КоАП таможенные правонарушения

УДК 342.9

Б01 10.24411/2409-3203-2018-11611

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЫЯВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Немирова Татьяна Алексеевна

доцент кафедры «Таможенное дело и право» ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»

Россия, г. Омск Гольтяпина Ирина Юрьевна к.ю.н., доцент кафедры «Таможенное дело и право» ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»

Россия, г. Омск Базиль Валерия Владимировна студентка 6 курса специальности Таможенное дело ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»

Россия, г. Омск

Аннотация. Рассмотрены особенности производства по делам об административных правонарушениях в таможенных органах. Указаны особые проблемы в области выявления и возбуждения дел об административных правонарушениях в области интеллектуальной собственности. Изучены этапы административного расследования по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Рассмотрен порядок сбора доказательств при производстве процессуальных действий. Отмечены особенности альтернативных деяний. Исследованы проблемы формирования и функционирования мобильных групп на территориях внутренних таможен, в том числе проблемы осуществления полномочий должностными лицами. Обращается внимание на недостаточность мероприятий по обмену опытом и совершенствованию порядка возбуждения и расследования дел об административных правонарушениях. Зафиксированы особенности доказывания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, связанные с большим объемом документооборота. Аргументирована необходимость совершенствования организации деятельности по выявлению и расследованию административных правонарушений в области таможенных правил.

Ключевые слова: нарушение таможенных правил, производство по делам об административных правонарушениях, таможенные органы.

CURRENT ISSUES OF REVEALING OF ADMINISTRATIVE OFFENCES IN THE

SPHERE OF CUSTOMS AFFAIRS

Nemirova Tatiana Alekseevna

associate Professor of the Department «Customs and law» Omsk state University of Railways Russia, Omsk

Bazil Valerija Vladimirovna 6-year student of the specialty Customs Omsk state University of Railways Russia, Omsk

Keywords: violation of customs rules, proceedings on administrative offenses, customs authorities.

Таможенные органы в современной системе российских правоохранительных органов занимают особое место. Как отмечает Г. М. Мусаева, «В области производства по делам об административных правонарушениях в настоящее время значительно расширен диапазон правоприменительной деятельности таможенных органов. Наряду с нарушениями таможенных правил КоАП РФ отнес к их ведению расследование и рассмотрение отдельных дел об административных правонарушениях в области налогов и сборов, охраны и интеллектуальной собственности, установленного порядка управления» . Как и другие административно-юрисдикционные производства, производство по делам об административных правонарушениях неразрывно связано с применением мер принуждения. Диапазон выявляемых, возбуждаемых и расследуемых дел об административных правонарушениях достаточно широкий, что требует от должностных лиц таможенных органов обширных знаний в разных областях, способности назначить разные экспертизы и сформулировать соответствующие вопросы эксперту, принять решение о приостановлении выпуска товаров, продлении срока проведения проверки, о применении формы таможенного контроля.

Особые проблемы можно отметить в области выявления и возбуждения дел об административных правонарушениях в области интеллектуальной собственности. Именно в этой сфере, как правило, требуется дополнительная специальная подготовка, ведь для определения подлинности товарного знака или знака обслуживания, установления факта схожести до степени смешения необходимы специальные навыки. Конечно, решение о признании товарного знака схожим до степени смешения с уже зарегистрированным ранее знаком принимает суд, однако выявлением оснований для приостановления выпуска товаров и последующего возбуждения дела об административном правонарушении занимается именно должностное лицо таможенных органов.

Актуальность темы исследования обусловлена множественностью проблем в рассматриваемой области, необходимостью установления единообразия правоприменительной практики, а также совершенствованием практики выявления и документирования правонарушений в области таможенного дела.

Производство по делам об административных правонарушениях регулируется нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях и является административно-процессуальной деятельностью должностных лиц таможенных органов. Ведение производства по делам об административных правонарушениях гарантирует определенное единство практики привлечения к ответственности.

Доказать факт правонарушения и виновность лица, его совершившего, можно лишь на основании совокупности доказательств. Совокупность обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, образует предмет доказывания. Административное расследование по таможенным правонарушениям в общем случае состоит из трех отдельных этапов: первоначального, последующего и заключительного.

На первоначальном этапе нужно произвести поиск, обнаружение и закрепление доказательств в целях получения информации, которая дает основание к выдвижению версии о совершении правонарушения определенным лицом. Сущность и характер действий (бездействий) могут быть определены объектом посягательства и объективной стороной состава, описанной в соответствующей статье КоАП РФ, способом совершения правонарушения определенного вида.

Типовые действия (бездействия) ведут к возникновению характерных для данного вида правонарушения следов на соответствующих объектах. В ходе расследования эти следы необходимо целенаправленно искать, а затем исследовать и использовать в целях установления истины по делу. Характерные следы правонарушения, приобщенные в установленном законом порядке и исследованные в ходе расследования, образуют доказательства по делу.

Сбор доказательств осуществляется путем производства процессуальных действий. Доказательства могут быть представлены также лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его законным представителем, защитником и представителем. Зная механизм следообразования при совершении правонарушения определенного вида и возможности того или иного процессуального действия по сбору, исследованию и использованию таких следов можно составить определенный список таких действий, обязательных для расследования правонарушений данного вида.

КоАП РФ предусматривает десятки составов административных правонарушений, подведомственных таможенным органам . Эти правонарушения совершаются, как правило, при различных таможенных операциях — декларировании товаров, помещении товара на склад временного хранения. Все виды правонарушений в сфере таможенного дела объединены одним общим признаком — они посягают на общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права ЕАЭС и Российской Федерации.

В деятельности таможенных органов одна из важнейших функций -правоохранительная функция, именно поэтому таможенные органы ведут учет данных, необходимых для осуществления этого направления деятельности. Формирование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

собственной информационной базы и анализ её данных позволяет выполнять прогнозы криминогенной обстановки в сфере внешнеэкономической деятельности, предвидеть и предотвратить её ухудшение. Так, наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждено в связи с нарушениями, предусмотренными главой 16 КоАП и составило, например, в 2017 году 74 432 дела. Количество правонарушений по статьям 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование» и 16.3 КоАП РФ «Несоблюдение запретов или ограничений на ввоз/вывоз товаров» в 2017 году по сравнению с 2016 годом уменьшилось. Количество нарушений валютного законодательства РФ и актов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ) увеличилось в 2017 году на 4%. Подобная статистика отражает актуальность исследования проблем привлечения к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела .

Многие статьи содержат альтернативные составы правонарушений. Так, статья 16.1 КоАП РФ «Незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС товаров и (или) транспортных средств международной перевозки». Субъективная сторона для физических лиц может выражаться в форме умысла или неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что имел возможность соблюсти порядок перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, но не принял для этого все зависящие от него меры.

К административной ответственности по указанной статье лица могут привлекаться

за:

— нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу, вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки без разрешения таможенного органа;

— сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу;

— сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию, убытии с нее либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам;

— представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию, убытии с нее либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.

Множественность составов содержат многие статьи КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела, что требует особой квалификации от должностного лица таможенного органа. Приказом ФТС России устанавливается перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении . Следует отметить одну из актуальных проблем, касающихся реформы таможенных органов. Так, в настоящее время в связи с внедрением практики функционирования мобильных групп на территории субъектов РФ с внутренними таможнями в состав таких мобильных групп необходимо включать сотрудника, обладающего полномочиями по составлению протоколов об административном

правонарушении. Должностное лицо таможни, обнаружившее административное правонарушение, в зависимости от обстоятельств дела в соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ составляет протокол об административном правонарушении или определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования на основании рапорта и документов, подтверждающих совершение лицом административного правонарушения. Целесообразно отметить -должностные лица, входящие в мобильную группу, не обладают полномочиями по остановке транспортного средства, пересекшего границу РФ. В этой связи необходимы соответствующие изменения в действующем законодательстве, касающиеся полномочий должностных лиц таможенных органов. Это позволит повысить результативность мероприятий по таможенному контролю, собираемость штрафных санкций в бюджет, а также эффективность предупредительных и пресекательных мер административного принуждения.

Для возбуждения дела об административном правонарушении в области таможенного дела и начала производства является совершенное лицом деяния, содержащее признаки административного правонарушения. Началу административного расследования предшествует получение информации о деянии, которое имеет признаки правонарушения, то есть наличие процессуального основания.

Возбуждение дела об административном правонарушении — это самостоятельная стадия производства по делам об административных правонарушениях, которая представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, определение его подведомственности (подсудности).

Производство по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела и их рассмотрение — это система процессуальных действий, установленная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Практика применения КоАП РФ в деятельности таможенных органов позволяет указать на ряд проблем.

Так, не всегда становится возможным обобщить практику выявления, возбуждения и расследования дел об административных правонарушениях, поскольку для этого необходимы совместные конференции на уровне нескольких региональных таможенных управлений или хотя бы в рамках одного таможенного управления. Также немаловажным является тот факт, что зачастую приходится возбуждать дело об административном правонарушении в отсутствие субъекта правонарушения. А.Н. Петровский указывает и на такие проблемы, как отсутствие у должностных лиц, непосредственно обнаруживающих признаки административного правонарушения, возможности самостоятельно принимать решение о малозначительности, возбуждение дела в отношении ненадлежащего субъекта, а также несвоевременность возбуждения дел .

Особенность доказывания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела характеризуется большим объемом документооборота, связанным со спецификой деятельности таможенных органов при осуществлении административного расследования, и заключается в многообразии различных видов документов, используемых в качестве источника доказательств. В этой связи для обеспечения законности в производстве по делам об административных правонарушениях, повышения эффективности таможенного контроля необходимо совершенствование действующего законодательства.

Список литературы:

2. Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание: Приказ ФТС России от 02.12.2014 № 2344 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 15.01.2015.

3. Мусаева Г.М. Организационно — правовые аспекты привлечения юридических лиц и физических лиц к ответственности за нарушения таможенных правил: дис. канд. юрид. наук. — М., 2013.

4. Петровский А.Н. Актуальные вопросы соблюдения административными органами принципа законности при производстве по делам об административных правонарушениях: практика арбитражных судов // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. № 8.

5. Официальный сайт ФТС России. URL: www.customs.ru (дата обращения 01.12.2012).

УДК 63

Б01 10.24411/2409-3203-2018-11612

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Орлова Юлия Викторовна

магистрант кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ

Россия, г. Красноярск Тепляшин Иван Владимирович к.ю.н, доцент зав. кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, г. Красноярск

Аннотация: Сельское хозяйство — одно из главных областей народного хозяйства России. Сельское хозяйство производит продовольственные товары для населения нашей страны. Оно предоставляет сырье для перерабатывающей промышленности и содействует развитию других нужд общества. На протяжении долгого времени, сельское хозяйство играет важную роль в жизни общества. Ведь можно сказать, что экономика России началась с выращивания плодов и обмена их на другие товары и услуги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: сельское хозяйство, санкции, импортозамещение, инвестиционные проекты, продовольственная безопасность, независимость.

Стенограмма доклада И. С. Полушина на конференции «Таможенные споры», организованной MBS, 29 марта 2019 года.

«Разграничения ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ выступают серьезным камнем преткновения при декларировании товаров. Часто это разграничение не может произвести ни таможенный орган, ни суд. Немного статистики. В 2018 году было возбуждено 143148 дел об административных правонарушениях (АП). Соответственно, 32212 дел (то есть 22,5% от общего количества) – это дела, возбужденные по ст. 16.2 КоАП РФ на общую сумму привлечения к ответственности около 48,5 млрд руб. Статистика омрачающая, и она каждый год растет не в пользу декларантов.

Перейдем к формальной части. Напомню, что ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за недекларирование товаров по установленной форме и влечет санкцию наложения административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от ½ до двукратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного нарушения с конфискацией товара или без таковой. Соответственно, ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании недостоверных сведений о классификационном коде ТН ВЭД, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных и недостоверных сведений о количестве, свойствах, качественных характеристиках, наименовании и т.д. Данная часть предусматривает наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц от ½ до двукратной суммы, подлежащей уплате таможенных пошлин и налогов с конфискацией товаров при условии, что пошлины и налоги не были уплачены при ввозе товаров. Для целей классификации и описания объективной стороны составов административных правонарушений ФТС России издала Письмо от 10 января 2018 года № 18-19/00474 о том, как должна описываться объективная сторона того или иного правонарушения по ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ с соответствующими ссылками на Таможенный кодекс ЕАЭС.

Ответственность за административное правонарушение. Субъективная сторона состава характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. Точно также предусматривается форма неосторожности, небрежности или самонадеянности. В ходе исследования этого вопроса было выявлено, что в таможенной практике, в практике судов предусматривается 5 основных возможностей освобождения от административной ответственности:

  1. Примечание к ст. 16.2 КоАП РФ – при соблюдении определенных условий.
  2. Отсутствие события правонарушения. Данный тезис представлялся наиболее дискуссионным только по той причине, что в ряде практик судов был замечен такой довод, когда у нас непосредственно были представлены коммерческие или товарораспорядительные документы производителям. В то же время, согласно этим документам, декларант эту информацию отразил в таможенной декларации. Однако таможенный орган посчитал, что этой информации недостаточно и попросил представителя/декларанта допредставить эту информацию. В данном случае возникает вопрос: был ли или нет у декларанта умысел скрыть эту информацию? Казалось бы, он представил все в соответствии с этими документами. Однако, являясь профессиональным участником (речь идет конкретно о таможенных представителях), чаще всего таможенные органы ссылаются на то, что профессиональные участники должны предусмотреть все возможности предоставления полного комплекта документов и полного описания товаров.
  3. Постановление пленума ВАС № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства». Конкретно случай, когда указанный декларант был его представителем. Таможенная декларация неверного кода ТН ВЭД не связана с заявлением при описании неполных и недостоверных сведений о количестве и характеристиках товара.
  4. Классификация совершенного правонарушения как малозначительного.
  5. Отсутствие вины общества в совершении правонарушения, то есть это отсутствие состава административного правонарушения (ст. 24 и ст. 25 КоАП РФ).

Почему возникают споры по классификации правонарушений по ч. 1 или ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ?

Во многом камнем преткновения в этих спорах является неоднозначная формулировка п. 30 Постановления пленума Верховного Суда РФ № 18. Пленум сказал, что ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров транспортных средств в том случае, когда органу не заявляется часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации. В то же время, если товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но заявлены не соответствующие действительности недостоверные сведения о качественных характеристиках, то тогда для квалификации правонарушения применяется ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Возникает вопрос об однородности товаров. Мы знаем, что если товар/группа товаров соответствует первым четырем цифрам кода ТН ВЭД, и таможенный орган об этом не спорит, то в таком случае у нас явно ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Если же идет спор о первых четырех цифрах классификации, то тогда считается что это ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ. Немного не ясно на чем основана такая практика. На наш взгляд, она несколько ошибочна. И в то же время это не является правилом. В следующих примерах, которые я сегодня буду приводить, даже с учетом согласия таможенного органа по классификации товаров по первым четырем цифрам, они привлекали к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Это говорит о том, что правило не работает.

Перейдем конкретно к недостоверности заявлений количественных характеристик товара. В свое время у нас в определении Верховного Суда была отражена позиция, согласно которой заявление недостоверных сведений о весе и объеме товаров признается элементом состава только при заявлении сведений в меньшем размере и количестве, чем было ввезено на территорию стран ЕАЭС, так как в данном случае присутствует вред общественным отношениям, так как причиняется ущерб публичному порядку. В то же время, если ввоз товара в меньшем объеме, чем задекларировано, при условии оплаты таможенных пошлин и налогов с соблюдением всех ограничений был осуществлен, то объективной стороны состава административного правонарушения не возникает, так как нет ущерба публичному порядку.

Разберем конкретные составы. В ходе анализа практики нами было выделено несколько показательных моментов, когда ошибаются как таможенные органы, так и суды, и почему суд переквалифицирует то или иное административное правонарушение с ч. 1 на ч. 2 ст.16.2 КоАП РФ.

Первый случай – это Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Фабула дела была следующей. Мы тезисно описали, в чем состоит нарушение ч. 1, и почему ч. 1 не должна была применяться в квалификации в данном случае. В отдел таможенного оформления был ввезен Обществом товар на Новороссийскую таможню. Томаты черри свежие для употребления в пищу. В рамках таможенного контроля был проведен таможенный досмотр. Было установлено, что вес этих товаров на 153 кг превышает заявленный вес. Постановлением Общество было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП, и назначено наказание в размере 30 тысяч. Таможенный орган указал, что в результате Обществом не была заявлена часть товара, которая и составила данный перевес. Что интересно, в рассматриваемом случае характеристики ввезенного товара определялись не весом этого товара, а количеством коробок. По количеству коробок и был составлен контракт. По количеству коробок также осуществлялась оплата товара. В таком случае судом были сделаны выводы, что вес товара не влиял на размер таможенной пошлины. Материалом дела подтвердилось, что по количеству коробок Обществом товар был верно задекларирован, и нет объективной стороны состава нарушения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП. Потому как таможенные пошлины и налоги были полностью уплачены, суд сказал, что в данном случае стоило бы квалифицировать административное правонарушение по ч. 2 ст. 16.2 КоАП, но так как пошлины уплачены, то привлечь по ч. 2 ст. 16.2 КоАП Общество нельзя.

Контрпример для этого, когда вес товара использовался в качестве квалификации нарушения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП состоит в следующем. Обществом в Несветайский таможенный пост Ростовской таможни была представлена декларация на товары. Была заявлена обувь мужская и женская, выпуск для внутреннего потребления. В ходе проверки было установлено, что Общество в нарушение установленного порядка неверно указало вес товара в таможенной декларации. В данном случае от веса товара исчислялась таможенная пошлина. Именно Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда было постановлено отменить решение суда первой инстанции. Это было решение Арбитражного суда Московской области. Десятый арбитражный апелляционный суд указал, что если от веса товара в данном случае зависит уплата таможенной пошлины/таможенных сборов, то тогда мы выявляем нет ли декларирования части этого товара. В таком случае Общество должно привлекаться по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Такое решение является одним из показательных случаев, когда суд порекомендовал переквалифицировать нарушение из ч. 2 в ч. 1. Обычно происходит наоборот. Добавлю несколько слов по этому примеру. Это относится к дискуссии по вопросу применения правил интерпретации ТН ВЭД. Именно в этом случае таможенный орган соглашался с классификацией товаров по первым четырем цифрам, но суд указал, что надо привлекать по ч. 1. Это как раз к вопросу о дискуссии применения этих четырех цифр.

Следующий показательный пример. Если оба товара были задекларированы в установленном законом порядке, но вместо одного товара на территорию Союза был ввезен другой товар, то деяние не может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Решение Арбитражного суда города Москва. Компанией для целей последующего выпуска процедуры реэкспорта был задекларирован товар. Это был токосъемник для передачи электроэнергии от бортовой сети переменного тока к нагревательным элементам противообледенительной системы вертолета. В ходе таможенной проверки выяснилось, что были поданы две декларации, по каждому товару. Это были плунжерные насосы для подачи топлива. Соответствующим образом, проводя проверку, таможенный орган выявил, что задекларирован один товар, а по факту вывозится другой товар. Таможенный орган привлек по ч. 1 ст. 16.2 КоАП. Однако, изучая материалы дела, Арбитражный суд Московского округа пришел к выводу о том, что оба товара по количественным характеристикам были полностью задекларированы. Декларантом были заявлены всего лишь несоответствующие недостоверные сведения о наименовании этого товара. Вместо одного товара по факту был вывезен другой товар. Однако на оба товара была подана декларация, то есть у Общества не было умысла скрыть этот товар. Соответствующим образом деяние было квалифицировано по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Я согласен, что это очень спорно, но, если товар соответствовал количественным и всем заявленным характеристикам, то очевидно, что у Общества не было умысла скрывать этот товар. На оба товара была подана декларация.

Следующий показательный пример, связанный с неправильным указанием наименований товаров в декларации на товары при условии предоставления достоверных и полных документов, что не является основанием для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Здесь фабула дела была следующей. Обществом в качестве таможенного представителя был оформлен ввоз товаров на территорию России. Это предметы одежды текстильные из синтетических нитей, а именно комбинезон сноубордический, утепленный, на молнии, с капюшоном из опушки из искусственного меха. В ходе проверки оказалось, что вместо комбинезонов значились куртки той же самой марки, примерно тех же качественных характеристик, но товар был другой. В ходе таможенной проверки таможенным органом общество было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ как недекларирование товара. Однако в ходе производства по административному делу неоднократно Общество уведомляло таможенные органы, что была фактически допущена ошибка, так как буквально за три дня до этого Общество ввозило аналогичные товары (именно комбинезоны). Таким образом, так как Общество представило все документы и соответствующим образом оформило эти товары, к которым прилагались фотографии, что говорит о том, что у Общества отсутствует умысел на то, чтобы ввезти другой товар, то в ходе производства по административному делу в суде было доказано, что наименование товара не соответствовало ввозимому товару. Однако товар был задекларирован полностью, были уплачены все таможенные пошлины и сборы. Таким образом, не было основания для привлечения общества к ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

В завершении. Нами предлагается изменить формулировку п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18, в том случае, когда к таможенному оформлению предоставляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации. На наш взгляд, именно эта формулировка ведет к ситуациям, когда возникает недекларирование товаров по мнению таможенных органов по сравнению с недостоверным декларированием. В первую очередь при недекларировании товара, таможенный орган отказывает в выпуске этого товара. Декларант, который ввозит эти товары, теряет свою прибыль, особенно, если это сезонный товар. На наш взгляд, такая неоднозначная формулировка приводит к тому, что вынуждены ошибаться и суды, и таможенные органы. Порой нужно пройти несколько инстанций, чтобы доказать, что это была ч. 2, а не ч. 1. На наш взгляд, для декларантов она является ущербной, и мы предлагаем изменить эту формулировку. Стоит отметить, что в научном сообществе предлагались и более радикальные меры. Когда ч. 2 стала содержать более подробное содержание по сравнению с предыдущей редакцией, то предлагалось объединить ч. 1 и ч. 2. Внести соответствующие изменения в ч. 2, а от применения ч. 1 вообще отказаться. К сожалению, такой подход пока не был поддержан. Однако мы считаем, что в этой части Кодекс об административных правонарушениях, а именно ч. 1 нужно либерализировать, так как возникает не мало коллизий».

Привлечение к административной ответственности на таможне во время ввоза товара в Беларусь и другие страны ЕАЭС часто бывает для предпринимателей неожиданностью. О том, чего не следует забывать, пересекая границу, и как грамотно вести себя во время разбирательства, если уж до него дошло, — рассказывает адвокат адвокатского бюро REVERA, кандидат юридических наук Владимир Ангельский.

— Предпринимателей часто привлекают к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства по незнанию или ошибке.

Владимир Ангельский
Адвокат компании REVERA, кандидат юридических наук

Несоблюдение каких процедур и незнание каких нюансов может привести к привлечению к административной ответственности, как вести себя во время процесса, чтобы не усугубить ситуацию, — я расскажу далее.

Повод привлечь к ответственности

Беларусь наряду с Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией является страной-участницей Евразийского экономического союза (ЕАЭС), на всей территории которого действует Таможенный кодекс ЕАЭС. Чаще всего к административной ответственности во время ввоза товаров в страны ЕАЭС привлекают за:

  1. Неуплату или неполную уплату в установленный срок таможенного платежа, иных сборов и пошлин. Обстоятельств, при которых юрлицо не уплатило или не полностью уплатило таможенный платеж, сбор, пошлину, много. Например:
  • Не заявлены достоверные сведения о товаре, в том числе его таможенная стоимость
  • Недостоверно указаны сведения о стране происхождения товаров
  • Неправомерно использованы льготы по уплате таможенных платежей

Чтобы не допустить ошибок, нужно правильно толковать и применять соответствующее право ЕАЭС и национальное законодательство.

  1. За недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Часто в СМИ мелькает информация, что в очередной раз предприниматель пытался ввезти на территорию ЕАЭС товар, не указанный в товаросопроводительных документах (например, запчасти к сельскохозяйственной технике). Это и есть недекларирование. В связи с изменением законодательства Беларуси с начала 2018 года все чаще по этой статье к административной ответственности привлекаются перевозчики, в том числе иностранные. Избежать этого можно, тщательно сверяя товар с сопроводительными документами до его опломбировки и отправки.
  2. За перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС вне определенных законодательством мест или в неустановленное время работы таможенных органов.
  3. За перемещение товаров, подлежащих таможенному декларированию, через таможенную границу ЕАЭС с использованием тайников либо других способов сокрытия товара. Например, если вы пересекли границу на транспортном средстве в неположенном месте или скрыли товары в шинах, топливных емкостях транспортного средства и т.д.. Здесь может быть только один совет: не делать тайников и не пытаться иными незаконными способами переместить товары через границу — это чревато серьезными последствиями.
  4. За несоблюдение порядка таможенного транзита. Таможенный транзит — процедура, при которой товары перевозятся через границу без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
  5. За недоставку, передачу без разрешения таможенного органа либо утрату сопроводительных документов на товары, которые находятся под таможенным контролем.
  6. За непредставление в установленный срок декларации или ее отсутствие. Это самое «безобидное» и наиболее часто встречающееся административное таможенное правонарушение. Чтобы не быть привлеченным к административной ответственности по ст. 11.44 КоАП, следует помнить, что статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров или их поступления, а периодическая статистическая декларация — не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным.

Административные взыскания по перечисленным составам административных правонарушений различные: от предупреждения до штрафа в размере до 30% от стоимости предмета административного правонарушения и конфискации. Практика показывает, что такие взыскания могут привести компанию к тяжелому финансовому положению и даже к банкротству.

О том, как следует вести себя, если ответственность все же наступила и дело дошло до суда, — я расскажу далее.

Как вести себя во время процесса

1. Будьте активным участником административного процесса

Возбуждение в отношении предпринимателя или компании дела об административном правонарушении значит, что вам придется как-то на эту ситуацию реагировать. И вы можете занять две противоположных позиции:

1. Со всем согласиться, ничего не делать и надеяться на снисходительность должностного лица, рассматривающего дело.

2. Вы также имеете право:

  • Представлять доказательства своей невиновности и правоты. Это могут быть любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, которые позволят вам убедить суд в вашей правоте
  • Заявлять отводы и ходатайства. Например, просить об отстранении судьи вы можете в том случае, если он лично (прямо или косвенно) заинтересован в исходе текущего дела
  • Иметь представителя, если вы не готовы самостоятельно представлять свои интересы, у вас есть право воспользоваться услугами адвоката

2. Проверьте компетенцию тех, кто принимает процессуальные решения

Дела об административных правонарушениях вправе рассматривать начальники таможенных органов и их заместители. В остальных случаях на рассмотрение таких дел имеет право только суд.

Например: по ч. 9 ст. 13.6 КоАП (неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа, иных сборов и пошлин) таможенный орган вправе как составить протокол об административном правонарушении, так и рассмотреть дело об административном правонарушении. А вот по 3 частям ст. 14.5 КоАП (недекларирование либо недостоверное декларирование) таможенные органы вправе только составлять протоколы об административных правонарушениях, а дела об административных правонарушениях уполномочен рассматривать суд.

Если так окажется, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, то это будет основанием для отмены постановления об административном правонарушении.

3. Всегда знакомьтесь с материалами дела об административном правонарушении. В соответствии с процессуальным законодательством, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, вправе знакомиться с материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению по своему ходатайству, делать выписки из них с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов. Ознакомление с материалами дела поможет вам понять, в чем конкретно таможенный орган видит правонарушение и какими доказательствами это подтверждается. Это поможет сформировать свою позицию, самостоятельно оценить имеющиеся доказательства, подготовить контраргументы.

4. Особенно внимательно читайте протокол об административном правонарушении. В процессуальном законодательстве есть ряд требований к его форме и содержанию. В том числе протокол должен содержать время, место и обстоятельства совершения правонарушения с указанием на часть статьи. Если таможенный орган составил протокол о правонарушении, который не соответствует предъявляемым к нему требованиям, например, не содержит описание этого правонарушения или не подписан уполномоченным лицом, то вы вправе об этом заявить суду, должностному лицу органа, ведущего административный процесс. При установлении таких нарушений дело об административном правонарушении возвращается на доработку.

5. Не забывайте представлять доказательства, которые подтверждают вашу позицию и/или имеют значение для смягчения ответственности. Если вы добровольно возместили или устранили причиненный вред или исполнили возложенную на вас обязанность, за неисполнение которой налагается административное взыскание, — это может быть основанием для освобождения от административной ответственности.

6. Заявляйте должностному лицу таможни, суду несколько позиций. В зависимости от избранной позиции, вы можете просить должностное лицо, ведущее административный процесс или суд:

  • О прекращении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения
  • Об освобождении от административной ответственности с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность
  • Об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью. Малозначительным признается деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым правам и интересам
  • О минимизации административного взыскания

7. Устраните неоплату или неполную оплату в определенный срок — таким образом вы еще сможете избежать административной ответственности. Если размер неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей менее 1% от сумм таможенных платежей за календарный год и вы устранили недоплату не позднее 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки — нарушение не будет являться административным и не повлечет финансовых потерь.

8. При определенных условиях штраф может быть уменьшен в 2 раза. Например, если вы добровольно возместили причиненный вред или исполнили возложенную на вас обязанность, за неисполнение которой налагается административное взыскание. При отсутствии отягчающих обстоятельств административные взыскания в виде штрафа налагаются в размере, уменьшенном в 2 раза, либо в пределах установленных в санкциях статей Особенной части КоАП минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в 2 раза.

9. Не останавливайтесь, если вы проиграли. Если дело об административном правонарушении завершилось не в вашу пользу и вы не согласны с этим, у вас есть возможность обжаловать постановление независимо от того, вступило оно в силу или нет.

Чтобы добиться отмены или изменения постановления, необходимо доказать, что при рассмотрении дела имели место односторонность, неполнота, необъективное исследование обстоятельств, были существенно нарушены требования ПиКоАП или неправильно применены нормы, устанавливающие административную ответственность, либо назначенное административное взыскание не соответствует тяжести совершенного правонарушения.

10. Помните о возможности быть освобожденным от административного взыскания. В Беларуси работает Межведомственная комиссия по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней. Чтобы комиссия занялась вашим вопросом, к ней нужно обратиться с ходатайством об освобождении от административного взыскания. Оно должно содержать необходимые документы: годовой бухгалтерский (финансовый) баланс, справку о основных экономических показателях организации и др.

11. Попросите об отсрочке или рассрочке уплаты штрафа. Если у вас, например, в текущем месяце недостаточно денег, но через некоторое время наступят сроки исполнения обязательств вашими контрагентами, и вы без ущерба для операционной деятельности организации сможете уплатить штраф, можно просить об отсрочке или рассрочке исполнения постановления о наложении административного взыскания в суд. При наличии оснований она может быть вам предоставлена сроком до 6 месяцев.

Практика показывает, что если с самого начала административного процесса твердо отстаивать свою правоту, в том числе принять все возможные меры по выработке своей линии защиты, то вам удастся либо вовсе избежать административной ответственности, либо минимизировать размер административного взыскания таким образом, что его уплата не станет серьезным препятствием для повседневной деятельности организации.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил): вопросы квалификации и назначения наказаний»

Актуальность темы исследования. Социально-экономические преобразования в России затронули буквально все стороны ее жизни и; прежде всего, экономику и соответствующие ей социально-экономические неправовые институты. Не стала исключением и административная’ ответственность, призванная охранять общественные отношения. Исторические и’законодательные изменения в первую очередь коснулись экономики, и, естественно, современное российское деликтное законодательство должно было отреагировать на угрозы новым общественным отношениям.

Именно поэтому действующий’КоАП РФ 2001 года, по сравнению со1 своим предшественником образца 1984 года, приобрел совершенно иное содержание. Целью защиты посредством мер административной ответственности, наряду с конституционными правами и свободами человека и гражданина, стали экономические интересы физических и юридических лиц.

Актуальность исследования связана и с динамикой развития российской экономики и внешнеторговой деятельности, достаточно высоким уровнем административных правонарушений в области таможенного дела; особенностью! их квалификации, оптимизацией системы и содержания административных наказаний, применяемых к лицам, виновным в нарушении таможенных правил.

Исходя из оценки современной’административной деликтности, законодатель значительно расширил возможности административно-юрисдикционной защиты экономических отношений Российской Федерации. Действующий Ко-АП РФ предусматривает административную ответственность за нарушения в области охраны собственности (гл. 7), в области предпринимательской деятельности (гл. 14), в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15) и в области таможенного дела (гл. 16). Опасность такого рода правонарушений очевидна, их совершение ставит под угрозу интересы собственников — государства, организаций, физических лиц, снижает уровень экономической безопасности страны. Их особенностью также является и то, что субъектами административных правонарушений часто выступают юридические лица. Государство устанавливает определенные правила поведения в> таможенной, внешнеторговой, валютной и финансово-кредитной сферах, предусматривает запреты на совершение деяний, нарушающих такие правила. Однако рост объема» соответствующей судебной практики свидетельствует только о том, что нарушения-установленных правил не являются редкостью.

Следует специально указать, что если представители уголовного права! давно и всерьез занимаются проблемами применения уголовно-правовых норм и не-только сформулировали теоретические основы, но и сформировали собственно теорию квалификации преступлений, то представители административно-. го права ограничиваются рассмотрением отдельных аспектов квалификации административных правонарушений.

Практически в каждой правовой норме, предусматривающей административную ответственность в области таможенного дела, в качестве субъекта административного правонарушения могут выступать юридические лица. Вместе^ с тем; институт административной ответственности юридических лиц, хотя и получил в КоАП РФ’законодательное закрепление, но вызывает неоднозначные оценки, как со стороны представителей науки, так и практических работников. КоАП РФ в основном разрешил проблемы, связанные с декодификацией’законодательства об административных правонарушениях. По-прежнему требуют совершенствования и уточнения вопросы, связанные с определением подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях в области таможенного дела, нуждаются в конкретизации определения и термины отдельных статей КоАП РФ и ТК РФ.

Проведение исследования осложнено тем фактом, что анализируемая глава 16 КоАП РФ до настоящего момента не приведена в соответствие Таможенному кодексу Таможенного союза1 и Федеральному закону «О таможенном регулировании в Российской Федерации»2, однако, порядок совершения таможенных операций при ввозе и вывозе товаров с единой таможенной территории Таможенного союза соответствует тому порядку, который-применяется в настоящее время в Российской Федерации. В Таможенном кодексе Таможенного союза используется ряд терминов, которые отличаются по написанию, но несут одинаковую смысловую нагрузку с терминами, используемыми» в ТК РФ* и статьях главы 16 КоАП РФ. Федеральной таможенной службой России’ было разъяснено, что до приведения норм, устанавливающих уголовную и административную ответственность за нарушения таможенных правил, в соответствие с терминологией, используемой в Таможенном кодексе Таможенного союза, квалификацию деяний по статьям главы 16 КоАП РФ необходимо осуществлять, руководствуясь положениями ТК РФ3.

Отсутствием монографических исследований, посвященных вопросам квалификации административных правонарушений в области таможенного дела и назначения административных наказаний лицам, виновным в их совершении, объясняется.актуальность настоящей работы.

Степень научной разработанности темы. За последние десять лет по обозначенной проблематике были защищены следующие диссертации: Мигаце-ва Е.В. Административная ответственность за нарушения^ таможенного законодательства. Хабаровск, 2001; Матвиенко Г.В. Административная ответственность за нарушения таможенных правил. Саратов, 2001; Трунина Е.В. Административная ответственность за нарушения таможенных правил в Российской Федерации. Волгоград, 2002; Косицина Л.А. Административная ответствен

1 Таможенный кодекс Таможенного союза. — М.:Проспект. 2010. — 176 с.

2 Федеральный закон от 27.11.2010г. № ЗП-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». // СЗ РФ». 29.11.2010. N 48. Ст. 6252.

3 Письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 01.07.2010 № 1812/32400 «О применении норм уголовного и административного законодательства». ность юридических лиц за нарушения таможенных правил. Омск, 2006; Евстра-това Ю.А. Основания и условия административной ^ответственности; юридических лиц за правонарушения в области таможенного дела. М., 2008; Сидоров Е.И; Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Люберцы, 2008. :’

Высоко оценивая приведенные труды;, следует признать, что до настояще-.го времени вопросы; особенностей квалификации административных правонарушений в области таможенного дела и административных; наказаний;’ предусмотренных за их совершение, не получили комплексного освещения, в том числе после новой редакции главы 16 КоАИ РФ в 2004 году.

Соискатель не оставил без внимания работы В.Р. Кисина, Е.С. Павловой,

Б.В. Российского, В.Е. Севрюгина, В.В. Селиванова и др., в которых рассматривались вопросы административных правонарушений и назначения наказаний.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования» являются правовые отношения, возникающие при перемещении товаров, транспортных средств и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации и Таможенного союза, включая порядок применения таможенных режимов (таможенных процедур), порядок их таможенного оформления и контроля (совершения .таможенных операций), а также порядок взимания и уплаты таможенных платежей, предоставления таможенных льгот и пользования ими.

Предметом исследования выступают нормы КоАП РФ, ТК РФ, ТК ТС, определяющие понятия и особенности квалификации, отграничения административных правонарушений и преступлений в области таможенного дела, устанавливающие наказания за совершение административных правонарушений в области таможенного дела.

Цель и задачи исследования. Целью работы является разработка теоретических положений, совокупность которых позволит разрешать вопросы, возникающие в процессе квалификации и назначения наказаний за нарушения таможенных правил.

В соответствии с этим ставятся и конкретные задачи исследования, очерченные рамками предложенного плана диссертации:

— раскрыть понятие и особенности института квалификации административных правонарушений в области таможенного дела;

— исследовать вопрос отграничения преступлений и административных правонарушений^ области таможенного дела;

— установить «признаки; характеризующие объект и объективную сторону административных правонарушений в области’таможенного-дела;

— охарактеризовать видовое разнообразие и квалифицирующие признаки субъектов административных правонарушений в. области таможенного дела;

— исследовать,особенности объективной^ субъективной сторон админист ративных правонарушений ^ области таможенного дела; ;

— установить варианты сочетания административных наказаний, назначаемых за административные правонарушения в области таможенного дела; проанализировать законодательное ограничение их сочетания* только предупреждением, административным штрафом и конфискацией;

— проанализировать административные наказания, предусмотренные за совершение административных правонарушений в области* таможенного дела; законодательно закрепить критерий «состояние наказанности»;

— предложить варианты решения выявленных проблема целью совершенствования законодательства.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют современные методы познания, включая как общенаучные: анализ, аналогию, индукцию и др., так и специальные: системный» (при определении признаков административного правонарушения в области таможенного дела); исторический (при анализе трудов советских и российских ученых, норм КоАП РФ, действовавших в разные периоды); логический метод (при изложении всего материала, формулировании выводов и предложений); сравнительно-правовой (при анализе законодательства РСФСР и РФ, норм ТК РФ и ТК ТС); статистический (при сборе и обработке данных проведенного исследования и изучения различных материалов); информационно-аналитический (в процессе анализа и обобщения материалов периодической печати); контент-анализ (в процессе выборки и анализа отдельных положений законодательных актов); наблюдение, сравнение (квалификации за преступления и правонарушения); обобщение и описание полученных данных и другие методы исследования.

Теоретическая и нормативная базы исследования. Теоретическую базу исследования? составляют положения» философии, логики; социологии, а также: научные труды по общей теории; права; административному, таможенному, уголовному, гражданскому праву и другим областям научного знания, в которых рассматривались административные правонарушения; их квалификациями назначение наказаний.,

• Нормативной- основой-диссертации» являются положения Конституции» Российской .Федерации, административного, таможенного;-: уголовного, законодательства, федеральные законы, решения1 международного Суда по правам человека, разъяснения и постановления Пленумов Конституционного; Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;, Высшего,Арбитражного Суда Российской Федерации,.Государственного таможенного комитета Российской Федерации,- Федеральной таможенной ¿службы России; Южного таможенного управлениями региональных таможен;ЮФО!

Эмпирической^ базой исследования; служили статистические данные, Федеральной: таможенной, службы Российской Федерации, Главного информационно-аналитического центра МВД России, информация; содержащаяся в докладах Руководителя Федеральной таможенной службы Российской Федерации: В ходе исследования за период 2007-2010 гг. автором были изучены материалы по 273 делам об административных правонарушениях таможен Южного таможенного управления, преимущественно Сочинской, Краснодарской, Новороссийской таможен. Подвергались исследованию опубликованная судебная практика Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, результаты обобщённой судебной (арбитражной) практики судов Ростовской области и. Краснодарского края. При подготовке диссертации использовались данные эмпирических исследований других ученых.

Достоверность теоретических и научно-практических положений, выводов и предложений диссертанта подтверждается результатами проведенного исследования. Сочетание различных методов позволило всесторонне изучить ис-( следуемые проблемы, находящиеся,на стыке нескольких наук, провести их всесторонний» анализ, обосновать-полученные результаты.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что на монографическом’уровне автором: раскрываются понятие и особенности квалификации административных правонарушений; определены основания отграничений административных правонарушений/от преступлений в области таможенного5 дела; обоснован выбор административных наказаний, применяемых к лицам, виновным в их совершении; определены виды административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов.

Новизна диссертации находит свое непосредственное выражение в следующих положениях, выносимых автором на защиту:

1. С учетом бланкетного способа изложения норм главы 16 КоАП РФ; для правильной квалификации’ административных правонарушений в области таможенного дела и дифференциации административной ответственности лиц, их совершивших, целесообразно использование имеющих прикладное значение уточняющих понятий «административное правонарушение в сфере таможенного дела», «объект административного правонарушения в области таможенного дела», «общий субъект нарушения таможенных правил», «специальный субъект нарушения таможенных правил».

2. Под административным правонарушением в сфере таможенного дела следует понимать противоправное, виновно совершенное физическими или юридическими лицами, обладающими признаками общего либо специального субъектов, деяние, то есть действие либо бездействие, направленное на установленный порядок перемещения товаров, транспортных средств и иных пред- ■ метов’ через таможенную границу Российской* Федерации; (и; Таможенного, союза), включая, порядок применения таможенных режимов? (таможенных:, процедур), порядок их таможенного оформления, и контроля (совершения таможенных операций), атакжепорядоквзимания и уплаты таможенных платежей, пре~ доставлениям таможенных. льгот т пользования^ ими, за- совершение ; которого предусматривается ответственность Кодексом Российской • Федерации об административных правонарушениях. {

3. Объектадминистративного; правонарушения? в области» таможенного дела — это-совокупность, конкретных общественных; отношений; возникающих меисду государством вшице его’таможенньгх. органов и неограниченным, кругом юридических и физических лиц, обязанных соблюдать порядок и условия перемещения через таможенную; границу РФ (и Таможенного союза) товаров и транспортных средств, правила»1 таможенного оформления (совершения; таможенных операций) и уплаты таможенных платежей, а.также в связи с осуществлением государственными таможенными органами контроля за соблюдением таможенного законодательства, имеющих важное юридическое значение для; квалификации нарушения таможенных правил по соответствующей статье КоАП РФ. ‘ ;■■•■.’■». ■’ : . ‘

В структуре Особенной части КоАП РФ предлагается объединение ряда глав, .имеющих сходный :родовой: объект, в разделы н (главу 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности», главу 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» и главу 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)»).

4. Помимо составов административных правонарушений, включенных в главу 16 КоАП РФ;.нормальной деятельности таможенных органов во:многом препятствуют деяния, предусмотренные ст. 19.4 и 19.7 КоАП РФ, применимость которых на практике’ осложняется неоднозначностью их толкования судьями. Преодолению этого могло бы способствовать разъяснение Пленума Верховного Суда РФ в части, касающейся: а) применимости понятия «должностное лицо органа, осуществляющего государственный надзор; (контроль)» к должностным лицам-таможенных органов;, б) понятия «сведения (информация), необходимые дляюсуществления?государственным;органомг (должностным лицом) его законной деятельности». Л , :

5; Объективную- сторону административного правонарушения,, совершенного физическим лицом; следует определять как внешнюю сторону противо-, правного виновного действия (бездействия) данного лица, протекающего в оп-. ределенных условиях, месте, времени и причиняющего вред общественным отношениям. Особенностью квалификации административных: правонарушений в области таможенного дела является то, что в зависимости от способа, закрепления в статьях главьг 16 КоАП РФ диспозиции одной и той же нормы совершение одного и того же административного правонарушения для одних субъектов возможно только в форме действий; а; для других — только бездействия. Таким образом, объективная сторона административных правонарушений в области таможенного дела напрямую зависит от вида субъектов их совершения. Игнорирование данного положения на практике может привести к ошибочной квалификации по субъектам. . 1 ‘ , .

— 6. Для дифференциации административной ответственности за административные правонарушения’в области таможенного дела предлагается введение в научный оборот понятий «общий; субъект нарушения таможенных правил — любое лицо, которое на непрофессиональной основе постоянно либо эпизодически становится субъектом правоотношений в области таможенного дела» и «специальный субъект нарушения таможенных правил — перевозчик, владелец склада временного хранения, таможенного склада, магазина^ беспошлинной торговли и др., осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела на профессио-налыюй-основе».

7. Поскольку содержание; формы вины раскрывается безотносительно? к виду субъекта;административного правонарушения- вгч.Г и 2 ст. 2.2 КоАП РФ слово» «лицо» требуется>;заменить словами ¡»физическое; лицо», а’;также ввестиш научный оборот определение, из которого следует, что «субъект административного правонарушения — физическое либо юридическое лицо, совершившее:, деяние, признаки? которого описаны в-статье. Кодекса Российской ¿Федерации об: административных* правонарушениях (и соответствующих статьях законов , субъектов, Российской Федерации об административных, правонарушениях), предусматривающей* административную ответственность затданное:деяние, прш соблюдении всех условий{Статейг2.1,’2.3 — 2.10 настоящего-Кодекса»,. . •

8. Нарушение таможенных правил общим субъектом- возможно в форме как умысла, так и неосторожности; в то время как для специального, субъекта, осуществляющего таможенное дело на* постоянной основе и для которого знание таможенных процедур является обязательным условием и частью его профессионального статуса; характерно- совершение данных административных» правонарушений, как правило, с умышленной» формой вины. ‘;■•’.■

9. Для исключения слетев коррупции предлагаем?законодательно: закре-. пить критерий^ «состояние:наказанности», при: котором; административное:наказание в: виде предупреждения не может быть назначено, лицу до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о — назначении предыдущего административного наказания, либо в случае его малозначительности; повторности, либо если субъективная сторона административного правонарушения характеризуется умыслом.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение диссертации заключается в том, что результаты исследования;уточняют общетеоретические представления об институте квалификации административных правонарушений, его особенностях, систематизируют и дополняют имеющиеся научные взгляды по вопросам установления признаков, характеризующих элементы составов административных правонарушений, применения административных наказаний, по делам, об административных правонарушениях в области таможенного дела.

Практическая значимость диссертационного исследования1 заключается в разработке и. обосновании предложений по совершенствованию действующего законодательства об административных правонарушениях и правоприменительной практике, связанной» с квалификацией административных правонарушений в области таможенного дела и. назначением административных наказаний лицам, виновным в их совершении.

Результаты исследования могут использоваться при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсам «Административное право», «Таможенное право», спецкурсу «Таможенное дело в РФ», в правоприменительной» деятельности судебных и правоохранительных органов.

Апробация и внедрениеь результатов исследования носили разносторонний характер. С научными-сообщениями по теме диссертации соискатель, выступал перед участниками Всероссийской научно-практической конференции «Теория и» практика административного права и процесса» (Краснодар, 2006 год); ХТВсероссийской научно-практической конференции.»Теория и практика административного права и процесса» (Ростов-на-Дону, 2007 год); Всероссийской научно-практической конференции «Административная реформа и наука административного права» (Москва, 2007); III Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика административного права и процесса» (Ростов-на-Дону, 2008 год).

Основные теоретические выводы, практические предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, опубликованы в 17 научных статьях, пять из которых — в ведущих рецензируемых изданиях, входящих в перечень, сформированный Президиумом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.

Отдельные положения диссертации внедрены в практическую деятельность Сочинской таможни, Кубанской коллегии адвокатов Адвокатской палаты Краснодарского края, учебный процесс ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет» в г. Кропоткине, о чем имеются акты о внедрении.

Структура и объем диссертации отвечают ее целям и задачам. Работа соответствует требованиям ВАК Министерства образования и науки РФ. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованных источников.

1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечания:

1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

  • 1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;
  • 2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;
  • 3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1-3 пункта 2 настоящих примечаний.

КоАП таможенные правонарушения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *