Ограничение права на предпринимательскую деятельность

Право на осуществление предпринимательской деятельности реализуется в общедозволительном режиме на основе принципа: разрешено все, что не запрещено законом.

Запреты формулируются непосредственно в Конституции РФ (в силу ч.

2 ст. 34 Конституции не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию) и в других законах. При этом неукоснительно должен соблюдаться принцип ст. 55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Запреты и ограничения для предпринимателей в целях защиты публичных интересов государства и общества устанавливаются путем предъявления к ним требований*(152).

Запреты могут быть:

1) абсолютными (предпринимательская деятельность невозможна, поскольку запрещена законом) и относительными (ограничения). В последнем случае запрещено заниматься предпринимательской деятельностью без специального разрешения, государственной регистрации, но регистрация, получение лицензии любым субъектом, соответствующим установленным требованиям (например, лицензионным требованиям и условиям), делают ее легитимной

Абсолютным запретом является, например, запрет деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ), на ограничение конкуренции, запрещено злоупотребление доминирующим положением на рынке (п. 2 ст. 10 ГК РФ). При наличии таких запретов органы государственной исполнительной власти не имеют права разрешать подобную деятельность, а, напротив, обязаны пресекать ее.

Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Перечни таких товаров, а также организации, имеющие исключительные права на их экспорт и (или) импорт, устанавливаются федеральными законами. В отношении всех других хозяйствующих субъектов, которым исключительные права не предоставляются, действует абсолютный запрет на экспорт и (или) импорт соответствующих товаров.

Лицо, обладающее исключительным правом на экспорт (импорт) отдельных товаров, действует на основе лицензии. Сделки, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными (ст. 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

Большинство запретов в предпринимательском праве конструируются как ограничения: нельзя заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации, лицензии, иного разрешения, но можно, получив соответствующее разрешение.

Выделим также:

— запреты на совмещение различных видов деятельности. Например, осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещение с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (ст. 10 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»*(153)). Виды деятельности, совмещаемой с деятельностью фондовой биржи, указаны в ст. 11 этого Закона);

— запреты, установленные для индивидуальных предпринимателей. Такие запреты следуют из анализа норм, предусматривающих соответствующие виды деятельности, которыми могут заниматься только юридические лица. Например, бюро кредитных историй может быть только коммерческая организация (п. 6 ст. 3 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях»*(154)). Фондовой биржей может быть только юридическое лицо в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества (п. 2 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг);

— запрет на совмещение предпринимательской и государственно-властной деятельности (п. 3 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

2) установленными законом (так, нельзя продавать товары без сертификата соответствия или зарегистрированной в установленном порядке декларации о соответствии товара требованиям безопасности, предусмотренным техническими регламентами) и (или) учредительными документами. Например, учредители хозяйственного товарищества, общества могут предусмотреть в учредительных документах возможность этих организаций заниматься строго определенными видами предпринимательской деятельности. Следовательно, пока не будут внесены изменения в учредительный договор, товарищество совершает только те сделки, занимается теми видами деятельности, которые соответствуют указаниям на этот счет, содержащимся в учредительном договоре. Все остальные виды деятельности для товарищества им же самим ограничены;

3) установленными в процессе правоприменения органом исполнительной власти (например, приостановление лицензии федеральным органом исполнительной власти в области связи означает для предпринимателя запрет заниматься лицензируемым видом деятельности на период приостановления действия лицензии (до 6 месяцев) или решением суда.

В связи с принятием Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ»*(155) внесены изменения в более чем 20 законов, которые предусматривали возможность приостановления деятельности предпринимателей на основе акта ненормативного характера (предписания). В КоАП РФ введена новая мера ответственности — административное приостановление деятельности.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и проч.

Дела об административных правонарушениях, влекущих приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов. Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до 90 суток.

По решению суда может быть приостановлена:

— предпринимательская деятельность полностью или частично. Например, нарушение юридическим лицом правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, влечет либо наложение штрафа с конфискацией веществ, инструментов или оборудования или без таковой, или административное приостановление деятельности с конфискацией этого имущества или без таковой. При этом преследуется цель пресечения всей цепочки неправомерной деятельности: производства, переработки, изготовления, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, хранения, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения веществ, инструментов, оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Частично предпринимательская деятельность юридического лица приостанавливается, например, при временном прекращении деятельности филиалов и других структурных подразделений юридического лица;

— эксплуатация отдельных объектов (агрегатов, зданий, сооружений).

Предусматривается также приостановление деятельности некоммерческих организаций (например, образовательных учреждений) при наличии соответствующего правонарушения.

Право на осуществление предпринимательской деятельности, будучи основанным на Конституции РФ (ст. 8, 34), имеет конституционные гарантии:

— политические. Все равны перед законом (ст. 19 Конституции РФ) независимо от убеждений, принадлежности к общественным объединениям (например, политическим партиям). Разделение властей (ст. 10 Конституции) на законодательную, исполнительную и судебную призвано гарантировать компетентное регулирование общественных отношений, судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти. К сожалению, следует отметить, что высокий уровень коррупции в органах исполнительной власти, в том числе в процессе осуществляемого ими контроля за предпринимательской деятельностью, свидетельствует о недостаточности контроля за деятельностью самих органов исполнительной власти и их должностных лиц;

— экономические. Предприниматели могут вести деятельность на основе различных форм собственности, каждая из которых признается и защищается равным образом (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Гарантируются единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции;

— юридические. Каждому гарантируется защита его прав и свобод, действует презумпция невиновности лица, привлеченного к уголовной ответственности. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46, 49 Конституции РФ).

В Конституции РФ отсутствуют положения, ограничивающие право на занятие предпринимательской деятельностью по сферам деятельности, либо по кругу лиц. У физического или юридического лица, при наличии имущества, существует право на его использование для осуществления различных видов предпринимательской деятельности.

Положение, содержащиеся в статье 22 ГК РФ гласят: «Никто не может быть ограничен в дееспособности и правоспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом», следовательно, конституционное право в предпринимательской деятельности может быть ограничено лишь федеральным законом, и должно быть соотнесено с требованиями, установленными ч.3 ст. 55 Конституции РФ.

В качестве ограничения этого права могут выступать запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности для различных субъектов, либо запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности для определенных субъектов на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности можно классифицировать следующим образом:

1)ограничения, налагаемые в связи с совершенным правонарушением или преступлением:

ограничения, налагаемые при совершении:

-правонарушений, предусмотренных административным законодательством;

-преступлений, установленных уголовным законодательством;

2) Ограничения, связанные с профессиональной деятельностью: установленные для федеральных и мировых судей, для государственных служащих, а также специальные ограничения, установленные для работников некоторых организаций (адвокатов, нотариусов, служащих бирж и т.д.);

3) Ограничения, связанные с признанием индивидуального предпринимателя банкротом (несостоятельным)

4) Ограничения по возрасту, а также ограничения, связанные с признанием лица недееспособным;

5) Ограничения, применяемые к юридическим лицам как субъектам предпринимательской деятельности.1

Ограничения, связанные с государственными служащими, которые не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, предполагают недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления. Данные положения указаны в Федеральном законе от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который указывает на определенные ограничения, относительно сотрудников таможенных органов. В Законе РФ от 07 февраля 2011 г. «О полиции», содержатся запреты, применительно к сотрудникам полиции. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.07.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) устанавливает запрет на совмещение основной деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью для работников прокуратуры.

Вышеуказанный перечень федеральных законов приводит к таким видам запретов, как: недопустимость состоять в членстве органа управления коммерческой организации (если иное не установлено законом или в установленном порядке служащему не поручено участвовать в управлении организацией), заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью кроме педагогической, научной, творческой, и др.

Более жесткие ограничения установлены Федеральным законом от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О Федеральной службе безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017), который содержит запрет для сотрудников и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности не только заниматься предпринимательской деятельностью, но и оказывать различное содействие физическим и юридическим лицам в ее осуществлении. Виды деятельности, на которые наложены ограничения, определяются российским законодательством.

Ограничение на занятие предпринимательской деятельностью также установлены для такой категории лиц, как: «нотариусы, адвокаты, служащие фондовых бирж, товарных бирж и др2». В частности, речь идет о служащих товарных бирж, которые не могут быть участниками или учредителями брокерских фирм, не имеют возможности и права использовать служебную информацию в своих собственных интересах, не могут участвовать в биржевых сделках и иное. Служащие фондовых бирж не могут быть участниками или учредителями организаций, не вправе принимать участие в операциях на фондовой бирже в качестве индивидуальных предпринимателей или профессиональных участников рынка ценных бумаг.

При нарушении ограничений, установленных законодательством РФ, лицо несет ответственность в виде признания совершенных сделок недействительными, а также рассмотрение руководителем организации вопроса о соответствующей судьбе служащего, допустившего определенные нарушения в занимаемой должности.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «О несостоятельности (банкротстве)» в качестве последствий признания индивидуального предпринимателя банкротом запрещает в течение одного года с момента признания его банкротом осуществлять государственную регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 216). 3

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» гласит «государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом), осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступивший в регистрирующий орган в установленном порядке.» Применительно к юридическим лицам аналогичных запретов закон не устанавливает.4

Административное законодательство предусматривает установление дисквалификации по отношению к лицу, совершившему правонарушение. Данный вид наказания содержится в ст. 3.11 КоАП, и заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается исключительно судьей.5

Ограничение права на занятие предпринимательской деятельностью может применяться и к лицам, привлеченным к уголовной ответственности в качестве основной или дополнительной меры наказания.

Если данная мера применяется как основной вид наказания, то в приговоре указывается срок лишения права, предусмотренный уголовным законодательством от одного года до пяти лет. Если лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью выражается в виде дополнительного наказания, то наказание может быть установлено от шести месяцев до трех лет (ст. 47 УК). В приговоре указывается вид предпринимательской деятельности, которыми осужденному запрещается заниматься в течение определенного срока, установленного судом.

Совмещение нескольких видов деятельности, помимо предполагаемого конфликта интересов, увеличивает количество коммерческих рисков. Организация-банкрот, как яркий пример возможных проблем6. Необходимо различать обязательные требования к осуществлению предпринимательской деятельности и ограничение права к ее осуществлению (минимальный размер уставного капитала, государственная регистрация, лицензирование и т.д.). Обязательные требования устанавливают лишь особые условия приобретения права на ведение предпринимательской деятельности, не касаясь при этом права на его ведение.

Отдельного правового регулирования требует вопрос, связанный с определением видов деятельности, которым не может занимать индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. Я считаю, что данный перечень должен содержать в отдельном, едином правовом документе, а не в различных федеральных законах и иных актах.

Также, я считаю, что данное ограничение введено не с целью показать, что предпринимателям будет сложно реализовать себя в определенных направлениях ввиду различных причин. Эти ограничение предоставлены с целью разграничить сферы влияния между предпринимателем и государством, поскольку большая часть видов деятельности, несомненно, принадлежит государству. На самом деле, на сегодняшний день, складывается довольно интересная ситуация. С одной стороны существуют государственные поддержки и поощрения со стороны государства в сфере предпринимательского развития, упоминается значимость данной деятельности в экономике страны, при этом серьезно ограничивается субъективный состав индивидуальных предпринимателей, определяется ограниченный круг лиц и видов деятельности, в направлении которых запрещено работать. Существует множество недоработок в вопросе ограничения права на занятие предпринимательской деятельности, на который законодателям следует обратить более пристальное внимание, для урегулирования экономической ситуации в стране.

Список использованной литературы:

1 Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учеб. М.: Юристъ, 2014 г.

2 Губин Е. П., Законодательство о предпринимательской деятельности: состояние, значение и перспективы развития // Предпринимательское право в рыночной экономике. М., 2014

3 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «О несостоятельности (банкротстве)», //СПС «Консультант Плюс».

4 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», //СПС «Консультант Плюс».

6 Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2011.

Ограничение права на предпринимательскую деятельность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *