Как попасть в морг на экскурсию?

Почитав комментарии в посте про кормление пираний, где пикабушники рассуждали о своей реакции на обглоданный труп ребенка, вспомнил историю из прошлого. Пожалуй поделюсь.

На 4 курсе университета, на юридическом факультете ведут курс судебной медицины и в рамках подготовки юристов к работам с «мокрухой» организуют экскурсионные походы в морг группами со всеми атрибутами. Когда дошла очередь до моей группы в глазах одногруппников виднелся вполне живой интерес. Ну их можно понять — не каждый день видишь работу профессионального патологоанатома, да и никому особо не приходилось настолько близко встречаться с неживыми людьми. По дороге в морг группа оживленно обсуждала предстоящее событие, сыпались шуточки в том числе и черные, все видимо храбрились. Больше всего смеялся и шутил «душа компании» Петя. Петя всегда отличался легким и веселым нравом, со всеми находил общий язык, но помимо этого всегда вокруг себя создавал ореол крутого парня, девочкам нравилось, а Петя пользовался. Также стоит сказать, что Петя был тем еще раздолбаем и халяву в учебе любил как никто.

В тот погожий зимний день Петя решил устроить еще и экскурсию для своей пассии и пригласил ее с собой в морг(романтичненько, но я так понял, что она сама вызвалась). Надо сказать, что девушка у Пети была по всем правилам «спортсменка, комсомолка да и просто красавица», но с виду милая хрупкая барышня и рядом с плечистым и высоким Петей выглядела совершенно беззащитной. В общем приехали в морг, всю группу без лишних церемоний заводят в полуподвальное помещение и первым номером программы решили устроить небольшой следственный эксперимент. Раздали перчатки и препод в классической манере спросил кто хочет автомат по предмету? Петя, ни секунды не сомневаясь, выходит вперед с улыбкой на лице. Препод выбирает еще одного человека — вашего покорного слугу и приглашает всех в следующую комнату. Когда мы зашли, то картина предстала прямо скажем лютая. У стены стоит стол, рядом прислонившись к стене на стуле за столом сидит человек в зимней одежде с закрытыми глазами. Группа столпилась у входа, а нас с Петей пригласили подойти поближе к «месту преступления» и стать руками и глазами группы. Нашей задачей было осматривать объект эксперимента и выполнять просьбы группы, что бы все могли делать свои выводы. Первой мыслью конечно же было, что это манекен или работник морга в гриме, но здравый смысл и подробный осмотр вблизи дали понять, что перед нами вполне такой себе труп мужичка лет 40, на вид довольно свежий. Тут начались первые интересные события, ради которых я и шел в это загадочное место. Реакция людей была потрясающая — само собой все замолчали и вопросов в первые минуты ни от кого особо не было. Препод стал вмешиваться в процесс и просил нас Петей взаимодействовать с трупом как бы это делал эксперт. Петя набравшись храбрости, подошел ближе осмотрел тело — хихикнул, позеленел и отошел в угол зажав рот рукой. Я проверил пульс, осмотрел одежду, открытые участки тела, ногти, да и вообще разглядывал его со всех сторон. Кто-то из группы попросил наклонить его вперед от стены, что бы осмотреть затылок. В одного это было сделать трудно и потому я вопросительно посмотрел на Петю. В ответ увидел ошалевший взгляд на зеленом лице и полнейший стопор. Также это заметила и его девушка. Не долго думая, она подходит, забирает у него перчатки, направляется к трупу и говорит мне мол помогай, чо встал. Придерживая труп за руки и плечи наклоняем его вперед и осматриваем затылок. Догадка оказалась верной, затылок раскурочен и судя по всему тяжелым тупым предметом, в волосах трудно было заметить. Я наблюдаю за реакцией девушки. Взгляд помесь любопытства и хладнокровия. Петя, увидев всю картину издает низкое «бульк» и вылетает из помещения, наверное в сторону сортира. Следом за ним выходят еще несколько булькающих ребят.

Программа экскурсии продолжилась уже в комнате, где вскрывают тела и проводят патологоанатомическое исследование. Патологоанатом оказался веселым и харизматичным человеком, поздоровавшись со всеми как заправский ведущий церемонии сорвал белую простыню с лежащего на столе человека и представил всем на обозрение труп молодого парня. Начав свое дело, стал рассказывать о том что и зачем он делает. В первых рядах в метре от стола стояла наша героиня и с интересом разглядывала все операции, которые проводил специалист. Петя в тот момент уже вернулся и выглядывал с задних рядов. Что касается запахов, то в морге не пахло ничем неприятным, кроме нафталина. Одним из главных вопросов, интересовавших всех присутствующих стал вопрос о том, нельзя ли подхватить от вскрываемого какую-то заразу, на что патологоанатом уверенно заявил. — Как думаете труп может чихать, кашлять и плеваться? На риторический вопрос ответил сам, сказав, что нет воздушно-капельного пути — нет заразы! К слову помимо объяснения своих действий при вскрытии он строил версии, которые можно строить по визуальному осмотру, без проведения анализа тканей на химические составляющие. Парень погиб от асфиксии, нашли его в лесу, висящем на дереве. На наши немые вопросы мол зачем ты ему брюхо тогда вспорол, раз он на дереве висел, спец пояснил, что часто одно преступление маскируют другими и факт суицида должен быть доказан. Потому на анализ идут части тела, что бы исключить версии убийства.

Поскольку дело было зимой, сохранился парнишка очень хорошо, даже содержимое желудка было нетронуто пищеварительными процессами или процессами гниения, и при вскрытии последнего все увидели почти свежий крабовый салат (мой любимый кстати и по сей день). Петя совершивший уже выходов 5 к тому времени из кабинета, держал в руках пакет на всякий случай. Когда вскрыли желудок и еще что-то в пищеварительном тракте запах разнесся прямо скажем ужасный, тут то Петя и сделал свое дело в пакет, одновременно выбегая из помещения. Его же девушка, хрупкая, маленькая девочка с большими глазами все время стояла в первом ряду и только задавала вполне уместные вопросы. После того как специалист начал пилить череп, аккуратно, стараясь не повредить мозг, в аудитории осталось всего несколько человек. Петю я уже не видел, а его девушка соревновалась со мной и моим другом в количестве вопросов специалисту.

Вот мне интересно какая из этих реакций соответствует реакции психически здорового человека, а какая говорит только о том что человек немного «не такой». Про себя же скажу, что я настолько проникся этой темой, что пошел на вскрытие второй раз с другой группой и наблюдал все действие то ли с интересом, то ли просто как необычное шоу. Однозначно удовольствия от этого я не получал, но и отвращения не было или каких-то мыслей, которые вызывали бы приступы рвоты, страха, паники. Короче доктор, что со мной не так?

P.S. Петя автомат таки получил.

P.S.S. Если есть знакомые четверокурсники юристы, рекомендую напросится с ними на такую же экскурсию. Это как минимум познавательно.

Хотя, согласно действующему законодательству данная услуга должна оказываться бесплатно

Люди умирают — это данность. И во многих случаях неочевидно, что человек ушел в мир иной, так сказать, естественным путем. Чтобы убедиться в этом (либо, наоборот, выяснить обратное), полицейские направляют тело на судебно-медицинскую экспертизу (СМЭ).

Здравый смысл подсказывает: раз представитель власти решил, что с причиной смерти гражданина нет полной ясности, то транспортировку тела в морг для исследования должно оплатить государство. Однако «на земле» зачастую происходит такое, что противоречит и здравому смыслу, и, что самое главное, — закону.

«Вам же надо быстрей похоронить…»

«У меня после долгой болезни умер отец», — рассказала жительница подмосковных Котельников Елена (имя изменено). — Вроде все должно быть понятно с причиной смерти, однако сотрудник полиции направил тело на вскрытие. Но дело не в этом: надо — так надо. Я слышала, что в таких случаях покойного везут в морг бесплатно, однако полицейский сам вызвал ритуальную службу, которая потребовала с меня 20 тысяч! В ответ на мое возмущение мне откровенно, не стесняясь, сказали: «Ну вам же надо быстрее похоронить, а не заплатите – не похороните…» Что делать — я заплатила».

Другая жительница Котельников рассказала, что полицейские направили тело ее умершего мужа на судебно-медицинскую экспертизу и предложили вызвать службу перевозки за 10 тысяч рублей. А сотрудники «скорой» в этом же городе порекомендовали гражданке аналогичную службу за 13 тысяч…

Необычайную находчивость проявили представители ритуального агентства в Дмитровском районе Подмосковья, прибывшие по вызову полицейского для транспортировки тела в морг на судебно-медицинскую экспертизу. Перевозка, как сказали они родственнице умершего, бесплатна, однако потребовали с нее 3 тысячи рублей за оказанную дополнительную услугу: укладывание трупа в полиэтиленовый мешок. Известны случаи, когда деньги брали за то, чтобы вынести покойного из квартиры — такса устанавливалась за каждый этаж.

В Сергиевом Посаде сотрудники ритуальной службы в присутствии полицейских потребовали с родственников покойного 7500 рублей за перевозку тела на СМЭ и забрали паспорт покойного. Еще одна жительница города жаловалась, что перевозчики вымогали у нее 10800 рублей. В Подольске коллеги Харона приехали даже раньше полицейских и предложили свои услуги за 5600 рублей. А в Ногинске за доставку тела мамы на экспертизу с дочери «попросили» 4500 рублей. Она отдала сотрудникам агентства последние 3 тысячи.

Похожая история была в Алтайском крае: семью из дальнего села вынудили везти тело умершей родственницы на экспертизу аж за 130 километров — в райцентр. Разумеется, за свой счет, который вылился в 5600 рублей — немалые деньги для деревенского жителя.

На всю страну прогремел случай в Воронеже — когда летом текущего года участники дорожного движения заметили труп, привязанный к багажнику «Волги». Выяснилось, что тело селянина (предположительно, покончившего с собой) из района направили на СМЭ, однако у его родственников не нашлось денег на оплату перевозки умершего в морг. Вышли из положения, попросив соседа. Тот согласился, однако не захотел везти труп в салоне авто. Закрепили тело на багажнике. В дороге ткань, в которую было завернуто тело, растрепало ветром, и всеобщему обозрению открылись ноги покойника.

Как видим, проблема не ограничивается рамками столичного региона…

А как по закону?

Правовое регулирование рассматриваемого вопроса на федеральном уровне, мягко говоря, выглядит несколько хаотично. А вот на уровне Московской области, по крайней мере, все однозначно — ст. 8 регионального закона о погребении и похоронном деле гласит:

«Транспортировка в морг, включая погрузо-разгрузочные работы… умерших для производства судебно-медицинской экспертизы (исследования) и патолого-анатомического вскрытия (за исключением умерших в медицинских учреждениях) осуществляется за счет средств местных бюджетов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, заключившими муниципальный контракт (договор) на оказание данного вида услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации».

То есть, во-первых, доставка тел в морг, если есть направление на судебно-медицинскую экспертизу, должна осуществляться для граждан бесплатно. Во-вторых, делать это может либо частная компания, выигравшая данное право на конкурсе, либо специализированное муниципальное предприятие.

Как видим, все четко и недвусмысленно. Возможности каких-то иных толкований интересующих нас положений закона Московской области о погребении и похоронном деле попросту нет.

Тогда как объяснить описанные выше случаи в Котельниках, Подольске, Сергиевом Посаде, Ногинске? Как объяснить десятки других аналогичных случаев?

Гидра ритуальной коррупции

Граждане, поставленные перед необходимостью отвезти тело умершего родственника в морг на СМЭ, фактически оказываются в безвыходном положении: для организации похорон нужно свидетельство о смерти, а его без заключения судмедэкспертов не получить. Допустим, человек понимает, что его, вульгарно выряжаясь, разводят — сколько времени уйдет на попытки добиться справедливости? А если даже получится — покойник все эти дни будет разлагаться дома?

Сетевое издание «Гражданские силы.ру» писало о вероятной коррупционной смычке медиков, полиции и представителей теневого ритуального бизнеса. Рассказы людей, хоронивших своих близких, позволяют предположить, что информация о смерти человека продается быстрее, чем остывает его тело, и, бывает, что еще до приезда «скорой» и полиции родственников покойного атакуют ритуальные агенты с заманчивыми предложениями…

Описанные выше случаи тоже, возможно, содержат коррупционную составляющую: практически в каждом из них перевозчиков рекомендуют сотрудники полиции либо скорой помощи (а иногда даже сами вызывают представителей ритуальной службы). И люди вынуждены порой отдавать последнее, ведь альтернатива — соседство с гниющим трупом. География жалоб по Подмосковью впечатляет: Котельники, Дмитров, Подольск, Дубна, Ногинск, Сергиев Посад, Красногорск, Шатура, Раменский район – и это только известные нам случаи.

Итак, вам выставляют счет за транспортировку тела в морг на судебно-медицинскую экспертизу, или вынуждают оплатить какие-либо дополнительные опции вроде укладывания тела в полиэтиленовый мешок. Возможно, это делают представители ритуальной службы, рекомендованные полицейскими либо сотрудниками «скорой». Как быть? Важно помнить, что в Подмосковье данная услуга по закону должна оказываться бесплатно — без каких-либо оговорок и примечаний мелким шрифтом. Ведите себя, исходя из этой парадигмы. Иногда обычная демонстрация знания своих прав действует не хуже ушата холодной воды, а обещание прямо сейчас в телефонном режиме проконсультироваться у сотрудников надзорного ведомства просто магически настраивает нарушителей на соблюдение норм законодательства.

Как попасть в морг на экскурсию?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *