Одно легкое удалено

Накануне белорусские хирурги провели уникальную операцию: двухлетнему ребёнку удалили половину лёгкого практически без разрезов. Послеоперационной радости не скрыть: в жизни двухлетней Вики закончилась эпопея воспалений лёгких.
Одно из них с рождения работало неверно. Больше того, было опутано сетью нетипичных сосудов. По ним кровь из аорты поступала в лёгкое. Оно, по сути, крало кислород у других органов. Такого не бывает. Что и говорить: ошибка природы.
Девочке удалили половину лёгкого. Не сделай этого сейчас – совсем скоро ребёнок лишился бы целого органа, а с одним лёгким дети просто не живут. Но и операция на грудной клетке – торакотомия – это огромный риск. Если задеть нежданный-негаданный сосуд, потерять пациента можно уже через 30 секунд.
Александр Куль, заведующий хирургическим отделением стационара Республиканского медицинского клинического центра Управления делами Президента: «Когда вооружён такими методами, это позволяет увидеть эти сосуды на операции и подтвердить их наличие эндоскопически. Они были перевязаны, пресечены там, где нужно. Ребёнок при этом не пострадал, и мы не потеряли ни капли крови».
Именно в методике проведения операции ‑ весь медицинский эксклюзив. Открыто – с разрезами, раздвиганием рёбер – её делают уже давно. Без капли крови – в Беларуси впервые. Да и всего несколько клиник в Европе способны на это.
Как раз сейчас проходит операция на диафрагме годовалого ребенка – по схожей методике. Это не традиционная торакотомия, а так называемая инвазивная – с малым разрезом и введённой в грудную клетку крошечной видеокамерой.
Что и как загрудной клеткой ‑ видно на мониторе. Повреждения и внутри, и снаружи ‑ минимальны. Значит и период восстановления после операции короче. Для ребёнка это особенно важно. Вика в больнице всего 1,5 недели, и после 6 дней реанимации непоседу не унять. Да и не надо.
Швов, сосчитать которые можно на пальцах одной руки, теперь и вовсе нет. На тяготы больничной жизни можно махнуть рукой. Но не хирургам. Для них всё только начинается.
Александр Махлин, заместитель главного врача по детской хирургии 1-ой городской клинической больницы Минска: «Мы, естественно, привлекаем к этим операциям лучших хирургов республики. Вот в таком совместном творчестве, совместном оказании помощи детям мы видим перспективу развития хирургии, потому что одно учреждение не может обладать всеми специалистами высочайшего класса».
Во втором рождении маленькой Вики участвовали специалисты детских хирургического и кардиохирургического центров, Республиканского клинического медицинского центра Управления делами Президента Республики Беларусь. Теперь совершить очередное медицинское чудо хирурги готовы для любого нуждающегося в нем ребёнка. Благо, за год уникальных детей в стране появляется не больше двух-трёх. Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram

2 минуты 8622

В жизни случает разное – из-за болезней и несчастных случаев людям приходится ампутировать конечности или удалять некоторые органы. Ученые занимаются созданием искусственных органов, которыми можно будет заменить поврежденные или утраченные – уже проводятся испытания искусственного сердца, проверяется эффективность искусственной поджелудочной железы и предпринимаются попытки выращивания в лаборатории печени и легких.

Кажется, что удаление аппендикса или миндалин практически не оказывает негативного влияния на жизнь пациентов. А что можно сказать об удалении легкого или почки?

Оказывается, удаление одного легкого вовсе не приводит к сокращению дыхательного объема вдвое – обычно этот показатель уменьшается лишь на 20-30%. Оставшееся легкое берет на себя функции удаленного и, при условии выполнения специальных упражнений, довольно быстро становится способно компенсировать отсутствие парного органа. У пациентов, перенесших удаление легкого, могут возникнуть сложности при выполнении действий, связанных с повышенной физической нагрузкой, однако, как правило, в обычной жизни они не испытывают проблем с дыханием. Одним из наиболее серьезных побочных эффектов пневмоэктомии является перекос тела –внутренние органы смещаются, развивается искривление позвоночника.

Одна почка (при условии, что она нормально функционирует) вполне способна справиться с фильтрацией всей крови. Те, кто перенес удаление почки, став, например, донором этого органа, довольно быстро восстанавливаются и не испытывают практически никаких осложнений, связанных с удалением.

Так, летом 2015 году в Сан-Франциско прошел целый «марафон», в котором приняло 18 человек – 9 доноров и 9 реципиентов. Близкий родственник пациента, который прошел операцию по пересадке почки, решил стать реципиентом для других людей, ожидающих трансплантацию. Его поступок вдохновил и других людей – в результате было сделано девять трансплантаций. Трансплантолог Эндрю Поссельт (Andrew Posselt) подчеркнул, что организму здорового человека донорство одной почки никак не вредит и это «совершенно безопасный поступок».

При гастрэктомии функции удаленного желудка берет на себя часть тонкого кишечника. В ходе такой операции кишечник сшивают с пищеводом. Пациенту рекомендуют есть небольшими порциями и принимать ряд добавок, способствующих пищеварению.

В некоторых случаях операция по удалению желудка проводится с превентивными целями – например, если у человека и членов его семьи обнаружена мутация, ассоциированная с агрессивной формой рака. Пациенты принимают решение согласиться на такую операцию, чтобы свести к минимуму возникновение опухоли.

Специалисты из Клиники Мейо поясняют, что и спленэктомия при разрыве селезенки существенно увеличивает восприимчивость пациента к различным инфекциям. Особенно велик риск заразиться вскоре после операции.

Для того, чтобы снизить риск возникновения инфекций, врачи рекомендуют тем, кто перенес такую операцию, прививаться от пневмонии, гриппа, менингококковой и гемофильной инфекций. В группу высокого риска входят дети до пяти лет и пациенты со сниженным иммунитетом.

Так, многие знают, что конечности, аппендикс или миндалины не имеют жизненно важных функций. А как насчет таких органов, как почки и легкие? Можно ли прожить без них?

Одно легкое

Оказывается, удаление одного легкого вовсе не приводит к сокращению дыхательного объема вдвое: оставшееся легкое берет на себя функции удаленного и, при условии выполнения специальных упражнений, довольно быстро становится способно компенсировать отсутствие парного органа. Таким образом, дыхательный объем сокращается лишь на 20-30%.

У пациентов, перенесших удаление одного легкого, могут возникнуть сложности при повышенных физических нагрузках, однако, как правило, в обычной жизни они не испытывают проблем с дыханием. Правда, у человека с одним легким могут возникнуть другие проблемы, в частности, перекос тела –внутренние органы смещаются, развивается искривление позвоночника.

Одна почка

Одна почка, если она нормально функционирует, вполне может справиться с фильтрацией всей крови. Люди, которым удалили одну почку, довольно быстро восстанавливаются и никаких серьезных проблем не испытывают.

Желудок

Оказывается, жить без желудка тоже возможно – его функции берет на себя часть тонкого кишечника. В ходе такой операции кишечник сшивают с пищеводом. Восстановившись после такой операции, пациенто обычно должен бывает есть небольшими порциями и принимать ряд пищевых добавок и витаминов, если организм не усваивает в достаточном количестве те, что поступают с едой.

Толстая кишка

После удаления толстой кишки пациенту приходится носить специальный мешочек, в который собирается стул, который из-за отсутствия толстой кишки не может дойти до ануса и выйти обычным путем. Хирурги делают небольшое отверстие на животе пациента и прикрепляют туда мешочек размером с кулак. Даже с таким мешочком человек может вполне нормально жить – даже серьезно менять образ жизни, рацион или стиль одежды не нужно. Некоторые люди годами живут без толстой кишки, заводят семьи, детей, работают, даже занимаются спортом и путешествуют.

Репродуктивные органы

Люди с большим трепетом относятся к своим полоым органам, но и без них вполне можно прожить. Яички и пенисы мужчин, яичники и матки женщин иногда приходится удалять из-за рака. А иногда люди и вовсе рождаются без всех этих органов. Известно, например, о женщине, которая родилась без матки. У нее не бывает месячных и она не может забеременеть, однако поскольку у нее есть яичники, с женскими гормонами у нее все впорядке. Также известно о мужчине, который родился без пениса. Заниматься сексом с проникновением он, конечно, не мог, но, по его словам, интимная жизнь у него все равно была – он знал много других способов доставить партнерше удовольствие.

Щитовидная железа

Щитовидная железа выполняет очень важные функции – регулирует рост, развитие организма, метаболизм и многие другие функции. Однако и без этой железы можно жить, правда, в большинстве случаев, после ее удаления пациентам приходится всю жизнь принимать гормонозаместительную терапию.

Селезенка

Специалисты из Клиники Мейо утверждают, что после удаления селезенки или после ее разрыва пациент становится более восприимчивым к инфекциям. Особенно велик риск заразиться вскоре после операции. Тем не менее, без селезенки вполне можно нормально жить.

Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.

Одно легкое удалено

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *