Понятие занятости и трудоустройства в РФ
Подробности Категория: Публикации Опубликовано 09.10.2017 06:22 publisher Просмотров: 10260
Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.
Закон о занятости в первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
Статья 2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) «О занятости населения в Российской Федерации» четко регламентирует, какие граждане относятся к категории занятых.
Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать их право на выбор места работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю – организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (п. 1 ст. 8 Закон о занятости).
Так же стоит учитывать, что законодательство РФ о занятости населения распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан, а также на лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами.
Государство же наряду с органами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости.
В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда — работников и работодателей, а также государства.
Трудоустройство-это система организационно-правовых мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения. Трудоустраиваемым, по общему правилу, является физическое лицо, которое обращается в орган по трудоустройству с целью получения содействия в подыскании подходящей работы и устройстве на нее. Основную группу трудоустраиваемых составляют граждане РФ. В качестве трудоустраиваемых могут выступать и иностранные граждане, а также лица без гражданства (ст.6 Закона о занятости). Вместе с тем законодательство о занятости закрепляет принцип приоритета граждан РФ при занятии вакантных рабочих мест, что выражается в существовании особых правил привлечения иностранной рабочей силы на территории РФ.
Таким образом, важно отметить, что трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
М.А. Одинокова — заместитель начальника
отдела правовой, кадрово-организационной
и информационной работы ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова»
Общая безработица в России в период нынешнего коронавирусного кризиса выросла всего-то на 1,5%. Об этом ОТР заявил замдиректора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Ростислав Капелюшников.
«Представление, что безработица в нынешний кризис чудовищно выросла, не имеет под собой фактической основы. Уровень общей безработицы в стране, который рассчитывают в соответствии с международными статистическими критериями, вырос всего на полтора процентных пункта», — сказал он.
Деньги для безработных: кто и на какую помощь сможет рассчитывать?
Ранее в Росстате заявляли о том, что в июне общая численность безработных в России увеличилась на 93 тысячи по сравнению с маем, и она составила более 4,6 миллиона человек – почти 6,2% трудоспособного населения страны.
Сегодня общее число безработных подошло уже к пяти миллионам человек, и это 6,3% трудоспособного населения. В Росстате отметили рост численности и официально зарегистрированных безработных. В марте таковых было 727 тысячи человек, а сейчас выросло почти до четырех миллионов человек.
В России число официально зарегистрированных безработных возросло до 3,6 млн человек
По мнению Капелюшникова, эти данные не отражают действительности. Вся эта двусмысленность ситуации связана с тем, что существуют два показателя безработицы – это общая безработица и официально зарегистрированная.
Первый «рассчитывается на основе обследований населения, и в России этим занимается Росстат». В этом случае человек признается безработным, если у него нет работы, он ее ищет, готов уже в ближайшее время трудоустроиться. И такая безработица, по словам эксперта, выросла «весьма скоромно».
Принят Постановлением Народного Совета 6 мая 2017 года
Статья 1
Внести в Закон Донецкой Народной Республики от 29 мая 2015 года № 50-IНС «О занятости населения» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 10 июня 2015 года), следующие изменения:
1) слова «республиканский орган исполнительной власти в сфере социальной политики», «центральный орган исполнительной власти в сфере социальной политики», «органами государственной власти, осуществляющими политику в сфере труда и социальной политики» в соответствующих падежах заменить словами «республиканский орган исполнительной власти, реализующий политику в сфере трудовых отношений и социальной защиты населения» в соответствующих падежах в:
а) статье 8 по всему тексту;
б) части 4 статьи 28;
в) части 1 статьи 29;
г) части 2 статьи 32;
д) части 2 статьи 34;
2) слова «Служба занятости при Едином Центре Социальных Выплат», «уполномоченный орган исполнительной власти в сфере занятости населения» в соответствующих падежах заменить словами «орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции» в соответствующих падежах в:
а) пункте 22 части 1 статьи 1;
б) пункте 2 части 2 статьи 4;
в) части 5 и 6 статьи 8;
г) части 3 статьи 9;
д) статье 14 по всему тексту;
е) статье 17 по всему тексту;
ж) части 4 статьи 18;
з) части 2 статьи 20;
и) наименовании статьи 21 и по всему тексту статьи 21;
к) пунктах 2, 4 и 7 части 1 статьи 39;
3) слова «территориальные органы службы занятости», «органы службы занятости» в соответствующих падежах заменить словами «территориальные органы органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции» в соответствующих падежах в:
а) пункте 6 части 1 статьи 1;
б) пункте 8 части 1 статьи 1;
в) пункте 7 части 1 статьи 3;
г) по всему тексту статьи 4;
д) по всему тексту статьи 5;
е) пункте 12 части 3 статьи 9;
ж) части 2 статьи 10;
з) части 1 статьи 11;
и) наименовании и по всему тексту статьи 12;
к) наименовании и по всему тексту статьи 14;
л) пункте 11 части 1 статьи 16;
м) части 7 статьи 16;
н) части 1 статьи 18;
о) части 2 статьи 19;
п) части 1 статьи 24;
р) наименовании и по всему тексту статьи 28;
с) части 1 и 2 статьи 30;
т) части 2 статьи 31;
у) наименовании и части 1 статьи 32;
ф) наименовании и по тексту статьи 34;
х) пункте 4 части 2 статьи 38;
ц) пункте 1 части 1 статьи 39;
4) часть 1 статьи 1 дополнить пунктом 23 следующего содержания:
«23) лица, ищущие работу, – трудоспособные лица, которые обратились в территориальные органы органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции за содействием в подборе работы, и поставленные на учет как ищущие работу.»;
5) в статье 4:
а) абзац второй пункта 2 части 2 изложить в следующей редакции:
«Порядок регистрации, перерегистрации и ведения учета граждан в целях поиска подходящей работы и безработных в территориальных органах органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, устанавливается Советом Министров Донецкой Народной Республики.»;
б) дополнить частью 6 следующего содержания:
«6. Порядок ведения учета лиц, ищущих работу, в территориальных органах органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим политику в сфере трудовых отношений и социальной защиты населения.»;
6) в части 2 статьи 6 слова «Целью государственной политики в сфере занятости населения являются со следующим содержанием:» заменить словами «Целью государственной политики в сфере занятости населения является:»;
7) в статье 9:
а) наименование статьи 9 изложить в следующей редакции:
«Статья 9. Полномочия органов государственной власти в сфере занятости населения и трудовой миграции»;
б) пункты 8, 9 части 3 признать утратившими силу;
в) части 4, 5, 6 признать утратившими силу;
8) статью 17 изложить в следующей редакции:
«Организация предоставления услуг по содействию занятости населению осуществляется органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции и его территориальными органами.
Задачи и функциональные обязанности органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции определяются Советом Министров Донецкой Народной Республики.»;
9) в статье 18:
а) в части 4 слова «государственных стандартов» заменить словами «республиканских стандартов»;
б) часть 5 изложить в следующей редакции:
«5. Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере трудовых отношений и социальной защиты населения, утверждает республиканские стандарты государственных услуг и государственных функций в сфере содействия занятости населения.»;
10) часть 2 статьи 19 изложить в следующей редакции:
«2. Орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, и его территориальные органы обмениваются на безвозмездной основе с органами государственной статистики, органами доходов и сборов, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами в рамках компетенции отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций в пределах, предусмотренных законодательством о защите информации и персональных данных.»;
11) часть 3 статьи 20 признать утратившей силу;
12) в статье 34 слова «безработных граждан» заменить словами «безработных граждан и лиц, ищущих работу,» в соответствующих падежах;
13) в подпункте б) пункта 4 части 2 статьи 38 слово «банных» заменить «данных»;
14) часть 1 статьи 41 изложить в следующей редакции:
«1. Государственный контроль соблюдения законодательства о занятости населения осуществляет орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства».