Помилования президента

По законам Российской Федерации президент вправе сократить срок отбывания наказания или вовсе избавить осужденного от обязанности исполнить приговор, такая процедура называется помилованием. Как получить снисхождение первого лица государства, как написать прошение о помиловании президенту России и каковы шансы у тех, кто имел в прошлом проблемы с законом, читайте в этой статье.

Что означает помилование

Согласно части 3 ст. 50 Конституции РФ, каждый осужденный россиянин вправе просить о помиловании, что означает улучшение положение лица, в отношении которого имеется вступивший в силу приговор. Ходатайствовать о таком снисхождении можно лишь тем, кому наказание назначено и его необходимо отбыть, в этом отличие от амнистирования.

Вследствие издания акта об амнистии к какому-либо празднику, памятной дате и т.д. человека могут освободить от отбывания наказания, о чем будет указано в приговоре. Аналогичной ситуацией, когда человек признается виновным, но от наказания освобождается, может быть истечение срока давности привлечения к ответственности. При таких обстоятельствах, когда приговор есть, а наказания нет, помилование невозможно.

В соответствии с Конституцией РФ и уголовным законом, человек имеет право обратиться с просьбой о помиловании по любому уголовному делу, будь то кража или жестокое убийство с квалифицирующими признаками, вне зависимости от вида и длительности назначенного наказания. О чем можно просить? По смыслу законодательства, лицо вправе обратиться со следующей просьбой:

  • освободить полностью от дальнейшего отбывания наказания. Пример: Чурову Е.Н. назначено к отбытию 5 лет лишения свободы, 2 из которых он отбыл. Обратившись к Президенту РФ с прошением, Чуров был помилован и освобожден от отбывания оставшихся 3-х лет изоляции.
  • смягчить наказание, заменив его полностью (или неотбытую часть) на более мягкое – исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы, штраф. Пример: Еремин К.А. был осужден приговором за умышленное причинение телесных повреждений своему напарнику по работе, было назначено наказание в виде 8 лет лишения свободы. Из них уже 7 лет Еремин отбыл в колонии, а оставшийся год ему актом помилования был заменен на 1 год исправительных работ.
  • сократить срок пребывания в колонии, не меняя наказание в виде лишения свободы на другое. Пример: когда осужденному назначили 10 лет лишения свободы, но потом по ходатайству удалось добиться снисхождения, уменьшить этот срок до 8-ми с половиной лет.

Кроме перечисленного, можно обратиться с ходатайством о досрочном снятии судимости, если человек уже отбыл наказание. По закону, в течение определенного времени (в зависимости от категории преступления), за осужденным и уже отбывшим наказание сохраняется судимость — подробнее можно прочесть . В этой публикации мы подробно рассказывали, как обратиться к суду с ходатайством о досрочном снятии судимости. Между тем, у каждого человека есть возможность составить ходатайство аналогичного содержания, направив его не в суд, а Президенту.

Пример. Лаврентьев П.А. отбыл наказание в виде лишения свободы, освободился из исправительного учреждения 01.10.2015. Лаврентьев был осужден за разбой, что означало 8 лет погашения судимости с указанной даты. Не желая дожидаться окончания срока погашения судимости, Лаврентьев обратился в суд с ходатайством о досрочном снятии судимости, однако ему отказали. Позже Лаврентьев решил написать главе государства, его просьба была удовлетворена, судимость была досрочно снята.

Поскольку просить о помиловании является конституционным правом любого россиянина, препятствовать реализации этой возможности ни при каких обстоятельствах нельзя. К примеру, администрация учреждения, где отбывает наказание осужденный, не вправе отказывать в регистрации поступившего ходатайства от осужденного.

Согласно законам России, помилование может осуществить исключительно Президент Российской Федерации, никто иной. Даже по его поручению, или от его имени никакое должностное лицо не вправе проявить конституционное милосердие к осужденному. В отличие от акта амнистии, который распространяет свое действие на группу людей, походящих по определенным признакам (инвалиды, женщины, несовершеннолетние, условно приговоренные и т.д.), акт помилования относится только к конкретному одному человеку индивидуально.

Процедура происходит в следующем порядке:

  1. Составление письменного ходатайства.
  2. Направление его на рассмотрение.
  3. Получение результата.

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Образец прошения (ходатайства) о помиловании

Несмотря на то, что особенных требований к его написанию не предусмотрено, лучше воспользоваться образцом:

Президенту Российской Федерации

От осужденного Попова Максима Георгиевича,
28.09.1966 года рождения,
отбывающего наказание в ФКУ УФСИН России
по Иркутской области ИК № 8,
г. Иркутск, ул. Строителей, д. 345, отряд 7

Ходатайство
о помиловании

Приговором Иркутского областного суда от 20.01.2008 года я, Попов Максим Георгиевич, был осужден по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ к пожизненному заключению с отбыванием наказания в колонии особого режима.

В ходе судебного заседания я вину в содеянном не признал, но вскоре после прибытия в колонию особого режима я осознал, что совершил чудовищную ошибку, результатом которой стала смерть двух моих близких лиц. Не буду писать, сколько раз за все эти годы (10 лет) корил себя за то, что сделал. Я искреннее раскаиваюсь в том, что лишил жизни двух моих самых любимых женщин – супругу и дочь, по каким-то нелепым причинам не смог предотвратить трагедию. За время, проведенное в одиночной камере, я осознал, что мне нет прощения. Я понимаю, что должен нести наказание, строгое из всех возможных. В то же время, пребывая в пожизненной изоляции от мира, я чувствую себя обреченным на смерть, смысл жизни для меня потерян.

Учитывая то, что уже на сегодняшний день я не представляю какой-либо опасности для общества, законопослушание для меня – норма жизни, я все еще надеюсь на то, что когда-нибудь я буду освобожден. Именно поэтому я прошу Вас о снисхождении и замене мне пожизненного наказания на конкретный срок лишения свободы, в течение которого мое поведение будет безупречным. В будущем я намерен быть полезным обществу, трудоустроиться и больше не допускать каких-либо правонарушений.

На основании изложенного, в соответствии с положениями ст. 85 Уголовного Кодекса РФ, ст. 50 Конституции РФ,

ПРОШУ:

о помиловании и о замене пожизненного наказания на 20 лет лишения свободы в ИК особого режима.

Приложение: копия вступившего в законную силу приговора на 30 листах, характеристика из ИК № 8 ФКУ УФСИН России по Иркутской области, справка о состоянии здоровья.

Попов М.Г., 09.10.2018

Исходя из практики, чаще всего лицам, приговоренным пожизненно, действительно заменяют наказание на лишение свободы в течение определенного срока – чаще всего на 25 лет.

Из приведенного выше ходатайства видно, что осужденный пытается в письме о помиловании обратить внимание на то, что он раскаялся в содеянном, встал на путь исправления. Он заверяет, что никогда больше не преступит закон. Признание вины — не обязательный критерий, который должен быть в ходатайстве. Вместе с тем, когда речь идет о раскаянии, оно не может быть искренним без осознания своей виновности, поэтому отношение к содеянному, по нашему мнению, в тексте должно быть отражено.

В целом, обстоятельства, которые могут быть изложены в прошении, в каждом индивидуальном случае могут быть разными – ведь жестких требований к составлению обращения нет, мы уже об этом писали. Могут быть указаны факты из биографии о тех заслугах, которые были оценены как до осуждения, так и после него, о работе или общественно –полезном труде, о поощрениях и отсутствии взысканий в колонии и т.д. Для тех, кто осужден к условному сроку и просит о помиловании в виде снятия судимости досрочно, достаточным аргументом может быть участие в благотворительных акциях, общественных движениях и т.д.

Пример. Осужденный к пяти годам лишения свободы Карпов А.В. отбыл наказание полностью, освободился из колонии общего режима в феврале 2017 года. Карпов был признан виновным в незаконном хранении и распространении довольно крупной партии наркотиков, когда-то сам был наркотически зависимым человеком. Выйдя на свободы, Карпов создал сообщество «Нет наркомании», в которое за год вступило более 300 человек из его родного города. Карпов организовал посильную помощь тем, кто не мог избавиться от зависимости, но хотел начать новую жизнь. Через год после освобождения Карпов написал президенту ходатайство о помиловании, указав все свои достижения и реальные доказательства исправления. Судимость, длительность которой составляла 10 лет, с него была снята досрочно.

Таким образом, причины, по которым действительно можно сделать вывод об исправлении осужденного, должны быть явными и вескими. Голословное утверждение не может служить доводом в пользу просящего.

Пример. Герасимов К.В. был осужден за разбой к длительному сроку в виде лишения свободы. За 2 года до освобождения он решил обратиться к Президенту, чтобы оставшийся срок заменили на другой вид наказания. В письме Герасимов указал, что в колонии трудоустроен, на иждивении у него двое малолетних детей, он страдает заболеванием и для него становится невыносимым времяпровождение в стенах колонии. Осужденный не счел необходимым приобщить к ходатайству копии свидетельств о рождении и сведения о том, что причиненный потерпевшим вред заглажен, колония такими сведениями не располагала. Ему отказали в помиловании, поскольку одних лишь сведений о здоровье оказалось недостаточным.

Исходя из примера, можно сделать вывод – более внимательно рассмотрят именно те обращения, которые максимально подкреплены материалами и документами, подтверждающими написанное. Ко всему прочему, администрация исправительного учреждения обязана представить свои объективные данные — характеристика, лист поощрений и взысканий, сведения о помещении в ШИЗО и т.д. Иногда материал по помилованию составляет несколько томов.

Процедура рассмотрения

Порядок определен специальным Указом Президента РФ от 28.12.2001 №1500, где подробно описана процедура принятия решения по заявлениям о помиловании.

В настоящее время, согласно Положению, утвержденному этим Указом, в пределах каждой области или края России созданы специальные комиссии, в состав которой входят не менее 11 человек с высшим образованием, пользующихся особым уважением у населения. Эти комиссии принимают предварительное решение по поступившему ходатайству, составляют заключение о его обоснованности. Этим же Положением упразднены действующие до 2001 года комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ.

Вопрос:
Предположим, осужденный составил прошение о помиловании, куда его направить?

Положение предусматривает, что ходатайство лица, содержащегося в условиях изоляции от общества, должно быть зарегистрировано в администрации колонии или СИЗО (в зависимости от места нахождения заявителя). После чего заявление направляется в Управление ФСИН по области, к нему приобщаются все имеющие значение документы: приговоры, последующие решения судов различных инстанций, сведения о состоянии здоровья, характеристика за время нахождения в изоляции – то есть все те сведения, которые есть в учреждении. При этом осужденного письменно уведомляют об отправлении заявления в УФСИН (копия в обязательном порядке направляется прокурору).

Недопустим не только отказ в принятии ходатайства, но и отказ в отправлении корреспонденции такого рода.

В некоторых случаях осужденный обращается к администрации ИК с просьбой о приобщении тех или иных документов, которые важны для разрешения вопроса о помиловании, но по каким-то причинам отсутствуют на руках у человека. Это допустимо, и администрация не вправе отказать в предоставлении имеющихся в ее распоряжении характеризующих материалов.

Когда о помиловании просит условно осужденный, его заявление регистрируется в уголовно-исполнительной инспекции, а затем направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной системы региона.

Если уже отбывший наказание заявитель просит о снятии судимости, свое обращение он направляет напрямую в комиссию, адрес которой можно узнать на сайте регионального Правительства. К примеру, комиссия по Московской области находится на Проспекте Мира, д. 72. можно узнать информацию о ее составе, датах заседания и лицах, рекомендованных к помилованию.

Заявление осужденного лица, содержащегося в местах лишения свободы, вместе с дополнительно собранным материалом должно быть направлено в территориальный орган исполнения наказания (обычно это Управление УФСИН по области, краю) в течение 10 или 20 дней (по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести или о тяжких преступлениях соответственно). Если по каким-то причинам администрация не направила материал на помилование (к примеру, это выяснилось после запроса в УФСИН), необходимо обжаловать действия должностных лиц в прокуратуру или в суд.

Документы, поступившие в Управление ФСИН из колонии, должны быть направлены в комиссию не позднее, чем в течение недели. Кроме того, на ФСИН возложена обязанность каждый месяц сообщать достоверные сведения обо всех поступивших обращениях такого характера в Администрацию Президента, сотрудники которой формируют квартальный отчет по сведениям о прошениях для первого лица государства.

Обязанность комиссии – в течение месяца подготовить заключение о возможности или невозможности удовлетворения просьбы осужденного. По сути, такое заключение имеет первостепенное значение для решения судьбы человека, ходатайствовавшего о снисхождении, поскольку положительное решение в дальнейшем может быть принято именно по тому ходатайству, которое получило одобрение у комиссии.

В Положении о порядке помилования приведен перечень обстоятельств, которые всегда учитываются комиссиями при даче заключения:

  • характер и степень опасности преступления. Так, на удовлетворение прошения скорее могут рассчитывать осужденные за преступления небольшой тяжести, без применения насилия, а также за неосторожные деяния;
  • поведение заявителя в колонии – наличие даже мелких нарушений порядка отбывания может стать решающим фактором для отказа в удовлетворении ходатайства;
  • срок отбытого наказания – шансов больше у тех осужденных, которые ко времени направления ходатайства уже отбыли лишение свободы более, чем 2/3 от общего срока;
  • возмещение вреда, причиненного преступлением. Большим плюсом для характеристики осужденного всегда считается полное возмещение ущерба, причиненного корыстным преступлением (кражей, мошенничеством и т.д.). По остальным категориям деяний положительным критерием для заключенного, безусловно, считается возмещение морального вреда (например, когда вследствие избиения возмещена добровольно возмещена стоимость лечения и реабилитации);
  • сведения о здоровье (инвалидность, серьезное заболевание), о семье (некому осуществлять уход за родителями или детьми).

Могут быть учтены и другие важные сведения, в том числе и характеристики от других лиц – соседей, работодателя, из учебного заведения и т.д. Все обращения от родственников и близких тоже принимаются во внимание и могут быть рассмотрены наряду с основным заявлением осужденного. Кроме того, по инициативе комиссии может быть сделан запрос в учреждение ФСИН о представлении дополнительных документов. Такой запрос для колонии обязателен к выполнению в срок до 10 дней.

Заключение комиссии направляется высшему должностному лицу региона – обычно таковым является Председатель Правительства, Губернатор или Глава муниципального образования. В свою очередь, высшее должностное лицо исполнительного органа области или края вносит предложение Президенту РФ. Список лиц, которых сочли возможным помиловать, публикуется на сайте Правительства субъекта Российской Федерации и в других СМИ.

Указ Президента

Если принято положительное решение по ходатайству, акт помилования будет составлен в виде Указа, в котором отражаются личные данные человека и то, в чем заключается милосердие. В то же время, подробности, по каким причинам ходатайство удовлетворено, в Указе обычно не отражаются:

Указ Президента Российской Федерации

Руководствуясь ст. 85 Уголовного Кодекса РФ, принципом гуманности, постановляю помиловать Петрова Андрея Николаевича, 12 декабря 1955 года рождения, осужденного приговором Пятигорского городского суда от 10.09.2008 к 13 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, освободив его от дальнейшего отбывания наказания.

Указ вступает в законную силу со дня его подписания.

Подпись Президента, дата, номер, Москва, Кремль.

Указ рассылается нескольким адресатам:

  • для исполнения в адрес администрации исправительного учреждения,
  • в территориальное Управление ФСИН региона,
  • губернатору области (Главе муниципального образования).

Сам факт освобождения осужденного или частичного смягчения его положения не влечет возникновение у него права на реабилитацию. В то же время, человек не лишается права обжаловать давно вступивший в законную силу приговор по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке кассации или надзора. В том случае, если приговором было постановлено возместить вред потерпевшему, Указ Президента о помиловании не освобождает осужденного от такой обязанности.

Когда на помилование не стоит рассчитывать

В отличие от других правовых инструментов смягчения положения виновного лица, право помилования принадлежит всем осужденным, вне зависимости от статьи, преступления, времени осуждения, поведения человека и т.д.

К примеру, при условном наказании рассчитывать на досрочное снятие судимости возможно только после прошествии половины испытательного срока. Условно-досрочное освобождение по решению суда возможно только при примерном поведении и отбытии не менее половины срока наказания за тяжкие преступления, не менее одной трети за средней тяжести деяния и т.д. Таких ограничений при обращении осужденных к президенту с просьбой о помиловании не существует, могут обращаться даже те, кто приговорен к пожизненному заключению (как в приведенном нами образце ходатайства).

Получается, что в уголовном законе прямо не отражены ограничения, при несоблюдении которых помилование невозможно. Вместе с тем, в Положении, утвержденном в 2001 году, обращено внимание, что помилованию, как правило, не подлежат:

1. лица, которые умышленно преступили закон в период условного срока.

Пример. Морозов А.С. осужден приговором от 01.03.2017 к 2 годам лишения свободы за кражу, в соответствии со ст. 73 УК РФ ему назначен испытательный срок 2 года. Первого марта 2018 года Морозов совершил грабеж, в этой связи был вынесен второй приговор, которым условное осуждение было отменено, Морозова направили в колонию общего режима на 3 года. Его ходатайство о помиловании комиссией не было рекомендовано к рассмотрению.

В то же время, следует иметь в виду, что в похожей ситуации при совершении повторного неосторожного преступления прошение может быть удовлетворено. Например, когда в период испытательного срока совершено неосторожное причинение вреда или ДТП с причинением телесных повреждений тяжкого характера.

2. лица, злостно нарушающие порядок отбывания наказания. Как мы уже обращали внимание читателя, к каждому ходатайству администрация СИЗО или колонии обязана приобщать характеризующие данные на заявителя. Если в этих документах содержатся сведения о систематическом нарушении порядка пребывания в исправительном учреждении, неоднократном помещении в ШИЗО и взысканиях, последует отказ в помиловании.

3. лица, которые ранее освобождались условно-досрочно судом.

Пример. Если Иванов Е.Н. был освобожден по УДО на три года раньше назначенного срока, и в течение этих лет совершил новое преступление, шансов получить снисхождение от имени Президента РФ у него немного. То же самое касается и тех, кто ранее подпадал под действие амнистий и снова нарушает закон.

4. лица, которые уже были помилованы ранее.

Пример. Если в 2002 году Президент РФ издал Указ об освобождении Миронова П.Р. от дальнейшего наказания, но через 5 лет Миронов совершил новое преступление, его ходатайство признают нецелесообразным у удовлетворению.

5. лица, которым ранее неотбытая часть лишения свободы заменялась на более мягкое наказание (неважно, на каком основании – по судебному решению или по Указу Президента).

Пример. Если Гусеву А.П. в 2010 году судебным постановлением были заменены 2 года лишения свободы на исправительные работы, на снисхождение по повторному преступлению он может не рассчитывать.

Насколько перечисленные требования к кандидату на помилование обязательны, судить трудно. Эти критерии носят скорее рекомендательный характер, и их в большинстве случаев действительно придерживаются члены комиссии. Вместе с тем, прямого запрета освободить от наказания человека, который когда-то давно «попадал» под амнистию, в законе не имеется. Следовательно, в исключительных случаях такие осужденные могут добиться льготы.

Необходимо отметить, что статистика удовлетворенных Президентом прошений говорит о строго избирательном подходе, поскольку милосердие проявляется далеко не ко всем заявителям. Общая статистика последних лет говорит о том, что удовлетворяются только 7-12% ходатайств, признанных комиссиями целесообразными.

Ранее, до 2001 года, показатель был в разы выше. Возможно, уменьшение общего количества помилованных за последние 15-17 лет связан с довольно высоким показателем преступности в России и увеличением количества самых тяжких преступлений – в сфере незаконного оборота наркотиков, против половой неприкосновенности несовершеннолетних и т.д. Специалисты уголовного права объясняют небольшой процент удовлетворенных прошений тем, что акт милосердия не может быть массовым и должен носить исключительный характер.

Если после того, как ходатайство комиссией признано целесообразным, в его удовлетворении было отказано Президентом РФ, об этом будет сообщено письменно высшим должностным лицом субъекта РФ или председателем комиссии.

После отказа осужденный вправе обратиться с вопросом о помиловании только через год. Кроме того, отказ может быть обжалован в Верховный суд РФ в порядке КАС (Кодекса административного судопроизводства).

Право осужденных на помилование закреплено в Конституции Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. В статье 50 (часть 3) Конституции записано: «Каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания». Статья 71 Конституции устанавливает, что помилование находится в ведении Российской Федерации. В соответствии со статьей 89 Конституции Российской Федерации вопросы помилования может решать только Президент Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации уточняет конституционные нормы в отношении помилования. В статье 85 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
Статья 113 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации устанавливает меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы. В качестве одной из таких мер выступает ходатайство о помиловании. Оно может быть возбуждено в отношении положительно характеризующихся осужденных.
В вопросе о помиловании осужденных Президент Российской Федерации обладает исключительным конституционным полномочием. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» помилование применяется: в отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость.
Помилование, как правило, не применяется к осужденным, совершившим умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.
Инструктивно-методическим обеспечением деятельности комиссий по вопросам помилования в субъектах Российской Федерации занимается Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан. Оно же готовит проекты решений Президента Российской Федерации.
Деятельность комиссии по вопросам помилования на территории Курганской области регулируется Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».
Состав комиссии по вопросам помилования на территории Курганской области утвержден постановлением Губернатора Курганской области от 11 февраля 2002 года № 30 «Об образовании комиссии по вопросам помилования на территории Курганской области».
К компетенции комиссии по вопросам помилования на территории Курганской области отнесены следующие вопросы:
1. Предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории Курганской области, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
2. Подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления Губернатору Курганской области;
3. Осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории Курганской области указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;
4. Подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории Курганской области, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.
В соответствии со статьей 50 Конституции Российской Федерации о помиловании может просить каждый осужденный, то есть лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда, а также лица, содержащиеся в следственных изоляторах, привлеченные к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве. С ходатайством могут обратиться родственники или близкие осужденного, общественные организации. Однако такие ходатайства рассматриваются только в случае, если подано ходатайство от самого осужденного.
Порядок подачи ходатайств о помиловании регламентирован Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».
В соответствии с указанным Положением ходатайство о помиловании подается осужденным на имя Президента Российской Федерации через администрацию исправительного учреждения по месту отбывания наказания.
К ходатайству могут быть приобщены материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании (ходатайства, справки о возмещении ущерба потерпевшим, о крайне тяжелом материальном положении и состоянии здоровья членов семьи осужденного, о смерти близких родственников и других чрезвычайных обстоятельствах). Ходатайство о помиловании со всеми материалами предварительно рассматривается на комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации, где осужденный отбывает наказание. На основании представленных материалов и заключения комиссии, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования к осужденному.

В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2001 № 1500 (далее – Положение), помилование осуществляется путем издания Указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного и применяется в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 85 Уголовного кодекса Российской Федерации актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.

Обращение с ходатайством о помиловании составляется самим осужденным в письменной форме на имя Президента Российской Федерации (пункт 3 Положения).

Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения (органа), исполняющего наказание, а затем, в срок от 10 до 20 дней со дня подачи (в зависимости от тяжести совершенного преступления), направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной системы (в Санкт-Петербурге – в УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области; адрес – ул.Захарьевская, д.14).

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения (органа) прилагается, в том числе, представление с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Кроме того, к ходатайству о помиловании, по просьбе осужденного, могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании (пункт 5 Положения).

УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в срок от 5 до 7 дней со дня получения ходатайства (в зависимости от тяжести совершенного преступления) представляет его в Комиссию по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения о Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 05.02.2002 № 1, одной из основных задач Комиссии является предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории Санкт-Петербурга, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах. Адрес Комиссии: Смольный, Санкт-Петербург, 191060.

Комиссия в месячный срок рассматривает поступившее ходатайство и по истечении указанного срока представляет Губернатору Санкт-Петербурга заключение о целесообразности применения акта помилования (пункт 8 Положения).

Губернатор Санкт-Петербурга в срок от 10 до 15 дней со дня получения ходатайства и заключения Комиссии (в зависимости от тяжести совершенного преступления) вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного.

При рассмотрении ходатайства о помиловании осужденного принимаются во внимание следующие обстоятельства: характер и степень общественной опасности совершенного преступления; поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; срок отбытого (исполненного) наказания; возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; другие обстоятельства, если Комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства (пункт 12 Положения).

О решении Президента Российской Федерации осужденный уведомляется в установленном законодательством порядке (пункты 14-15 Положения).

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее, чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования (пункт 16 Положения).

Актуально по состоянию на 09.04.2020.

Россия

Нааму Иссахар задержали в апреле прошлого года в московском аэропорту Шереметьево, когда она совершала пересадку из Дели в Тель-Авив. В багаже девушки обнаружили гашиш массой 9,6 г. В Израиле и Индии хранение наркотика в таких объемах не наказывается. Иссахар подтвердила, что гашиш принадлежит ей, но отказалась признавать вину в контрабанде, объяснив это отсутствием доступа к багажу во время пересадки. Израильтянка подчеркнула, что не пересекала таможенную границу России.

Химкинский городской суд в октябре 2019 года вынес в отношении Иссахар обвинительный приговор по делу о хранении и контрабанде наркотических веществ, который позднее подтвердил Московский областной суд.

С просьбой помиловать девушку к президенту России Владимиру Путину обращались глава Израиля Реувен Ривлин, премьер Биньямин Нетаньяху и мать осуждённой Яффа Иссахар. Однако пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что этого недостаточно: прошение должно быть подписано лично осужденной. Иссахар 26 января через администрацию СИЗО подала письменное ходатайство о помиловании. На следующий день в Доме подмосковного правительства прошло заседание комиссии по предварительному рассмотрению прошения. Ее члены единогласно признали целесообразность помилования Иссахар, соответствующее заключение поступило губернатору Московской области, который направил документы президенту. Глава государства 29 января своим указом помиловал израильтянку. Сейчас она освобождена из исправительного учреждения.

В России каждый осуждённый за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания (п. 3 ст. 50 Конституции). Помилование осуществляет президент в отношении индивидуально определенного лица (ст. 89 Конституции), оно носит дарованный (октроированный) характер, то есть находится вне правосудия и никем не ограничено. В результате помилования преступник может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания, назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость (ч. 2 ст. 85 УК).

Помилование, как правило, не применяется к тем, кто был осуждён условно и совершил преступление в период испытательного срока; злостно нарушал порядок отбытия наказания; ранее освобождался по амнистии, УДО или помилованию; кому суд уже смягчил назначенное наказание (Указ Президента от 28.12.2001 года № 1500). Закон не содержит ограничений, касающихся тяжести преступления, характеристик личности преступника, его поведения и срока отбытия наказания. Тем не менее при принятии решения о помиловании должно учитываться семейное положение осуждённого, сведения о возмещении причиненного вреда, характеристика о работе и учебе во время отбывания наказания.

Согласно общему правилу, помилование возможно только по ходатайству осуждённого, хотя помилованные Надежда Савченко, Олег Сенцов, Александр Кольченко, Ахтем Чийгоз и Ильми Умеров таких ходатайств не подавали. Прошения от адвокатов и родственников осуждённых рассматриваются как дополнительные аргументы для помилования. В случае отклонения прошения его можно подать повторно через год, кроме случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение.

Ходатайство о помиловании пишется в свободной форме. Если осуждённый еще отбывает наказание, то он должен передать прошение администрации колонии. Оттуда оно вместе с рекомендацией поступает в региональную комиссию. В течение месяца комиссия рассматривает документ, еще 15 дней – высшее должностное лицо субъекта. Он визирует прошение и передает его в администрацию президента. Если осуждённый приговорен к наказанию, не связанному с лишением свободы, или уже отбыл наказание, но просит снять судимость, то прошение подается сразу в комиссию (Указ Президента от 28.12.2001 № 1500). Окончательное решение о помиловании принимает президент, который не ограничен никаким сроком.

В случае положительного решения о помиловании издается указ, который направляется высшему должностному лицу субъекта федерации, в Министерство внутренних дел, территориальный орган уголовно-исполнительной системы и администрацию учреждения. Последняя осуществляет его непосредственную реализацию.

Последнее время помилования в России происходят в основном по политическим причинам, в том числе для обмена российских заключенных на иностранных (украинцев Юрия Солошенко, Геннадия Афанасьева и Надежды Савченко, литовцев Аристидаса Тамошайтиса и Евгения Матайтиса, эстонцев Суси Райво и Эстона Кохвера).

Белоруссия

В Белоруссии решение о помиловании принимает глава государства. Он может заменить смертную казнь на пожизненное заключение, смягчить наказание или его неотбытую часть, освободить от дополнительного наказания, снять судимость. Прошение о помиловании подается в администрацию исправительного учреждения либо другого органа, исполняющего наказание. Там оно рассматривается в течение месяца, затем пакет документов передается в Верховный суд, Генеральную прокуратуру и комиссию по вопросам помилования при президенте Белоруссии. После их заключения ходатайство попадает к главе государства.

Приговоренные к смертной казни в Белоруссии могут обратиться с ходатайством о помиловании в течение 10 суток после получения копии приговора или кассационного определения. Если осуждённый откажется подать ходатайство, то составляется акт, который в течение трех дней направляют президенту.

К прошению о помиловании прилагается копия приговора, характеристики о работе и поведении осуждённого, мнение администрации исправительного учреждения и другая информация, которая может подтвердить, что преступник встал на путь исправления, раскаялся и больше не опасен для общества.

В случае отклонения ходатайства о помиловании его можно подать снова через 6–10 месяцев.

Украина

На Украине президент формирует комиссию по помилованиям, которая готовит для него рекомендации. После этого глава государства принимает окончательное решение в отношении индивидуально определенного лица. Помилование осуждённых осуществляется в виде замены пожизненного лишения свободы на лишение свободы на срок не менее 25 лет; полного или частичного освобождения от основного и дополнительного наказаний (Указ Президента Украины от 21 апреля 2015 года № 223/2015).

Для большинства осуждённых ходатайство о помиловании может быть подано после вступления приговора в законную силу. Исключение – осуждённые к пожизненному лишению свободы. Их ходатайства могут быть направлены после отбывания не менее 20 лет назначенного наказания. Обвиненных за совершение коррупционных преступлений можно освободить от наказания в порядке помилования после фактического отбытия ими не менее 2/3 срока.

При рассмотрении ходатайства о помиловании учитываются степень тяжести совершенного преступления, срок отбытого наказания, личность осужденного, чистосердечное раскаяние, активное способствование раскрытию преступления, поведение и отношение человека к труду до осуждения и в период отбывания наказания, а также то, насколько возмещен причиненный в результате преступления ущерб или вред. В расчет принимается также мнение администрации учреждения исполнения наказаний, наблюдательной комиссии, службы по делам несовершеннолетних, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, общественных организаций и трудовых коллективов (п. 9 Указа Президента Украины от 21 апреля 2015 года № 223/2015).

Литва

В Литве прошение о помиловании рассматривает специальная комиссия, а указ о помиловании издает глава государства. Затем документ направляется в исправительное учреждение, потом преступника освобождают из заключения.

В прошлом году президент Литвы помиловал россиян Николая Филипченко и Сергея Моисеенко, которых осудили в 2017 году за шпионаж в пользу России. Филипченко был приговорен к 10 годам лишения свободы. По версии обвинения, он являлся сотрудником Федеральной службы безопасности РФ. Моисеенко в 2017 году был приговорен к 10,5 годам лишения свободы. У него нашли оружие и взрывчатку. Их обменяли на литовцев Евгения Матайтиса и Аристидаса Тамошайтиса, которые были осуждены в России на 12 лет, и приговоренного к 14 годам заключения норвежца Фруде Берга.

США

В США помиловать нарушителя федерального закона может только президент, а нарушителя закона штата – и президент, и губернаторы 50 штатов. Помилование включает полное освобождение от наказания, смягчение приговора, снятие наложенного штрафа и конфискации, отсрочку исполнения приговора, амнистию. Обычно заявления о помиловании предварительно рассматриваются чиновником, который занимает специальную должность при президенте США, но его рекомендация не является обязательной.

Строго регламентированных оснований для помилования в законодательстве США нет. Однако можно выделить наиболее распространенные: сомнения в виновности осуждённого; исправление осуждённого; нарушение психики, приведшее к утрате вменяемости; личные убеждения или побудительные мотивы губернаторов штатов. Кроме того, в практике встречаются и такие основания, как неизлечимая болезнь осуждённого, раскаяние в содеянном, ходатайства семьи погибшего. В США признание вины не является обязательным для подачи ходатайства о помиловании.

Италия

В Италии существует два вида помилования. Первое предоставляется парламентом путём принятия закона, утверждаемого большинством (2/3) обеих палат парламента; право применения второго принадлежит президенту (ст. 87 Конституции Италии). При этом акт помилования подписывает министр юстиции.

В результате помилования в Италии наказание может быть снято или заменено более мягким. Как правило, помилование не снимает последствия судимости.

Португалия

В Португалии процедура помилования осуществляется только один раз в год. Ходатайства о помиловании рассматриваются специальной комиссией, в которую входят представители Министерства юстиций, прокуратуры и суда. В конце каждого года министр юстиции представляет президенту информацию о тех осуждённых, которые, по мнению комиссии, заслуживают снисхождения. Окончательное решение о помиловании принимает глава государства.

Франция

Во Франции осуждённые направляют прошения о помиловании в Бюро по помилованию и исполнению наказаний, откуда они поступают прокурорам судебных округов. Те, исходя из результатов специальных расследований, определяют, целесообразно ли применение помилования к осуждённому. Затем ходатайство и прилагаемые к нему материалы направляются в Министерство юстиций, где в случае положительного решения готовится проект декрета о помиловании. Он направляется в Генеральный секретариат администрации президента. Декрет о помиловании осуждённого подписывается президентом, премьер-министром и министром юстиции, хотя окончательное решение принимает именно президент.

***

В статье использованы материалы журналов «Законодательство», «Вестник института. Преступление. Наказание. Исправление», «Судебно-юридическая газета», интернет-изданий, а также других открытых источников.

У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации (В редакции указов Президента Российской Федерации от 16.03.2007 г. N 359; от 19.05.2009 г. N 567; от 25.06.2012 г. N 890; от 07.12.2016 г. N 656) В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, п о с т а н о в л я ю: 1. Образовать на территориях субъектов Российской Федерации комиссии по вопросам помилования. 2. Установить, что основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются: предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 567) подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных; подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.03.2007 г. N 359) 3. Установить, что: состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); в состав комиссии входят не менее 11 человек; членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию; решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим; состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Предусмотреть, что не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах. 4. Утвердить прилагаемое Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. 5. Упразднить Комиссию по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации. 6. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 16.03.2007 г. N 359) 7. Признать утратившими силу: Указ Президента Российской Федерации от 12 января 1992 г. N 17 «О Комиссии по вопросам помилования» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 4, ст. 154); распоряжение Президента Российской Федерации от 27 февраля 1992 г. N 84-рп «О Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации»; распоряжение Президента Российской Федерации от 16 марта 1994 г. N 137-рп «О некоторых вопросах деятельности Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 12, ст. 879); распоряжение Президента Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 523-рп «О Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 216); распоряжение Президента Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 410-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 40, ст. 3953). 8. Главному государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации в месячный срок представить предложения по приведению нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом. 9. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 28 декабря 2001 года N 1500 ____________________ УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (В редакции указов Президента Российской Федерации от 16.03.2007 г. N 359; от 19.05.2009 г. N 567; от 25.06.2012 г. N 890; от 07.12.2016 г. N 656) Настоящее Положение определяет порядок рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, осужденных за совершение уголовных преступлений, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость. I. Общие положения 1. Помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. 2. В Российской Федерации помилование применяется: а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации; б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации; в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость. При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения; б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания; в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием. II. Порядок представления ходатайств о помиловании 3. Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме. 4. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, — администрацией следственного изолятора (далее — администрация учреждения) в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 567) 5. Ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 20 дней со дня его подачи. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 567) К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы: а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров); б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу; в) справка о состоянии здоровья осужденного; г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются); д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении; е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация; ж) справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности; з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию. Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание. К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании. 6. Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.03.2007 г. N 359) Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее именуется — комиссия) по месту жительства заявителя. 7. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через пять дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через семь дней) представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 567) Федеральная служба исполнения наказаний ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента Российской Федерации сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии. Администрация Президента Российской Федерации не реже одного раза в квартал представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании. Учреждения уголовно-исполнительной системы совместно с органами внутренних дел Российской Федерации осуществляют оперативный обмен информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании. (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 25.06.2012 г. N 890) Органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы, Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы участвуют в оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании. (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 25.06.2012 г. N 890; в редакции Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2016 г. N 656) Положение об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании, утверждается совместным нормативным правовым актом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой судебных приставов. (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 25.06.2012 г. N 890; в редакции Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2016 г. N 656) (Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.03.2007 г. N 359) 8. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). 9. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 15 дней) и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 567) 10. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения. 11. В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождения его от отбывания наказания, а также изменения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о помиловании, администрация учреждения обязана уведомить об этом территориальный орган уголовно-исполнительной системы, комиссию, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также Администрацию Президента Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.03.2007 г. N 359) 12. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание: а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления; б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; в) срок отбытого (исполненного) наказания; г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства. 13. При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссии не позднее чем через семь дней со дня получения запроса в отношении лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, не позднее чем через 10 дней). (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 567) 14. Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.03.2007 г. N 359) 15. Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии. 16. В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования. ___________

Помилования президента

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *