ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1. Какой документ должна разработать школа в части воспитания в соответствии с требованиями ФГОС ОО?
- модель организации воспитательного процесса
- программу воспитания, социализации и развития
- программу развития детского самоуправления
- систему социального партнерства школы и других институтов
социализации
2. В каком документе сформулирован современный национальный воспитательный идеал?
a) в Программе воспитания и социализации обучающихся
b) в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
c) в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
d) в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся
3. По какому направлению развития личности организуется внеурочная деятельность.
- спортивно-оздоровительному
- социально-педагогическому
- художественному
- туристско-краеведческому
4. Какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности?
- Внеурочная деятельность является обязательной для общеобразовательной организации (школы) и должна найти отражение в ее образовательной программе, но внеурочная деятельность не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки
- внеурочная деятельность является необязательной для общеобразовательной организации (школы)
- формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности определяются программой дополнительного образования
- часы, отведенные на внеурочную деятельность, учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся
5. Какой из предложенных вариантов относится к основным принципам организации внеурочной деятельности?
- учёт возрастных особенностей
- гендерный подход
- принцип научности
- «от простого к сложному»
6. Субъектами инклюзивного образовательного процесса являются:
a) ребенок с ОВЗ, родители/законные представители ребенка с ОВЗ, тьютор;
b) ребенок с ОВЗ, учащиеся совместно с ребенком с ОВЗ, родители/законные представители ребенка с ОВЗ, родители учащихся класса, в котором обучается ребенок с ОВЗ, педагогический коллектив образовательного учреждения;
c) ребенок с ОВЗ, координатор психолого-медико-педагогического консилиума, председатель психолого-медико-педагогической комиссии Окружного ресурсного центра;
d) родители/законные представители ребенка с ОВЗ, педагогический коллектив образовательного учреждения.
7. Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося осуществляется по инициативе образовательной организации специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в случае, если:
a) ребенок нуждается в разработке индивидуального образовательного маршрута по результатам обследования психолого-медико-педагогической комиссии;
b) ребенок является инвалидом;
c) возникает необходимость учета особых образовательных потребностей ребенка, требующих разработки индивидуальной образовательной программы и создание специальных образовательных условий ее реализации;
d) по инициативе родителей учащихся обучающихся совместно с ребенком.
8. Документом, отражающим общую стратегию и конкретные шаги педагогического коллектива и родителей в организации поддержки ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения им образования и социальной адаптации, является:
a) Устав образовательного учреждения, осуществляющего инклюзивную практику;
b) индивидуальный образовательный план;
c) дневник психолого-педагогического сопровождения;
d) все варианты ответа верны.
9. Для адаптации ребенка с ОВЗ в классе учителю в первую очередь необходимо:
a) cоздать условия для освоения ребенком с ОВЗ предмета обучения;
b) cоздать ситуацию успеха в сфере общения для всех участников образовательного процесса;
c) создать ситуацию успеха в сфере общения для ребенка с ОВЗ;
d) разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ.
10. Рекомендовать кандидатуру ребенка на прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) имеет право:
a) директор образовательного учреждения;
b) школьный психолог;
c) учитель-предметник;
d) внутришкольный контроль, с согласия родителей.
Психолого-медико-педагогическая комиссия — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.)
и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.
На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.
Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа.
Подготовиться к обследованию родителям, педагогам и ребенку поможет Школа Анны Муратовой. Родители могут дистанционно позаниматься с ребенком в системе дистанционного обучения (уроки для детей дошкольного возраста, уроки 1-4 классы и 5-11 классы, уроки русской словесности, дополнительное образование, занятия с логопедом и психологом, воспользоваться электронной библиотекой и развивающими занятиями для детей).
Содержание
Обследование на ПМПК
На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В состав комиссии входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.
Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Участники комиссии задают вопросы и дают определенные задания. Стоит отметить, что сама форма проведения ПМПК может быть некомфортна для ребенка. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой еду и питье.
Как подготовить ребенка к прохождению ПМПК?
Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.
Что спрашивают на ПМПК?
Специалисты просят ребенка рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
Участники комиссии проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он сделал такой выбор. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
Специалисты обязательно будут проверять память: попросят повторить озвученные слова, распределить картинки или предметы и объяснить, что изменилось до и после раскладывания картинок.
Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
- синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
- антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
- омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).
- А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка).
- Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
- Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
- Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
- Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
Все вышеперечисленные вопросы — это обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.
Готовить к ПМПК ребенка можно, чтобы он не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.
Результаты ПМПК
По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).
В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:
- Сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.
- Рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.
- Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.
Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.
Обратите внимание, при несогласии с выводами комиссии, можно обратиться в комиссию высшего уровня (городскую, областную), чтобы обследовать ребенка еще раз.
Для подготовки к участию в комиссии педагоги, психологи, логопеды, родители могут пройти дистанционное обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:
Программы профессиональной переподготовки:
- Психология дошкольного образования;
- Прикладная психодиагностика. Технология применения психодиагностических методик ;
- Дошкольная специальная психология и педагогика ;
- Дефектология ;
- Логопедия ;
- Олигофренопедагогика ;
- Педагогика и психология инклюзивного образования ;
- Специальная психология ;
Программы повышения квалификации:
- Медиация в сфере инклюзивного образования ;
- Подготовка и адаптация ребенка к обучению в школе (предшкольное образование);
- Школьный тьютор для работы с детьми с ОВЗ в практике инклюзивного образования ;
- Дошкольная олигофренопедагогика ;
- Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса в дошкольной организации ;
- Педагогика и психология дошкольного образования в рамках реализации ФГОС для детей с ОВЗ ;
- Организация коррекционно-педагогической работы в условиях введения ФГОС нового поколения ;
- Психодиагностика в сфере образования и воспитания ;
- Современные методы психодиагностики ;
- Организация и содержание логопедической работы в условиях внедрения ФГОС ;
Посмотреть полный список программ можно на сайте Института новых технологий в образовании.
Для воспитателей и сотрудников ДОУ действует специальное предложение.
Для руководителей образовательных организаций действует специальное предложение – «Пакетное обучение сотрудников».
- Пакет «Профессиональный» — это 10 программ профессиональной переподготовки и 5 программ повышения квалификации на ваш выбор.
- Пакет «Профстандарт» — это 5 программ профессиональной переподготовки и 10 программ повышения квалификации на ваш выбор.
- «Бизнес-пакет» — это 2 программы профессиональной переподготовки и 20 программ повышения квалификации на ваш выбор.
На нашем сайте вы можете самостоятельно выбрать любые программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации и включить их в выбранный вами пакет.
Экспресс-обучение (от 3 до 10 дней) по программам повышения квалификации, в рамках обучения предоставляются также скидки для коллективных заявок от одной организации до 30%
Порядок деятельности ППк МДОУ «Детский сад № 110
Локальные нормативные акты.
Приказ о создании психолого-педагогического консилиума (ППк) от 25.09.2019
Положение о деятельности психолого-педагогического консилиума МДОУ «Детский сад №110»
План работы психолого-педагогического консилиума на 2020г.
Состав психолого-педагогического консилиума на 2019-2020гг.
Целями деятельности ППк является коллективная разработка и планирование комплексной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей:
а) с нарушением речевого развития,
б) с нарушением психофизиологического развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи ППк:
своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, развитии и поведении;
— профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок воспитанников;
— выявление резервных возможностей развития детей; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи исходя из имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
— разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей;
— консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных педагогических ситуаций;
— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния;
— организация взаимодействия педагогов и специалистов учреждения, участвующих в деятельности ППк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка.
Контингент детей, представленных на ППк:
— дети с психофизиологическими особенностями в развитии;
— дети с психосоматическими нарушениями в развитии;
— дети с речевыми нарушениями.
Обязанности специалистов консилиума
1. Председатель:
— разработка и хранение документации ППк;
— составление плана работы на учебный год;
— информирование руководителя о необходимости заключения договоров и заявлений с родителями, предоставление необходимых материалов;
— подготовка и организация плановых и внеплановых заседаний консилиума;
— информирование родителей о заключении ППк, обсуждение рекомендаций консилиума.
2. Педагог-психолог:
— проведение необходимой диагностики;
— подготовка материалов к консилиуму (представление);
— предоставление на консилиуме необходимой информации ведущему специалисту;
— участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе.
3. Учитель-логопед:
— изучение состояния речевого развития ребенка;
— подготовка материалов к консилиуму (представление);
— предоставление на консилиуме необходимой информации ведущему специалисту;
— участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе.
4. Воспитатель:
— проведение необходимой диагностики;
— подготовка материалов к консилиуму (педагогическая характеристика);
— участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе;
— индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком, а также координация работы других специалистов;
— не позднее, чем за 3 дня до проведения ППк сбор информации от специалистов о динамике развития ребенка за период, прошедший с момента последнего консилиума.
5. Медицинский работник:
— подготовка материалов к консилиуму (выписка из мед.карты (история развития ребенка);
— обсуждение физического состояния ребенка на момент консилиума.
Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом реальной возрастной психофизиологической нагрузки на воспитанника.
Регламент работы ППк
Деятельность ППк осуществляется по разработанному плану, составленному на учебный год.
Плановые ППк проводятся не реже 1 раз в квартал: в кризисные периоды развития детей, на этапах их перехода с одной ступени образования на другую. Деятельность планового консилиума ориентировано на решение следующих задач:
— определение путей психолого – медико – педагогического сопровождения детей;
— выработка согласованных решений по созданию оптимальных условий для развития и обучения детей;
— динамическая оценка состояния ребенка, группы и коррекция ранее намеченной программы.
Деятельность ППк включает в себя три этапа:
- 1 этап – подготовительный (сентябрь)
В сентябре на плановом подготовительном заседании ППк оформляются бланки первичных документов.
На консилиум направляются дети, имеющие сложные нарушения в речевом и психофизиологическом развитии. С родителями (законными представителями) заключается договор на психолого – медико – педагогическое обследование и сопровождение ребенка и заполняется заявление на согласие. Руководитель ДОУ информирует родителей воспитанника об условиях его обследования и сопровождения. В случае несогласия договор не заключается, оформляется отказ.
На консилиуме выступают все специалисты по каждому из воспитанников, обозначив индивидуальные трудности детей и предложив свои рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно – развивающей работы.
После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ППк, которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка (без указанного диагноза) с общими рекомендациями.
Затем разрабатывается индивидуальная программа развития для каждого ребенка в соответствии с возможностями ДОУ. Индивидуальная программа развития предполагает совместное определение содержания коррекционно – развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, основных ее целей и направлений.
Также оформляются:
— Журнал записи детей на ППк, в который вносятся Ф.И.О., дата рождения детей, направленных на консилиум, повод обращения и инициатор;
— Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ППк , который заполняется на каждом заседании;
— Журнал сведений о динамике развития воспитанников, который заполняется ведущим специалистом не позднее, чем за три дня до повторного заседания ППк.
Протокол ППк оформляется секретарем консилиума не позднее, чем через 3 дня после его проведения и подписывается председателем и всеми членами ППк. Председатель и члены ППк несут персональную ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, полученной в процессе работы консилиума.
При отсутствии в ДОУ оптимальных условий, адекватных индивидуальным особенностям воспитанника или же при необходимости более углубленной диагностики, специалисты консилиума ДОУ рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в городскую психолого – педагогическую комиссию (ППК).
Коллегиальное заключение консилиума доводится до сведения родителей (законных представителей) на индивидуальных консультациях в доступной для понимания форме. Только после этого осуществляется коррекционно – развивающая работа с детьми.
- 2 этап – промежуточный (ноябрь, февраль)
На втором плановом заседании обсуждаются представленные специалистами результаты обследования детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии.
В феврале проводится третье плановое заседание, на котором специалисты анализируют динамику состояния ребенка на основании результатов промежуточного обследования. Все данные фиксируются в журнале сведений о динамике развития воспитанников. Для детей с низким показателем изменяются и дополняются рекомендации программы индивидуального развития.
- 3 этап – итоговый (апрель-май)
В апреле – мае ППк анализирует результаты коррекционно – развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении. Изменение типа образовательного учреждения осуществляется при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей). В случае перевода ребенка в другую образовательную систему оформляется выписка из карты развития, которая выдается родителям (законным представителям) по запросу из образовательного учреждения, в котором будет обучаться (воспитываться) ребенок.
В течение года проводятся внеплановые заседания ППк по запросам специалистов, организующих коррекционно – развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников. Поводом для внепланового ППк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка.
ВАЖНО!
— При направлении ребенка на ППК коллегиальное заключение консилиума образовательного учреждения выдается родителям (законным представителям) на руки.
— В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ППк могут направляться только по запросу.
Деятельность ППк контролируется руководителем ДОУ.
Памятка для родителей
Сведения о ДОУ