Державний акт на землю

Статьей 126 Зе­мель­ного кодекса Укра­ины (ЗК) определено понятие документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок — государственный акт. Пра­во собственности на земельный участок возникает с момента государственной регистрации этого права.

В соответствии со статьей 126 ЗК (в редакции 2001 года) принято постановление Кабинета Министров Украины (КМУ) «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на земельный участок и государственного акта на право постоянного пользования земельным участком» № 449 от 2 апреля 2002 года. Но после вступления в силу данного постановления издавались государственные акты образца 1992 года, поскольку бланки нового образца не были распечатаны.

Постановлением Верховного Совета Украины «О состоянии соблюдения законодательства Украины относительно выдачи государственных актов на право собственности на землю, сертификатов на земельную долю (пай) и их обращения; о соблюдении законодательства Украины относительно выделения в натуре (на местности), использования и обращения земельных участков сельскохозяйственного назначения» № 882 от 22 мая 2003 года предусмотрено обеспечение выдачи гражданам и юридическим лицам, получающим земельные участки в собственность, государственных актов на право собственности на земельный участок, форма которых утверждена постановлением КМУ № 449 от 2 апреля 2002 года.

Во исполнение постановления Вер­ховного Совета Украины Госкомземом Украины принят приказ «Об использовании бланков государственных актов» № 140 от 28 мая 2003 года, которым преду­смотрено прекращение использования бланков старого образца до 1 июля 2003 года. В связи с этим возник ряд проблем.

На момент принятия приказа землеустроительными организациями было распечатано большое количество государственных актов, стоимость бланков и работа по заполнению которых были оплачены гражданами. Государственные акты находились на подписи, на регистрации и в определенный приказом срок не могли быть выданы гражданам. Поэтому имели место неодиночные случаи, когда государственные акты старого образца подписывались в сельских советах и ими же регистрировались уже после принятия приказа Госкомзема. Возникла проб­лема легитимности таких государственных актов. Неоднозначной была и позиция Минюста относительно возможности заключения соглашений с земельными участками, право на которые удостоверено государственными актами, зарегистрированными после 1 июля 2003 года.

А теперь изложу свою точку зрения на решение этой проблемы. Итак, приказ Госкомзема не был зарегистрирован в Минюсте и не получил статуса нормативного акта, он является обязательным для выполнения только территориальными органами Госкомзема. Если решение о передаче в собственность земельного участка принято в соответствии с действующим законодательством, государственный акт образца 1992 года заполнен, подписан и зарегистрирован в соответствии с требованиями действующего законодательства, то нотариус имеет право удостоверить соглашение относительно участка, право на который удостоверено таким государственным актом.

Государственный акт на право собственности на земельный участок образца 2002 года имел много новаций: мог выдаваться как гражданам, так и юридическим лицам; предполагалось право общей собственности с указанием совладельцев; подписывался главой органа, принимавшего решение, и начальником территориального органа земельных ресурсов; изготовлялся на основании кадастровой съемки; отображал кадастровый номер земельного участка; вносился в электронный реестр; регистрировался в ГЗК.

В процессе заполнения бланков государственных актов нового образца возникло много вопросов. Со вступлением в силу постановления КМУ № 449 от 2 апреля 2002 года были внесены соответствующие изменения в Инструкцию о порядке составления, выдачи, регистрации и хранения государственных актов на право частной собственности на землю, право коллективной собственности на землю, право собственности на землю и право постоянного пользования землей, договоров на право временного пользования землей (в том числе на условиях аренды) и договоров аренды земли, утвержденную приказом Госкомзема Украины № 43 от 4 мая 1999 года. Но специальная инструкция по заполнению самой формы не утверждалась. Поэтому письмом Госкомзема Украины от 17 июня 2003 года под № 14-20-7/3890 были предоставлены детальные пояснения относительно заполнения бланка государственного акта образца 2002 года.

В 2008 году в очередной раз изменена форма государственного акта на право собственности на земельный участок. В связи с официальным опубликованием 5 декабря 2008 года вступило в силу постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 2 апреля 2002 года № 449» № 1019 от 12 ноября 2008 года. Снова становится актуальным вопрос относительно возможности заполнения и регистрации государственных актов образца 2002 года. Ни одного нормативного акта относительно сроков их применения принято не было.

Госкомзем Украины предоставил разъяснения: «Пунктом 2 постановления КМУ «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на земельный участок и государственного акта на право постоянного пользования земельным участком» от 2 апреля 2002 года предусмотрено, что ранее выданные государственные акты на право частной собственности на землю, государственные акты на право ­собственности на ­землю, государственные акты на право собственности на земельный участок и государственные акты на право постоянного пользования землей остаются действующими и подлежат замене в случае добровольного обращения граждан или юридических лиц. Учитывая указанное, позиция Госкомзема такова: государственные акты, форма которых была утверждена постановлением КМУ № 449 от 2 апреля 2002 года, являются действующими и должны выдаваться до введения новых форм бланков государственных актов на право собственности на земельные участки». Указанное разъяснение было размещено на сайте Госкомзема Украины.

Процедура постепенного изъятия государственных актов образца 2002 года была урегулирована приказами Гос­комзема. Бланки образца 2002 года постепенно изымались, а государственные акты, которые оставались на подписи, регистрации, с разрешения Госкомзема регистрировались и выдавались владельцам земли.

Приказом Госкомзема Украины № 325 от 22 июня 2009 года утверждена Инструк­ция о заполнении бланков государственных актов на право собственности на земельный участок и на право постоянного пользования земельным участком. При этом сохранила силу Инструкция, утвержденная приказом Госкомзема № 43 от 4 мая 1999 года.

Эти две инструкции регулируют порядок составления, выдачи, регистрации и заполнения государственных актов. При необходимости каждый может убедиться, что бланк государственного акта заполнен в соответствии с указанными инструкциями.

Особенности подписания государственного акта на право собственности

Со вступлением в силу новой редакции ЗК (2001 года) были внесены изменения в Инструкцию, утвержденную приказом Госкомзема № 43 от 4 мая 1999 года. В соответствии с пунктом 2.14 Инструкции государственный акт на право собственности на земельный участок подписывался сельским, поселковым, городским главой или главой соответствующей государственной администрации и скреплялся соответствующей гербовой печатью. Страницу государственного акта с изображением плана земельного участка подписывал начальник районного (городского) отдела (управления) земельных ресурсов Госкомзема Украины.

Приказом Госкомзема № 322 от 29 декабря 2003 года были внесены изменения в вышеуказанный пункт Инструкции, и государственный акт на право собственности на земельный участок подписывался органом, принявшим решение о передаче земельного участка в собственность, и соответствующим государственным органом земельных ресурсов. В случае отчуждения земельных участков из земель частной собственности государственный акт на право собственности на земельный участок подписывал соответствующий государственный орган земельных ресурсов на основании нотариально удостоверенной копии соответствующего договора.

Приказом Госкомзема Украины № 133 от 16 марта 2009 года снова внесены изменения в пункт 2.14 Инструкции: «…государственный акт на право собствен­ности на земельный участок подписывается должностными лицами в такой последовательности: начальник государственного органа земельных ресурсов, глава (руководитель) органа местного самоуправления или органа исполнительной власти и лицо, осуществившее регистрацию акта».

Таким образом, независимо от основания выдачи государственного акта (первичная приватизация, вторичный рынок), государственные акты образца 2008 года с 16 марта 2009 года подписываются как главой райгосадминистрации или главой совета, так и начальником территориального органа земельных ресурсов. Эта норма действует и в настоящее время.

Также государственный акт подписывается должностным лицом, осуществляющим регистрацию, но не указано какого органа. Поскольку законодательство относительно регистрации прав на землю стремительно изменяется, то, наверное, целесообразно в государственном акте не указывать название юридического лица, выполняющего функции по государственной регистрации.

Удостоверение одним государственным актом права собственности на один и более земельных участков

Пунктом 1.4 Инструкции о порядке составления, выдачи, ­регистрации и хранения государственных актов на право собственности на землю и ­право постоянного пользования землей, договоров на право временного пользования землей (в том числе на условиях аренды), утвержденной приказом Госкомзема № 28 от 15 апреля 1993 года, предусматривалась возможность выдачи одного государственного акта на несколько чересполосных земельных участков. Аналогичную норму содержала Инструкция, утвержденная приказом Госкомзема № 43 от 4 мая 1999 года (пункт 1.10). Но после введения государственных актов образца 2002 года пункт 1.10 Инструкции изъят на основании приказа Госкомзема № 322 от 29 декабря 2003 года. Форма государственного акта на право собственности, утвержденная постановлением КМУ № 449 от 2 апреля 2002 года, предусматривает удостоверение права ­собственности лишь на один земельный участок (границы одного участка, его смежные пользователи, кадастровый номер, площадь, адрес).

По поводу удостоверения государственным актом права собственности на один земельный участок издан информационный бюллетень ГП «Центр ГЗК при Госкомземе Украины» под № 7 марта 2006 года, письма Госкомзема Украины № 477 от 29 марта 2006 года, № 14-21-11/4253 от 13 сентября 2007 года. Все вышеуказанное лишь не предусматривало возможности удостоверения права собственности на несколько участков одним государственным актом. Но не существовало ни одной нормы законодательства, напрямую запрещающей одним государственным актом удостоверять право собственности на несколько земельных участков.

ЗК поставил однозначную точку в этом вопросе. Так, статья 126 ЗК (изменения внесены Законом Украины от 15 марта 2009 года) предусматривает возможность выдачи государственного акта на право собственности лишь на один земельный участок. Тогда как государственный акт на право постоянного пользования и договор аренды могут удостоверять право пользования на несколько участков.

Учитывая вышеприведенное, становится понятно, что прямой нормы, запрещающей удостоверение права собственности одним государственным актом на два и больше участков, ранее не существовало. Поэтому при выдаче таких государственных актов до внесения изменений в статью 126 ЗК в 2009 году не нарушалась какая-либо норма права. Кроме того, такая практика существовала и рекомендовалась Госкомземом, особенно когда речь шла о паевании земель. При выделении в натуре сертификата в один государственный акт включались все виды угодий: сенокосные, пастбища, пашня, многолетние.

Частью 8 статьи 126 предусмотрено, что в случае если государственным актом на право собственности на земельный участок было удостоверено право собственности на несколько земельных участков, отчуждение одного из этих участков осуществляется после изготовления государственного акта, удостоверяющего право собственности на каждый из этих участков.

Учитывая то, что длительное время существовала возможность включения в государственные акты нескольких земельных участков, нотариусы часто имеют дело с такими государственными актами. А также со случаями, которые законодатель не предусмотрел — невозможностью выдачи владельцу новых государственных актов на отдельные участки. Прежде всего, это случаи, когда: владелец умер, а завещал отдельные участки нескольким наследникам; осуществляется отчуждение иностранными гражданами земельных участков сельхозназначения; происходит добровольный отказ от одного из земельных участков, удостоверенных государственным актом. Как быть в такой ситуации?

В таких случаях нотариус может не требовать изготовления отдельных государственных актов, ведь их невозможно зарегистрировать и выдать. Приобретатели права собственности на такие участки смогут на основании нотариально удостоверенной сделки изготовить себе новые государственные акты отдельно на каждый участок.

Если такой государственный акт выдан после вступления в силу изменений в статью 126 ЗК, то он считается выданным с нарушением Кодекса. Кроме того, следует помнить, что в соответствии с пунктом 1.8 Инструкции, утвержденной приказом Госкомзема № 43 от 4 мая 1999 года, если земельный участок, который передается в собственность, расположен на территории нескольких административно-территориальных единиц, то государственный акт на право собственности на земельный участок выдается отдельно на каждую часть участка, расположенную на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

СПИЦЫНА Людмила — первый замес­титель Главного управления Госкомзема в Запорожской области, г. Запорожье

В цій статті мова йтиме про державний акт про право власності на земельну ділянку, про його еволюцію, починаючи з 1992 р. по 2012 р. включно. Упродовж зазначеного періоду також видавався держакт про право постійного користування земельною ділянкою, проте такий акт зазвичай отримували тільки певні категорії установ та організацій. Ми вас ознайомимо з історією держакту, яким посвідчувалось саме право приватної власності на земельну ділянку.

Як еволюціонував державний акт про право приватної власності на земельну ділянку в Україні?

Державний акт в період 1992-2001 рр.

З 1992-2001 рр. в Україні діяв державний акт на земельну ділянку рожевого (червоного) кольору, який не містив кадастрового номеру земельної ділянки. Виключення з цього випадку існувало тільки щодо м. Києва, в якому в другій половині 90-х років було впроваджено програмний комплекс «Кадастр». За допомогою ПК «Кадастр» здійснювалось ведення Київського міського земельного кадастру. Державні акти на земельну ділянку, що видавались в місті Києві після запуску міського земельного кадастру містили кадастровий номер земельної ділянки скороченого типу, наприклад 66506038, без зазначення коду адміністративно-територіального поділу для м. Києва (8000000000).

Крім відсутності інформації щодо кадастрового номеру, рожеві акти могли містити дані щодо декількох земельних ділянок з різними цільовими призначеннями. Наприклад, для ведення особистого селянського господарства, а також для будівництва та обслуговування житлового будинку господарських будівель і споруд (присадибна ділянка). Це спричиняло певні незручності у випадку, коли власник мав намір передати (продати, подарувати) одну з ділянок іншій особі.

Якщо Ваш державний акт на земельну ділянку рожевого кольору без кадастрового номеру, то для переоформлення земельної ділянки на іншу особу має бути виконана кадастрова зйомка та розроблена технічна документація щодо встановлення (відновлення) меж земельної ділянки в натурі (на місцевості). На підставі розробленої технічної документації державний кадастровий реєстратор вносить земельну ділянку до державного земельного кадастру та здійснює присвоєння кадастрового номеру земельній ділянці. Виконання вказаних вище дій підтверджує виданий реєстратором витяг з Державного земельного кадастру.

Нормативно-правовий акт для довідки: Постанова ВРУ № 2201-XII від 13.03.1992 «Про форми державних актів на право власності на землю і право постійного користування землею»

Державний акт в період 2002-2008 рр.

Прийняття нового Земельного кодексу України в 2001 році зумовило необхідність прийняття нових законів, що були логічним продовженням положень Земельного кодексу, а також приведення підзаконних актів у відповідність до положень останнього. У зв’язку з цим в 2002 році було затверджено нову форму держакту зеленого кольору.

В новому держакті вже не можна було зазначати більше однієї земельної ділянки. Введення в дію бази державного земельного кадастру дозволило присвоїти кожній, внесеній до кадастру, земельній ділянці окремий унікальний кадастровий номер. Кожний кадастровий номер складається з 19 цифр, розділених двокрапками та містить інформацію про код регіону, кадастрової зони, кварталу та номер конкретної земельної ділянки.

Особливістю було те, що зелений держакт дозволяв визначення часток співвласників земельної ділянки безпосередньо у формі самого держакту.

Державний акт зеленого кольору, як і рожевий, залишається чинним і по теперішній час. Проте, для укладення угод щодо земельної ділянки, в будь-якому випадку необхідно отримати витяг з державного земельного кадастру.

Нормативно-правовий акт для довідки: Постанова КМУ № 449 від 02.04.2002 «Про затвердження форм державного акта на право власності на земельну ділянку та державного акта на право постійного користування земельною ділянкою»

Державний акт в період 2009-2012 рр.

Необхідність удосконалення форми держакту, затвердженої в 2002 році, наприкінці 2008 року зумовила внесення змін до Постанови КМУ № 449 від 02.04.2002. Оновлена форма держакту друкувалась на бланках синього кольору. Основні зміни до форми полягали в доповненні держакту окремим полем для зазначення ідентифікаційного номеру (коду) власника земельної ділянки.

Справа в тому, що до цього часу власник земельної ділянки ідентифікувався за прізвищем, ім’ям, по-батькові (якщо юридична особа, то за найменуванням). Коли ім’я чи найменування зазначалось з помилками, то виникали проблеми, пов’язані з розпорядженням правами щодо такої земельної ділянки. Держакт з помилками не давав можливості укласти будь-які договори, а вирішувалась така проблема, зокрема шляхом видачі дублікату держакту через втрату держакту з помилкою. Оновлена форма держакту зразка 2008 року вирішила такі проблеми.

Державний акт синього кольору також залишається чинним і на сьогодні, але для розпорядження правами щодо земельного ділянки необхідно отримати витяг з ДЗК (державного земельного кадастру).

Нормативно-правовий акт для довідки: Постанова КМУ № 1019 від 12.11.2008 «Про внесення змін до постанови Кабінету Міністрів України від 2 квітня 2002 р. № 449»

Витяг та Свідоцтво з 2013 по 2015 рік

З 2013 року набрали чинності низка законів, відповідно до яких було розділено поняття реєстрації даних щодо земельної ділянки в кадастрі та поняття реєстрації прав (власності, користування, сервітуту і т.і.) щодо земельної ділянки.

З 2013 р. внесенням даних щодо земельної ділянки в державний земельний кадастр, в т.ч. присвоєнням кадастрового номеру, займаються органи Держгеокадастру (Держземагентства). Реєстрацію прав же здійснюють органи місцевого самоврядування, які підконтрольні Міністерству юстиції. Більш детально ознайомитись з процедурою реєстрації прав на земельну ділянку можна на сторінці Реєстрація права на земельну ділянку в реєстрі речових прав.

Отже, в якості підтвердження внесення даних про земельну ділянку до Державного земельного кадастру видається витяг з кадастру. На підтвердження реєстрації права щодо земельної ділянки – витяг (свідоцтво) з Державного реєстру речових прав на нерухоме майно.

З 2016 року і по теперішній час за результатами реєстрації права на земельну ділянку видається тільки витяг з Державного реєстру речових прав на нерухоме майно. Свідоцтво про реєстрацію права власності на земельну ділянку більше не видається.

Дивіться також: проект щодо зняття родючого шару грунту, поділ земельної ділянки, нормативно грошова оцінка земельної ділянки

Державний акт на землю

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *