Нарушение 44 ФЗ

Содержание

Новости

04.05.2018 12:24Просмотров: 579Уголовная и административная ответственность по 44-ФЗ

Уголовное наказание применят по нескольким составам преступлений. Расследовать преступления поручат Следственному комитету. Наказания, которые связаны с лишением свободы или принудительными работами, суд вправе дополнять штрафом или запрещением осужденным занимать должности, вести деятельность на срок до трех лет. Далее разберем, какое наказание соответствует составу преступления по 44-ФЗ.

Нарушение из корыстных целей

Работников контрактной службы, членов комиссий, лиц, которые отвечают за приемку товара, ждет уголовное наказание за нарушение норм Закона № 44-ФЗ при условии, что сотрудник преследовал корыстные цели и причинил учреждению крупный ущерб. Нарушителю грозит одно из наказаний: штраф до 200 тыс. руб.; штраф в размере заработной платы или другого дохода за период до полутора лет; до трех лет тюрьмы или принудительных работ.

Взятка

Ввели уголовную ответственность по 44-ФЗ за подкуп работников контрактной службы, контрактного управляющего или члена комиссии по закупкам. По этой статье предусмотрено одно из наказаний: штраф от 300 до 500 тыс. руб.; штраф в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет; до двух лет ограничения свободы или исправительных работ; до трех лет тюрьмы или принудительных работ. Принудительные работы и тюремный срок суд вправе дополнить еще одним наказанием – штрафом, который до 10 раз превышает сумму незаконного вознаграждения.

За подкуп представителя заказчика группой лиц или в крупном размере предусмотрены более жесткие санкции. С учетом одного из таких обстоятельств преступникам грозит до 7 лет тюрьмы и штраф, который в 30 раз превышает сумму подкупа. Если преступление совершила группа лиц и размер подкупа квалифицировали как «крупный», наказание составит до 8 лет тюрьмы или штрафа в 40 раз больше суммы подкупа. Максимально возможный размер штрафа – 500 млн. руб. Избежать наказания за подкуп возможно, если нарушитель активно сотрудничал со следствием, способствовал уголовному расследованию, добровольно сообщил о подкупе. Также к уголовной ответственности по 44-ФЗ не привлекут граждан, с которых вымогали вознаграждение.

Получение взятки

За получение денег, других ценностей или услуг работником контрактной службы, контрактным управляющим или членом комиссии по закупкам грозит одна из санкций: штраф от 400 тыс. до 1 млн руб.; штраф в размере зарплаты или другого дохода за период от одного до трех лет; до трех лет лишения свободы или принудительных работ. Принудительные работы и тюремный срок суд вправе дополнить еще одним наказанием – штрафом, который до 20 раз превышает размер подкупа.

Более жесткие меры применят к представителям заказчика, которые совершили преступление в составе группы лиц, в крупном размере или вымогали деньги с участников. Например, несколько работников контрактной службы по предварительному сговору вымогали более 1 млн руб. с участника конкурентных процедур. Преступникам грозит от 7 до 12 лет тюрьмы и штраф в 50 раз больше суммы подкупа. Максимальный размер штрафа по этой статье – 500 млн руб.

Шантаж и провокация

Документ содержит еще один состав преступления – провокация взятки, коммерческого подкупа или подкупа в сфере закупок. По этой статье осудят злоумышленников, которые пытались вручить деньги или другие ценности должностному лицу без его согласия, чтобы создать искусственные доказательства преступления и шантажировать жертву. По этой статье предусмотрено одно из наказаний: штраф до 200 тыс. руб.; штраф в размере заработной платы или другого дохода за период до 18 месяцев; до пяти лет тюрьмы или принудительных работ.

Нецелевое расходование бюджетных средств

Нецелевое расходование бюджетных средств – до пяти лет лишения свободы (ст. 285.1 УК РФ). Будут преследовать, если потратите деньги на цели, которые не предусмотрены в бюджете, и при этом размер нецелевых расходов превышает 1,5 млн руб. Если траты меньше, то грозит административное наказание – штраф до 50 000 руб. и дисквалификация (ст. 15.14 КоАП РФ).

Ответственность за нарушение 44-ФЗ при выборе способа проведения закупки (Статья 7.29 КоАП)

30 тысяч рублей может заплатить сотрудник заказчика, если нарушены требования при выборе способа определения поставщика.

50 тысяч рублей может заплатить заказчик, если неправильно выбран способ проведения закупки, например, запрос котировок для закупки с НМЦК больше 500 тыс. руб. или закупка у единственного поставщика, когда это не предусмотрено законодательством. Также при проведении закрытого или с ограниченным количеством участников конкурса, закрытого аукциона, или двухэтапного конкурса, когда это не дозволено Законом, или документы необходимые для согласования уполномоченным органом, переданы с нарушением.

Нарушения при планировании закупок (Статья 7.29.3)

За некорректное составление плана закупок или плана-графика, а именно включение позиций, несоответствующих целям или нормативно-правовым актам, указание НМЦК не имея обоснования, штраф составляет от 20 до 50 тыс. рублей.

Ответственность заказчика по 44-ФЗ за некорректную форму обоснования НМЦК и объекта составляет 10 000 рублей.

При нарушении общественного обсуждения закупки, а именно порядка или сроков проведения штраф составляет 30 тыс. рублей.

Если план закупок и план-график утверждены или размещены с нарушением сроков, то штраф составит от 5 000 до 30 000 рублей.

Административная ответственность по 44-ФЗ при проведении закупок (Статья 7.30)

В КоАП указано, что, если размещение в ЕИС документов и информации по конкурсу или аукциону нарушено на срок не больше двух дней, ответственность контрактного управляющего составит 5 тысяч рублей, для юридического лица — 15 тысяч рублей. Если больше двух дней, то административная ответственность составит 30 и 100 т. р. соответственно.

Если не больше чем на один рабочий день нарушены сроки при закупке у единственного поставщика, запроса котировок или запроса предложений, ответственность контрактного управляющего составляет 3 тысячи рублей, для юридического 10 000 руб.

Если более чем на один рабочий день, то штрафы будут составлять 15 и 50 000 руб. Штраф для должностного лица 15 тыс. рублей, для юридического 50 тысяч рублей налагается, если направлены и размещены не корректные документы и информация на ЕИС или на площадке, с нарушениями предоставлялась документации об аукционе или конкурсе, запросы на разъяснение, принимались заявки от участников.

Если закупка не включена, или приглашение об участии размещены в ЕИС раньше, чем десять дней со дня внесения изменений в план-график, или есть предписание, по которому не устранены нарушения, то на сотрудника налагается штраф в размере 30 тысяч рублей. Если заявка участника отклонена или допущена не в соответствии с 44-ФЗ, нарушен порядок вскрытия конвертов, открытия доступа и рассмотрения заявок, административная ответственность по 44-ФЗ предусматривается в размере 1 процента от НМЦК, но не меньше 5 и не больше 30 тысяч рублей. Ответственность по 44-ФЗ за нарушения по протоколу влечет наложение штрафа в размере 10 тысяч рублей.

В случае если документы и информация не размещена в ЕИС по 44-ФЗ, то штраф для должностных лиц составляет 50 000 рублей, для юридических 500 000 рублей. Если заявки рассмотрены с нарушением, требования, размер обеспечения заявок и исполнения контракта не соответствует 44-ФЗ, то штраф устанавливается в размере 1 процента от НМЦК, в том числе заключаемого с единственным поставщиком, но не менее 5 и не более 30 т. руб. Установление в документации требований к объекту закупки ограничивающих участников или включение в состав одного лота не связанных между собой товаров, работ или услуг влечет наложение штрафа в размере 1 процента от НМЦК, но не менее 10 и не более 50 тысяч рублей.

Штраф в размере 3 тысяч рублей налагается за утверждение документации с нарушением требований 44-ФЗ.

При отклонении или незаконном допуске заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений или нарушение порядка рассмотрения заявок может повлечь наложение штрафа в размере от 5 процентов от НМЦК, но не более 30 тыс рублей.

Если победитель определен с нарушением требований, то штраф устанавливается в размере 50 тыс. рублей.

Когда сроки подачи заявок на участие сокращены, или нарушен порядок, или срок отмены закупки, то штраф 30 тыс. руб.

Если заказчик проводит закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в меньшем размере, чем это предусмотрено законодательством, то ответственность по 44-ФЗ будет 50 тысяч рублей. Подписание протоколов с нарушением сроков менее двух рабочих дней влечет административную ответственность в размере 3 тысяч рублей, более — 30 т. руб.

Нарушение ведения реестра контрактов (Статья 7.31 КоАП)

Согласно КоАП, серьезная ответственность заказчика по 44-ФЗ предусмотрена за включение в РПН заведомо недостоверной информации. За это оштрафуют на 50 000 руб., а за направление или ненаправление информации в уполномоченный орган для включения в РНП или реестр контрактов с нарушением сроков — 20 000 руб.

Нарушение возврата обеспечения (Статья 7.31.1 КоАП)

В 44-ФЗ ответственность заказчика установлена за нарушения сроков по возврату обеспечения. Если срок нарушен не больше чем на три рабочих дня, то штраф для должностного лица 5 тысяч рублей и 30 т. руб. для юридических лиц, если больше чем на три рабочих дня 15 тысяч и 90 тысяч.

Ответственность по контракту по 44-ФЗ: нарушение заключения и изменения (Статья 7.32 КоАП)

Самые крупные штрафы налагаются на заказчика, если заключение контракта или внесение в него изменений происходит с нарушениями.

1 % от НМЦК, но не меньше 5 и не больше 30 000 рублей для должностного лица, для юридического лица от 50 до 300 000 рублей за заключение контракта с условиями, противоречащими документации или исполнения. Если при заключении такого контракта произошли дополнительные расходы или объект закупки был уменьшен, то штраф будет равняться двукратному размеру средств, которые дополнительно потрачены или цены уменьшенного объекта закупки.

Если сроки заключения или уклонения от заключения контракта нарушены, то штраф устанавливается в 50 тысяч руб.

Если контракт был изменен не в соответствии с ФЗ 44, то штраф для должностных лиц составляет 20 тыс. руб. и 200 тыс. рублей для юридических.

В 44-ФЗ ответственность сторон за расторжение контракта с нарушением или при одностороннем отказе установлена в виде штрафа в 50 т.р. для должностного лица и 200 для юридического. Если действия (или бездействия) заказчика привели к неисполнению обязательств по контракту и причинили вред, то ответственность контрактного управляющего составляет от 5 до 15 процентов от неисполненных обязательств, но не меньше 30 000 или дисквалификацию до двух лет. Для юридических лиц штраф — от однократного до трехкратного размера не выполненных обязательств, но не меньше 300 тысяч рублей.

За проведенную с нарушениями экспертизу, несоответствие документов о приемке или отсутствие отказа от подписания штраф 20 000 рублей.

Приемка товара несоответствующего контракту — штраф от 20 до 50 000 рублей.

Закупки по 44-ФЗ: уголовная ответственность

С 4 мая вступили в силу изменения в УК РФ, которые ввели уголовную ответственность непосредственно за преступления в сфере госзакупок. Они внесены законом № 99-ФЗ от 23 апреля 2018 года. Расскажем, кто может быть привлечен к ответственности, и что грозит.

Кто и чем рискует

Новые нормы уголовного законодательства представлены двумя статьями:

  • 200.4 — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
  • 200.5 — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.

К уголовной ответственности привлекаются работники заказчика и иные уполномоченные лица, имеющие отношение к организации закупок. Кроме того, наказание грозит и тем, кто осуществит подкуп таких лиц.

Упомянутые нормы закона предусматривают наказание в виде крупных денежных штрафов, принудительных и исправительных работ, а также лишения свободы. В качестве дополнительной меры осужденному лицу может быть запрещено вести определенную деятельность либо занимать определенные должности.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Объем наказания зависит от конкретных обстоятельств преступления. Мера ответственности ужесточается в зависимости от размера ущерба или подкупа.

То что в УК РФ появились упомянутые статьи, не означает, что раньше нарушителя нельзя было привлечь к уголовной ответственности. Для этого применялись статьи 159 «Мошенничество», 290 «Получение взятки» и некоторые другие.

Ответственность работников заказчика за злоупотребления

Согласно введенным нормам, уголовное наказание распространяется на любое лицо, уполномоченное на представление интересов заказчика в сфере закупок. В том числе на контрактных управляющих, членов контрактной службы, членов закупочной комиссии, тех специалистов, которые осуществляют приемку, а также на лиц, не являющихся должностными либо исполняющими управленческие функции.

Если перечисленные выше лица из корысти или иной личной заинтересованности совершат деяние, которое причинит крупный ущерб (2 250 000 — 9 000 000 рублей), наказание может быть следующим (часть 1 статьи 200.4 УК РФ):

  • штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за 18 месяцев;
  • принудительные работы на срок до 3-х лет;
  • лишение свободы на срок до 3-х лет.

Если действия лица, попадающего под статью 200.4 УК РФ, повлекли особо крупный ущерб (более 9 000 000 рублей) либо были совершены по предварительному сговору совместно с другими лицами, то наказание будет более жестким (часть 2 статьи 200.4 УК РФ):

  • штраф от 200 000 до 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период от 6-ти месяцев до 3-х лет;
  • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
  • лишение свободы сроком до 7-ми лет.

Наказание в виде принудительных работ и лишения свободы, назначенное по части 1 или 2 статьи 200.4 УК РФ, может быть дополнено запретом на ведение определенной деятельности / занятие некоторых должностей на срок до 3-х лет.

Если представитель заказчика был подкуплен

Подкупом в рамках госзакупок считается передача каких-либо ценностей уполномоченным лицам заказчика либо тем, на кого они укажут, за определенные действия или бездействие в связи с закупкой. Под ценностями подразумеваются денежные средства, ценные бумаги, имущество, имущественные права или услуги имущественного характера.

За получение подкупа представителю заказчика грозит уголовное наказание. Какое именно — это зависит от размера взятки и отягчающих обстоятельств. Все возможные варианты представлены в следующей таблице.

Таблица 1. Уголовное наказание представителей заказчика за подкуп

Состав преступления Варианты наказания
Получение подкупа работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок
  • штраф 400 000 — 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • принудительные работы до 3-х лет (могут быть дополнены штрафом в 20-кратном размере подкупа либо меньше и/или запретом на должности / деятельность на срок до 3-х лет);
  • лишение свободы на срок до 3-х лет (может быть дополнено штрафом в 20-кратном размере подкупа либо меньше и/или запретом на должности / деятельность на срок до 3-х лет)
Те же деяния, если они:

  • совершены группой лиц по предварительному сговору;
  • сопряжены с вымогательством;
  • совершены в крупном размере (от 150 000 до 1 000 000 рублей)
  • Штраф 1 000 000 — 2 000 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет;
  • лишение свободы на срок до 10-ти лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового)
Те же деяния в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей)
  • Штраф 2 000 000 — 5 000 000 рублей либо в размере дохода за период 2-5 лет (с запретом на должность / деятельность до 7 лет или без такового);
  • лишение свободы на 7-12 лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 7-ми лет или без такового)

Ответственность лица, подкупившего заказчика

Ответственность давшего заказчику взятку лица прописана в частях 1-3 статьи 200.5 УК РФ. Минимальное наказание — штраф 300 000 рублей, максимальное — до 8 лет лишения свободы + внушительный штраф. Все подробности представлены в следующей таблице.

Таблица 2. Уголовная ответственность лица, подкупившего заказчика

Состав преступления Варианты наказания
Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку, либо иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика в сфере закупок
  • штраф 300 000 — 500 000 рублей либо в размере дохода за период от 6 месяцев до 2-х лет;
  • исправительные работы на срок до 2-х лет;
  • принудительные работы до 3-х лет (могут быть дополнены штрафом в 10-кратном размере подкупа или меньше);
  • лишение свободы на срок до 3-х лет (со штрафом до 10-кратного размера подкупа или без такового)
Те же деяния, но совершенные группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере (от 150 000 до 1 000 000 рублей)
  • штраф 500 000 — 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • исправительные работы на срок до 2-х лет;
  • принудительные работы до 5-ти лет (могут быть дополнены штрафом в 30-кратном размере подкупа или меньше, а также запретом на должность / деятельность на срок до 2-х лет);
  • лишение свободы на срок до 7-ми лет (со штрафом до 30-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 2-х лет или без такового)
Те же деяния в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей)
  • штраф 1 000 000 — 2 500 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • лишение свободы на срок до 8-ми лет (со штрафом до 40-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового)

Важно! В конце статьи 200.5 УК РФ приводится примечание. Оно гласит, что при активном способствовании раскрытию и расследованию преступления лицо, подкупившее заказчика, освобождается от уголовной ответственности. То же самое верное и в случае, если подкуп был совершен в результате вымогательства, а также при добровольном сообщении о преступлении в органы полиции.

Статья 200.4. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

СТ 200.4 УК РФ.

1. Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи:

а) совершенное группой лиц по предварительному сговору;

б) причинившее особо крупный ущерб, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 200.4 Уголовного кодекса РФ

1. Нормативный материал к составу — ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ 2013 г.). На законодательство о контрактной системе в сфере закупок есть прямая ссылка в диспозиции ст. 200.4 УК РФ.

2. При этом контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено ФЗ 2013 г.), в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд (ст. 3 ФЗ 2013 г.).

3. Сама же закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд представляет собой совокупность действий, осуществляемых в установленном ФЗ 2013 г. порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (ст. 3 ФЗ 2013 г.).

4. Объективная сторона заключается в злоупотреблениях в сфере закупок, т.е. в нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это деяние причинило крупный ущерб.

Преступление может выражаться, например, в любых действиях, которые противоречат ФЗ 2013 г., в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

5. Преступление окончено с момента причинения крупного ущерба (свыше двух миллионов двухсот пятидесяти тысяч рублей).

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязателен специальный мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.

7. Субъект определен в законе: работник контрактной службы, контрактный управляющий, член комиссии по осуществлению закупок, лицо, осуществляющее приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иное уполномоченное лицо, представляющее интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Органы и организации, в которых работают указанные лица, названы выше, в понятии контрактной системы.

Обязательное требование к субъекту: перечисленные лица не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. В противном случае, уголовная ответственность наступает по ст. 201 или 285 УК.

8. В ч. 2 статьи установлены квалифицирующие признаки, повышающие уголовную ответственность в случаях совершения деяний группой лиц по предварительному сговору или с причинением особо крупного ущерба (с превышением девяти миллионов рублей).

Преступления в сфере государственных закупок. Соотношение преступности и наказуемости Текст научной статьи по специальности «Право»

Кафедра студентов

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10047

ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Соотношение преступности и наказуемости

Андрей Михайлович БЫЧКОВ,

студент группы ЮФН2-6 Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ

Александра Владимировна ПОБЕДОНОСЦЕВА,

студентка группы ЮФН2-6 Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ E-mail: andrew99215@gmail.com

Научный руководитель: В.Е. Батюкова, доцент Департамента правового регулирования

экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье авторы рассматривают вопросы совершенствования уголовной политики в сфере государственных закупок. Анализируется состояние преступности в этой сфере. Определяются круг преступлений, причины, способствующие совершению преступлений, условия противодействия.

Ключевые слова: государственные закупки, коррупция, нецелевое расходование средств, статистика, Судебный департамент, «откат», злоупотребления.

Keywords: public procurement, corruption, misuse of funds, statistics, Judicial department, «rollback», abuse.

Система государственных закупок является эффективным инструментом концентрации необходимых ресурсов (материальных, трудовых, научных) для осуществления поставленных государством задач1. Она выступает одним из основополагающих институтов государственного регулирования, так как в условиях смешанной экономики государство становится крупнейшим заказчиком и потребителем продукции целого ряда отраслей, превращая государственный спрос в мощный инструмент воздействия на экономику, оказывающий положительное влияние на ее динамику и структуру.

Однако система госзакупок России имеет свои серьезные проблемы, среди которых можно выделить нечеткость и несогласованность правил распределения бюджетных средств, отсутствие действительно эффективного контроля за выполнением норм и правил размещения

заказов, сложности информационного обеспечения размещения заказов. Указанные проблемы создают благоприятные условия для развития криминальной сферы2.

В перечень преступлений, совершаемых в сфере госзакупок, входят не только правонарушения, напрямую связанные с данной системой, но и те преступления, которые косвенно касаются ее. В данной статье мы выделим основные три типа правонарушений.

Первый тип — это преступления, напрямую связанные с государственными заказами. Сущность «отката» состоит в предоставлении подрядчиком должностному лицу незаконного вознаграждения в размере части цены государственного контракта3. По данным, полученным некоторыми исследователями, размеры «откатов» колеблются от 5 до 20%, а в отдельных сферах могут составлять свыше 50% затрат, понесенных предпринимателями.

№ 1/2019

Направлениями противоправной деятельности должностных лиц могут быть: получение незаконного вознаграждения от победителя конкурсных и иных закупочных процедур, необоснованное завышение стоимости государственного контракта при объявлении о проведении закупочных процедур и др.

Второй тип — это преступления, имеющие коррупционную направленность. Согласно данным Госкомстата РФ, количество зарегистрированных уголовных дел этой категории в период с 2001 по 2010 г. стремительно увеличивается.

Так, если в 2009 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 7909 преступлений, то в 2010 г. уже 120 128, т.е. наблюдается рост практически в 1,5 раза. Взяточничество фактически «институционализировалось» в органах власти, подрывая доверие со стороны населения, препятствуя реализации общественных интересов, причиняя ущерб сотрудничеству с другими государствами, социальной и инвестиционной политике.

Третий тип — нецелевое расходование средств — одно из самых распространенных нарушений бюджетного законодательства. Согласно отчету Счетной палаты РФ объем нецелевого использования бюджетных средств в 2017 г. составил 4,7 млрд руб.

В данную категорию преступлений также нужно отнести правонарушения, совершаемые при нецелевом расходовании средств государственных внебюджетных фондов (приобретение различных активов с целью их последующей продажи, финансирование за счет бюджета расходов, не предусмотренных статьями расходов соответствующего бюджета, и др.).

Для того чтобы проследить тенденцию развития преступлений данного вида, необходимо обратиться к статистике и определить динамику их совершения. Но получить максимально достоверную информацию проблематично, так как на одном и том же государственном ресурсе представлены противоположные базы данных.

Так, в отчете Судебного департамента при ВАС РФ «Основные статистические показатели судимости в России за 2008 — 2017 годы» сказано, что в 2016 г. общее количество осужденных за взяточничество (с учетом посредничества и мелкого взяточничества) равнялось 6255, 1134 человека из которых были осуждены за получение взятки, а 3589 — за дачу взятки4.

Количество осужденных за 2017 г. составило 5058, 1099 человек из которых были осуждены за получение взятки, а 1229 — за ее дачу.

В то же время на данном сайте, но уже в другом отчете — «Отчет о результатах рассмотрения уголовных дел по отдельным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации по вступившим в законную силу приговорам и другим судебным постановлениям, в том числе по преступлениям коррупционной направленности» — были приведены иные данные:

2016 г. — всего 10 420 осужденных, из которых осуждено за получение взятки — 3337 человек, а за ее дачу — 3707;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 г. — всего 8598 осужденных, из которых 2072 человека было осуждено за получение взятки, а за ее дачу — 13485.

Статистика преступлений в сфере госзакупок такова: по данным Генеральной прокуратуры РФ на 2018 г., было зафиксировано 3 664 668 нарушений закона, 23,3% из которых составили преступления в экономической сфере. Преступления в сфере госзакупок составили 14,7% от общего числа преступлений в сфере экономики. Данный показатель превышает показатель за прошлый год практически на 4,1%.

Динамика преступлений имеет положительный характер, о чем свидетельствуют данные, приведенные международным движением Transparency International. Уже три года Россия набирает в ИВК 29 баллов, занимая на 2017 г. 135-е место из 180 возможных. Ее положение в индексе остается стабильным, а изменения места (в 2015 г. — 119-е, в 2016 г. — 131-е) связаны с переменами в других странах и с включением или исключением некоторых стран из индекса.

По мнению ОЭСР, одним из лучших мировых опытов регулирования закупочной деятельности и практики противодействия нарушениям в ней признается опыт США, где именно федеральная контрактная система (ФКС) используется уже около 90 лет (в России появилась в 2014 г.).

ФКС США регулируется федеральными правилами планирования, размещения и исполнения государственного заказа, которые содержат около 4300 норм и правил. В правовой системе США важную роль играет судебный прецедент, при помощи которого осуществляется уточнение содержания дефиниций «публичный контракт», «откат», «сговор на торгах» и др. (в российском законодательстве эти понятия не конкретизируются).

Второй яркий пример развитой сферы госзакупок — Германия, где система оспаривания итогов размещения госзаказа в суде считается

№ 1/2019

одной из самых успешных в мире. Она состоит из апелляционной инстанции и судебной и предусматривает ускоренный порядок рассмотрения жалоб на действия заказчика. Здесь также предусмотрены крупные штрафы за взяточничество, которые могут составлять до 10 млн евро6.

В целях формирования единообразной судебной практики представляется уместной подготовка отдельного постановления Пленума Верховного Суда РФ, посвященного всему спектру коррупционных проявлений в сфере государственных закупок7, которое позволит унифицировать практику применения уголовно-правовых норм в данной сфере. Структуру такого постановления можно представить следующим образом.

Во-первых, требуется обобщение практики применения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части правовой характеристики закупочных процедур и типичных нарушений при их проведении.

Во-вторых, необходима характеристика коррупционных проявлений при проведении закупочных процедур, заключении, исполнении и принятии результатов исполнения государственного контракта. Уместным представляется подробное освещение особенностей преступлений, совершаемых должностным лицом — представителем заказчика, предпринимателями и др.

В-третьих, требуется подробная характеристика особенностей квалификации таких преступлений с разъяснением, в каких случаях могут применяться уголовно-правовые нормы о взяточничестве, хищении, злоупотреблении или превышении должностных полномочий.

Анализ опубликованной судебной практики показал, что по частоте применения за нарушения в сфере закупок лидирующими являются следующие статьи УК РФ: ст. 286, ст. 285, ст. 159, ст. 290 и ст. 204. Это означает, что необходимо ужесточить уголовную ответственность за совершение данных преступлений.

1 Смотрицкая И.И. Развитие рынка государственных заказов: институты и механизмы (научный доклад). М., 2007 // URL: https://www.ronl.ru/referaty/raznoe/605527/

2 Ковалева ЕЛ. Механизм государственных закупок в России // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2008. № 1.

3 Шурпаев Ш.М., Питулько К.В. Особенности совершения преступлений коррупционной направленности в сфере закупок для обеспечения государственных нужд // Юрид. исследования. 2016. № 10. С. 78—84 // URL: http://e-notabene.ru/lr/article_20406.html

4 Батюкова В.Е. К вопросу о понятии коррупции // Противодействие преступлениям коррупционной направленности: Матер. Междунар. науч.-практ. конф., по-свящ. Николаю Сергеевичу Алексееву / Под общ. ред. А.И. Бастрыкина; Следственный комитет РФ, Академия Следственного комитета РФ. 2016. С. 36—39.

5 https://www.genproc.gov.ru/upload/iblock/aab/ Eжемесячный%20сборник%20декабрь%202017.pdf

6 Лнтонов В.И. Зарубежный опыт регулирования размещения государственного заказа и возможность его использования в российской практике / Киселева О.В. // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3 // URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view7id-9274

7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (действ. ред.) // URL: http://base.garant.ru/ 70410688/#ixzz5ZBwzK3z8

Библиографический список

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 26-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

2. Батюкова В.Е. К вопросу о понятии коррупции // Противодействие преступлениям коррупционной направленности: Матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Николаю Сергеевичу Алексееву / Под общ. ред. А.И. Бастрыкина; Следственный комитет РФ, Академия Следственного комитета РФ. 2016. С. 36—39.

3. Иванова В.О. Государственные закупки как инструмент «принуждения к инновациям» промышленного сектора экономики / // Рос. предпринимательство. 2013. № 15. С. 77—84 // https://rucont.ru/efd/534329

>Уголовная ответственность в сфере госзакупок

На кого распространяется уголовная ответственность

Законом устанавливается уголовная ответственность как для работников заказчика, руководствующегося при закупках Законом N 44-ФЗ, так и для лиц, подкупающих таких работников в своих интересах.

К работникам заказчика, на которых распространяются изменения Уголовного кодекса РФ, отнесены:

  • работники контрактной службы,
  • контрактные управляющие,
  • члены комиссии по осуществлению закупок,
  • лица, осуществляющие приемку товаров, работ, услуг,
  • иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок.

Ст. 200.4 УК РФ. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Если работник (сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий, член закупочной комиссии, лицо, принимающее товар /выполненные работы / оказанные услуги, уполномоченное лицо, представляющее интересы заказчика) из корыстной или иной личной заинтересованности и причинил крупный ущерб, то он наказывается:

  • штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо
  • принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие особо крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет, либо
  • принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ст. 200.5 УК РФ. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок

Подкупом признается незаконная передача работникам заказчика или тому, кому они укажут, денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконные оказание услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав за совершение действий (бездействия) в связи с закупкой по Закону № 44-ФЗ.

Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок наказывается:

  • штрафом от 300 до 500 тыс. руб. или
  • штрафом в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от 6 мес. до трех лет, или
  • исправительными работами на срок до двух лет, или
  • принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового, или
  • лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового.

Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

Те же самые действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору и причинившие особо крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Обратим внимание, что лицо, совершившее подкуп, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, добровольно сообщило о его совершении в правоохранительные органы, либо в отношении этого лица имело место вымогательство предмета подкупа.

Кроме того, в этой же норме предусматривается и уголовная ответственность для работников заказчика за то, что они получили предмет подкупа.

За получение денег, других ценностей или услуг работником контрактной службы, контрактным управляющим или членом комиссии по закупкам положены:

  • штраф в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей или
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • принудительные работы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если те же деяния совершены группой лиц по предварительному сговору, сопряжены с вымогательством предмета подкупа, совершены в крупном размере, то они караются:

  • штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо
  • лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

То же, но в особо крупном размере наказывается:

  • штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо
  • лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

Крупным размером подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие один миллион рублей.

Новые курсы, которые помогут разобраться с изменениями и позволят работать без ошибок и штрафов.

  • Подготовьтесь к изменениям, связанным с переходом на электронные закупки
  • Только самое важное, что надо знать для эффективной работы
  • Эксперты с многолетним опытом в закупках
  • Простое изложение новых норм

​2 экспресс курса:

  • Закупки в электронной форме по 44-ФЗ с 01.07.2018 для заказчика
  • Закупки в электронной форме по 44-ФЗ с 01.07.2018 для поставщика

Государство активно предпринимает действия, направленные на то, чтобы сократить возможные преступления, которые совершаются в сфере государственных закупок.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Одним из таких нововведений становится активное использование различных мероприятий, направленных на привлечение к ответственности ответственных должностных лиц госзаказчиков, если такие лица были замечены в совершении административных или уголовных правонарушений при проведении различных мероприятий в сфере государственных закупок.

Существующие виды ответственности за правонарушения в сфере госзакупок

С момента вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 1 января 2014 года активно стали предприниматься также и действия, которые повышают меры ответственности за совершение различных правонарушений.

Все правонарушения, совершаемые в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок, до 4 мая 2018 года относились к ведению Кодекса об административных правонарушениях, а применяемые меры ответственности находились только в рамках этого нормативного акта.

С 4 мая 2018 года вступили в силу изменения в действующее законодательство, которые сформировали две новые статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации (200.4, 200.5). Данные статьи назначают меры ответственности как для самих должностных лиц государственного и муниципального заказчика, которые играют существенную роль в осуществлении госзакупок, так и для исполнителя, который осуществляет различные действия, направленные на рассмотрение результатов той или иной процедуры исключительно в своих интересах.

Таким образом, с мая 2018 года можно говорить о том, что на территории Российской Федерации за все совершаемые правонарушения в сфере государственных и муниципальных закупок, действуют два вида ответственности – уголовная и административная. Конкретный вид, к которой будет привлечено то или иное лицо, участвующее в данной системе закупок, определяется исходя из тяжести совершенного нарушения законодательства, а также из того ущерба, который был причинен государству неправомерными действиями конкретного нарушителя.

Уголовная ответственность заказчика и его должностных лиц

Как уже говорилось выше, назначение мер уголовной ответственности для лиц, которые совершили нарушение действующего законодательства в сфере закупок, было введено относительно недавно. Использование данного спектра мер направлено, в первую очередь, на то, чтобы минимизировать количество такого рода нарушений, которые имеют своей целью получение конкретного результата при осуществлении различного рода закупок.

Среди основных нарушений, которые можно выделить в части проведения мероприятий, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд, следует выделить:

  • действия, направленные на нецелевое расходование бюджетных средств, если такое расходование осуществляется на основании различных закупочных процедур (например, при установлении неоправданно завышенной начальной максимальной цены контракта, которая будет снижаться в конкурентной процедуре, но окажется выше, чем у других возможных участников);
  • необоснованное использование систем преференций и льгот, которое также ставит итоговой целью неправомерное и нецелевое расходование средств, выделенных из федерального или регионального уровней бюджета;
  • проведение закупочной процедуры с получением «нужного» итогового результата, если такие действия имеют под своей основой личную корыстную и другую заинтересованность тех лиц, которые принимают участие в той или иной закупке либо могут оказать влияние на итоговые результаты.

Применение мер ответственности уголовного характера в случае выявления такого рода нарушений могут быть осуществлены в отношении не только контрактных управляющих или сотрудников контрактной службы, которые принимают непосредственное участие в проведении закупочных процедур, но и в отношении других лиц, выступающих от имени государственного или муниципального заказчика, а именно:

  • члены закупочных комиссий (в том числе те, кто проводит рассмотрение различного рода заявок и других документов, подаваемых потенциальными участниками закупочной процедуры);
  • члены экспертных и приемочных комиссий либо лица, которые осуществляют единоличный прием результатов исполненных контрактов;
  • уполномоченные должностные лица, которые не осуществляют непосредственное участие в государственных или муниципальных закупках, но имеют документально подтвержденное право на представление интересов заказчика при осуществлении различного вида закупок.

В том случае, если наличие злого умысла со стороны представителя заказчика или его должностного лица будет установлено, независимо от того, по каким причинам в его действиях такой умысел возник (из-за шантажа и угроз, из-за получения взятки либо по причине собственной заинтересованности), виновное лицо будет привлечено к установленным в рамках статьи 200.4 УК РФ мерам ответственности, а именно:

  • штраф с максимальным значением до одного миллиона рублей (диапазон от двухсот тысяч до одного миллиона рублей назначается в тех случаях, когда речь идет о совершении преступления группой лиц по предварительному сговору, либо если был причинен особо крупный ущерб государству);
  • штраф с возможностью установления его в размере дохода осужденного за период до трех лет (если нет возможности взыскать размер штрафа в конкретной финансовой величине);
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет (в качестве дополнительной меры наказания может быть использован запрет на занятие определенных должностей или осуществление определенных видов деятельности на срок до трех лет, однако, такой запрет устанавливается только по решению суда и на его усмотрение);
  • лишение свободы с максимальным сроком действия наказания до семи лет (к данному наказанию также может быть присоединен дополнительный вид наказания в виде ограничения права заниматься определенными видами деятельности или занимать определенные должности на срок до трех лет).

Однако привлечь к уголовной ответственности по современному законодательству могут не только представителя заказчика, но и потенциального или действующего исполнителя по контракту, если выяснится, что он тоже нарушил действующие нормы права.

Уголовная ответственность исполнителя

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Уголовная ответственность в отношении потенциального или действующего исполнителя по государственному или муниципальному контракту является реальной в случаях, если будет установлен факт осуществления подкупа или иного вида воздействия в отношении должностного лица, ответственного за проведение закупочных процедур или принятия их результатов.

Чаще всего в качестве воздействия на то или иное должностное лицо государственного или муниципального заказчика или приравненного к нему юридического лица рассматривается передача взятки в виде денежных средств, ценных бумаг или иных предметов или оказание какого-либо рода услуг имущественного характера, а также предоставление различного рода прав имущественного характера.

Именно в этом случае представитель исполнителя, который был уличен в совершении такого преступления (его состав предусмотрен статьей 200.5 Уголовного Кодекса Российской Федерации), будет привлечен к ответственности.

Законодатель в указанной статье формирует возможные применяемые меры ответственности для наказания тех лиц, которые совершили те или иные преступления в части различных вариантов подкупа должностных лиц государственного или муниципального заказчика. При этом законодатель разделил преступления, которые совершаются в такой сфере в зависимости от размера ущерба, на крупный, особо крупный, а также на преступления, которые совершены единолично или группой лиц по предварительному сговору.

Если было установлено, что подкуп был совершен, то к ответственности будут привлекаться лица, чья вина доказана. К ним в зависимости от тяжести преступления могут быть применены следующие виды мер ответственности:

  • штраф в диапазоне от трехсот тысяч до пяти миллионов рублей;
  • если в качестве штрафной санкции не может быть установлена конкретная сумма, то штраф назначается в размере заработка осужденного за период от шести месяцев до пяти лет;
  • ограничение свободы с максимальным сроком до двух лет;
  • исправительные работы с максимальным сроком действия наказания до двух лет;
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до двенадцати лет.

На решение суда выставляется также определение того, будут ли назначены дополнительные меры наказания в виде штрафа (размер устанавливается в кратном варианте сумме подкупа, но не менее десятикратного и не более пятидесятикратного размера), а также запрет заниматься определенными видами деятельности или занимать определенные виды должностей на срок до семи лет.

Однако в том случае, если лицо, которое виновно в совершении такого преступления, активно участвовало в расследовании такого преступления, то оно полностью освобождается от уголовной ответственности за его совершение.

Административная ответственность за типичные нарушения

Административная ответственность за совершение нарушений в сфере государственных и муниципальных закупок была сформирована еще в момент вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в январе 2014 года. Однако на тот момент все меры ответственности не были полностью проработаны, и некоторые нарушения не оставались охвачены, а назначение наказания осуществлялось по аналогии.

На сегодняшний день все типичные нарушения при осуществлении госзакупок полностью охвачены мерами административного воздействия. Так, в частности, установлены меры воздействия за следующее:

  1. Нарушения в части планирования госзакупок, которые выливаются в неправильное формирование плана закупок и плана-графика. В частности, к таким нарушениям относятся нарушение сроков размещения всех документов в Единой информационной системе, нарушение сроков проведения общественного обсуждения (если проведение такого обсуждения предусмотрено правилами проведения самой закупки), неуказание или недостоверное указание информации, которая должна быть отражена в плановых документах, неуказание или указание необоснованной начальной максимальной цены контракта. Штрафные санкции за такие наказания находятся в диапазоне от пяти до пятидесяти тысяч рублей (устанавливаются меры ответственности в соответствии с положениями статьи 7.29 Кодекса об административных правонарушений). Такие же меры ответственности устанавливаются в случаях, если речь идет о неправомерном дроблении проводимой закупочной процедуры, например, для того, чтобы установленная НМЦК была меньше ста тысяч рублей для проведения закупки у единственного поставщика.
  2. Нарушения в части выбора способа проведения закупки наказываются штрафными санкциями в размере тридцати тысяч рублей для ответственного должностного лица, а в отношении самого заказчика сумма штрафа равняется пятидесяти тысячам рублей (санкции устанавливаются в соответствии со статьей 7.29 КоАП РФ).
  3. Нарушения в сфере собственно проведения закупок, например, за размещение документации в ЕИС с нарушением сроков публикации. Размер штрафа в этом случае будет находиться в диапазоне от трех до тридцати тысяч рублей (назначение наказания осуществляется на основании статьи 7.30 КоАП РФ).
  4. Нарушение действующего законодательства в части неразмещения информации о проводимой закупке в ЕИС. Штраф в этом случае равняется пятидесяти тысячам рублей на должностное лицо и 500 тысячам рублей на заказчика (назначение наказания осуществляется на основании статьи 7.30 КоАП РФ).
  5. Нарушение процедуры при заключении контракта и внесении изменений в его состав также относится к типичным нарушениям, которые нередко совершаются в сфере государственных закупок. Штрафные санкции в этом случае находятся в диапазоне от пяти до тридцати тысяч, но в процентном соотношении должны рассчитываться в размере одного процента от начальной максимальной цены контракта.
  6. Если должностное лицо и заказчик своими действиями или бездействием добились того, что контракт не был исполнен, то на них может быть наложен штраф в диапазоне от пяти до пятнадцати процентов от общей суммы, которая осталась в части неисполненных обязательств, но не менее тридцати тысяч рублей, а для заказчика как юридического лица – в размере не менее трехсот тысяч рублей и в диапазоне от однократного до трехкратного размера стоимости итоговых невыполненных обязательств.
  7. Нарушение правил и порядка ведения реестра контрактов, в том числе в части размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок также относится к типичным административным правонарушениям. Караются такие правонарушения штрафами в размере двадцати тысяч рублей на должностное лицо.

Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту

Участие в некоторых видах процедур по определению исполнителя по государственным или муниципальным контрактам требует внести средства в качестве обеспечения заявки на участие.

Нередки случаи, когда по каким-либо причинам обеспечение заявки не возвращается потенциальному исполнителю контракта в указанные законом сроки. Для таких случаев законодатель установил специальные меры ответственности, сформулированные в статье 7.31 Кодекса об административных правонарушениях.

Если речь идет о невозврате средств, внесенных в качестве заявки, на срок не более трех дней, то на виновное должностное лицо налагается наказание в виде штрафа, размер которого равен пяти тысячам рублей, а на юридическое лицо, допустившее такую просрочку – в размере тридцати тысяч рублей. Если срок просрочки превышает три дня, то размер штрафа увеличивается на физическое лицо до пятнадцати тысяч рублей, а на должностное – до девяноста тысяч. Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

В Воронежской области пресекли 1700 нарушений при госзакупках

Воронеж, 17 января 2020, 11:33 — REGNUM Более 1700 нарушений законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд пресекли сотрудники прокуратуры Воронежской области за 2019 год, об этом ИА REGNUM сообщил старший помощник прокурора области Михаил Усов.

Как уточнил представитель надзорного ведомства, в 2019 году нарушения законодательства при проведении госзакупок вскрывались в региональных департаментах имущественных и земельных отношений, природных ресурсов и экологии, управлении делами, департаментах строительной политики области, промышленности и транспорта, дорожной деятельности, ГУ МЧС России по Воронежской области, КП ВО «Единая дирекция капитального строительства и газификации» и многочисленных органах местного самоуправления. Нарушения были вскрыты при участии сотрудников УФАС и УФСБ. В числе нарушений — ненадлежащее формирование начальной (максимальной) цены контрактов, неправомерное их заключение, нарушение сроков оплаты. Также органами власти не принимались меры по отклонению котировочных заявок, ведению претензионной работы.

В результате было внесено четыре представления об устранении нарушений закона в адрес заместителей председателя правительства области. Нарушения были устранены. Также к административной ответственности были привлечены заместитель руководителя департамента природных ресурсов и экологии, заместитель руководителя департамента строительной политики области. Всего же из-за нарушений при проведении госзакупок к административной и дисциплинарной ответственности в 2019 году в регионе было привлечено более 580 лиц.

Три самых частых нарушения при госзакупках и как с ними бороться

В подобной ситуации мы рекомендуем бизнесу оперативно направлять жалобу в ФАС с ходатайством о приостановлении торгов. Если ФАС обнаружит признаки нарушения конкуренции, конкурсная документация будет признана незаконной, а заказчик получит указание исправить нарушения. Если торги уже закончились, все равно можно оспорить их итоги в суде и добиться признания заключенного договора с победителем недействительным.

2. Ошибки при подсчете баллов

Работа конкурсной комиссии, определяющей победителя, заключается в том, чтобы выявить наилучшее из предложений участников. Комиссия сопоставляет сведения, представленные в заявках, с критериями, установленными в конкурсной документации, а затем производит подсчет баллов.

По каждому критерию поставщик набирает определенное количество баллов, которое затем умножается на вес критерия среди остальных критериев в данном тендере. Эти показатели складываются, а итоговый балл участника определяет его место в рейтинге.

Подсчет баллов несложен, тем не менее участники часто жалуются на арифметические ошибки комиссии при расчетах. Мол, комиссии неправильно провели арифметические действия, проигнорировали какие-либо из коэффициентов или начислили гораздо больше баллов по какому-либо критерию, чем полагалось.

В нашей практике был случай, когда при проведении конкурса на медицинское обслуживание учебных учреждений Москвы комиссия ошиблась дважды. Сначала она не снизила одному из участников баллы по неценовому критерию (нужно было применить коэффициент 0,5 из-за несоответствия участника требованиям, но этого не было сделано), а затем начислила всем потенциальным поставщикам 60 баллов вместо 40, предусмотренных документом, устанавливающим порядок подсчета баллов.

Пострадавшие участники не успеют обратиться в ФАС до заключения контракта с победившей фирмой. Суды рассматривают такие случаи как существенное нарушение порядка проведения торгов. А это, согласно ст. 449 Гражданского кодекса, является основанием для признания недействительными результатов торгов и заключенных контрактов. Однако аннулирование торгов и контрактов не влечет автоматического пересчета баллов. Нарушенные права поставщиков поможет восстановить только новый, правильно организованный тендер.

3. Неправильная оценка опыта поставщика

Самым распространенным неценовым критерием закупок является квалификация участников торгов. Чаще всего от них требуются сведения об опыте выполнения работ, которые являются предметом конкурса. И поставщики предоставляют вместе с заявкой копии исполненных контрактов.

На практике многие предоставляют заключенные, но не завершенные контракты, а конкурсная комиссия или заказчик все же учитывает их при подсчете баллов. Часто это приводит к победе участников.

ФАС говорит, что неоконченные контракты нельзя учитывать как положительный опыт, так как нет гарантий их завершения и отсутствия претензий со стороны заказчика. Поэтому нужно направлять жалобу в УФАС по вашему району.

Вот пример: частное охранное предприятие (ЧОП) участвовало в тендере, в котором участники обязаны были предоставить N контрактов на охранные услуги с зафиксированной ценой. По данным руководства ЧОПа, эти условия не были выполнены никем из участников торгов, тем не менее заявки были допущены к конкурсу. ЧОП обратился с жалобой в УФАС Московской области, которое признало действия комиссии неправомерными. Торги отменили. Заказчик изменил документацию и объявил новый конкурс.

Чем быстрее участники торгов среагируют на нарушения, тем больше шансов оспорить результаты торгов или вообще не допустить незаконные закупки. Оспаривать контракты, которые уже исполняются или полностью закончены, затруднительно, как показывает нынешняя судебная практика. Очень сложно доказать, что, если сделка будет признана недействительной, это восстановит нарушенные права участника торгов. Главный козырь пострадавшего – разъяснения Верховного суда по одному из дел, где говорится, что возможность оспаривания таких контрактов не должна зависеть от стадии исполнения сделки.

Автор – старший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры»

Нарушение 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *