Закон о школе

Содержание

В чем заключается право ребенка на образование

Каждый ребенок с рождения обладает широким кругом прав наравне со взрослыми, которые ему предоставляет государства, контролирую возможность реализации дарованных прав.

В данной статье мы рассмотрим, какими правами и свободами обладают дети, согласно международной Конвенции ООН, конкретно разберем особенности получения образования ребенка в РФ.

Кто такой ребенок

Впервые термин ребенка раскрывался в акте международного характера «Конвенция о правах ребенка». Этот документ имеет юридическую силу на территории нашей страны с 1990 года.

В соответствии с его нормой, ребенком считается человеческое существо, которое не достигло возраста 18 лет, если он ранее в порядке, который предусмотрен законодательством не получил статус полностью дееспособного лица. Это понятие дублируется в Законе «Об образовании в РФ».

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:
+7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область
+7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (800) 600-36-17 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

Ребенок понимается как лицо, которое не достигло совершеннолетия (18 лет).

Благодаря высшему закону страны, а также ранее указанных правовых документов, любой рожденный ребенок имеет набор дарованных ему прав:

  • право иметь имя;
  • знать, кем являются его родители и право на получение с их стороны заботы (в случае, если по каким – либо причинам родители не осуществляют воспитание ребенка);
  • сохранения связей с родственниками и семьей;
  • иметь свою индивидуальность;
  • на приоритетное воспитание в своей семье (вмешательство со стороны государства допускается только в случаях, определенных законом);
  • на изложение собственных взглядов и наличия своего мнения. При этом государством в случаях, определенных законом это мнение должно учитываться в соответствии с физическим и умственным развитием ребенка;
  • самостоятельно избрать религию, свободно выражать мысли;
  • реализацию мирных собраний (проведение, участие в них);
  • неприкосновенности, а также защиты государством в случае нарушения тайны личной жизни;
  • получения информации;
  • на охрану своего здоровья;
  • пользования системой социального обеспечения или принимать участия в социальном страховании в лице своих представителей;
  • на условия жизни, способствующие развитию физических, умственных способностей, социальное развитие;
  • право ребенка на образование;
  • осуществления досуга и отдыха, принятия участия в развлекательных мероприятиях;
  • по защите от трудовой эксплуатации, а также от участия в экономических процессах, которые могут нанести вред здоровью или нравственному развитию;
  • по защите от сексуальной эксплуатации, совращения, носящего сексуальный характер;
  • на физическую неприкосновенность;
  • на защиту со стороны государства в случае совершения преступления, а также такого обращения и наказания, которое не нанесет ущерба здоровью или психическому развитию и будет соответствовать развитию ребенка.

Обязан ли ребенок ходить в школу

Каждый ребенок имеет право на образование. Главным законом государства провозглашается право всех детей на образование.

В связи с этим возникает вопрос, обязан ли ребенок ходить в школу?

Провозглашая право учиться для каждого, государство берет на себя ответственность по организации возможности воспользоваться этим правом.

Это означает, что должны быть созданы условия для возможности обучения:

  1. Политикой должна предусматриваться возможность для зачисления каждого ребенка в образовательное учреждение, а в случае, если ребенок имеет особенности развития, зачисления в специализированные учебные организации.
  2. Осуществление обучения должно осуществляться безвозмездно.
  3. Образовательные учреждения должны иметь статус государственных или муниципальных и финансироваться за счет соответствующего бюджета.

Правом на получение образования ребенок должен воспользоваться обязательно. Об этом свидетельствует норма в Конституции, в соответствии с которой получение основного общего образования обязательно.

Если для детей это право, то организация процесса обучения возникает в виде обязанности у родителей. В этом случае родители исполняют роль гаранта получения образования детьми.

В случае, когда родители не исполняют обязанность по получению детьми знаний, то для них предусмотрены следующие виды ответственности:

  • административная в виде выплаты штрафа;
  • уголовная в виде выплаты штрафа, обязательных работ, ареста;
  • предусмотренная нормами семейного законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод, что посещение детьми учебного учреждения является обязательным условием воспитания детей и реализацией их права на образования.

Какие права и обязанности у ребенка в школе

В соответствии с международной конвенцией о правах ребенка право на образование, неотъемлемая часть всех прав, которые должны дароваться ребенку с его рождения.

Права и свободы ребенка в образовании РФ, регулируются законом об образовании в нашей стране, а также местными административными регламентами, которые принимаются в школах, на основании вышеуказанных документов.

Основными правами ребенка в школе являются следующие:

  • на получение не только начального, но и среднего образования на условиях безвозмездности;
  • принимать участие в процессе управления школой, в формах, которые предусмотрены школьными уставами;
  • владеть информацией об отметках, полученных за выполнение письменных или устных заданий;
  • принимать участия в мероприятиях, организуемых в школах, в соответствии с соблюдением критерий возраста;
  • добровольно принимать участие в деятельности по благоустройству школьной территории;
  • выбрать форму обучения в соответствии с критериями физического и умственного развития;
  • посещать кружки и дополнительные уроки;
  • участвовать в проведении различных конкурсах, соревнования, олимпиадах.
  • участвовать в организации объединений, которые не запрещены школьным уставом;
  • иметь возможность отдыха от учебной деятельности;
  • получить на безвозмездной основе медицинскую помощь;
  • участвовать в учебном процессе, построенном, в соответствии с последними методиками;
  • принимать пищу в соответствии с организацией питания, предусмотренной уставом;
  • получить психолого-педагогическую помощь, при наличии необходимости;
  • пользоваться электронными ресурсами, специализированными кабинетами, лабораториями в процессе получения знаний.

Документами предусмотрено право ребенка на дополнительное образование, которое должно быть направлено на формирование у ребенка дополнительных творческих навыков.

Дополнительное образование делиться на:

  • Общеразвивающее (доступно для детей и взрослых);
  • Предпрофессиональное (доступно только для детей в сфере искусства, спорта, кинематографии и так далее).

Помимо прав при обучении на детей возлагаются определенные обязанности:

  • по выполнению распоряжений представителей администрации школы, а также учителей, которые не противоречат требованиям Устава;
  • по недопущению порчи школьного имущества;
  • по уважению всех участников учебной деятельности;
  • по предоставлению медицинского документа в случае пропуска учебных занятий;
  • по предоставлению записки, написанной родителями о необходимости покинуть школу, до окончания процесса обучения;
  • по ежедневному выполнению домашних заданий;
  • по ведению школьного дневника;
  • по представлению сменной обуви;
  • по соблюдению чистоты и порядка в школьных помещениях;
  • по соблюдению требования о запрете курения, а также употребления на территориях школы спиртных напитков;
  • по соблюдению требования о запрете использования мобильных средств в течение урока.

Ответственность

Если ребенком в процессе получения образования будут нарушаться обязанности, то администрация учебного учреждения имеет право применить к нему и его родителям следующие виды ответственности:

  1. За грубые нарушения внутреннего документа школы допускается исключение из образовательного учреждения.
  2. В случае причинения ущерба имущественного характера в результате виновных действий ученика допускается его привлечение к административной ответственности. В случае если этот ущерб является крупным, допускается привлечение к уголовной ответственности.
  3. В случае появления на территории образовательного учреждения в состоянии алкогольного опьянения или наркотического опьянения, допускается привлечение к административной ответственности родителей, или законных представителей ребенка.

Итак, право ребенка на получение образование одно из прав, дарованных государством, гарантом реализации которого выступают родители.

В свою очередь в процессе получения образования в школе следует исполнять обязанности, наложенные внутренними документами учреждения, поскольку при неисполнении предписаний могут наступить различного рода правовые последствия.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: 8 (800) 600-3617.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Права родителей в школе — можно ли родителям присутствовать на уроке

В нашей родительской группе на днях встал вопрос о качестве преподнесения детям основ русского языка. Мы решили отправить одного из родителей, понимающего особенности образовательного процесса, поприсутствовать на одном из уроков. На основании этого возник спор. Кто-то считает, что родители могут присутствовать на уроке в школе, но есть те, кто говорит, что посещать урок по собственному желанию нельзя. Мы решили разобраться с этим вопросом и пришли к определенным выводам. О них и пойдет речь в данной статье.

Правовые нормы

Перед тем как ответить на вопрос, могут ли родители присутствовать на занятии, стоит изучить основные права и обязанности родителей в школьном учреждении.

Права родителей учащихся регулируются законом «Об образовании». Его не стоит путать с Семейным Кодексом.

Данное законодательство рассматривает детей, как непосредственных участников процесса образования. Родители же в этом случае являются их законными представителями.

Знание основных законных положений позволит родителям в спорных ситуациях действовать исключительно в интересах ребенка. Можно будет опираться не на эмоции, но строго на закон.

Можно ли родителям бывать на уроках?

Ответ на данный вопрос можно дать положительный. Присутствовать на уроке в школьном заведении можно, но строго при соблюдении определенных условий.

Если у взрослого сложилось мнение, что права детей в процессе получения образования были нарушены, он может лично ознакомиться с особенностями передачи знаний и обучения.

При это родители должны соблюдать общепринятый порядок и устав каждого отдельного образовательного учреждения.

Все посещения проводимых занятий родителями или опекунами подвержены грамотно продуманному внутришкольному контролю. Здесь установлены следующие правила:

  1. Для нахождения на уроках родителей составляется график.
  2. Порядок и очередность посещения показывается преподавателям.
  3. Учитель должен знать, что на занятии будут присутствовать родители.

Согласие учителя на посещение считается непреложным условием.

Не менее важно согласовать факт посещения с руководителем образовательного учреждения. Форма и порядок посещения вносятся в специальный график. Даже если руководитель дает согласие на посещение, обязательно требуется положительное решение от учителя.

Желание родителей посетить занятие не вызывает у преподавателей протеста. Они всегда готовы идти навстречу родителям, у которых появился интерес к образовательному процессу или некоторые вопросы.

Родители при посещении образовательного учреждения должны уважать и ценить честь и достоинство работников и учеников. Это прописано в пп.3, п.4 ст.44 ФЗ РФ No 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».

Посещая занятия, от родителей требуется соблюдать внутренний режим и распорядок школы, а также требования установленных локальных внутренних актов, что регулируют режим проводимых занятий.

Если родители выказывают желание прийти на занятия немедленно, сотрудники школьной администрации имеют право дать отказ. Работа школьного учреждения осуществляется по определенному образовательному порядку. При вмешательстве в него, есть риск нарушить права учащихся или сотрудников.

Основания для присутствия на уроке

Желание поприсутствовать обычно возникает в двух случаях:

  • Возникновение различных вопросов к преподавателю;
  • Несогласие с тем, как преподается информация.

Во втором случае все понятно. Можно по предварительной договоренности посетить занятие и понять, как и по какой схеме объясняется тема.

Что касается обычных вопросов, то для их получения придется потратить немного больше времени. Для этого стоит воспользоваться персональным общением с преподавателем. У каждого учителя для этой цели выделены специальные часы проведения консультаций.

Родители должны понимать, что присутствие на занятии является исключительной мерой. Использовать ее желательно при появлении существенных разногласий с педагогом. Иные ситуации следует решать вне стандартного учебного процесса.

Приглашение родителей на урок

В современной школьной практике нахождение родителей на уроках не обязательно может быть вызвано их желанием. Нередко сам преподаватель просит их посетить урок. Среди основных причин приглашения родителей можно отметить:

  1. Плохая успеваемость ребенка.
  2. Поведение не соответствует установленным правилам.

Приглашая родителей на урок, учитель стремится показать им объективную картину успеваемости и поведения ученика.

Преимущества посещения школы

Довольно часто родители высказывают желание посетить уроки по той причине, что не уверены в общей компетентности педагога, обучающего детей. Они понимают, что судить о компетентности и об уровне профессионализма учителя по высказываниям ребенка – неправильно.

На свидетельствах такого плана не стоит делать какие-либо выводы. дети очень часто преувеличивает серьезность и сложность ситуации. Желательно посетить урок, посмотреть, как преподается тема, как ведет себя ребенок.

Даже после посещения занятия не стоит спешить делать выводы. Обычный человек, дети которого ходят в школу, не имеет даже минимального педагогического образования, соответственно нужно соотнести полученные наблюдения с мнениями компетентных людей.

Для этой цели стоит обратиться к зам/директору, к методисту. Каждая школа имеет собственный сайт. При желании можно зайти на него и изучить информацию о каждом из учителей – стаж работы, уровень квалификации и образования преподавателя.

Как еще быть в курсе школьных событий?

В настоящее время попасть в школу на урок внезапно без предупреждения невозможно. Современные школы представляют собой заведения с повышенными требованиями к обеспечению безопасности. Родители по этой причине часто остаются в стороне от образовательного процесса.

Чтобы исправить ситуацию, родителям предлагается объединиться в специальные советы и контролировать процесс обучения. Советы собирают специальные собрания, на которых можно с учителями и с администрацией решать вопросы, высказывать мнения и вносить разные предложения.

Если родитель активно следит за жизнью школы и класса, ему не придется присутствовать на уроке. Это отличная возможность следить за тем, как движется образовательный процесс, какого качества и уровня знания получают дети.

Даже, если администрация школы не в восторге от присутствия родителей в совете, следует помнить, что родительский контроль поможет увидеть картину обучения детей во всей полноте. Узнать больше о жизни детей в школе можно не только через присутствие на занятиях и участие в советах, но также через такие мероприятия:

  • Посещение родительских собраний;
  • Участие в проводимых внеклассных мероприятиях;
  • Присутствие в учебном заведении в «дни открытых дверей».

Каждый родитель в любое удобное время может ознакомиться с образовательным процессом, с используемыми методами воспитания детей и их обучения. При необходимости можно лично присутствовать при обследовании и тестировании детей, затем при обсуждении результатов. Подобный подход позволит устранить излишнюю тревожность родителей.

Что предпринять при выявленном нарушении?

Если в процессе проведенного исследования и проверок родитель понимает, что у ребенка сложились сложные отношения с преподавателями, что присутствует предвзятое отношение, он может обратиться к таким должностным лицам:

  • Омбудсмен;
  • Сотрудник администрации школьного учреждения;
  • Психолог.

Они должны оперативно отреагировать и провести определенные мероприятия по исключению обнаруженных факторов психологического или иного давления.

Недопустима никакая форма оскорбления личности ученика, унижение его, неприязненное отношение. Преподаватель должен оценивать только полученные знания ученика, а не его личность.

Подводя итоги

  1. Существует определенная нормативная база, в соответствии с которой школьное учреждение должно предоставить родителю максимальное количество информации об ученике.
  2. В рамках установленной нормативной базы родители имеют право изучить особенности образовательного процесса через посещение занятий.
  3. Посещая занятия, опекуны или родители должны строго соблюдать устав и внутренний режим школы.
  4. Посетить урок разрешается только по предварительной договоренности с руководством.
  5. Родителям предоставляется возможность принять участие в жизни своего ребенка и посещаемого им образовательного учреждения.

Обучение и воспитание ребёнка – это, прежде всего, право и обязанность его родителей. Этим определяются и права родителей, связанные с образовательными учреждениями. Они перечислены в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Закон действует с 1 сентября 2013 года.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

44-я статья посвящена родительским правам и обязанностям. А в статье 45 говорится, что делать, если нарушаются права школьников или их родителей.

Права и обязанности родителей в школе

Родители имеют такие права:

  1. Выбрать, будет ли ребёнок учиться дома или в школе.
  2. Выбрать учебное заведение, а в нём – дополнительные занятия, факультативы, кружки и т. д.
  3. Просматривать все документы, регламентирующие учебную деятельность.
  4. Знакомиться с учебными программами.
  5. Узнавать оценки ребёнка.
  6. Разрешить или запретить какие-либо обследования ребёнка, а при согласии – знать результаты.
  7. Присутствовать при обследовании ПМПК.
  8. Принимать участие в управлении школой.
  9. И другими способами защищать интересы и права ребёнка.

Обязанности родителей:

  1. Самая главная – сделать так, чтобы ребёнок получил общее образование.
  2. Соблюдать распорядок и режим учебного заведения.
  3. Уважительно относиться к педагогам.

Право родителей на присутствие на уроках

Мамы или папы иногда хотят посетить уроки. Чаще всего это желание связано с плохими оценками ребёнка или сложными отношениям с учителем.

Поскольку родители могут получать информацию об учебных программах и методиках преподавания, они имеют и право присутствия на уроке. Но при этом обязательно соблюдение Устава и других внутренних документов учебного заведения, а также режима работы.

О таком посещении необходимо предварительно договориться с учителем. Если он не даёт согласия, нужно действовать через директора или завуча, объяснив им, что именно беспокоит. Но нельзя приходить на урок просто так, без предупреждения.

Не стоит забывать об уважении к учителю и школе. Недопустимо мешать ведению урока, в том числе опаздывать.

Время от времени учебные заведения организуют открытые уроки по отдельным предметам или дни открытых дверей. О них сообщают папам и мамам, и они могут свободно посещать школу в это время. Как правило, в такое время учителя в большей степени готовы общаться. Но если вопрос довольно срочный, ждать подобного не стоит.

Право на выбор учителя (отказ от него)

При зачислении в школу родители могут высказать пожелания о выборе класса. Для первоклассников (и вообще учеников начальной школы) это означает и выбор учителя. Но окончательный выбор в данном случае делает администрация школы.

Иногда родители считают, что классный руководитель или кто-то из других учителей не справляется с обязанностями. В таком случае следует написать заявление на имя директора школы. В нём необходимо подробно изложить претензии и приложить доказательства, если это возможно. Директор рассматривает заявление и принимает решение о замене педагога.

Если обращается только один родитель, это вряд ли приведёт к нужному результату.

Эффективнее будет собрать подписи представителей и других школьников. Важно и то, есть ли возможность заменить учителя, то есть работает ли в школе другой педагог с той же специализацией.

Как видим, заменить педагога удаётся не всегда. Есть ещё один возможный выход – перевести ребёнка в другой класс. Это делается также по заявлению директору школы. Перевод возможен только в том случае, если в другом классе есть свободные места. Максимальное количество учеников в классе должно быть зафиксировано во внутренней документации.

Полномочия родительского собрания (родительского комитета)

Родительский комитет класса выбирается на его собрании. Из представителей классных комитетов выбирается общешкольный.

На уровне классов родительские комитеты:

  1. Приобретают пособия, учебники и другие материалы, полезные для образовательного процесса.
  2. Помогают в организации внешкольных мероприятий, подготовке к новому учебному году и т. д.
  3. Занимаются хозяйственными и бытовыми вопросами в классе.
  4. Помогают решить конфликты между родителями и педагогическим составом.

Школьный родительский комитет обладает большими полномочиями:

  1. Участвует в управлении школой, в том числе присутствует на собраниях Управляющего совета. На них решаются вопросы о форме, режиме работы, обеспечении безопасности и т. п.
  2. Вносит предложение о работе школы.
  3. Следит за качеством питания в столовой.
  4. Если администрации школы передавались какие-либо деньги – следить за их расходованием.

Что делать в случае нарушения прав

Если права нарушаются классным руководителем или другим учителем, необходимо обратиться к директору. Можно написать на его имя заявление или лично рассказать о том, что случилось.

Если это не помогло или конфликтная ситуация сложилась с администрацией школы, следует обратиться в РОНО. В особо сложных ситуациях может понадобиться помощь детского омбудсмена или обращение в суд.

Есть ли изменения в правах родителей в 2018 году

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Нововведений в 2018 году не планируется. Права и обязанности, связанные со школой, остаются прежними.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Права и обязанности родителей в школе

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся, воспитанников разработаны на основе Закона об образовании, Типового положения об образовательном учреждении с учетом Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка, а также Устава школы. Перечень прав и обязанностей родителей (лиц, их заменяющих) составлен, исходя из стремления максимально полно учесть интересы всех сторон.

II. ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ

Родители (лица, их заменяющие) имеют право:
1. На выбор образовательных программ и образовательного учреждения, т.е.

  • на получение их детьми бесплатного общего и среднего образования;
  • на выбор (вместе с детьми) формы получения образования с учетом индивидуальных особенностей ребенка:
    а) в образовательном учреждении;
    б) самообразования;
    в) экстерната;
    г) сочетания различных форм обучения.
  • на получение ребенком начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье. На любом этапе обучения (при положительной аттестации) ребенок имеет право на продолжение образования в школе;
  • на возможность выбора программ в рамках государственных общеобразовательных стандартов:
    а) по индивидуальным учебным планам;
    б) на ускоренный курс обучения;
    в) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторов, занятий с углубленным изучением предметов и других услуг за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
  • на выбор форм обучения детей, имеющих академическую задолженность и не освоивших программу учебного года (повторное обучение, перевод в класс компенсирующего обучения, если таковой имеется в школе, или обучение в форме семейного образования);
  • на перевод детей в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

2. На помощь в образовании и воспитании:

  • на внимание и поддержку со стороны учителей при разрешении тревожащих родителей проблем школьной и внешкольной жизни ребенка;
  • на получение профессиональной консультации педагогов и иных специалистов по проблемам обучения и воспитания ребенка;
  • на обеспечение детей учебниками и библиотечно-информационными ресурсами;
  • на материальную помощь, предусмотренную законодательством РФ и актами органов местного самоуправления;
  • на определение ребенка в группу продленного дня;
  • на организацию досуга своих детей в школе и во внешкольное время.

3. На информацию:

  • по всем вопросам, связанным с пребыванием ребенка в школе, ознакомление с Уставом школы, правилами приема учащихся, перевода и отчисления их из шко-лы, расписанием занятий и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся;
  • о квалификации педагога;
  • присутствие с согласия учителя и администрации школы на уроках и других занятиях с целью наблюдения за деятельностью своего ребенка и корректировки оптимальных условий для учебной работы дома.

4. На защиту прав личности, т.е.

  • на тактичное и благожелательное отношение к себе со стороны всех работников школы, нераспространение конфиденциальных сведений, уважение личного достоинства;
  • на обращение в апелляционную комиссию.

5. На участие в управлении школой, т.е.

  • на участие в управлении школой в порядке, определенном Уставом школы;
  • избирать и быть избранным в представительные органы;
  • на внесение предложений по всем направлениям деятельности школы с целью совершенствования школьной жизни, ее развития;
  • на участие в разрешении конфликтных ситуаций с их ребенком;
  • на обращение в любые органы (педсовет школы, районное управление образования и др.) в целях защиты прав и интересов своего ребенка;
  • на создание дополнительных источников финансирования и материальных средств (для осуществления уставной деятельности школы).

    III. ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

    Родители (лица, их заменяющие) обязаны:

  • выполнять Устав школы в части, касающейся их прав и обязанностей;
  • защищать права и интересы своих несовершеннолетних детей, не применять мер наказания, унижающих личность ребенка;
  • воспитывать и создавать необходимые условия для получения детьми образования: направлять ребенка в школу в опрятном виде, с необходимыми принадлеж-ностями для учебного процесса в школе;
  • оказать ребенку посильную помощь в учебной деятельности дома, обеспечивать необходимые условия для выполнения домашних заданий, поддержать интересы, творческие инициативы, проявление самостоятельности (если они служат созданию добра);
  • обеспечивать систематический контроль за посещаемость уроков, внеклассных школьных занятий, за результатами учебной деятельности и выполнением домашних заданий;
  • содействовать выполнению Правил для учащихся школы;
  • не допускать пропусков занятий детьми без уважительной причины, следить за здоровьем детей, своевременно ставить в известность школу о болезни ребенка, подтверждать пропуски отдельных уроков и учебных дней медицинскими справками, обеспечивать прохождение программного материала детьми за период их отсутствия в школе;
  • обеспечивать безопасный путь ребенку в школу и из школы;
  • обращать внимание педагогов на острые проблемы, с которыми сталкивается их ребенок, искать пути обоюдного их решения, представлять телефоны для опера-тивной связи во время пребывания ребенка в школе;
  • разумно организовывать режим и свободное время ребенка, в том числе в выходные, праздничные и каникулярные дни, следить за его времяпровождением;
  • возмещать материальный ущерб за неблаговидные дела и поступки своих детей;
  • нести ответственность за ликвидацию академической задолженности ребенка в течение лета в случае его условного перевода;
  • решать вопрос в месячный срок (совместно с органами местного самоуправления) о направлении исключенного из школы ребенка в другое образовательное учреж-дение или о его трудоустройстве;
  • уважать права, честь и достоинство педагогов, поддерживать их авторитет и воспитывать к ним уважительное отношение ребенка, если их деятельность соответствует нормам педагогической этики;
  • заботиться о престиже школы;
  • показывать своим детям положительный пример выполнения трудовых, гражданских и семейных обязанностей; ограждать их от вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания и т.д.), прививать здоровый образ жизни; нести равную ответственность в отношении своих детей в случаях, когда брак между родителями расторгнут;
  • поддерживать постоянную связь с педагогами, регулярно посещать родительские собрания;
  • добросовестно выполнять свои обязанности в любых выборных органах школьно-го самоуправления, в которые делегирован от имени родителей.

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий. Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2019, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
  • Статья 1 Предмет регулирования настоящего Федерального закона
  • Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Статья 3 Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
  • Статья 4 Правовое регулирование отношений в сфере образования
  • Статья 5 Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
  • Статья 6 Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
  • Статья 7 Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
  • Статья 8 Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
  • Статья 9 Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
  • Статья 10 Структура системы образования
  • Статья 11 Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
  • Статья 12 Образовательные программы
  • Статья 13 Общие требования к реализации образовательных программ
  • Статья 14 Язык образования
  • Статья 15 Сетевая форма реализации образовательных программ
  • Статья 16 Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Статья 17 Формы получения образования и формы обучения
  • Статья 18 Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
  • Статья 19 Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
  • Статья 20 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
  • Статья 21 Образовательная деятельность
  • Статья 22 Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
  • Статья 23 Типы образовательных организаций
  • Статья 24 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования
  • Статья 25 Устав образовательной организации
  • Статья 26 Управление образовательной организацией
  • Статья 27 Структура образовательной организации
  • Статья 28 Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
  • Статья 29 Информационная открытость образовательной организации
  • Статья 30 Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
  • Статья 31 Организации, осуществляющие обучение
  • Статья 32 Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
  • Статья 33 Обучающиеся
  • Статья 34 Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
  • Статья 35 Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
  • Статья 36 Стипендии и другие денежные выплаты
  • Статья 37 Организация питания обучающихся
  • Статья 38 Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся
  • Статья 39 Предоставление жилых помещений в общежитиях
  • Статья 40 Транспортное обеспечение
  • Статья 41 Охрана здоровья обучающихся
  • Статья 42 Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
  • Статья 43 Обязанности и ответственность обучающихся
  • Статья 44 Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
  • Статья 45 Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
  • Статья 46 Право на занятие педагогической деятельностью
  • Статья 47 Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
  • Статья 48 Обязанности и ответственность педагогических работников
  • Статья 49 Аттестация педагогических работников
  • Статья 50 Научно-педагогические работники
  • Статья 51 Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования
  • Статья 52 Иные работники образовательных организаций
  • Статья 53 Возникновение образовательных отношений
  • Статья 54 Договор об образовании
  • Статья 55 Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
  • Статья 56 Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении
  • Статья 57 Изменение образовательных отношений
  • Статья 58 Промежуточная аттестация обучающихся
  • Статья 59 Итоговая аттестация
  • Статья 60 Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении
  • Статья 61 Прекращение образовательных отношений
  • Статья 62 Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Статья 63 Общее образование
  • Статья 64 Дошкольное образование
  • Статья 65 Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
  • Статья 66 Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
  • Статья 67 Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам
  • Статья 68 Среднее профессиональное образование
  • Статья 69 Высшее образование
  • Статья 70 Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
  • Статья 71 Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
  • Статья 72 Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании
  • Статья 73 Организация профессионального обучения
  • Статья 74 Квалификационный экзамен
  • Статья 75 Дополнительное образование детей и взрослых
  • Статья 76 Дополнительное профессиональное образование
  • Статья 77 Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
  • Статья 78 Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
  • Статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
  • Статья 80 Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
  • Статья 81 Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
  • Статья 82 Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
  • Статья 83 Особенности реализации образовательных программ в области искусств
  • Статья 84 Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
  • Статья 85 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
  • Статья 85.1 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
  • Статья 86 Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
  • Статья 87 Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
  • Статья 88 Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации
  • Статья 98.1 Обеспечение размещения информации о предоставлении мер социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций
  • Статья 89 Управление системой образования
  • Статья 90 Государственная регламентация образовательной деятельности
  • Статья 91 Лицензирование образовательной деятельности
  • Статья 92 Государственная аккредитация образовательной деятельности
  • Статья 93 Государственный контроль (надзор) в сфере образования
  • Статья 94 Педагогическая экспертиза
  • Статья 95 Независимая оценка качества образования
  • Статья 95.1 Независимая оценка качества подготовки обучающихся
  • Статья 95.2 Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность
  • Статья 96 Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
  • Статья 97 Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования
  • Статья 98 Информационные системы в системе образования
  • Статья 99 Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования
  • Статья 100 Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
  • Статья 101 Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц
  • Статья 102 Имущество образовательных организаций
  • Статья 103 Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности
  • Статья 104 Образовательное кредитование
  • Статья 105 Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
  • Статья 106 Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации
  • Статья 107 Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве
  • Статья 108 Заключительные положения
  • Статья 109 Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР
  • Статья 110 Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации
  • Статья 111 Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2018-2019. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Права и обязанности родителей в сфере образования ребёнка

Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией, Семейным кодексом, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, а также и иными федеральными законами. Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты, которым ученики и родители должны следовать.

Рассмотрим подробнее основные правовые источники.

Конституция

Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена статья 43.

Пункт 1. Каждый имеет право на образование.
Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Пункт 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Пункт 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Что это значит

В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Конституция отмечает, что ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы. В обязанности родителей в образовании входит это обеспечить.

Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в пятом пункте, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации. Их можно сравнить с нормативами в спорте или ГОСТами для продуктов. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Иначе говоря, Стандарты — это фундамент образовательного процесса.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Подробнее о том, какие изменения ждут школьников, читайте в нашей статье.

Семейный кодекс

В Семейном кодексе есть статья 63, которая называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Она содержит два основополагающих пункта.

Пункт 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Пункт 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Как видно из Семейного кодекса, права родителей в сфере образования подразумевают свободу выбора: они могут самостоятельно решать, как и где будут учиться их дети. Тем более что получение образования вне школы в России — легально.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В этом Федеральном законе права родителей несовершеннолетних в сфере образования описываются в четвёртой главе. Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, а вот что говорится о родителях.

Обязанность воспитывать детей

Согласно закону, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям.

Обязанность обеспечить получение детьми общего образования также возлагается на родителей.

Обязанность соблюдать правила

Если ребёнок учится в школе, родители должны подчиняться внутреннему распорядку образовательной организации.

В обязанности также входит уважение чести и достоинства работников школы и других обучающихся.

Право выбирать форму обучения

Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс такое образование называется семейным, а в 10-11 — самообразованием.

При этом ребёнок вправе вернуться с домашней формы обучения на очную в любой момент.

Право получать информацию

Можно ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте. Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ. Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Право участвовать в управлении школой

Согласно Федеральному закону «Об образовании», права родителей включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.

Право защищать интересы ребёнка

Мама и папа могут отстаивать права обучающегося методами, не противоречащими нормам права и морали.

Что делать, если права ребёнка нарушаются

Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», родители направляют обращения о нарушении своих и детских прав в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создаётся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы. Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального устава школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия. Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории. Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, это правонарушение, и необходимо написать жалобу на имя директора.

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа отказывает хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам. На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, что это не всегда возможно. Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.

‍С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно).

Резюме

Права и обязанности родителей в образовании, а также самих обучающихся регламентируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Федеральным законом «Об образовании в РФ» и локальными актами образовательных организаций.

Родители имеют право выбирать форму обучения для своего ребёнка. В России можно получать образование вне школы.

Если права нарушаются, можно написать жалобу на имя директора, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или прокуратуру.

Родительский комитет

Уважаемые родители и все те, кому важна жизнь школы!

На самом деле за унылым и формальным словом «комитет» скрывается группа энергичных родителей, которым важно качество жизни детей в школе, которые хотят позитивных изменений и готовы посильно помогать этому.

Пока что нас мало, но мы знаем, что среди родителей разных классов таких как мы много. Просто у кого-то не хватает времени, кто-то стесняется выступить с инициативой, а кто-то думает, что его вклад не так важен. Именно для Вас наш основной призыв: Присоединяйтесь к Активу школы!

Активные мамы и папы, у кого есть желание развивать детей и участвовать в школьных реформах, а также идеи для улучшений, давайте объединим наши усилия! Давайте не будем равняться на равнодушных или считающих, что школьное время надо просто пересидеть! Ведь эти годы — база для наших детей. Пусть им будет чем гордиться и что вспомнить!

Недавно мы собрались, пока небольшим составом, и выделили ключевые темы, которые собираемся развивать:

1. Создание атмосферы в стенах школы, мотивирующей наших детей к учебе;
2. Обмен опытом работы родительских комитетов классов;
3. Идеи для школьных праздников и расширения кругозора наших детей;
4. Помощь в организации воспитательного процесса и урегулировании конфликтных ситуаций;
5. Поддержание добрых традиций и заслуженного звучного имени школы Сервантеса;
6. Будущее школьников: опыт учебы и карьеры в России и за рубежом выпускников школы.

Учась в Испанской школе, хочется перенять лучшие практики западного образования, ведь наша образовательная система тоже стремится к гармонизации, особенно ВУЗы, наша с Вами следующая ступень учебы детей. Рейтинги, гранты, международный обмен, стажировки — у всех на слуху, и это реализуемо, если приложить усилия! А главное, это помощь в интеграции наших детей в современный мир! Важно, что здесь у нашей школы исторически есть неоспоримые преимущества и большие возможности.

Нашей инициативой в этой области является создание Актива школы из родителей, выпускников и всех желающих активно участвовать в школьной жизни. Его основной задачей будет помощь в проведении мероприятий, направленных на развитие нашей школы. И пусть любая активная деятельность в этой ценной для каждого родителя сфере будет признаваемой, уважаемой и открытой!

Итак, если:

• У Вас есть идеи для развития школы;
• Вы хотите инициировать мероприятия или проекты;
• Вы готовы принимать участие в формировании имиджа школы;
• Вы готовы участвовать в Активе школы;
• У Вас есть проблемы информированности или Вы понимаете, что информация доходит до Вас с искажением;
• У Вас возникли вопросы по организации процессов в школе;
• У Вас произошли конфликты, связанные со школьной жизнью;
• У Вас есть желание строить репутацию школы;
• Вы готовы принять участие в любом из наших проектов,

НЕ ОТКЛАДЫВАЙТЕ на потом, ПИШИТЕ НАМ сейчас! sc1252@yandex.ru

Состав родительского комитета школы:

1. Гусева Татьяна Владимировна — председатель
2. Родных Ольга Васильевна — зам. председателя
3. Мамеева Лилия Дмитриевна
4. Новикова Раиса Владимировна
5. Царькова Марина Владимировна
6. Горновая Елена Викторовна
7. Арчакова Тамара Владимировна
8. Коннова Мария Александровна
9. Дудник Надежда Викторовна
10. Смирнова Олеся Николаевна
11. Кузнецова Ольга Валерьевна

Управление школой

Управление Гимназией №1540 осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы и Уставом гимназии на принципах единоначалия и самоуправления. Органами самоуправления Учреждения являются: Управляющий совет, Педагогический совет, родительские комитеты классов и гимназии, Попечительский совет.

Управляющий совет

Управляющий совет – коллегиальный орган, наделенный полномочиями по осуществлению управленческих функций в соответствии с Уставом Гимназии №1540. Управляющий совет формируется в соответствии с Положением об Управляющем совете в следующем составе:

  • родители — 5 человек;
  • учащиеся 8-11 классов — 4 человека;
  • работники гимназии — 5 человек;
  • директор гимназии;
  • представитель Учредителя;
  • представитель Попечительского совета;
  • кооптируемые члены: совет имеет право ввести в свой состав без проведения дополнительных выборов до 4 человек из числа лиц, заинтересованных в деятельности гимназии.

Структура Управляющего совета:

  • Председатель Управляющего совета,
  • Секретарь совета,
  • Финансово-экономическая комиссия: 3 человека.
  • Учебная (педагогическая) комиссия: 3 человека.
  • Организационно-правовая комиссия: 3 человека.
  • Комиссия по работе с родителями и местным сообществом: 3 человека.

Попечительский совет

Попечительский совет — орган самоуправления гимназии, призванный содействовать гимназии в организации уставной деятельности, функционировании и развитии гимназии, осуществления общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью и укрепления его материально-технической базы.

Структура Попечительского совета:

  • Председатель Попечительского совета,
  • Заместитель председателя Попечительского совета,
  • Секретарь Попечительского совета.

Родительский комитет

В каждом классе Гимназии работают родительские комитеты (в составе не менее 3-х человек), задача которых — помощь классным руководителям в проведении внеклассной работы. Из членов классных родительских комитетов сформирован гимназический родительский комитет (от каждой параллели – по 2 представителя).

В задачи Родительского комитета входит содействие администрации гимназии в обеспечении оптимальных условий для организации образовательного процесса (помощь в приобретении учебников, подготовки наглядных методических пособий, учебного оборудования), выполнение контролирующих функций по организации школьного питания и медицинского обслуживания, оказание содействия в проведении общешкольных мероприятий и т.д.

Структурные подразделения

На начало 2013/2014 учебного года в Гимназии №1540 действует обновленное структурное подразделение:

  • Ресурсный центр. Руководитель структурного подразделения – Быховский Я.С.

Подробнее о работе структурных подразделений можно узнать на сайте Ресурсного центра Гимназии №1540. Посмотреть>>

Методические объединения учителей

В Гимназии №1540 действуют следующие методические объединения учителей:

  • Методическое объединение учителей иностранных языков (английского языка и иврита). Руководитель методического объединения – Дроздова Е.В.
  • Методическое объединение учителей русского языка и литературы. Руководитель методического объединения – Бондарева Т.Т.
  • Методическое объединение учителей математики. Руководитель методического объединения – Рагулина И.В.
  • Методическое объединение учителей информатики и технологии. Руководитель методического объединения – Северова Т.В.
  • Методическое объединение учителей истории, обществознания, экономики и МХК. Руководитель методического объединения – Денисова М.В.
  • Методическое объединение учителей естественнонаучных и смежных дисциплин. Руководитель методического объединения – Петрова И.А.

Инфраструктура

Взаимодействие всех структурных подразделений Гимназии №1540 осуществляется благодаря использованию современных методов управления образовательным учреждением и налаженной инфраструктуре, обеспечиваемой различными программными и информационно-коммуникационными комплексами. Взаимодействие всех участников образовательного процесса обеспечивается следующими средствами:

  • МРКО – электронный журнал на собственном сервере школы. Комплексная информационная система для современной школы, позволяющая решать административные задачи, вести мониторинг текущего учебного процесса и обеспечивать оперативное общение между учителями, администрацией и родителями.
  • MOODLE – платформа дистанционного обучения, которая обеспечивает взаимодействие учителей и учащихся во внеурочное время. Учителя размещают в этой среде учебные материалы и дополнительные электронные ресурсы в поддержку учебного процесса.
  • Локальная компьютерная сеть с развитой системой дисков для оперативного обмена административной информацией, обеспечения хранения архивной информации и текущего документооборота. Диски-«обменники» содержать структурированную информацию по документам школы, цифровым изображениям и мультимедиа, электронные портфолио учащихся и учителей.
  • Школьный портал http://gymc1540.mskobr.ru/ – «лицо» школы в Интернете, дающее возможность пользователям общаться как через открытые источники (форумы, блоги), так и через ресурсы, доступные для зарегистрированных пользователей (включая доступ к электронному журналу, ресурсам среды Moodle и пр.).
  • Сайт Ресурсного центра — 1540.ort.ru/orc, дающий подробную информацию как об информационно-технологических и компьютерных ресурсах, обеспечивающих основной учебный процесс, так и о многочисленных курсах и программах для детей и взрослых, проводимых на базе школы.

Закон о школе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *