Железнодорожные войска, которые с этого года начали привлекать к ликвидации последствий стихийных бедствий, усилят и оснастят современной инженерной техникой. Новые батальоны будут развернуты в каждом военном округе. В результате железнодорожники, которых в армии уже называют «военным МЧС», смогут оперативно прибывать в любой регион в случае чрезвычайной ситуации.
Содержание
Батальоны помощи
В Западном военном округе уже созданы два новых батальона железнодорожных войск, сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. В ближайшие годы такие подразделения появятся во всех округах. Железнодорожники получат на вооружение современные тягачи, бульдозеры, вездеходы, болотоходы, амфибии, автомобили, инженерную технику и специальные средства.
Наращивание численности и оснащение современными средствами военных железнодорожников происходит на фоне их активного привлечения к восстановлению инфраструктуры пострадавших от стихии регионов. Сегодня две бригады железнодорожных войск устраняют последствия паводков в Иркутской области. Бойцы чинят железные и автомобильные дороги, жилые дома и социальные объекты, расчищают местность. Во время паводков в Приамурье железнодорожники Восточного военного округа за несколько дней построили несколько дамб возле реки Зея, защитив от наводнения город Свободный. Железнодорожные подразделения были направлены также на ликвидацию последствий взрывов на арсенале в Ачинске.
В интересах национальной безопасности
Основу железнодорожных войск на сегодняшний день составляют 10 отдельных бригад, в каждой из которых от двух до пяти батальонов.
Войска имеют батальоны нескольких типов: понтонно-мостовые, ремонтно-восстановительные, путевые, мостовые, батальоны механизации. Кроме того, в подчинении 8-го территориального командования (зона ответственности — юг России) есть несколько бронепоездов.
Речь идет в целом о пересмотре военной политики и роли вооруженных сил в системе обеспечения национальной безопасности, считает член экспертного совета «Офицеров России», доцент РЭУ имени Плеханова Александр Перенджиев.
— Не военной, подчеркиваю, а именно национальной, — отметил он. — Как показала практика, гражданские структуры не всегда справляются с вызовами в последние годы. Сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы военные всё больше участвовали в противодействии чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Концепция развития железнодорожных войск предусматривает не только численное увеличение данной военной структуры, но и повышение престижа службы в них, отметил эксперт.
— Железнодорожные войска с советских времен считались чуть ли не «исправительными», офицеров-строителей зачастую переводили туда в качестве наказания, — рассказал Александр Перенджиев. — Теперь, когда им доверят новые ответственные задачи и увеличат численность (появятся новые офицерские должности и карьерные перспективы), это положительно скажется на качестве кадрового состава войск.
Хорошо забытое старое
— Железнодорожные войска не раз в истории страны привлекали на помощь в экстренных ситуациях, — рассказал «Известиям» военный эксперт Олег Желтоножко. — Например, они сыграли важную роль в восстановлении народного хозяйства после Великой Отечественной войны. Но после 1990-х годов при модернизации армии увлеклись возможностью отдать всевозможные услуги на аутсорсинг. Видимо, сегодня пришли к выводу, что не так уж это выгодно и эффективно. Военные отличаются хорошим качеством работы. Железнодорожные войска — это те силы, которые могут наиболее оперативно реагировать на разрушения инфраструктуры.
Концепцию реформирования железнодорожных войск, в соответствии с которой они превращаются в «военное МЧС», начали реализовывать в нынешнем году. До этого в течение последних десятилетий военное руководство долго не могло определиться, что с ними делать. В 1990-е годы их передали в специально созданное ведомство — Федеральную службу железнодорожных войск, находящуюся в прямом подчинении президента. В 2002 году железнодорожники вновь вернулись в состав вооруженных сил как отдельный род войск. В конце 2000-х в ходе реформ Анатолия Сердюкова предлагали передать войска с баланса Минобороны в другое ведомство либо вовсе ликвидировать. Новый взгляд на возможности военных железнодорожников сформировался после 2014 года: в связи с событиями на Украине возникла необходимость построить железнодорожную ветку в обход ее территории. Задача была возложена на военных железнодорожников, которые возвели участок пути Журавка–Миллерово с опережением графика.
Ранее «Известия» сообщали, что в начале июля в наиболее пострадавший от наводнения город Тулун Иркутской области были направлены подразделения Центрального военного округа. Военнослужащие очистили от последствий паводка 57 га: разобрали завалы, убрали мусор с улиц и подворий. По заявкам местных жителей военные инженеры разобрали более 40 аварийных и принесенных течением домов. Для этого использовали грейдеры, самосвалы и экскаваторы, переброшенные из соседних регионов.
Кроме того, в зоне бедствия работал Центр биологической защиты специального назначения Минобороны — «биологический спецназ». Военные биологи доставили в пострадавшие районы вакцины от брюшного тифа и гепатита А, взяли пробы воды, грунта и биоматериала павших животных. По результатам исследований возбудителей инфекционных болезней обнаружено не было.
В соединениях и воинских частях Восточного военного округа, расположенных в Хабаровском крае, завершается подготовка к приему молодого пополнения, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на пресс-службу ВВО.
Прибытие первых новобранцев ожидается в конце октября. Всех призывников распределят по учебным ротам, в которых они усвоят основы общевойсковой подготовки.
«Основное внимание при работе с молодым пополнением будет уделено социальной адаптации в новых условиях. Необходимую помощь новобранцам будут оказывать армейские психологи, особенно в период становления в воинских коллективах», — говориться в сообщении пресс-службы округа. Осенний призыв начался 1 октября. Всего этой осенью в ряды вооруженных сил отправят порядка 1000 молодых людей из Хабаровского края. Цифра не намного меньше, чем в плане прошлого года. В военном комиссариате Хабаровского края тенденцию объяснили переходом подразделений на контрактную форму службы.
По словам председателя Хабаровского комитета солдатских матерей Валентины Решёткиной, престиж службы в армии безусловно растет, если сравнивать ситуацию с призывом несколько лет назад.
— Мы в месте с краевым военкоматом проводим встречи с призывниками. Отмечу, в техникумах наибольший интерес к службе, причем именно службе по контракту. Это связано с тем, что в армии сейчас хорошее материальное и социальное обеспечение, а на «гражданке» молодым людям довольно сложно найти работу по зарплате сопоставимую с армейской службой, — сказала Валентина Решёткина. По информации министерства обороны, с начала года более 7 тыс человек заключили первый контракт о прохождении службы в соединениях и воинских частях Восточного военного округа. Более половины из них заключили контракт, находясь на службе в армии по призыву, или вместо прохождения обязательной срочной службы.
По словам Валентины Решёткиной, в комитет солдатских матерей все реже поступают жалобы на дедовщину. Благодаря жесткому контролю за судьбой новобранцев, командиры стараются не допускать возникновения неуставных взаимоотношений, а также тщательно следят за здоровьем военнослужащих.
— Нам даже жаловались родители бойцов на то, что в одной учебной части на период сильных морозов «срочники» все время находились в помещении. Дескать, парни призваны из северных районов края, зачем их держать взаперти, — поделилась председатель краевого комитета солдатских матерей. По информации ВВО, самые востребованные специальности в армии — водители всех категорий, в том числе механики-водители. Набор на данные должности в этом году составил около половины всех набранных военнослужащих по контракту.
Кстати, военнослужащие с высшим образованием могут пройти офицерские курсы. Это тоже привлекает молодых людей в службе в армии.
Кроме того, прохождение службы является обязательным условием для трудоустройства, например, в органы власти.
За последние три года этнические проблемы в российской армии не только не сошли на нет, но и усугубились, ведь сам министр обороны РФ является представителем тувинского народа и способствует усилению тувинского землячества.
Очередной скандал разгорелся в учебном центре под Екатеринбургом, куда приезжают новобранцы со всего центрального военного округа. Здесь и происходит самая жесть, которую только можно представить в армии. Крупнейший учебный центр армии России находится в посёлке Елань в Свердловской области. Практически каждый год его сотрясают скандалы: выступают армейцы, летят погоны. Даже известных чрезвычайных происшествий не пересчитать. На той неделе стало известно о массовой драке, в которой приняли участие более 140 бойцов. Почему за всё существование российской армии с Еланью ничего не смогли сделать, мне непонятно.
По данным инсайдера агентства URA.ru, три месяца назад из города Кызыл в Туве прислали порядка 60 контрактников из 55-й отдельной горной мотострелковой бригады 41-й армии ЦВО для прохождения курсов выживания. По одной из версий, в последний вечер перед отъездом бойцы купили спиртного, чтобы отметить окончание учёбы. Выпив, они вспомнили какие-то обиды, которые видели от местных. Вооружившись ножами и заточками, приезжие атаковали казарму: 60 тувинцев выступили против сотни бойцов Еланского гарнизона. Произошла массовая драка, в результате которой в здании казармы выбиты стёкла, поломаны мебель и сантехника. Пресс-служба Министерства обороны подтвердила факт массовой драки, но назвала его бытовым конфликтом, по итогам которого участники получили лишь незначительные ссадины.
Интересно, что инцидент произошёл накануне приезда на Урал министра обороны РФ Сергея Шойгу, который совершает инспекционную поездку по гарнизонам ЦВО.
Это далеко не первое ЧП в свердловском гарнизоне. Одним из последних громких скандалов, связанных с Еланью, стала смерть солдата из Челябинской области Руслана Айдерханова. Его тело было найдено 3 сентября 2011 года за территорией военного городка на дереве. Военные утверждали, что парень покончил с собой, доказательством чего служила странгуляционная борозда на шее (как при повешении). Однако родители, вскрывшие гроб дома, обнаружили на теле сына множественные гематомы и раны. Тем не менее следствие признаков преступления не нашло.
В том же 2011 году вся страна смеялась из-за того, что заболевшие новобранцы Елани принимали присягу в пижамах, правда, с автоматами. Оказалось, что кто-то украл всю форму у бойцов. Чуть раньше в лесу под Еланью местные жители нашли брошенными более 200 танков Т-72 и Т-80. Технику привезли на станцию «Елань», сгрузили с эшелонов, отогнали в лес и бросили, даже не выставив охрану.
На всю страну в 2016 году прославился командир 5-й учебной танковой роты в Елани капитан Александр Цой. По данным следствия, 26 февраля 2016 года в Елань на переподготовку прислали 112 курсантов военной полиции из разных регионов России. Цоя назначили командовать этой сводной ротой, и он потребовал с каждого бойца по три тысячи рублей, чтобы благополучно сдать экзамен. В итоге капитан получил 318 тысяч рублей. Из 112 курсантов только шесть будущих военных отказались давать командиру взятку, все остальные заплатили.
Летом 2016 года Елань оскандалилась из-за того, что в посёлке перестали вывозить мусор. Это продолжалось месяц из-за того, что ООО «Главное управление жилищным фондом», которое занялось организацией ЖКХ после банкротства знаменитой «Славянки», не оплачивало услуги по вывозу отходов. В жаркое лето прошлого года в Елани едва не вспыхнула эпидемия инфекции из-за огромного количества мух.
Несколько месяцев из Елани не было криминальных новостей. А последний раз часть отметилась в мае 2017 года, когда контрактник сломал челюсть бойцу. Министерство обороны регулярно принимало меры для того, чтобы переломить ситуацию и избавить еланский центр от дурной репутации. Не раз менялись начальники центра, переводились новые офицеры.
Однако, как я вижу, это не помогает. Насколько в части вообще пытались заниматься этими проблемами всерьёз — большой вопрос. Судя по всему, руководство части не может справиться с этим безобразием, либо не хотят. Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования, заявил, что главная причина — это отсутствие регулярной боевой подготовки. Когда она есть, то ребятам не до глупостей — сил просто не остаётся. В этом случае военнослужащие были предоставлены сами себе, вот они и маялись от скуки. Скорее всего, боевая подготовка отсутствует из-за нехватки ресурсов: может быть, нет средств на топливо, не хватает ресурсов.
На мой взгляд, Министерство обороны сейчас должно предпринять максимально жёсткие и показательные меры, все виновные, в том числе и должностные лица, должны быть привлечены к установленной законодательством ответственности.
Помнится, в Волгоградской области тоже была часть, в которой регулярно происходили ЧП. Было принято мудрое решение вообще её расформировать. Полагаю, что в случае с учебным центром ЦВО на Урале следует поступить точно так же. Других вариантов пока не вижу.
Если призывнику, а точнее его убеждениям или вероисповеданию, противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, он имеет право на замену её альтернативной гражданской службой. За юридической консультацией можно обращаться ко мне.
Как и у любых других людей в погонах, у военнослужащих железнодорожных войск есть свой профессиональный праздник. Он отмечается 6 августа, в день основания этих специфических подразделений ещё императором Николаем I (!). В этот день отмечают заслуги военных железнодорожников в обеспечении безопасности страны. Вот уже второй век эти войска помогают государству не только в военное, но и в мирное время. Знаете, что тот же БАМ в основном строили не комсомольцы-добровльцы, а… воины железнодорожный войск! В преддверии праздника мы попросили сертоловчанина Дмитрия Мельника вспомнить свою службу в железнодорожных войсках.
Особые задачи
— Расскажите, когда и где вы проходили службу?
— Вот уже почти десять лет День железнодорожных войск – один из моих любимых праздников. Я получил повестку в мае 2009-го. Меня направили в Вологду, где я начал военную службу в 1-й понтонно-мостовой роте.
Железнодорожные войска – особые, их основная цель – строительство, восстановление, поддержание и техническое прикрытие железных дорог для перевозок войск, боевой и другой техники, всех необходимых материальных ресурсов. ЖДВ помогают поддерживать обороноспособность государства на высоком уровне.
Отзывы о железнодорожных войсках могут быть противоречивыми, но все сходятся в одном – здесь нужны только квалифицированные специалисты. А вот особых требований к здоровью или физической форме не предъявляется. Войска ЖДВ не являются элитными, по большей части люди в них заняты строительными работами в различных климатических условиях.
Наряд «Пути»
— Чем запомнилась служба?
— В наши обязанности входило восстановление нашей части, она выглядела довольно заброшенной, и мы приводили её в порядок. Рядом в поле проходили железнодорожные пути. Когда-то они были разворованы, там оставалось всего 8 рельс, общей протяжённостью 100 метров. На них стояли 10 вагонов. Поезд был обычным, пассажирским, но с заваренными окнами, и мы не знали, что внутри.
Задача стояла — доставить эти вагоны к месту, где начинались оставшиеся пути, по которым можно было бы вывезти эти вагоны в соседнюю часть. Этот наряд назывался «Пути». Сначала мы, 30 человек, толкали эти вагоны вперёд по уцелевшим рельсам, насколько это возможно. Потом освободившиеся пути разбирали, перетаскивали вперёд в сложно проходимых местах, где даже трактор не мог проехать. Сначала устанавливали шпалы, потом ставили и крепили к ним рельсы. И так 2,5 километра! По колено если не выше в грязи. Нужно ли говорить, насколько трудной была эта работа?
Я чётко понимал свои обязанности, всё, что от меня требуется, поэтому меня достаточно быстро назначили сержантом и заместителем командира 2-го монтажного взвода.
Второй день рождения
— А какой случай из военной службы вспоминаете чаще всего?
— 26 апреля — мой второй день рождения. Под конец службы, в период с 24 по 27 апреля в нашей части проходили тактико-специальные учения. 26 апреля мы продолжали строительство наплавного железнодорожного моста МЖМ-56. В тот день к месту строительства, где уже стояли понтоны, привезли швеллеры и сгрузили на понтон. Командир поставил задачу мне и ещё двоим солдатам передвинуть швеллер ближе к мосту. Но прежде приказал надеть каску. В другие дни я пренебрегал защитной каской, так как не был задействован в монтажных работах. Трое с другого конца швеллеры толкнули металлическую конструкцию, а я кантовал с другого. То ли я не подрасчитал силы, то ли трое с другого конца слишком резко толкнули швеллер, но в один миг моя голова оказалась зажата между двумя швеллерами. Если бы не каска, голова, наверное, лопнула бы, как арбуз…
Сослуживцы двух выпавших в январе из окон в воинской части в Юрге новосибирских призывников заявляют, что одного из них кто-то нарочно вытолкнул с четвёртого этажа. Солдаты также жалуются на ужасные условия в части и отсутствие медицинской помощи, рассказала 18 января корреспонденту Сиб.фм родственница одного из военнослужащих.
«Ребята, которые там были рядом, говорят, что его толкнули. С себя они вину снимают», — передала корреспонденту Сиб.фм слова одного из призывников, находящихся в в/ч 21005 в Юрге, его родственница в связи с инцидентом 4 января, когда другой новосибирский солдат выпал из окна на четвертом этаже казармы. Ранее военная прокуратура озвучила предварительную версию, согласно которой солдат мыл окна, не удержал равновесие и выпал из окна. Он был госпитализирован с черепно-мозговой травмой и переломами.
Часть известна высоким числом самоубийств среди призывников. 16 января из окна казармы выпал ещё один новосибирский срочник, по словам военных — из-за девушки. Ранее ещё двое военнослужащих в этой части умерли от пневмонии.
Как сообщила девушка, её родственник лежит в лазарете части с очередной простудой, молодой человек неоднократно жаловался на то, что температура воздуха в казарме поднимается до +18 градусов лишь к утру, «когда надышат», на «холодную форму» и на то, что в результате солдаты постоянно болеют.
В госпитале им дают только анальгин, зато одному из солдат за три недели семь раз сделали флюорографию, а врач появился за неделю только однажды, обрисовала ситуацию родственница.
«Офицерский состав свои обязанности не выполняет. С утра приходят, сели за компьютер и играют. Потом вышли, солдат пообзывали, поунижали, посмотрели за чистотой. Подполковник открыто заявлял: «Мне на вас всё равно, я тут нахожусь только для того, чтоб полковника получить», — рассказала родственница призывника, добавив, что «со старослужащими можно как-то общий язык найти, а со стороны офицеров — только унижения».
«Когда проверка приезжает, их там надрюкают, и день нормально проходит. Носятся с ними, как будто бы занимаются, и смотрят. Только проверка уехала — всё. Мы, говорит, никому не нужны. Зачем их призывают, он не понимает. Чтоб сидеть вот так вот в лазаретах или ещё где-нибудь?» — передала девушка слова призывника.