Квазигосударственный сектор

НПП «Атамекен» рассматривает единые правила по государственным закупкам квазигосударственного сектора. Документ предусматривает определение единого порядка осуществления закупок субъектами квазигосударственного сектора в рамках реализации Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора».

На квазигосударственный сектор в государственных закупках распространяются те же требования законодательства, что и на другие предприятия в других сферах.

Квазигосударственный сектор — понятие

Квазигосударственный сектор — это объединение структур, которые фактически являются участниками рынка, но при этом обладают рядом отличительных черт в силу прямого участия государства.

Включены в сектор юридического лица, где государство выступает как учредитель, акционер или участник с решающей долей акций. В частности, составляют квазигосударственный сектор: акционерные общества (АО); государственные предприятия; товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). Предприятия могут быть и национальными. Это холдинги (включая управляющие) и национальные компании (включая управляющие). Кроме того, относятся к квазигосударственным юридические лица, которые зависят от перечисленных, являются их дочерними структурами, аффилированы с ними согласно законам Республики Казахстан тем или иным способом.

Требования по государственным закупкам квазигосударственного сектора

Предприятия, который входят в эту структуру, в том числе если долевое участие государства составляет 100% уставного капитала или решающую половину, могут выполнять задания, которые также оплачиваются из государственного бюджета, причем без конкурсной основы. Отсюда вытекает вопрос: необходимо ли в этом случае на портале государственных закупок приобретать товары и услуги для выполнения задания, как это происходит во всех подобных ситуациях?

Все проходит также, как и обычно, потому что квазигосударственный сектор это такая же часть экономики, как и госзакупки различными способами.

В отношении субъектов этого сектора действуют те же акты законов, что и в отношении любых других предприятий, существующих на территории Казахстана. Согласно Закону «О государственных закупках», к числу заказчиков могут относиться: госпредприятия и госучреждения; юридические лица, где государство владеет голосующими акциями в размере 50 % и более; другие юридические лица, которые аффилированы с перечисленными в соответствии с национальным законодательством. Исключение составляют национальные холдинги (включая управляющие) и национальные компании (включая управляющие), а также аффилированные с ними юридические лица; Национальный банк РК с подведомственными ему структурами и с предприятиями, в отношении которых он выступает как учредитель либо акционер.

Компания Tenderbot.kz – это информационный портал, в котором вы сможете найти все необходимые сведения для участия в государственных закупках и тендерах. Мы стараемся создавать условия для поиска и подбора интересующей вас закупки, а также предоставлять вам актуальную информацию о выходе нового тендера по вашему виду деятельности.

Видеозапись обсуждения:

Как добиться эффективности и прозрачности квазигосударственного сектора, а также его подотчетности по управлению активами, которые принадлежат, в том числе, обществу? Аналитическая группа «Кипр» и Фонд Сорос-Казахстан провели в Алматы экспертное обсуждение «Эффективность квазигосударственного сектора: вопросы и предложения». Мнения участников дискуссии сводятся к следующему. За счет так называемой «трансформации» не были решены вопросы эффективности работы, непрозрачности и качества принимаемых решений в квазигосструктурах. Нацкомпании не стали конкурентным преимуществом национальной экономики. Наоборот, квазигоссектор ежегодно в том или ином виде дотируется из бюджета и Национального фонда через пополнения уставного капитала, бюджетное кредитование и т.д. Результатами деятельности на протяжении последних лет становятся убытки, снижение рентабельности и дивидендов, выплачиваемых собственнику – государству. Помимо общей неэффективности, по мнению экспертов, квазигосударственный сектор создает серьезные риски для денежного рынка.

Несмотря на значительный объем квазигоссектора в экономике, в самом секторе остается нерешенным ряд вопросов, что дает неудовлетворительные показатели и поводы для критики. По данным Комитета статистики, национальные компании завершили финансовый 2016 год c убытком в 21,4 млрд. тенге и уровнем рентабельности –4,9%. В заключении на отчет правительства об исполнении республиканского бюджета на 2016 год председатель Счетного комитета указал на снижение числа прибыльных субъектов квазигоссектора за последние три года, отметил проблемы оценки эффективности функционирования юридических лиц с госучастием, связанные с отсутствием сводных статданных о развитии и финансовых результатах в секторе. В результате в бюджет поступает недостаточно дивидендов, при этом сохраняется практика выделения субъектам квазигоссектора средств из республиканского бюджета и Национального фонда. Однако подобные оценки даются постфактум и не содержат разъяснений причин сложившейся ситуации.

По данным директора ОФ «Zertteu Research Institute» Шолпан Айтеновой, из 162 млрд тенге, запланированных в 2017 году в республиканском бюджете на покупку финансовых активов, 92% пойдет на пополнение уставных капиталов различных государственных АО. Дополнительное финансирование от государства квазигосударственный сектор получит через бюджетной кредитование. Из 184 млрд тенге бюджетных кредитов для АО с участием государства, запланированных в республиканском бюджете на 2017 год, 63% получит АО НУХ «Байтерек».

Анализ показывает наличие ряда системных проблем. Не определена и не разграничена ответственность за результаты деятельности компаний квазигоссектора между государством – как собственником и регулятором – и компаниями, управляющими госактивами. Объемы бюджетного финансирования не привязаны к финансовым результатам работы субъектов сектора, к их эффективности. Оценка прозрачности и раскрытия информации 37 национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и нацкомпаний показывает формальное отношение субъектов к отчетности. При этом отчеты адресованы в основном регулирующим госорганам и инвесторам, нет системы подотчетности перед Парламентом и общественностью. Анализ реализации подзаконных актов в сфере мониторинга и оценки эффективности управления в квазигоссекторе демонстрирует зарегулированность сферы, дублирование, неработающие многосложные процедуры оценки, смешение оценки эффективности управления квазигоссектором и госсобственностью.

По словам эксперта, необходимо определить уполномоченный орган по мониторингу и оценке квазигосударственного сектора, а не государственного имущества. Формировать портфель государственных компаний нужно не по правовой форме, а по назначению, а прозрачность деятельности государственных компаний обеспечить независимо от правовой формы.

Директор департамента аналитики GreenPoint Данияр Куаншалиев, рассуждая о доле квазигосударственного сектора в экономике Казахстана, констатирует: «анализ на примере стран ОЭСР показывает, что высокий уровень госрасходов в экономикие ведет к более низкому коэффициенту роста ВВП». По его данным, доля активов нацхолдингов в ВВП РК с годами повышается: «Квазигосударственный сектор «раздувается» из года в год как в относительных, так и абсолютных цифрах. В 2008 году активы нацхолдингов составляли 47% от ВВП – 7,5 трлн тенге. Сегодня эти цифры составляют 59,7% от ВВП – 27,5 трлн тенге.

Растет и количество госслужащих. Их оценочное количество за последнее время выросло на 4% в общей доля занятого населения, с 19,2 до 23,2%. В реальном выражении – с 1,56 до 1,96 млн человек.

В целом, по мнению Данияра Куаншалиева, квазигосударственные структуры, фактически являясь элементом государственных органов, являются аккумулятором неэффективности госуправления. За счет так называемой «трансформации» не были решены вопросы непрозрачности и качества принимаемых решений в квазигосструктурах. Эти структуры в лице огромных, неповоротливых управляющих компаний не стали конкурентным преимуществом национальных компаний.

Директор Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев считает, что помимо общей неэффективности квазигосударственный сектор создает серьезные риски для денежного рынка. На 1 июля 2016 года 5,4 трлн. тенге временно свободных денежных средств квазигоссектора были размещены на счетах банков второго уровня Казахстана. Значительная часть этих средств сформирована за счет средств республиканского бюджета и НацФонда через пополнение уставного капитала, кредитование и выпуск облигаций. За последние 10 лет квазигоссектору было выделено свыше $34 млрд.

Таким образом, бюджетные средства размещаются квазигоссекторм на счетах в банка, банки имеют избыточную ликвидность, которую Нацбанк вынужден стерилизовать посредством выпуска нот, завышая базовую ставку, поскольку справедливо опасается, что этот «денежный навес» может уйти на валютный рынок.

Директор Национального бюро экономических исследований Касымхан Каппаров уверен: «В период высоких цен на нефть государственные компании бесконтрольно тратили огромные деньги на инфраструктурные проекты, покупку зарубежных активов и социальные проекты. Для финансирования этих расходов государственные компании агрессивно занимали за рубежом и внешний долг квазигосударственного сектора вырос до 23 млрд долларов США. После падения цен на нефть крупнейшие государственные компании оказались не в состоянии выплачивать внешний долг и обратились за помощью к государству».

Компания Казмунайгаз, по данным Каппарова, получила 4 млрд долларов США из Национального Фонда, компания Казахстан Темир Жолы – 50 млрд тенге из ЕНПФ. Таким образом, внешний долг государственных компаний является по сути «невидимым государственным долгом», а за низкую эффективность менеджеров государственных компаний приходится платить всем гражданам Казахстана.

Неэффективность квазигосударственного сектора стала одной из ключевых тем прошедшего 19 июня совместного заседания палат Парламента РК. К слову, из обширного списка приглашенных к участию в обсуждении на площадке аналитической группы «Кипр» представителей министерств, ведомств, госхолдингов и нацкомпаний никого не было. Что как нельзя лучше подтверждает тезис о необходимости эффективности, подотчетности и прозрачности работы центральных государственных органов в вопросах управления государственными активами и работы национальных компаний. Более того, это не соответствует курсу на формирование эффективного и подотчетного государства, обозначенному главой государства в программном документе «100 шагов по 5 институциональным реформам».

Презентации спикеров:

1. Ш.Айтенова. «Квазигосударственный сектор: прозрачность, подотчетность эффективность» (результаты исследования).

2. Р.Ошакбаев. «Эффективность квазигосударственного сектора: вопросы и предложения».

3. Д.Куаншалиев. «Доля квазигосударственного сектора в экономике Казахстана».

4. К.Каппаров. «Невидимый госдолг. Кто будет платить за неэффективность квазигосударственного сектора».

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

В Астане призвали приватизировать предприятия квазигосударственного сектора

Предприниматели всерьез обеспокоены тем, что в условиях инфляционного таргетирования некоторые непродуманные инициативы правительства не только не приведут ни к чему хорошему, а «закошмарят» бизнес до такой степени, что он вынужден будет закрываться или переквалифицироваться в примитивную торговлю «купи-продай», сообщает Кapital.kz.

При этом предприниматели взывают к тому, чтобы государство наряду с очередным ужесточением налоговой нагрузки для МСБ параллельно ужесточило и контроль над собственными расходами, особенно в квазигосударственном секторе. Предприниматели составили даже открытое обращение к депутатам мажилиса Парламента, которым этой осенью предстоит принимать решение о новых налогах на бизнес.

В рамках общественного слушания в Астане на площадке НПП «Атамекен», посвященного новым налоговым инициативам кабинета министров, было заявлено, что предлагаемая замена НДС на налог с продаж, а также розничный налог добьют отечественный МСБ. Особенно в свете того, что бизнес уже будет вынужден нести расходы по 5-процентному отчислению в пенсионный фонд и 5-процентной ставке обязательных социальных выплат в фонд медицинского страхования.

Так, по словам, организаторов общественных слушаний, правительством предлагается ввести налог с продаж с аналогичной ставкой в 5%, что соответствует примерно 20-25% НДС. Розничный налог — от 5% до 12%. Снизить в 10 раз порог постановки налогоплательщиков на учет по НДС — с действующего порога в 30 тыс. МРП до 3 тыс. 234 МРП с одновременной отменой добровольной постановки на регистрационный учет. А также увеличить более чем в 40 раз размер налога на добычу полезных ископаемых.

«Расчеты показали, что при снижении порогового значения постановки на учет по НДС только для субъектов малого бизнеса, составляющих более 90% от общей численности предпринимательства в Казахстане, налоговая нагрузка увеличится почти в 2 раза. А при введении 5-процентного налога с продаж нагрузка на более чем 500 тысяч малых предприятий увеличится в среднем в 3 раза», — заявили бизнесмены в своем обращении на имя депутатов мажилиса Парламента, которым суждено решить судьбу новых поправок уже в этом политическом сезоне.

В свою очередь, отвечая предпринимателям, мажилисмен и лидер ДПК «Ак Жол» Азат Перуашев отметил, что вызывает опасение именно ускоренный процесс продвижения этих норм без должного обсуждения. В частности, если говорить о замене НДС на налог с продаж, то, по словам парламентария, это теоретически правильное решение, которое бы он поддержал, потому что НДС является одним из самых коррупциогенных налогов в мире. К тому же его администрирование у нас сложилось так, что оно стимулирует сырьевую экономику и не стимулирует перерабатывающую промышленность. Сегодня процессы, связанные с переходом к инфляционному таргетированию, происходят именно из-за того, что у нас в недостаточной мере развита перерабатывающая промышленность. Однако депутат все же не поддержал ноу-хау правительства в той форме, которая предлагается сейчас, аргументировав свою позицию следующим образом:

«Предложенная схема с заменой НДС на налог с продаж она эту проблему не решает, а только усугубляет, потому что взимание налога с продаж каскадным методом при каждом очередном перетоке товаров фактически означает удешевление налогового режима для импортируемых товаров. А для производителя, у которого есть несколько степеней переделов, это удорожание составит как минимум 20-25%. Мы такой разрыв между импортируемыми товарами и производимыми здесь создадим, что просто убьем все производство, все кинутся только в торговлю. Все будут перепродавать чужие товары, и импортозависимость возрастет до 100%».

Сейчас многие говорят: причина того шока для тенге, который мы переживаем, в том и состоит, что мы не заполняем свою внутреннюю среду товарами. Тогда как при новом налоговом подходе станет еще хуже, говорит Азат Перуашев.

«Мы вот этой схемой хотим уничтожить собственное производство на корню, однако у меня большие сомнения, что подобные экономические последствия реально оцениваются и просчитываются. Я не думаю, что здесь есть целенаправленный злой умысел — убить свою экономику, но последствия будут именно такими», — заявил Азат Турлыбекович.

Между тем представителя законодательной ветви власти поддержало бизнес-сообщество. В государственном бюджете две части: доходная и расходная часть бюджета. Сколько бы ни увеличивали потоки в бюджет, если не контролировать «выход», это приведет лишь к расширению бездонной дыры расходной части, которую «заткнуть» окажется не по силам. Поэтому процессы необходимо синхронизировать параллельно — доходную и расходную части бюджета.

«Квазигосударственный сектор закладывает огромные расходы на докапитализацию различных РГП, различных предприятий, «дочек» и «внучек». Нас сотрясают постоянные скандалы с реализацией бюджетных программ. Поэтому сейчас, вместо того чтобы увеличивать нагрузку на МСБ, лучшим выходом будет все предприятия, включая квазигосударственный сектор, кроме естественных монополий, приватизировать и отдать в конкурентную среду. И тогда мы посмотрим, кто выживет, как только лишится постоянного притока из бюджета. Сегодня у них оклады в сотни тысяч, бонусы по миллиону, потому что они не зависят от результатов. Посмотрим, как будет завтра. А «корову» малого и среднего бизнеса нужно выращивать, чтобы она и телят давала, и молоко, а не резать ее для мяса в употребление», — прокомментировал депутат Азат Перуашев.

Напоследок участники общественного слушания попросили представителей правительства взглянуть на часы, так как имеются определенные опасения, что они задержались в прошлом, когда еще не был объявлен свободно плавающий курс тенге. Сейчас выходить с подобными предложениями контрпродуктивно, так как элементарно бизнесу необходимо несколько лет, для того чтобы пережить нынешние шоки и адаптироваться к новым экономическим реалиям.

Между тем, как признались депутаты, по закону и по регламенту те поправки мажилиса, которые связаны с бюджетом, не могут быть приняты, если они получат отрицательное заключение правительства. А оно может последовать, если в правительстве посчитают, что поправки народных избранников существенным образом сокращают доходную часть бюджета.

Квазигосударственный сектор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *