Собрание работников должника

Статья 12.1 Собрание работников, бывших работников должника

Но формулировки корявые. Не просто корявые, а ужасные. Такое ощущение что двоечники писали этот закон. Или люди далекие от банкротства.
Я для одного сайта делал обзор по изменениям, выложу его здесь.
Банкротство работодателя как инструмент борьбы с невыплатами зарплаты.
В период когда вся юридическая и неюридическая общественность бурно обсуждала будущее вступление с силу с 01 октября 2015 г. изменений к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. (далее – Закон о банкротстве) о банкротстве граждан, тихо и без лишней помпы вступили в силу изменения к указанному Закону, касающиеся прав работников, перед которыми работодатель имеет задолженность по заработной плате.
Так сложилось, что до 29.09.2015 года, пока не вступили в силу изменения в Закон о банкротстве, работники были наиболее незащищенной категорией кредиторов в делах о банкротстве должников – юридических лиц.
По старой редакции Закона о банкротстве работники имели право только избрать представителя их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, но какими-либо реальными рычагами воздействия на должника или арбитражного управляющего они не обладали. При этом размер задолженности перед работниками не имел никакого значения. Такому представителю отводилась роль «свадебного генерала» на собраниях кредиторов: представитель работников мог присутствовать на собраниях кредиторов без права голоса по вопросам повестки дня, знакомиться с копиями документов. Отсутствие представителя работников на собрании кредиторов (комитете кредиторов) не только не препятствовало его проведению, но и молчаливо одобрялось кредиторами, должником и арбитражным управляющим. А если нарушались интересы отдельного работника, например, по включению его требований во вторую очередь кредиторов, то работник самостоятельно пытался восстановить свои нарушенные права и законные интересы. Представитель работников мог участвовать только в урегулировании разногласий с арбитражным управляющим связанных с очередностью, составом и размером требований работников о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам или общей суммы капитализированных платежей во внебюджетные фонды.
Нарушение прав работников должника начиналось практически сразу с того момента, когда должник принимал решение обратиться в суд с заявлением о банкротстве.
Закон о банкротстве предусматривает, что должник обязан приложить к заявлению о банкротстве копию протокола, в котором работники избрали своего представителя для участия в арбитражном процессе по банкротству работодателя. Но это требование обязательно только в случае, если такое собрание работников проводилось. Подвох заключается в том, что законодательно не установлена обязанность контролирующих должника лиц ставить в известность трудовой коллектив о том, что было принято решение о подаче в суд заявления о банкротстве. Таким образом, работники, не избравшие своего представителя до подачи заявления должника в суд, с самого начала исключались работодателем-должником из числа лиц, участвующих в арбитражном процессе. Наверно чтобы не мешали собственникам должника «реструктурировать» свой проблемный бизнес.
Тут надо указать еще на один нюанс, существовавший в старой редакции Закона о банкротстве: кредиторы по задолженности по заработной плате были работниками только до начала процедуры конкурсного производства, так как в соответствии со ст. 129 Закона о банкротстве последствием введения данной процедуры является уведомление работников о предстоящем расторжении трудовых договоров и увольнение работников. А теперь самое главное: понятие «бывший работник» старая редакция Закона о банкротстве не содержала! Таким образом, почти мифический представитель работников практически полностью исчезал из числа лиц, активно участвующих в процедуре банкротства должника.
Все это порождало большое количество нарушений прав работников-кредиторов при злоупотреблении правами должником или арбитражным управляющим, так как законодатель не предусмотрел право представителя работников на подачу в суд жалоб на действия (бездействие) арбитражного управляющего и заявления о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, если они причинили ущерб кредиторам.
Итак, рассмотрим какие новеллы внес законодатель в наш многострадальный Закон о банкротстве в части прав работников должника.
1. Законодатель уточнил состав кредиторов и признал, что кредиторами являются не только действующие, но и бывшие работники должника.
2. Уточнен состав задолженности перед работниками. Теперь в него включается задолженность по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору. Фактически это вся задолженность работодателя перед работником.
3. Представителя работников могут избирать не только действующие работники, но и бывшие работники должника.
4. Задолженность по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, теперь является признаком несостоятельности (банкротства) и учитывается при рассмотрении обоснованности заявления должника о признании банкротом.
5. Установлен порядок определения задолженности по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору:
— задолженность, возникшая на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов;
— задолженность, возникшая после возбуждения дела о банкротстве, подлежит включению во вторую очередь текущих платежей.
6. Если должник оспаривает требования кредиторов-работников, то размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, определяется арбитражным судом в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Ранее такие разногласия рассматривались в судах общей юрисдикции.
7. Самая главная новелла – работники теперь наделены правом подачи заявления о банкротстве работодателя. Законодатель установил только одно условие для возникновения такого права – задолженность по оплате труда или выплате выходных пособий должна составлять более трех месяцев. При этом размер задолженности должен быть подтвержден решением суда, вступившим в законную силу. Однако размер этой задолженности законодатель прямо не ограничил, а только указал в Законе о банкротстве, что для возбуждения дела о банкротстве должника задолженность перед кредиторами должна составлять не менее трехсот тысяч рублей. Таким образом, имея на руках вступившее в силу решение суда о взыскании задолженности по оплате труда в размере более трехсот тысяч рублей, работник обращается в арбитражный суд с заявлением о банкротстве работодателя.
Какие неограниченные возможности это дает!!! Изменения в Закон о банкротстве от 29.12.2014 года, касающиеся запрета на выбор должником кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих, казалось навсегда закрыли возможность должникам совершить «самострел» с «дружественным» арбитражным управляющим. Но, не прошло и года как «калитка» вновь приоткрылась: никто и ничто не мешает единоличному исполнительному органу (да, собственно, и участникам юридического лица) быть теми самыми кредиторами-работниками с требованиями по зарплате более трехсот тысяч рублей.
8. Новая редакция Закона о банкротстве предусмотрела процедуру созыва и проведения собрания работников, бывших работников должника и избрание представителя работников должника. Организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим. Данное собрание должно проводиться не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов. При этом собрание правомочно, если на нем присутствует более чем половина числа работников, бывших работников должника, известных на дату созыва такого собрания. Арбитражный управляющий обязан письменно уведомить всех известных работников должника о созыве собрания и опубликовать сообщение о собрании в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, а в случае если число работников более ста он обязан опубликовать сообщение о собрании в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации (в настоящий момент таким изданием является еженедельное приложение к газете «КоммерсантЪ»).
Следует обратить внимание на несколько моментов:
— ни Закон о банкротстве, ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные акты не регламентируют порядок созыва собрания работников до начала процедуры банкротства (кто инициирует, где проводится собрание, как извещают работников и тем более бывших работников, участвуют ли только работники, перед которыми есть задолженность или весь трудовой коллектив, кворум и т.п.).
— Закон о банкротстве не содержит указаний не конкретный перечень решений, которые может принять собрание работников. По умолчанию Закон дате право работникам и бывшим работникам принять следующие решения: избрание/прекращение полномочий представителя работников, размер вознаграждения. Могут ли работники принимать иные решения? Например, решение подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.
— Так же из Закона о банкротстве явно не следует, что собрание работников должно проходить с той же периодичностью, что и собрание кредиторов должника.
— Не предусмотрена ответственность представителя работников за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Например, если представитель работников не присутствует на собраниях кредиторов, не обращается с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.
9. Оплата услуг представителя должника осуществляется теперь за счет должника. Эта новелла позволит работникам более эффективно защищать свои права, выбирая в качестве своего представителя профессионального юриста или адвоката.
Мы настоятельно рекомендуют избирать представителя работников при обращении в суд с заявлением о банкротстве должника, так как имеется правовая неопределенность в следующем вопросе: может ли работник самостоятельно участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве? Дело в том, что статья 34 Закона о банкротстве не упоминает работников и бывших работников в числе лиц, участвующих в деле о банкротстве должника, а статья 35 Закона предусматривает, что в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника может участвовать только представитель работников должника. Работник, как самостоятельный субъект арбитражного процесса в Законе о банкротстве не предусмотрен, в связи с чем есть риск недопущения работника в процесс по рассмотрению обоснованности заявления о признании должника банкротом.
10. Представитель работников теперь имеет право на подачу заявления о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности в ходе конкурсного производства. Это хороший шанс работникам восстановить социальную справедливость, потрепав нервы бывшему директору или собственникам бизнеса.
11. Требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего, а в случае оспаривания этих требований ― на основании судебного акта, устанавливающего состав и размер этих требований. Эта новелла, на наш взгляд дает более эффективную защиту прав работника и ограничивает произвол арбитражного управляющего по определению размера требований работника.
12. При санации должника теперь учитываются все требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.
13. Для целей подачи заявления о банкротстве работодателя работники, бывшие работники должника вправе объединить свои требования к должнику.
14. Если при рассмотрении обоснованности заявления кредитора-работника о ведении в отношении должника процедуры банкротства судом будет установлено отсутствие у должника средств, достаточных для погашения расходов при проведении процедуры банкротства, то эти расходы не могут быть возложены на заявителя-работника.
15. Изменен порядок удовлетворения требований работников-кредиторов, включенных во вторую очередь реестра требований кредиторов.
Требования кредиторов второй очереди подлежат пропорциональному удовлетворению в следующем порядке:
в первую очередь ― требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, в размере не более чем тридцать тысяч рублей за каждый месяц на каждого человека;
во вторую очередь ― оставшиеся требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
в третью очередь ― требования о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
16. Требования по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору применяются также при банкротстве особых субъектов-должников: финансовых организаций, субъектов естественных монополий, крестьянского (фермерского) хозяйства.
Резюмируя выше изложенное можно сделать следующие выводы:
Вывод № 1. Предоставляя большой объем прав работникам должника, перед которыми имеется задолженность по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, законодатель дает им очень эффективный инструмент для погашения задолженности. И если еще недавно очень широко использовался термин «корпоративный шантаж», то можно смело говорить о появлении понятия «трудовой шантаж» — угроза банкротства работодателя по требованию работников с целью ускорения выплаты задолженности.
Вывод № 2. Изменения в Закон о банкротстве в отношении прав работников и бывших работников должника имеют серьезные пробелы и требуют законодательной доработки по следующим направлениям:
— определить размер задолженности перед работниками и бывшими работниками, при котором они имеют право на подачу заявления в банкротстве должника-работодателя. Сейчас этот размер приравнивается к общей норме о задолженности юридического лица в размере триста тысяч. По нашему мнению, для целей подачи заявления в суд и возбуждения дела о банкротстве размер следует изменить в меньшую сторону. Например, можно установить, что для целей возбуждения дела о банкротстве должника-работодателя размер задолженности должен быть больше либо равен оплате труда работника за три месяца, в соответствии с трудовым договором.
— установить, что к заявлению должника о банкротстве в обязательном порядке прикладывается протокол собрания работников и бывших работников, которым избирается представитель работников должника либо справка должника об отсутствии задолженности перед данной категорией кредиторов. Отсутствие протокола собрания работников или непроведение собрания работников перед подачей заявления должника о банкротстве, а также предоставление с суд недостоверных сведений об отсутствии задолженности по оплате труда и выпале выходных пособий, влечет для контролирующих должника лиц субсидиарную ответственность в размере непогашенных требований перед данной категорией кредиторов.
— регламентировать права работников, подавших заявление о банкротстве должника-работодателя при рассмотрении судом обоснованности данного заявления. Таким образом, дать возможность работнику реализовать свои процессуальные права, как заявителю в деле о банкротстве должника.
(с) Jason Voorhees

Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 26 апреля 2018 года

Решение Комментарии Российская Федерация

  1. Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26 апреля 2018 года.
  2. Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2018 года.
  3. Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Беспалова М.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галкиной Е. Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901002135, ОГРН 1028900509538, адрес (место нахождения): 629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, ул. Свердлова 47, дата государственной регистрации 01.11.2002) о привлечении арбитражного управляющего Бегаль Петра Владимировича к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Восьмого Арбитражного апелляционного суда:
  4. от арбитражного управляющего – Скрягин В.Н. (доверенность № 55 АА 1352337 от 01.02.2016);
  5. Установил:

  6. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Бегаль Петра Владимировича к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  7. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
  8. В определении о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству, назначении предварительного судебного заседания и назначении дела к судебному разбирательству, арбитражный суд указал на возможность завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению дела в судебном заседании в случае, если лица, участвующие в деле, не явились в предварительное судебное заседание, но были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения и от них не поступило возражений против рассмотрения дела в их отсутствие.
  9. Каких-либо возражений относительно рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании от сторон не поступило.
  10. Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд счел дело подготовленным к рассмотрению по существу в судебном заседании первой инстанции, руководствуясь ст. 137 АПК РФ, с учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, против рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании, завершил предварительное судебное заседание по делу и открыл судебное заседание в первой инстанции.
  11. Дело рассматривается арбитражным судом в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
  12. Как следует из материалов дела, Определением Арбитражного суда ЯНАО от 06.10.2017 по делу №А81-4215/2017 в отношении ООО «ЭксСтройПроект» введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден Бегаль Петр Владимирович.
  13. Указанное определение опубликовано в картотеке арбитражных дел 07.10.2017 в 17:49:54 МСК.
  14. Решением Арбитражного суда ЯНАО от 05.02.2018 по делу №А81-4215/2017 ООО «ЭксСтройПроект» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на временного управляющего Бегаль Петра Владимировича.
  15. Арбитражным управляющим Бегаль Петром Владимировичем 27.10.2017 года включено сообщение в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, о проведении собрания работников, бывших работников ООО «ЭксСтройПроект» в форме заочного голосования с прикреплённым бланком бюллетеня заочного голосования. Дата окончания приема бюллетеней 20.11.2017.
  16. В газете «Коммерсантъ» сообщение о проведении собрания работников, бывших работников не опубликовано.
  17. Таким образом, по мнению заявителя арбитражным управляющим Бегаль П.В. нарушены требования п. 2 ст. 12.1 Закона о банкротстве.
  18. Управлением, в ходе проведения административного расследования, установлено, что Определением Арбитражного суда ЯНАО от 06.10.2017 г. по делу № А81- 4215/2017 в отношении ООО «ЭксСтройПроект» введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден Бегаль Петр Владимирович.
  19. Временный управляющий Бегаль П.В. обязан был направить сведения о введении процедуры наблюдения для опубликования в АО «Коммерсантъ», не позднее 16.10.2017 г., однако, временный управляющий Бегаль П.В. направил сведения о введении процедуры наблюдения для опубликования в АО «Коммерсантъ» 13.10.2017 г., денежные средства за публикацию поступили 17.10.2017 г., сведения опубликованы в ЗАО «Коммерсантъ» № 197(6191) от 21.10.2017 г., на стр. 35. Что подтверждается ответом АО «Коммерсантъ» исх. № 4067.
  20. Так же временный управляющий обязан был включить сведения в ЕФРСБ не позднее 11.10.2017 г., однако публикация сообщения была произведена после оплаты арбитражным управляющим денежных средств 18.10.2017 г. Что подтверждается ответом ЗАО «Интерфакс» исх. №1Б7072 от 22.02.2018 г.
  21. Таким образом, по мнению заявителя временным управляющим Бегалем П.В. нарушены требования п. 1 ст. 128 Закона о банкротстве.
  22. Арбитражный управляющий Бегаль П.В. при осуществлении процедуры наблюдения в отношении ООО «ЭксСтройПроект» нарушил требования п. 2 ст. 12.1, п. 1 ст. 128, п. 1 ст. 28 и п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве в части:
  23. • не опубликования в газете «Коммерсантъ» сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника;
  24. • нарушении срока опубликования сведений о введении процедуры наблюдения в официальном издании АО «Коммерсантъ»;
  25. • нарушении срока включения о введении процедуры наблюдения в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве;
  26. • неисполнения обязанностей арбитражного управляющего действовать добросовестно и разумно, в интересах должника кредиторов и общества.
  27. В отношении арбитражного управляющего Бегаль Петра Владимировича составлен протокол об административном правонарушении № 00068918 от 14.03.2018.
  28. Рассмотрев заявление, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
  29. В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона о банкротстве, частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
  30. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
  31. В силу статьи 24 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту — Федеральный закон №127-ФЗ, Закон о банкротстве) арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации и при проведении процедур банкротства действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
  32. На основании пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. В силу абзаца десятого пункта 2 статьи 20.3 данного Закона арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан осуществлять установленные настоящим Законом функции.
  33. Законодательство Российской Федерации, в том числе нормы Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», регламентирующее деятельность арбитражных управляющих, закрепляет, среди прочего, права ряда заинтересованных субъектов по обжалованию действий арбитражного управляющего, а также специальный порядок обжалования и перечень органов и организаций, компетентных рассматривать такие жалобы.
  34. Частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 29.12.2015) установлено, что неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
  35. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.
  36. Согласно пункту 1 статьи 68 Закона о банкротстве, временный управляющий обязан направить для опубликования в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, сообщение о введении наблюдения.
  37. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 1049-р «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» газета «КоммерсантЪ» определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве.
  38. В пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 68 Закона о банкротстве временный управляющий обязан направить для опубликования в порядке, предусмотренном статьей 28 данного Закона, сообщение о введении наблюдения.
  39. До определения регулирующим органом на основании абзаца второго пункта 1 статьи 28 Закона о банкротстве срока опубликования сведений о введении наблюдения данные сведения в силу аналогии закона (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации) подлежат направлению временным управляющим для опубликования в десятидневный срок с даты его утверждения (пункт 1 статьи 128 Закона о банкротстве).
  40. В связи с этим, датой направления соответствующих сведений следует считать дату оплаты арбитражным управляющим выставленного печатным изданием счета на опубликование сообщений.
  41. Определением Арбитражного суда ЯНАО от 06.10.2017 г. по делу № А81- 4215/2017 в отношении ООО «ЭксСтройПроект» введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден Бегаль Петр Владимирович.
  42. Временный управляющий Бегаль П.В. обязан был направить сведения о введении процедуры наблюдения для опубликования в АО «Коммерсантъ», не позднее 16.10.2017 г., однако, временный управляющий Бегаль П.В. направил сведения о введении процедуры наблюдения для опубликования в АО «Коммерсантъ» 13.10.2017 г., денежные средства за публикацию поступили 17.10.2017 г., сведения опубликованы в АО «Коммерсантъ» № 197(6191) от 21.10.2017 г., на стр. 35. Что подтверждается ответом АО «Коммерсантъ» исх. № 4067.
  43. При этом арбитражный управляющий давая согласие о назначении его временным управляющим должника имел возможность отслеживать указанную информацию в картотеке арбитражных дел, где определение о введении процедуры наблюдения было опубликовано 07.10.2017. При этом до 13.10.2017 с заявкой о выставлении счета в Комерсантъ не обращался.
  44. Так же временный управляющий обязан был включить сведения в ЕФРСБ не позднее 16.10.2017 г., однако публикация сообщения была произведена после оплаты арбитражным управляющим денежных средств 18.10.2017 г. Что подтверждается ответом ЗАО «Интерфакс» исх. № 1Б7072 от 22.02.2018 г. Оплата была произведене по платежному поручениею № 18811 от 17.10.2017 (т. 1 л.д. 57)
  45. Факт нарушения срока опубликования сведений о введении наблюдения в АО «Коммерсантъ», на портале ЕФРСБ подтверждается материалами дела.
  46. Таким образом, арбитражным управляющим не исполнены обязанности, предусмотренные пунктом 4 статьи 20.3, пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве.
  47. Административный орган также вменяет арбитражному управляющему Бегаль Петру Владимировичу в вину нарушение п. 2 ст. 12.1 Закона о банкротстве.
  48. Определением Арбитражного суда ЯНАО от 06.10.2017 г. по делу № А81- 4215/2017 в отношении ООО «ЭксСтройПроект» введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден Бегаль Петр Владимирович.
  49. Судебное заседание по рассмотрению отчета временного управляющего назначено на 05 февраля 2018 года на 08 часов 30 минут
  50. В газете «Коммерсантъ» сообщение о проведении собрания работников, бывших работников не опубликовано.
  51. В соответствии со ст. 12.1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Закон о банкротстве) организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим.
  52. Собрание работников, бывших работников должника проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.
  53. При невозможности проведения собрания работников, бывших работников должника по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения такого собрания определяется арбитражным управляющим. По решению арбитражного управляющего собрание работников, бывших работников должника может быть проведено в форме заочного голосования.
  54. Согласно пункту 2 статьи 12.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г., для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением работника, бывшего работника должника признается направление им сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника по почте не позднее чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания работников, бывших работников должника, а также опубликование такого сообщения в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.
  55. Арбитражным управляющим Бегаль Петром Владимировичем 27.10.2017 года включено сообщение в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, о проведении собрания работников, бывших работников ООО «ЭксСтройПроект» в форме заочного голосования с прикреплённым бланком бюллетеня заочного голосования. Дата окончания приема бюллетеней 20.11.2017, № сообщения 2184633.
  56. При этом публикация в газете Комерсантъ в нарушение требований закона осуществлена не была.
  57. 27.11.2017 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве размещены сведения о решениях, принятых собранием работников, бывших работников должника.
  58. В частности указано, что временный управляющий ООО «ЭксСтройПроект», ИНН 8901018382 ОГРН 1068901011288, 629003 адрес: г. Салехард, мкр. Полярный, д. 6, Бегаль Петр Владимирович (ИНН 550114983896, СНИЛС 078-073-510-75, 644053 г. Омск, А/Я 2270, Бегаль П.В.), действующий на основании Определения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2017 г. по делу № А81-4215/2017 настоящим сообщением размещает результаты заочного голосования работников ООО «ЭксСтройПроект» по вопросу повестки собрания: 1. Избрание представителя работников, бывших работников ООО «ЭксСтройПроект».
  59. Также в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве размещен протокол собрания работников, в котором указано, что на дату окончания приема бюллетеней для заочного голосования по вопросу избрания представителя работников должника в адрес временного управляющего от работников не поступило ни одного заполненного бюллетеня.
  60. В соответствии со статьей 12.1 пункт 7 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Решения собрания работников, бывших работников должника принимаются большинством голосов от числа голосов работников, бывших работников должника, присутствующих на таком собрании, или в случае проведения его путем заочного голосования — большинством голосов от общего числа голосов работников, бывших работников должника.
  61. Результаты заочного голосования:
  62. Собрание работников ООО «ЭксСтройПроект» проведенное в форме заочного голосования не состоялось.
  63. Статьей 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 предусмотрено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
  64. Таким образом, проведя собрание работников управляющим не была осуществлена публикация информации в официальном печатном издании.
  65. Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.001.2018 по делу № А81-4215/2017 суд обязал временного управляющего общества с ограниченной с ограниченной ответственностью «ЭксСтройПроект» (ИНН 8901018382 ОГРН 1068901011288, адрес: г. Салехард, мкр. Полярный, д. 6) Бегаля Петра Владимировича отложить проведение первого собрания кредиторов общества с ограниченной ответственностью «ЭксСтройПроект» до рассмотрения требований кредиторов, предъявленных в суд в порядке и в сроки, установленные статьей 71 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)».
  66. Решением Арбитражного суда ЯНАО от 05.02.2018 по делу №А81-4215/2017 ООО «ЭксСтройПроект» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на временного управляющего Бегаль Петра Владимировича.
  67. Публикация в ЕФРСБ о назначении собрания работников (бывших работников) была размещена 26.02.2018 номер сообщения 2488580, публикация в печатном издании АО «Коммерсантъ» была размещена 03.03.2018, № 38(6276).
  68. В соответствии с требованиями ст. 12.1. Закона о банкротстве в публикациях указаны сведения о форме проведения собрания (заочное голосование), дата окончания приема бюллетеней (28.03.2018г.), почтовый адрес для направления бюллетеней (644001, г. Омск, ул. Лермонтова, 127), а также указана повестка дня собрания (Избрание представителя работников, бывших работников ООО «ЭксСтройПроект»).
  69. 05.04.2018 управляющим размещен протокол собрания работников.
  70. В тексте сообщения указано следующее:
  71. 1. И.О. конкурсного управляющий ООО «ЭксСтройПроект», ИНН 8901018382 ОГРН 1068901011288, 629003 адрес: г. Салехард, мкр. Полярный, д. 6, Бегаль Петр Владимирович (ИНН 550114983896, СНИЛС 078-073-510-75, 644053 г. Омск, А/Я 2270, Бегаль П.В.), действующий на основании Решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.02.2018 г. по делу № А81-4215/2017 настоящим сообщением размещает результаты заочного голосования работников ООО «ЭксСтройПроект» по вопросу повестки собрания: 1. Избрание представителя работников, бывших работников ООО «ЭксСтройПроект».
  72. 2. Помимо изложенного И.О. конкурсного управляющего ООО «ЭксСтройПроект» Бегаль П.В. доводит до сведения кредиторов, работников должника, а также иных лиц участвующих в деле о банкротстве № А81-4215/2017 о том что ранее собрание работников должника фактически не проводилось так как проведение собрания работников было перенесено на более позднюю дату (28.03.2018), следовательно информацию в сообщения №2184633 от 27.10.2017 и №2259569 от 27.11.2017 прошу считать не действительной.
  73. В ходе судебного заседания представитель арбитражного управляющего не пояснил каким нормативно-правовым актом предусмотрено право управляющего признавать недействительным протокол собрания работников.
  74. Как следует из решения суда по делу № А81-4215/2017 определением от 17.01.2018 суд удовлетворил ходатайства ООО «Ямалстройтранс», ООО «Ямалкомплектсервис» и НО «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» об отложении проведения первого собрания кредиторов должника и обязал временного управляющего ООО «ЭксСтройПроект» Бегаля Петра Владимировича отложить проведение первого собрания кредиторов ООО «ЭксСтройПроект» до рассмотрения требований кредиторов, предъявленных в суд в порядке и в сроки, установленные статьей 71 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)».
  75. В настоящее время арбитражным судом не рассмотрены требования ООО «Ямалстройтранс» в размере 27 183 470 руб. 00 коп., НО «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» в размере 11 814 584 руб. 38 коп., ООО «Ямалкомплектсервис» в размере 12 135 135 руб. 52 коп., предъявленные в порядке и в сроки, установленные статьей 71 Закона о банкротстве.
  76. Между тем как указывает суд в своем решении положения нормы статьи 51 Закона о банкротстве устанавливают пресекательный срок рассмотрения дела о банкротстве: дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
  77. Согласно материалам дела заявление «Стройстрим» о признании ООО «ЭксСтройПроект» банкротом поступило в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа 30.06.2017. Таким образом, семимесячный срок с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) истек. Возможность принятия судом решения о признании должника несостоятельным (банкротом) по окончании процедуры наблюдения при отсутствии решения первого собрания кредиторов о выборе последующей процедуры банкротства предусмотрена Законом о банкротстве. Отсутствие решения первого собрания кредиторов не является обстоятельством, препятствующим рассмотрению дела о банкротстве с соблюдением требований статей 51 и 75 Закона о банкротстве.
  78. С учетом изложенного Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа приходит к выводу, что при проведении собрания работников и публикации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 27.10.2017 соответствующих сведений арбитражным управляющим было допущено нарушение, поскольку не была осуществлена в нарушение требований статьи 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 публикация в официальном печатном издании.
  79. Однако поскольку собрание кредиторов не состоялось в связи с приинятием обеспечительных мер в последствии им было проведено собрание работников с соблюдением порядка извещения.
  80. Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом при проведении процедуры банкротства, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
  81. Неисполнение данных обязанностей свидетельствует о недобросовестном отношении арбитражного управляющего к исполнению обязанностей, возложенных Законом о банкротстве, при проведении процедуры конкурсного производства, нарушает права и интересы кредиторов.
  82. Таким образом, суд считает, что в действиях арбитражного управляющего Бегаль Петра Владимировича имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении конкурсным управляющим обязанностей, установленных пунктом 2 статьи 12.1, пунктом 4 статьи 20.3, пунктом 1 статьи 28, Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  83. Вместе с тем, суд, принимая во внимание доводы арбитражного управляющего, изложенные в отзыве, а также учитывая, что действия (бездействие) арбитражного управляющего, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, полагает, что вышеуказанные правонарушения, могут быть признаны малозначительными.
  84. В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения. При этом, исходя из смысла статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицом, освобожденным от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, возмещению не подлежат.
  85. В связи с чем, суд считает возможным применить к выявленному нарушению нормы статьи 2.9 КоАП РФ и освободить арбитражного управляющего Бегаль Петра Владимировича от административной ответственности, в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничится устным замечанием.
  86. Исходя из изложенного, у суда отсутствуют основания для привлечения арбитражного управляющего Бегаль Петра Владимировича к административной ответственности.
  87. Руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
  88. Решил:

  89. 1. В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901002135, ОГРН 1028900509538, адрес (место нахождения): 629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, ул. Свердлова 47, дата государственной регистрации 01.11.2002) о привлечении арбитражного управляющего Бегаль Петра Владимировича к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отказать, в связи с малозначительностью правонарушения.
  90. 2. Объявить арбитражному управляющему Бегаль Петру Владимировичу устное замечание.
  91. 3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
  92. 4. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://yamal.arbitr.ru.
  93. 5. В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
  94. 6. Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
  95. 7. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
  96. Судья
  97. М.Б. Беспалов

Работодатели должны обеспечить вакцинацию иностранных сотрудников до конца года. Возможны штрафы

Требование касается прививок против кори. В Постановлении №2 от 06.03.2019 Главный государственный санитарный врач обязал всех работодателей, которые нанимают на работу иностранных граждан, обеспечить их вакцинацию, если они не болели корью, не привиты или не располагают сведениями о прививках.

В этом же документе описаны мероприятия по обеспечению вакциной и организации кампании по иммунизации в субъектах Российской Федерации.

Постановление №2 не регламентирует вопрос компенсации затрат на вакцинацию: должны ли работодатели оплачивать ее или только обеспечить явку работника. Согласно статьям 6 и 9 закона №157-ФЗ от 17.09.1998, иммунизация от кори входит в национальную программу профилактических прививок и обеспечивается за государственный счет. Это значит, что вписывать ее в расходы предприятия нельзя.

Вместе с тем, по тому же закону (статья 5) у работников есть право отказаться от вакцинации. Чтобы избежать штрафов за нарушение Постановления №2 работодателям целесообразно собирать письменные отказы.

Источник: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 6 марта 2019 г. № 2 «О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории Российской Федерации».

В Новосибирске прокурор нашел нарушение закона в просьбе чиновника поднять явку на выборах

НОВОСИБИРСК, 5 сентября. /ТАСС/. И. о. прокурора Первомайского района Новосибирска вынес главе администрации района представление об устранении нарушений закона, которые были выявлены в письме заместителя главы района к частной предпринимательнице. В письме содержалось требование обеспечить явку сотрудников ее компании на выборы губернатора Новосибирской области, которые пройдут 9 сентября, сообщает в среду пресс-служба прокуратуры Новосибирской области.

Ранее сообщалось, что предприниматель из Новосибирска разместила в соцсети копию обращения к ней замглавы Первомайского района города Евгения Буркова, написанного на официальном бланке районной администрации. В нем чиновник просил «с целью выполнения важной государственной задачи» оказать содействие «по повышению явки избирателей 9 сентября 2018 года». В письме также предлагалось определить «ответственных специалистов, которые в день выборов соберут оперативную информацию о проголосовавших работниках вашего предприятия».

Ответ предпринимательница должна была дать до 14:00 понедельника 3 сентября, но вместо этого направила обращение в областную избирательную комиссию, сотрудники которой написали в прокуратуру.

«Оценка законности содержащихся в письме положений выявила нарушения п. 3 ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п. 2 ст. 1 Закона Новосибирской области «О выборах губернатора Новосибирской области» о свободе и добровольности участия граждан в выборах», — говорится в сообщении пресс-службы правительства Новосибирской области.

В единый день голосования 9 сентября в Новосибирской области пройдут 32 кампании по выбору 77 депутатов, а также досрочные выборы губернатора, которые были назначены в связи с уходом с этого поста Владимира Городецкого.

Необходимость проведения собрания работников должника

Согласно п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закона о банкротстве) организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим.

Собрание работников, бывших работников должника проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.

При невозможности проведения собрания работников, бывших работников должника по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения такого собрания определяется арбитражным управляющим.

По решению арбитражного управляющего собрание работников, бывших работников должника может быть проведено в форме заочного голосования.

Согласно п. 2 ст. 12.1 Закона о банкротстве для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением работника, бывшего работника должника признается направление им сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника по почте не позднее чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания работников, бывших работников должника, а также опубликование такого сообщения в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

Таким образом, указанными положениями на арбитражного управляющего возложена обязанность по обязательному проведению собрания работников, бывших работников должника с обязательным опубликованием об этом сведений на сайте ЕФРСБ и в газете «Коммерсантъ».

Является логичным вопрос, а нужно ли проводить собрание работников должника, если у должника фактически их никогда не было?

Исходя из буквального толкования положений п. 1 и п. 2 ст. 12.1 Закона о банкротстве собрание работников, бывших работников должника проводится арбитражным управляющим вне зависимости от наличия перед ними такой задолженности у должника. Участие в собрании работников должника, бывших работников должника принимают все работники, бывшие работники должника, включая руководителя.

Таким образом, обязанность по проведению собрания работников, бывших работников должника должна быть исполнена арбитражным управляющим даже при фактическом отсутствии работников, бывших работников должника.

Правила проведения собрания работников должника при банкротстве

Собрание работников при банкротстве — законодательно закрепленное мероприятие в рамках дела о несостоятельности. Его цель — учесть интересы сотрудников. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ

Когда организация признана несостоятельной, основные решения по ее дальнейшей деятельности принимает арбитражный управляющий. Однако все те, перед кем юрлицо несет обязательства, тоже вправе контролироваться процесс. Они делятся на две группы. Среди кредиторов каждый выступает от своего имени. А представитель работников должника при банкротстве выражает интересы всего трудового коллектива. Разберемся, на что он имеет право в этой ситуации и каким образом происходит его назначение.

Законодательная база

В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002, собрание работников при банкротстве проводится отдельно от кредиторов. Имеются в виду те люди, с которыми на момент введения первой процедуры заключены действующие трудовые договоры.

Сотрудники, которые уже уволились, но не получили зарплаты и выходное пособие, могут стать конкурсными кредиторами второй очереди. Однако закон рекомендует собрание бывших работников при банкротстве проводить совместно с действующими. Представитель от обеих групп будет единственным.

Сотрудники, в отличие от конкурсных кредиторов, права голоса не имеют. Их участие необходимо, скорее, для конкретизации финансового положения должника. Ведь ситуация, когда компания не способна даже платить зарплату персоналу, куда серьезнее той, когда она, к примеру, не расплатилась с поставщиком по крупному договору.

Правила проведения собраний

Уведомление о собрании работников должника при банкротстве направляет арбитражный управляющий не менее чем за десять дней до назначенной даты. Сделать это можно:

  • почтой, если штат включает менее ста человек;
  • путем размещения объявления в Едином федеральном реестре сведений об организациях-банкротах, если больше 100 человек;
  • через ЕФРСБ, если штат меньше 100 человек, но адреса их местонахождения неизвестны.

Провести мероприятие можно как очно, так и заочно. Если собрание работников должника при банкротстве проводится заочно, участникам заранее выдают бюллетени для голосования. Соответственно, правомочность заседания будет определяться либо количеством присутствовавших, либо числом поступивших заявлений.

Содержание уведомления

Часть 3 статьи 12.1 содержит перечень данных, которые необходимо привести в этом документе:

  • форма (очная или заочная);
  • дата и время;
  • место, если оно отличается от адреса должника;
  • повестка дня.

Дополнительно для ясности стоит указать инициатора (конкурсного управляющего) и любые сведения, имеющие значение для подготовки к мероприятию, например образец протокола собрания работников должника при банкротстве — для назначения представителя.

Права и полномочия представителя работников в деле о банкротстве

Обращаться в арбитражный суд с ходатайствами или обжаловать его акты он права не имеет. Это не участник дела о несостоятельности должника. Полномочия представителя ограничены следующим перечнем:

  • наблюдать за ходом процесса;
  • выступать на собрании кредиторов без права голоса;
  • получать документы для ознакомления;
  • подавать заявления на имя арбитражного управляющего;
  • обращаться в суд в случае несогласия с его решениями и действиями.

При этом его кандидатуру необходимо утвердить коллективно. Если один из сотрудников набирает более половины голосов, протокол утверждения передают арбитражному управляющему.

Задолженность компании перед работниками и бывшими работниками в части заработной платы и выходного пособия погашается в составе второй очереди. Для учета интересов сотрудников по нормам ФЗ-127 проводится их собрание (аналогичное собранию кредиторов).

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Правовое регулирование

Особенности проведения собрания работников должника регулируются на основании ст. 12.1 127-ФЗ. В таком собрании могут участвовать работники, которые числятся в штате должника на текущий момент, а также уволенные по различным основаниям. Уволенный персонал имеет право на участие в собрании, только если при увольнении ему не были выплачены положенные по закону зарплата, компенсация отпуска и выходное пособие.

Данная статья является относительно новой нормой в российском законодательстве о банкротстве и была введена в 2015 году в целях повышения защищенности работников должника.

Согласно п. 1 ст. 12.1 127-ФЗ, за организацию проведения собрания работников должника отвечает арбитражный управляющий. Такое собрание проводится не позднее, чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов, чтобы перед собранием кредиторов была возможность определиться с размером требований персонала компании. То есть указанные виды собраний проводятся раздельно.

При уклонении управляющего от своей обязанности провести собрание в сроки, установленные данной статьей, оно проводится лицом или лицами, которые требуют его созыва (по п. 5 ст. 12.1 127-ФЗ).

Стоит отметить, что непроведение арбитражным управляющим собрания работников является основанием для привлечения его к административной ответственности. Такой проступок может грозить ему предупреждением, штрафом в размере 25-50 тыс. р., а повторное нарушение норм законодательства – дисквалификацией на срок до 3 лет.

В качестве места проведения собрания выступает местонахождение должника (место работы персонала). Если по каким-то причинам это невозможно, то место проведения собрания определяется арбитражным управляющим в деле о банкротстве. Собрание может быть проведено в форме заочного голосования, если такой формат более удобен и предпочтителен.

Денежные средства в рамках процедуры банкротства погашаются в определенной очередности, которая предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Во внеочередном порядке погашают текущие требования (в том числе заработная плата, начисленная после принятия заявления о банкротстве).
  2. В первую очередь рассчитываются по требованиям граждан, перед которыми у должника образовалась задолженность по компенсациям причинения вреда жизни и здоровья.
  3. Во вторую очередь должнику нужно рассчитаться по выходным пособиям и в части оплаты труда.
  4. И только потом рассчитываются с прочими кредиторами.

Защита прав работников в деле о банкротстве является одним из острейших проблемных вопросов процесса признания финансовой несостоятельности. Права работников в ходе процесса банкротства во многом зависят от проводимой процедуры. В случае введения в отношении должника определенной реабилитационной процедуры (финансового оздоровления или внешнего управления) вероятность получения ими зарплаты достаточно велика. Тогда как при конкурсном производстве эти шансы сокращаются. С учетом того, что конкурсное производство неизбежно приводит к ликвидации компании, то все сотрудники подлежат увольнению. В обязанности конкурсного управляющего входит их уведомление о предстоящем сокращении в течение месяца после признания судом должника банкротом.

Хотя сотрудники и могут рассчитывать на получение задолженности по зарплате перед ними в рамках дела о банкротстве, но права голоса они не имеют.

Ключевое предназначение собрания работников – конкретизировать финансовое положение должника. Дело в том, что в реестр требований задолженность по зарплате включается на основании бухгалтерской документации, а в ней нередко содержатся ошибочные и некорректные данные.

Работники могут скорректировать размер долга перед ними, но они должны подтвердить факт неверно начисленной зарплаты документально.

Собрание работников проводится в очной и заочной формах. На практике очный формат с большой численностью персонала избирается редко, так как обеспечить явку всех сотрудников весьма проблематично. Поэтому предпочтения делаются в сторону заочной формы, при котором сотрудникам рассылаются бюллетени с важнейшими вопросами.

Порядок уведомления о собрании работников

На основании п. 2 ст. 12.1 127-ФЗ в обязанности управляющего входит отправка уведомления работникам о предстоящем собрании. Под надлежащим уведомлением работника или бывшего сотрудника по нормам законодательства подразумевается отправка письменного уведомления по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении).

Если управляющим был выбран вариант отправки уведомления по почте, то он должен переслать его за 10 дней, если же другим способом – то передать уведомление необходимо как минимум за 5 дней до проведения собрания.

Также уведомление о проведении собрании работников публикуется в открытом доступе на основании порядка по ст. 28 127-ФЗ. Если численность работников превысила 100 человек либо местонахождение сотрудников определить невозможно, то надлежащим уведомлением является публикация сведений в открытом доступе по правилам ст. 28 127-ФЗ.

Какую информацию должно содержать уведомление

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Перечень сведений, которые должны быть указаны в уведомлении о банкротстве компании, включает в свой состав:

  1. Форма проведения (заочная или очная форма).
  2. Дата и место проведения собрания сотрудников и бывших сотрудников должника.
  3. Повестка дня собрания.

Если собрание проводится в заочной форме, то в уведомлении прописывается дата окончания приема бюллетеней для голосования и адрес для их отправки. Также при заочной форме к заявлению прикладывается бюллетень для голосования.

Полномочия представителя работников должника

Собрание работников может стать правомочным, если на нем присутствовали не менее половины участников, о которых было известно. Решения собрания принимаются большинством от общего числа присутствующих или большинством от поступивших голосов в бюллетенях.

Протокол собрания работников должен быть составлен в двух экземплярах, один из которых подлежит передаче в арбитражный суд. Сделать это нужно в течение 3 дней со дня проведения собрания.

Если собрание был организовано не управляющим, а иным заинтересованным лицом, то такой протокол должен быть составлен в 3 экземплярах:

  1. Для арбитражного суда.
  2. Для управляющего.
  3. Для организатора собрания.

Законодательно права отдельных работников в делах о финансовой несостоятельности достаточно ограничены. Они не вызываются персонально в арбитражный суд, не участвуют в собрании кредиторов и пр. Защищать их права и законные интересы может представитель работников. Выбранный представитель работников должника осуществляет полномочия на основании протокола собрания.

Представитель работника должника не может обращаться в суд с ходатайствами в рамках дела о банкротстве (за исключением тех, которые связаны с возникшими разногласиями по вопросам очередности, состава и размера требований по выплате выходных пособий и текущей оплате труда персонала, устроенного по трудовым договорам). Он не выступает полноправным участником дела о банкротстве. Тем не менее к его полномочиям можно отнести:

  • наблюдение за ходом процедуры;
  • выступление на кредиторском собрании без права голоса;
  • подача заявлений на имя арбитражного управляющего;
  • получение документации и всей необходимой информации по ходу процесса для ознакомления;
  • получение от арбитражного управляющего сведения о составе и размере требований, которые включены в реестр требований. С учетом положений законодательства представитель работников имеет право запросить у арбитражного управляющего выписку из реестра требований, а если задолженность превышает 1% – весь реестр. Но расходы на предоставление выписки и копии выписки возлагаются на лицо, которое ее запросило;
  • обращение в суд при несогласии с решениями и действиями.

Кандидатура представителя утверждается коллективно с помощью простого большинства голосов.

Протокол собрания с принятыми на нем решениями подлежит размещению в ЕФРСБ в течение 5 дней после его проведения. Это сообщение содержит сведения о численности персонала, количестве бывших работников должника, которые участвовали в собрании, и о размере требований кредиторов второй очереди (именно к этой очереди относят сотрудников).

В права собрания работников входит избрание нового представителя сотрудников взамен прежнего в любой момент. Для замены представителя не менее половины работников должны обратиться с соответствующим заявлением к управляющему в деле о банкротстве.

Представитель работников может отказаться от осуществления полномочий в любой момент, предварительно направив заявление управляющему за два месяца до прекращения своей деятельности. Причина самоотвода в законодательстве не конкретизируется, поэтому может быть любой. В этом случае управляющий организует новое собрание или уведомляет управляющего о прекращении полномочий.

На основании п. 10 ст.12.1 127-ФЗ представитель работников при осуществлении своих прав и обязанностей должен действовать в интересах всего персонала или бывших сотрудников. Благодаря такому представительству, трудовой коллектив получает представление о существующем положении дел на производстве и может повлиять на внедрение той или иной процедуры признания должника финансово несостоятельным, которая выгодна трудовому коллективу.

Услуги представителя работников оплачиваются за счет должника. По ходатайству управляющего плата за услуги представителя работников устанавливается судом.

Таким образом, работники должника являются одной из наиболее уязвимых групп в деле о банкротстве. Они максимально заинтересованы в результатах процесса признания несостоятельности компании, ведь от этого зависит размер задолженности по зарплате, которую они получат. Но работники не являются полноправными участниками дела о финансовой несостоятельности. На собрании работников конкретизируются их финансовые требования к должнику, и выбирается представитель сотрудников. Он будет защищать их права и интересы в ходе процедуры банкротства. В ходе процесса банкротства назначенного представителя допускается заменять на более подходящего кандидата.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Светлана Асадова Экономист Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Собрание работников должника

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *