Социальное развитие персонала

ББК 65.050. 2я73

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ

С.А. Черкасова, М. Г.Сулейманова Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала

Социализация экономики — это процесс социальной переориентации производства и воспроизводства в целом. Социальное планирование и регулирование, социальные цели, социальный консенсус и социальное партнерства до сих пор исследуются в основном по совокупности параметров, характеризующих качество жизни, уровень материальных благ и услуг и т.п. Но при этом упускается главное — критерии качественного изменения личности, человека и общества в целом. Устойчивого экономического роста добиться удалось, а вот социальной устойчивости жизни граждан — нет. Статистически к российскому среднему классу относят 40 % населения. Но средний класс в России существенно отличается от среднего класса в развитых странах: уровень его образования и культуры не соответствует материальному достатку, при котором он мог бы стать ядром общественного согласия.

Это обстоятельство на всех уровнях, включая и организации, усиливает потребность в регулировании социальных процессов, в грамотном, действительно научном управлении социальным развитием. Фактически на каждом сколько-нибудь крупном предприятии, будь то в США, Германии, Японии или другой стране, есть управленческие службы, которые занимаются кадровой работой (человеческим ресурсом), разработкой социальных планов, обеспечением социального партнерства и связей с профессиональными союзами, социальным обслуживанием персонала, расходами на благотворительные цели .

В России в настоящее время социальные службы действуют в условиях перехода от планового, чрезмерно централизованного хозяйствования к социально ориентированной рыночной экономике. Их структура определяется, с одной стороны, размерами и особенностями организации, а с другой — сложностью решения как производственно-экономических, так и социальных задач.

В новых условиях ответственность организаций и, следовательно, их руководителей и социальных служб повышается. Необходимо учитывать:

— многообразие форм собственности;

— последствия приватизации бывшего государственного имущества;

— изменения в системе оплаты труда, диктуемые развитием рыночных отношений, расширением платности социальных услуг и их удорожанием;

— реформирование социального страхования и других видов социальной защиты населения. Забота о социальной сфере все больше перекладывается на негосударственные органы, в первую очередь на муниципальный уровень и сами организации.

Полезно усвоение зарубежного опыта решения социальных проблем. Он, в частности, учит тому, что рыночная экономика — это не только равнозначные отношения по поводу купли-продажи товаров и услуг, это еще и культура таких взаимоотношений, сориентированных на признаннные в данном обществе ценности, социальные нормы и нравственные требования.

Мировая практика значима и тем, что, предостерегая от слепого копирования зарубежных моделей социального развития, дает возможность критически оценивать отечественный опыт, его уроки. В условиях нынешней России это особенно важно, поскольку при продвижении к рыночным отношениям не следует безоглядно отвергать все, что было испробовано плановой экономикой, нужно извлекать из прежней практики рациональные выводы.

Чтобы действовать в социальной сфере целесообразно использовать прогнозные проекты, целевые программы, планы — краткосрочные (в пределах одного года), среднесрочные (до пяти лет), долгосрочные (до десяти и более лет). Примером осмысленного планирования в социальной сфере могут служить программы повышения качества трудовой жизни, нашедшие с середины 70-х годов распространение в США и ряде других стран, а также относящаяся к 70—80-м годам практика социального планирования на предприятиях бывшего СССР, когда план задумывался для того, чтобы обеспечить комплексное решение производственных и социальных задач, а также целесообразное использование фондов экономического стимулирования не в ущерб моральному поощрению, которое в советское время было приоритетным. .

Прогнозирование и планирование — важнейший инструмент управления социальным развитием, предполагающий анализ состояния социальной среды организации, учет воздействующих на нее факторов, разработку проектов и программ, рассчитанных на перспективное использование потенциальных возможностей.

Планирование включает в себя цели организации и обязанности ее членов по реализации этих целей. По сути — это подготовка к завтрашнему дню, определение того, как и какими средствами можно добиться выполнения намеченных целей. План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации, это карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени .

Эффективность социального планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами руководствуются при составлении планов. К ним относятся:

— полнота, при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для социального развития организации;

— точность, при составлении планов используются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов;

— ясность, особенно на долгосрочную перспективу;

— экономичность, расходы на социальное планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования социально-экономическим эффектом.

Разработке социального плана должны предшествовать оперативные исследования, необходимые для анализа конкретных проблем и оценки возможных решений. Для этого накапливается специализированная объективная информация, поступающая в каналы управления в достаточном объеме и в нужное время. Должны приниматься во внимание положение дел не только на предприятии, но также обстановка в отрасли и регионе, ситуация в стране.

Для любого предприятия обеспечение приемлемых издержек производства связано, прежде всего, с экономической эффективностью его деятельности. При доминировании экономического подхода социальные вопросы оттесняются на второй план.

В целях выживания из состава предприятий выделяются сегменты, слабо связанные с основным производством — объекты социальной сферы, вспомогательные производства. Их сохранение в составе предприятий ведет к излишним затратам и, кроме того, затрудняет процесс контроля над затратами.

Нерешенность социальных вопросов, напрямую «завязанных» на воспроизводство рабочей силы, существенно затрудняет управление им.

С учетом этого необходимо планировать действия, направленные не только на решение уже существующих проблем, но и на предупреждение возникновения проблем в ходе функционирования предприятия.

Разработка социальных планов предприятий могла бы стать стержнем создания единой упорядоченной системы социального регулирования в сфере трудовых отношений и

совершенствования управления социальным развитием предприятия с учетом его финансовых возможностей и основных положений региональной социальной политики.

В ходе разработки социального плана важно определить проблемные ситуации в социально-трудовых отношениях и приоритетные социальные процессы. В первую очередь, следует оценить степень информированности работников о структуре управления и собственности предприятия, а также о работе таких органов управления, как собрание акционеров, совет директоров и других выборных органах, имеющихся на предприятии, провести структуризацию потребностей работников в социально-бытовом обслуживании, проанализировать динамику социальной напряженности в трудовых отношениях и ее источники.

После того как определены приоритетные социальные задачи предприятия, эксперты должны, во-первых, проанализировать наличие и использование прибыли предприятия и формируемых фондов потребления за предыдущий год с точки зрения их распределения между собственниками предприятия, администрацией и членами трудового коллектива, а также обеспечения их целевого использования на социальные нужды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очень важно оценить направления использования доходов от субъектов малого предпринимательства, расположенных на предприятии, и объектов социальной инфраструктуры, предоставляющих платные услуги.

Также необходимо проанализировать использование финансовых средств, предоставленных предприятию региональным органом государственной службы занятости населения, для выплаты компенсаций работникам, находящимся в административных отпусках, по договорам о квотировании рабочих мест, по договорам о создании и сохранении рабочих мест, а также определить масштабы требуемой материальной помощи на планируемый период.

Следуя вышеприведенным рекомендациям, на предприятии можно разработать социальный план, включающий обоснованную и финансово-обеспеченную систему показателей и мероприятий по социальному регулированию производственно-экономических процессов и совершенствованию управления социальным развитием предприятия.

Продвигаясь в сторону рынка, социально ориентированной экономики, нельзя безоглядно отвергать прошлый опыт, в частности все, что было характерно для планового хозяйства. Надо определять и брать в расчет то, что может пригодиться сегодня, оказаться полезным, в том числе и с точки зрения управления социальным развитием предприятия.

Библиографический список:

1. Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации. — М.: ИНФРА-М,

Социальное развитие персонала

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *