Статья за провокацию

Сразу следует разграничить понятие провокации со стороны третьих лиц и провокации как вида оперативного эксперимента.

В ходе проведении оперативного эксперимента создаются искусственные условия, в ходе которых проверяемое лицо обладает правом выбора – идти на совершение преступления или отказаться. Следует отметить, что в таком случае совершить преступление лицу не дадут, а только создадут для этого все возможные условия с предоставлением права выбора для проверяемого лица.

На практике чаще всего создание таких искусственных обстоятельств применяется для провокации взятки, нарушения авторских прав, коммерческого подкупа либо по делам о наркотиках.

Провокация преступления со стороны третьих лиц

Она представляет собой побуждение других лиц к совершению каких-либо неблагоприятных действий. Следует отметить, что цели и мотивы таких действий для провоцируемого лица остаются в тайне. Провокатор также может преследовать цель ввести провоцируемое лицо в зависимое положение. Он сможет шантажировать виновного.

Таким образом, провокацию преступления можно разделить на два вида:

  • побудительная провокационная деятельность по отношению к определенному лицу с целью совершения им преступного деяния;
  • законная деятельность уполномоченных лиц, направленная на выявление и раскрытие преступления.

К сожалению, проблема определения понятия провокации недостаточно освещена в законодательной базе. Помимо провокации существует подстрекательство к совершению преступления. Об этом речь пойдет дальше.

Подстрекательство и провокация преступления

Несмотря на схожесть механизмов осуществления, действующее законодательство дифференцирует понятия подстрекательства и провокации. Главное отличие между ними заключается в конечной цели и преследуемых задачах.

Подстрекатель осознает, что подталкивает другое лицо на совершение преступления и желает этого. Он считается соучастником преступления, который по каким-либо обстоятельствам не может или не хочет участвовать в его исполнении. В случае совершения преступления путем подстрекательства ни одна из участвующих сторон не заинтересована в его раскрытии и наступлении соответствующих последствий.

В отличие от подстрекательства, при провокации лицо заинтересовано в выявлении преступления и его раскрытии. Законодательством не установлен порядок наказания за провокацию преступления, за исключением провокации криминального подкупа и взятки согласно статье 304 УК РФ.

Под такой провокацией понимают передачу денег, ценных бумаг, другого имущества либо оказание определенных услуг лицу, занимающему должностную позицию. Такие действия проводятся с целью уличения должностного лица в злоупотреблении им своими служебными полномочиями.

Основными характеристиками провокации преступления являются:

  • осуществление умышленных деяний в одностороннем порядке, то есть провоцируемый не посвящен в умысел провокатора;
  • провокационные действия подразумевают только вовлечение в совершение преступления и введение провоцируемого в обман, когда он не осознает, что участвует в преступлении;
  • главной целью провокации является недостижение определенного результата, для которого и совершается преступление, а разоблачение провоцируемого лица в содеянном.

На данный момент обсуждается вопрос о введении уголовного наказания не только за подстрекательство, но и за провокацию преступления.

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

Верховная Рада Украины собирается ввести ответственность за провокацию преступлений против жизни и здоровья в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также против собственности и многих других преступных деяний.

Признание совершение лицом именно спровоцированного преступления будет смягчающим обстоятельством.

Так, 15 июля 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №4999 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно установления ответственности за провокацию преступления».

Инициатором законопроекта выступил народный депутат Юрий Бублик.

Что несет понятие «провокации» сегодня

В украинском законодательстве понятие провокации появилось только в советский период (законодателя интересовал исключительно один аспект — провокация взятки). Действующее национальное уголовное законодательство также не содержит правовых норм, которые бы позволили решить эту проблему в полном объеме.

Уголовный кодекс Украины устанавливает уголовную ответственность только за провокацию подкупа (ст. 370 УК Украины). Но провокационная деятельность возможна по практически любому умышленному преступлению провокации подкупа, незаконного оборота оружия и наркотических средств, психотропных веществ, совершения угонов, изнасилований, налоговых преступлений и т.д.

«Поэтому я считаю, что заслуживают внимания позиции ученых о включении в уголовный закон общей нормы «провокация преступления», — говорит народный депутат Юрий Бублик.

Единственное законодательное определение провокации содержится в ст. 370 УК Украины. Согласно ч. 1 ст. 370 УК Украины, провокация подкупа — это сознательное создание должностным лицом обстоятельств и условий, которые обусловливают предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды или принятия предложения, обещания или получения такой выгоды, чтобы потом разоблачить того, кто предлагал, обещал, предоставил неправомерную выгоду или принял предложение, обещание или получил такую ​​выгоду.

Отечественное законодательство о провокации

В отечественном законодательстве лицо, совершившее провокационные действия, подлежит уголовной ответственности только за совершение в составе организованной группы или преступной организации особо тяжкого преступления, совершенного умышленно и связанного с насилием над потерпевшим, или тяжкого преступления, совершенного умышленно и связанного с причинением тяжкого телесного повреждения потерпевшему или наступлением иных тяжких или особо тяжких последствий.

Провокацию преступления следует отличать от провоцирующего поведения, которое в криминологическом аспекте рассматривается как обстоятельство, которое порождает причины и условия совершения преступления.

Провокацию преступления следует отличать и от подстрекательства к преступлению. Отметим, что юридическая характеристика подстрекателя следует из содержания ч. 4 ст. 27 УК Украины: «Подстрекателем является лицо, которое уговорам, подкупом, угрозой, принуждением или иным образом склонило соучастника к совершению преступления».

Как говорится в пояснительной записке законопроекта, различия заключаются в следующем:

  • во-первых, юридическая природа подстрекательства к преступлению и провокации преступления не является тождественной. Поскольку для подстрекательства всегда присуща двусторонняя субъективная связь между лицами, тогда как при провокации может отсутствовать такая связь, провокатор может действовать тайно путем создания условий и обстоятельств, обусловливать разоблачение лица, провоцировать;
  • во-вторых, для провокации обязательным субъективным признаком является специальная цель — разоблачение лица, которое спровоцировали на совершение преступления. Такая цель отсутствует в случае подстрекательство к совершению преступления.

Также отличительной чертой провокации является осуществление определенных активных действий в ситуации, когда не было достаточных оснований полагать, что преступление было бы совершено без провокационных действий.

«В соответствии с указанным, считаю целесообразным внести предложения по совершенствованию действующего законодательства, направленного на противодействие провокациям преступлений путем внесения изменений в Уголовный кодекс Украины», — подчеркивает народный депутат.

Ответственность за провокацию преступления

Задачей проекта Закона Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно установления ответственности за провокацию преступления» является внесение изменений в Уголовный кодекс Украины, которые бы предусматривали определение провокационного преступления, установление ответственности за провокацию преступления и обстоятельств, которые исключают ответственность и смягчают наказание за провокацию преступления.

Основными положениями законопроекта сформулированы предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства Украины, а именно предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Украины:

  • дополнить раздел VI Общей части УК Украины «Соучастие в преступлении» ст. 31-1 «Провокация преступления», в которой определить, что является провокацией преступления, и установить условия наступления ответственности за это деяние;
  • исключить ст. 370 УК Украины «Провокация взятки» как таковую, которая не является достаточным уголовно-правовым средством противодействия провокационной деятельности со стороны должностных лиц, а также дополнить раздел XVIII Особенной части УК Украины «Преступления против правосудия» ст. 383-1 «Провокация преступления должностным лицом правоохранительных органов»;
  • дополнить ст. 43 УК Украины «Выполнение специального задания по предупреждению или раскрытию преступной деятельности организованной группы или преступной организации» ч. 4 с содержанием относительно оснований, за которые лицо, которое, выполняя специальное задание, спровоцировало преступление, не подлежит ответственности;
  • в связи с тем, что законодатель не учел то обстоятельство, что организатор и подстрекатель могут совершать соответствующие действия с провокационной целью, в частности, возможность признания предусмотренных в ч. 2 ст. 31 УК Украины действий этих соучастников (предотвращения совершения преступления или своевременное сообщение о его приготовления или совершения), в качестве формы добровольного отказа провокатора обусловливается содержанием цели, которую преследует последний.

Так, если предотвращение совершения преступления спровоцировано лицом или сообщение органам власти о таком преступлении осуществляется с провокационной целью разоблачения лица или причиненим ей вреда, соответствующие действие нельзя признавать формами добровольного отказа провокатора.

Однако, если указанные действия совершаются провокатором после того, как его цель изменилась, и он делает это не с целью разоблачения или причинения вреда спровоцированном, а чтобы прекратить доведения преступления до конца, то в этом случае есть основания говорить о добровольном отказе. Поэтому, предлагается дополнить ст. 31 УК Украины «Добровольный отказ соучастников» ч. 4, которую изложить в следующей редакции: «Не признается добровольным отказом организатора или подстрекателя предотвращения совершения преступления или своевременное сообщение ними соответствующих органов государственной власти о готовящемся преступлении или совершается, если таким образом указанные лица пытались достичь провокационной цели разоблачения другого соучастника или причинение ему материального или морального вреда».

Каких изменений ждать

Внесение предлагаемых изменений в Уголовный кодекс Украины обеспечит установление в законодательстве ответственности за совершенные преступления, которые также могут быть спровоцированы, что осталось за пределами уголовно-правового регулирования, в частности, определены:

  • преступления против жизни и здоровья;
  • преступления против собственности;
  • преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров и много других преступных деяний.

Также наличие такой нормы в уголовном законодательстве будет выполнять превентивную функцию и охранную функцию уголовного закона, которая найдет свое выражение и в запрете совершения преступного деяния, и угрозе наказания, а также и тем, кто может спровоцировать совершение такого деяния, а не только в применении наказания к лицу, совершившего преступление.

Раздел V: «Уголовное право» В течение ряда последних лет уголовное законодательство России непрерывно обновляется. Одной из наиболее актуальных проблем является проблема ответственности за провокацию преступления. Некоторые авторы, затрагивая проблему провокации преступления, отождествляют ее с подстрекательством к совершению преступления, определяя как склонение лица к совершению преступления с целью последующей передачи его органам правосудия1. Юридическая природа провокации преступления, в том числе провокации взятки либо коммерческого подкупа, обладает собственными характеристиками: вызвана намерением субъекта обеспечить одностороннее проявление искомой модели поведения со стороны провоцируемого лица, имеющей лишь внешние признаки преступного деяния; осуществляется в порядке односторонней умышленной деятельности со стороны виновного лица, не охватываемой сознанием провоцируемого; предполагает использовать спровоцированное «криминальное» деяние лица в целях дискредитации либо создания искусственных доказательств обвинения; цель действий провокатора – наступление вредных последствий для провоцируемого; наличие у провокатора только прямого умысла2. Таким образом, провокация – это умышленная односторонняя деятельность виновного, направленная на моделирование такого поведения другого лица, которое имело бы все внешние признаки преступления с целью дискредитации, шантажа либо создания искусственных доказательств обвинения3. Общественная опасность провокации преступления заключается в том, что такими действиями не только подрывается репутация должностного лица, иностранного должностного лица, должностного лица публичной международной организациилибо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческих или иных организациях, но, главным образом, искусственно создается повод к возбуждению уголовного дела и его производству. Таким образом, для совершенствования данного института уголовного права необходимо внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: введение понятия и признаков провокации преступления, норм о провокации как обстоятельстве, исключающим преступность деяния, а также внесение дополнений в Особенную часть Уголовного кодекса для установления ответственности за данное преступление4. Предложения по совершенствованию института провокации в Общей части уголовного закона: «Статья 341. Провокация преступления Не признаются подстрекательством к совершению преступления действия лица, направленные на провокацию преступления, то есть умышленную одностороннюю деятельность виновного, направленную на моделирование такого поведения другого лица, которое имело бы все внешние признаки преступления с целью дискредитации, шантажа либо создания искусственных доказательств обвинения». Предложения по совершенствованию Особенной часть уголовного закона устанавливающее ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа, нормы следующего содержания: «Статья 304. Противоправная провокация преступления 1. Противоправная провокация преступления, то есть умышленная односторонняя деятельность лица, направленная на моделирование такого поведения другого лица, которое имело бы все внешние признаки преступления, совершенного путем угроз, подкупа, обмана и иного воздействия, с целью дискредитации, шантажа, создания искусственных доказательств обвинения либо иных низменных побуждений, – наказывается… 2. То же деяние, совершенное с использование служебного положения, а также лицом в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности или лицом, действующим в сотрудничестве с таким лицом в тех же целях, – наказывается… 3. То же деяние, совершенное в отношении тяжкого либо особо тяжкого преступления либо совершенное группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, либо повлекшее наступление тяжких последствий, в тех же целях – наказывается… Примечание. Под тяжкими последствиями следует понимать незаконное осуждение должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческих или иных организациях; психическое заболевание потерпевшего либо его близких; самоубийство провоцируемого лица, причинение вреда жизни или здоровью граждан и т. п.»6. Таким образом, мы пришли к следующим выводам. Во-первых, что понятие провокации преступления по своему содержанию выходит за рамки института подстрекательства, полагая под собой вовлечение другого лица в совершение преступления, совершенное с целью наступления вредных для этого лица последствий. Во-вторых, в настоящее время отсутствуют сколько-нибудь приемлемые уголовно-правовые средства противодействия провокационной деятельности, поскольку единственная норма, устанавливающая уголовную ответственность за провокацию преступления — статья 304 УК РФ — является нежизнеспособной, и поэтому должна быть упразднена. В-третьих, Уголовный кодекс РФ целесообразно дополнить включением в его Общую часть определения провокации преступления, а в Особенную часть, кроме того, нормы, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение законодательства об оперативно-розыскной деятельности. Литература: 1. Багаутдинов, Ф. Провокация граждан к даче взятки // Законность. — № 3. – 2011. – С. 31. 2. Жемухова, С.М. Провокация как обстоятельство, исключающее преступность деяния // Борьба с преступностью в условиях глобализации: новые вызовы и поиски адекватных ответов: Сборник научных статей в двух томах. Том 2. Нальчик: Издательство Нальчик. филиала Краснодар. унив. МВД России, 2010. – С. 198-205. 3. Спесивов, Н.В. Провокация в уголовном праве // Актуальные проблемы реформирования современного законодательства Российской Федерации: Сборник тезисов докладов (по материалам Всероссийской ежегодной научной студенческой конференции, Саратов, 16 апреля2010 г.). – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратов. гос. академия права, 2010. – С. 273-275. 4. Сафин, А.Ф. Уголовно-правовое значение провокации к преступлению // Сборник аспирантских работ. Вып. 11. Казань: Издательство Изд-во Казан. гос. ун-та, 2010. – С. 264-268. 5. Радачинский, С.Н. Провокация преступления как комплексный институт уголовного права: проблемы теории и практики. Монография. Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. акад. МВД России, 2011. – С. 526. 6. Сандаковский, С.А. Уголовно-правовая оценка провокации взятки. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Омск, 2011. – 18 с. © Гордеева К.В., Агаджанян М.А., 2012 Гордеева К.В., Агаджанян М.А., студенты, научный руководитель: к.ю.н., Синичкин А.А., Чебоксарский кооперативный институт (филиал) АНО ВПО ЦС РФ «РУК», г. Чебоксары Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года)

Статья за провокацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *