Уклонение от административного надзора

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2016 № 21 «O судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренное статьей 314.1 УК РФ» подробные разъяснения по вопросам, возникающим при квалификации указанного состава, а именно ст. 314.1 УК РФ уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений.

Так, следует иметь в виду, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 314.1 УК РФ может быть только лицо, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» судом в порядке административного судопроизводства установлен административный надзор.

Одним из признаков объективной стороны преступления является место жительства или пребывания лица, в отношении которого установлен и осуществляется административный надзор. Понятие места жительства и места пребывания подробно изложено в статье 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В соответствии с ч. 6 ст. 173.1 Уголовно- исполнительного кодекса РФ адрес места жительства или пребывания, по которому лицо должно прибыть, указывается в предписании, вручаемом ему администрацией исправительного учреждения при освобождении из мест лишения свободы.

Ответственность по части 1 ст. 314.1 УК РФ наступает только в том случае, когда эти деяния совершены лицом в целях уклонения от административного надзора. На наличие такой цели могут указывать фактические обстоятельства, свидетельствующие в каждом конкретном случае о намерении соответствующего лица препятствовать осуществлению контроля либо избежать контроля со стороны органов внутренних дел за соблюдением установленных ему судом административных ограничений или ограничений, указанных в части 1 ст. 4 Федерального закона об административном надзоре, а также за выполнением обусловленных этими ограничениями обязанностей, перечисленных в части 1 ст. 11 данного Федерального закона.

По смыслу части 1 ст. 314.1 УК РФ неприбытием лица к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок следует считать неисполнение обязанностей, указанных в предписании, прибыть к избранному им месту жительства или пребывания в определенный срок и явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия.

Уважительными причинами неприбытия лица, в отношении которого установлен административный надзор могут быть конкретные обстоятельства которые препятствовали исполнению указанных в предписании обязанностей (например, чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, временное отсутствие транспортного сообщения, тяжелая болезнь этого лица).

Под самовольным оставлением поднадзорным лицом места жительства или пребывания следует понимать его непроживание (непребывание) по месту жительства или пребывания и (или) его выезд за установленные судом пределы территории без разрешения органа внутренних дел, выданного в соответствии ч. 3 ст. 12 ФЗ об административном надзоре, совершенные с предусмотренной ч. 1 ст. 314.1 УК РФ целью.

При этом, если лицо, имея цель уклониться от административного надзора, получило разрешение на пребывание вне жилого или иного помещения на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, однако не прибыло к месту временного пребывания и не встало на учет в органе внутренних дел по этому месту пребывания, то такие действия также следует признавать самовольным оставлением места жительства или пребывания.

Сроки давности уголовного преследования за уклонение от административного надзора следует исчислять со дня задержания поднадзорного лица или дня явки его с повинной.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314.1 УК РФ заключается в совершении лицом, в отношении которого установлен административный надзор и которое ранее два раза в течение одного года привлекалось к административной ответственности по части 1 и по части 3 ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение установленных ему судом административных ограничения или ограничений, нового деяния, выразившегося в несоблюдении таких ограничения или ограничений, если при этом не истекли сроки, в течение которых это лицо считалось подвергнутым административному наказанию за предыдущие правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 ст. 19.24 КоАП РФ.

Федеральным законом от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. от 28.12.2013) законодательно закреплено в отношении каких лиц устанавливается административный надзор и содержится исчерпывающий перечень административных ограничений.

Статья 3 Федерального закона от 06.02.2011 №64-ФЗ гласит, что административный надзор устанавливается:

1. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

2. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

2.1. Административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 432-ФЗ)

3. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Статья 4 указанного закона содержит следующие административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

2. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

В ст.314.1 Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений.

Часть 1 ст.314.1 УК РФ устанавливает ответственность за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорных лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора,-

наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Часть 2 ст.314.1 УК РФ устанавливает ответственность за несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ)), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, —

наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

В связи с вопросами, возникающими у судов общей юрисдикции при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст.314.1 УК РФ Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал разъяснения, содержащиеся в постановлении №21 от 24.05.2016.2016 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных ст.314.1 УК РФ».

Верховный Суд РФ обратил внимание на то, что ответственность по ч.1 ст. 314.1 УК РФ за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный срок, а также за самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания наступает только в том случае, когда эти деяния совершены лицом в целях уклонения от административного надзора.

На наличие такой цели могут указывать фактические обстоятельства, свидетельствующие в каждом конкретном случае о намерении соответствующего лица препятствовать осуществлению контроля либо избежать контроля со стороны органов внутренних дел за соблюдением установленных ему судом административных ограничения или ограничений, указанных в ч.1 ст.4 Федерального закона об административном надзоре, а также за выполнением обусловленных этими ограничениями обязанностей, перечисленных в ч. ст.11 данного Федерального закона.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.2 ст.314.1 УК РФ подразумевает, что лицо, в отношении которого установлен административный надзор, ранее два раза в течение 1 года привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст.19.24 КоАП РФ (несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с Федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержит уголовно-наказуемого деяния) и ч.3 ст.19.24 КоАП РФ (повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если эти действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния) за несоблюдение установленных ему судом административных ограничений или ограничения, совершает новое деяние, выразившееся в несоблюдении таких ограничений или ограничения, если не истекли сроки, в течение которых лицо считалось подвергнутым административному наказанию за предыдущие правонарушения, а именно, не позднее 1 года со дня окончания исполнения постановления об административном правонарушении по ч.1 ст.19.24 КоАП РФ.

Следует отметить, что только при вступлении в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.19.24 КоАП РФ, может образовываться состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.24 КоАП РФ.

И в свою очередь только при вступлении в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.19.24 КоАП РФ, лицо, совершая новое деяние, выразившееся в несоблюдении административных ограничений или ограничения, которое сопряжено с совершением административного правонарушения против порядка управления, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения или общественную нравственность, подлежит уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ч.2 ст.314.1 УК РФ.

Уклонение от административного надзора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *