Страны не сотрудничающие с интерполом

Довольно актуальной темой для покинувших страну преследуемых российских граждан является объявление их в международный розыск. Это действительно серьёзная проблема, потому что Интерпол работает медленно, но верно…Помимо угрозы ареста и экстрадиции возникает ещё немало ограничений. Что такое Интерпол? Как он работает? Какова процедура объявления в международный розыск в РФ? Возможно ли эффективно оспорить объявление в международный розыск? Как это делается? Какое значение имеет факт получения Вами убежища для розыска? Читайте об этом нижеследующий материал.
Интерпо́л, Interpol — сокращённое название (с 1956 года) Международной организации уголовной полиции (фр. Organisation Internationale de Police Criminelle, OIPC, англ. International Criminal Police Organization, ICPO) — международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью. Штаб-квартира Интерпола расположена во Франции, в Лионе.

История создания Интерпола довольно интересная. Она началась в Европе, что не удивительно: из-за фактической «прозрачности» границ европейских государств, нарушителям закона было весьма легко совершать преступления в одном государстве, а скрываться в другом. Например, совершить преступление в Бельгии, а уже через час быть в Германии.
Еще в 1889 году состоялось учредительное заседание Международного союза уголовного права, участники которого констатировали появление международной преступности и призвали полицейские службы разных стран к согласованным действиям по ее подавлению. В 1905 г. состоялось собрание в Гамбурге другого Международного союза Криминальной полиции. Было утверждено обращение к государствам учредить в правоохранительных органах специальные структуры для борьбы с международной преступностью.
В 1910 г. из Буэнос-Айреса поступает предложение учредить международный союз уголовной полиции.
Однако Первый международный конгресс криминальной полиции состоялся с 14 по 20 апреля 1914 года в Монако, поводом для которого послужила одна забавная история.
В 1914 году 66-летний князь Монако Альберт I, страдавший от одиночества после развода, познакомился с привлекательной молодой немкой. Та, используя привязанность князя, вместе со своим другом похитила его фамильные драгоценности. После чего юные воры скрылись в Италии. Потрясенный произошедшим, князь пригласил в апреле в Монако ведущих юристов и офицеров полиции со всего мира на встречу, которую назвал I Международным съездом сотрудников уголовной полиции. На нее съехались 188 представителей из 24 стран, в том числе из России. Ее результатом стали рекомендации создать единый банк данных по международным преступлениям и выработать ускоренную процедуру выдачи преступников странами-участниками.
Следующая встреча была назначена через два года в Бухаресте, но разразилась Первая мировая война.
После I Мировой войны Европе наблюдался резкий рост преступности. Наиболее напряженная ситуация была в Австрии. Начальник полиции Вены, Йоган Шобер, получив одобрение своего правительства, провел в 1923 году встречу руководителей полицейских организаций 20 государств Европы.
В результате, появилась Международная криминальная Полиция (Интерпол). Это знаменательное событие имело место 7 сентября 1923 года. Первоначально штаб-квартира новой организации находилась в Вене, а Шобер был её председателем. Международная криминальная полиция (Интерпол) была создана для унификации работы полиции более 125 государств в их борьбе против международного криминала.
До 1938 года Интерпол буквально процветал. Однако с приходом к власти в Австрии нацистов все документы были перевезены в Берлин, а президентами этой организации были генералы СС Рейнхард Гейдрих (1940—1942), Артур Небе (1942—1943) и Эрнст Кальтенбруннер (1943—1945). Попав в прямую зависимость от руководства III Рейха,
Интерпол стал орудием борьбы с политическими противниками Германии, поэтому многие страны фактически прекратили в нём своё членство и с началом II Мировой войны деятельность Интерпола была парализована.
После разгрома нацистов Франция предложила перевести штаб-квартиру, секретариат и основной штаб международной полиции в Париж. От такого предложения сложно было отказаться, так что второе рождение Интерпола произошло уже в Париже. Уже в 1955 году сеть Интерпола охватывала 55 государств (по сравнению с 19 в 1946 году). Современная система Интерпола была утверждена в 1956 году, когда и была переименована в Организацию Международной Криминальной Полиции (International Criminal Police Organization).
В 1989 году штаб-квартира Интерпола (Генеральный секретариат) переехала из предместья Парижа в Лион, где находится и по сей день.
В 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает межправительственный статус Интерпола как наблюдателя на Генеральной Ассамблее. В 1997 году Интерпол и ООН подписывают соглашение о сотрудничестве, что свидетельствует о высоком авторитете данной организации.
Сегодня Интерпол является ведущей международной организацией, которая благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению способна эффективно и рационально координировать международное полицейское сотрудничество. Международная организация уголовной полиции — это механизм и посредник в практическом сотрудничестве служб уголовной полиции разных государств в их повседневной работе над раскрытием конкретных преступлений, а также координации и кооперации предпринимаемых ими усилий.
В этом механизме сотрудничества Интерпол действует как единый мировой центр по выработке совместной полицейской стратегии и тактики борьбы с международной уголовной преступностью. Интерпол является уникальной международной организацией, принимающей непосредственное практическое участие в предупреждении и подавлении международной преступности.
Своими силами он не может вести самостоятельные расследования, заниматься раскрытием преступлений и розыском преступников в разных странах. Таких оперативных сил нет, да и с точки зрения современного международного права такая деятельность невозможна. Но он может координировать практические операции полиции нескольких стран, способствовать слаженности и одновременности их проведения, согласовывать с заинтересованными и занятыми в них странами начало и сроки таких операций, объявлять в международный розыск скрывшегося преступника.
В Интерполе существует два способа объявления в розыск: выпуск уведомления с красным уголком ( меньшая часть этих уведомлений опубликована на сайте) – это уведомление выпускает штаб-квартира в Лионе после получения документов из НЦБ Интерпола конкретной страны- и диффузия, процедура которой подразумевает прямую отправку файла во все НЦБ стран-участников НЦБ страны-инициатора розыска. При этом штаб-квартира уведомляется о розыске.
Файл содержит установочные данные разыскиваемого человека ( фотографии; отпечатки пальцев; копии документов, по которым он может перемещаться; известные имена и фамилии, которые он использует; суть обвинения; постановление об аресте; обязательство прокуратуры направить экстрадиционный запрос в случае задержания). К файлу может быть прикреплена информация о ближайших родственниках.
В Российской Федерации объявление в международный розыск регламентировано Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной Приказ МВД РФ N 786, Минюста РФ N 310, ФСБ РФ N 470, ФСО РФ N 454, ФСКН РФ N 333, ФТС РФ 971 от 06.10.2006 (ред. от 22.09.2009).
http://www.zakonprost.ru/content/base/part/662855
В частности, в этой инструкции сказано, что объявление в международный розыск возможно только при наличии оперативных данных, что лицо покинуло пределы РФ. Если известно, что оно находится в странах СНГ, то используется система Межгосударственного розыска, а не Интерпола. Однако обольщаться не следует: такой оперативной информацией может быть любой рапорт. Сама процедура объявления в розыск такова: оперативник, ведущий розыскное дело, выносит постановление об объявлении в международный розыск при наличии вышеуказанных оснований; следователь инициирует заочный арест; судья принимает об этом решение; международный отдел ГП РФ выписывает гарантию, что в отношении разыскиваемого лица будет подан экстрадиционный запрос в случае его задержания; НЦБ Интерпола добавляет в файл ориентировки, биометрические данные ( если есть) и отправляет файл в штаб-квартиру с указанием типа уведомления с красным уголком ( открытое/закрытое). Укороченный файл для скорости может быть распространён, минуя штаб-квартиру, путём отправки файла по специальной сети напрямую странам –участникам ( это так называемая диффузия). Вся процедура от начала и до конца занимает примерно месяц.
База данных Интерпола доступна всем погранпунктам стран-участниц, консульским службам, большинству гостиниц. Интерпол сотрудничает со многими банками, которые закрывают счета разыскиваемому лицу. При этом довольно удивительно, что разыскиваемые граждане частенько пользуются внутренними перелётами в Европе и не попадаются!!!
Обнаружение обвиняемого или осужденного производится на основании сличения его документа и базы данных. Именно поэтому получившему убежище МВД предоставившей его страны настоятельно рекомендует изменить фамилию в проездном документе.
Заинтересован Интерпол и в развитии технологии распознования образов. Однако она проверяется пока в тестовом режиме всего в нескольких местах. Например, такой системой опознования оборудован КПП на границе Канады и США. Проблема в том, что не всегда имеется чёткая фотография разыскиваемого лица, не говоря уж о его биометрических данных, чтобы провести корректное сравнение образов.
Нет достоверных данных о задержаниях в соответствии с международным ордером в аэропортах при внутренних перелётах.
Высшим органом является Генеральная ассамблея (собирается ежегодно), председательствует на которой избираемый президент Интерпола: с ноября 2016 года — заместитель министра общественной безопасности Китая Мэн Хунвэй. Вице-президентом Интерпола впервые избран россиянин, Начальник Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола МВД России, генерал-майор полиции Александр Васильевич Прокопчук.
Текущая работа возложена на постоянно действующий Генеральный секретариат, руководит которым Генеральный секретарь (с 2014 года — Юрген Сток, Jürgen Stock Германия, избранный на 83-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола)
Трижды в год собирается совещательный орган Интерпола — Исполнительный комитет, который избирается Генеральной ассамблеей в составе 13 человек.
Основные функции Исполкома — контроль за работой Генерального секретаря и исполнением решений Генеральной ассамблеи, а также подготовка программ работы организации и вынесение их на рассмотрение Генеральной ассамблеи.
С 1946 года официальный печатный орган — журнал «International Criminal Police Review».
В каждой из стран, входящих в Интерпол, в структуре национальных правоохранительных органов созданы Национальные центральные бюро (НЦБ), являющиеся органами по взаимодействию национальных правоохранительных органов с НЦБ Интерпола других стран и Генеральным секретариатом Интерпола.
Интерпол имеет Устав, называемый Конституцией. Статья 3 этой Конституции запрещает организации вмешиваться в дела политического, военного, религиозного или расового характера. Теоретически каждый запрос на розыск должен проходить через этот фильтр, но на практике у Интерпола нет ни сил, ни возможности это сделать, особенно, если задействован механизм диффузии.
Устав по русски можно прочитать здесь: http://docs.cntd.ru/document/1901939
Каждый человек имеет право знать, находится ли он в базе данных Интерпола. Любой может оспорить это и апеллировать в Комиссию по контролю за файлами Интерпола. ККФ – независимая от Интерпола организация и её функции определены статьёй 36 Конституции Интерпола. Находится она по адресу Интерпола. Её часть, обрабатывающая запросы, состоит из пяти юристов из разных областей права. Комиссия имеет Устав и Операционные правила.
https://www.interpol.int/…/Commission-for-the-Control-of-Fi… (открыть CCF Statute)
Commission for the control | OPERATING RULES
Комиссия обещает дать ответ заявителю по существу в течение девяти месяцев. Однако на практике так не происходит. В последнее время Комиссия работает с задержками. О чём её можно попросить? Можно сначала узнать, есть ли человек в базе, а потом писать запрос по существу. А можно, если информация о розыске публична, сразу попросить удалить данные из базы. Можно при этом просить и заблокировать розыск на время рассмотрения жалобы, хотя чаще всего так и происходит даже без такой просьбы. Прошение о предоставлении политического убежища – отличное дополнительное основание для блокировки.
После получения мотивированного запроса Комиссия определяет, подлежит ли запрос рассмотрению и уведомляет об этом заявителя. В принципе для рассмотрения ходатайства об исключении из базы данных нужно, чтобы запрос был основан на Конституции ( статьи 3 и 2), Правилах Интерпола, в частности INTERPOL’s Rules on the Processing of Information for the Purposes of International Police Cooperation, INTERPOL’s Rules on the Processing of Data .
Решение Комиссии об исключении окончательное и обжалованию не подлежит. В этом случае Генеральный секретариат Интерпола посылает уведомление, что гражданин по состоянию на число N в базе данных не значится. Своё решение Комиссия не обязана мотивировать, хотя и сообщает заявителю о нём, а также о том, что предписано сделать Интерполу в связи с этим и что он сделал. Если же решение отрицательное, то можно направить следующее обращение по вновь открывшимся обстоятельствам, но не позднее шести месяцев со дня их обнаружения. Также не рекомендуется направлять новое заявление ранее полугода после первого ответа. Интерпол – это межправительственная организация и, следовательно, она имеет статус экстерриториальности. Обжаловать её решение в суде Лиона не получится.
Для полноты описания юридических возможностей оспаривания розыска необходимо указать, что Постановление об объявлении в розыск, равно, как и заочный арест, можно обжаловать в российских судах. StopArrest не известен ни один случай, когда бы это в итоге удалось.
Интерпол сотрудничает с большим количеством общественных организаций и находится под прицелом различных правозащитных организаций, пытающихся улучшить его работу. Самая активная из них Fair Trials, на сайте которой можно найти много полезной информации о работе Интерпола и Комиссии. Fair Trials пытается усовершенствовать работу Интерпола, поскольку многие страны, и Россия, в первую очередь, злоупотребляет своими правами членства в организации. Речь идёт об объявлении политических противников, религиозных оппонентов РПЦ ( Да-да! И с таким экзотическим случаем StopArrest столкнулся недавно) в международный розыск. При этом они, как правило незаконно, обвиняются вовсе не в политических преступлениях, а в мошенничестве; растрате; легализации доходов, полученных незаконным путём и т.д. В какой-то степени ситуация напоминает годы, когда Интерпол находился в Берлине.
https://www.fairtrials.org
Нужно ли привлекать юриста для составления жалобы? Теоретически её можно написать и самому, если владеете одним из языков Интерпола и способны понимать расплывчатые формулировки Конституции и Правил. Ведь даже невмешательство в дела политического характера – это очень неясное правило для его применения по конкретному делу. У Интерпола есть тест на наличие так называемой политической доминанты в деле. Этот тест никогда не публиковался и как понимает Статью 3 Интерпол не до конца ясно. В одном из правил сказано, что распространение информации по каналам международного полицейского сотрудничества не должно влиять негативным образом на имидж организации, в другом: что такое распространение должно быть в интересах такого сотрудничества. Как это понимать?
Юрист-международник, специализирующийся на теме международной полицейской кооперации, может, например, сопоставить Ваш случай с решениями ЕСЧП по аналогичным вопросам и через них трактовать вышеуказанные положения Правил. Сами Вы это не сможете сделать, потому что не знаете решений и не владеете должной квалификацией, если не имеете юридического образования. На сайте Fair Trials можно найти некоторые соображения, как написать жалобу.
Однако, по нашему мнению, для «русских случаев» эти рекомендации малополезны, поскольку не учитывают специфику вовлеченности властей или силовых структур в «заказные» дела в России и их мотивацию в них. Потенциал Rules on the Processing of Data для этих дел значительно выше, нежели это используется в руководстве Fair Trials.
Интерпол имеет свою политику по отношению к беженцам, которую он никогда не публиковал.
Тем не менее, если человек признан беженцем, то он должен быть исключён из базы данных, если запрашивающая сторона одновременно является страной, его преследующей. На эту процедуру уходит меньше времени, чем в случае с обыкновенным кейсом. При этом обвинения, по информации Fair Trials, могут быть никак НЕ связаны с текстом прошения об убежище. Нам, однако, известен случай, когда Интерпол отказал беженцу в удалении из базы данных. Это происходит в том случае, если человек обратился в Комиссию уже после получения гражданства страны, предоставившей ему убежище. Интерпол интерпретирует получение гражданства как автоматическую утрату статуса беженца. Это не так. Вторичное обращение в описываемом выше случае привело к успеху.
Отказ в экстрадиции не означает удаления из базы данных. Однако комиссия может добавить этот факт в Ваш файл по запросу в виде addendum/caveat.
Часто после удаления из Интерпола, несмотря на чистку базы данных, информация может остаться в локальных компьютерах, что может повлечь за собой неправомерный арест, поэтому при поездках за границу рекомендуется возить с собой документа о снятии с розыска. Также возможно запросить Комиссию об актуальном на дату выезда письме о том, что статус в базе данных Интерпола, не изменился.
Также при зарубежных поездках надо иметь ввиду, что обнаружение Вашего местоположения для ищущей стороны возможно не только в результате работы Интерпола, но и иными способами. В этом случае возможен прямой экстрадиционный запрос. В случае наличия статуса беженца статья 33 Конвенции о беженцах 1951 года запрещает высылать беженца в страну преследования, поэтому он не может быть экстрадирован. Но все это касается только демократических стран, уважающих свои международные обязательства, поэтому с поездками в экзотические страны надо быть аккуратнее.
До недавнего времени ещё существовали экзотические места, где розыска Интерпола не было. Эти места являлись оазисом для беглых преступников. Сегодня Интерпол – это вторая по численности международная организация, в неё входит 192 члена, а в ООН- 193. В настоящее время в мире 195 суверенных государственных образований. Ватикан является членом Интерпола, но не входит в ООН, а КНДР, Кирибати, Микронезия ( Федеральные штаты), Тувалу, Вануату — наоборот. Тайвань не является ни членом Интерпола, ни входит в ООН.
На некоторые территории, не являющиеся государствами, власть Интерпола не распространяется. Это, например, Северный Кипр, Гуам, САДР. Полный список стран-членов Интерпола можно найти здесь https://www.interpol.int/Member-countries/World. Северный Кипр предоставляет вид на жительство практически всем, САДР – преимущественно мусульманам. Некоторые страны Полинезии не имеют достаточно обученный персонал и государственные службы для оценки беженских кейсов, поэтому этим занимается отдел УВКБ ООН в Канберре. Зато срок натурализации для беженца в некоторых из этих стран может быть меньше 5 лет. Не является сложным делом получение рабочей визы на Тайване и последующее ПМЖ. Подробнее вопрос получения убежища и адсорбции будет разобран в посте об убежища.
Из вышесказанного следует, что в мире практически не существует развитых комфортных территорий, на которых скрывшийся обвиняемый или подозреваемый может легально законно проживать всю жизнь. В лучшем случае эти страны станут комфортной тюрьмой, поскольку любой выезд из них чреват.
В заключение отметим, что международный розыск – это серьёзное ограничение свободы человека, которое может привести к тяжелейшим последствиям для него и его семьи. Россия и многие другие страны злоупотребляют своим членством в Интерполе и объявляют политических оппонентов в международный розыск вопреки Конституции и Правил. С этим можно эффективно бороться, но даже после удовлетворения ходатайства об исключении из базы данных Интерпола следует проявлять известную осмотрительность при трансграничных перемещениях.

МИД рекомендует россиянам воздержаться от зарубежных поездок, особенно в страны, заключившие с США договоры о взаимной выдаче, если есть обоснованные подозрения в том, что американские правоохранительные органы имеют к ним какие-либо претензии. МИД напомнил о судьбе Виктора Бута и Константина Ярошенко. Они были арестованы на территории третьих стран, а затем переправлены в США, где получили длительные тюремные сроки. В последние время, замечают дипломаты, количество американских запросов о выдаче россиян растет. Подробнее — обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.

Соглашения об экстрадиции с США имеют более 110-ти стран мира. В их числе все государства Евросоюза. Хотя при этом многие страны смотрят на эти договоры по-разному. Скажем, Германия или Швейцария крайне неохотно выдают подозреваемых Америке. Но есть государства, которые, напротив, активно сотрудничают с США в данном вопросе, — поясняет вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

«Особое рвение проявляют Великобритания, Прибалтика, Испания и некоторые страны Латинской Америки. Хотя, как показала практика Таиланда и господина Бута, в случае интенсивного давления, может выдать даже страна, у которой очень сложные (с точки зрения экстрадиции) отношения с США».

Напомню, что Виктора Бута США обвинили в незаконной торговле оружием. Его арестовали в Таиланде в 2008 году. И только в конце 2010 власти этой страны согласились отправить Бута в Америку, где он получил 25 лет тюрьмы. Другая история с российским летчиком Константином Ярошенко. Его задержали в Либерии в 2010 году по подозрению в организации транспортировки кокаина. Ярошенко практически тут же выдали США и там его приговорили к 20 годам тюрьмы. Так же быстро решила вопрос об экстрадиции российского гражданина Дмитрия Устинова — Литва. Его задержали в апреле этого года и уже в августе переправили в Америку.

В США Устинова обвиняют в контрабанде приборов ночного видения, которые стоят на вооружение американской армии. Хотя эти аппараты находятся фактически в свободной продаже, — отмечает гендиректор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова.

«Приборы ночного видения, которые он купил и за которые его арестовали — продаются даже на сайте Амазон. Однако там мелким шрифтом написано, что эти приборы не имеют права покупать иностранцы. Их нельзя вывозить из страны. Это мелкий шрифт обычный покупатель может не прочитать или просто не заметить».
Круг претензий, предъявляемых правоохранительными органами США россиянам, вообще достаточно широк. От оборота оружия и наркотиков до компьютерных преступлений, говорит Дмитрий Абзалов. Под подозрение попадают в первую очередь бизнесмены.

«То есть те, кто пытаются что-то купить, пытаются купить военную технику, технологические решения. Это касается сотрудников IT-сферы. Последнее время активизировались хакеры. Поэтому Вашингтон достаточно подробно смотрит на биографию. Это может касаться и участников военно-технического сотрудничества».

Отмечу, что есть несколько десятков стран, не подписавших соглашения с США об экстрадиции. Это Россия и часть постсоветских государств: Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения, Казахстан и Узбекистан. Это также Китай, Сирия, Арабские Эмираты, страны бывшей Югославии, включая Хорватию и Черногорию. Среди туристических государств, не имеющих договора с Америкой о выдаче подозреваемых, выделю также Тунис, Мальдивы и Вьетнам. Нет аналогичного соглашения с США и у Андорры с Ватиканом.

Страны не сотрудничающие с интерполом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *