок другими участниками. Но если участник уже ранее подал заявку и не отозвал ее, то все его заявки на участие в запросе котировок не рассматриваются и возвращаются.
  3. Заказчик должен обеспечить процесс аудиозаписи вскрытия конвертов. В ходе рассмотрения заявок на участие в закупке побеждает участник, предложивший наиболее низкую цену. Если две и более заявок содержат одинаковые цены, то побеждает участник, сделавший предложение первым.

Основания для отклонения

Котировочная комиссия на основании п. 7 ст. 78 44-ФЗ вправе отклонить заявки на участие в запросе котировок, не соответствующие требованиям, или:

  • если предложенная цена товара, работы и услуги превысила НМЦК;
  • если участник запроса котировок не предоставил все необходимые документы и информацию (кроме закупок в рамках национального режима).

Этот перечень оснований для отклонения заявок на участие в запросе котировок является исчерпывающим, и заказчик не вправе применять иные основания.

Формирование итогового протокола

По результатам завершения процедуры закупки заказчики в обязательном порядке формируют итоговый протокол. В нем содержатся сведения следующего рода:

  • о заказчике;
  • о существенных условиях контракта;
  • об участниках, которые подали заявку на участие в запросе котировок;
  • о тех заявках, которые были отклонены заказчиком с указанием причин принятого решения;
  • указание на наиболее низкую цену товара, работы или услуги;
  • сведения о победителе запроса котировок;
  • сведения об участнике закупки, который сделал такое же предложение, что и победитель, но подал заявку позднее;
  • сведения об условиях, которые менее выгодны в порядке возрастания цены.

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок должны подписать все члены комиссии. В тот же день он подлежит размещению в ЕИС.

Итоговый протокол нужно подготовить в двух экземплярах. Один из протоколов направляется участнику закупки, который признан победителем, в течение 2 рабочих дней.

Признание запроса котировок несостоявшимся

В протоколе делается отметка о том, что закупка признана несостоявшейся, если только одну заявку признали соответствующей требованиям из извещения о проведении запроса котировок, или на участие поступила только одна заявка.

Если закупка признана несостоявшейся, то у заказчика есть два варианта действий: продлить сроки подачи заявок на участие или подписать контракт с единственным поставщиком (если его условия удовлетворяют заказчика).

Любой участник может направить запрос на разъяснение результатов оценки заявок. На предоставление официального ответа заказчику отводится не более 2 рабочих дней.

Этап подписания контракта

Вместе с протоколом подведения итогов заказчик направляет победителю проект контракта. В нем уже содержатся все реквизиты участника и его ценовое предложение на основании заявки.

Победитель запроса котировок должен предоставить заказчику подписанный со своей стороны контракт в сроки, которые были указаны в извещении о закупке. Вместе с подписанным контрактом участник предоставляет и выписку из Реестра ЕГРЮЛ или ЕГРИП со сроком давности не более полугода.

Если победитель закупки не выполнит два перечисленных условия, то его признают уклонившимся от подписания контракта. В данном случае заказчик вправе направить предложение подписать контракт участнику, который сделал равное положение по цене, и тому, кто стал в закупке вторым. При этом запрос котировок – это единственная закупка, когда второй участник также обязан подписать контракт с заказчиком при уклонении победителя. Если второй участник уклонится от исполнения своей обязанности, то сведения о нем будут переданы в РНП.

Подписание контракта допускается не ранее, чем через 7 дней после размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявки на участие, и не позднее 20 дней после определения победителя в протоколе.

Запрос котировок в электронном формате

Запрос котировок в бумажной форме проводится сегодня в исключительных ситуациях. Приоритет при проведении запроса котировок принадлежит электронным закупкам. С июля 2018 года у заказчиков появилась возможность проводить закупки в электронном формате, а с 2019 года – это является их обязанностью. Но есть определенные частные случаи, когда допустим бумажный формат. Это:

  • заказы организаций, которые работают на территории иностранных государств;
  • оказание скорой и специализированной медицинской помощи;
  • государственный заказ для оказания гуманитарной помощи и последствий ликвидации ЧС.

Запрос котировок в электронном формате – это разновидность запроса котировок, который проводится исключительно на электронной торговой площадке. От всех участников требуется получение электронной подписи и прохождение регистрации в ЕИС. Саму электронную торговую площадку для проведения запроса котировок выбирает заказчик по своему усмотрению, но из тех, которые были утверждены Правительством.

Перечень федеральных площадок, на которых допускается проведение запроса котировок в электронном формате, был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 2018 года №1447-р. В него вошли, например, ЗАО «Сбербанк-АСТ», ООО «РТС-тендер» АО «ТЭК-Торг» и пр.

Для принятия в электронном запросе котировок в 2020 году заказчики должны пройти аккредитацию в ЕИС, так как старый порядок регистрации на каждой торговой площадке по отдельности утратил силу.

Для запроса котировок в электронной форме справедливы все преимущества стандартной бумажной формы, а также дополнительные плюсы, которые обусловлены его электронным форматом. Это минимальное время на проведение, максимальная прозрачность закупки и отсутствие территориальных ограничений для участия.

Требования к проведению электронного запроса предложений и установленные лимиты те же, что и при бумажной форме. Этапы проведения закупки следующие:

  1. Публикация извещения и проекта контракта. В извещении делается акцент на том, что закупка будет проходить в электронном формате.
  2. Прием заявок на участие.
  3. Этап оценки заявок и выбора победителя по критерию самой низкой цены.
  4. Формирование и размещение итогового протокола.
  5. Подписание контракта с победителем.

Содержание закупочной документации для участия в запросе котировок в электронном виде аналогично тому, которое формируется при бумажной закупке. Но дополнительно указывается адрес электронной торговой площадки для проведения закупки.

При проведении закупки в электронном виде заказчик размещает извещение о ней как минимум за 5 рабочих дней до истечения срока подачи заявок. Сроки размещения при этом не зависят от НМЦК, как при бумажной версии.

Заявка на участие должна быть подписана ЭЦП и направлена оператору электронной площадки посредством функционала ЭТП. В данном случае участник наделен правом отозвать свою заявку до даты окончания подачи заявок на участие. Об этом ему следует оповестить оператора.

Заявка на участие в запросе котировок в электронном формате по нормам ч. 9 ст. 82.3 44-ФЗ должна содержать:

  1. Официальное согласие участника на поставку товаров, выполнение работы или оказание услуг на условиях извещения.
  2. При закупках товара, работ и услуг, которые предполагают использование товара: документы по ст. 14 44-ФЗ, конкретные показатели товара с указанием на товарный знак.
  3. Наименование компании, ФИО физлица, ИНН физлица и учредителей.
  4. Декларация о соответствии участника требованиям 44-ФЗ (п. 1, 3-9 ст. 31), а также подтверждающая его права на преимущества по ст. 28, 29 или ст. 30 44-ФЗ предоставляется с использованием функционала ЭТП.

Иные документы и сведения от участника не требуются, и заказчик запрашивать их не вправе.

Причинами отклонения заявки на участие могут стать непредставление всех необходимых документов, недостоверные сведения, несоответствие информации требованиям извещения.

После поступления заявки на участие в закупке оператор ЭТП присваивает ей личный идентификационный номер.

После того как сроки приема заявок на участие истекли, то оператор должен направить заказчику все поданные им заявки, информацию и поступившие электронные документы от участников.

Затем у закупочной комиссии будет один рабочий день на рассмотрение и оценку всех поступивших котировок. По результатам комиссия формирует протокол рассмотрения заявок на участие и направляет его оператору электронной торговой площадки.

Оператор электронной площадки должен присвоить каждой котировке, одобренной заказчиком, свой порядковый номер по возрастанию цены. Формирование протокола рассмотрения и оценки заявок и размещение его в ЕИС – это ответственность оператора ЭТП.

Особенностью электронной формы запроса котировок является то, что заказчику неизвестны ценовые предложения участников. Ранжированием предложений по степени выгоды занимается оператор ЭТП.

Отличается электронная версия запроса котировок и по срокам подписания контракта. В течение 5 дней после подведения итогов заказчик должен разместить в ЕИС проект госконтракта без своей подписи. У победителя закупки будет пять дней на его подписание и размещение на ЭТП документа, подтверждающего внесение обеспечения исполнения контракта. Также в электронной версии закупки предусмотрено право участника на формирование протокола разногласий к контракту (в бумажной закупке это не предусмотрено). У заказчика есть три дня на подписание контракта после того, как это сделает победитель.

Если победитель уклонится от подписания контракта, то заказчик вправе обратиться с предложением к участнику, который стал вторым. При этом при электронной закупке второй участник может отказаться от подписания контракта без каких-либо негативных последствий, таких, как включение в РНП или взыскание убытков.

Особенности при некоторых формах закупки

Заказчики могут проводить запрос котировок за пределами РФ. В качестве субъекта закупки в данном случае будут выступать: диппредставительства, торговые представительства, официальные представительства РФ, консульства и пр.

Такая закупка будет иметь несколько отличительных черт:

  1. Заказчиком прописываются все те же требования, что и к участнику обычного запроса котировок, но с учетом законодательных норм иностранного государства.
  2. К извещению о закупке прилагают проект контракта, который составлен по нормам закона иностранного государства.
  3. Количество запросов котировок никак не лимитируется ни по объему, ни по сумме закупки.
  4. Обеспечение исполнения контракта можно не требовать, но это нужно будет обосновать.
  5. Заявки можно подавать, используя любые каналы связи, включая электронную форму.
  6. Заказчику принадлежит право на отмену запроса котировок вплоть до этапа подписания контракта.
  7. Независимо от формы подачи заявки все они рассматриваются в один день.
  8. Размещение закупок в ЕИС не требуется.

Для оказания скорой помощи и закупок жизненно необходимых товаров

Для закупки некоторых товаров, работ и услуг заказчик должен применять такие способы закупки, как аукцион и конкурс. Запрос котировок в данном случае выступает, как вспомогательная процедура.

Заказчику принадлежит право на закупку продуктов, топлива, лекарств и иных товаров без ограничения начальной максимальной цены в 500 тыс. р. через запрос котировок в следующих частных случаях:

  1. Судом был приостановлен или расторгнут действующий госконтракт на указанные товары.
  2. ФАС отменила результаты конкурса или аукциона на эти товары и разрешила заказчику провести закупку через запрос котировок. Такое решение может быть выдано заказчику в течение 10 рабочих дней с даты отмены результатов прошлой закупки.
  3. Заказчик отказался от контракта в одностороннем порядке из-за грубых нарушений, допущенных подрядчиком. Поставщику, с которым был расторгнут контракт, не допускается подавать заявку на проводимый запрос котировок.

Предварительный отбор участников закупки для гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС

Перечень товаров работ и услуг, которые нужны для ликвидации чрезвычайных ситуаций и гуманитарной помощи, устанавливается Правительством. Для того чтобы в нужный момент (при возникновении экстренной ситуации) заказчик мог быстро закупить необходимые товары, работы и услуги, он проводит предварительный отбор участников. Такой отбор направлен на выявление тех поставщиков, которые:

  1. Соответствуют всем законодательным требованиям.
  2. Выражают согласие на поставку товара в сжатые сроки.
  3. Указывают на возможность поставки товара без предварительной оплаты или на условиях отсрочки платежа.

По результатам пройденного квалификационного отбора заказчик составляет перечень поставщиков, у которых в дальнейшем предполагается проведение запроса котировок. Если в перечне представлен только один участник, то отбор проводят не позднее 45 дней с даты исключения предпоследнего участника.

В случае если заказчику нужно закупить товары не из представленного перечня, то ему быстрее закупить их через подписание контракта с единственным поставщиком.

Извещение о предварительном отборе потенциальных поставщиков размещают в ЕИС и любых СМИ не позднее 20 дней до окончания срока подачи заявок. В таком извещении о предварительном отборе указывается:

  1. Наименование и описание объекта закупки.
  2. Сведения о необходимости без предварительной оплаты или на условиях отсрочки поставить нужные товары в максимально возможные сроки.
  3. Требования к участникам закупки.
  4. Перечень документации, которую должны предоставить участники.
  5. Форма заявки.
  6. Место и время проведения предварительного отбора.
  7. Сведения о контрактной службе или контрактном управляющем.

Сам отбор проходит в несколько этапов. Котировочная комиссия обязана рассмотреть все поступившие заявки на участие в закупке в течение 10 дней с даты окончания их подачи. По результатам рассмотрения в отношении поставщика может быть принято решение о невключении его в предварительный перечень. Такое решение может быть принято, если:

  1. Участник или его заявка не соответствуют требованиям документации.
  2. Документы для проведения отбора поставщика предоставлены не полностью, или в них содержатся недостоверные данные.
  3. Участника исключили из перечня поставщиков в прошлые годы.

Результаты рассмотрения котировочных заявок на предварительный отбор должны быть оформлены в виде протокола и размещены в ЕИС. В течение рабочего дня заказчик должен уведомить всех участников о принятом им решении. Принятое заказчиком решение может быть обжаловано поставщиками, подавшими заявки на участие в предварительном отборе.

По результатам предварительного отбора заказчик готовит перечень поставщиков с разбивкой по видам товаров, работ и услуг.

Особенностями закупок для оказания гуманитарной помощи и ликвидации последствий ЧС являются:

  1. Отсутствие ценовых лимитов (необязательно проводить закупку с ограничением по цене в 500 тыс. р.).
  2. Заказчик приглашает поучаствовать в закупке всех участников из перечня, включая участников, которые закупаются в электронном формате.
  3. Запросы котировок и заявки должны соответствовать требованиям обычной котировочной заявки.
  4. В заявке каждый участник может указать количество товара, которое он имеет возможность поставить в указанные сроки. Таким образом, нужный объем товара заказчик может выкупить у нескольких поставщиков.
  5. Каждому участнику дается право на поставку только одной заявки на участие в запросе котировок и ее не допускается изменять.

При подаче единственной заявки или при непоступлении заявок запрос котировок признают несостоявшимся, и заказчик может закупить товары у единственного поставщика.

Котировочной комиссией присваиваются порядковые номера каждой заявке по мере увеличения стоимости. При этом присвоение порядковых номеров начинается с тех заявок, по которым предусмотрено не менее 30% от объема товаров по извещению о закупке. Если предложения совпадают, то побеждает заявка, поданная первой.

Протокол подведения итогов размещают в ЕИС непосредственно в день рассмотрения. Участников уведомляют о решении котировочной комиссии в течение трех рабочих дней. С победителем подписывают контракт, и при необходимости заказчик может докупить недостающую партию у единственного поставщика.

Поставщика могут исключить из перечня и запретить участие в отборе на следующий год, если будет обнаружена недостоверная информация, или в ответ на запрос заказчика поставщик дважды не подаст заявку.

Отмена запроса котировок – это процедура по прекращению проведения закупки через получение и оценку котировок. Закон о контрактной системе допускает отмену запроса котировок.

На основании ст. 36 44-ФЗ электронный запрос котировок допускается прекратить не позднее, чем за 2 дня до окончания периода подачи заявок, а при возникновении обстоятельств непреодолимой силы – в любое время до подписания контракта. В эти же сроки допускается скорректировать закупочную документацию.

Понятие непреодолимой силы закрепляется в Гражданском кодексе. Под общепринятым определением непреодолимой силы понимают такие случаи, которые указывают на чрезвычайность и непредотвратимость. Возникновение подобных обстоятельств невозможно предусмотреть на этапе планирования закупки.

Свое решение об отмене запроса котировок заказчик обязан оформить в письменной форме и разместить его в ЕИС незамедлительно. Начиная с даты размещения запроса котировок, заказчик лишается права на вскрытие конвертов с заявками. Стоит обратить внимание, что если отмена закупки была связана с обстоятельствами непреодолимой силы, то прилагается письменное обоснование.

Ответственное за закупки лицо должно, помимо прочего, внести изменения в план-график в течение рабочего дня.

Необходимо уведомить участников о прекращении электронного запроса котировок, сроки отправки уведомления – не позднее дня принятия решения об отказе от закупочной процедуры.

Для оповещения участников заказчику следует использовать один из следующих способов отправки уведомлений: заказным письмом, через факсимильное сообщение, в электронной форме.

Для отмены запроса котировок в электронном виде пользователю нужно перейти в реестр закупок в личном кабинете. В меню «Документы закупки» нужно выбрать форму для отмены закупки по решению заказчика. По результатам автоматически формируется извещение, отменяющее запрос котировок.

Сроки хранения документации

По окончании запроса котировок вся документация по закупке должна быть передана заказчиком на хранение, а не уничтожена. Речь идет о документации по запросу котировок в письменном и электронном видах: протоколах, журнале регистрации заявок на участие, аудиозаписях и пр.

Документация может потребоваться на случай проверок или возникновения споров. При этом в самом 44-ФЗ не урегулирован вопрос, сколько подлежит хранить такие документы. Заказчику следует ориентироваться на положения Приказа Минкультуры №558.

Таким образом, запрос котировок представляет собой способ размещения заказа, при котором побеждает участник, предложивший самую низкую цену. Другие критерии отбора поставщика не применяются. Запрос котировок применяют в закупках с НМЦК в пределах 500 тыс. р. Годовой объем закупок, который проводится через запрос котировок, у одного заказчика должен находиться в пределах 10% от СГОЗ. Различают бумажные и электронные запросы котировок. Последнему способу закупок сегодня принадлежит приоритет, а стандартная бумажная форма применяется крайне редко. Заказчик имеет право отменить запрос котировок не позднее, чем за 2 рабочих дня до календарной даты, когда предполагается окончание приема заявок.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 307 Автор статьи Наталья Чернова Юрист Написано статей 567
>Процедура запроса котировок по 44-ФЗ: сроки проведения по таблице, время заключения и подписания контракта

Основные периоды, связанные с процедурой

Запрос котировок отличается от других видов тендеров достаточно сжатыми сроками. При этом самыми долгими этапами процедуры будут прием заявок на участие в процедуре и заключение договора. Прием заявок начинается в момент публикации извещения в единой информационной системе и заканчивается в день вскрытия и рассмотрения заявок во время, указанное в извещении. Он может быть продлен в предусмотренных законом случаях.

Единая информационная система (ЕИС) представлена на сайте www.zakupki.gov.ru. Главная ее цель – повышение прозрачности контрактной системы и ее информационное обеспечение.

Срок подписания контракта рассчитывается от даты подписания протокола рассмотрения заявок и не может быть сдвинут.

Закупки

Информация о каждой закупке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, должна быть в плане-графике. Если сведения о планируемой закупке в плане-графике указаны неверно, он должен быть откорректирован. Делать это можно не позднее, чем за 10 календарных дней до дня размещения извещения о соответствующей закупке.

Внимание! Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) при проведении запроса котировок не может превышать 500 000 руб.

Основные сроки при проведении закупки методом запроса котировок, установленные 44-ФЗ, представлены в таблице:

Этап проведения закупки Длительность этапа
Размещение извещения в ЕИС При НМЦК выше 250 000 руб. Не менее 7 раб. дней до даты окончания подачи заявок
При НМЦК ниже 250 000 руб. Не менее 4 раб. дней до даты окончания подачи заявок
Направление запроса на предоставление котировок не менее чем 3 лицам (заказчик вправе, но не обязан) В день размещения извещения о проведении закупки в ЕИС
Принятие решения о внесении изменений в документацию Не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты окончания подачи заявок
Извещение о внесении изменений в документацию В течение 1 рабочего дня с даты принятия решения о внесении изменений
Подведение итогов 1 рабочий день (дата и время вскрытия, рассмотрения и оценки заявок указаны в извещении).
Размещение протокола рассмотрения заявок в ЕИС В день подписания протокола

Случаи внесения изменений

В случае необходимости внесения изменений в документацию, заказчик обязан продлить срок приема заявок и перенести дату их рассмотрения. Окончательные сроки приема заявок должны составить не менее 7 рабочих дней, если НМЦК больше 250 000 руб., и не менее 4 рабочих дней, если НМЦК меньше 250 000 руб.

Если сделка признана несостоявшейся

По итогам рассмотрения заявок закупка может быть признана несостоявшейся. Если ни одна из заявок не соответствует требованиям, срок подачи заявок продлевается на 4 рабочих дня. Извещение об этом должно быть размещено в ЕИС в течение одного рабочего дня.

Так же теперь заказчик обязан направить запрос о предоставлении котировок не менее 3 лицам, способным поставить предмет закупки. Если в течение срока приема заявок не было подано ни одной, закупка должна быть проведена повторно в соответствии с ч. 4. ст. 79 44-ФЗ.

Разъяснения результатов

При возникновении вопросов, касающихся результатов закупки, любой участник может направить заказчику запрос на разъяснение в письменной форме или в форме электронного письма. Это можно сделать после опубликования заказчиком протокола рассмотрения заявок в ЕИС.

На такой запрос заказчик обязан предоставить разъяснения в течение 2 рабочих дней так же в письменной или электронной форме.

Как в электронной форме подать запрос мы рассказывали .

Период заключения контракта

В течение 2 рабочих дней с момента подписания протокола рассмотрения котировочных заявок заказчик обязан направить участнику закупки, признанному победителем, заполненный проект договора и второй экземпляр протокола.

Контракт по результатам закупки может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.

Согласно нормам 44-ФЗ сведения о подписанном контракте должны быть направлены в федеральный орган исполнительной власти для внесения их в реестр контрактов.

Внесению в реестр контрактов подлежит информация обо всех изменениях, исполнении или расторжении контракта, а так же приемке товара, работы или услуги.

В какой промежуток заказчик вправе отменить проведение?

Заказчик имеет право отменить закупку. Такая возможность предусмотрена ч. 1 ст. 36 44-ФЗ. Сделать это можно не позднее, чем за 2 рабочих дня до окончания приема заявок. Извещение об отмене размещается в ЕИС в день принятия решения.

С момента размещения извещения об отмене закупка считается отмененной. Отмена закупки не влечет за собой возникновения каких-либо обязательств перед участниками. Исключением будет считаться случай, когда действия заказчика признаны недобросовестными и повлекли за собой убытки для участников закупки.

Внимание! При отмене закупки заказчик не имеет права вскрывать конверты с уже поступившими котировочными заявками. Рекомендуем ознакомиться с другими полезными материалами о процедуре запроса кодировок, а именно с тем, что такое ценовой запрос по форме 44-ФЗ и как его провести, как правильно составить документ, а также что такое запрос цен по 223-ФЗ.

Последствия просрочек

Нарушение законодательства в сфере закупок влечет за собой ответственность. Соблюдение сроков и порядков проведения закупки и заключения контракта обязательно для обеих сторон.

Нарушение сроков опубликования документации о закупке заказчиком влечет за собой наложение денежных штрафов. Поставщик в свою очередь несет ответственность за уклонение от заключения контракта.

Если договор не был подписан и направлен в установленный срок, заказчик может обратиться в суд для возмещения издержек и отказаться от заключения договора с этим поставщиком. Для поставщика, признанного уклонившимся, это может обернуться внесением в реестр недобросовестных поставщиков.

44-ФЗ призван сделать систему госзакупок прозрачной. Четкое соблюдение сроков, предусмотренных законодательством, позволит сделать процедуру закупки простой и понятной.

Энциклопедия решений. Заключение контракта или контрактов по итогам «чрезвычайного» запроса котировок по Закону N 44-ФЗ

Заключение контракта или контрактов по итогам «чрезвычайного» запроса котировок по Закону N 44-ФЗ

Согласно ч. 8 ст. 82 Закона N 44-ФЗ на основании результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (далее — заявки, «чрезвычайный» запрос котировок) котировочная комиссия присваивает порядковый номер каждой заявке по мере увеличения предложенной в таких заявках цены контракта. Победителем «чрезвычайного» запроса котировок (далее — победитель) признается участник, заявке которого присвоен первый номер (ч. 9 ст. 82 Закона N 44-ФЗ).

Согласно ч. 10 ст. 82 Закона N 44-ФЗ с победителем на условиях, предусмотренных запросом о предоставлении котировок (далее — запрос), заключается контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги в количестве или объеме и по цене, которые предложены в заявке.

Кроме того, в соответствии с ч. 11 ст. 82 Закона N 44-ФЗ в случае, если победитель не может исполнить заказ в полном объеме, заказчик осуществляет закупку товара, работы или услуги также у участника, заявке которого присвоен следующий порядковый номер в порядке возрастания (далее — «второй» участник), на условиях, предусмотренных запросом, в количестве или объеме и по цене, которые предложены в такой заявке.

Таким образом, по итогам «чрезвычайного» запроса котировок могут быть заключены два контракта.

Закон не дает указаний на тот случай, если в заявках победителя и «второго» участника в сумме предлагается более 100% количества товаров, объема работ или услуг, необходимых заказчику. Представляется, что в такой ситуации заключение со «вторым» участником контракта на все количество товара, объем работ или услуг, предложенных в его заявке, будет противоречить принципам закупки, среди которых и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст.ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ). Официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики по данному вопросу нам найти не удалось.

Согласно ч. 12 ст. 83 Закона N 44-ФЗ если после заключения контракта в соответствии с ч.ч. 10 и 11 ст. 82 Закона N 44-ФЗ приобретаемое количество товара, объем работы или услуги меньше необходимого, заказчик вправе осуществить закупку недостающей части товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) в соответствии со ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Должны, однако, заметить, что ст. 93 Закона N 44-ФЗ не предусматривает специального основания для закупки у единственного контрагента в этой ситуации. То есть заказчик может осуществить закупку в данном порядке, если сможет применить одно из общих оснований, предусмотренных этой нормой.

Непосредственно порядок заключения контракта по итогам «чрезвычайного» запроса котировок в законе не описан. Полагаем, что в этом случае должны применяться нормы, регулирующие заключение контракта по итогам «обычного» запроса котировок, поскольку «чрезвычайный» запрос котировок описан законом как его вид, с учетом особенностей, вытекающих из существа «чрезвычайного» запроса котировок. Поскольку решение о заключении контракта со «вторым» участником, очевидно, должно приниматься также при подведении итогов «чрезвычайного» запроса котировок (когда определяется количество товаров, объем работ или услуг, которые может поставить, выполнить, оказать победитель), контракт с ним должен заключаться в те же сроки и в том же порядке.

Согласно ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ проект контракта составляется путем включения в него, то есть, как следует по контексту, в проект контракта, условий исполнения контракта, предусмотренных этим извещением, и цены, предложенной победителем в заявке. В данном случае согласно ч. 6 ст. 78 Закона N 44-ФЗ проект контракта прилагается к извещению о проведении предварительного отбора, по результатам которого составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей, среди которых и проводится «чрезвычайный» запрос котировок. Необходимые же для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера количество товара, объем работы или услуги указываются в запросе (ч. 5 ст. 82 Закона N 44-ФЗ).

Однако из ч.ч. 1, 2 ст. 73, ч.ч. 4, 5 ст. 82 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что проект контракта прилагается и к запросу. Полагаем, что такой проект может уточнять не только количество товара, объем работ или услуг (ч. 5 ст. 82 Закона N 44-ФЗ), но и место и сроки исполнения контракта, иные его условия, которые не могли быть определены при проведении предварительного отбора, но могут быть определены при направлении запроса.

Соответственно, следует исходить из того, что контракт составляется путем включения условий, изложенных в запросе о предоставлении котировок и в заявке победителя (и, возможно, «второго» участника), в проект, прилагавшийся к запросу, который должен соответствовать проекту, прилагавшемуся к извещению о проведении предварительного отбора.

Согласно ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ проект контракта вместе с протоколом рассмотрения и оценки заявок передается победителю в течение 2 рабочих дней с даты подписания этого протокола. С учетом указания ч. 9 ст. 82 Закона N 44-ФЗ, что в данном случае заказчик обязан направить уведомления о результатах рассмотрения и оценки заявок в течение 3 дней с даты подписания указанного протокола, на наш взгляд, проект контракта должен передаваться вместе с таким уведомлением в указанный срок.

Контракт, в силу ч. 13 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее — ЕИС) протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.

Из ч. 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ следует, что победитель обязан представить заказчику в срок, указанный в извещении, что применительно к данному случаю равносильно — указанному в запросе, подписанный контракт, а для юридического лица — также выписку из единого государственного реестра юридических лиц (или ее нотариально засвидетельствованную копию), полученную не ранее чем за 6 месяцев до даты размещения в ЕИС извещения (направления запроса) либо надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица). В случае, если победитель не представил подписанный им проект контракта и (для юридического лица) вышеназванные документы в указанный срок, он признается уклонившимся от заключения контракта.

Законом N 44-ФЗ последствия уклонения победителя, равно как и «второго» участника, от заключения контракта не установлены. В качестве последствия уклонения от заключения контракта победителя «обычного» запроса котировок ч. 12 ст. 78 Закона N 44-ФЗ предусмотрено заключение контракта со вторым участником. В том случае, если победитель «чрезвычайного» запроса котировок был готов поставить все необходимое количество товаров, выполнить весь необходимый объем работ или оказать все необходимые услуги, эта мера может быть применена. Но если заказчиком изначально было принято решение о заключении контракта и со «вторым» участником, она не может быть выполнена в принципе. Тем более это касается случая уклонения от заключения контракта и «второго» участника. Это, на наш взгляд, следует и из того, что ч. 11 ст. 82 Закона N 44-ФЗ предусматривает право заказчика заключить контракт на приобретение недостающего количества товаров, объема работ или услуг, не обеспечиваемых заявкой победителя, только со «вторым» участником, но не с тем, заявке которого присвоен третий номер (хотя это представляется и логичным, и его заявка может предусматривать и наименьшую цену единицы товара, работ, услуг).

В отсутствие указаний об ином, в описанной ситуации заказчик может осуществить закупку необходимых товаров, объема работ или услуг только в общеустановленном порядке.

В любом случае заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта как победителя, так и «второго» участника (ч. 12 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, ст. 15 ГК РФ).

Запрос котировок по 44

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *